0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Эмоциональное знакомство младших дошкольников план кружка. Программа развития эмоциональной сферы. На этом наше занятие заканчивается. До встречи

Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста « Страна эмоций»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Цели:

· Осознание ребенком эмоциональных состояний других;

· Умение понимать и принимать других людей;

· Актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере.

Задачи:

· Развитие умения передавать свои эмоции с помощью цвета;

· Развитие воображения и фантазии;

· Создание мотивации на познание себя;

· Совершенствование механизмов саморегуляции;

· Развитие умения с помощью изобразительных средств выражать свои чувства;

· Стабилизация психических процессов, снятие напряжения;

· Развить умение определять экспрессию лица человека.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №9 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение « Детский сад « Родничок»

Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Усова Ирина Викторовна

г.о. Новокуйбышевск, 2014

  • Осознание ребенком эмоциональных состояний других;
  • Умение понимать и принимать других людей;
  • Актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере.
  • Развитие умения передавать свои эмоции с помощью цвета;
  • Развитие воображения и фантазии;
  • Создание мотивации на познание себя;
  • Совершенствование механизмов саморегуляции;
  • Развитие умения с помощью изобразительных средств выражать свои чувства;
  • Стабилизация психических процессов, снятие напряжения;
  • Развить умение определять экспрессию лица человека.
  • Запись спокойной музыки;
  • Карточки с изображением различных эмоций из серии « Волшебный сундучок» Марии Лебедевой;
  • Бланки с нарисованной фигурой человека;
  • Карандаши, фломастеры, восковые мелки.

1. Приветствие. Создание эмоционального настроя.

Педагог-психолог: « Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте все вместе возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и скажем « Доброе утро»! Молодцы! Скажите, пожалуйста, в каком мире мы с вами были в прошлый раз? На прошлом занятии мы с вами побывали в волшебной стране Чувств.

Сегодня я хочу предложить вам отправиться в новое путешествие, в страну Эмоций. Жители мира Эмоций, обращаясь друг к другу, говорят свое имя ласково. Давайте и мы попробуем так.

Упражнение « Ласковое имя»

Педагог-психолог спрашивает имя ребенка, остальных просит хором назвать его ласково. Если дети не могут придумать ласковое имя, психолог помогает.

Перед тем, как отправится в новое путешествие, мы ответим жителям мира Эмоций, какое у нас сегодня настроение.

Упражнение « Мешочек настроений»

Педагог-психолог предлагает детям определить, какое настроение у них сегодня на занятии, с чем его можно сравнить. Например; «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко, а твое?» Участники по кругу говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Затем психолог обобщает – какое же сегодня настроение у всей группы: грустное, веселое, смешное и т.д. и показывает детям мешочек и говорит, что он волшебный и что в него можно сложить все ненужные чувства, например обиду, злость, страх и т.д. Если у ребенка плохое настроение, то ему предлагается сделать это, имитируя движения складывания. Затем психолог завязывает мешочек и предлагает детям выбросить свое плохое настроение в мусорный ящик.

2. Основная часть занятия.

Педагог-психолог: «Ребята, жителям этого мира очень интересно увидеть вас. А чтобы помочь вам представить их, они передали карточки с изображением жителей мира эмоций. Всегда ли мы умеем понимать другого человека? Можно ли по лицу человека понять, какое у него настроение? Давайте сейчас попробуем угадать, какое настроение на этих лицах».

Игра « Угадай настроение»

Психолог показывает детям карточки с нарисованными изображениями различных эмоциональных состояний лица человека. « Здесь изображены лица людей с разным настроением. Как вы думаете, какие настроения здесь изображены? Что происходит с бровями, когда мы сердимся или радуемся? Когда чего-то боимся, удивляемся, гневаемся? А что можно сказать о губах? Как выражает рот наши эмоции, наше настроение? Проводится беседа.

« Молодцы, ребята, вы действительно можете угадать, какое настроение у другого человека по его лицу. А теперь давайте попробуем применить «волшебные» средства понимания, с которыми мы уже познакомились».

Жители мира Эмоций играют в увлекательную игру, в которую предлагают и вам поиграть. Детям раздаются карточки с различными эмоциями и спрашивают у ребенка, кто на ней изображен, и какую эмоцию этот персонаж испытывает. Просят ребенка показать на лице эту эмоцию.

А теперь нам необходимо отдохнуть. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха….»

Релаксационное упражнение « Улыбка»

Педагог-психолог: « Во время каждого выдоха ты можешь почувствовать, как твое лицо все больше и больше расслабляется. Пусть с каждым выдохом расслабляется твой рот, нос, уши, лоб, глаза. Теперь вдохни глубоко-глубоко и задержи дыхание. Откинь голову назад, сделай сильный выдох, выдувая воздух как можно выше, чтобы он долетел до потолка. Повтори это еще раз. Теперь снова вдохни. И когда будешь сейчас выдыхать, постарайся улыбнуться. Почувствуй, как во время улыбки растягиваются твои губы и как напрягаются мышцы щек. Сделай это еще раз и попробуй улыбнуться пошире. Представить себе, что видишь перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой дружеской улыбке.

Важно увидеть улыбку на лицах всех детей. Когда ты снова улыбнешься, почувствуй, как улыбка переходит в твои руки, доходит до ладоней. Дыши и улыбайся…и ощущай, как твои руки и ладони наполняются улыбающейся силой солнышка. Когда ты улыбнешься снова, почувствуй, как твоя улыбка спускается все ниже и доходит до ног, до самых кончиков ступней. Ощути тепло солнца под подошвами ног. Ощути улыбку во всем своем теле. Улыбаясь, ты хорошо чувствуешь себя с ног до головы, ощущаешь радость всеми клеточками своего тела. Ты любишь и принимаешь себя. Теперь немного потянись и выпрямись. Открой глаза и снова окажись с нами в этой комнате.

Упражнение « Исследуем свое настроение»

Педагог-психолог: Ребята, в волшебной стране Эмоций, живут Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Жители волшебной страны любят ходить друг к другу в гости, рассказывать различные истории, заниматься совместными делами. Они предлагают вам пофантазировать и попробовать научиться исследовать самого себя.

Для этого закройте глазки и почувствуйте, где у вас живут чувства: радость, гнев, злость, обида и т.д. На готовых бланках с изображением человечка

Читать еще:  Как приготовить пряжу из ненужных вещей. Вязание ковриков крючком с описанием работы из разных материалов и в различных техниках

детям предлагается исследовать самого себя и закрасить цветными карандашами, где какие живут Чувства, с кем они соседствуют? Дети выполняют задание. Рефлексия. Трудно или легко вам было выполнять задание? Что было трудно? Что легко? Понравилось ли тебе исследовать себя? Было ли это приятно или нет? Проводится коллективное обсуждение, в ходе которой, дети делятся своими впечатлениями.

Заключительный этап. Подведение итогов.

Педагог-психолог. Ребята, наше путешествие заканчивается. Давайте подарим на память жителям страны Эмоций общую фотографию с нашими улыбками.

Упражнение « Пожелания в круг»

Детям предлагается высказать свои пожелания на будущее занятие, а также рассказать о том, что понравилось и что не понравилось участникам на занятии. Мы с вами побывали в разных волшебных мирах, познакомились с удивительными жителями. А теперь давайте улыбнемся, поблагодарим друг друга за работу и попрощаемся до следующей встречи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дошкольный возраст — благоприятный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стр.

Цель: · Создание атмосферы единства, сплочение группы;· Повышение позитивного настроя;Задачи:·.

Цель: · Создание атмосферы единства, сплочение группы;· Повышение позитивного настроя;Задачи:·.

Задачи:· Развитие сенсорно-перцептивной сферы;· Развитие произвольности поведения;·.

.Развитие коммуникативных умений и навыков.2.Знакомство с эмоцией «гнев».3. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека.

Развитие эмоционального компонента в старшем дошкольном возрасте очень важно для ребенка.

конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в работе педагога-психолога.

Эмоциональное знакомство младших дошкольников план кружка. Программа развития эмоциональной сферы. На этом наше занятие заканчивается. До встречи

Непосредственно-образовательная деятельность в младшей группе «Радость»

Папанова Галина Сергеевна, воспитатель первой квалификационной категории МБ ДОУ «Детский сад № 150» г. Новокузнецк, Кемеровская область.
Описание материала: Данная непосредственно-образовательная деятельность направлена на формирование и обогащение речи детей, развитие воображения, фантазии и наблюдательности. Приводится описание занятий с детьми дошкольного возраста с применением методик развития речи и мышления. Используется иллюстративный материал. Кроме того, подобная форма работы с детьми позволяет понять настроение и эмоции людей и чутко относиться к окружающим.
Цель : Знакомство детей с эмоцией «Радость».
Задачи:
— активизировать эмоциональный опыт детей, расширить круг понимания ими эмоции;
— учить понимать свои чувства и чувства других;
— учить фиксировать внимание на своих мышечных ощущениях и словесно описывать их;
— развивать умение осознанно выражать свои эмоции и чувства;
— воспроизводить эмоции «радость» и передавать свое эмоциональное состояние, используя мимику, интонацию;
— формировать положительные эмоции через улыбку умение выстраивать доброжелательные взаимоотношения с окружающим.
Оборудование: картонный домик с пиктограммой «радости» на двери; форма в виде сердца; мяч; зеркало; прозрачные стаканчики с водой; блестящие звездочки; макет дома с окном; палочки для коктейля по количеству детей.Воспитатель: — Доброе утро, ребята! Давайте и мы поприветствуем друг друга, поиграем в игру «Поздороваемся». Я хлопаю в ладоши один раз- здороваемся за руки, два раза — здороваемся плечиками.
Воспитатель: — Сегодня мы поговорим о настроении, которое бывает у вас, у ваших родных, и любых других людей. Все мы, иногда, сердимся, радуемся, грустим. Но сегодня мы отправляемся в гости только к одному настроению. К кому? попробуйте догадаться. Я включу песенку, послушайте внимательно, а потом скажите какая она: спокойная, радостная, грустная.
(слушание веселой песенки)
Воспитатель :- Итак, ребята, какая же музыка прозвучала?
Дети: — Радостная.
Воспитатель : — Да,это радостная мелодия, значит, мы отправляемся в гости к радости. Живет она в доме (макет дома с окном, из окна выглядывает радостное лицо мальчика). — Посмотрите внимательно на его лицо,какое настроение у мальчика?
Дети: — Веселое.
Воспитатель: — А как вы догадались?
Дети: — Он широко улыбается, глаза блестят.
Воспитатель : — А что такое радость для вас? Как вы понимаете это слово? Я буду каждому бросать в руки мячик, а вы называете свою радость.
Дети: — Радость — это:
-когда праздник,
-когда никто не плачет,
-когда сюрприз,
-когда день рождение,
-когда дарят подарки,
-когда мама говорит «Ты моя радость».
Воспитатель: — Молодцы! А теперь давайте улыбнемся, и кончиками своих пальчиков осторожно найдете прищуренные глазки и ротик.
-Ребята, мы с вами превращаемся в волшебников и подойдем к столу. Посмотрите на эту прозрачную водичку, вот такие же спокойные и чистые наши мысли, но когда мы веселимся, улыбаемся наше настроение радостное, и наши мысли похожи на салют. Они блестят и переливаются (воспитатель бросает в стакан блестки и размешивает) . Как красиво!
Дети: — Да!
Воспитатель: — Теперь вы возьмите немного звездочек и бросьте в свои стаканчики, при помощи волшебных палочек, устройте салют! Посмотрите, как весело сверкают звездочки. Понюхайте, может водичка пахнет радостью? Волшебники, предлагаю вам пройти к следующему столу. Закройте, пожалуйста, глаза, улыбнитесь. Найдите в своем теле, то теплое место, где живет ваша радость. Где живет у вас радость?
Дети: — В сердце!
Воспитатель: — Да и у меня тоже радость живет в сердце. Давайте нарисуем в этом сердце свои улыбки (дети рисуют пальчиками улыбку) . Встаньте в круг, ребята. Сегодня мы говорили о чем?
Дети: — О радости.
Воспитатель: — Правильно, мы сегодня говорили о радости, о радостном настроении, но радовать можно не только себя, но своих близких. Сейчас мы с вами будем передавать фонарик- светлячок, и называть способы, как мы можем порадовать близких?
Дети: — Нарисовать рисунок. Если кого-то обидел, попросить прощения и т.д..
Воспитатель: — Молодцы.

Консультация для педагогов
Как развивать понимание эмоций у младших дошкольников


Подготовила: Старший воспитатель МБДОУ д/с № 65 «Буратино» А.В. Дорошенко

Согласно ФГОС ДО одно из направлений социально-коммуникативного развития, которое педагоги осуществляют в детских садах, — развитие эмоционального интеллекта дошкольника.
Основной компонент – эмоционального интеллекта – понимание собственных эмоций и эмоций других людей. Другой компонент – управление эмоциями.
Развитие эмоционального интеллекта дошкольника нужно начинать с развития понимания эмоций. Чтобы делать это обоснованно и системно, следует:
-обозначить основные направления работы по развитию понимания эмоций;
-определить те эмоции, с которыми целесообразно организовывать специальную развивающую работу в каждой возрастной группе.
Работа по развитию понимания эмоций у дошкольников складывается на основе психологических принципов:
-каждую эмоцию человек обозначает словами;
-эмоция выражается экспрессивными средствами (мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией);
-эмоция возникает в конкретной ситуации.
Таким образом, педагог работает в трех направлениях.
Первое направление – обогатить речь детей словами, обозначающими эмоциональные переживания. Обогащение происходит, когда взрослый использует большой словарный запас, описывая свои переживания в конкретной ситуации. Так во время чтения и обсуждения произведения детской литературы педагог спрашивает у ребенка, что почувствовал персонаж. Получив ответ, он называет еще подходящий один оттенок эмоции.
Например: «Бабушка опечалилась и ей стало грустно», «Заяц обрадовался и наверное даже развеселился».
Второе направление – познакомить с экспрессией выражения эмоций. Ребенок или взрослый понимает эмоции другого человека:
-по мимике (выражению лица, движениям мышц лица);
-пантомимике (движениям частей тела);
-жестам (движениям рук);
-интонации (выразительности голоса, изменениям высоты, силы, темпа звучания речи).
Чтобы развить эту способность, педагог обращает внимание дошкольника на то, как выглядит человек (или литературный персонаж), испытывающий эмоцию. Так во время чтения он просит детей внимательно рассмотреть иллюстрации и описать их.
Например: «Лисенок радуется! Смотри как он улыбается, как взмахнул лапками, какие веселые у него глаза».
Когда персонаж попадает в эмоциональную ситуацию, педагог просит одного или нескольких детей показать, как это происходит. Остальные дошкольники в это время детально описывают ситуацию. Вспоминая эмоциональное событие из жизни, педагог показывает, как эмоция проявляется внешне.
Например: «Я помню какой печальной была бабушка. Она сидела, пригорюнившись».
Третье направление – познакомить с ситуациями возникновения эмоций. Эмоция – ситуационно зависимое переживание. Задача педагога – формировать у ребенка понимание того, что эмоция возникает в определенной ситуации. При изменении ситуации или ее восприятия эмоция может измениться.
В педагогической практике существует три способа, как познакомить ребенка с ситуациями возникновения эмоций:
-знакомить с ситуациями (опытом) реальных людей;
-формировать осознание собственного опыта;
-знакомить с ситуациями возникновения эмоций на примере героев детской литературы и мультфильмов.
В произведениях детской литературы эмоции персонажей зависят от конкретной ситуации и действий других лиц. Педагог спрашивает детей не только о том, что чувствуют персонажи, но и почему.
Например: «Ёж обижается, потому что заяц грубо к нему обращается».
Таким образом, путь понимания, «открытия» эмоций – это создание условий для того, чтобы ребенок связал эмоцию с конкретным словом и ситуацией, которая указывает на причину ее возникновения.
Организуя работу по развитию понимания эмоций, педагог должен знать, какие эмоции существуют и какие из них нужно развивать по обозначенным направлениям в каждой возрастной группе дошкольников.

Читать еще:  Обзор самых интересных хобби для пенсионеров: чем увлечься свободной женщине. Бюджет пенсионера или как прожить на пенсию в России

План работы психологического кружка

Цель: снижение высокого уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.

1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева;

2. Установление взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми на основе партнерства и сотрудничества;

3.Раскрытие творческого потенциала ребенка, высвобождение его скрытых, энергетических резервов, а также нахождение им оптимальных способов решения своих проблем при помощи методов арт-терапии.

Отбор детей в группу осуществляется с помощью критериев определения агрессивности проективной методики «Рисунок несуществующего животного»; опросник выявления агрессивности у ребенка (Лавренгпьева ЕП., Тимаренко ТМ 1992г) для педагогов.

1. Снижение проявления признаков агрессивности в поведении детей;

2. Использование педагогами и родителями рекомендаций психолога в работе с детьми, имеющими признаки агрессивного поведения.

Методы работы с детьми по коррекции агрессивности

  1. Изотерапия:свободное рисование, драматизация свободных рисунков,

каракули, «страна Х» (коллективный рисунок).

  1. Сказкотерапия: сказки на актуализацию проблемы.
  2. Песочная терапия: создание песочного мира с использованием

предметов различной тематики (фигурки людей, животных, домов,

растения, природный материал и т.п.) .

  1. Мышечная релаксация, мимическая гимнастика, дыхательные упражнения.
  2. Игротерапия: игры, способствующие развитию эмоциональной саморегуляции.
  3. Музыкотерапия: музыка, позволяющая преодолеть психологическую защиту ребенка — успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать.
  4. Фототерапия: как дополняемое обсуждение слайдов и разными

видами творческой деятельности, включая изобразительное движение,

Диагностика агрессивности (разработанная американскими психологами М. Алворд и

Цель: исследовать агрессивность детей по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.

1) Раскрыть внутреннее отношение ребенка к определенным ситуациям.

2) Дать косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками

И взрослыми в семье и детском саду.

Приобретение навыка игрового взаимодействия;

Раскрытие положительных черт характера;

Расширение ролевого диапазона;

Развитие более позитивной Я- концепции.

Показать детям непродуктивность использования агрессии при общении;

Развивать положительные взаимоотношения между детьми;

Снижение уровня эмоционального напряжения с помощью арт- терапии /изо- терапия/

Укреплять чувство единства.

«В гостях у сказки»

Расширение сознания ребенка;

Совершенствование взаимодействия с окружающим миром;

Обучение ребенка приемлемым способам снятия мышечного и эмоционального

Облегчение психологического страдания ребенка;

Развитие способности эмоциональной саморегуляции;

Восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребенок- взрослые», «ребенок- другие дети».

Проработка психотравмирующих ситуаций на символическом уровне;

Отреагирование негативного эмоционального опыта в процессе творческого

Укрепления (или пробуждения) доверия к миру, развития новых, более продуктивных

Отношений с миром.

Повышение самооценки на основе самоактуализации;

Развитие эмпатических способностей;

Установление и развитие межличностных отношений.

Программа кружка по социально-эмоциональному развитию дошкольников вторая младшая группа «Расти счастливым»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Елочка» с. Шебалино

детский сад «Елочка»

Приказ от «__»__2014 г. №___

вторая младшая группа

Принята Советом педагогов

МБДОУ детский сад «Елочка»

Протокол от 01.01.2001 г. №1

с. Шебалино, 2013 г.

Проблема социально – эмоционального развития ребенка в ДОУ рассматривается как составная часть проблемы социализации ребенка – дошкольника.

Подчеркивая значимость социально – эмоциональных факторов в онтогенезе, писал, «что жизненный путь личности – это история ее переживаний». Социально-эмоциональный опыт современного ребенка, то есть опыт его взаимодействия с окружающими людьми и опыт его переживаний, может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что оказывает самое прямое влияние на его настоящую и будущую жизнь.

Современные научные данные убедительно показывают, что результаты положительного социально – эмоционального детского опыта обеспечивают основу для позитивной самореализации растущей личности. Преимущественно негативный социально – эмоциональный опыт, напротив, развивает недоверие к миру, провоцирует агрессивные тенденции, что приводит к девиантному социальному поведению.

Поэтому, подчеркивает , «создавая условия для конструктивного социально – эмоционального развития, мы обеспечиваем основы созидательной жизненной стратегии личности».

Ежегодные диагностические наблюдения в ДОУ выявляют наличие проблем (разной степени сложности) в личностном развитии детей. Наиболее типичными симптомами этих проблем являются следующие:

Читать еще:  Поздравление с днем рождения супервайзера. Красивые и прикольные поздравления с днем рождения начальнику женщине оригинальные своими словами от коллектива. Где можно обучиться профессии

*отсутствие у части детей навыков самостоятельного и цивилизованного разрешения конфликтных ситуаций и неумение объяснить причины своего поведения (неосознанность мотивов);

*неумение вербально выразить свои чувства и неумение регулировать свое эмоциональное состояние;

*отсутствие представлений о своих внешних и внутренних особенностях и неумение выделять себя из группы сверстников по тем или иным признакам;

*низкая самооценка при высоком уровне тревожности;

*отсутствие навыков культурного поведения в обществе.

Как показывает практика предыдущих лет, у некоторых детей сужается поле активной деятельности, общения и проявления индивидуальности, формируются такие устойчивые качества личности, как замкнутость, безынициативность, неуважительность к окружающим. Как правило, это отверженные и изолированные дети. У некоторых детей при наличии высокого уровня умственного и творческого развития, проявляются те же признаки девиантного поведения, которые с трудом поддаются коррекции.

Преодоление этих негативных тенденций возможно только в процессе целенаправленного, систематического, содержательно наполненного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса по социально – эмоциональному развитию.

Таким образом, реальная образовательная ситуация не соответствовала федеральным государственным требованиям в части обеспечения полноценного социально — личностного развития ребенка и выявила следующие противоречия:

*необходимость целостного личностного развития ребенка – дошкольника (взаимосвязи всех личностных сфер развития ребенка: когнитивной, чувственно – эмоциональной, поведенческой) с одной стороны, приоритет когнитивного компонента в программе, реализуемой в ДОУ с другой стороны;

*востребованность нового качества целостной воспитательной среды для позитивного социально – эмоционального развития с одной стороны, отсутствие механизмов ее преобразования с этих позиций с другой стороны;

*с одной стороны необходимость конструктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса, с другой стороны неготовность значительной части родителей и педагогов к сотрудничеству и диалогу в аспекте личностного развития ребенка.

Обозначенные противоречия позволили сформулировать проблему:

как обеспечить полноценное социально – эмоциональное развитие дошкольников?

Возникшие противоречия и проблема послужили основанием для разработки программы кружка по Социально – эмоциональному развитию дошкольника на основе создания целостной воспитательной среды, выбора апробированной программы «Расти счастливым», обеспечивающей реализацию социально-личностного развития.

Новизна работы по социально – эмоциональному развитию заключается в новом подходе к моделированию воспитательной среды и взаимодействия всех участников образовательного процесса, ориентированном на социально-эмоциональное благополучие ребенка, что является системообразующим фактором целостной воспитательной среды.

Практическая значимость видится:

· в разработке механизмов социально – эмоционального развития в соответствии с федеральными государственными требованиями;

· в создании методического обеспечения процесса социально – эмоционального развития (методических рекомендаций для педагогов и родителей, разработок различных форм работы с детьми и родителями и др.);

· в ориентации на условия организации воспитательного процесса в массовой педагогической практике и поэтому возможность трансляции полученных результатов для педагогов других ДОУ.

Цели и задачи:

Ø Создание условий адаптации в социуме, активного действования в нем, основанного на уверенности в себе и эмоциональной отзывчивости

Ø Формирование уверенности в себе, своих силах и возможностях

Ø Становление умений осознанно относиться к своим и чужим чувствам, желаниям, стремлениям

Ø Формирование здорового адекватного поведения в обществе, умения ориентироваться и адаптироваться в сложном, противоречивом мире

Ø Развитие способности действовать свободно и раскрепощено, но в соответствии с нормами и правилами общества

Формы взаимодействия:

1. Занятийная деятельность.

2. Совместная и самостоятельная деятельность (прогулки, игры, режимные моменты, праздники, сообщения на родительских собраниях, инфобюллетени, папки-передвижки, выставки и т. п.).

Основные принципы организации социально-эмоционального развития

Ø Установление партнерских отношений с детьми:

*представление об образе ребенка как о саморазвивающейся личности;

* осознание процесса воспитания детей как создание условий для развития способностей ребенка;

* использование способов и средств, обеспечивающих понимание того, что субъектом взаимодействия является ребенок с его интересами, потребностями, особенностями.

Ø Интеграция, предполагающая взаимосвязь, взаимопроникновение содержания социально-эмоционального развития и направления дошкольного образования (познавательно-речевое, физкультурно-оздоровительное, художественно-эстетическое, социально-личностное).

Ø Использование различных способов реализации содержания: запланированный, косвенный, ситуативный.

Ø Организация воспитательно-образовательного процесса на основе педагогической оценки актуального состояния развития ребенка (способность видеть, чувствовать, понимать каждого ребенка).

Ø Организация деятельности на рефлексивной основе (анализ возникающих проблемных ситуаций и поиск собственных действий и поведения).

Ø Осознание того, что эффективное, полноценное развитие личности ребенка-дошкольника обеспечивается в процессе ведущего вида деятельности – игровой, в которой наиболее полно реализуются потребности детей в познании, общении, движении.

Настоящая программа предназначена для работы с детьми от трех до семи лет. Разработана на основе «Программы социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста» (автор-составитель , кандидат пед. наук, доцент кафедры дошкольного образования АКИПКРО).

Срок реализации программы: 4 года

Содержание программы направлено на реализацию трех основных разделов:

§ Уверенность в себе

§ Чувства, желания, взгляды

Первый раздел программы предполагает решение следующих задач: помочь ребенку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим.

Второй раздел призван научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции (чувства и переживания), а также понимать эмоциональное состояние других людей.

Третий раздел предполагает обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношении с другими людьми: формирование коммуникативных навыков; умения устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.

При реализации программы целесообразнее планировать и организовывать воспитательно-образовательный процесс так, чтобы задачи всех разделов интегрировались, осознанно способствуя целостному восприятию детьми себя, своих ценностей, чувств, способов социального поведения.

Содержание работы с детьми распределяется по возрастным группам (первая младшая, вторая младшая, средняя, старшая). Для каждого возраста определяются задачи работы на год, а также предполагаются примерные темы для обсуждения по месяцам. В течение месяца предусматривается проведение обязательного развивающего занятия. Данное занятие рекомендуется рассматривать как диагностически — развивающее, а не как заключительно-обобщающее.

Перспективный план работы

с детьми средней группы

Ø Формирование у ребенка представления о себе как единственном и неповторимом, со своими чувствами, желаниями, потребностями;

Ø Развитие умений и навыков социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Ø Формировать положительное мнение о себе.

Ø Расширять представления о себе как об уникальной и неповторимой личности, обладающей своеобразными чувствами, эмоциями, желаниями, потребностями.

Ø Развивать у ребенка потребность быть успешным и интересным сверстникам и взрослым.

Ø Развивать способность быть терпеливым и проявлять уважение к чувствам, эмоциям и желаниям других.

Ø Прививать умение правильно выражать свои чувства, эмоции, желания.

Ø Продолжать формировать у ребенка представления о правилах поведения в различных ситуациях.

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/12/23/konspekt-zanyatiya-po-razvitiyu-emotsionalnoy-sfery-detey-starshego
http://tnuva.ru/emocionalnoe-znakomstvo-mladshih-doshkolnikov-plan-kruzhka.html
http://pandia.ru/text/80/001/18992.php

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector