0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Если ребенок играет с воображаемым другом. Есть ли у вашего ребенка вымышленный друг? Как общаться с воображаемыми друзьями детей

Зачем дети придумывают себе друзей?

В отличие от имеющегося у большинства из нас мнения об одиноких, погруженных в себя детях, мечтающих о воображаемых друзьях, исследования детских психологов показывают, что большинство детей, выдумывающих себе друзей, являются социально активными и коммуникабельными. Они также очень изобретательны: в отсутствие реальных друзей для игр они создают своих собственных, воображаемых друзей.

Детские психологи продемонстрировали, что дети в возрасте полутора лет играют в воображаемые игры: возможно, вы видели это у себя дома — ваш ребенок делает вид, что ест воображаемую пищу или гуляет с воображаемым домашним животным. Удивительно, но в возрасте двух с половиной лет многие дети уже обладают достаточным воображением, чтобы создавать выдуманных друзей.

Дети, которые придумывают себе друзей, находятся в очень хорошей компании. Трудно точно определить число детей, у которых совершенно точно есть выдуманные друзья, по предварительным оценкам психологов, они имеются у примерно 65% детей.

Не следует сильно удивляться, если вы видите, что ваш ребенок играет с воображаемыми персонажами. Культура страны, в которых мы живем, предлагает детям окунуться в мир фантазий с самого раннего детства — в виде говорящих мягких игрушек, созданных по подобию персонажей мультфильмов или сказок — дети окружены ими еще до того, как начнут говорить, и они в полном восторге от того, что могут видеть, нюхать и трогать сказочных персонажей.

Причины, по которым дети выдумывают воображаемых друзей, различны, как утверждают детские психологи, однако в большинстве случаев они стремятся заполнить эмоциональную пустоту или реализовать невыполненное желание. У некоторых детей воображаемые друзья появляются в моменты тоски или одиночества — эта причина, по которой они особенно распространены среди детей, у которых нет братьев или сестер. У других детей воображаемые друзья играют роль наперсников, с которыми можно поговорить, когда ребенок напуган, так как воображаемые друзья могут подбодрить и поддержать его. Некоторые воображаемые друзья даже «хотят» занять место своих двойников из плоти и крови, появляясь в тот момент, когда ребенку необходим кто-то, чтобы свалить на него вину за разбитую тарелку или сломанную свечу, выполняя таким образом, по мнению психологов, защитную функцию.

Воображаемые друзья в некоторой степени могут быть полезны, они помогают ребенку разрешать некоторые вопросы в безопасном режиме — от чувства разочарования по поводу приучения к туалету до гнева матери или отца, вплоть до его беспокойства по отношению к больным дедушке или бабушке. Когда ребенок говорит вам, что его воображаемый друг вас ненавидит, он таким образом выражает свой гнев, который направлен не против вас, а выражен только с тем, чтобы достичь эмоциональной разрядки.

Способ, при помощи которого дети используют своих воображаемых друзей, похож на разновидность психологической работы со страхами у взрослых, известную как систематическая десенсибилизация. При этой разновидности психологической помощи пациент начинает воображать то, что внушает ему страх, и затем вступает в процесс обшения с ним. Ребенок может пройти через подобный процесс психологической помощи, подвергая воображаемого друга воздействию самых худших своих страхов — при этом ребенок наблюдает, каким образом воображаемый друг противостоит им.

Воображаемые друзья зачастую изменяются по мере роста самого ребенка. Двухлетний ребенок относится к воображаемому другу как к товарищу по играм. Четырехлетний может конфликтовать с ним, чтобы доказать свою силу в новом дошкольном учреждении. Шестилетнему может потребоваться наперсник, чтобы излить свой гнев в отношении матери или друзей.

Часто родителей беспокоит то, что общение ребенка с воображаемыми друзьями может оторвать его от действительной реальности. Исследования психологов в этой области и опросы сотен детей свидетельствуют о том, что воображаемые друзья крайне редко переступают свои границы. Дети становятся эмоциональным образом причастными к своим приключениям с воображаемыми друзьями, однако этот опыт похож на то, что происходит со взрослым человеком, который испытывает эмоции при чтении книги или просмотре кинофильма, то есть, эмоции реальны, однако, даже если вы плачете, вы крепко привязаны к действительности, и подобные фантазии вас ни к чему не обязывают. Работая с детьми, я много раз беседовала с ними о их воображаемом друге, но ребенок замечает, что я делаю записи. В какой-то момент беседы многие дети напоминали мне: «Знаете, я все это придумал».

Советы детского психолога примерным родителям.

Вы и воображаемый друг ребенка. На самом деле вопрос о наличии у ребенка воображаемых друзей зачастую связан с возможностью родителей находиться рядом с детьми и общаться с ними. Некоторые родители относятся к воображаемым друзьям как к священным коровам, свидетельствам того, что у их детей хорошо развиты воображение и креативность. Некоторые игнорируют их, поскольку постоянно заняты и не имеют времени для общения с детьми. Большинство детей рады, когда родители играют с ними. Однако нет причин, чтобы позволить манипулировать собой воображаемому ребенку только потому, что у вас есть один настоящий. Одним словом, пока воображаемый друг не начнет вмешиваться в дела вашей семьи или неуважительно относиться к правилам, установленным в вашем доме, нет необходимости обращать на него особое внимание.

Перекладывание ответственности. Воображаемые друзья обычно бывают нарушителями спокойствия, и это вас раздражает. Кто съел все печенье? Конечно, это был Коля. Кто сломал папину модель аэроплана? Опять Коля. Родителям не следует беспокоиться по поводу этих друзей, в таких случаях просто сядьте рядом с ребенком и объясните ему, что это то, что мы не будем делать, мы не собираемся помогать Коле не делать этого.

Читать еще:  Побег: что делать если ваш ребенок ушел из дома. Ваш ребенок или подросток ушел из дома – правила поведения для родителей Уйти из дома в 13 лет

Если проблема так и останется нерешенной, попробуйте разрешить ситуацию таким образом, как если бы речь шла о брате малыша или его реальном друге. Например: «Я знаю, что Коля этого не делал. Давай уберем». И в этом возрасте подобного будет достаточно, чтобы ребенок понял, что вы не допускаете мысли о том, что вымышленный друг может быть козлом отпущения вместо него.

Друзья на всю жизнь? Многие из нас думают, что вымышленные друзья являются созданиями, которых выдумывают маленькие дети и дети дошкольного возраста. Однако вымышленные друзья могут существовать как в течение нескольких дней, так и на протяжении нескольких лет. По своей природе дети стараются, чтобы вымышленные друзья были только их друзьями, поэтому большинство родителей даже и не подозревают об их присутствии.

У вымышленных друзей есть свои правила. Иногда они говорят или делают то, что огорчает детей. Ну и друзья! Если ваш ребенок напуган или расстроен тем, что сделал воображаемый друг, наиболее эффективный способ поддержать его — наложить «дисциплинарное» наказание на воображаемого друга, как если бы это касалось вашего собственного ребенка. «Теперь, Коля, мы не разрешим тебе приходить к нам играть, потому что ты не соблюдаешь правил, установленных у нас дома. Мы здесь не кричим друг на друга». Или что-то в этом духе, так чтобы в некоторой степени это касалось и вашего ребенка.

Проверка в реальных условиях. В то время как дети с действительными эмоциональными проблемами зачастую имеют вымышленных друзей, наличие воображаемого товарища вовсе не означает, что у ребенка какая- то проблема. Если ваш ребенок здоров и комфортно себя чувствует в «реальном» мире своей жизни, нет никаких причин считать, что наличие воображаемых друзей связано с какими-либо проблемами. Если у вашего ребенка есть вымышленный друг, который попадает в трудные ситуации в других сферах, или если воображаемый друг действительно огорчает вашего малыша, возможно, будет не лишним обсудить эту ситуацию с детским психологом.

Интересные статьи по этой теме

психолог Елена Шамова г. Ростов-на-Дону
пр-т. Космонавтов 39/1, 2 этаж, кб.213

У моего ребёнка появился воображаемый друг

Вспомните Карлсона. Такой себе добродушный, в меру упитанный великовозрастный шалопай с пропеллером из полюбившейся нам с детства сказки Астрид Линдгрен про Малыша, который так хотел собаку. Этот забавный персонаж, живущий на крыше и прилетающий к Малышу в моменты, когда тому грустно и одиноко, совсем не так прост, как может показаться на первый взгляд. Ведь если вдуматься, в своей сказке шведская писательница затронула проблему появления у ребёнка, на каком-то этапе его жизни, воображаемого друга.

Многие родители пугаются, паникуют, когда замечают, что их чадо начинает общаться с пустотой. А психологи называют такое явление просто очередным этапом развития личности маленького человека. Так как же относиться к подобному поведению крохи и что при этом делать маме-папе? Подыгрывать или всячески пытаться переубедить. А может, стоит разобраться в причинах появления в жизни любимого карапуза придуманного товарища?

Итак, воображаемые друзья у детей. Кто они? Какие они? Почему появляются? И что с ними делать?

Кто они?

В возрасте 3-5 лет у детей очень активно развиваются воображение и творческие способности. Как следствия — неуёмная фантазия, обогащение внутреннего мира, развитие умения анализировать, оценивать, сопоставлять и находить пути решения различных жизненных ситуаций.

То, каким окажется воображаемый друг, целиком и полностью зависит от фантазии вашего ребёнка, а также от того, какие проблемы он призван решать

Появление в жизни ребёнка воображаемого друга – это фантазии плюс образы из реальной жизни (сказок, мультфильмов) и плюс проблемы, которые таким образом малыш пытается решить.

Как же выглядят эти порождения детской фантазии? А они могут быть любой формы, любого размера и вида любого. Игрушка, наделённая человеческими качествами или сказочный персонаж, Супермен, защищающий слабых или зверушка, которую так хочет завести малыш, «бяка-заколяка», прячущаяся под кроватью, либо ребёнок-ровесник (Сашка, Серёжка, Наташка), с которым так весело играть.

Воображаемые друзья – это динамически развивающиеся сборные образы, обладающие теми качествами, которые на данный отрезок времени для малыша являются приоритетными. Познакомьтесь ближе с придуманным товарищем карапуза, и вы узнаете, чем живёт и в чём нуждается ваше дитя.

Чтобы вам легче было разобраться в ситуации, попросите малыша нарисовать своего невидимого товарища

Какие они?

Придуманный друг – это сигнал вам, родителям, о том, что в жизни вашего ребёнка не всё идёт так гладко, как может казаться со стороны. Для вас этот виртуальный знакомец крохи является прекрасным диагностическим материалом.

С его помощью вы без особого труда определите суть проблемы, чтобы впоследствии найти верные пути её решения. Зачастую, именно отношения в семье, погрешности в воспитании или сложности с адаптацией в детском коллективе становятся толчком к тому, что у ребёнка возникает потребность в воображаемом товарище.

  • Персонаж мультфильма (сказки). Появляется, когда родители уделяют малышу слишком мало своего времени и внимания. Скучные однообразные будни тоже могут побудить карапуза немного «разукрасить» каждодневную рутину с помощью фантазий.
  • Выдуманный обычный ребёнок, ровесник.Сопровождает кроху в его играх, когда тот испытывает недостаток общения со сверстниками настоящими.
  • Супермен, защитник.Малыш может иметь потребность в защите как от забияк в детском коллективе, так и дома – при слишком авторитарном стиле воспитания.
  • Призрачный попугайчик, котёнок или щенок.Их появление говорит само за себя. А не пора бы малютке подарить питомца самого, что ни есть, настоящего?
  • Добрый волшебник, фея, фантастическое существо.Становятся друзьями самых смелых фантазёров. С ними юные «мюнхаузены» путешествуют на Луну, спасают мир, покоряют Вселенную и т.п. Это сигнал к тому, что столь бурную фантазию просто нужно направить, скоординировать. Благо, сегодня существует множество творческих студий и кружков, где столь яркие личности могут себя раскрыть и применить.
Читать еще:  Схема вязания хрюши. Вязаные свинки (хрюшки) крючком со схемами и описанием. Подборка игрушек амигуруми ручной работы. Онлайн: такие разные свинки

Исходя из того, кем является воображаемый друг вашего ребёнка и какими качествами его наделяет малыш, можно проследить причину его появления в жизни крохи и сформулировать проблему. А затем попытаться справиться с ней сообща. Решится проблема – исчезнет, за ненадобностью, и придуманный товарищ.

Карапуз придумывает себе друзей, когда ему не хватает родительского внимания и общения со сверстниками

Почему появляются?

Так каковы же причины того, что у детей иногда появляются воображаемые друзья?

  1. Недостаток внимания, общения с родными или сверстниками.
  2. Нехватка впечатлений. Рутинная повседневность.
  3. Давление и гиперопека со стороны родителей. Стремление к самостоятельности и развитию собственного «я» хотя бы в воображаемом мире.
  4. Чувство вины. Желание избежать наказания.
  5. Вытеснение. Проигрывание с воображаемыми друзьями своих тайных желаний. Самое опасное проявление этой проблемы – вытесненная агрессия, желание наказать обидчиков. И оно требует коррекции специалистом.
  6. Слишком бурная фантазия.

Дружба с выдуманными персонажами у подростков — реакция на глубокое нервное потрясение

Синдром Карлсона у подростков

Подобные проблемы с помощью придуманных товарищей пытаются решить, в основном, дошколята. Если же подросток начинает общаться с вымышленным персонажем, здесь и причины могут быть другими, и относиться к такому явлению нужно будет по-другому.

Если для дошколёнка воображаемый друг – явление естественное, легко поддающееся коррекции и, в большинстве случаев, довольно быстро проходящее, то в подростковом возрасте – это защитный механизм, призванный поддержать психику ребёнка в стрессовой ситуации.

Активация дружбы с невидимкой у подростков происходит вследствие серьёзной психологической травмы:

  • смерти близкого родственника или любимого питомца;
  • развода родителей;
  • переезда на новое место;
  • ссоры с кем-то из близких;
  • и даже безответной любви.

Признаком психологической патологии появление воображаемого друга ни в дошкольном возрасте, ни в подростковом не считается. И медикаментозно, чаще всего, не лечится.

Но, в случаях с подростками, лучше будет, если разобраться с причинами призрачной дружбы и разработать стратегию выхода из психологического кризиса родителям поможет квалифицированный специалист.

Вытесненная агрессия у ребёнка — повод обратиться за помощью к психологу

Стоит ли волноваться родителям?

Наверное, не зря любимой фразой Карлсона были слова: «Спокойствие, только спокойствие!». Именно так родители и должны поступить, впервые обнаружив, что их малыш разговаривает с кем-то невидимым.

Сохраняйте спокойствие и попробуйте выяснить, кто новый друг крохи, во что они играют, какие у них отношения. Затем действуйте, исходя из сути проблемы, которая, обязательно будет прослеживаться в общении карапуза с его воображаемым спутником, и сообразно ситуации.

Ваша задача – создать все условия, чтобы малыш больше не нуждался в нереальной дружбе, переключившись на вполне реальные, земные радости, хлопоты, занятия.

К 7-9 годам воображаемые друзья, обычно, перестают существовать в сознании даже самых заядлых фантазёров. Если же к этому возрасту ситуация не меняется, имеет смысл обратиться за консультацией к детскому психологу.

Поход к специалисту также необходим, если:

  • фантазии карапуза довольно мрачные, безрадостные, изобилуют жестокими сценами;
  • малыш пострадал, травмировался, а к событиям причастен воображаемый товарищ;
  • кроха не интересуется другими играми, плохо идёт на контакт, потерял аппетит, спит беспокойно;
  • ребёнок путает фантазии и реальность, слишком зависим от своего вымышленного друга.

И сразу же готовьтесь к тому, что работать вам, прежде всего, придётся над собой. Менять вы будете своё отношение к крохе, обстановку в семье, привычки, распорядок дня и т.п.

Замените воображаемого друга настоящим

Советы психологов

  1. Ничего не запрещайте. В какой-то степени, на начальном этапе, можете даже подыграть карапузу. Поставьте для его невидимого товарища лишний прибор за обедом, подоткните ему одеяло перед сном, внимательно выслушайте все истории с его участием. Так вы лучше поймёте, что вам делать с этим дальше.
  2. Попытайтесь провести чёткую границу между фантазиями и реальностью: «Хоть к тебе в гости и пришёл «Миша», но игрушки нужно собрать тебе, и уроки должен выучить ты, и за разбитую люстру тоже наказание получать тебе».
  3. Уделяйте ребёнку больше своего внимания. Играйте с ним, ходите в кино, в цирк, в кукольный театр, в зоопарк, на детские площадки, где он сможет играть со сверстниками. Наполните жизнь крохи яркими впечатлениями и собой.
  4. Чаще давайте малышу право выбора, развивайте в нём самостоятельность. Просите помогать вам по дому, поручайте интересные ответственные дела.
  5. Не скупитесь на похвалы.
  6. Не забывайте говорить, как сильно любите своё чадо. Целуйте кроху, обнимайте, гладьте по головке. Телесный контакт с родителями вселяет в ребёнка чувство уверенности в себе. Он ощущает себя нужным, любимым, защищённым.
  7. Если воображаемый друг вашего карапуза – собака, купите ему, наконец, настоящую.
  8. А маленького мечтателя и фантазёра запишите на кружок рисования, лепки или актёрского мастерства.

Появление воображаемых друзей — очередной этап развития личности малыша

Ребёнка можно отвлечь от чего угодно, если взамен предложить ему более интересную перспективу. Воображаемых друзей вашего малыша не нужно пугаться. С ними можно прожить определенный отрезок времени, а потом помочь карапузу отпустить их туда, где им и положено остаться. В уходящее, с течением дней, месяцев, лет, детство…

Воображаемые друзья наших детей

Карлсон. Об этом сказочном герое слышали все. Но не всем известно, что это за синдром назван в его честь. Синдром Карлсона – это выдумывание детьми воображаемых друзей. У вашего ребенка появился друг. Только вот незадача — никто, кроме самого малыша, его не видит. Дети — удивительны, они обладают прекрасной, неограниченной фантазией. Они могут построить сверхсовременный корабль из стульев и одеял, у них возникает интересный мир в большой картонной коробке, они умеют играть на метле-гитаре, и скакать на лошади из той же метлы… Перечислить все достижения детских выдумок просто нереально. Ребенок с бурной фантазией никогда не будет скучать, и не даст скучать своим родителям.

Читать еще:  Как ухаживать за лицом и телом зимой или почему в холодное время сохнет кожа. Как ухаживать за кожей лица в зимнее время года

Когда же появляются воображаемые друзья? Такое явление считается абсолютно нормальным для детей в возрасте 3-5 лет. Их фантазия начинает бурно развиваться. Ребенок уже прошел кризис 3-х лет, он отделяет себя от мамы, чувствует свою самостоятельность, свои желания и потребности. Но не может еще в полной мере их озвучить, сформулировать.

Часто появление воображаемого друга застает родителей врасплох. Невидимых приятелей у нас принято считать отклонением от нормы, поводом для беспокойства. Все потому, что мы, взрослые, привыкли оценивать мир со своей, логичной и серьезной, колокольни. Но важно понимать, что воображаемый друг для взрослой личности и для ребенка — это «две большие разницы». Невидимый приятель говорит не о психическом отклонении, а, напротив, о том, что психическое развитие идет нормально. Для активного развития навыка фантазирования и абстрактного мышления ему просто необходимы ролевые игры. И играть в них малыш часто начинает именно с придуманным другом.
Невидимый друг — не такая редкость, как думают многие. Несколько лет назад в Англии исследователь Карен Мейджорс защитила докторскую диссертацию, основанную на исследовании вымышленных друзей. Ее работа показала, что из 800 английских детей 46% имеют придуманных приятелей, при этом американские исследования говорят о том, что до семи лет у 65% малышей появится опыт общения с иллюзорным другом.

Зачем нужны воображаемые друзья? В чем польза воображаемого друга? Именно наблюдая за поведением ребенка, который, так сказать, завел себе такого товарища, можно узнать многое из того, чего вы даже не подозревали о своем малыше, ведь в этих играх отражаются как проблемы самого ребенка, так и семьи в целом.

  • В семье присутствует гиперопека и давление. Например, малыш подавляет своих фантомных друзей, все им запрещает, командует, то вполне возможно и с ним так же обходятся в семье. Родители могут таким образом посмотреть на себя со стороны. Может гиперопека выражаться и по-другому. Ребенок убегает от своей жизни в мир воображаемых героев. Только там он может вести себя так, как захочет: бегать, есть ложками варенье, долго играть на улице и т. д.
  • Подобное поведение демонстрируют и дети, которые страдают от чувства вины. В своем мире фантазий они либо наказывают героев, либо спасают их от возможного наказания. Родителям стоит узнать, из-за чего малыш чувствует себя виноватым.
  • Возникают воображаемые друзья и у тех детей, которым явно не хватает новых впечатлений. А вот в мире фантазий можно переживать кучу новых интересных приключений. Выход из этой ситуации – развлечение детей. Ходите в зоопарк, на качели, в детский театр, не забывайте рассказывать сказки. Если в жизни ребенка будет масса новых впечатлений, ему наверняка некогда будет играть с воображаемыми друзьями.
  • Не хватает общения. Родители заняты либо младшим ребенком, либо работой и взрослыми заботами. Возможно, ребенок просто трудно контактирует со сверстниками. В этом случае нужно как можно больше общаться с ребенком. Ведь, как не крути, он все-таки важнее других проблем. Современные психологические исследования показали: те дети, у которых есть братья и сестры, придумывают себе невидимых друзей с ничуть не меньшим энтузиазмом. А широта круга общения совершенно никак не влияет на вероятность появления такого товарища.
  • Существует еще такое понятие как «вытеснение». Проще говоря, ребенок играет со своим придуманным другом, проигрывая при этом тайные желания. Если ребенок хочет, чтобы выдуманное существо защитило его, значит, он нуждается в защите. Если он в своих фантазиях еще и наказывает кого-то, то появляется проблема, и возможно придется обратиться к психологу. Если же кроха просто играет с придуманным песиком, то может быть ему и вправду нужно купить щенка.

    Как родителям вести себя с воображаемыми друзьями? Стоит ли игнорировать их или, напротив, принять и обращаться с ним так же, как с другими членами семьи? Пожалуй, лучшее решение — это позволить самому ребенку решать, насколько вы можете взаимодействовать с его другом, это, как-никак, его фантазия. В какой-то степени можно даже подыграть ребенку: поставить лишний прибор за обедом для его друга, выслушивать все истории и интересоваться самочувствием и делами очередного «Карлсона». Однако важно провести границу между фантазией и реальностью – отвечать за свои поступки должен сам ребенок, а не сваливать все на воображаемых друзей.

    Родителям бывает трудно занять позицию стороннего наблюдателя, но, если постараться абстрагироваться от ситуации, часто можно заметить, что существуют некие паттерны, или закономерности появления воображаемых друзей и их поведения. Например, приятель может «приходить в гости» тогда, когда мама затевает ссору с папой. Впрочем, совершенно не обязательно ребенок придумывает друзей для «самозащиты», часто иллюзорные приятели появляются в жизни ребенка с одной единственной целью — чтобы развлекать и веселить его.

    Воображаемые друзья исчезают сами собой к 7-9 годам. Если невидимый приятель появился у ребенка сильно старше шести-семи лет, при этом никаких явных травмирующих событий и серьезных изменений в жизни не происходило, это может быть сигналом о том, что вам стоит обратиться к детскому психологу.

    Источники:

    http://www.elena-psyholog.ru/articles/33-zachem-deti-pridumyvayut-sebe-druzej
    http://babyzzz.ru/parents/9487.html
    http://www.b17.ru/article/imaginary_friends/

  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector