0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Эстетическое воспитание и художественное образование младших школьников. Доклад «Эстетическое воспитание младших школьников

Доклад «Эстетическое воспитание младших школьников».

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Татьяна Александровна Казакова,

учитель начальных классов МОУ «Сретенская СОШ №1»,

Эстетическое воспитание младших школьников

«Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим его следует

«Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках.. Какими мы сформируем их, наших детей, — такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 — 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим».

Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 — 40 лет.

Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, целях изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания. Значение и сущность постоянно изменялись, потому что изменялось само представление об эстетическом воспитании, в связи с развитием эстетики как предмета, а в последующем и как науки. Но не смотря на все испытания временем в основе эстетики всегда лежала сущность понимания прекрасного. Именно эта категория и является основой эстетического воспитания по сей день.

Эстетическое воспитание — это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное. Развивается эстетический вкус не вдруг, а на протяжении многих лет. Он возникает в процессе работы над эстетическим ростом личности ребенка, когда родители и педагоги стараются развить в нем творческие способности.

От степени эстетического воспитания человека зависит его образ жизни: то на сколько он интеллигентен, на сколько он развит духовно, направленность его творческих стремлений и деятельности. От этого будет завесить его будущее: стиль отношений в его будущей семье, стиль общения с людьми и со всем миром. И вряд ли человек эстетически не развитый сможет себя реализовать в столь разнообразном и богатом мире как культура. А культура в современном мире, это неотъемлемая часть человеческого образа жизни.

Эстетическая культура личности – это результат активного, творческого освоения личностью культурного наследия общества. Она включает в себя следующие компоненты: эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетический интерес, эстетические потребности, эстетические вкусы, эстетические идеалы.

Создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям.

Суть состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Учитель должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте. Таким образом, будут формироваться чувственно-эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей.

Формирование на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими.

Это говорит о том, что случается, что дети интересуются, например живописью, лишь на общеобразовательном уровне. Они торопливо смотрят картину, стараются запомнить название, художника, затем обращаются к новому полотну. Ничто не вызывает в них изумления, не заставляет остановиться и насладиться совершенством произведения. Б.Т. Лихачев отмечает, что «…такое беглое знакомство с шедеврами искусства исключает один из главных элементов эстетического отношения – любование».

С эстетическим любованием тесно связана общая способность к глубокому переживанию. Глубокое переживание эстетического чувства неразрывно со способностью эстетического суждения, т.е. с эстетической оценкой явлений искусства и жизни.

Эстетическое воспитание связано с формированием у каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы «воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его «по законам красоты».

Ребенок должен не только знать все прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях. А.В. Луначарский подчеркивал, что человек научается всесторонне понимать красоту лишь тогда, когда сам принимает участие в ее творческом создании в искусстве, труде, общественной жизни

Роль чувств в эстетическом воспитании действительно велика. Она является самостоятельной формой закрепления художественных эстетических норм в сознании личности, выступает, как эмоциональное подкрепление нравственных привычек только в единстве с чувствами знания общественных требований становится убеждением. Ведь основное воспитательное воздействие основано на способности затрагивать эмоциональную сферу личности.
Роль эстетического воспитания очень сложно переоценить. Воспитание личности происходит почти с самого рождения. Ребенок открывает для себя неизведанную среду, которая его окружает. И именно эта среда, как ни что другое откладывает отпечаток в его душе на всю последующую жизнь. Это как начать рисовать на чистом листе бумаги. И тут родителям нужно постараться, что бы этот рисунок первых впечатлений, который будет основой для будущей жизни ребенка, был цветным и разнообразным, а не черно белым. Общение с родителями, взаимоотношения с родственниками, сверстниками, поведение окружающих, их жесты, настроение, слова и даже просто взгляды — все это откладывается и фиксируется в сознании ребенка.

Научить ребенка видеть вокруг себя прекрасное, вот к чему призвано эстетическое воспитание. Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. И чем раньше человек попадет в комплекс целенаправленного эстетического воздействия, тем больше надежды на то, что эстетическое воспитание даст свои результаты.

В детском возрасте это осуществляется через игровую деятельность ребенка, потому на данном возрастном этапе это его основная обучающая деятельность, с помощью которой он приобщается к познанию окружающего мира.

Игра — первичный и весьма продуктивный способ стимулирования творческих потенций ребенка. Именно в игре чаще всего проявляется творчество дошкольников, а уже плод этого творчества влечет за собой первые эстетические впечатления. Ребенок учится подражать, у него развивается воображение, он овладевает элементами культуры действий, взаимоотношений и общения с людьми.

Получаемый опыт от полученных впечатлений формирует у детей дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к происходящему вокруг него. Это несомненно поможет ему продолжать развиваться и в школьном возрасте.

Для того что бы система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, М.Б. Неменский выделил следующую ее особенность: « Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника.»

И конечно же у каждой системы должна быть основа. Как бы стержень, на которую она опирается. Что касается эстетического воспитания, то тут можно сказать, что основой и стержнем здесь является искусство в своем огромном разнообразии. Это и музыка и театр, танец, живопись, скульптура, архитектура, кино и другие виды искусства.

Читать еще:  Рисунок для вязания спицами болгарский крест. Болгарская вышивка крестом: особенности, основные методы и схемы. Схема вязания узора

Мир искусства очень разнообразен, что дает нам в свою очередь всесторонне развиваться и приобщаться к прекрасному. Искусство несет в себе огромный потенциал для развития личности и роль искусства здесь очень велика.

Искусство в синтезированном виде отражает чувственные представления человека об окружающем его мире. Моделируя мир, оно дает возможность выявить различные соотношения и взаимосвязи этого мира, что стимулирует творческо-созидательные способности личности. Чувственная природа искусства усиливает мировоззренческое воздействие на личность, превращает искусство в сильнейшее воспитательное оружие.

Эстетическое воспитание открывает душу человека на встречу звукам, краскам, формам выражения искусства. Оно помогает всестороннему раскрытию и развитию самого себя. Это способствует развитию творческих возможностей человека. Ведь в современном мире очень ценится духовное богатство внутреннего мира человека. А точнее его творческий потенциал как личности, его уникальность.

В школе ребенок имеет возможность наиболее ближе ознакомиться с искусством во всем его разнообразии. Учитель должен знакомить ребенка с предметами и явлениями искусства. В результате этого взаимодействия, у ребенка развивается представление о прекрасном, формируются его симпатии и личные предпочтения к чему либо.

Конечно, не у всех детей есть возможность посещать лучшие музеи мира, театры, различные выставки. И не у всех детей есть возможность вообще посещать такие заведения где представлены предметы искусства, но это не значит что живя в таких условиях человек обречен быть эстетически не образованным.

Можно и нужно слушать музыку великих композиторов, можно листать книги, где нарисованы произведения искусства, а некоторые книги так и сами своим содержанием становятся произведениями искусства и культурным наследием общества.

Книга — это кладезь знаний, отличных мыслей, добрых советов. Она ведет нас по тайным тропам прошлого, на стремительном вертолете мчит в будущее, учит преданно служить Родине, любить родную землю, своих родителей, учить работать и дружить. Она умеет говорить, заставляет размышлять и учит говорить и выражать свои чувства и эмоции. И ее уникальность в том, что книги доступны практически каждому.

А русская поэзия, которая известна во всем мире, она поможет ребенку сформировать понятие о прекрасном, научит любить и сострадать, научит выражать свои мысли… и это только краткий перечень тех качеств, которые имеет книга.

Центральным звеном здесь является эстетический идеал. То есть представление о совершенной красоте в природе, в труде человека, в искусстве, в обществе и наконец, в самом человеке.

В школьном возрасте у детей еще неустоявшееся и не совсем определенное представление о своем эстетическом идеале. Любой школьник может ответить на вопрос, какая книга или музыка ему больше нравится, но это не является эстетическим идеалом. Это является небольшой отгадкой к пониманию его эстетического вкуса.

Эстетический вкус формируется у человека на протяжении многих лет, именно в тот период, когда человек начинает осознавать себя как личность. Возможно, что это и дает начало к пониманию своего эстетического идеала. Причина этого в том, что личность не до конца сформирована или даже из за недостатка жизненного опыта. Но чем старше становится человек, тем он больше и четче представляет себе свой эстетический идеал.

Эстетический идеал заставляет человека развиваться и двигаться дальше. Он побуждает его к стремлению к лучшему. Человек проявляется при этом во всей полноте и многогранности, неповторимости себя как личности. Именно в многообразии личностей и богатстве их творческих позиций залог развития нашего общества в современном мире.

Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом плане так и в духовном.

Истинные потребности человека заключаются в жизни, в пище, в безопасности, любви, в общении, в познании неизведанного, в творчестве.Это означает, что человеку нужно не совсем то и не совсем столько сколько его вынуждает потреблять современная индустрия, реклама, мода и т. д. Это все отвлекает человека от истинного его предназначения, ввергая в непрестанную погоню за фикциями.

И это совсем не означает, что человек немедленно должен отказаться от всего этого, это означает, что человеку нужно осознать свои истинные потребности, те которые не разрушают и не затемняют его истинную природу.

И, как нам известно, одной из истинных потребностей человека является потребность к красоте, как естественное стремление человека к гармонии с самим собой и природой. И только человек эстетически воспитан, высоко духовно и морально развит, может отличить свои истинные потребности от всего лишнего и не нужного ему.

Он способен творить только тогда, когда чувствует внутреннее побуждение, когда обретает душевную гармонию, а это и есть эстетическая культура души человека.

В формировании творческой позиции эстетическое воспитание играет главную роль, оно не только способствует развитию чувств, но и участвует в оформлении человеческой чувственности, обогащает и развивает ее. Именно эстетическое воспитание показывает роль чувств в формировании представления о картине мира.

Что бы мир двигался вперед, а современное производство успешно развивалось, нужны не просто люди и рабочие, нужны люди со свободным творческим мышлением, с хорошей фантазией и интуицией. Достичь всего этого может эстетическое впечатление, полученное, привито по средствам эстетического воспитания человека на протяжении всей его жизни.

Нужно создавать условия, которые максимально стимулируют отдачу человека в творческой сфере. Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное не приходит само, его надо систематически развивать с ранних лет. Стремиться к этой цели – это и значит осуществлять эстетическое воспитание, которое способствует развитию гармонической личности.

Таким образом, эстетическое воспитание формирует чувство прекрасного, развивает личность, ее творческий потенциал, повышает культуру поведения. Эти проявления воспитания помогают определить уровень эстетического развития младшего школьника.

Доклад «Эстетическое воспитание младших школьников»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 86 имени контр-адмирала И. И. Вереникина

«Эстетическое воспитание младших школьников»

Учитель начальных классов

Горина Светлана Витальевна

Тема: « Эстетическое воспитание младших школьников»

В настоящее время, эстетическое воспитание детей стало одним из важных средств воспитания подрастающего поколения.

Растить человека восприимчивым к прекрасному – это проблема, в которой неразрывно связаны задачи эстетики-науки об искусстве – и задачи этики — учения– это проблема, в которой неразрывно связаны задачи эстетики-науки об искусстве – и задачи этики – учения о морали, о нормах отношений людей к обществу и друг другу.

И именно учителю начальных классов, отведена особая роль в процессе эстетического воспитания школьников. Именно он призван заложить основы трудовых навыков ребёнка, его творческого потенциала, художественного развития.

Искусство учит нас и наших детей видеть и чувствовать глубже и тоньше. Чудодейственная сила искусства в том, что оно влияет на чувства, через них прокладывая путь к разуму, пониманию, выводам.

Из этого ещё яснее наша задача: надо воспитывать чувства, развивать данную человеку природой драгоценную способность воспринимать прекрасное.

Читать еще:  Черный камень для облицовки. Что собой представляет камень для облицовочных работ. Преимущества мрамора и гранита для оформления

А вот вторая задача эстетического воспитания – развитие в подрастающем поколении способности воспринимать прекрасное.

Склонности к эстетическому воспитанию проявляются у детей рано. Ярким примером служат выставки детского творчества.

В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира» Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка.

Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании.

Способность воспринимать прекрасное – великий дар природы нам, людям. Но это и дар человечества самому себе, потому что человек развивает в себе эту способность, учит глубже и тоньше чувствовать прекрасное и активнее создает его в любой области жизни, куда бы ни прикладывал он свою мысль и свой труд.

Ручная умелость развивает творческое интуитивное мышление. Но происходить это может только за счет очень внимательного, «заинтересованного» отношения к предметам и материалам, с которыми ребенок имеет дело в процессе работы. Считаю, что уроки технологии помогают формировать у ребенка любовь к искусству и творчеству, часто вспоминаю слова В.А. Сухомлинского «мастерство рук – это материальное воплощение пытливого ума, смекалки, творческого воображения очень важно, чтобы в детские годы каждый ребенок осуществлял руками свой замысел».

Одним из эффективных средств воспитания, в котором тесно взаимосвязаны формирование трудовых навыков и художественное развитие учащихся младших классов, может быть работа по украшению изделия аппликацией. Она позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир, пробуждает у них радость труда, жажду творчества.

Аппликация относится к декоративно-прикладному искусству и является разновидностью вышивки, применяемой для украшения одежды, предметов быта, для создания декоративных панно. Декоративно-прикладное искусство живет вокруг нас в коврах, тканях, одежде, керамической посуде, оформлении книг.

На уроках технологии я учу ребят видеть прекрасное, стараюсь воспитывать у детей интерес и любовь к творчеству, развитию художественного вкуса ребенка, привить навыки культурного труда, взаимопомощи друг другу.

Как всего этого достичь?

Во-первых, очень важно, чтобы на уроке дети имели все необходимые инструменты. Рабочее место, с точки зрения культуры труда, должно отвечать определенным требованиям: порядок размещения материалов, инструментов, отсутствие лишних предметов и мусора.

В процессе работы ребенок сразу должен настраиваться на творческую деятельность. Этому помогает установка, которую дети формулируют в начале урока: «Сегодня нам понадобятся…».

Во-вторых, большая роль в аппликации принадлежит ее цветовому оформлению, что оказывает огромное воздействие на развитие художественного вкуса детей. Цвет эмоционально влияет на ребенка, увлекая его красочностью, яркостью. Поэтому важно целенаправленно развивать чувство цвета, как наиболее доступное представление о красоте окружающего мира и произведений искусства.

На уроках технологии я разъясняю детям, почему надо брать для аппликации тот или иной цвет, какие к нему подходят сочетания, чтобы наиболее выразительно передать определенное содержание. Обращаю внимание ребят на многоцветие реального мира: ведь небо бывает не только голубое, но и алое, и фиолетовое, и насквозь позолоченным солнцем. Стараюсь, чтобы при выполнении работ ребята использовали различные оттенки одного цвета. Считаю, что гармоничные сочетания, составленные из близких по звучанию тонов, помогают передать лучше явления природы, составить композиции.

В-третьих, творчество и мастерство – это еще и качество. Поэтому на уроках технологии настраиваю детей на выполнение работы без спешки, уделив тем самым внимание к качеству изделия, его аккуратности.

Важно, чтобы значительную часть работы учащиеся выполняли самостоятельно, поэтому учу анализировать конструкцию изделия, выделять детали, из которых оно состоит, определять взаиморасположение и последовательность выполнения работы.

На уроках я поощряю желание ребенка дополнить изделие мелкими деталями, которые гармонично вписываются в изделие. Даже если ребенок выполнил работу, изменив только цветовую гамму, это уже успех. Такое восприятие существенно расширяет художественно-эстетический кругозор учащихся.

Дети рано начинают воспринимать окружающее. Но чтобы они могли оценить увиденное, отличить действительно красивое от пестроты и пошлости, этому необходимо учить. Нужно стараться создать благоприятные условия для художественной деятельности детей, беседовать с ними о красоте окружающего мира, закреплять самостоятельно найденные ребенком средства художественной выразительности.

Многие изделия можно выполнить из тех материалов, которые обычно не находят применение и выбрасываются. Использование их для поделок приучает детей к бережливости, экономному расходованию.

Наглядное представление о результатах работы, проводимой на уроке, дают выставки детских работ. Основной задачей выставок является эстетическое воспитание, формирование у детей художественного вкуса. Дети стремятся выполнить работу аккуратнее, чтобы она оказалась среди самых лучших

Эстетическое воспитание и художественное образование младших школьников. Доклад «Эстетическое воспитание младших школьников

Ситуация переходного периода развития общества, обостряющая процессы поиска человеком смысла существования и своего места в мире, приводит к необходимости гуманизации образования и предпочтения ценностей художественно-эстетического развития личности.

Проблема духовного становления личности является одной из актуальных проблем воспитания. Данный процесс осуществляется комплексно средствами нравственного, эстетического, трудового и других видов воспитания. Эстетическое воспитание способствует формированию эмоциональной и интеллектуальной сфер личности, выработке поведения в обществе и взаимодействия ребенка с окружающим миром.

В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает особенности к творчеству, к содержанию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве. Эстетическая воспитанность является целью и результатом эстетического воспитания. Она может рассматриваться как качественный показатель сформированности эстетической культуры личности, которая является составляющей ее духовной культуры [1].

Большое значение эстетическое воспитание имеет в целостном воспитательном процессе младших школьников, т.к. именно в этом возрасте одним из ведущих является эмоционально-чувственное развитие ребенка, которое способствует активному освоению им внешнего мира и общению с окружающими людьми. В философской, психолого-педагогической литературе достаточно полно освещены различные аспекты проблемы эстетического воспитания. Так, имеются работы, посвященные общим вопросам эстетического воспитания, разработке его понятийно-терминологического аппарата, определению сущности и задач (А.И. Буров, М.С. Каган, Н.И. Киященко, В.А. Разумный, В.К. Скатерщиков), психологических (В.Г. Асеев, М.Н. Афасижев, Л.И. Божович, И.А. Джидарьян, В.С. Ильин, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов) и педагогических (И.Ф. Гончаров, Д.Б. Кабалевский, Е.В. Квятковский, Н.А. Кушаев, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, Г.И. Петрова, С.Т. Шацкий) аспектов эстетического воспитания. Проблемы эстетического воспитания в начальной школе нашли отражение в исследованиях многих ученых [3].

Однако имеется ряд неразрешённых вопросов. До сих пор не определён характер взаимосвязи между процессами эстетического воспитания младших школьников и механизмами взаимодействия видов искусства. Не разработаны модель и педагогические условия эстетического воспитания младших школьников на основе взаимодействия видов искусства в образовательном процессе школы. По-прежнему задачи эстетического воспитания детей решаются изолированно на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы без сквозного рассмотрения отдельных проблем художественного познания, недостаточно используются новые технологии полихудожественного и интегрированного подходов к эстетическому развитию личности в школе. В массовой школе не применяется интегрирование предметов эстетического цикла, предусматривающее взаимодействие видов искусства на уровнях межпредметных связей, синтеза и комплексности. Учитель в практике школы не всегда использует возможности взаимодействия искусства в духовно-нравственном становлении личности. Таким образом, потребность в научном обосновании, теоретическом и практическом исследовании данной проблемы вытекает из противоречий между:

Читать еще:  Мальчишка понуро побрёл к калитке (1) и (2) хотя Ирине. Женщина достала телефон и сфотографировала мужчину, когда поняла, что он делал с маленькой девочкой Расставьте знаки препинания

— огромными потенциальными возможностями эстетического воспитания младших школьников и неразработанностью модели и педагогических условий их реализации в образовательном процессе начальной школы;

— значением взаимодействия видов искусства в образовательном процессе начальной школы и их недостаточным использованием в эстетическом воспитании младших школьников.

Цель данной – стало теоретически обосновать, разработать и апробировать модель и реализовать педагогические условия эффективного эстетического воспитания младших школьников на основе взаимодействия видов искусства в образовательном процессе школы, экспериментально доказать её эффективность.

Эстетическое воспитание младших школьников – это сложный, многогранный и многофакторный процесс, который является составной частью процесса развития всесторонне и гармонически развитой личности, творчески проявляющей себя в различных сферах (А.И. Буров, Б.Т. Лихачев). Оно предполагает закономерное изменение эстетических свойств и характеристик личности младшего школьника как социального субъекта с учетом их психологических особенностей. Согласно положениям отечественной психологической теории воспитания личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) у детей младшего школьного возраста имеется достаточно богатый чувственный опыт, ярко выраженная эмоциональность, намечается предрасположенность к эстетическому восприятию искусства. Они начинают успешно пользоваться системой сенсорных эталонов, укрепляется связь первой и второй сигнальных систем. Кроме того, для детской психики младших школьников характерны: синкретизм – тенденция связывать «все во всем» (В. Дильтей, А.А. Мелик-Пашаев, В.И. Мясцова, В.А. Мальцева, А.Ж. Овчинникова, Л.П. Печко); анимализм – наделение реальных объектов и явлений характером и душой (О.С. Антипина, Н.Г. Куприна, Н.Г. Кудина); артификализм – понимание сущности природных явлений и суждение о них, а также понимание внутреннего мира другого и суждение о нем по аналогии с собой (Д.А. Леонтьев, Ж. Пиаже, М.М. Пришвин, З. Фрейд и др.); наивно-реалистическое восприятие искусства, черты эгоцентризма (А.А. Мелик-Пашаев, Н.Г. Тагильцева и др.) [4].

Таким образом, эстетическое воспитание младших школьников – это процесс формирования основ эстетического сознания и эстетической деятельности у младших школьников на качественно новом уровне, способствующий переходу личности ребёнка от умения воспринимать и чувствовать прекрасное до умения творить «по законам красоты». В нашем исследовании данный феномен рассматривается как целенаправленный и организованный процесс воздействия средствами искусства на внутренний мир ребёнка, осуществляемый в образовательном процессе школы на уроках гуманитарно-эстетического цикла [5].

В ходе исследования использовались следующие типы взаимодействия видов искусства, адаптированные нами к психологическим особенностям младших школьников: коррелятивный (одновременное воздействие видов искусства, способствующее созданию и анализу определенной эмоционально-эстетической ситуации); интегративный (последовательное воздействие видов искусства, которые подбирались по принципу тематического сходства или контраста); коррелятивно-интегративный (либо одновременное, либо последовательное взаимодействие видов искусства, в которых учитывалась степень их воздействия). Этот тип взаимодействия видов искусства предусматривал двухкомпонентные и трёхкомпонентные интегрированные уроки [2].

Исходя из основных компонентов модели, были выявлены две группы критериев эстетического воспитания младших школьников в процессе взаимодействия видов искусства. При их определении использовались следующие методы исследования: сравнительно-сопоставительный анализ; анкетирование; беседа; прямое и косвенное наблюдение; тестирование (тест Роршаха, шкала изменения интеллекта по Д. Векслеру); анализ продуктов творческой деятельности детей, а также модифицированные нами методики Дж. Гилфорда, Е.П. Торренса, Е.Л. Крупника, методика диагностирования образного и вербального развития О.Ф. Потемкина, рейтинговая оценка. Это позволило выявить понятийный аппарат, классифицировать признаки эстетического воспитания учащихся, количественно и качественно обработать полученные данные и интерпретировать результаты.

Первая группа критериев эстетического развития младших школьников включает следующие критерии: мотивационная готовность; ценностно-смысловые предпочтения видов искусства; полнота восприятия видов искусства, эмоциональность, глубина эстетических суждений об искусстве; адекватность; типы эстетического мышления, креативность, рефлексия. Вторая группа критериев – воздействие видов искусства на эстетическое развитие младших школьников; отношение младших школьников к использованию взаимодействия видов искусства на уроках эстетического цикла

Данные, полученные в ходе исследования, предполагают необходимость целенаправленного педагогического влияния на процесс эстетического воспитания младших школьников, что послужило основой для апробации модели эстетического воспитания младших школьников на основе взаимодействия видов искусства у учащихся экспериментальной группы. На рис. 1 представлена модель эстетического воспитания младших школьников на основе взаимодействия видов искусства.

Модель эстетического воспитания младших школьников на основе взаимодействия видов искусства, обеспечивающая единство, целостность, упорядоченность, соподчиненность и последовательность всех её компонентов.

В процессе формирующего эксперимента были реализованы педагогические условия, на основе авторской программы эстетического воспитания. Первое педагогическое условие – систематизация эстетического опыта младших школьников с опорой на аналитико-синтетическое восприятие видов искусства: организация аналитико-синтетического восприятия многообразия объектов и явлений искусства; осознание особенностей эстетических признаков объектов искусства в зависимости от пространственно-временных отношений; эмоциональная детерминированность восприятия произведений видов искусства. Второе педагогическое условие – создание единой основы понимания выразительности художественного образа в различных видах искусства в процессе использования знаково-символических средств: использование различных значений одного знаково-символического средства; выделение сходства в понимании смысла и значения художественного образа в зависимости от различных знаково-символических средств. Третье педагогическое условие – организация учителем эстетической деятельности младших школьников, направленной на многостороннее целостное и творческое отображение действительности: организация эстетической деятельности младших школьников, направленной на понимание авторской позиции; организация эстетической деятельности, связанной с эмоционально-личностной интерпретацией детьми образов различных видов искусства; творческое отображение действительности в эстетической деятельности.

Рис. 1. Модель эстетического воспитания младших школьников на основе взаимодействия видов искусства

В процессе формирующего эксперимента была организована художественно-творческая деятельность младших школьников в процессе взаимодействия видов искусства. Эстетическое воспитание младших школьников на основе взаимодействия видов искусства сводится к следующему: взаимодействие видов искусства

1) способствует развитию всех познавательных процессов, эстетической активности, становлению ценностно-смысловых ориентаций младших школьников;

Рис. 2. Результаты исследования уровня эстетической воспитанности экспериментальной и контрольной группы на контрольном этапе эксперимента

2) воздействует на основы эстетического сознания, мотивационно-потребностную сферу и сферу эстетической деятельности детей.

Сводные результаты диагностики эстетической воспитанности младших школьников экспериментальной и контрольной групп представлены на рис. 2.

Результаты проведённого экспериментального исследования доказали эффективность модели эстетического развития младших школьников на основе взаимодействия видов искусства, представляющей собой иерархическую систему, основанную на субъект-субъектных взаимоотношениях учителя и учащихся и построенную с учётом целевого, методологического, содержательного, диагностического, процессуального и результативного блоков. В ходе исследования было установлено, что эффективными педагогическими условиями эстетического развития младших школьников на основе взаимодействия видов искусств являются: систематизация эстетического опыта младших школьников с опорой на аналитико-синтетическое восприятие видов искусства; создание единой основы понимания выразительности художественного образа в различных видах искусства в процессе использования знаково-символических средств; организация учителем эстетической деятельности младших школьников, направленной на многостороннее целостное и творческое отображение действительности. Они обеспечивают количественные и качественные изменения в структуре личности ребёнка, в частности повышение уровня эмоционально-оценочных суждений, интеллектуальных и творческих способностей, ценностных ориентаций.

Источники:

http://infourok.ru/doklad-esteticheskoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov-3668141.html
http://www.metod-kopilka.ru/doklad__esteticheskoe_vospitanie_mladshih_shkolnikov-45309.htm
http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36465

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector