0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фгос до развитие мелкой моторики. «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста при подготовке к школе. Развитие мелкой моторики в быту

Фгос до развитие мелкой моторики. «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста при подготовке к школе. Развитие мелкой моторики в быту

Нарисуйте контурную картинку, например, фрукт, либо овощ и дайте ребенку заштриховать картинку прямыми ровными линиями, не выходя за ее контуры.

· Задание «Обведи рисунок»

Нарисуйте контурную картинку и дайте ребенку обвести рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги.

· Задание «Соедини по точкам»

Нарисуйте контурную картинку пунктирными линиями и дайте ребенку соединить пунктиры (точки) одной сплошной линией, не отрывая карандаш от бумаги.

· Задание «Нарисуй фигуры»

Нарисуйте две геометрические фигуры, одну большую, другую маленькую дайте ребенку нарисовать внутри большой фигуры, постепенно уменьшающиеся фигуры, а вокруг маленькой – постепенно увеличивающиеся фигуры. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя. Чем больше получится фигур, тем лучше.

· Задание «Нарисуй такую же картинку»

Нарисуйте любую картинку и дайте ребенку повторить ваш рисунок.

· Задание «Дорисуй картинку»

Нарисуйте левую половину картинки и дайте ребенку дорисовать правую половину рисунка.

· Задание «Графический диктант»

Ребенку дается следующая инструкция: «Слушай внимательно и проводи линии под диктовку. Одна клеточка вверх, одна клеточка направо, одна клеточка вниз, одна клеточка направо» и т. д.» Узоры могут быть различными.

Чем еще можно позаниматься с ребенком, чтоб развить ручную умелость? · Разминать пальцами пластилин, глину, тесто, нанизывать шарики из теста на палочку, карандаш, сортировать крупы и макаронные изделия.

Нанизывать крупные и мелкие пуговицы, шарики макароны с крупными дырочками на нитку, леску, приклеить на лепёшку из теста фасоль, пуговицы, бусины, составить узоры из косточек.

играть с конструктором, мозаикой, кубиками; играть с песком, водой, крупами, рисовать на крупе, насыпанной на плоском блюде.

Игры с прищепками: прищепки «превращаются» в различные предметы, животных, птиц, людей.

резать ножницами (симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок); рисовать различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью).

Тема: «Развитие мелкой моторики как одно из условий полноценного развития ребенка дошкольного возраста»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка–

детский сад №2 «Дельфин»

Тема: «Развитие мелкой моторики как одно из условий полноценного развития

ребенка дошкольного возраста»

Гаркуша Валентина Николаевна

Воспитатель

В соответствии с Законом №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».

Дошкольный возраст является базисным в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. В соответствии с требованиями ФГОС ДО, образовательная работа по «Физическому развитию», строится с учетом потребностей детей.

Развитие крупной и мелкой моторики обеих рук выступает одной из основных задач образовательной области «Физическое развитие».

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, так как не успевают на занятиях и не чувствуют успеха в данном виде деятельности.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. Этим и обусловлен выбор моей темы по самообразованию.

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки является важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. Известно, от того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки нужно рассматривать как орган речи. Если движения пальцев рук соответствуют возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые проекции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.

Полноценная речь ребенка является одним из основных условий его развития. Родители должны знать, что не позднее 5 лет надо определить все недостатки развития речи ребенка. Речь у детей с ограниченными возможностями здоровья формируется с большим опозданием, многие из них начинают произносить отдельные слова в 5-6 лет. У некоторых детей, казалось бы, богатый словарный запас, но речь их бессмысленна, состоит из простых фраз.

Читать еще:  Режим питания ребенка 6 месяцев. Список продуктов и важные правила прикорма для шестимесячного ребенка. Правила составления меню

Исправление речи требует систематических продолжительных занятий. Успех коррекции во многом зависит от семьи ребенка, родители должны помогать не только воспитателям, но и логопеду (обследование воспитанников и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи), психологу (разработка коррекционного маршрута; тесное взаимодействие в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка).

Родители, у которых растет ребенок с речевой патологией, не должны ограждать его от общения со сверстниками, имеющими нормальную речь. Важно всячески поддерживать интерес малыша к речевому общению, а также самим принимать активное участие в жизнедеятельности детского сада.

Совместно с родителями в группе создается необходимая развивающая предметно-пространственная среда. Приобретаются и изготавливаются самостоятельно игры и пособия для развития мелкой моторики, с которыми дети очень любят заниматься, играть.

Для стимуляции речевого развития детей основными являются традиционные средства и методы: шнуровки, гимнастика пальчиков, трафареты, штриховка, завязывание бантов, узлов, лепка, аппликация, мозаика, конструирование из мелких деталей, игра на музыкальных инструментах, собирание пирамидок, пальчиковый театр, выкладывание фигурок из палочек, шнура и др.

Приемы могут быть разными. Важно вовлекать в движения больше пальцев, а сами движения производить энергично. Каждый из этих приемов направлен на развитие ребенка: его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания.

Для этого используются принципы:

• систематичность проведения игр и упражнений.

• последовательность — (от простого к сложному).

• все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне; необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть оцененным.

Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую моторику. Широко используется продуктивная деятельность в развитии мелкой моторики — кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.).

Мы используем в работе с воспитанниками для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами нетрадиционные. К нетрадиционным мы относим такие игры и упражнения как: «сухой» бассейн, природный материал (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни), массаж с помощью мячика Су-джок, различные бытовые предметы и бросовый материал (прищепки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос и другое).

Практика показала, что одним из эффективных, увлекательных и нестандартных средств по развитию мелкой моторики выступает природный материал. Такой материал всегда доступен, не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей. Играя с природным материалом, мы отмечаем, что дети стали проявлять высокую познавательную активность, стали более общительными и спокойными. Упражнения с природным материалом стараемся включать в разные режимные моменты: прогулку, игровую деятельность, непосредственно образовательную деятельность. Применение крупы (фасоль, горох, рис, манка, гречка), как показывают педагогические наблюдения, является очень интересным, полезным и приятным занятием для детей. Например, игры «Золушка», « Прячем ручки», «Разложи по тарелочкам», «Отгадай, какая крупа в мешочке», «Сухой бассейн» и др. Играя с крупами, мы делаем пальчики ребенка более чувствительными и ловкими. Ведь взять в руки крупинку – очень сложно для ребенка.

Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий.

Таким образом, можно сделать вывод, что движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Моторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Развитие мелкой моторики рук как важнейшее условия успешной подготовки детей к школе

Марина Никулина
Развитие мелкой моторики рук как важнейшее условия успешной подготовки детей к школе

Подготовка к обучению ребёнка в школе является одной из актуальных проблем в современном образовании. Известно, что школа — это совершенно новый этап в жизни ребёнка. Поэтому, готовить ребёнка к школе необходимо заранее, т. к. избежать периода приспособления к школьной жизни невозможно, а частично облегчить его — вполне реальная задача.

С ребёнком следует выполнять упражнения, направленные на укрепление подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Всё это — основные составляющие овладения письмом.

Конечно, ребёнку не помешает массаж рук ещё в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Поэтому при подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук.

По мнению учёных, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Кроме этого, мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных координационных движений кистей и пальцев, которые необходимы для того, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Читать еще:  Как удалить пятно нашатырным спиртом. Как отстирать чернила от ручки с одежды: советы опытных хозяек. Борьба со следами от ручки на кожзаменителе

Известный русский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках пальцев…»[2 c. 204]. Поэтому, можно считать уровень развития мелкой моторики одним из главных показателей интеллектуальной готовности воспитанников к школьному обучению. От того, насколько ребёнок овладеет письмом, зависит успешность его обучение в школе.

Кроме этого, такие авторы как М. Н. Безруких, Е. Н. Соколова, С. О. Филиппова, С. П. Ефимова, М. Н. Кольцова, наравне с развитием мелкой моторики рук, также выделяют следующие компоненты готовности ребёнка к письму: зрительно-двигательную координацию, зрительное восприятие, слуховую память. Они считают, что умение выполнять мелкие движения с предметами, развивается к 6-7 годам, так как именно в старшем дошкольном возрасте заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, а также развитие мелких мышц кисти.

На протяжении нескольких лет в нашем детском саду проводится активная работа по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Важно отметить, что особое значение данное направление нашей работы приобретает в подготовительной к школе группе. Это обуславливается тем, что будущий первоклассник должен умело обращаться с ручкой, карандашом, кистью, а для этого необходимо развивать движение его пальцев, стремясь к тому, чтобы их движения были свободными, уверенными и согласованными.

Реализуя данную работу, мы пришли к выводу, что слабая моторика пальцев рук даёт низкие результаты при выполнении различных заданий, например: обвести фигуру, нарисовать по образцу, выполнить графический диктант и т. д. Ребёнок быстро устаёт, у него падает работоспособность. Иначе говоря, неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе.

Именно поэтому, для укрепления и развития детской руки, координации движений рекомендуются различные упражнения и действия с предметами (расстегивание и застёгивание пуговиц, завязывание и развязывание ленточек, узелков, нанизывание на шнурки, пересыпание и перекладывание мелких предметов, плетение из ниток различных поделок, аппликации, конструирование, лепка, рисовании и штриховка, пальчиковая гимнастика и массаж.). Приёмы могут быть разными, но важно вовлекать в движение больше пальцев, а сами движения производить энергично и в правильном сочетании (сжатие, растяжение, расслабление).

Необходимо отметить, что одним из компонентов ФГОС ДО является позитивная социализация ребёнка – дошкольника. Поэтому, проводимая нами работа идёт по двум направлениям: личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку, индивидуальное решение проблем по мелкой моторике пальцев с каждым воспитанником и «профилактика радостью», т. е творческий подход, изобретательность, постоянный поиск новых образовательных форм и методов в работе с детьми, доброта, умение «найти ключик» к каждому ребёнку.

Кроме этого, проводимая нами работа по развитию мелкой моторики рук и подготовке руки к письму, невозможна без учёта гендерных особенностей детей. Мальчик и девочка — это два разных мира и их нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования игровая деятельность детей выделена как ведущая и основная. Именно в сюжетно — ролевой игре учитываются социальные отношения, которые позволяют детям сформировать умения принимать и менять роль в процессе игры.

Исходя их этого, нами была оформлена предметно-развивающая игровая среда группы и наличие игр по полоролевому признаку. Это даёт детям возможность не только овладеть культурой в сфере взаимоотношений полов, в формировании адекватной полу модели поведения, но и позволяет детям реализовать свои творческие способности, развивать моторику и координацию движения пальцев рук. И если в таких играх, как «Столяр — плотник», «Шофёр», «Ремонтная мастерская» мальчики, используя инструменты, крутят гайки и болтики, то девочки, организуя игры «Парикмахерская», «Салон красоты», «Магазин», — завязывают ленты, накручивают бигуди и работают на кассовом аппарате.

Кроме этого, полоролевые особенности необходимо учитывать и в изобразительной деятельности и декоративном рисовании, развитие эстетического и художественного вкуса. Интересно, что мальчики быстрее осваивают художественный мир в целом, ориентируются в нём лучше, чем девочки, которых чаще всего интересует что-то конкретное, детали.

Известно, что возраст от 5 до 7 лет считается подготовительным периодом к школе. И то, насколько педагог планомерно и продуктивно построит свою работу с детьми по развитию мелкой моторики рук, учитывая полоролевые особенности детей, зависит результат работы педагога и ребёнка в целом. Здесь необходимо отметить такие составляющие образовательного процесса, как непосредственно образовательная деятельность и самостоятельная деятельность ребёнка. Работа по мелкой моторике рук детей реализуется в обеих формах деятельности. Разница лишь в том, что при проведении НОД, педагог занимает ведущую роль, – знакомит, показывает приёмы работы, использует, как упражнение развивающего характера. А при самостоятельной деятельности, которая является следующей ступенью развития ребёнка, воспитанник использует игровые пособия по своему усмотрению, но с учётом алгоритма, данного педагогом.

Реализуя данную работу по развитию мелкой моторики, невозможно обойтись без помощи родителей. Начиная с младших групп, мы проводим консультации для родителей по вопросам подготовки руки ребенка к письму. Рисование каракулей, игры с пальчиками, массаж кончиков пальцев, лепка из пластилина, глины, теста и многое другое поможет будущему ученику научиться красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций. Реализуя один из принципов ФГОС ДО, а именно сотрудничество ДОО с семьёй, нами проводятся мастер-классы: » Поделки своими руками», «Рисуем нетрадиционными материалами», «Пескотерапия»; семинары-практикумы: «Поможем Деду Морозу сделать подарки», «Чудо — оригами», «Игрушки своими руками» и другие формы привлечения родителей к проводимой нами работе. Тем самым мы даем родителям знания о том, что тренировка пальцев является средством развития интеллекта и развития речи. Необходимо слушать ребёнка, фантазировать с ним, играть, тем самым погружаться в мир детства. Только понимая своего ребёнка, а не отталкивая, можно добиться больших результатов в его развитии. В ходе работы по взаимодействию с родителями, нами были разработаны рекомендации по развитию мелкой моторики рук, в которых мы указали необходимые виды деятельности с детьми:

Читать еще:  Как избавится от сухости кожи на теле. Что делать если кожа лица сухая? Правила ухода и домашние косметические средства для сухой кожи лица

• разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь;

• нанизывать бусинки, пуговки на нитки;

• завязывать узлы на толстой и тонкой веревках, шнурках;

• заводить будильник, игрушки ключиком;

• штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками;

• резать ножницами (желательно небольшого размера);

• конструировать из бумаги («оригами», шить, вышивать, вязать;

• рисовать узоры по клеточкам в тетради;

• заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами

(кольца, перекладина и др.);

• хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе;

• катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики;

• делать пальчиковую гимнастику.

У детей дошкольного возраста мелкая моторика развивается через игры, упражнения, разные виды продуктивной деятельности и правильной организации развивающей среды, направленной на развитие мелкой моторики.

Игры и упражнения, развивающие мелкую моторику рук.

• Игры на развитие тактильного восприятия.

• Игры с водой и песком.

• Фольклорные пальчиковые игры.

• Упражнения с предметами.

• Упражнения с ученической ручкой.

• Игры на выкладывание.

• Игры на нанизывание.

• Игры с конструкторами.

• Работа со штампами.

• Нетрадиционное раскрашивание (в виде овала, круга, ромба, квадрата, точки, снежинки, крестики, галочки) превращает рисунок в картину.

• Работа с бросовым материалом.

Кроме этого, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т. д.).

Мы считаем, что главным итогом проводимой нами работы, является физическое и психическое здоровье детей, развитие речи и их интеллектуальных способностей, ограждение от дополнительных трудностей обучения в школе и, главное, подготовка руки ребёнка к письму.

«Дети охотно всегда чем — нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать» [1 c.178]

В заключении можно сказать следующее: преодолевать трудности письма необходимо начинать задолго до поступления в школу. Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребёнку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движения руки, идёт подготовка к овладению письмом. Также, при выполнении определённых заданий у детей формируется художественный вкус, что полезно в любом возрасте. Кроме этого, развитие моторики рук способствует развитию речи и мышления ребёнка.

Рекомендуемая литература по данной теме:

1. Каменский Ян Амос Материнская школа/ М; Карапуз; 2008, 288с.

2. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям/ 5-е изд. – Киев; 1974, 287с.

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста Моторика – сфера двигательных функций организма. Различают мелкую моторику (движение ладоней и пальцев) и крупную (перемещение тела, ходьба).

Условия успешной подготовки ребенка к школьному обучению Выступление социального педагога на общесадиковском собрании, посвященном подготовке детей к школьному обучению. Тема доклада «Условия.

Использование счетных палочек для развития мелкой моторики рук и подготовки детей к обучению грамоте и письму Использование счетных палочек для развития мелкой моторики рук и подготовки детей к обучению грамоте и письму. Учитель — логопед МАОУ д/с.

Консультации для родителей «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями» Консультации для родителей «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями» В последние годы в.

Консультация для родителей «Как развитие мелкой моторики рук влияет на речевое развитие?» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Как развитие мелкой моторики рук влияет на речевое развитие?» При некоторых речевых нарушениях у детей можно.

Развитие мелкой моторики как метод подготовки руки к письму Письмо — сложных координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение.

Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей дошкольного возраста Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей дошкольного возраста «Истоки способностей и дарований детей находятся на.

Развитие мелкой моторики рук у детей 2–3 лет Развитие ребёнка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Я работаю с детьми в 1 младшей группе. Быть воспитателем большая ответственность,.

Развитие мелкой моторики рук у детей 6–7 лет Озерова Марина Сергеевна. На этапе подготовки детей к школе серьезное внимание нужно уделять развитию мелкой моторики рук. Это поможет им.

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста Ученые установили прямую связь между развитием речи и мелкой моторикой рук. Как и почему связаны мелкая моторика и речь ребенка младшего.

Источники:

http://ds3asha.74214s001.edusite.ru/p442aa1.html
http://centrideia.ru/metodicheskaya-kopilka/tema-razvitie-melkoy-motoriki-kak-odno-iz-usloviy-polnocennogo-razvitiya
http://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-melkoi-motoriki-ruk-kak-vazhneishe-uslovija-uspeshnoi-podgotovki-detei-k-shkole.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector