1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фундаментальные исследования. Патриотическое воспитание: гражданином быть обязан Статьи о патриотическом воспитании школьников

Патриотическое воспитание – важная составляющая будущего страны

Страна, где мы впервые
Вкусили сладость бытия,
Поля, холмы родные,
Родного неба милый свет,
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет
И первых лет уроки,
Что вашу прелесть заменит?
О родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление — цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.

В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

Патриотическое воспитание школьников — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Патриотическое чувство свойственно всем национальностям и народностям. Это чувство, которое мы впитываем с детства «с молоком матери».

Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества — это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка.

Овладение теорией и практикой военно-патриотического воспитания учащихся, всесторонняя подготовка их к военной службе, к выполнению своего долга к достойному служению Отечеству — одна из задач педагогического коллектива учебного заведения, военно-патриотической работы в школе.

Создание системы военно-патриотической работы в школе предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, направленные на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

Система военно-патриотической работы в школе включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.

Система военно-патриотической работы в школе.

Система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде. Ее изменение и развитие обусловлено как достижениями первоочередных задач системы патриотического воспитания, так и изменениями, происходящими в экономической, политической, социальной и других сферах российского общества, а также новыми условиями современного мира, что обуславливает гибкость в управлении системой военно-патриотического воспитания в школе.

Управление системой военно-патриотической работы в школе

Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание молодежи в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Оно направленно на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность учебного заведения по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Цель патриотического воспитания – развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.

Как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности патриотическое воспитание включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем комплексности.

Одним из важных направлений работы школы является патриотическое воспитание, основная задача которого — воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ, и уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества.

Цель: реализация государственной политики в области патриотического воспитания подрастающего поколения.

Задачи:

  1. формирование знаний об исторических фактах и явлениях;
  2. формирование способности объективной оценки исторических фактов и явлений;
  3. формирование представления о социальном явлении;
  4. формирование привычки поступать согласно принятым в обществе нормам и правилам;
  5. формирование навыков работы с учебной литературой, энциклопедиями, картами, статистическими данными, наглядными пособиями;
  6. формирование умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности;
  7. стимулирование умственной активности учащихся, их любознательности, творческой деятельности;
  8. развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную и историко-социальную информацию;
  9. развивать способность определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить её с исторически возникшими мировоззренческими системами.
Читать еще:  Что нужно для развода в загсе по обоюдному согласию? Оформление и процедура развода через загс по обоюдному согласию без детей

Средства реализации проекта:

  1. использование материально-технической базы школы;
  2. привлечение специалистов и преподавателей по профильным дисциплинам и организация занятий по ним;
  3. использование материально-технической базы 16 ВВС.

Методы реализации проекта:

  • работа в группах;
  • индивидуальная работа;
  • работа над социальными проектами.

Формы реализации проекта:

  • практикумы;
  • лекции;
  • симпозиумы-дискуссии;
  • исторические журналы;
  • конференции;
  • круглые столы;
  • концерты;
  • уроки-рассуждения;
  • уроки-версии;
  • семинары;
  • уроки-мужества;
  • общешкольные линейки;
  • военно-учебные сборы.

Примерное содержание программы “Воспитание патриотизма на уроках ОБЖ”

Фундаментальные исследования. Патриотическое воспитание: гражданином быть обязан Статьи о патриотическом воспитании школьников

Гражданско-патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы образования, является объектом пристального внимания педагогов, философов, психологов, политиков. Задача эффективно организовать гражданско-патриотическое воспитание граждан, инициативных и ответственных, уважающих закон и общество, активно участвующих в гражданской, социально значимой деятельности, признается актуальной как государством, так и обществом. Важность воспитания гражданина — патриота своего Отечества подтверждается изданием нормативных правовых документов, развитием волонтерского движения, поисковой деятельности, созданием центров гражданско-патриотического воспитания, организацией мероприятий, разработкой программ и учебных пособий, в которых вопросы гражданско-патриотического воспитания находятся в центре внимания. Исследования И.С. Бессарабовой, Т.М. Гулевич, И.М. Дуранова, Н.А. Ивашкиной, Н.В. Ипполитовой, В.И. Лутовинова, А.Е. Мешкова, Д.Ю. Мордвинцева, Р.А. Мусиной, Г.Г. Николаева, Р.М. Салиховой, Т.П. Скребцовой, М.А. Шкробовой, А.В. Фахрутдиновой и иных посвящены гражданскому и патриотическому воспитанию личности.

Гражданско-патриотическое воспитание школьников станет более эффективным, если использовать комплекс социально-педагогических условий. Практика показывает, что социально-педагогические условия влияют на воспитание и развитие гражданских качеств у школьников. Под социально-педагогическими условиями гражданско-патриотического воспитания школьников мы понимаем совокупность мер воспитательного процесса, связанных с факторами, определяющими их ход, оказывающими прямое влияние на уровень гражданско-патриотической воспитанности школьников. Структура комплекса социально-педагогических условий должна развиваться в зависимости от задач, стоящих перед образовательными организациями. Несомненно, процесс гражданско-патриотического воспитания школьников связан с социально-культурной средой, деятельностью субъектов воспитательного процесса, внешними и внутренними условиями, выступающими в единстве.

В работах ученых (Н.В. Адаева [2], З.М. Абдулмуталимова [1], В.С. Горбунов [6], Г.Я. Гревцева [7; 8; 9], В.А. Купалова [10], И.А. Полищук [14], Н.А. Сиволобова [15], В.П. Лукьянова [11], М.В. Циулина [16] и др.) обосновывается значимость социально-культурных, психолого-педагогических, субъекно-управленческих и других условий. Они определяют значение следующих условий: средств народной педагогики, музейной педагогики, ценностей традиционной отечественной культуры, внешкольного образования, внеурочной деятельности, школьного самоуправления, социообразовательной среды, организации ценностно-смыслового восприятия содержания социально-гуманитарных дисциплин, участия в молодежных и детских общественных объединениях, включенность в социокультурную деятельность, сотрудничества с социумом и т.д.

Мы разделяем точку зрения В.А. Купаловой [10], которая справедливо считает, что необходимо раскрывать аспекты гражданско-патриотического воспитания школьников с учетом новых условий создания гражданского общества, международного сотрудничества и политики глобализации. Гражданско-патриотическое воспитание должно способствовать гармонизации воспитания и социализации, национальных отношений и модернизации этносов, что позволит личности жить в поликультурном пространстве.

Особое значение в процессе гражданско-патриотического воспитания школьников имеет методическое обеспечение (повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей в области гражданско-патриотического воспитания; изучение нормативных правовых документов, инструктивно-методических материалов по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи, анализ, обсуждение и распространение педагогического опыта; изучение инновационных технологий, форм и методов гражданско-патриотического воспитания и т.д.).

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновационные технологии: информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные технологии, информационно-аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьника, мониторинг интеллектуального развития, воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика и др.

В методической литературе рассматривается множество воспитательных технологий, которые используются педагогами в школе: шоу-технологии, диалоговые технологии, модель трудового воспитания А.А. Католикова, авторская модель «Русская школа» (И.Ф. Гончаров, Л.Н. Погодина), технология «Дебаты», «Коллаж», модели гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского, коллективного творческого воспитания И.П. Иванова, самосовершенствования личности школьника (Г.К. Селевко), воспитания на основе системного подхода (В.А. Караковский, Л.И. Новикова), индивидуального рефлексивного самовоспитания (О.С. Анисимов, Н.П. Капустин) и др.

На наш взгляд, одним из условий может быть использование воспитательного потенциала технологии мастерской. Опираясь на труды Н.И. Беловой [3], Е.О. Галицких [4], Т.Ю. Герасимовой [5], В.С. Горбунов [6], И.А. Мухиной [12] и иных, раскроем сущность, содержание, этапы и особенности мастерской и их значение в воспитании личности школьников.

В процессе работы мастерской ее участники включаются в исследовательскую, проектировочную, оценочно-рефлексивную деятельность. Мастерская – это рефлексивная технология, предусматривающая особую форму взаимодействия, ориентированная на личностно-деятельностный подход.

Для нашего исследования имеет особое значение работа Т.Ю. Герасимова [5], посвященная мастерской, которая является средством развития творчества, содействует диалогическому взаимодействию субъектов учебно-воспитательного процесса.

В настольной книге учителя обществознания [13, с. 142–154] представлены проекты педагогических мастерских учителей города Челябинска по проблеме гражданско-патриотического воспитания школьников, формирования правовой культуры, по правовому, нравственному воспитанию. Так, например, есть мастерские, посвященные гражданско-правовому образованию в условиях лингво-гуманитарного лицея, реализации образовательной программы с углубленным изучением социально-правовых дисциплин в условиях экономической гимназии, обучению правам человека и культуре мира в процессе преподавания граждановедения, обществознания и организации школьного самоуправления. На каждой мастерской был представлен интересный опыт работы школ № 2 (г. Катав-Ивановск), 104, 63, 23 (г. Челябинск). Все мастерские носили практико-ориентированный характер, особое значение в них придавалось рефлексии – анализу своих переживаний, осмыслению собственных действий. Таким образом, рефлексивность тесно связана с осмыслением собственной деятельности, способствует развитию творческих способностей, эмпатии, помогающей выявлению смыслов гражданско-патриотической деятельности. Рефлексивность позволяет преобразовать свой внутренний мир и обрести неповторимую индивидуальность.

Сущность технологии мастерских состоит в том, что социально-культурная среда позволяет участникам решать проблемы в коллективном поиске, осмысливать ценности, анализировать педагогические и учебные задачи, разрабатывать и защищать социальные проекты, принимать решения, отстаивать собственную позицию.

Ведет работу мастерской опытный педагог-практик, раскрывающий участникам мастерской практическую сторону реализации какой-либо теоретической проблемы. В трудах Г.К. Селевко, Д.Г. Левитаса, М.Г. Ермолаевой, А.А. Окунева, Л.Д. Фураевой, Е.О. Галицких, Н.И. Беловой, О. Струценко и иных характеризуются различные виды мастерской (игровая мастерская, мастерская ценностных ориентаций и т.д.).

Т.Ю. Герасимов [5] доказывает, что педагогическая мастерская является средством раскрытия творческого потенциала личности, обеспечивает диалогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса. Мастерская – рефлексивная воспитательная технология, следовательно, строится по плану или алгоритму, имеет этапы. И.А. Мухина [12] выделяет два этапа: индуктор, деконструкция, реконструкция, социализация, промежуточная рефлексия и самокоррекция; анализ, обсуждение и корректировка информации. Работа в мастерской способствует социализации школьников, развивает рефлексивные умения. Под социализацией мы понимаем процесс усвоения участниками мастерской гражданско-патриотических ценностей, навыков, освоение ими социальных ролей, позволяющих им осуществлять целенаправленную, осознанную, социально значимую деятельность.

При работе с информацией используются разнообразные педагогические приемы: элементы игры, анализ видеороликов, педагогические кластеры, сочинения-эссе, мини-исследования, бортовые журналы, экспресс-опросы и т.д. При этом правила не нарушаются, готовая информация не вводится. Мастерские несут на себе печать индивидуального авторского стиля. И.А. Мухина [12] выделяет следующие особенности: участники мастерской соблюдают правила, что гарантирует нравственно-валеологическую охрану каждого; осуществляется диалоговое обучение; осуществляется чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. Участие в мастерских воспитывает коллективизм, патриотизм, нравственность, гражданственность, ответственность, активность, независимость убеждений и другие качества личности.

Читать еще:  Для чего полоскать волосы уксусом. Противопоказания к использованию. Уксус для волос: полезные свойства, эффективность и запреты к использованию средства

Опыт проведения мастерских по темам: «Реализация прав ребенка в малых городах Российской Федерации», «Социокультурный феномен детства», «Национальная безопасность страны и права человека», «Семейные традиции», «Русские народные праздники», «История семейной реликвии», «Город, в котором я живу» и иным доказывает, что воспитательный потенциал мастерских, несомненно, велик, способствует воспитанию у школьников гражданственности и патриотизма.

Гражданственность – это осознание человеком своих прав и обязанностей, чувство долга перед Отечеством, это сочетание патриотизма и нравственности, а гражданское воспитание — это одно из направлений воспитательной деятельности, результатом является гражданственность как интегративное качество личности [8; 9]. В процессе опроса школьников выяснилось, что большинство участников исследования, отвечая на вопрос «Что Вы понимаете под патриотическим воспитанием?», определяют его как воспитание любви к Родине, семье, уважение к истории, традициям, старшим, как сознательную деятельность.

Патриотическое воспитание – это процесс и результат освоения ценностей с опорой на уникальность и самоценность отечественной культуры; поэтому необходимо в мастерской ценностных ориентаций анализировать и обсуждать понятия «гражданственность» и «патриотизм», «духовные ценности в жизни человека» и др. [16]. Технология мастерских универсальная, она может быть использована в учебном процессе, во внеклассной работе, а также в работе с родителями и педагогами. Особенно популярны мастерские ценностных ориентаций.

И.А. Бирич, О.Г. Панченко дополняют еще один тип в зависимости от темы и содержательной наполненности встречи.

Мастер (руководитель мастерской) при организации мастерской вносит свои идеи, предлагает темы (например, в процессе подготовки индивидуальных социальных проектов). Возможные темы социальных проектов (индивидуальных и коллективных, аудиторных и внеаудиторных): «Заботу ветеранам!», «В здоровом теле – здоровый дух!», «Культура и образование», «Построим детский парк», «Дом от­крытых дверей для меня и друзей», «Наркомания и старше­классники», «Культура и молодежь», «Права ребенка», «Семейные праздники в нашем городе», «Проект озеленения двора», «Социальная акция», «Молодежная адвокатура», «Стресс в школе», «Молодежный интеллектуально-психологический клуб – центр социа­лизации личности», «Повышение уровня правовой культу­ры в сельской школе» и др.

Рефлексивно-ценностное сопровождение обеспечивает самостоятельность при выполнении творческого исследования. Мы трактуем педагогическое сопровождение как создание социально-культурных, организационно-управленческих условий, обеспечивающих решение ценностно-значимых, исследовательских (педагогических) задач в процессе [9].

Задача мастера — создать психолого-педагогические условия для того, чтобы «рассекретить», «разговорить» ребенка. Несомненно, мастер должен руководствоваться принципами воспитания и обучения при организации и проведении мастерской. Разделяя точку зрения И.А. Мухиной, мы опираемся на принципы и правила ведения мастерской: равенство участников, право на ошибку; безоценочная деятельность; предоставление свободы, диалог и др. Каждый участник мастерской должен получить возможность выказать свое отношение к проблеме. На этапе рефлексии можно «запустить» опросный лист, результаты которого могут быть полезны и автору мастерской, и ее участникам.

Процесс воспитания и обучения выполняет сложные функции, отвечая за определенную направленность единого явления становления школьника. При этом его становление и развитие происходит в единстве двух основных процессов: воспитания и обучения. Но тот и другой процесс трудно полностью выделить, так как между ними существуют довольно сложные взаимосвязи. Основное взаимопроникновение можно представить очень простой формулой: обучение воспитывает, а воспитание обучает (там же). В технологии мастерской нам кажется целесообразным личностно-личностный тип взаимодействия.

Мы предлагаем темы методических дней и семинаров для воспитателей, классных руководителей: гражданско-патриотическое воспитание школьников: проблемы, поиски, решения, гражданско-патриотическое воспитание молодежи: традиции и современность, педагогическая концепция гражданско-патриотического воспитания как фактор социализации школьников, рефлексивно-ценностное сопровождение гражданско-патриотического воспитания школьников, гражданско-патриотическое воспитание школьников средствами этнопедагогики, социально-культурная деятельность как средство воспитания гражданственности и патриотизма, гражданско-патриотическое воспитание в условиях деятельности поисковых отрядов.

Мастерская позволяет человеку саморазвиваться, самореализовываться. Коллективная работа создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, способствует воспитанию гражданских качеств (активности, ответственности, независимости суждений, толерантности, патриотизма), содействует повышению уровня коммуникативной культуры.

Патриотическое воспитание современных школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чемерилова И.А., Морозов С.И.

В статье рассматривается понятие «патриотическое воспитание», его сущность и содержание, важнейшие задачи на современном этапе. Раскрывается решение задач патриотического воспитания на примере МБОУ «Кадетская школа №14» г. Чебоксары Чувашской Республики. Подчеркивается роль уроков истории в формировании патриотического сознания современных школьников.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чемерилова И.А., Морозов С.И.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание современных школьников»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_

К.п. н., доцент ФГБОУ ВО «ЧГУ им. Ульянова» г. Чебоксары, Российская Федерация С.И. Морозов Магистрант 1 года обучения ФГБОУ ВО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова» г. Чебоксары, Российская Федерация

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматривается понятие «патриотическое воспитание», его сущность и содержание, важнейшие задачи на современном этапе. Раскрывается решение задач патриотического воспитания на примере МБОУ «Кадетская школа №14» г. Чебоксары Чувашской Республики. Подчеркивается роль уроков истории в формировании патриотического сознания современных школьников.

Ключевые слова Патриотизм, патриотическое воспитание в кадетской школе.

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству.

Патриотические традиции в России имеют глубокие исторические корни, поскольку история России -история самоотверженной борьбы за независимость с многочисленными внешними врагами в течение многих столетий.

Патриотизм — это сложное многогранное явление. Как одна из наиболее важных и значимых ценностей общества, он объединяет в своем содержании социальные, политические, духовно-нравственные, культурные, исторические и многие другие компоненты, в первую очередь он проявляется как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству. Патриотизм выступает в качестве важной составляющей духовного богатства личности, характеризует высокий уровень ее социальной значимости.

Как идея и движущая сила развития общества и государства, патриотизм рассматривался мыслителями в глубокой древности. Разнообразные аспекты данного социокультурного феномена раскрываются в трудах Платона, Аристотеля, Цицерона, Ф. Бэкона, А. Шартье, Н. Макиавелли, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Фихте, Ж.П. Сартра и др.

«Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности — в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. Патриотизм — составная часть национальной идеи России, неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа, как необходимое условие величия и могущества нашего государства» [1, с. 10].

Читать еще:  Пуповина. Почти все, что нужно знать. Факторы, влияющие на отпадание пуповины. Видео: как лучше всего обрабатывать пупок новорожденного? — доктор комаровский

На наш взгляд, патриотизм как качество личности включает в себя:

— патриотические чувства: любовь к своей Родине, предполагающая и ответственность за её судьбу, и личное участие; переживание чувств привязанности к тем местам, где человек родился и вырос, уважения к историческим святыням и памятникам Отечества, обычаям и традициям своего народа, сопричастности к великой истории и культуре России,

— патриотическое сознание: сформированность понятий «патриотизм», «Родина», «Отечество», «доблесть и честь», «гражданский долг», убежденность в силе духа и мужественности своего народа; вера в лучшее будущее для него; понимание необходимости созидательного труда на благо своей страны, народа,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_

всей планеты, всего человечества, осознание необходимости сохранения памяти о великих исторических подвигах защитников Отечества;

— патриотическое поведение: активная жизненная позиция, преданность своей стране, стремление к созиданию, укреплению ее мощи, готовность защищать Родину и Отечество, служить им, подчиняя свои и групповые интересы интересам страны и народа.

Правительством РФ утверждена государственная программа_«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 — 2020 годы», в которой сказано, что патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [2].

В начале нового века в России происходит возрастание значимости патриотического воспитания, идет восстановление его структуры, наполнения ее новым содержанием. Этот процесс носит многоаспектный характер и включает в себя решение многочисленных общественных проблем: улучшения качества жизни россиян, реализацию задач семейного воспитания, поиск путей формирования исторического сознания молодежи, форм более широкого использования в воспитательной работе традиций военно-патриотических мероприятий, поисково-краеведческой работы, национальных традиций [3].

Вопросы воспитания молодого поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству, законопослушных граждан государства всегда стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории развития человечества. Великие философы, педагоги уделяли этому вопросу значительное внимание с древнейших времен.

С точки зрения В.С. Шиловой, патриотическое воспитание — это процесс формирования патриотического сознания и поведения личности, реализации ее творческого потенциала на благо Отечества и народа; развития и реализации всех сущностных сил личности в обозначенном направлении, становление социально-экологической культуры [4].

Воспитание патриотизма — традиционная для отечественной педагогики и школы задача, и решение ее связано с изучением школьниками истории, культуры своей страны, с деятельностью по сохранению памятников истории, с воспитанием чести и достоинства, дисциплинированности, чувства долга, ответственного отношения к своим обязанностям.

Воспитательная практика в МБОУ «Кадетская школа №14» г. Чебоксары Чувашской Республики всегда была богата патриотическим содержанием, интересными формами работы. В школе создан музей воинской славы, работают кружки и секции патриотической направленности. Традиционными являются построения на плацу, дежурство по школе, встречи с ветеранами, людьми военных профессий и представителями органов внутренних дел, курсантами военных училищ, участие в ежегодных парадах.

Особое значение в патриотическом воспитании имеет изучение учащимися отечественной истории, в ходе которого происходит осмысление ими исторического опыта народа, формируется ценностное отношение к отечественной культуре, формируется гражданская позиция, которая будет в дальнейшем оказывать влияние на выбор направлений и способов самореализации в социальной практике.

В школе работает кружок «История ратной славы Отечества». Программа работы кружка рассчитана на три года обучения в 5-7 классах. Она дополняет школьный курс сведениями о военной истории, тактическом, оперативном и стратегическом искусстве русских полководцев, истории русской военной мысли. Она призвана привить интерес к военной истории Отечества, формировать навыки самостоятельной работы с литературой и источниками. Теоретический курс военной истории дополняется экскурсиями в краеведческий музей, участием в военно-исторических праздниках. Ведется работа по сбору сведений об участии семей учащихся в Великой Отечественной войне.

Первый год обучения рассчитан на кадет 10-11 лет и содержит общий обзор истории ратной славы. Выделяется патриотический и героический элементы. Второй год обучения углубляет знания по ратной истории. Акцент — на истории военного искусства и военной техники, оснащении и организации армий. На

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070

третьем году направленность идёт на изучение героических страниц в истории нашей Родины, что воспитывает в кадетах любовь к Отчизне.

Воспитание патриота — задача не из легких, поскольку это воспитание человека, имеющего любить свою Родину, неравнодушного к ее судьбе, сопричастного ко всему, что происходит вокруг: в семье, детском сообществе, в школе, в родном городе или селе, в стране, в мире в целом. Список использованной литературы:

1. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. 172 с.

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 — 2020 годы». [Электронный ресурс]. URL: http://C:/Users/HP/Desktop/Gospotriotprogramma.2016_2020.pdf (дата обращения: 28.11.2016).

3. Иванова Е.К., Чемерилова И.А. Система патриотического воспитания и развития гражданственности: исторический аспект // Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе: сборник статей Межд. Науч-практ. конф. (5 декабря 2015 г.Уфа)./в 5 ч. Ч 4. Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.107.

4. Шилова В.С. Патриотическое воспитание студентов: сущность, цели и задачи // Научный результат. Серия «Педагогика и психология образования». 2015. №1 (3). [Электронный ресурс]. URL: http://puma/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-studentov-suschnost-tseli-i-zadachi (дата обращения: 28.11.2016).

© Чемерилова И.А., Морозов С.И., 2016

канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО СтГМУ г.Ставрополь, Российская Федерация

РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК И ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ»

В статье уделяется внимание роли самостоятельной работы студентов как одной из составляющих частей учебного процесса. Содержание самостоятельной работы определяется концепцией изучаемой дисциплины, ее учебно-методическим комплексом. Назначение самостоятельной работы — стимулировать, поддерживать интерес к изучаемому предмету и получению новых знаний.

Ключевые слова Квалифицированный работник, профессиональная мобильность, профессиональная компетентность, терминология

Потребности современного развития общества ставят перед российским высшим образованием решения важных задач, связанных с подготовкой квалифицированных специалистов. Система модернизации высшего образования определила подготовку не только «квалифицированного работника, ответственного, способного к эффективной работе по выбранной специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности», [1, с. 244]но и на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных к самостоятельной и профессионально компетентной деятельности. Не все вчерашние школьники, поступившие в вуз, способны самостоятельно добывать знания и глубоко осмысливать узнанное. Студент медицинского вуза, будущий специалист, должен

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/611668/
http://science-education.ru/article/view?id=25618
http://cyberleninka.ru/article/n/16972964

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector