0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста (Из опыта работы). Воспитание экологической культуры у дошкольников

Из опыта работы «Воспитание экологической культуры у дошкольников».
материал по окружающему миру на тему

«Воспитание экологической культуры у дошкольников».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Из опыта работы на тему:

«Воспитание экологической культуры у дошкольников».

На современном этапе развития советского общества, когда в процессе жизненной и трудовой деятельности человека нарушаются взаимосвязи с природой, огромное значение имеет экологическое воспитание подрастающего поколения и неоспорим тот факт, что заложенные в детстве знания и экологические навыки определяют в дальнейшем действия человека в окружающем мире.

Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, именно в дошкольном периоде закладывается основа осознанного отношения к окружающей действительности, человек накапливает эмоциональные впечатления, которые надолго останутся в памяти человека.

В своей работе использую такие доступные средства, которые условно можно разделить на три направления:

1. Образовательная деятельность.

2. Совместная деятельность с детьми.

3. Самостоятельная деятельность детей.

Первый шаг к началу экологического воспитания детей дошкольников – это создание необходимых условий для этой работы. В нашем детском саду созданы все необходимые условия для формирования экологической культуры детей. Это природные уголки в группах, комната природы, огород, сад, цветники, экологическая тропа.

В своей работе я выбрала одну из самых важных задач – воспитание у детей интереса к явлениям природы, любовь и бережное отношение к растениям, животным и умение делать выводы.

Большое внимание уделяю формированию у детей знаний о живой и неживой природе, о явлениях природы, а также воспитанию нравственных чувств. Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула задачу формирования у детей ответственного отношения к природе.

На данном этапе изучила литературу по экологическому воспитанию детей:

– С.А. Веретенникова – «Ознакомление детей с природой»

– М.М. Марковская – «Уголок природы в детском саду»

– Технология Н.Н.Кондратьевой – «Мы»

– Н.А. Рыжова – «Наш дом природа»

– Л.Б. Поддубная – «Природа вокруг нас»

– З.Ф. Аксенова – «Войди в природу другом»

– П.Г.Федосеева – «Система работы по экологическому воспитанию».

На практике продумываю и применяю разнообразные методы и приемы в работе. Особую роль отвожу занятиям, так как считаю это важное средство воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. На начальном этапе – ознакомительные занятия, затем комплексные, которые заканчивались продуктивной деятельностью. Я считаю, что комплексные занятия – творческое дело воспитателя, ведь их можно организовать по-разному, они должны быть интересными и познавательными для детей.

Чувственные представления детей о природе, полученные в повседневной жизни, на занятиях могут быть расширены, углублены, систематизированы. На проводимых мною занятиях главную роль отвожу наглядности (рассматривание картин, иллюстраций, диафильмов, художественной литературе), словесный метод работы также имеет первостепенное значение. Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями, рассуждениями, уточнениями помогают восприятию детьми новых образов о природе и обеспечивают успешный результат. Занятия по экологическому воспитанию развивают у детей логическое мышление, воображение и воспитывают инициативность, ответственность и любовь ко всему окружающему.

С возрастом отношение к окружающему миру меняется, острее чувствуешь все явления в природе, и если мы сумеем научить ребенка ощущать красоту, изумляться дивным творениям человеческих рук, красоте природы, то вырастим человека с высокой культурой чувств. Открывать детям красоту мира можно через музыку слова, которое несет радость или грусть, нежность и восторг. В своей работе я использую стихи разных поэтов, потешки., песенки, загадки.

Немаловажное значение имеют наблюдения, которые бывают: краткосрочными и длительными. Наблюдения проводятся последовательно – от простого, к сложному.

Г.А.Ягодин отмечал, что «экологическое образование – это гораздо больше, чем знания, умения и навыки, это мировоззрение, это вера в приоритет, поэтому важнейшая часть образования состоит в конкретных действиях, поступках, закрепляющих и развивающих это мировоззрение».

В сочетании с наблюдениями вместе с детьми занимаюсь заполнением календаря природы, так как это важная совместная деятельность, в процессе которой происходит познавательное общение с детьми, вместе с детьми находим нужные клеточки, обозначаем значками или рисунками те явления природы, которые наблюдали, а также учу детей понимать символы обозначения. С детьми младшего дошкольного возраста выполняем самые простые действия, например, выкладывание картинок на стенд, с тем явлением природы, которое наблюдали на прогулке или одеваем куклу в ту одежду, которая нужна ей по сезону. Именно такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом.

С.Н.Николаева считает, что формирование экологических представлений может идти на протяжении всего дошкольного возраста, но малыши могут прослеживать только единичные связи, в то время как в старшем возрасте – при последовательной работе – понимать связи комплексного развития в природе. У старших дошкольников уже формируются достаточно правильные и полные картины окружающей их природы, поэтому всю работу с детьми строю с учетом их возрастных особенностей.

Читать еще:  Средства индивидуальной защиты для работников склада. Средства индивидуальной защиты для работников склада Где заказать спецодежду для грузчиков

В группе создан богатый природный уголок, с подобранными растениями для детей данного возраста, его обитателями, а так же оборудованием в уходе за ними, разнообразный материал для экспериментирования и опытно – исследовательской деятельности.

Опытно – экспериментальная работа с детьми активно способствует всестороннему развитию дошкольников, они учатся умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Это обеспечивает интенсивное развитие мышления дошкольника.

С помощью игрушек и разнообразных картинок знакомлю детей с домашними и дикими животными, воспитываю интерес к ним и их детенышам. Для более глубокого изучения этой темы подготовила презентацию на тему: «Дикие и домашние животные», где дети видят разницу жизни домашних и диких животных.

Большое внимание уделяю сказкам, ее очарованию поддаются дети всех возрастов, да и взрослых она не оставляет равнодушными. Поэтому сказка должна быть одной из обязательных составляющих экологического воспитания детей, так считает доктор педагогических наук Н.А.Рыжова.. Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают, запоминают, но сами рассказать затрудняются. Но с этой проблемой мне помогает справиться театральная деятельность, которой я люблю заниматься с детьми разного возраста. Детям нравиться показывать сказки, быть артистами, уходит смущение, даже самый застенчивый ребенок выступает с удовольствием. В этом виде деятельности формируется правильная речь детей, пополняется и активизируется словарь и конечно развивается память, внимание. Я очень хорошо знаю индивидуальные особенности каждого ребенка, на что он способен в той или иной ситуации, поэтому при распределении ролей подхожу с пониманием к ним. Если ребенок захотел быть кем-то в сказке, а я знаю, что у него может не получиться и он расстроится, замкнется, тогда я стараюсь убедить его взять другую роль и при этом не ущемлять его достоинства. Еще с детьми любим переделывать сказки на новый лад., что очень помогает в развитии воображения, фантазии, связной и правильной речи. Придумываем новых героев, новые поступки, приключения и заканчиваем ее обязательно добром. Все высказывания детей я записываю на бумаге, потом читаю, где что нам с детьми не нравится, мы переделываем. На втором этапе – читаю детям нашу новую сказку, они сами выбирают кто что будет рисовать, объясняю им, что теперь мы художники-оформители, а уже потом «как бы издаю» новую книжку, переплетаю ее и вписываю текст сказки. Мы с детьми вновь и вновь перечитываем придуманные сказки. Придумывание таких сказок помогает сплотить детский коллектив , так как работаем вместе, выбираем самые интересные высказывания и получается в результате настоящая книга.

Все воспитание и обучение детей строю в личностно-ориентированной модели. И главное – это необходимость развития каждого ребенка как личности, для этого стараюсь создать все условия, где формируются не только знания, умения, навыки, но и самостоятельность, инициативность, творческое отношение к делу, свобода поведения и самооценка.

Результат работы очевиден: знания детей о живой природе углубились; дети стали дисциплинированными и ответственными, более самостоятельными, могут работать в коллективе, у детей появилась уверенность; охотно делились полученными впечатлениями;

На современном этапе необходимо поднимать уровень экологического воспитания не только у детей, но и у родителей. Главными задачами во взаимодействии с родителями: установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника и объединение усилий для развития и воспитания детей; создание атмосферы общности интересов; активизация и обогащение воспитательского умения родителей.

Детские годы самые важные и как они пройдут зависит от родителей и нас, педагогов. Очень важно раскрыть во время перед родителями стороны развития каждого ребенка и порекомендовать соответствующие приемы воспитания.

Опыт работы показал, что работу всегда надо начинать с изучения семьи, в этом помогают посещения на дому, проведение анкетирования, индивидуальные беседы, а затем: консультации, родительские собрания, оформление ширм-передвижек. Вся документация в родительском уголке доступна для родителей. Немаловажное значение в работе с семьей имеет и такое направление, как видение достижений у детей, поэтому все работы детей вывешиваются, выставляются на стенде, где родители могут оценить творческие способности своего ребенка, сравнить с работами, поделками, рисунками других детей.

Таким образом, воспитывая экологические начала, дети будут более внимательными, любознательными, эмоционально – отзывчивыми, усвоят приёмы выращивания растений, ухода за животными. Ребята накопят много ярких конкретных фактов из жизни природы, научатся замечать связи и отношения между ними. Всё это способствует развитию их мышления, воспитанию любви и бережного отношения к природе.

Читать еще:  Как делать мозаику из яичной скорлупы. Мозаика из яичной скорлупы — идея для небольшого домашнего бизнеса. Нанесение яичной скорлупы

Слово педагога

Авторы: Кириллова Лидия Ивановна, Приходько Гульнара Владимировна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №61 г. Апатиты
Населённый пункт: город Апатиты, Мурманская область
Наименование материала: статья
Тема: «Формирование основ экологической культуры у дошкольников»
Дата публикации: 17.05.2017
Раздел: дошкольное образование

из опыта работы на тему

«Формирование основ экологической культуры у дошкольников»

Авторы: Кириллова Лидия Ивановна, Приходько Гульнара Владимировна, воспитатели

МБДОУ № 61 города Апатиты.

«Мы говорим, на сердце руки положа,

Пусть будет в человеке всё прекрасно,

И мысли, и поступки, и душа

В гармонии с природой и с собою.

На свете, чтобы жили малыши,

Воспитывайте в детях, берегите,

Храните экологию души»

Формирование экологической культуры детей – одно из основных

воспринимать и чувствовать ее красоту, умение бережно относится

эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать,

облагораживать окружающую среду.

Мир сделал шаг в новый век. Каким он будет, во многом зависит от

нас и от тех основ, которые мы заложили в сознание детей – созидателей новой

окружающей среды «плодами» хозяйственной деятельности, но и последствия

растущего дефицита экологического сознания. Формирование экологического

осуществляется на протяжении всей жизни человека.

экологической культуры – осознанно – правильного отношения к явлениям,

объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное

засоренность среды обитания – все это вызывает необходимость способствовать

экологическому воспитанию дошкольников.

Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому

забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред

которых разрушается общий для всех Дом, безнравственны. Важно, чтобы

базисной основой культуры растущего человека было накопление ребенком

составляющей окружающего мира.

Каждому человеку необходимо знать о своем доме, а наш большой дом – Земля

и жить на ней нужно так, чтобы никому не было плохо от твоего общения с

животное или местный водоем.

У детей необходимо формировать знания о единстве живого организма со

средой обитания, о морфо – функциональной (из чего состоит, как действует)

целостности живых организмов, всех жителей планеты. Дать понять, что нет

абсолютно вредного в природе и абсолютного

полезного живого, все должно

существовать в тесной зависимости.

От нас, взрослых, зависит, научится ли,

ребенок замечать, понимать и чувствовать красоту природы. Это необходимо,

как пища для души, а порой и как лекарство.

Великий писатель К.Д. Ушинский говорил: «Если хотите научить ребенка

мыслить и чувствовать, введите его в природу». А В. Орлов писал: « Нас в

любое время года учит мудрая природа. Птицы учат пению, пчелы в поле и в

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста

Дата публикации: 19.11.2018 2018-11-19

Статья просмотрена: 433 раза

Библиографическое описание:

Каданцева О. В., Маврина И. И., Быханова К. Н. Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2018. — №46. — С. 288-290. — URL https://moluch.ru/archive/232/54016/ (дата обращения: 12.02.2020).

Проблемой исследования является раскрытие основ формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста. Предполагается, что формирование основ экологической культуры у дошкольников можно осуществлять в рамках реализации всех образовательных областей. Экологическая направленность определяется развитием экологического сознания. Разработана модель формирования основ экологической культуры у детей дошкольного возраста. Описаны уровни модели и условия ее реализации. Автор обращает внимание, что федеральный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) предполагает деятельностный подход к определению содержания экологического образования дошкольников.

Ключевые слова: экологическая культура, дошкольники.

Актуальность исследования обусловлена вниманием многих ученых и исследователей к культуре взаимодействия между человеком и природой. В процессе интенсивной, иногда агрессивной разнообразной деятельности современного общества, изменения образа жизни людей, усиливается негативное воздействие на природу и окружающий мир.

Доказано (В. М. Ворошилова, С. Д. Дерябо, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, и др.)

экологическое воспитание, экологическая культура должны быть базовой потребностью и состоять из двух взаимосвязанных компонентов: ценностно-мотивационного и потребностно-действенного, которые могут реализовываться последовательно и целенаправленно [5]. [5]. [2]. [4].

Предметом научного исследования является выявление возможностей формирования основ экологической культуры у дошкольников в качестве системы проблемных вопросов, аспекты которых находят отражение в отечественной и зарубежной научной литературе. Изучению развития экологической культуры в образовании посвятили свои научные изыскания такие ученые педагоги, философы, психологи как В. И. Вернадский, H. H. Моисеев, Н. М. Мамедов, и др.

Ученые H. A. Бердяев, Я. А. Каменский, Д. С. Лихачев, Л. А. Рапацкая, Э. И. Сокольникова и др. подчеркивали необходимость жить в гармонии с природой на основе культурных и духовных ценностей. Вопросам экологического образования посвящены гуманистические тенденции, отраженные в работах Б. С. Братусь, Л. С. Выготского, В. И. Данильчук, А. Н. Леонтьева, Л. С. Рубинштейна. Влияние экологической культуры на социализацию ребенка рассматривали О. С. Анисимов, Л. В. Байбородова, И. С. Зинченко, И. С. Кон, A. B. Мудрик и др. Очень ценными являются педагогические идеи дошкольного экологического образования авторов Л. И. Греховой, Н. Н. Кондратьевой, H. A. Рыжова, С. Н. Николаева.

Читать еще:  Чистим монеты в домашних условиях: мылом, Кока-Колой, лимонной кислотой, метод электролиза. Как очистить кровь в домашних условиях

Стратегическая цель всех научных исследований — формирование убеждения в необходимости бережного отношения к природе; стремление к адекватному восприятию знаний и выработке навыков по охране природы; приобщение к мировому уровню экологической культуры.

В связи, с чем была поставлена цель исследования — система формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста.

  1. Разработать модель формирования основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.
  2. Реализовать модель в логопедической подготовительной группе дошкольной образовательной организации.
  3. Провести сопоставительный анализ сформированности экологической культуры у детей дошкольного возраста у экспериментальной и контрольной групп.

Объект исследования — дошкольники подготовительной логопедической группы.

Предмет исследования — экологическая культура.

Методическую и теоретическую основу исследования составили: гуманистически ориентированные философские, психологические и педагогические идеи развития личности, общества и природы, личности и ее деятельности, социальная обусловленность развития экологической культуры дошкольников.

Для решения поставленных задач использовалась совокупность методов исследования:

1) Теоретические: изучение и анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2) Методические: моделирование системы формирования экологической культуры у дошкольников.

3) Экспериментальные: констатирующий и формирующий эксперименты.

4) Методы качественного и количественного анализа экспериментальных данных.

В исследовании участвовали дошкольники подготовительной логопедической группы и дошкольники средней группы МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 42» города Воронежа.

Результаты и их обсуждение

Модель формирования основ экологической культуры у детей дошкольного возраста — это сложившийся внешний образ экологического воспитания, который включает: выявление уровня компетенции дошкольников в области окружающего мира, познавательной активности и уровня экологической культуры; методы исследования; методы и формы формирования экологической культуры дошкольников; практическая деятельность по формированию экологической культуры у дошкольников.

В совокупности модель формирует сферу формирования основ экологической культуры у детей дошкольного возраста. Реализация рассчитана на 34 часа в год. Главной целью функционирования модели является подборка, обоснование и апробация содержания методического обеспечения, способствующего формированию экологической культуры у дошкольников.

В соответствии с этим выделены основные направления деятельности:

а) ознакомление с окружающим;

б) развитие познавательного интереса к миру природы;

в) направление деятельности дошкольника на осознанное сохранение природы;

г) воспитание экологического сознания и нравственного отношения к миру;

д) формирование экологических знаний.

Мероприятия, формы и методы образовательной деятельности с дошкольниками: региональный компонент (знание природы родного края); научность и доступность понятий; интеграция с другими областями образовательной деятельности; экологические минутки (на прогулке, на экскурсии, при проведении образовательных событий); экологические сказки (сочинение своих и чтение сказок известных писателей); практическая деятельность в природе; проведение природоохранных акций (совместно с родителями); эксперименты и опыты (при проведении поисковой и проектной деятельности); развивающие дидактические игры; выставки поделок из природного материала и др.

Экологическая культура дошкольников в модели опирается на личностные достижения, способности и мотивацию, которые реально есть у ребенка, составляют уникальный багаж его личности. Через педагогическую развивающую среду в модели представлено формирование экологической культуры дошкольников как носителей определенных социально-исторических норм и ценностей (достигается за счет процессов социализации ребенка в образовательной среде).

В модели методическое сопровождение формирования экологической культуры дошкольников предполагает: создание специальных социально-психологических и психолого-педагогических условий для достижения поставленных задач; работу с семьями, которая предусматривает консультации для родителей, создание условий для совместного проведения образовательных событий, участие родителей в акциях по экологическому воспитанию.

В рамках реализации модели в образовательном процессе ДОО наряду с другими используются виды обучения, которые заимствованы из школьной практики, но с успехом могут применяться в детском саду.

Сократовский метод — это метод постановки наводящих вопросов в процессе поиска истины.

Развивающее обучение на основе игры — его главная цель состоит в том, чтобы подготовить ребенка к самостоятельному освоению знаний, поиску истины.

Объяснительно–иллюстрационная образовательная деятельность часто используется на занятиях по ИЗО, лепке, квилинге, аппликации на экологические темы.

Проблемно-игровое обучение. В его основе лежит идея известного отечественного психолога С. Л. Рубинштейна о способе развития сознания ребенка через разрешение познавательных проблем, содержащих в себе противоречие.

Анализ результатов сформированности экологической культуры у дошкольников выявил следующие результаты.

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2018/05/17/iz-opyta-raboty-vospitanie-ekologicheskoy-kultury-u
http://slovopedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=1152
http://moluch.ru/archive/232/54016/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector