0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Экологическое воспитание дошкольного возраста в условиях фгос. Экологическое воспитание дошкольников в детском саду. Группа парциальных программ

Журнал Педагог

Автор: Киселёва Елена Леонидовна
Должность: заместитель начальника отдела
Учебное заведение: МБУ ДПО «СОИРО»
Населённый пункт: город Старый Оскол
Наименование материала: статья
Тема: Парциальные программы по экологическому воспитанию дошкольников в условиях введения фгос дошкольного образования
Дата публикации: 28.12.2016
Раздел: дошкольное образование

Парциальные программы по экологическому воспитанию

дошкольников в условиях введения фгос дошкольного образования
Киселёва Е.Л., заместитель начальника отдела МБОУ ДПО «СОИРО» г. Старый Оскол Белгородской области В связи с этим в 90-е годы ушедшего века в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников. Парциальная программа А. Вересова «Мы земляне» имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности. Парциальная программа Е. Рылеевой «Открой себя» создана на основе авторской концепции, предполагающей индивидуализацию личностного развития ребенка. Программа предусматривает развитие у детей естественнонаучных представлений и экологической культуры, начальные формы экологического сознания формируются через цикл занятий «Мир нерукотворный». Н.А. Авдеевой и Г.Б. Степановой создана парциальная программа экологического образования и воспитания старших дошкольников «Жизнь вокруг нас», в центре которой личностное развитие ребенка. Дети получают информацию экологического содержания, на эмоционально-положительной основе у них развивается бережное и ответственное отношение к живой природе. Программа «Паутинка» Ж.Л. Васякиной-Новиковой развивает в детях планетарное мышление: разумное отношение к миру и к себе как к жителю Земли. У детей формируется представление о мире по четырем параметрам: «где я живу» (окружающая среда), «как я живу» (поведение и ответственность), «с кем я живу» (соседи по планете, взаимосвязь с ними), «когда я живу» (взаимодействие во времени). Экологические представления о ценности природы и ее единстве с человеком, о жизненно необходимых проявлениях человека, растений и животных помогают развить в детях сопереживание, сочувствие, которые потом трансформируются в содействие. Творческий поиск педагогов и психологов в целом ряде программ направлен на развитие в детях эстетического отношения к природе и окружающему миру. Программа В.И. и С.Г. Ашиковых «Семицветик» нацелена на культурно- экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности. Авторы считают от того, как 2
ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. Программа предполагает совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду, детских студиях или в семье. В процессе обучения дошкольники приобретают широкий кругозор, нравственное начало отношении к окружающему миру. Основой программы является восприятие красоты в природе, в созданных человеком творениях и самом человеке его внутреннем мире и созидательных проступках. В программе имеются две базовые темы «Природа» и «Человек». Тема природы включает не только четыре ее царства на Земле (минералы, растения, животные и человек), но и выходит за пределы планеты — в ближнее и дальнее космическое пространство. Вторая тема рассматривает человека-созидателя народных и национальных героев, подвижников мировой культуры, вошедших в летописи и оставивших добрый след на Земле. Программа Т.А. Копцевой «Природа и художник» сочетает в себе формирование у детей 4-6 лет представлений о природе как живом организме и развитие их творческой деятельности. Средствами изобразительного искусства автор решает задачи экологического и эстетического воспитания детей, приобщает их к мировой художественной культуре. Блоки программы — «Мир-человека» «Мир искусства» — посредством системы творческих заданий развивают у дошкольников эмоционально-ценностное отношение к миру, а также их собственные творческие навыки и умения К этой же группе можно отнести программу Н.А. Рюкбейль «Чувство природы», предназначенную для воспитания дошкольников 4-6 лет в учреждениях дополнительного образования. Цель программы: развивать через эмоциональную сферу познавательный интерес к природе и желание общаться с ней. Дети обучаются три года, и на каждом этапе решаются новые задачи их воспитания, образования и развития. Общим итогом становится устойчивый интерес к природе, желание общаться с ней и творческое самовыражение детей в различных видах художественной деятельности. Особенность программы — в ее организации на каждом занятии, которое длится два академических часа, дети «погружаются» вместе педагогом в уютной атмосфере через разные виды деятельности (общение с живыми объектами уголка природы, просмотр слайдов, слушание музыки, творческая деятельность самих детей — рисование, сочинение сказок, театрализация литературных произведений и др.). На каждом занятии (два раза в неделю) педагог достигает «эмоционального неравнодушия» каждого ребенка — именно чувство природы должно стать основой дальнейшего экологического образования детей в школе. Познавательный план программы тесно связан с эстетическим: детей учат видеть красоту растений и животных как результат их замечательной приспособленности к среде обитания. В последний год обучения дети получают очень широкий круг представлений о Вселенной, 3
планете Земля, о жизни первобытных и современных людей детям показывают красоту мира, учат любить его. Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы. Программа Н. А. Рыжовой «Наш дом — природа» (1998) нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5- 6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой детей получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае. Программа «Наш дом-природа» состоит из десяти блоков. Каждый включает обучающий и воспитывающий компоненты — знания о природе и развитие у детей разных аспектов отношения к ней (бережной заботы, умения видеть красоту и др.) Половина программы (пять блоков) рассматривает область неживой природы (вода, воздух, почва и др.), три блока посвящены живой природе — растениям, животным и экосистеме леса, два — взаимодействию человека с природой. Программа имеет методическое обеспечение — разработку по созданию развивающей среды в дошкольном учреждении, рекомендации по ознакомлению детей с водой, воздухом. Ценным аспектом программы является то, что автор обращает внимание на отходы, которые в большом количестве производит человечество и которые составляют реальную опасность для природы планеты. Методические рекомендации предусматривают эмоциональное воздействие на детей автором, написаны экологические сказки, придуманы «письма животным», создан экологический проект «Мое дерево». Программа Н.А. Рыжовой имеет продолжение в начальной школе. Одной из первых в 90-х годах появилась программа С. Николаевой «Юный эколог», созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. «Юный эколог» включает две подпрограммы — программу экологического воспитания дошкольников программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т.е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры важнейшее условие развития детей). Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие. 4
Содержание программы отражает биоцентрический взгляд на природу, прослеживает взаимосвязь организма со средой обитания в разных аспектах как закономерные проявления морфофункциональной приспособленности любимых растений и животных к среде, как смену форм приспособительной взаимосвязи организма со средой в процессе его онтогенетического развития, как сходство разных живых существ, проживающих в однородной среде. Решить эти вопросы можно при наличии в жизненном пространстве детей (в помещении и на участке ДОО) в достаточном количестве самих объектов природы — растений и животных. Программа экологического воспитания детей содержит шесть разделов. Первый — это объекты неживой природы, которые рассматриваются и сами себе, и как компоненты среды жизни живых существ. Показано, что без воды, воздуха, почвы невозможна жизнь растений, животных и человека, что планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы, имеет весь комплекс необходимых условий для жизни во всех ее формах. Последний раздел посвящен человеку — он рассматривает в трех аспектах как живое существо, нуждающееся в благоприятных условиях, как пользователь природы и как ее хранитель. Разделы со второго по пятый — это познание собственно экологических законов (жизнь растений и животных в своей среде обитания и в сообществе) эти законы можно интересно познавать уже в дошкольном возрасте, чтобы их понять, приобщиться к ним в своем поведении и жить по ним на Земле. Экологические знания — это не самоцель, это лишь средство формирования отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувственной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности. Таким образом, обзор ряда программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов — понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.
Литература
1. «Мы» — Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева и др. – СПб.: Детство-пресс, 2003. — 240 с. 2. Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2003. – С. 119. 3. Рыжова Н. Наш дом — природа. Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2003. — N 5. — С. 26-34. 5
6

Читать еще:  Абортивные травы для прерывания беременности на ранних сроках, список: петрушка, сенна, зверобой, календула, гвоздика полевая и другие сборы для аборта, а также рецепты их отваров. Что может действительно поможет чтоб был выкидыш. Как сорвать беременность

Дошкольные образовательные программы по экологическому развитию ребенка

Наташа Писаренко
Дошкольные образовательные программы по экологическому развитию ребенка

Эффективность и качество экологического образования детей в Образовательной Организации определяет образовательная программа, которая формирует образовательный процесс и отражает мировоззренческую, научную и методологическую концепцию дошкольного образования, фиксирует его содержание по всем основным (комплексная программа) или одному (парциальная программа) направлению развития ребенка.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который закрепил право дошкольных учреждений использовать вариативные образовательные программам. Каждому образовательной организации предоставлено право самостоятельно разрабатывать, или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы детского образовательного учреждения. Вариативность программ, в условиях новой образовательной политики выступает важнейшим условием соблюдения закона «Об образовании». Таким образом можно обеспечить уровень и направленность работы дошкольного учреждения, учесть образовательные запросы семьи, развитие индивидуальности ребенка, а также способствовать развитию инициативы и творчества педагогов.

Одна из задач программ дошкольного образования — развивать у детей на основе разного содержания эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, готовность проявлять гуманность в деятельности, в поведении. Ребенок должен быть, развит интеллектуально, освоить позиции субъекта в детских видах деятельности. Другая важная задача — обеспечение развития познавательной сферы: наглядно-образного мышления, воображения; любознательности, познавательной активности. Итогом познавательного развития ребенка должна стать способность самостоятельно решать доступные возрасту задачи, осознанно использовать усвоенные приемы, проявлять интерес к экспериментированию.

В дошкольном образовательном пространстве регионов действуют комплексные и парциальные программы. Комплексные предлагают взаимосвязанное содержание по всем основным направлениям работы в условиях детского сада на основе единой педагогической концепции. Парциальные определяют содержание одного или нескольких направлений работы учреждения на основе определенной педагогической концепции. Целостность процесса обеспечивается применением одной комплексной программы или набора парциальных с единой концептуальной основой.

Дошкольные образовательные программы, реализующие экологическое направление развития ребенка ознакомления с миром живой и неживой природы. Парциальная программа «Юный эколог» (автор А. С. Николаева) состоит из двух подпрограмм: «Экологическое воспитание дошкольников» и «Повышение квалификации работников ДОУ». Первая предназначена для организации непосредственно образовательной деятельности по развитию экологической культуры дошкольников 2-7 лет. Другая предназначена для взрослых, которые занимаются экологическим воспитанием детей. «Экологическое воспитание дошкольников» имеет 7 разделов. Первый раздел представляет интерес тем, что в нем рассматриваются — элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ. Второй и третий разделы направлены на ознакомление с жизнью растений и животных в своей среде обитания и в сообществе. Четвертый раздел определяет роль среды обитания в процессе индивидуального развития отдельных видов растений и высших животных. В пятом разделе программы раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Шестой раздел указывает разные формы взаимоотношения человека с природой. В последнем разделе даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам.

Программа «Наш дом — природа» (автор Н. А. Рыжова) ставит целью воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Авторская программа, обеспечивает преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий мир», «Природоведение» и предназначена для работы с дошкольниками в старшей и подготовительной группы. Программа интересна тем, что в основу закладывается формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней, ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Программа состоит из ряда блоков, каждый из которых включает комплекс тем. В первом блоке «Я и природа» дошкольники знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающей среды. Последующие блоки дополняют информацию о компонентах неживой природы, таких как «Песок», «Вода» и др. Далее они рассматриваются во взаимосвязи. Завершающий блок «Человек и природа» — обобщает и анализирует данные ранее представления о живой и неживой природе, об особенностях живых организмов, их разнообразие и распространение, о среде обитания и связи внешнего вида живых организмов с особенностями среды обитания, их приспособленность к этой среде.

Комплексная Программа «Из детства – в отрочество», (авторы Т. Н. Доронова, Л. Г. Голубева, Т. И. Гризик) нацелена на то, чтобы в семье и воспитательно-образовательном учреждении создать благоприятные условия для формирования здоровья и развития путем профилактики и воспитания в контексте национальной самобытности, языка и традиций; образования, направленного на развитие личности ребенка, его способностей. Программа ориентирована на детей от 2 до 7 лет. Авторы программы выделяют, что в развитии познавательной сферы первостепенное значение имеет эмоционально-чувственное постижение мира, которое обеспечивает человеку интеллектуальное и эмоциональное существование в мире. В программе выделен раздел «Познавательное развитие». Цель: развивать самостоятельную поисковую деятельности на основе обогащения сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта основанного на познавательных интересах, потребностей и способностей детей. Задачи: расширять кругозор детей посредством приобщения к накопленному человечеством опыту познания окружающего мира; в соответствии с возрастными нормами развивать познавательные процессы (восприятия, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.); создавать условия для выявлению самостоятельной познавательной активности детей и подержанию избирательных интересов; формировать целостное отношение к миру.

Разработанная И. Э. Куликовской программа «Детское экспериментирование» своей целью ставит создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента. Использование этой программы позволяет решать следующие задачи:

Читать еще:  Открытка с днем рождения моему брату. Открытки брату с днем рождения. Желаю тебе собирать самые головокружительные компании

— формировать у детей представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества.

— расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира:

— знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т. п.);

— знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);

развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.);

— формировать у детей элементарные географические представления;

развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему

— формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Данная программа предполагает знакомство детей с физическими явлениями (свойства твердых тел, жидкостей и газов, электрические и магнитные явления, свойства света и звука и т. д.); со способами проведения эксперимента, раскрывающими скрытые свойства предметов и явлений окружающего мира, с правилами техники безопасности.

Интерес представляет образовательная программа «Мой край – моя святыня». Авторы Л. А. Бобылева, А. В. Султанова. Цель: Заложить основы экологического сознания и восприятия ребенком себя как части природы, осмысление своей значимости в решении экологических проблем; реализации национально-регионального компонента в экологическом воспитании дошкольников. Задачи программы: изучение специфики и самоценности природы Северной Осетии; формирование эмоционально-чувственной сферы ребенка через эмпатию (сопереживание, сочувствие, рефлексию (понимание другого путем размышления за него) и идентификацию (самоотождествление); создание условий для свободного смыслопорождения; активизировать интеллектуально-познавательную деятельность ребенка через тренировку мыслительных операций и формирование системного мышления, творческого воображения; воспитывать активную жизненную позицию личности в познании окружающего, гуманные и эстетические чувства. Особенностью программы является то, что программа предназначена для детей 5-7 лет. В основе программы лежит краеведческий принцип. Этот принцип несет в себе первичную информацию о природе и те стереотипы этноса, которые вырабатывались народом в процессе адаптации к природе. Развивающее обучение реализуется через развитие поисковых функций интеллекта и активизацию детского мышления с применением следующих технологий: развитие творческого воображения, теория решения изобретательных задач, восприятие и преобразование окружающего мира через моделирование, основанное на символической аналогии, речевые логические задачи, как средство выражения связей и зависимостей предметов и явлений природы.

1. Бобылева Л. А., Султанова А. В. Мой край – моя святыня: Программа по экологическому образованию дошкольников и методические рекомендации к проведению занятий. Владикавказ.: СОГУ, 2000. – 53 с. детском саду. М.:Мозаика-Синтез, 2010. -112с.

2. Доронова Т. Н. и др.: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. М.: Просвещение, 2007. — 143 с.

3. Куликовская И. Э, Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. М.: Педагогическое общество России, 2003.- 79с.

4. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания дошкольников и условия ее реализации в детском саду М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 128 с.

5. Рыжова Н. А. Наш дом – природа. М.: Карапуз, 2005. – 192 с.

«Воспитание экологической культуры-важное направление всестороннего развития личности ребенка» (из опыта работы) Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения.

Анкета для родителей «Экологическое воспитание ребенка-дошкольника» 1. Понимаете ли Вы значимость экологического воспитания? 2. Есть ли у Вас дома домашние животные? 3. Приучаете ли Вы ребенка ухаживать за животным?.

Отчет по экспериментальной работе в рамках программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся Министерство образования и науки Республики Тыва МБДОУ комбинированного вида «Детский сад № 19 г. Кызыла РТ» ОТЧЕТ об апробации Комплексной.

Перспективное планирование развивающей программы эмоционального развития детей Развитие ребенка взаимосвязано с его особенностями мира переживаний и чувств. Эмоции влияют на развитие познавательных процессов и поведение.

Технология разработки программы развития ДОО — титульный лист; — паспорт программы; — информация о ДОУ; — проблемно ориентированный анализ состояния образовательного процесса; — концепция.

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание ребенка дошкольного возраста» Экологическое воспитание ребенка. «Маленький человек должен любить всё живое, ведь только доброта открывает ребёнку и детскому коллективу.

Эссе воспитателя по реализации программы развития «Ели вы удачно выберите труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас» К. Д. Ушинский. Жизнь человека, как лёгкий.

Значение развития мелкой моторики руки для полноценного развития ребенка-дошкольника (из опыта работы) Значение развития мелкой моторики руки для полноценного развития ребенка-дошкольника (из опыта работы)Педагогами, психологами и другими.

Экологическое воспитание дошкольников в детском саду

Анна Марейчева 21.11.2017 4 11k

Одно из приоритетных направлений в современном стандарте дошкольного образования получило экологическое воспитание. Ребёнок начинает познавать мир с самого рождения, а вместе с изучением окружающей среды он должен получать представление о её хрупкости, учиться любить, беречь и защищать природу, узнавать, какие действия человека наносят ей непоправимый вред. Занятия по экологическому воспитанию в детском саду как раз и призваны решать эти задачи.

Теоретические аспекты экологического воспитания в ДОУ

Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда… Есть твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету.

Антуан де Сент-Экзюпери

https://ekolog17.jimdo.com/

Основы экологического образования входят в программы для детских дошкольных учреждений, начиная с 60-х годов прошлого века. Но если тогда основной упор делался на привитие детям элементарных основ экологической грамотности, то сейчас — на формирование экологической культуры с самого раннего детства.

Это положение отражено в «Программе воспитания и обучения в детском саду», формулирующей две главные задачи:

  • воспитание любви к природе родного края, умения понимать и чувствовать её красоту, бережно относиться к растениям и животным;
  • создание условий для получения воспитанниками элементарных знаний о природе и формирование у них ряда представлений о явлениях живой и неживой природы.

Дошкольники в силу особенностей своего возраста очень органично воспринимают все знания, которые связаны с природой. Ведь маленькие дети ощущают себя частью природы, у них ещё не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому главная задача — сделать так, чтобы ощущение неразрывной связи с окружающим миром, возникшее в раннем детстве, осталось на всю жизнь.

Ребёнок в дошкольном возрасте ощущает себя частью природы, и задача педагога — укрепить эту связь

Формы занятий по экологии

На занятиях по экологии используются различные формы обучения. Основные направления деятельности:

  1. Специально подготовленные занятия. Здесь главную роль играет воспитатель. Это могут быть:
    • экскурсии,
    • беседы с воспитателем о природе, животных, растениях,
    • чтение художественной литературы,
    • рассказы об особенностях ухода за животными.
  2. Совместная деятельность дошкольников и воспитателя. Дети принимают активное участие во всём происходящем на занятиях. Сюда относятся:
    • различные тематические игры,
    • викторины,
    • рисование и конструирование,
    • наблюдение,
    • ответы на вопросы детей,
    • обсуждение прочитанных книг, просмотренных диафильмов и мультфильмов,
    • работа в живом уголке,
    • подготовка экологических праздников и т. д.
  3. Самостоятельная работа детей. Применение полученных дошкольниками экологических знаний на практике. Например, они могут самостоятельно (но под присмотром воспитателя) поливать цветы, кормить животных в живом уголке, собирать гербарии или коллекции.

Экологическое воспитание начинается с заботы детей о растениях и животных

Дидактические и наглядные материалы для занятий по экологии

Подготовка к занятиям по экологии в детском саду предусматривает широкое применение разнообразных дидактических и наглядных материалов. Причём часть из них можно готовить совместно с детьми. Так, в подготовительной и старшей группах можно приготовить наглядные пособия для малышей. Например, на занятиях по конструированию в средней группе ребята могут сделать наглядный материал по теме «Огород». Только в начале занятия обязательно надо предупредить, что их поделки будут использоваться как наглядный материал для малышей. Это очень важно! Дети (да и вообще люди) любят, когда их труд нужен кому-то, а не пропадает даром.

Читать еще:  Они действительно работают: странные лайфхаки от экспертов красоты. Быстрые и бюджетные лайфхаки для красоты Бьюти советы для девушек на каждый день

Наглядное пособие по теме «Огород», изготовленное дошкольниками средней группы, порадует самых маленьких воспитанников ДОУ

В начале занятий можно просматривать диафильмы и мультфильмы («Рыжая кошка», «Паровозик из Ромашкова», «Клад», «Бабочка», «Сказка о белой льдинке», «На лесной тропе», «Шапокляк»), а затем обсуждать просмотренное. Так, на примере мультфильма «Клад» можно обсудить значение и ценность обыкновенной питьевой воды, а после просмотра мультика «Паровозик из Ромашкова» — порассуждать о том, как важно время от времени останавливаться и наблюдать за природой, наслаждаться удивительным окружающим миром.

Рассматривание картинок и картин — один из приёмов, используемых на занятиях. В первой и второй младших группах используются простые картинки, изображающие растения, животных, овощи, фрукты. В средней, старшей и подготовительной группах можно рассматривать репродукции картин известных художников («Грачи прилетели» А. Саврасова, «Утро в сосновом бору» И. Шишкина, «Жук» И. Кабакова, «Золотая осень» И. Левитана) и просить ребят рассказать, что они видят на них.

Экологическое лото позволяет обощить представления детей о различных видах растений и животных

Игры также можно применять на занятиях по экологическому воспитанию, причём как настольные (например, различные лото, «Найди пару», «Где кто живёт», «Вершки и корешки»), так и подвижные (например, «Спасительное дерево», «Гномики в лесу», «В зоопарке» и любимая от мала до велика потешка «У оленя дом большой»). В качестве дидактических материалов и пособий можно использовать плакаты, модели, схемы, календари природы, оформленные на экологические и живые уголки, выставки рисунков, комнаты природы.

Экологический уголок в ДОУ должен быть красочно оформлен и привлекать внимание детей

Видео: потешка «У оленя дом большой»

Программы по экологическому воспитанию

Существует 2 типа программ для дошкольных учреждений: комплексные и парциональные. Комплексные программы предписывают действия, направленные на развитие дошкольников во всех сферах, а парциональные углублённо рассматривают какое-то одно или несколько тематически близких направлений.

Комплексные программы

Наиболее полно экологические аспекты предусмотрены в программах «Детство», «Радуга» и «Кроха». В них есть специальные разделы, посвящённые не просто получению элементарных знаний о природе, а о взаимосвязи окружающего мира и человека.

«Кроха» посвящена развитию детей самого младшего возраста, поэтому задачи тут простые: созерцать, наблюдать, познавать. Согласно данной программе, в дошкольных учреждениях рекомендуется обустроить живой уголок. Посещение его особенно полезно тем детям, родители которых не разрешают заводить животных дома.

В часть программы «Детство» «Ребёнок открывает для себя мир природы» входят 4 блока, которые учитывают возрастные особенности детей:

  • сведения о растениях, животных как представителях живого в мире природы (особенности внешнего строения и жизненных функций, связь живых существ со средой обитания, их неповторимость);
  • механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания (свойства различных сред, представления о группах животных, проживающих в однородной среде);
  • знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных (представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса);
  • знания экосистемного характера (дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе, их взаимосвязанностью).

Раздел программы «Радуга» «Мир природы» предусматривает изучение экосистемы разных регионов мира, географических понятий, исторических и археологических фактов. Недостаток её — дети получают множество интересных фактов о мире, но не учатся их осмысливать. В программе «Истоки» есть раздел по изучению окружающего мира, но он не соответствует современным требованиям, а программа «Развитие» вообще не ставит цели экологического воспитания воспитанников ДОУ.

Живой уголок в ДОУ позволяет детям приобщиться к миру живой природы и ухаживать за питомцами

Парциальные программы

К одобренным Министерством образования России относятся парциональные программы по экологическому воспитанию дошкольников:

  • «Наш дом — природа»,
  • «Юный эколог»,
  • «Жизнь вокруг нас»,
  • «Природа и художник»,
  • «Семицветик»,
  • «Паутинка»,
  • «Мы — земляне»,
  • «Открой себя»,
  • «Надежда».

Любая из этих программ по-своему интересна, поэтому каждый педагогический коллектив имеет возможность выбора, в зависимости от собственных условий.

К первым программам по экологическому воспитанию в детских садах, которые начали разрабатываться ещё в 90-х годах прошлого века, относится «Юный эколог». Её автор — С. Николаева. Стоит уточнить, что в состав «Юного эколога» входят 2 программы: экологическое воспитания детей и повышение квалификации воспитателей. Таким образом решается комплексная задача воспитания начал экологической грамотности у детей и повышения экологической культуры взрослых, которые призваны этих детей воспитывать.

Так как экологическому воспитанию придаётся большое значение, педагоги дошкольного образования по всей стране разрабатывают собственные программы, исходя из своих возможностей, географического положения и социальных условий. Заслуживают внимания следующие программы:

  • «Непреходящие ценности малой родины», разработанная педагогом из Иванова Е.В. Пчелинцевой;
  • «Я в большом мире», созданная педагогическим коллективом из города Северска;
  • «Азбука экологии» Л.И. Грековой (раздел программы «Планета детства», применяемой на территории Ставропольского края).

Как провести занятие по экологии в детском саду

Программы по экологическому воспитанию предусматривают большое разнообразие форм занятий с детьми, начиная с игр и заканчивая серьёзными проектами.

Экологическая тропа

Одной из самых занимательных форм экологических занятий на открытом воздухе является экологическая тропа. В каждом детском саду желательно иметь 3 вида тропинок и использовать их сообразно возрастным группам. Первая тропинка находится в помещении ДОУ, она может включать в себя специально оформленные стенды, комнату природы, живой уголок. Вторая проходит по территории дошкольного учреждения и используется во время ежедневных прогулок. А третья тропинка — для путешествий. Она ведёт детей на прилегающую к саду территорию. Это может быть сквер, парк, лесопарковая зона, луг или даже настоящий лес.

Экологическая тропа — это специально оборудованный маршрут, проходя по которому дошкольники приобретают знания о природной среде

В идеале на всем протяжении маршрута по тропе детям должны встречаться как дикие, так и культурные растения, растущие по отдельности и скученно, разные деревья и кустарники, птиц, живущих в гнёздах, на деревьях или специально оборудованных домиках, муравейники, камни, водоёмы… В общем, чем разнообразнее, тем лучше. Конечно, для каждой возрастной группы необходимо составлять свой маршрут. Желательно оформить план экологической тропы и разместить его в начале маршрута. Во время путешествий по экологической тропе дети слушают рассказы воспитателя, наблюдают, задают вопросы, учатся делать выводы, собирают гербарии, коллекции и т. д.

Проектная деятельность по экологии в детском саду

В процессе экологического образования в детском саду следует особое внимание уделять исследовательской деятельности детей. В этом может помочь разработка различных проектов, которые могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными. Краткосрочные проекты более распространены в дошкольных учреждениях. Темы у них могут быть различными, например, «Общаемся с животными», «В чём сила воды», «От колоска до буханки», «Кто как зимует в лесу» и т. д.

Поощрение исследовательского интереса детей развивает их мыслительные способности и стимулирует дальнейшую познавательную активность

Тем не менее и долгосрочные проекты вполне по силам детям дошкольного возраста. Следует обратить внимание на такие темы: «Покормите птиц», «Посадили мы репку», «Огород на подоконнике», «Аквариум — рыбье царство», «Вырастим лимон» и т. д.

Разработка как краткосрочных, так и долгосрочных проектов требует немало усилий, предварительной подготовки, изучения материалов и литературы по теме, наблюдений, исследований и умения делать выводы. Также важно красиво оформить и увлекательно представить свой проект. Всему этому детям и придётся научиться.

Аппликация «Грибок» выполняется детьми в рамках проекта «Здравствуй, осень!»

Источники:

http://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=2434
http://www.maam.ru/detskijsad/-doshkolnye-obrazovatelnye-programy-realizuyuschie-yekologicheskoe-napravlenie-razvitija-rebenka.html
http://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/ekologicheskoe-vospitanie-v-detskom-sadu.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector