0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Формирование самосознания у детей дошкольного возраста. Курсовая работа: Особенности формирования самосознания в дошкольном возрасте

Самосознание детей дошкольного возраста

Понятие самосознания и его структура. Идентификация как центральный механизм структурирования самосознания. Идентичность (самость) как один из аспектов проблемы «Я». Развитие образа «Я» у дошкольников. Роль взрослых в формировании самоуважения ребенка.

Подобные документы

Самосознание в отечественной и зарубежной психологии. Самосознание: определение, структура и условия формирования. Психологические и возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста. Формирование самосознания у детей дошкольного возраста.

дипломная работа, добавлен 09.04.2017

Характеристика психологических условий и особенностей формирования самосознания личности. Самооценка как эмоциональный компонент самосознания ребенка дошкольного возраста. Эмпирическое исследование эмоционального отношения современных дошкольников к себе.

курсовая работа, добавлен 30.12.2014

Возникновение и развитие самосознания человека. Важность способности к внутреннему диалогу в формировании образа «Я». Обобщенный психологическо-философский подход к проблеме самосознания. Условия формирования управленческого самосознания руководителя.

реферат, добавлен 04.06.2015

Внедрение программы, включающей создание психолого-педагогических условий при которых происходит формирование самосознания у детей старшего дошкольного возраста. Выявление общего уровня социальной адаптации ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

курсовая работа, добавлен 28.09.2015

Формирование предпосылок этнического самосознания детей старшего дошкольного возраста в процессе организованной психолого-педагогической деятельности. Изучение сформированности образа «Я» и самооценки детей с помощью внеситуативно-личностной беседы.

дипломная работа, добавлен 15.01.2014

Теоретический анализ самооценки дошкольника как предмета самосознания в психологии. Исследование и определение уровней самооценки детей старшего дошкольного возраста. Содержание психологической методики по выявлению особенностей самооценки дошкольников.

курсовая работа, добавлен 18.03.2011

Проблема и социальные предпосылки возникновения самосознания, уровни его развития. Внешние детерминаторы сознания. Понятие «Я-концепции». Значение рефлексии и внутреннего диалога для формирования самосознания. Взаимосвязь самооценки и самоуважения.

курсовая работа, добавлен 04.03.2010

Понятие самосознания личности. Отличительные особенности развития самооценки детей-сирот. Работа по изучению самосознания воспитанников интерната: особенности технологии. Эмоциональный компонент самосознания детей, лишенных родительского попечительства.

курсовая работа, добавлен 22.07.2013

Исторические условия и особенности формирования русских традиций. Проблема самосознания и методы его развития у детей старшего дошкольного возраста. Определение взаимосвязи русских народных традиций с национальным самосознанием старших дошкольников.

курсовая работа, добавлен 15.03.2011

Проблема самосознания личности в современной науке. Изучение структурных компонентов самосознания в психологии. Влияние профессиональных требований на развитие уровня самосознания личности студента. Анализ связей в структуре самосознания студентов.

дипломная работа, добавлен 17.06.2014

Курсовая Особенности формирования самосознания в дошкольном возрасте

Авторство: Telesammit

Год: 2018 | Страниц: 32

Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения самосознания в дошкольном возрасте
1.1. Понятие самосознания в психолого-педагогической литературе
1.2. Самосознание в дошкольном возрасте
Глава 2. Эмпирическое исследование самосознания в дошкольном возрасте
2.1. Организация и методики исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3. Рекомендации по формированию самосознания детей дошкольного возраста
Заключение
Список использованных источников

Проблеме изучения самосознания и самооценки посвящено большое количество исследовательских работ как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Некоторые авторы под самооценкой понимают самоотношение (А.В. Захарова, М.И. Лисина, В.Н. Маркин, М. Розенберг, В.Ф. Сафин, Е.Т. Соколова, А.Г. Спиркин, Е.Ю. Худобина), иногда самосознание сводят к Я-образу и Я-концепции (Р. Бернс, И.С. Кон, В.Н. Маркин, И.И. Чеснокова и др.), что не так, ввиду того, что самооценка – это самостоятельный элемент структуры самосознания (Л.В. Бороздина, Е.А. Залученова и др.). Тем не менее, формирование всех этих компонентов обусловлено социумом, развитием и деятельностью личности в этом социуме. В деятельности самооценка тоже имеет очень важное значение: благодаря ей происходит саморазвитие, и здесь она является характеристикой личностного включения в деятельность.
Цель исследования – изучить самосознание личности в дошкольном возрасте и разработать практические рекомендации по формированию самосознания дошкольников.
Объект исследования: самосознание личности.
Предмет исследования: особенности формирования самосознания в дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
1) изучить понятие самосознания в психолого-педагогической литературе;
2) проанализировать самосознание в дошкольном возрасте;
3) провести исследование самосознания детей дошкольного возраста;
4) сформулировать рекомендации по формированию самосознания детей дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы; обобщение; эмпирические методы: тестирование; количественный и качественный анализ результатов.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ САМОСОЗНАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Понятие самосознания в психолого-педагогической литературе
Исследование феномена самосознания насчитывает не одну сотню лет, поэтому, вероятно, можно считать эту проблему одной из наиболее изученных как философией, так и впоследствии психологией. В то же время, нельзя не согласиться со словами А.Н. Леонтьева о том, что в целом проблема самосознания является нерешенной и ускользающей от научно-психологического анализа. Почему же, несмотря на имеющиеся теоретические противоречия и сложность эмпирического исследования проблема самосознания не только не утрачивает своей актуальности в наши дни, но и продолжает оставаться методологической основой решения многих важнейших теоретических вопросов и практических задач, связанных с проблемами становления и развития личности.
Опираясь на труды крупнейших методологов этого вопроса (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова, К.А. Абульханова-Славская, В.В. Столин, Б.Д. Муранов; А.А. Бодалев, и др.) на поставленный вопрос можно ответить следующим образом: феномен самосознания теснейшим образом связан с проблемой, которая никогда не потеряет своей актуальности, а именно с проблемой смысла жизни. В целом, благодаря деятельности самосознания, являющегося результатом уникального социального взаимодействия и психического развития каждого индивида, создаются и осознаются ценности, жизнь обретает смысл, связность и познаваемость [5, с. 32].
Говоря о социальной природе самосознания, мы имеем в виду, что человек познает себя только в процессе общения и взаимодействия с другими людьми, суммируя точки зрения значимых людей и социальных групп. Таким образом, становление и функционирование самосознания происходит в условиях различных социальных групп: семьи, этноса, трудового коллектива и др.
Так постепенно, в психологии утверждалось мнение о том, что существуют различные формы самосознания: этническое, профессиональное, гендерное, политическое, семейное и другие. А также знание, что эти формы функционируют как на групповом, так и на индивидуальном уровне. Природа этого феномена заключается, с одной стороны, в способности некой общности к самоотражению, с другой стороны, в способности отдельного человека осознавать самого себя в качестве субъекта, наделенного специфическими особенностями.
Для психологической науки характерно рассмотрение широкого категориального аппарата, поля «Я» человека, что определяется существованием множества характеристик внутреннего мира субъекта. Прежде всего, это касается применительно к русскому языку слов, начинающихся с «само»: самовоспитание, саморегуляция, самонаблюдение, самоотношение. При описании «Я» человека, его самосознания используются и другие категории (как правило, заимствованные термины, отсылающие к определенной авторской теории) – «идентичность», «Я-концепция», «Я-образ», «эго», «эмпирическая личность». Так, понятие «эго» и его производные связаны с традицией психоанализа. В самом общем смысле термин указывает на сознательную, рациональную часть личности, в противовес бессознательным инстинктивным влечениям и надсознательным требованиям, запретам, проявлениям совести. Последователь З. Фрейда Э. Эриксон применял для описания структуры и динамики самосознания термин «эго-идентичность», который акцентирует механизм становления и проявления эго – отождествление (идентификация) себя с другими по разным основаниям [4, с. 98].

Читать еще:  Стихи и поздравления на Сагаалган (Цаган Сар, Шагаа, Белый месяц). Праздничные поздравления с цаган саром Поздравления с праздником цаган сар

1. Антонова И. В. Проблема личностной идентичности // Вопросы психологии. – 1996. – № 1.
2. Бахчеева Э.П. Самосознание: онтологический анализ // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – № 94. – С. 251-255.
3. Белановская О.В. Диагностика и коррекция самосознания дошкольников. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. – 102 с.
4. Буякас Т. М. Личностное развитие в условиях работы самопонимания, опосредствованной символами // Вопросы психологии. – 2000. – № 1. – С. 96-108.
5. Васягина Н.Н., Адушкина К.В. К вопросу о семейном самосознании // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2009. – № 7. – С. 32-34.
6. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. – М.: Пед. о-во России, 2012. – 192 c.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика-Пресс, 2012. – 536 с.
8. Гончарова И.И. Проблема формирования самопознания школьников в теории и практике образования // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2012. – № 4. – С. 183-191.
9. Горшкова В.В., Синявский Д.О. Самопознание личности и его роль в процессе обучения // Академия профессионального образования. – 2016. – № 9 (63). – С. 11-17.
10. Грибоедова О.И., Фельдман И.Л. Философско-исторические подходы к изучению самопознания в психологии // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2017. – № 2. – С. 82-94.
11. Губина А.Д. К проблеме формирования положительного отношения к себе у детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2016. – № 4. – С. 19-23.
12. Гуськова С. К. Педагогическое управление процессом самопознания младших подростков в образовательном пространстве школы: Дис.. канд. пед. наук. – М., 2006. – 24 с.
13. Знаков В.В. Мышление, самосознание, самовыражение // Вестник Московского университета. Сер.14. Психология. – 2012. – № 2. – С. 74-86.
14. Карпушова О.А. Формы организации социального сравнения в процессе развития самопознания младших школьников // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2014. – №1 (июнь). – С. 89-92.
15. Корепанова М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» / М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова. – М.: Баласс, 2013. – 144 с.
16. Коротенкова Р.Г. Формирование «Я-образа» у детей раннего и дошкольного возраста в процессе социализации / Р.Г. Коротенкова // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2013. – Т. 16. – № 2. – С. 140-144.
Всего 34 источника литературы

Читать еще:  Сколько пачек краски нужно для длинных волос. Как рассчитать экономный расход краски для волос. Экономия на процедурах окрашивания волос

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!

Самосознание у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2014 в 21:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – теоретическое и практическое изучение развития самосознания у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психолого–педагогической литературы по проблеме самосознания в психологии.
2. Рассмотреть особенности развития самосознания в дошкольном возрасте.
3. Определить самооценку как компонент самосознания.
4. Провести эмпирическое исследование по определению особенностей развития самооценки и самосознания в дошкольном возрасте.

Прикрепленные файлы: 1 файл

samosoznanie_u_detey_doshkolnogo_vozrasta курсовая.docx

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Самосознание является продуктом развития человека, его прижизненным образованием. Оно развивается в процессе собственной активной деятельности ребенка, на основе его взаимоотношений с окружающими (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович и др.).

Развитие самосознания протекает индивидуально у каждого ребенка, но, как правило, к концу года жизни первые признаки возникновения его уже можно заметить: ребенок начинает выделять себя, свое тело из окружающего его пространства. Дальнейшее развитие самосознания связано с осознанием своих желаний и вообще мотивов деятельности. Это помогает ему перейти на следующую ступень в развитии самосознания — отделить себя от своих действий [13, c. 54].

В рамках исследования самосознания самооценке отводится ведущая роль – она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидного уровня его развития, как объединяющее начало, включенное в процесс самосознания. Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, но как определенное отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта.

Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Представляет собой сложный по психологической природе феномен. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

Актуальность данной работы заключается в попытке рассмотреть особенности формирования самосознания в дошкольном возрасте, как важном периоде личностного развития.

Объект исследования: самосознание.

Предмет исследования: развитие самосознания в дошкольном возрасте.

Цель курсовой работы – теоретическое и практическое изучение развития самосознания у детей дошкольного возраста.

1. Провести теоретический анализ психолого–педагогической литературы по проблеме самосознания в психологии.

2. Рассмотреть особенности развития самосознания в дошкольном возрасте.

3. Определить самооценку как компонент самосознания.

4. Провести эмпирическое исследование по определению особенностей развития самооценки и самосознания в дошкольном возрасте.

Методы исследования: теоретико–библиографический анализ психологической и педагогической литературы по теме работы, наблюдение, эксперимент. Общенаучные методы познания, такие как: анализ, синтез, дедукция, индукция. Метод количественно–качественной обработки полученных исследовательских данных.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования по данной проблеме могут использоваться в практической деятельности психологов ДОУ.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Работа состоит из 34 страниц.

База исследования. ГУО «Ясли-сад №3» г.п. Круглое. 20 детей старшей группы. Возраст детей от 5 до 6 лет, из них – 10 мальчиков и 10 девочек.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста

Дошкольное детство является важным периодом в психическом и личностном развитии ребенка. В отечественной психологии и педагогике принято выделять младший, средний и старший дошкольный возраст. Каждый возрастной период связан не только с дальнейшим развитием, но и с существенной перестройкой познавательной деятельности и личности ребенка, необходимой для его успешного перехода к новому социальному статусу — статусу школьника.

В дошкольном возрасте у нормально развивающегося ребенка происходят большие изменения во всем психическом развитии. Чрезвычайно возрастает познавательная активность — развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления.

Читать еще:  Новогодняя игрушка из большой пластиковой бутылки. Никогда бы не подумала, что из простой пластиковой бутылки может получиться… Санта-Клаус аплодирует стоя. Пошаговая инструкция о том, как сделать елочные игрушки из ваты

Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания и т. д. Значительно возрастает роль речи как в познании ребенком окружающего мира, так и в развитии общения, разных видов детской деятельности. В трудах А. В. Запорожца отмечается, что дошкольники могут выполнять действия по словесной инструкции, усваивать знания на основе объяснений лишь в том случае, если у них имеются четкие наглядные представления.

Появляются новые виды деятельности: игра — первый и основной вид совместной деятельности дошкольников; изобразительная деятельность — первая продуктивная деятельность ребенка; элементы трудовой деятельности [13, c. 54].

Происходит интенсивное становление личности, воли. Ребенок, усваивая нравственные представления, формы поведения, становится маленьким членом человеческого общества. В дошкольном возрасте у нормально развивающегося ребенка чрезвычайно возрастает познавательная активность, интерес к познанию окружающего мира. Недаром дети дошкольники проходят через возраст «почемучек».

Основой познания для ребенка дошкольного возраста является чувственное познание — восприя тие и наглядное мышление. Именно от того, как сформированы у ребенка–дошкольника восприятие, наглядно–действенное и наглядно–образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, а также речи и более высоких, логических форм мышления.

Восприятие формируется в дошкольном возрасте благодаря совершенствованию перцептивных действий и усвоению систем сенсорных эталонов, выработанных человечеством на протяжении всей истории (геометрических форм, цветов спектра, мер веса, величин, времени, системы фонем родного языка, звуковысотного ряда и т. п.) [3, c. 59].

Наглядно–действенное мышление не только самая ранняя форма мышления, но и исходная. На ее основе возникает сначала наглядно–образное, а затем и словесно–логическое мышление. Поэтому развитие наглядно–действенного мышления во многом определяет формирование всей познавательной деятельности ребенка.

В дошкольном возрасте ребенок свободно ориентируется в условиях возникающих перед ним практических задач, может самостоятельно найти выход из проблемной ситуации. В наглядно – действенном мышлении проблемная ситуация разрешаетс я с помощью вспомогательных средств или орудий.

Наглядно–образное мышление в дошкольном детстве является основным и к старшему дошкольному возрасту становится более обобщенным. Дети могут понимать сложные схематические изображения, представлять на их основе реальную ситуацию и даже самостоятельно создавать такие изображения. На основе образного мышления в дошкольном возрасте начинает формироваться словесно–логическое мышление, которое дает возможность ребенку решать задачи, усваивать более сложные элементарные научные знания.

В дошкольном детстве начинают формироваться продуктивные виды деятельности, которые требуют достаточно высокого уровня сенсорного развития, в частности восприятия и представлений. Итогом продуктивной деятельности является продукт, отражающий воспроизводимый объект со стороны целого, деталей и его свойств. Так, например, рисунки, изображающие предметы, появляются у нормально развивающихся детей к концу третьего — началу четвертого года жизни [13, c. 66].

Продуктивная деятельность способствует формированию восприятия и представлений ребенка и оказывает большое влияние на развитие личности дошкольника — требует умения сосредоточиться на задаче, доводить начатое дело до конца. Для нее необходимо развитие моторики, зрительно–двигательной координации, развитие воображения и мышления: анализ объекта, выделение главного оперирование образами–представлениями. В старшем дошкольном возрасте продуктивная деятельность продолжает активно развиваться на базе достаточно высокоразвитого восприятия и представлений. К концу дошкольного возраста дети могут создавать и обыгрывать весьма сложные постройки, конструкции.

Язык и речь традиционно рассматриваются в психологии и педагогике как узел, в котором сплетаются различные линии психического развития — мышление, воображение, память, эмоции. Речь является основным каналом трансляции культуры от поколения к поколению, а также важнейшим средством обучения и воспитания.

В дошкольном возрасте под влиянием взрослых ребенок усваивает моральные нормы, учится подчинять свои поступки этическим эталонам. Таким образом, у него формируется правильное поведение в коллективе, появляется самосознание, самооценка, самоконтроль, развивается эмоциональная и волевая сфера и мотивация деятельности [12, c. 74].

Под готовностью организма ребенка к школьному обучению рассматривается уровень морфологического и функционального развития, который позволяет ребенку выдержать требования школьной жизни и учебной нагрузки. Критерием готовности в этом смысле служит работоспособность детей в течение учебного дня, учебной недели и т. д.

Таким образом, готовность психических процессов проявляется в уровне сформированности восприятия, мышления, памяти, речи, внимания. Критерием готовности в данном случае выступает произвольность познавательной деятельности, способность к обобщению и развитая речь.

Личностная готовность к обучению в школе выражается в желании ребенка стать школьником, выполнять учебную деятельность, а также в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям, самому себе. Важно, чтобы школа привлекала ребенка своей главной деятельностью — учением («Научусь читать, писать, решать задачи»).

Источники:

http://allbest.ru/k-3c0b65625a2bc68a4d53a88521306d36.html
http://topwork24.ru/readyworks/10751
http://www.referat911.ru/Psihologiya/samosoznanie-u-detej-doshkolnogo-vozrasta/499024-3170017-place1.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector