0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ рисунка детей в диагностических целях. Процедура проведения и интерпретация результатов диагностики. Интерпретация по типу изображения

Скрининговая диагностика дошкольника с помощью рисуночных методик

При всем многообразии существующих методик, позволяющих изучить психологические особенности ребенка-дошкольника, психологи дошкольных учреждений сталкиваются с различными проблемами в процессе диагностики. Одна из проблем состоит в отсутствии на настоящий момент эргономического набора методик, которые бы позволили без излишних затрат (временных, материальных и др.) провести скрининговую диагностику психологических особенностей дошкольника и получить надежные и достоверные результаты. В реальной практике дошкольного педагога-психолога диагностика осуществляется с использованием стандартным набором методик (наиболее «удобных» и «легких» в осуществлении), которые применяются ко всем детям без учета их индивидуального развития. Мы предполагаем, что эффективная диагностическая процедура невозможна без предварительного сбора психологического анамнеза на этапе скрининговой диагностики, на основе которого и должна строиться диагностическая гипотеза и осуществляться подбор методик для более углубленного индивидуального исследования ребенка.

Опыт работы с дошкольными образовательными учреждениями показывает, что педагоги-психологи достаточно редко используют в своей профессиональной деятельности многочисленный арсенал рисуночных методик. Так, наиболее востребованными являются методики «рисунок семьи», «Дом. Дерево. Человек» и некоторые другие. Основные положения данной статьи и проведенного ранее исследования заключаются в том, чтобы предложить и обосновать необходимость использования, с одной стороны, диагностический потенциал рисуночных методик на этапе скрининговой диагностики, а с другой стороны, – при анализе рисунков использовать интегративный подход, включающий критерии анализа рисунка разных авторов (Ф. Гудинаф, Д. Харрис, А.Л. Венгер, К. Маховер и др.)

Рассмотрим данные положения на примере методики «Образ мира» [3]. Целью проведения методики является определение в общих чертах психического развития дошкольника.

  1. Общий уровень психической активности, тонус, мотивация выполнения задания взрослого (умение выполнять непривлекательное задание).
  2. Произвольность – умение сдерживать эмоции, контроль выполнения деятельности, критичность к своей деятельности и поведению.
  3. Сформированность мелкой моторики.
  4. Общие черты интеллектуального развития.
  5. Психические свойства личности, затрудняющие социальные контакты (агрессивность, конфликтность, негативизм, асоциальность).
  6. Особенности эмоциональной сферы ребенка.

Содержание процедуры методики [1]:

  • наблюдение за рисуночной деятельностью;
  • анализ собственно рисунка (качественный и количественный);
  • пострисуночная беседа.

Инструкция: «Нарисуй картину мира, мира, в котором ты живешь».

Интерпретация рисунка: Предлагаемый нами вариант методики «Образ мира» не предполагает определение типа картины мира (планетарная, пейзажная, непосредственное окружение, опосредованная и абстрактная), поскольку результаты исследования показывают, что в 85,7% случаев дошкольникам присуща пейзажная картина мира

Это явление вполне объяснимо психологическими характеристиками данного возраста (низкий уровень обобщения и абстракции, доминирующее наглядно-образное мышление, отсутствие структурированных знаний, синкретизм восприятия и т.д.).

Графические характеристики рисунка:

  1. Цвет – эмоциональная составляющая образа;
  2. Форма – отражает когнитивную составляющую образа;
  3. Композиция – свойства структуры образа, сформированность образа;
  4. Предметность – отражает смысловую составляющую образа, т.е. значимость.
  5. Плотность заполнения листа – мотивационный компонент образа (незаинтересованность красотой рисунка, быстрое выполнение рисунка, малое количество деталей)

Критерии анализа рисунка:

  1. Общий уровень психической активности, тонус, мотивация – темп, ритм деятельности;
  2. Произвольность – умение сдерживать свои импульсы, контроль за выполнением деятельности, критичность к своей деятельности и поведению.
  3. Сформированность мелкой моторики – сильный нажим карандаша (белеют пальцы, рука скована, рисование осуществляется всей рукой от плеча).
  4. Общие черты интеллектуального развития.
  5. Психические качества личности, затрудняющие социальные контакты.

Теперь остановимся несколько подробнее на процедуре интерпретации полученных рисунков:

Во-первых, следует обратить внимание на то, что конкретно рисует ребенок. Если ребенок рисует человека, то интерпретация должна опираться на методику Ф. Гудинаф, Д. Харриса в изложении С.С.Степанова [4]. Если в рисунке присутствует изображение дерева, дома (а это часто встречается в детских рисунках), то можно использовать схему выявления симптомокомплексов по методике «дом. Дерево. Человек» [5].

Во-вторых, показатели личностного развития могут свидетельствовать еще и об уровне коммуникативного развития (особенно, если это будет подкреплено пострисуночной беседой с ребенком), поскольку в литературе описаны критерии оценки уровня сформированности коммуникативной деятельности дошкольников на основе проявления их личностных качеств в сфере коммуникативного взаимодействия [2]. Нами были выделены несколько личностных качеств, на основе которых можно сделать вывод относительно уровня сформированности коммуникативной деятельности, которая лежит в основе коммуникативной готовности к обучению в школе: агрессивность, конфликтность, негативизм, асоциальность, замкнутость. Боле того, в спектр анализируемых качеств мы включили некоторые особенности дошкольников, выраженные в трудностях в межличностных отношениях и в нежелании общаться (А.Л. Венгер, К. Тейлор, Д.Я. Райгородский, Л.М. Костина, Р.Римская, С. Римский, Дж. Дилео, К. Маховер).

Было выявлено, что чаще всего личностные черты, затрудняющие формирование уровня сформированности коммуникативной деятельности, проявляются в комплексе. Наличие нескольких неблагоприятных личностных черт у одного ребенка позволяет говорить о наличие симптомокомплекса.

В-третьих, об уровне сформированности коммуникативных умений можно судить по тому, как дети рисуют совместно. Можно организовать совместное рисование детей согласно описанной В. Богомоловым методики, которую мы назвали «Варежка» [5].

В-четвертых, цветовое решение рисунка можно интерпретировать по методике М. Люшера.

Читать еще:  Благородный мех — бережный уход: как эффективно и без вреда почистить норковую шубу дома. Чистка меха от желтизны в домашних условиях

В-пятых, композиция рисунка, содержание, тематика в целом позволит судить о, с одной стороны, о сформированности образа мира, с другой, может выявить некоторые особенности жизнедеятельности ребенка в семье. Так, например, в нашем исследовании дошкольников г. Ростова-на-Дону с помощью методики «Образ мира» был один показательный рисунок: девочка (6 лет 5 месяцев) в центре рисунка нарисовала церковь. На других рисунках так же присутствовала религиозная тематика (большие кресты, купола и т.д.). Девочка пояснила в беседе, что это «божий дом, куда мы с родителями часто ходим». В ходе частной беседы с воспитателем было выяснено, что в данной семье родители придерживаются «нетрадиционных религиозных взглядов», и есть подозрение о принадлежности данной семьи к секстанским организациям.

Таким образом, значимость рисуночных методик в диагностике детей дошкольного возраста не вызывает сомнения. Внимание современных психологов к детским рисункам так же нельзя назвать недостаточным. Тем не менее, мы попытались показать, что с помощью рисунков можно составить обобщенный психологический портрет дошкольника, который позволяет сделать предварительные выводы, относительно психологических особенностей ребенка-дошкольника на этапе скрининговой диагностики. Безусловно, невозможно строить умозаключения относительно уровня психического развития дошкольника, личностных особенностях и др. только на основе рисуночных методик. Вместе с тем, они могут оказать незаменимую помощь в прогнозировании дальнейшего развития ребенка и планирование деятельности психолога дошкольного учреждения.

Подводя итог вышесказанному, следует особо подчеркнуть, применяя рисуночную методику, процедура обработки и интерпретации которой описана, необходимо использовать дополнительно все доступные средства анализа и все интерпретационные схемы. Это позволит получить не только комплексные, системные знания о ребенке, но и приблизиться к объективности диагностирования, т.к. известно, что одни и те же элементы рисунка разными авторами могут трактоваться по-разному.

  1. Граматкина И. Возможности рисуночной диагностики// Школьный психолог, № 23, 2006.
  2. Кобелева Г.Р. Формирование коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе: автореферат дис. . кандидата психологических наук : 19.00.07 / Сам. гос. пед. ун-т Самара, 2004.
  3. Романова Е.С, Потемкина О. Графические методы в психологической диагностике. Издательство «Дидакт», 1991.
  4. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. — М.: ТЦ Сфера, 2007.
  5. Тестирование детей/ Автор-составитель В. Богомолов. Серия «психологический практикум». – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 352 с.

Психология детского рисунка с примером

Самые маленькие «художники» (до 3-х лет) выводят на листке бумаги, казалось бы, бессмысленные линии и круги.

Чуть позже (к 4-5 годам) появляется замысел рисунка – малыш рисует маму, папу, животных, дом. Как он рисует человека, какие цвета при этом использует – все это может дать психологу достаточную информацию для интерпретации детского рисунка.

Специалист, используя детские психологические тесты по рисункам, может почувствовать настроение малыша, выявить причину страхов, уловить скрытое напряжение и даже серьезные проблемы психического развития. Получить представление о душевном состоянии крохи могут и родители, не обладающие профессиональными навыками в психологии детского рисунка. Для этого достаточно попросить ребенка нарисовать семью, предоставив ему карандаши или фломастеры всех возможных цветов.

Психология творчества: о чем говорят детские рисунки

Интерпретация рисунка по цвету

Взгляните на творение малыша и попробуйте догадаться, о чем говорит детский рисунок по основному цвету. Психология трактует цвета следующим образом.

  • Преобладание в рисунке пастельных оттенков (голубой, розовый, лиловый) говорит о гармонии и свободе личности. «Розовым» малышам важны тактильные ощущения, обнимайте их почаще, целуйте.
  • Преобладание красного свидетельствует об открытости и активности ребенка. Как правило, такой малыш возбудим, непоседлив и часто непослушен. Однако беспокоиться не о чем, ведь это лишь его индивидуальная особенность. Такие дети полны энергии. Повзрослев, они смогут добиться успеха в жизни.
  • Если детский рисунок выполнен в синем цвете, в психологии это признак уравновешенности. Такие дети более спокойны и неторопливы.
  • Зеленый – цвет упрямства и настойчивости. Светло-зеленый говорит о необходимости защиты. Темно-зеленый должен насторожить родителей – ребенку не хватает внимания и любви. Такие дети вырастают замкнутыми, поэтому с самых малых лет в них нужно воспитывать открытость и вселять уверенность в защищенности.
  • Согласно психологии детского рисунка, желтый – цвет мечтательного малыша с живой фантазией и хорошо развитым воображением. Такие малыши любят играть в одиночестве, используя при этом абстрактные игрушки (различные веточки, камешки и пр.).
  • Если дитя нарисовало оранжевое небо, оранжевую маму – это признак возбуждения, которое не имеет выхода. Таких малышей сложно успокоить, поэтому их энергию лучше направлять в помощь родителям по дому. Совсем хорошо, если среди этих дел найдется такое, которое вызовет у ребенка интерес.
  • Превалирование фиолетового – показатель высокой чувствительности. Это творческая натура с богатым внутренним миром. Это ранимые дети, нуждающиеся в ласке и поощрении больше других.

Однозначно вызвать беспокойство должно преобладание темных оттенков на детском рисунке. По этому поводу психология говорит следующее.

  • Коричневый: отрицательные эмоции, проблемы со здоровьем, переживание семейных неурядиц.
  • Серый: бедность, отторжение, замкнутость.
  • Черный: стресс, угроза и даже психологическая травма.
  • Темно-красный (бардовый с оттенками черного): депрессия, тревожное состояние.
Читать еще:  Как сделать пенал для кисточек своими руками. Шьем органайзер для кисточек. Материалы и инструменты для мастер-класса "Складной пенал"

Преобладание этих цветов говорит о проблемах, с которыми лучше сразу обратиться к психологу.

Нажим на карандаш

Слабый нажим говорит о робости и пассивности. Если малыш постоянно стирает линии резинкой, это признак неуверенности и тревожности. Сильный нажим – свидетельство эмоциональной напряженности. А если нажим такой силы, что бумага рвется, это говорит о конфликтности и гиперактивности.

Положение и размер рисунка

Изображение в верхней части листа – признак высокой самооценки или мечтательности. Расположение мелкого рисунка в нижней части страницы – эмоциональное неблагополучие, низкая самооценка, депрессия.

Если рисунок получился настолько крупным, что малыш приклеил к нему другой листок, чтобы дорисовать недостающее, это показатель тревожного состояния. Также такие рисунки часто рисуют гиперактивные дети.

Анализ детского рисунка

Интерпретацией рисунка человека в психологии занимаются арт терапевты, психологи, социальные работники. Интерпретируя детский рисунок, важно учитывать возраст малыша. Люди у трехлеток получаются «головоногими», это нормально. Однако о психологии детского рисунка с точки зрения психоэмоционального состояния «художника» все же лучше судить, когда малышу 4, 5 или 6 лет.

Безрадостные лица на рисунке или их отсутствие, угрожающая мимика и жесты – могут свидетельствовать об эмоциональном неблагополучии ребенка. Однако специалисты успокаивают: по одному рисунку судить не стоит. Совсем другое дело, когда все рисунки ребенка, созданные в разные дни и месяцы, имеют схожую тенденцию к мрачности.

Анализируя детский рисунок, стоит обратить внимание на его структуру, сравнив реальный состав семьи с изображенным на бумаге. Например, девочка Оля не нарисовала среди прочих членов семьи свою младшую сестренку. Налицо ревность к младшей сестре, ощущение недостатка внимания. О том же говорит и то, если Оля рисует свою сестру крупнее по размеру, чем себя.

Если малыш не изобразил себя, это признак одиночества и серьезный повод задуматься об отношениях в семье.

Также заметьте, в каком порядке ребенок рисует людей. Персонаж, нарисованный первым — главный для ребенка. Член семьи, изображенный боком или спиной, в напряженных отношениях с автором рисунка или в ссоре с ним.

Во время психологической расшифровки детских рисунков посмотрите, чем заняты изображенные на нем члены семьи. Когда они вместе занимаются каким-то делом, нарисованы близко друг от друга, все это признак семейного благополучия. А вот разрозненность персонажей говорит о разладе в семье.

Детские психологические тесты по рисункам

Специалисты в своей работе часто используют детские психологические тесты по рисункам для детей, в которых просят ребенка нарисовать семью, такую же девочку, такого же мальчика или другие ситуации. По рисунку оценивается психоэмоциональное состояние и личностное развитие крохи. Рассмотрим на примерах.

Психологический анализ детского рисунка с примером.

Рисунок мальчика 6 лет. В тесте прослеживается четкая организованность. Изображены все члены семьи. Себя малыш нарисовал взрослым, но с короткими руками, что говорит о самокритичности, недостаточной умелости. Ребенок изображен рядом с братом и сестрой. Это свидетельство привязанности к ним. Яркая мама, нарисованная первой, — главнее папы. Солнце и цветы – признак семейного благополучия и гармонии.

Обратим внимание, что если на рисунке солнце изображено в комнате, ребенку недостает семейного тепла.

А вот второй пример.

Члены семьи прижаты к краю листа. Штриховка, темные тона и плотность изображения говорят о тревожности. Папа нарисован крупнее мамы (крупнее не только комплекция, но и голова). Он – более значимая фигура в семье.

В заключение хотим предостеречь родителей от поспешной интерпретации детских рисунков и тем более постановки диагнозов. Хотя на первый взгляд в психологии детского рисунка разобраться несложно, существует множество нюансов, о которых знают только специалисты. Однако, если в творении маленького «живописца» вас что-то насторожило и это продолжает повторяться, не откладывайте визит к психологу.

Скачайте чек-лист «Творческий беспорядок» в квартире, как его контролировать!

Что такое «творческий беспорядок» — знает любая мама, бороться с ним бесполезно. Как же помочь своему ребёнку развиваться и при этом тратить меньше времени на уборку?​ Следуйте советам из чек-листа и вам не будут страшны творческие эксперименты детей!

Детская психология

О чем нам могут рассказать детские рисунки?

Многие молодые родители знают, как их дети любят рисовать. В ход идут всевозможные фломастеры, карандаши, краски и мелки. Холстами для детских рисунков, иногда становится не только бумага, но и стены, обои, уставший папа или не успевший спастись бегством кот. Но не спешите уничтожать и убирать все «художества» вашего чада, попробуйте к ним присмотреться.

Иногда ребенок по причине своего возраста не может или не умеет объяснить, что его тревожит, чего бы он хотел. Дети дошкольного возраста стремятся выразить свои потребности посредством игры. Поэтому в психологии для диагностики детей часто используют невербальные методы. Наиболее информативными являются рисунок человека, рисунок семьи. Ребенок в игровой форме сообщает о своих потребностях, переживаниях, страхах и стремлениях.

Читать еще:  Советы интровертам: Как выжить в большом офисе и на шумной вечеринке. Чувствуют ли себя одиноко интроверты: заблуждения и факты

Вспомните, при поступлении в школу, ребенку дают лист бумаги, и просят нарисовать человека. Это делается не только для смягчения процедуры оценивания знаний, но и для определения уровня умственного развития и изучения личностных особенностей ребенка.

Нормой для детей 3-4 лет есть изображение человека не полностью, а только головы (в виде окружности) и конечностей (полоски – черточки, отходящие в стороны от головы). В рисунке могут присутствовать глаза, рот, нос и волосы.

Начиная с 4-4,5 лет человек изображается уже с туловищем, но все «элементы» персонажа, не связаны между собой, руки прорисовываются от середины туловища.

В шестилетнем возрасте дети пытаются нарисовать человечка в вертикальном положении (до этого он изображался под углом), руки и ноги приобретают форму и толщину (изображаются двумя линиями), в рисунке появляются второстепенные детали: уши, волосы, пальцы, брови, ресницы, шея, одежда.

Дети 7-9-летнего возраста совмещают схематическое (части тела соединены прямыми, грубыми линиями, как будто приклеены) и пластическое изображение (части тела соединены плавными, переходящими линиями, рисунок целостный). Начиная с 10 лет, пластические элементы преобладают в рисунках.

Первое на что следует обратить внимание, это на расположение рисунка на листе:

в верхней части листа – свидетельствует о завышенной самооценке, стремление к высоким достижениям;

в нижней части листа – заниженная самооценка;

в углу листа – депрессивное состояние, сниженное настроение;

выходит за край листа, некоторые части рисунка не помещаются – импульсивность, острая тревога.

Важным показателем являться сила нажатия на карандаш:

сильный нажим указывает на эмоциональное напряжение, затрудненные при переключении с одной деятельности на другую, склонности к застреванию на конкретных переживаниях и действиях;

сверхсильный – гиперактивность, иногда агрессивное поведение;

слабый нажим, линии едва видны (нитевидные) – уменьшение активности, нервное истощение, сниженное настроение, застенчивость, неуверенность в себе;

нажим изменяется – перепады настроения, нестабильное состояние;

Обратите внимание на размер рисунка:

– значительно больше половины листа, свидетельствует о тревоге, гиперактивности, стрессовом состоянии, импульсивности;

меньше половины листа – депрессия, низкая самооценка.

Наличие однообразных деталей, чрезмерная аккуратность рисунка, подчеркнутый контур указывают на высокий самоконтроль (стремление скрыть от окружающих свои переживания и проблемы).

На наличие тревоги у ребенка может указывать множественность линий, штриховка, частое исправление, не доведенные до конца линии.

Плотная штриховка глаз (зачеркивание) или изображение глаз без зрачков (пустые круги) говорит о наличии навязчивых страхов.

Плотно прижатые к телу руки, угловатость и худоба изображенной фигуры, грустное лицо изображаемого персонажа свидетельствуют о замкнутости, необщительности, концентрации на своих переживаниях. О наличии проблем в сфере общения могут свидетельствовать слабо прорисованные черты лица, маленькие кисти рук, руки в карманах, скрещенные руки на груди или руки за спиной. Если кисти рук прорисованы и подчеркнуты, это указывает на сильную потребность в общении, которая по разным причинам не удовлетворена.

Широко расставленные в сторону руки (как будто человечек хочет кого-то обнять) и ноги, улыбка изображаемого персонажа свидетельствует о коммуникабельности, уверенности в себе, веселом характере, отсутствии проблем с общением.

Демонстративность проявляется в вырисовывании дополнительных деталей: прически, наряда (надписи на одежде), украшений, ресниц. Такие дети любят быть на виду, им присуща большая потребность во внимании и похвале. Это они с огромным удовольствием декламируют стихи, стоя на табурете, участвуют в школьных спектаклях. Родителям нужно уделять, таким детям, больше внимания, когда они ведут себя хорошо и как можно менее эмоционально реагировать на негативные моменты.

Преувеличенный размер головы человечка, может указывать на особо ценное значение умственных способностей для ребенка, склонность к фантазированию и мечтанию. Сильно уменьшенный размер головы, наоборот, свидетельствует о низком значении интеллекта для ребенка.

Чересчур увеличенные ступни ног на рисунке могут указывать на потребность в опоре и поддержке, а уменьшенное их изображение свидетельствует о слабой бытовой ориентации ребенка, о неумелости в социальных контактах.

На повышенную агрессивность может указывать наличие таких элементов в рисунке как: особая прорисовка кистей рук, кулаки, оружие, злое выражение лица, подчеркнутые признаки силы и мужества. Изображение зубов и острых элементов в рисунке указывает на склонность к вербальной агрессии (крики, угрозы, ругательства); агрессивные позы и поднятая вверх рука о склонности к применению физической силы.

При интерпретации детских рисунков следует учитывать два основных момента: 1) по данным рисунка нельзя ставить никаких диагнозов и делать выводы, для этого нужно дополнительные исследования (с помощью надежных методов диагностики); 2) интерпретировать нужно не отдельно взятые части рисунка, а их связь друг с другом, попытаться сложить всю картинку воедино.

Источники:

http://www.b17.ru/article/137515/
http://viline.tv/deti/article/psihologia-detskogo-risunka-testy-i-interpretacia
http://psychologies.today/detskie-risunki/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector