0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку повысить самооценку Завышенная самооценка у ребенка ошибки родителей

Поднять самооценку у ребенка помогут 8 простых правил

По утверждению психологов, ребенок, который часто произносит выражения, подобные: «Я не справлюсь, задание слишком сложное», «На тренировке ребята отжимают больше, чем я», «Я не могу стать спортсменом, потому что быстро устаю», «Я не получу высокий балл, потому что я слишком глуп и не смог разобраться в теме урока» и так далее, обладает заниженной самооценкой.

Во всем мире, вне зависимости от положения в обществе, благосостояния, менталитета, сталкиваются с такой психологической проблемой. Главной задачей родителей является помощь ребенку справиться с собственной слабостью, неуверенностью и разрешить проблемы с самооценкой. Важно понимать, что уверенность в собственных силах у человека периодически пропадает на протяжении всей его жизни. Поэтому необходимо уже в детстве взрастить задатки работы над собой, чтобы побороть сложности в эмоциональном состоянии.

Так что же такое самооценка? Как она проявляется и как ее полноценно развить?

Что такое самооценка?

Самооценка – это субъективная оценка личности, то есть, она отражает то, что мы думаем о себе. В связи с этим возникает вопрос, свойственны ли детям подобные размышления? Оказывается, дети сталкиваются с такими мыслями. Однажды ребенок станет взрослым, поэтому его самооценка сыграет весомую роль в выборе жизненного пути.

Известно две грани самооценки: низкая и высокая. Под первой подразумевается отсутствие уверенности в собственных силах, правильности мыслей. У ребенка отсутствует положительный образ собственного «я». Все это отражается не только на учебе, наличии друзей, но и на главном факторе – ощущение счастья.

Как развить высокую самооценку у детей?

Начнем с того, что самооценка у ребенка развивается с раннего возраста, поэтому родители играют в ее становлении главную роль. Мама и папа оказывают огромное влияние на жизнь малыша, все, что они говорят и делают, словно в зеркале отражается в ребенке, его мышлении и отношении к самому себе.

Психологи выделяют несколько способов развития высокой самооценки у детей:

  • Если родители проявляют к своему ребенку безусловную любовь, принимают его таким, каким он есть, учат его любить и понимать окружающий мир, прислушиваться к собственным ощущениям и мыслям, то этот малыш с младенчества взрастит в себе зерна высокой самооценки. Мама и папа обнимают ребенка, говорят добрые слова, поддерживают в начинаниях, поэтому малыш чувствует себя любимым, что делает его увереннее. Психологами доказано, что для проявления любви достаточно только улыбки.
  • Родителям следует акцентировать внимание ребенка на его сильных сторонах, достоинствах, а не на недостатках. Важно поощрять его в начинаниях, чтобы появилось желание проявлять свои таланты, сильные стороны. Но при этом нужно помочь ребенку соразмерно оценить свои силы, определить слабости, найти способ избавиться от смущения и робости.
  • Неизменной задачей родителей является поощрение малыша к достижению успеха. Да, даже взрослым не всегда удается такими быть, проигрывать – это нормально. Успех не является показателем ценности, уровнем высокой самооценки.
  • Следует развивать у ребенка новые способности и навыки, потому что они приведут его к достижению новых высот. Пусть это будут не столь важные для жизни умения, допустим, выращивание зеленого лука в зимнее время, выгуливание собаки или кормление черепашки. Все это повышает его самооценку.
  • Если ребенок имеет выбор, значит, в нем развивается ответственность. При этом малыш ощущает свою значимость, чувствует себя лучше и увереннее. Возможность выбора дает ему понять, что есть шанс одержать победу или подвергнуть себя риску. Родителям рекомендуется начать с малого, например, позволить ему выбирать самостоятельно одежду на прогулку, сад или школу, выбирать продукты или игрушки, которые хочется взять на пляж или пикник. Только после таких маленьких шагов, ребенок будет способен самостоятельно принимать решения относительно важных жизненных проблем.
  • Когда взрослый решает какой-то проблемный вопрос, то в нем проявляется ощущение чувства выполненного долга. То же самое происходит и с ребенком. Не стоит решать вместо него проблемы, подтолкните его к самостоятельному решению, пусть он сам справиться с ними. Все это повышает у малыша чувство собственного достоинства на интуитивном уровне.
  • Важно научить ребенка заботиться о себе, об окружающих. Задача родителей: научить ребенка поддерживать здоровый образ жизни, заботиться о себе. Сюда же входит выбор одежды в зависимости от погоды.
  • Малыши от природы являются натурами любознательными и стремящимися пробовать что-то новое и необычное. Если он проявляет интерес к новым видам спорта, не нужно мешать ему, пусть ищет себя. Следует поощрять его в поисках нового и полезного, но при этом рассказывать о возможных сложностях.
  • Если малыш хочет попробовать свои силы в единоборствах, то следует объяснить ему, что нужно будет раньше вставать, усиленно заниматься, но все это сделает его лучше.

Суть вышеперечисленного состоит в том, что родителям следует поощрять ребенка, а не хвалить его. От похвалы человек получает больше вреда, чем пользы. Если родители часто используют слова «потрясающе», «прекрасно» и другие, то самооценка ребенка затормаживается, что мешает его саморазвитию. Нередки случаи, когда малыш противится частым словам похвалы и старается сделать наоборот, чтобы указать на ошибку родителей.

Развлекательные игры и увлекательные занятия для развития самооценки у детей

Итак, похвала отрицательно отражается на саморазвитии и внутренней мотивации ребенка. Есть один беспроигрышный способ, который позволит родителям поднять самооценку ребенка – это игры. Ниже перечислены некоторые из них:

«Я»

Игра позволит выяснить предпочтения ребенка, что ему нравится, чем он гордится. Также в ходе игры выясняется, чего опасается малыш, чего стыдится и какие недостатки имеет?

Позвольте ребенку ответить на несколько вопросов. Также приготовьте ватман, старые журналы и газеты, клей, ножницы, фломастеры. На бумаге ребенок перечисляет свои положительные и отрицательные качества. Затем акцентируйте внимание малыша исключительно на его положительных характеристиках.

Далее идет работа с образами. В центре ватмана наклеивается фотография ребенка, а вокруг нее пишутся все положительные слова, которые выбрал для себя ребенок, а также те, которые помогли выбрать родители. Полученный яркий коллаж повесьте на видное место в детской комнате. Это позволит усилить восприятие положительных качеств у ребенка.

Жизненные достижения ребенка

Вне зависимости от возраста, ребенок имеет собственные достижения и успех в своих делах. Родителям нужно напомнить ему об этом. Для этого снова понадобится лист бумаги и ручка.

Мама и папа могут первыми начать описывать достижения ребенка, а продолжить он сможет сам. Это может быть преодоление страха перед клеткой тигра в зоопарке или выход к доске у строгого преподавателя, мытье посуды или победа на олимпиаде. Перечень подобных достижений напоминает малышу о том, что он обладает большим потенциалом. Пусть запись происходит ежедневно, это развивает уверенность и повышает самооценку.

Получение положительного опыта

Здесь все просто. Малыш приобретает полезный положительный опыт в игре или групповом занятии с родителями. Для игры понадобится емкость и карточки.

Участники становятся в круг, записывают на карточке свои имена и кладут в емкость. Карточки перемешиваются. Затем участники берут карточки в руки, читают имя и записывают одно положительное качество этого человека. Затем карточки снова перемешивают, раздают и действие повторяется вновь. В итоге, каждый участник получает информацию о том, что думают о нем окружающие.

«Я боюсь, поэтому не смогу»

Невероятно, но страх способен запретить человеку выполнять не только сложные, но и простые задачи. Следующая игра позволит ребенку перебороть страх и стать увереннее. Здесь также нужно воспользоваться бумагой и ручкой.

Ребенку нужно перечислить на бумаге свои страхи. Нередко дети пишут то, что боятся произнести вслух, например, боязнь посещать бассейн из-за лишнего веса, посещать тренировки по единоборству – по причине шанса проиграть, выступать перед публикой, приглашать на день рождения, попросить ручку или книгу. Предложение должно иметь следующий вид: «я боюсь просить помощь на уроке, потому что…».

Читать еще:  Измерение базальной температуры (БТ). Правила. Расшифровка графиков базальной температуры. Как измерить базальную температуру для определения овуляции

Затем нужно предложить ребенку сделать то, чего он боится. Пусть он представит, что во время урока просит у своих одноклассников учебник.

И еще один важный аспект. После каждого описанного ребенком страха, он должен написать несколько вариантов его преодоления. Пусть наравне с волнением и негативными ощущениями будет написано, даже если я промолчу и не попрошу учебник, я сделаю хороший конспект и выучу урок. Это облегчит страх и неуверенность в своих возможностях.

Игра для матери и дочери

Мать для своих детей является мощным подражателем. То, как мать позиционирует себя, как ведет, отражается на девочке. Поэтому следующая игра поможет повысить самооценку девочке.

Нужно взять ватманы, маркеры или фломастеры.

Создаем четыре плаката: два «Я», «Моя мама», «Моя дочь». Отдайте девочке плакать «Я» и «Моя мама». Пусть она подробно опишет положительные качества свои и матери. Остальные плакаты следует заполнить маме. После этого нужно обменяться работами и изучить, что написано на них. Как показывает практика, самое сложное – это мотивировать дочь писать о себе самой что-то положительное.

Ответственность

Если родители доверяют ребенку, то в нем развивается ответственность. Лучший способ повысить самооценку малышу – это доверие со стороны родителей. В этой игре также понадобится лист бумаги и ручка. На бумаге перечисляются задания, которые под силу выполнить ребенку. Это может быть уборка постели, складывание вещей или обуви, полив цветов и другое.

После того, как ребенок выполняет какое-то задание, он получает похвалу. Но здесь важно не переусердствовать. Если малыш допускает ошибки или ленится что-то делать, мотивируйте его, помогайте исправить неточности, но не акцентируйте внимание на его недостатках. Эта игра улучшает самовосприятие ребенка, придает ему внутреннюю силу.

Игра на визуализацию

Негативные мысли, апатия или лень способны тяготить даже уверенного в себе человека, что же говорить о ребенке? Если малыш переживает подобный период, ему можно помочь игрой на визуализацию или, другими словами, медитацией. Способ немного непривычный для менталитета людей нашей страны, но признанный как эффективный во всем мире. Поэтому психологи рекомендуют взять его на вооружение и использовать по мере необходимости.

Игра начинается с разговора. Родитель узнает, чего остерегается ребенок, почему испытывает негативное ощущение к какому-то действию или предмету, почему он недоволен своим поведением. За основу медитации берется определенный вопрос и ребенку предлагается сосредоточиться на возможных путях решения его. Малыш закрывает глаза и визуализирует в своих мыслях то, что он чувствует, когда справляется с поставленными задачами. Рекомендуется не только устно описать свои ощущения, но и записать их.

Изменение внутреннего диалога

Внутренний диалог – мощная практика, которая оказывает грандиозное влияние на человека, его душевного состояние. Не имеет значения, что говорят или думают окружающие, главное то, что человек думает сам о себе, то, во что он верит. Эта практика способна всего за несколько часов сменить негативный взгляд на положительный.

Берется ручка и бумага. Лист делится на две колонки с названиями положительных и отрицательных черт характера и убеждений. В первую колонку записывают все негативные качества. Во второй ребенок должен преобразовать их в положительные. Все фразы должны быть четки и понятными ребенку.

Применяйте свой родительский опыт, вспоминайте то, как решали вопросы в детстве и юности. Используйте свое влияние и авторитет перед ребенком, все это оказывает положительное влияние на развитие высокой самооценки ребенка.

Как повысить самооценку ребенка? Советы психолога

Что выбрать — поощрение или наказание? Правила для родителей, тест и игры для детей 3-7 лет.

Людмила Бондаренко педагог по раннему развитию и подготовке к школе

На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде под влиянием окружения ребенка, в первую очередь — родителей. Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Здоровая атмосфера в семье, стремление понять и поддержать ребенка, искреннее участие и сопереживание, чувство психологической защищенности — вот составляющие для формирования позитивной адекватной самооценки у ребенка.

Ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав. Он стремится к управлению другими детьми, видя их слабости, но не видя при этом своих собственных, часто перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя внимание. От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: «Я самый лучший». При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей.

Если самооценка ребенка занижена, скорее всего, он тревожен, неуверен в собственных силах. Такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия. Он стремится к уединению, обидчив, нерешителен. Такие дети плохо адаптируются к новым условиям. При выполнении любого дела настроены на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Дети с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха не справиться, переоценивают достижения других детей и не придают значения собственным успехам.

Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки «Я плохой», «Я ничего не могу», «Я неудачник».

При адекватной самооценке ребенок создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают. Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи, способен принимать решения, может признавать наличие ошибок в своей работе. Он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих. У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.

Если хвалить, то правильно

Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка и поощрение — они стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. Физиолог Д.В. Колесов отмечает: «Похвала для закрепления хорошей привычки имеет большую действенность, чем порицание для предотвращения плохой привычки. Похвала, вызывая положительное эмоциональное состояние, способствует подъему сил, энергии, усиливает стремление человека к общению, сотрудничеству с другими людьми. «. Если ребенок не получает своевременного одобрения в процессе деятельности, у него появляется чувство неуверенности.

Однако хвалить тоже надо правильно! Понимая, какое большое значение имеет похвала для ребенка, ею надо пользоваться очень умело. Владимир Леви, автор книги «Нестандартный ребенок» считает, что не надо хвалить ребенка в следующих случаях:

  1. За то, что достигнуто не своим трудом — физическим, умственным или душевным.
  2. Не подлежит похвале красота, здоровье. Все природные способности как таковые, включая и добрый нрав.
  3. Игрушки, вещи, одежда, случайная находка.
  4. Нельзя хвалить из жалости.
  5. Из желания понравиться.

Похвала и поощрение: за что?

  1. Важно помнить, что абсолютно все дети талантливы по-своему. Родителям следует внимательнее относиться к детям, чтобы отыскать талант, заложенный в ребенке, и развить его. Важно поощрять любое стремление ребенка к самовыражению и развитию. Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что ему не стать великим певцом, танцором и т.д. Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему-либо, но и лишаете его уверенности в себе, занижаете его самооценку, снижаете мотивацию.
  2. Обязательно хвалите детей за любые заслуги: за хорошие отметки в школе, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок.
  3. Одним из приемов похвалы может быть аванс, или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит малышу веру в себя, свои силы: «Ты это сможешь!». «Ты это почти умеешь!», «Ты обязательно справишься!», «Я в тебя верю!», «У тебя все получится!» и т.д. Похвала ребенка с утра — это аванс на весь долгий и трудный день.
Читать еще:  Святая Троица: как правильно отмечать праздник и что делать нельзя? В праздник святой троицы обязательно выполняют множество народных обычаев и запретов

Владимир Леви советует помнить о внушаемости ребенка. Если вы говорите: «Ничего из тебя никогда не выйдет!», «Ты неисправим, тебе одна дорога (в тюрьму, в милицию, в детдом и т.д.)» — то не удивляйтесь, если так оно и случится. Ведь это самое настоящее прямое внушение, и оно действует. Ребенок может поверить в ваши установки.

Наказания: правила для родителей

Важную роль в формировании самооценки играет не только поощрение, но и наказание. Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций.

  1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психологическому. Более того, наказание должно быть полезным.
  2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны. Никакой «профилактики».
  3. За один раз — одно наказание. Наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу.
  4. Наказание — не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка вашего тепла.
  5. Никогда не отнимайте вещи, подаренные вами или кем бы то ни было, — никогда!
  6. Можно отменить наказание. Даже если набезобразничает так, что хуже некуда, даже если только что накричал на вас, но при этом сегодня помог больному или защитил слабого. Не забудьте объяснить ребенку, почему вы так поступили.
  7. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим.
  8. Наказан — прощен. Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о «старых грехах». Не мешайте начинать жить сначала. Вспоминая прошлое, вы рискуете сформировать у малыша чувство «вечно виноватого».
  9. Без унижения. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону.

Не наказываем:

  1. Если ребенок плохо себя чувствует или болеет.
  2. Когда ребенок ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.
  3. Сразу после душевной или физической травмы.
  4. Когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается.
  5. Когда внутренние мотивы поступка нам непонятны.
  6. Когда сами мы не в себе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам.

Для развития адекватной самооценки у ребенка

  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.
  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
  • Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.
  • Поощряйте в ребенке инициативу.
  • Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: «У мамы не получился пирог — ну, ничего, в следующий раз положим больше муки». Или: «Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!».
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).
  • Ругайте за конкретные поступки, а не в целом.
  • Помните, что отрицательная оценка — враг интереса и творчества.
  • Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.
  • Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.

Игры и тесты

Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми играми, которые помогут определить тип самооценки вашего ребенка, а также сформировать и поддержать у него адекватный уровень самооценки.

Тест «Лесенка» («Десять ступенек»)

Этот тест используют с 3 лет.

Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке — чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, можно его об этом переспросить.

А теперь спросите: на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы.

Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка.

Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная).

А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена.

Внимание: у дошкольников самооценка считается завышенной, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку.

«Имя» (Н.В. Клюева, Н.В. Касаткина)

Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке ребенка.

Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.

«Проигрывание ситуаций» (Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина)

Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:

  • Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился. Помоги ему успокоиться.
  • Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату). Как ты поделишь их? Почему?
  • Ребята из твоей группы в детском саду играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя? (Эта игра поможет вашему ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.)

Старайтесь быть внимательнее к своим детям, поощряйте и хвалите их, проводите больше времени вместе, и вы поможете вашему малышу стать счастливее, наполните его жизнь яркими красками. Я в вас верю!

Сеть детских развивающих центров «АЗ-БУ-КА»

Самооценка ребенка: формирование и развитие адекватной самооценки. Как поднять заниженную самооценку? Что делать, если завышена?

Мнение о себе, которое складывается у человека с самого раннего возраста, позволяет адекватно оценивать собственные силы, выполнять требования окружающих. Именно родители, оценивая поступки своего ребенка, влияют на самооценку своего малыша в будущем. В данной статье мы рассмотрим виды самооценки, выясним, как диагностировать нарушение самооценки у ребенка и озвучим советы специалистов, которые помогут сформировать адекватную самооценку у детей.

3 уровня самооценки детей

В психологии принято различать 3 уровня самооценки у детей. Вот некоторые особенности каждого из ее уровней у детей дошкольного и младшего школьного возраста:

Завышенная

Малыш переоценивает свои возможности. В поведении можно наблюдать признаки эгоцентризма. Ребенок учитывает только собственные ощущения и не обращает внимания на чувства окружающих. Любая критика вызывает у него бурю эмоций, ребенок постоянно навязывается, пытается привлечь внимание окружающих любыми способами. В коллективе привык быть в центре внимания, он проявляет агрессию по отношению к сверстникам, стремится к лидерству за счет унижения авторитета других детей.

Адекватная

Ребенок с адекватным мнением о себе не станет бояться пробовать новые увлечения и занятия. Если он попадает в сложную ситуацию, то пытается самостоятельно найти пути выхода из нее. Однако не исключает и возможность обратиться за помощью к взрослым. В состоянии признать собственные ошибки и проявляет стремление исправить допущенную оплошность. С удовольствием общается со сверстниками, не ставит целью унижать тех, кто не может дать отпор.

Читать еще:  Состав для кератинового выпрямления волос и самые лучшие рецепты. Применение жидкого кератина: спрей, ампулы. Можно ли красить волосы после и чем

Заниженная

Ребенок отличается повышенной тревожностью, совершенно не верит в собственные силы и возможности. Родители замечают, что он чрезвычайно застенчив и скромен. Одной из черт характера таких детей является патологическая недоверчивость, они постоянно испытывают страх быть обманутым. Совместным играм с одногодками ребенок предпочитает одиночество, чрезвычайно обидчив и замкнут. Совершенно не верит в собственные силы, поэтому предпочитает отказаться от занятий, которые могут вызвать сложности и для выполнения которых потребуются определенные усилия, уровень притязаний низкий. Постоянно настроен на негатив, в его речи можно услышать фразы: «У меня не выйдет», «Зачем вам такой плохой сын?».

Методики определения самооценки личности

Существуют диагностики и исследования, позволяющие определить нарушение самооценки у дошкольников и учеников начальной школы.

  1. Изучение самооценки в деятельности. Внимательный родитель может понаблюдать за своим ребенком и по некоторым признакам определить его уровень самооценки. Например, на отсутствие проблем с самооценкой указывают некоторые черты характера и особенности поведения дошкольника или младшего школьника. Такой ребенок весел, обладает чувством юмора, бодр, с удовольствием идет на контакт с другими людьми, во время игр с детьми активен, правильно реагирует на проигрыш. Если дошкольник, младший школьник предпочитает держаться в стороне от играющих, стесняется, неудачи и проигрыши его слишком сильно ранят, а детские обиды – частые гости в вашем доме, то, скорее всего, малыш страдает от заниженной самооценки. Ваш наследник всегда и во всем стремится быть первым и лучшим? Школьник в своей речи использует фразы: «Только я могу справиться с этой задачей!», «Я – самый сильный, ловкий, умный», безосновательно претендует на роль лидера в любом коллективе? Тогда речь идет о завышенной самооценке.
  2. Методика «Десять ступенек» («Лесенка»). Суть исследования состоит в том, чтобы ребенок старше 3 лет определил, на какой из 10 ступенек нарисованной лесенки он хотел бы себя разместить. Причем перед началом работы ему дается краткое пояснение, что на самых нижних находятся самые плохие дети. А на самых верхних – лучшие и достойнейшие из ребят. Когда малыш определил, где на этой лесенке его ступенька, можно сделать определенные выводы. Если испытуемый ставит себя с 1 по 3 ступеньку, то самооценка у него заниженная, если с 4 по 7 – адекватная, с 8 по 10 – завышенная. Эта диагностика не подходит для детей с ЗПР и умственной отсталостью.
  3. Оценочная игра «Имя». С помощью этой игры можно дополнить свои наблюдения за самооценкой дошкольника или младшего школьника. Предложите ему выбрать для себя имя. Быть может, малыш выберет то, которое ему по душе или даже оставит свое. Попросите дать пояснения, почему он хотел бы, чтоб его звали по-другому, что его не устраивает в своем имени. Психологи считают, что осознанный отказ от собственного имени указывают на недовольство собой и желание стать лучше.
  4. «Ситуативная диагностика». Малышу предлагают проанализировать ситуации, и смоделировать вариант поведения. Например: «Весь класс писал контрольную работу. Ты получил отличную отметку, а твой друг не справился с заданием, поэтому очень расстроен. Что бы ты сказал или сделал для того, чтобы успокоить товарища?» или «Ребята собирают команду для участия в соревнованиях, а тебя не приглашают. Как ты себя поведешь, что скажешь, чтобы тебя приняли в команду?». Проигрывание подобных ситуаций поможет родителям дать дополнительную информацию об уровне самооценки ребенка и научить малыша правильно вести себя в разных жизненных ситуациях в коллективе.
  5. Методика Захарова. Перед испытуемым кладут листок с нарисованными в ряд 8 кружками. Поясните малышу, что это люди и попросите указать, какой из этих кружочков – он сам. Оценочная шкала говорит о том, что если школьник указывает на 3 или 4 круг слева, то это значит, что он адекватно воспринимает себя и понимает собственную ценность. При выборе первого круга можно сделать вывод о завышенных притязаниях, а круги, выбранные после пятого – о заниженной самооценке.

Советы психологов родителям: формирование адекватной самооценки у детей

Когда у ребенка возникают проблемы с адекватным самосознанием, то на помощь родителям приходят специалисты-консультанты. Следующие советы помогут повысить самооценку.

  1. Привлекайте к работе. Не старайтесь оградить сына или дочь от повседневных забот. Пусть поливает цветы, убирает в комнате. Обязательно хвалите малыша, однако воздержитесь от тех поручений, выполнение которых ему не по плечу.
  2. Хвалите умеренно. Пусть поощрение и похвала звучат тогда, когда этого заслуживают. Не стоит нахваливать младшего школьника за быстро завязанные шнурки, если он давно уже умеет это делать. Иногда полезной является похвала авансом. Своими словами покажите, что вы ни на секунду не сомневаетесь в его силах и возможностях. Не хвалите из жалости или за то, к чему малыш не приложил никаких усилий.
  3. Поощряйте инициативу. Обязательно хвалите за желание сделать что-нибудь новенькое, стремление помочь близким.
  4. Учите собственным примером. Никогда не забывайте, что малыш берет пример с вас. Собственным поведением формируйте правильное отношение к неудачам.
  5. Избегайте сравнений. Никогда не сравнивайте собственного сына или дочь с другими. Лучше сравнивать его с самим собой только в прошлом. «Вчера у тебя еще не выходили эти крючочки, а сегодня они прекрасно получаются».
  6. Проявляйте любовь. Даже если вы очень любите своего малыша, но скупитесь на проявление чувств, у него не сможет сформироваться позитивная самооценка.
  7. Интересуйтесь его мнением. Спрашивайте совета у сына или дочери в любых семейных вопросах, пусть выскажет свои мысли. Старайтесь выполнять пожелания и советы своего ребенка. Признавайте, если вы неправы.
  8. Не ограждайте от неприятностей. Переживание негативного опыта полезно для адекватной оценки собственных сил.
  9. Различайте поступки и характер. Не оценивайте личность, а давайте оценку его поступкам. Избегайте фраз: «Ты плохой мальчик!». Лучше сказать: «Ты плохо поступил!»
  10. Избегайте насилия и криков. Никогда не наказывайте физически, не прибегайте к словесному унижению в процессе воспитания.

Как поднять самооценку ребенка — Советы Дмитрия Карпачева

Известный телеведущий, психолог дает несколько рекомендаций родителям детей с пониженной самооценкой, которые помогут ее скорректировать.

  • Самооценка формируется в раннем возрасте. Начинать работу по ее формированию нужно уже в период с 2 до 3 лет. Для формирования мнения о себе важна привычка родителей своим поведением показывать, что в семье его уважают. В этом возрасте у ребенка формируется мнение о норме отношения к нему.
  • До возраста 3 лет ребенок не знает, кем он является, какой он человек. Только на основании того, что о нем говорят мама и папа, как они с ним разговаривают, он формирует отношение к самому себе. Когда родители длительный период транслируют малышу, что он молодец, в него верят и не сомневаются в его силах, то он начинает в это верить.
  • Нормы отношения к дошкольнику, заложенные с самого детства, влияют на выбор, который потом делают наши дети во взрослой жизни. Семейные отношения, работа, которые будут у вашего наследника в будущем, однозначно зависят от того, какое представление о норме у них сформируют родители.
  • Используйте позитивные посылы. Чаще произносите: «Ты молодец!», «Какой ты у меня находчивый!», «Не переживай, в следующий раз все обязательно получится. Я в этом абсолютно точно уверена!». Избегайте проявления неуважения к дошкольнику, безразличного отношения к его личности.

Неуверенность в собственных силах, как и завышенное самомнение не принесут малышу пользы в будущем. Поэтому важной задачей родителей является развитие у детей и подростков адекватного отношения к самому себе.

Источники:

http://iqclub.ru/blog/2019/02/podnyat-samoocenku-u-rebenka-pomogut-8/
http://www.7ya.ru/article/Kak-povysit-samoocenku-rebenka-Sovety-psihologa/
http://vospitulya.ru/vospitanie/samootsenka.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector