4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Диагностика сформированности умственных действий детей дошкольного возраста. Методы диагностики уровня интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Возрастной диапазон использования

Исследования уровня и динамики интеллектуального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

Статья просмотрена: 2017 раз

Библиографическое описание:

Щербакова Т. А. Исследования уровня и динамики интеллектуального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2009. — №2. — С. 324-327. — URL https://moluch.ru/archive/2/78/ (дата обращения: 14.02.2020).

Рассмотрим, что такое интеллект – это общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; это система всех познавательных способностей человека: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения; это способность к решению проблем «в уме», без проб и ошибок. Следовательно, в понятие интеллекта можно включить и формирование речи, и формирование привычных навыков самообслуживания, так или иначе, влияет на умственную деятельность ребенка [4].

Л.С. Выготский ввел понятие о двух уровнях умственного развития ребенка: первый уровень – зона активного развития; второй уровень – зона ближайшего развития.

Первый уровень характеризует собой уже доступный ребенком уровень развития. Это уровень интеллектуальных задач, которое он способен решать полностью самостоятельно, без помощи взрослого.

Второй уровень обнаруживается не в самостоятельном, а в совместном с взрослыми решении задач ребенком. Второй уровень выше первого, т.к. ребенок еще не в состоянии справиться с заданием самостоятельно, поэтому решает поставленную задачу при помощи взрослого более сложные задачи.

В детском саду и в школе учат чему-то новому, продвигая ребенка в его развитии, давая возможность постараться, сделать немножко больше, чем-то, что ему и так легко дается. Ребенок еще не в состоянии справиться с заданием самостоятельно, поэтому решает поставленную задачу при помощи взрослых.

Л.С. Выготский сделал следующие выводы:

— обучение создает зону ближайшего развития, которая затем переходит в сферу актуального развития;

— обучение двигает вперед развитие, опираясь не только на созревание функции, но и на те, которые еще созревают. Обучение должно идти вперед развития.

— педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день развития (зона ближайшего развития ребенка) [2].

Институтом гигиены детей и подростков разработаны и отобраны критерии, при котором можно косвенно судить об умственном развитии и степени функциональной готовности детей к обучению в школе. Если уровень развития соответствует стандарту, то ребенок может быть признан готовым к школе.

При помощи тестов можно изучить эффективность разных программ и выяснить, насколько они способствуют умственному развитию детей. Во многих зарубежных странах результаты тестовых обследований служат основанием для распределения детей по разным типам классов и школ.

Тесты могут оказать большую помощь при выявлении детей с задержками развития, которые могут быть вызваны слабым состоянием здоровья, снижением слуха, недостатками воспитания. Поэтому, вслед за тестами должны применяться другие методы исследования детей.

Наибольшее значение имеют тесты, направленные на определение уровня общего умственного развития детей, так называемые интеллектуальные тесты. Они всегда состоят из незнакомых детям заданий, выполнение которых требует применения различных умственных действий, следовательно, дают возможность обнаружить, в какой-то мере ребенок этими действиями владеет.

Качество интеллектуального теста зависит от того, насколько научно обоснован подбор входящих в него заданий. Умственное развитие ребенка очень сложный процесс, включающий много сторон и проявлений. Тестовые задания должны выявлять уровень развития главных из этих сторон, определяющих все остальные, чтобы по ним действительно можно было сделать вывод об умственном развитии в целом [7].

Несмотря на то, что тесты Керна, М. Ирасека Г. Вицлака, А.З. Зака являются распространенным способом диагностики уровня умственного развития, объемность (громоздкость) диагностирования по данным тестам привели к необходимости поиски показателей, позволяющих исследовать детей в протяжении многих лет, не требуя специальных условий, не занимая много времени, не утомляя детей, найти более динамичную форму проведения исследования. Диагностика умственного развития должна вскрывать не мифический, интеллектуальный потенциал, а реальные достижения ребенка, сложившиеся в ходе воспитания и обучения [3].

Более приемлемой формой исследования нам подошла методика Равена – одна из наиболее прогностических методик для исследования невербального интеллекта. Может использоваться как в комплексе с другими психодиагностическими методиками, так и отдельно. Обследование вызывает позитивную реакцию испытуемых. Может применяться как индивидуально, так и в группе. Матрицы Равена предназначены для определения уровня интеллектуального развития. Серия карточек (матриц) с заданиями возрастающей сложности может применяться при обследовании лиц с любым языковым и социокультурным фоном, с любым уровнем речевого развития, что создает преимущества их использования при обследовании детей с речевыми нарушениями первичного характера.

При исследовании по этому методу можно выявить способности систематизации в мышлении, способности логически мыслить и раскрывать существенные связи между предметами и явлениями.

Цветной вариант матриц, предназначен для обследования детей от 5 до 11 лет. В процессе выполнения составляющих тест заданий проявляются три основных психических процесса: внимание, восприятие и мышление. В результате анализа ответов можно судить об уровне развития наглядных форм мышления.

Кроме уровня интеллектуального развития детей методика Равена дает возможность проанализировать и процесс решения задачи. Скорость ответа ребенка (время реакции) позволяет выделить импульсивных детей, которые отвечают не подумав, практически сразу после того, как они услышали инструкцию. Время реакции у таких детей – 15-20 секунд. Большое количество неправильных ответов (до 50%) у них связано не с интеллектуальными трудностями, а с нарушением внимания, его низкой концентрацией, а также с неумением спланировать свою деятельность. Эти дефекты, не будучи собственно дефектами мышления, могут существенно снизить успеваемость ребенка в школе, а потому очень важно во время их выявить и, по возможности, скорректировать. Уменьшение поля обзора помогает снизить разброс внимания, а поэтому количество правильных ответов возрастает, когда мы закрываем три из шести предлагаемых для анализа вариантов. При занятиях с такими детьми необходимо специально выделять основные этапы ориентировки и последовательность операций, необходимых для правильного решения задачи. Возможно, прилагать специально вычерченные схемы деятельности, которые также помогут ребенку ее организовать.

Анализ процесса решения заданий в тесте Равена помогает также выявить обучаемость детей, которая часто соответствует их способностям. Так, детям, которым трудно выполнять первые, достаточно легкие задания, необходимо объяснить путь их решения. В том случае, если дети моментально схватывают объяснения взрослого, быстро обучаются решать задачи этого типа, они могут перенести усвоенный прием и на более трудные, последние задания. Поэтому общий невысокий уровень работы этих детей, связан не с интеллектуальным дефектом, а с низким уровнем знаний, что может быть легко скорректировано при обучении. Иногда дети легко справляются с первыми заданиями, а более трудные не решают, не смотря на помощь взрослого. В этом случае можно говорить низкой обучаемости и необходимости большего внимания со стороны взрослых, более полных и длительных объяснений нового материала. Таким образом, в тесте Равена важно не только высчитать общее количество правильных ответов, но и выяснить, какие именно задания решил ребенок – только первые или и последние тоже [6].

Организация опытно-экспериментальной работы проходила в соответствии с традиционной схемой организации исследования, деления и определения экспериментальных и контрольных групп. Для проведения исследования были выбраны экспериментальная группа (ЭГ), контрольная группа – (КГ-1) и контрольная группа – 2 (КГ-2). Всего 60 человек (10 мальчиков и 10 девочек в каждой группе). В ДОУ в ЭГ с 3 летнего возраста до 7 лет занятия проводились по Типовой программе и программе «Радуга», разработанная коллективом Института общего образования при Министерстве образования России под руководством Т.Н. Дороновой. Целью программы «Радуга» является обеспечение здорового образа жизни, полноценного физического и психического воспитания дошкольников (от 2 до 7 лет). В КГ-1 занятия проводились по Типовой программе и по развитию познавательных процессов (экологическое воспитание). В КГ-2 занятия проводились по Типовой программе с дополнением элементов ТРИЗ. После выпуска из детского сада дети пошли в разные школы с 3-ех и 4-ех летним начальным обучением, поэтому мы охватили 5-ые классы с учетом одного возраста. В СОШ в ЭГ и КГ-1 учителя начальных классов работали по образовательной программе. Школа-гимназия (КГ-2) работала по концепции (системе) Л.В. Занкова, основанная на приоритетности развитие познавательных возможностей учеников (обучение на высоком уровне трудности).

Читать еще:  Валентинки своими руками шаблоны для вырезания. Открытки - валентинки из бумаги своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото. Традиции дня всех влюбленных

Для проверки различия результатов контрольной и экспериментальной групп интеллектуального развития использовали методы математической статистики (методику расчета связных рангов, коэффициент корреляции Спирмена r при наличии связных рангов) [1, 5].

Для проверки существенности различий средних показателей интеллектуального развития (по тесту Равена) нами было проранжированы средние значения по группам. Расчеты подтверждают и по диаграмме видно [таблица 1], что средние показатели интеллектуального развития девочек в ЭГ и КГ-2 выше, чем в КГ-1. Проведенные по аналогичной методике расчеты в группе мальчиков подтверждают, что средние показатели интеллектуального развития [таблица 2] в ЭГ оказались ниже, чем в КГ-2, но выше, чем в КГ-1. Это можно объяснить тем, что в школу-гимназию были выбраны способные дети, которые прошли отбор.

Таким образом, результаты исследований интеллектуального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста позволяют нам утверждать, что дошкольные учреждения в данных исследуемых группах работали на завтрашний день развития (зона ближайшего развития ребенка), а учителя начальных классов в данных исследуемых группах работали на зону активного развития ребенка [таблицы 1 и 2]. Полного использования резервов познавательных возможностей дошкольников достигнуто не было, следовательно, интеллектуальный потенциал дошкольников не был полностью востребован.

В результате исследования нами были сделаны следующие выводы:

1. Неполное использование резервов зоны ближайшего развития ребенка.

2. Поиск новых форм, методов, содержания и определения путей дальнейшего развития системы начального образования.

3. Для эффективного осуществления интеллектуального развития детей начального звена в общеобразовательной школе учитывать критический этап возрастного развития.

4. Создать необходимые условия и среду обучения.

Поиск новых путей активизации интеллектуального развития дошкольников и младшего школьного возраста детей является одной из неотложных задач современной психологии и педагогики.

1. Айвазян С.А. Теория вероятностей и прикладная статистика: учеб. для .

вузов /С.А. Айвазян, В.С. Мхитарян. М.: Юнити — Дана, 2001.- 656 с.

1. Выгодский Л.С. Избранные психологические исследования /Л.С. Выгодский. М.: Педагогика, 1982. – 125 с.

2. Диагностика умственного развития дошкольников. /Научно исследовательский институт дошкольного воспитания. Академия наук СССР. М.: Педагогика, 1978. — 132 с.

4. Дружинин А., Дружинина О. Ваш ребенок от 0 до 7 лет. Как развить интеллект вашего малыша. /Дружинин А., Дружинина О. М.: ЗАО Центрполиграф, 2008. — 191 с.

5. Железняк Ю.Д. Основы – научно методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. — 3-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 272 с.

6. Марценковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. /Т.Д. Марценковская. М.: Линка-Пресс, 2008. — 176 с.

7. Мухина В.С. Возрастная психология: учеб. для студ. вузов. /В.С. Мухина. М.: Издат. центр Академия, 1997. — 432 с.

Щербакова Тамара Аркадьевна – старший преподаватель кафедры физического воспитания ФГОУ ВПО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия».

Контактный телефон: раб.т. – 8352- 62-20-14; дом.т. – 8352-53-36-28;

Электронная почта: tomrika.60@ mail.ru.

Хотели бы получить журнал, кол. 1 экз.

42800 Чувашская Республика г. Чебоксары ул. К. Маркса д. 29

Диагностика познавательного развития ребенка

Активность познавательного развития ребёнка у каждого своя, кто-то яркий теоретик, а кому-то легко на практике. Это связано с индивидуальными особенностями развития познавательных процессов, полученными знаниями и умениями. При этом каждому возрасту характерна своя степень интенсивности и выраженности, цельность и направленность познавательного содержания.

Общие требования

Для детей 2-3 лет объектом познания выступают окружающие предметы, звуки, действия. Благодаря манипуляции с ними, зарождающейся игровой деятельностью, наблюдениям за людьми, животными, явлениями природы происходит накопление и усвоение познавательной информации.

Дошкольников 4 лет привлекают не только предметы и действия, но и их признаки и свойства (цвет, форма, размер). А это способствует их умению проводить сравнительный анализ по каким-либо категориям, объединять предметы в группы по одному признаку и т.д.

К 5 годам у дошкольников главным средством познания выступает речь. Дети этого возраста легко воспринимают информацию, неплохо запоминают и могут применять её на практике.

Качественная диагностика позволяет внести коррективы в развитие детей

У ребёнка старшего дошкольного возраста особенностями познавательного развития являются формирующиеся умения анализировать, делать умозаключения, обобщать, классифицировать.

Опираясь на эти возрастные особенности детей, проводится диагностика. Для младшего возраста обязательно подбираются игры и задания, старших дошкольников нужно настроить на рабочий лад.

Разрабатываются критерии оценки, они могут быть такими:

  1. Низкий уровень — ребенок не понимает или не выполняет задания даже при помощи взрослого.
  2. Средний уровень — ребенок хорошо понимает, что требуется, выполняет правильно задания и отвечает на вопросы с небольшой помощью взрослого. Пытается самостоятельно объяснить свой выбор.
  3. Высокий уровень — ребенок с удовольствием, правильно самостоятельно выполняет предложенные задания, грамотно отвечает на вопросы. Делает простейший анализ своих действий, поясняет свой ответ.

Задания для диагностики и результаты оценивания

Разговаривать с ребенком необходимо спокойным, доверительным тоном, хвалить за успехи, подбадривать, если что-то не получается. Итоги диагностики покажут уровень познавательного развития детей, взрослый увидит, какие вопросы вызывают затруднения и требуют дополнительного внимания.

Диагностическое обследование детей 2-3 лет

Поскольку у детей этого возраста преобладает наглядно-образное мышления, все задания подкрепляются иллюстративным материалом.

Знания предметов ближайшего окружения

«Что где?». Перед ребёнком предметы (по 4-5 шт.), объединённые одной лексической темой «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Обувь». Взрослый показывает на каждый из них и спрашивает: «Что это?», или найти из ряда предметов один, например, «Покажи чашку», можно спросить: «Из чего сделана юбка ткани или стекла?»

Тест на знание названий цветов

«Поручения». Подготовить большого и маленького зайцев, матрёшка, машинка, красная и зелёная чашки, большой и маленький кубики. Попросить ребёнка перечислить предметы, определить их цвет и размер и выполнить задания такого типа:

  • угости большого зайца чаем из зелёной чашки, Из чего ещё можно пить?
  • поставь машинку на большой кубик. Куда нужно убирать машинки после игры? И т.д.

Знания членов семьи

Ребёнок рассматривает сюжетную картинку «Моя семья» и отвечает на вопросы:

  • кто изображён на картинке? А с кем живёшь ты?
  • что делает мама? А как зовут твою маму? Я чем твоя мама занимается дома?
  • чем занята бабушка? И т.д.

В завершении беседы желательно спросить: «Нужно ли заботиться друг о друге? Как?»

Знания об объектах и явлениях природы

«Живое и неживое». Перед малышом иллюстрации различных предметов, нужно разложить картинки на две группы «живое» и «неживое». Например, самолёт и птица; рыба и лодка и т.д.;

Тест для детей 3-х лет: назови зверушку

«Кто у кого?». Перед ребёнком фигурки диких и домашних животных. Взрослый спрашивает «Какие животные перед тобой? Где живут медведь и лиса? Конь и собака?». Затем просит найти и назвать их детёныша и поставить рядом со взрослым животным.
«Где чей домик?». Для игры желательно сделать макеты или коллаж двора с хозяйственными постройками и леса. Взрослый показывает малышу картинки с изображением диких и домашних животных и просит его найти их дом: рядом с макетом леса положить диких животных, двора – домашних. Затем ребёнок говорит, кого куда расселил.

Читать еще:  Как подтянуть овал лица самостоятельно с помощью домашних средств? Эффективные рецепты подтягивающих масок для лица в домашних условиях. Как подтянуть кожу лица в обычных домашних условиях

«Кто как голос подаёт?». Ведущий показывает карточки с изображением животных и птиц и просит сказать, кто как подаёт голос, например, корова мычит, собака гавкает, утка крякает и т.д.

«Кто как передвигается?». Для ребёнка заранее подбираются фигурки животных, птиц, насекомых, взрослый кого-то из них называет, а ребёнок его находит и говорит, как он передвигается (кузнечик прыгает, рыба плавает).

Тест для детей 2-х лет

По аналогии проводятся задания на выявления других знаний и умений, а именно о:

  • травах и деревьях (3-4 вида);
  • домашних птицах;
  • диких птицах (2-3 вида);
  • овощах и фруктах (5-6 видов);
  • некоторых свойствах песка и воды;
  • трудовых действиях взрослых и детей;

Диагностическое обследование детей 3-4 лет

Для диагностики понадобятся игры, аналогичные играм для детей 2- 3 лет.

Знания о ближайшем окружении

«Четвертый лишний». Закрепляются знания по лексическим темам «Игрушки», «Мебель», «Обувь», «Одежда», «Посуда», «Транспорт». Ведущий раскладывает по 4 предметных картинки, ребёнку нужно выбрать лишнюю и объяснить выбор, например, стол, стул, чашка, диван.

Тест для детей 4-х лет на знание эмоций

«Каждой вещи свое место». Подготовить небольшие картинки (одежды, обуви, посуды, игрушек) и крупные с изображением шифоньера, полки для обуви, ящика, буфета. Взрослый раскладывает большие картинки перед ребёнком, и поочерёдно показывая маленькие, спрашивает: «Где место для чашки, сапог, кубиков и т.д.».

Умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями

«Что сделано человеком, что природой?». Нужно подготовить конверты, на одном изображён человек, на другом – солнце; предметные картинки с изображением объектов природы и природных явлений (куст, река, дождь, облака); предметов, изготовленных людьми (брюки, чашка, стул, машина). Ведущий просит ребёнка положить в конверт с изображением солнца, картинки с природными объектами, а человека – те, что сделаны людьми и объяснить почему.

В 4-е года ребенок уже должен быть знаком с книгами

«Когда это бывает?». Взрослый даёт малышу картинки с изображением разных действий, которые совершает человек (спит, обедает, готовится ко сну, чистит зубы, делает зарядку, ужинает) и задаёт вопросы: «Что мы делаем ночью? Утром? Днём? Вечером?». Дошкольник должен показать соответствующую картинку.

Знания об объектах и явлениях природы

«Чудесный мешочек». Ведущий заранее кладёт в мешочек овощи и фрукты (яблоко, апельсин, банан, огурец, чеснок). Ребёнок должен выбирать по одному предмету и на ощупь определить, что нашёл.

Игра “Чудесный мешочек” – угадай фрукт на ощупь

«Узнай по описанию». На столе в хаотичном порядке разложены карточки с изображением диких и домашних животных. Взрослый перечисляет характерные признаки одного из них, малыш должен узнать, о ком говорится. Например, живёт с человеком, пасётся на лугу, мычит, даёт молоко и мясо.

Диагностика может быть оформлена в таблицу.

Диагностическое обследование детей 4- 5 лет

Для этого возраста также предлагаются игры для закрепления лексических тем с некоторым усложнением.

Знания о предметах ближайшего окружения

«Виды транспорта». Для ребёнка подбираются картинки с видами транспорта. В одном варианте ему нужно разделить его на специальный, пассажирский, грузовой; в другом – водный, наземный, воздушный.

Задание для детей 4-х лет на знание геометрических фигур

«Что из чего?». На столе предметы из разных материалов: пластмассовый мяч, деревянный и стеклянный стаканы, пластмассовый и деревянный кубики, деревянная ложка, стеклянный шар, пластмассовая ложка. Взрослый просит ребёнка разделить предметы на группы из стекла, пластмассы, дерева, рассказать о качестве материалов (твёрдый или мягкий, хрупкий или прочный, что ещё может быть изготовлено из этих материалов).

«Школа дорожного движения». Для этого возраста обязательно нужно проводить игры по ознакомлению с правилами дорожного движения. Полезно изготовить макет улицы, который подойдёт и для этой игры, дородные знаки лежат отдельно «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход». Сначала взрослый беседует:

  • Как называют людей, идущих по улице?
  • Где должны ходить пешеходы?
  • Где можно переходить улицу. Расставь недостающие знаки.
  • Что означают цвета светофора?

Карточки для знания причин пожара

«Причины пожара». Ребёнку предложены сюжетные картинки (ёлка украшена горящими свечами, у мальчика в руках спички, дети кормят глубей, рядом с сухими листьями разведён костёр и т. д.). Нужно выбрать ситуации, из-за которых может возникнуть пожар, и объяснить свой ответ.

«Кому что нужно». Для детей подготовлены иллюстрации людей разных профессий и игрушечные орудия труда. Взрослый просит положить орудия труда к нужным картинкам.

«Что загадано?». Заранее для дошкольников разложить 4-5 предметов одежды. Взрослый описывает вещь, но не называет её, нужно угадать, о чём идёт речь. Например, «Эта вещь длинная, красного цвета, тёплая, есть пояс, белые квадратные пуговицы, воротник. Что это?»

Знания об объектах и явлениях природы

«Детки с ветки». Заранее подготовить карточки с изображениями ели, сосны, берёзы, дуба, рябины и их плоды, для детей будет полезнее, если они будут настоящими – шишки, жёлудь, серёжка рябины, ягоды рябины. Ведущий интересуется, все ли деревья знакомы и просит к каждому дереву подобрать их «деток».

«Что хорошо, что плохо». Игра будет интересней, если будут принимать участие несколько детей. Нужно приготовить круглое игровое поле со стрелкой в середине, разделённое на сектора, в каждом изображение отрицательного и положительного поведения человека (кормление птиц, рыхление почвы, спиленное дерево, сорванный цветок и др. Дети по очереди крутят стрелку и поясняют выпавшее поведение.

Задание для детей 4-5 лет на внимательность

«Кто чем питается?». Для дошкольников подготовлены карточки с изображением животных и продуктов питания. Ведущий показывает карточку с изображением еды, а ребёнок – карточку с соответствующим животным (банан – обезьяна, орехи – белка, капуста – коза и т.д.).

Результаты диагностики познавательного развития также могут быть занесены в таблицу.

Диагностика сформированности умственных действий детей дошкольного возраста. Методы диагностики уровня интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Возрастной диапазон использования

Ананьина Н.А., педагог-психолог I кв. категории
МБДОУ №92 «Голбакча» г.Набережные Челны

Проблема определения одаренности, ее выявление, развитие и сопровождение интересовала людей еще много столетий назад. …Многие известные ученые, музыканты, художники и даже писатели проявили свои выдающиеся способности уже в раннем детстве. Всем известны блестящие творческие достижения маленького А. Моцарта, выдающиеся успехи в детстве К. Брюллова, И. И. Мечникова, Н. Винера, В. Гюго, Ф. Шуберта, и этот список можно долго продолжать. Сегодня в обществе отмечается новый всплеск заинтересованности в исследовании детей с нестандартным мышлением. Это связано, прежде всего, с запросом общества на индивидуальных неповторимых личностей. Только человек, наделенный непохожестью, талантом, творческими способностями, уникальным даром сможет уловить современный жизненный ритм. Именно таким потенциалом и обладают одаренные люди.

Лично мне одаренность раньше казалась явлением необычайно таинственным и редким, связанным с образами гениальных людей прошлого и отдельными примерами детей-вундеркиндов.

Сейчас с уверенностью можно сказать, что чем больше узнаешь об одаренности, тем сильнее растет интерес к ней. Е. С. Белова в своей книге «Одаренность малыша» сравнивает это уникальное явление со звездой, свет которой пронизывает каждого человека, пробуждая к жизни ростки удивительных способностей, талантов. Ведь детство – неповторимая по своим возможностям пора развития. Очень хочется, чтобы каждый педагог, родитель почувствовал это и научился отыскивать «алмазные россыпи» дарований в своих детях.

Открытия эти радостны, но путь к ним тернист. Раскрывая природный потенциал каждого воспитанника, легко можно ошибиться как в оценке одаренности (недооценить или переоценить), так и в выборе форм, методов, направлений ее развития (переусердствовать, чрезмерно форсировать или неоправданно замедлить). Именно поэтому при воспитании и обучении детей с опережающим развитием необходимо активное участие специалистов, разбирающихся в специфике их развития, в проблемах их социализации и трудностях становления личности. Психологическое сопровождение, созданное на базе нашего дошкольного учреждения, позволяет учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка и рассматривает детскую одаренность в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

Читать еще:  Самые модные пуховики года. LUHTA - от домашнего производства до известной марки пуховиков. Модные цвета и принты для женских курток

Уже с момента поступления ребенка в детский сад начинается наблюдение за ходом развития малыша, его индивидуальными проявлениями. Именно метод наблюдения лег в основу задач нашего педагогического коллектива по выявлению способностей детей раннего возраста. Чтобы судить об одаренности ребенка, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему.

Как же определить среди группы детей одаренных?

Малыши с опережающим развитием отличаются высоким уровнем способности к самообучению, им присуща ранняя речь и большой словарный запас, употребление сложных слов, а также раннее освоение счета или чтения. Наряду с этим замечается необычайная внимательность («все замечает!»), громадное любопытство («задает миллион вопросов обо всем на свете!») и цепкую память («все запоминает в таких деталях!»), хорошо развитое воображение («играет с воображаемыми друзьями»). Эти дети способны к творчеству, умеют классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны, в учении значительно превосходят сверстников.

Для умственно одаренных детей характерно предварительное планирование своей деятельности: игры, рисования, аппликации. Замыслы отличаются развернутостью и продуманностью последовательности будущих действий, богатством и оригинальностью, проявлением собственной индивидуальности.

Многие одаренные дети придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. В игре проще усваиваются знания, при помощи игровой ситуации легче привлечь внимание ребенка, он лучше запоминает материал, у него воспитывается характер, расширяется представление об окружающем, формируются и совершенствуются умения, навыки, вырабатывается сосредоточенность, развивается детская личность и осуществляется подготовка к переходу на следующий период развития. Поэтому с самого раннего детства мы уделяем большое количество времени играм с детьми. Особое внимание уделяем подбору игры на развитие сенсорных, двигательных и интеллектуальных способностей, постепенно усложняя правила. Ведь если детям будет интересно, они не устанут.

Надо отметить, что дети младшего дошкольного возраста, конечно, различаются по уровню умственного развития, однако его проявления настолько неоднозначны и изменчивы, что делать на их основании определенные выводы крайне трудно, и какое-либо заключение может рассматриваться лишь как предположение, а не окончательный вывод.

Сколько-нибудь надежное выявление умственно одаренных детей проводится воспитателями с детьми пятого года жизни. Для этого нами используется метод экспертных оценок. Воспитатели средней группы в конце учебного года заполняют анкету, где по пятибалльной системе оценивают степень проявления у детей следующих признаков: выполнение заданий на наиболее высоком уровне, сообразительность, инициативность, оригинальность и разнообразие продуктов деятельности, любознательность, широта кругозора, повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна.

Для более точного определения одаренности, также исходя из наблюдений, воспитателям заполняются следующие опросники:

  1. Опросник «Характеристики способностей к обучению» (для дошкольников).
  2. Опросник «Мотивационно-личностные характеристики» (для дошкольников).

Чтобы составить полную картину о развитии способностей ребенка, в свою работу включаем анкетирование родителей. В этом нам помогают:

  • «Методика диагностики детской одаренности для родителей», разработанная американскими учеными И. Г. Холлом, Н. Скиннером. Охватывает возрастной диапазон от одного месяца до семи лет. Состоит из трех относительно самостоятельных частей: «Общие двигательные способности», «Двигательные способности более специального характера» и «Познавательный язык».
  • Методика «Карта одаренности» Хаана и Каффа. Эта методика позволяет сравнительно легко систематизировать полученную информацию. Она адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5до 10 лет. Стандартизированная анкета «Изучение познавательной потребности дошкольника», включающая 7 вопросов, адресованных родителям или воспитателям. Автор В. С. Юркевич, модификация и адаптация для детского сада Э. А. Барановой. Выявляет наличие, силу и устойчивость познавательной потребности.

Для обеспечения психологической подготовки родителей, необходимой для стимулирования и развития потенциальных творческих возможностей ребенка, мы готовим консультативные материалы об одаренных детях и их воспитании через беседы и семинары, деловые игры и тренинговые занятия, а также регулярно представляем психологические материалы в печати, на страничках интернета. Поднимаем такие важные темы, как «Особенности одарённого ребёнка, влияние стилей детско-родительских отношений на его развитие», «Роль понимания взрослыми одарённости», «Ступени становления детской одарённости» и др.

По оценке специалистов, одаренными называют детей, которые, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, творческого или продуктивного мышления, организаторской, художественной, спортивной и др. Любознательность и особый интерес к чему-то составляет точку отсчета в развитии каждого. Выбор области исследований ребенка – важный момент, который нельзя пропустить.

Хочется подробно остановиться на развитии умственной активности, являющейся существеннейшим условием роста интеллекта у детей.

Интеллектуальное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных проблем педагогики и психологии в начале XXI века — века информационных технологий, т. к. учитывает новые социальные и психолого-педагогические условия, предъявляющие детям повышенные требования к развитию восприятия и мышления, умственной работоспособности.

Известно, что только на основе результатов комплексной диагностики можно сделать вывод о наличии одарённости, поэтому для углубленного определения уровня развития интеллекта у детей используем следующие методики:

  1. «Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка» Н. И. Гуткиной.
  2. Шкала интеллекта Станфорд-Бине, которая является индивидуальным тестом, направленным на измерение умственных способностей как у детей, начиная с 2-летнего возраста, так и у взрослых. Многие задания для младшего возраста требуют точных двигательных реакций. Этот тест позволяет определить умственный возраст испытуемого и IQ.
  3. Индивидуальный тест Д. Векслера. Диагностика структуры интеллекта (детский вариант) включающий следующие задания:

Субтест общей осведомленности — исследует запас относительно простых сведений и знаний.

Субтест общей понятливости — оценивает полноту понимания смысла выражений, способность к суждению, понимание общественных норм. Испытуемый должен дать ответ о своих предположительных действиях в описанной ситуации.

Арифметический субтест — оценивает концентрацию внимания, легкость оперирования числовым материалом.

Субтест установления сходства — оценивает способность к формированию понятий, классификации, упорядочиванию, абстрагированию, сравнению. Испытуемый должен установить и охарактеризовать общность между парой понятий.

Словарный субтест — направлен на изучение вербального опыта (понимания и умения определить содержание слов).

Субтест повторения цифровых рядов — направлен на исследование оперативной памяти и внимания.

  1. Методика В. С. Юркевича «Дерево желаний», целью которой является изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации).
  2. Прогрессивные матрицы Равенна. Эта методика предназначается для проверки уровня развития наглядно — образное мышления у детей, начиная с 5-ти летнего возраста. Задания представляют собой специальным образом подобранную выборку из 10-ти постепенно усложняющихся матриц.
  3. Рисуночный тест на интеллект (French). Тест предназначен для измерения общих умственных способностей детей от 3х до 8 лет. Он состоит из заданий 6 типов: определение объема словарного запаса, понимание, установление сходства, знание величин и чисел, память. Полученные результаты преобразуются в показатель умственного возраста.

Подводя итог вышесказанному, нельзя обойти вниманием тот факт, что одаренность — всего лишь потенциал, который может привести к успеху, а может и не реализоваться. Хочется верить, что благодаря усилиям педагогов и специалистов нашего дошкольного учреждения, каждый одаренный ребенок в будущем сможет найти себя, реализовать свои способности, полноценно раскрыться в профессии. Сумеет не потеряться в огромном мире и принести обществу свой вклад, созидая новое в различных сферах жизни.

Источники:

http://moluch.ru/archive/2/78/
http://detki.guru/vospitanie/doshkolniki/diagnostika-poznavatelnogo-razvitiya-rebenka.html
http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac118.htm

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector