0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игра экспериментирование в средней группе цель. Опыты и эксперименты (средняя группа) на тему: Опыты с детьми в летний период. Средняя группа

Игры-эксперименты в средней группе

Картотека игр-экспериментов в средней группе

Игры с красками

Разноцветные шарики

Задача: получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

Материалы: палитра, гуашевые краски: синяя, красная, (желая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением (по 4—5 шариков на каждого ребенка), фланелеграф, модели — цветные крути и половинки кругов (соответствуют цветам красок), рабочие листы.

Описание. Зайчик приносит детям листы с изображениями шариков и просит помочь ему их раскрасить. Узнаем у него, шарики какого цвета ему больше всего нравятся. Как же быть, если у нас нет голубой, оранжевой, зеленой и фиолетовой красок ?Как мы их можем изготовить?

• Дети вместе с зайчиком смешивают по две краски. Если получился нужный цвет, способ смешивания фиксируется с помощью моделей (круги). Потом полученной краской дети раскрашивают шарик. Так дети экспериментируют до получения всех необходимых цветов. Вывод: смешав красную и желтую краску, можно получить оранжевый цвет; синюю с желтой — зеленый, красную с синей — фиолетовый, синюю с белой — голубой. Результаты опыта фиксируются в рабочем листе.

Рисование на мокром листе

Незабываемые ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол постелите клеёнку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (кисточкой или просто окунув в тазик с водой) и положите на клеёнку пригладив губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте, используя другие цвета. Как бы случайно можно провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краски- вода создаст на листе нежные, размытые, светлые полутона.

Игры со звуком

Почему все звучит?

Задача, подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. Материалы: бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон.

Описание.

•Игра «Что звучит?» — воспитатель предлагает детям закрыть глаза, а сам издает звуки с помощью известных им предметов. Дети отгадывают, что звучит. Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук? Детям предлагается изобразить голосом: как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит муха? (Ж-ж-ж.) Как гудит шмель? (У-у-у.)

Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук. Что произошло? Почему звук прекратился? Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает.

Есть ли голос у деревянной линейки? Детям предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется.) Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой.)

Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки, прекращаем. Когда же возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад. Это называется колебаниями. Почему все звучит ?Какие еще можете назвать предметы, которые будут звучать?

Игры со светом и тенями

Свет повсюду

Задачи: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

Материалы: иллюстрации событий, происходящих в раз¬ное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью.

Описание. Дед Знай предлагает детям определить, темно сейчас или светло, объяснить свой ответ. Что сейчас светит? (Солнце.) Что еще может осветить предметы, когда в природе темно?(Луна, костер.) Предлагает детям узнать, что находится и «волшебном сундучке» (внутри фонарик). Дети смотрят сквозь прорезь и отмечают, что темно, ничего не видно. Как сделать, чтобы в коробке стало светлее? (Открыть сундучок, тогда попадет свет и осветит все внутри нее.) Открывает сундук, попал свет, и все видят фонарик.

А если мы не будем открывать сундучок, как сделать, чтобы а нем было светло? Зажигает фонарик, опускает его в сундучок. Дети сквозь прорезь рассматривают свет.

•Игра «Свет бывает разный» — дед Знай предлагает детям разложить картинки на две группы: свет в природе, искусственный свет — изготовленный людьми. Что светит ярче — свеча, фонарик, настольная лампа ? Продемонстрировать действие этих предметов, сравнить, разложить в такой же последовательности картинки с изображением этих предметов. Что светит ярче — солнце, луна, костер? Сравнить по картинкам и разложить их по степени яркости света (от самого яркого).

Тени на стене

Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте её на стену. При помощи кистей рук вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т.д. Можно использовать различные предметы и игрушки.

Солнечный зайчик

Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Предложите поймать убегающего «зайчика». Если ребёнку понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю- поймаю! Какой шустрый зайчик – быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать… Ну-ка заяц, спускайся к нам!» и т.д. Смех ребёнка станет вам самой лучшей наградой.

Кто нагрел предметы?

На прогулке воспитатель показывает детям зайчика и говорит: «Зайчик прыгнул на скамейку. Ах, как тепло! Потрогайте скамеечку, какая она: тёплая или нет? Кто её нагрел? Да, солнышко! Пришла весна. Солнышко сильно греет – нагрело и скамейку. Теперь зайчик прыгнул на качели». Дети вместе с воспитателем обходят участок и выясняют, что тёплыми стали стол, стена здания и т.п. «Кто нагрел всё это?» — спрашивает воспитатель.

Можно посадить зайчика на скамейку и через некоторое время убедиться, что и зайчик стал тёплым. «Кто его согрел?».

Эффект радуги

Расщепляем видимый солнечный свет на отдельные цвета — воспроизводим эффект радуги.
Материалы: Необходимое условие — ясный солнечный день. Миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце.
Ход: Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите небольшое зеркало в воду, прислонив его к краю миски. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал солнечный свет. Затем перемещая картон перед миской, найдите положение, когда на нем появилась отраженная «радуга».

Читать еще:  Как поздравить с днем рождения мужчину в прозе, красиво и коротко, своими словами. Мужские поздравления с днем рождения в прозе

Игры с воздухом

Воздух повсюду

Задачи: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость.

Материалы: воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги.

Описание. Галчонок Любознайка загадывает детям загадку о воздухе.

Через нос проходит в грудь И обратно держит путь. Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем.(Воздух)Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Для чего он нужен? Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Как узнать, есть ли воздух вокруг?

•Игровое упражнение «Почувствуй воздух» — дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас.

•Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить? Пустую прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом. Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом. Дети надувают воздушные шарики. Чем мы заполняем шарики? Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.

Кто играет ленточками?

На веранде воспитатель раздаёт детям султанчики. Предлагает послушать: шуршат ли бумажные ленты? Шевелятся ли они? Подчёркивает: ленты не шевелятся, не шуршат.

Предлагает: «Поиграем ленточками» (делает различные движения). Подчёркивает, что это мы играем лентами. Затем предлагает тихо постоять и посмотреть: а теперь играют ленты?

После этого предлагает выйти с веранды и тихо постоять, обращает внимание на ленты: кто играет ими? Обращается к детям: «Аня, кто играет твоими лентами? Сережа, ты не играешь своими лентами? А кто ими играет?». Подводит детей к выводу: это ветер играет ленточками.

Игры с камешками

Каждому камешку свой домик

Задачи: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.

Материалы: различные камни, четыре коробочки, подносики с песком, модель обследования предмета, картинки-схемы, дорожка из камешков.

Описание. Зайчик дарит детям сундучок с разными камешками, которые он собирал в лесу, возле озера. Дети их рассматривают. Чем похожи эти камни? Действуют в соответствии с моделью (рис. 2): надавливают на камни, стучат. Все камни твердые. Чем камни отличаются друг от друга? Затем обращает внимание детей на цвет, форму камней, предлагает ощупать их. Отмечает, что есть камни гладкие, есть шероховатые. За и чик просит помочь ему разложить камни по четырем коробочкам по следующим признакам: в первую — гладкие и округлые; во вторую — маленькие и шероховатые; в третью — большие и не круглые; в четвертую — красноватые. Дети работай парами. Затем все вместе рассматривают, как разложен камни, считают количество камешков.

•Игра с камешками «Выложи картинку» — зайчик раздает детям картинки-схемы (рис. 3) и предлагает их выложить из камешков. Дети берут подносики с песком и в песке выкладывают картинку по схеме, затем выкладывают картинку по своему желанию.

•Дети ходят по дорожке из камешков. Что чувствуете? Какие камешки?

Весенние игры

Из чего птицы строят гнезда?

Цель: Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.
Материал: Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки.
Ход: Рассмотреть гнездо на дереве. Выяснить, что птице надо для его постройки. Вынести самый разнообразный материал. Поместить его вблизи гнезда. В течение нескольких дней наблюдать, какой материал пригодится птице. Какие еще птицы прилетят за ним. Результат составляют из готовых изображений и материалов.

Что должно быть в лаборатории в средней группе?

Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе

Дети, особенно дошкольного возраста, тянутся ко всему неизвестному. Задача родителей и воспитателей помочь им в этом. Стоит направить и поддержать стремление малышей к познанию.

Организация ПИД в средней группе

Познавательно исследовательская деятельность (ПИД) положительно влияет на развитие детей дошкольного возраста. Этот метод познания помогает наглядно продемонстрировать свойства объектов, выявить закономерности, провести аналогии.

Дети в ДОУ развиваются

Организация исследований в группе

Формы организации исследовательской деятельности дошкольников подразделяют на три большие группы– на занятиях, вне занятий и домашнее задание:

  • На занятиях. Провести исследование, защитить проект (презентацию), осуществить экспертизу.
  • Вне занятий. Экскурсии, походы в музеи, зоопарк, ботанический сад, поездки, посещения различных мероприятий (концерты, выступления).
  • Домашнее задание. Проведение исследования в домашних условиях (прорастить лук, семена, заморозить воду в морозильной камере и другое).

Опыты в средней группе

Опыты и эксперименты вызывают у малышей неподдельный восторг.

К сведению! Ко всему этому они помогают узнать дошколятам новое об окружающем мире в наглядной форме, удовлетворяют их поисковый интерес.

Наглядные примеры усваиваются лучше

Опыты с бумагой

Казалось бы, что необычного может быть в бумаге? Дети видят ее каждый день, пользуются ею на занятиях ИЗО и делают из нее поделки и открытки. Но как они удивятся, узнав про нее столько нового.

Опыт 1. Влияние воды на бумагу

Необходимо взять разные виды бумаги, которые есть под рукой. Например:

  • салфетки столовые;
  • туалетную бумагу;
  • альбомный лист;
  • газету;
  • обложку журнала;
  • гофрированную бумагу;
  • бумажные платочки;
  • картон;
  • обои и др.

Отрезать примерно равные по размеру кусочки и положить их в лоточки с небольшим количеством воды. Наглядно будет видно, что, например, туалетная и гофрированная бумага, салфетки, бумажные платочки, газета впитывают воду очень хорошо, а впоследствии и совсем расползаются в лотке. Картон, альбомный лист впитывают воду чуть хуже, так как являются более плотными. А хуже всего впитывают воду (и поэтому дольше не раскисают) обои и обложка журнала.

Опыт 2. Как бумага рвется?

Можно предложить детям рвать разные виды бумаги и посмотреть, какая из них будет рваться с легкостью, а с какой нужно будет приложить усилия.

Обратите внимание! После этого опыта надо связать свойство бумаги рваться с ее свойством быстро или медленно размокать в воде. Окажется, что те виды, которые вода размачивает быстрее, и рвутся значительно легче. А вот обложка журнала, картон, обои рвутся сложнее.

Опыты с бумагой познавательны для ребят

Опыт 3. Сложи пополам

Для этого опыта необходимо подготовить разные виды бумаги одного размера. Дети должны будут проверить, сколько раз сложится пополам каждый вид бумаги. Плотный картон, обложка журнала, альбомный лист будут складываться гораздо сложнее, чем бумажный платочек или туалетная бумага того же размера.

Читать еще:  Можно ли кормить грудью, если на сосках папилломы. Появились папилломы во время беременности — что делать. Удаляют ли папилломы во время беременности. Влияние вируса папилломы на беременность

Опыт 4. Перенеси яблоко

Опять же опыт проводится с помощью разных видов бумаги. Размеры ее должны быть одинаковы. Задача детей перенести среднего размера яблоко или любой другой предмет на листе разных видов бумаги. На тонкой бумаге ничего не получится перенести, а картон, обложка от журнала помогут справиться с этим заданием.

Опыт 5. Очень удобная бумага

Воспитатель предлагает научиться детям делать кульки из разной бумаги. Это очень интересное занятие, по результату которого детям надо показать, что кулек может использоваться для переноса или хранения мелких предметов.

Опыты с водой

Вода очень интересный объект для изучения малышами.

К сведению! Во время этих экспериментов важно донести до детей, что вода может находиться в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.

Опыт 1. Сосулька, растай

Во время прогулки найти сосульки и положить их в стаканчики. Дать задание детям наблюдать, что будет происходить с сосульками при комнатной температуре в помещении группы. После увиденного объяснить дошкольникам, что при температуре ниже нуля градусов вода превращается в лед, т. е. из жидкого состояния переходит в твердое. А при температуре выше нуля градусов вода изо льда переходит в жидкое состояние. Поэтому, когда приходит весна и становится тепло, то сосульки тают.

Опыт 2. Ох, мороз

Зимой налить небольшое количество воды в кружки совместно с детьми. На дневной прогулке вынести кружки с водой на улицу и оставить их до следующего дня на веранде. На следующий день показать ребятам, во что превратилась вода на морозе.

Опыт 3. Ни вкуса, ни цвета, ни запаха

Целью данного опыта является донесение до детей информации, что вода является веществом безвкусным, прозрачным, не имеющим запаха, а все эти качества она теряет за счет добавления в нее чего-либо (сахара, варенья, заварки).

Опыт 4. Такой необычный пар

Этот опыт проводится зимой. В емкость наливается теплая вода и на прогулке берется с собой. На морозе будет отчетливо видно, как вода испаряется. Также воспитатель предлагает детям выдохнуть воздух изо рта на морозе. Дети увидят пар, который образуется за счет испарения влаги из ротовой полости.

Опыт 5. Нет формы

Крохам задается вопрос, имеет ли вода форму? Если они отвечают, что имеет, тогда взрослый разливает небольшое количество воды на поверхности. Будет видно, что вода растеклась бесформенной лужей.

К сведению! Для большей наглядности вода наливается в различные по форме емкости (желательно, чтобы они были прозрачные): графин, стакан, банка, бутылка и т. п. Дошколятам видно, что вода заполняет все пространство в этих емкостях и принимает их форму.

Опыт 6. Разная температура

Для этой цели нужно три стакана с водой: один с холодной, другой с теплой, а третий с горячей. Дети должны будут трогать руками воду поочердно и определять самостоятельно, в каком стакане какая вода. Далее педагог проводит беседу и рассказывает, что каким-то живым существам комфортнее жить в более тплой воде, а каким-то в более холодной, про горячие подземные источники, которые не замерзают даже при минусовой температуре и холодные родники, которые не нагреваются даже в жаркий день.

Опыты со снегом

Полезно поэкспериментировать и со снегом.

Опыт 1. Тает снег

Прогулка станет еще интереснее. Опыт заключается в том, чтобы показать дошколятам, что снег тает от температуры тела. Дети берут немного снега в ладошку и наблюдают, как он под действием тепла тела превращается в воду.

Таяние снега занимательно

Опыт 2. Зима и лепка

Необходимо взять формочки, которыми малыши летом играют в песочнице, и лопатку, чтобы стучать по формочке для более легкого отделения снежной фигурки. Показать им, что снег может легко принимать любую форму, быть очень плотным, если его утрамбовать.

К сведению! Для этого опыта требуется выбрать такие погодные условия, при которых снег будет влажным. Либо взять на прогулку воду в емкости, которой можно будет смачивать снег.

Опыт 3. Тай, снежок

Опыт проводится с целью узнать, сколько воды можно получить из снега. Снег набирается в ведерко, утрамбовывается и остается таять в помещении. Когда снег растает, то крохи с удивлением обнаружат, что воды в ведре оказалось гораздо меньше, чем было набрано снега. Это связано с тем, что снег обладает низкой плотностью в сравнении с водой.

Опыт 4. Раскрасим снег

Это занятие очень понравится всей группе. Можно раскрашивать снег после проведения опыта номер два «Зима и лепка», а можно и самостоятельно. На улицу берутся растворы краски «Гуашь» в пластиковых бутылках. И после раскрашивания разноцветной водой фигурки, слепленные из снега, станут очень яркими. Можно устроить конкурс снежных скульптур на территории детского сада, раскрасить снежную бабу, снежную клумбу, символ нового года и многое другое.

Как провести занятие с опытами

Маленьким любителям неизведанного эксперименты, проводимые в детском саду, однозначно понравятся. Ребенок удовлетворяет свое природное любопытство, получает новые знания, систематизирует и закрепляет уже имеющиеся.

НОД по экспериментированию в средней группе

Проводится экспериментирование в средней группе по теме «Такой интересный песок».

  • леечки с водой;
  • контейнеры с песком;
  • формочки;
  • ложки;
  • лопатки;
  • лупы;
  • стол.

Игры с песком развивают мышление

Воспитатель составляет конспект занятия, в котором прописывает цели и задачи.

  1. Дети имеют перед собой открытый контейнер с сухим песком. Педагог предлагает им поиграть с формочками и песком. Конечно же, у дошкольников ничего не выйдет, т. к. песок сухой.
  2. «Ребята, почему у вас не получилось сделать формочки? Правильно, песок сухой».
  3. «Возьмите лупы и посмотрите, что представляет собой песок. Видите, это множество мелких частиц, которые между собой в сухом виде никак не связаны».
  4. «Посмотрите, что есть у вас на столе, что сможет исправить ситуацию? Вода в леечках».
  5. «Полейте ваш песок, и он станет не таким рассыпчатым. Вода поможет частичкам склеиться между собой. Теперь попробуйте сделать формочки. Получается».

Дидактические игры

Такие игры по экспериментированию увлекательны для детей из средней группы ДОУ. Они с удовольствием принимают в них участие.

  • «Утонет или поплывет?». Воспитатель дает детям небольшие образцы из разных материалов и различные предметы. Каждый объект кладется ребенком в центр емкости с водой. Задача заключается в том, чтобы наблюдать, что тонет, а что плавает. Для игры подойдут: скорлупа грецкого ореха, кусочек пенопласта, кусочек картона, пластилин, деревянный брусок, пластиковый кубик, ручка, кружка, металлическая игрушка и прочее.
  • «Живая вода». Подготовительный этап: ребята совместно с воспитателем садят в стаканчики с землей семена растений. Часть семян не поливают, а часть регулярно поливают водой. Через некоторое время поливаемые семена взойдут. Это наглядный пример того, что растения нуждаются в воде, как люди в пище.
  • «Знакомый аромат». Детям по очереди завязывают глаза и предлагают по запаху угадать, что же это за съедобный объект. Для этой игры подойдут апельсины, лимоны, огурцы, бананы, творог, шоколад. После игры важно рассказать детям, что такое обоняние, его значение, особенности у человека и некоторых животных.
Читать еще:  Воспитание и проблемы от 3 4 лет. Психологические особенности поведения ребенка в три года. Как воспитать мальчика настоящим мужчиной

Уголок экспериментирования в группе

Дети 5–6 лет и более старшего возраста с удовольствием будут проводить время в таком уголке и осуществлять эксперимент. Для его оформления подойдет широкий детский стол и стульчики, рядом с которым удобнее всего разместить шкаф с открытыми полками. Мебель должна быть устойчивой и закрепленной. Оборудовать можно огромным количеством интересных вещей, представить дидактический материал по ФГОС:

  • Развивающими плакатами (осень, зима, лето, весна, насекомые, животные, растения, планеты), обучающей литературой, карточками, журналами.
  • Готовыми экспериментальными наборами.
  • Приборами для измерения веса (весы напольные, весы кухонные электронные и механические, безмен).
  • Приборами для измерения длины (метр деревянный, рулетка, линейка, сантиметровая лента).
  • Приборами для измерения времени (часы песочные, механические, электронные, будильник, секундомер).
  • Микроскопом, лупами.
  • Глобусом, компасом, картами.

Уголок экспериментирования должен быть в каждой группе

  • Магнитом, металлическими вещами.
  • Различными коллекциями (бабочек, шишек, коры деревьев, листьев, пуговиц, монет, семян, камней и другого).
  • Стаканчиками, банками, пробирками, колбами.
  • Подробными описаниями опытов и экспериментов.
  • Перчатками, губками, тряпочками, нарукавниками и фартуками.
  • Контейнером с песком и формочками.
  • Живыми цветами и ростками.
  • Развивающими играми для детей дошкольного возраста.

Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе очень разнообразна. Она способна легко увлечь детей 5-6 лет. Они с удовольствием будут открывать для себя этот удивительный мир.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Экспериментирование в детском саду

Ученые-педагоги утверждают, что результативность обучения человека зависит от того, насколько он вовлечен в исследование мира, который его окружает.

Экспериментирование в детском саду – это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.

Экспериментирование в ДОУ по ФГОС

В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментирование в ДОУ.

Экспериментирование в детском саду

С какого возраста предполагается начинать экспериментирование в детском саду?

  • Со второй группы раннего возраста (2–3 года) дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.
  • В младшей группе (3–4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов.
  • Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств.
  • Используя экспериментирование в старшей группе (5–6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов.
  • В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления.

В какой деятельности могут осуществляться опыты и эксперименты в детском саду?

Экспериментирование в организованной деятельности

В соответствии с общеобразовательной программой «От рождения до школы», опытническая деятельность запланирована во всех возрастных группах детского сада начиная с младшей в области «Ознакомление с миром природы».

В ней запланировано изучение с помощью опытов:

  • свойств песка, глины и камня;
  • свойств воды в ее различных состояниях;
  • температуры.

В других образовательных областях экспериментальная деятельность помогает поддержанию интереса детей к процессу обучения, делает усвоение материала легче, так как легко поддерживает непроизвольное внимание.

Например, эксперименты в детском саду во время организованной деятельности представляют собой:

  • взвешивание тяжелых и легких материалов;
  • измерение длины с помощью мерок;
  • наблюдение за ростом растений и зависимость этого процесса от освещения, температуры и полива;
  • изучение смешивания цветов.

Структура игры-эксперимента в организованной деятельности

В отличие от свободного экспериментирования, где дети действуют по интуитивному пути, игра-эксперимент планируется по определенному плану:

  • постановка познавательной задачи (ставится воспитателем);
  • выдвижение детьми предположений;
  • проверка гипотез;
  • фиксация результатов и подведение итогов;
  • обсуждение работы.

Экспериментирование в свободной деятельности

Для того чтобы дети могли заниматься опытами самостоятельно, в детском саду должна быть организована специальная предметная среда и пространство для ее развития.

У дошкольников в группе в свободном доступе должна быть специальная зона — уголок экспериментирования, в которой размещаются:

  • наборы для опытов с инструкциями-картинками;
  • игрушки для исследований – шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов;
  • различные природные материалы – песок, вода, глина, скорлупа, шерсть;
  • измерительные приборы – весы, мерные емкости, песочные часы, линейки;
  • инструменты – пипетки, шпатели, мерные ложки, зубочистки, прозрачные и цветные стекла;
  • другая насыщенная предметная среда – зеркало, увеличительное стекло, соль, магниты;
  • писчие принадлежности для фиксации результатов.

Картотека опытов и экспериментов в детском саду

Со временем у каждого воспитателя, который поддерживает метод экспериментирования, накапливается большой опыт по его использованию в разных видах деятельности. Из конспектов следует сформировать картотеку, которая содержит естественно-научные эксперименты для детей на различную тематику. Примеры таких тематик приведем ниже.

Экология:

  • строение растений;
  • условия, необходимые для жизни растений;
  • размножение растений;
  • опыты в огороде и цветнике;
  • опытническая деятельность по сезонам;
  • исследование животных.

Исследовательская деятельность о человеке:

Физические опыты в детском саду:

  • движение;
  • измерение;
  • магнетизм.
  • вещества и материалы;
  • свет и цвет;
  • звук.

Опыты на кухне.

Удобство картотеки в том, что она структурирована по возрастам и разделам. Такие каталоги должны находиться в методическом кабинете дошкольного учреждения. Они пополняются новыми темами и замечаниями воспитателей по их объяснению.

Важной целью современного образования является побуждение детей к познавательной активности и стремлению узнавать новое. Эксперименты в детском саду – удачно выбранная форма работы, которая сочетает в себе образовательные требования и учитывает возрастные особенности дошкольников.

Занятие-экспериментирование в старше-подготовительной группе «Путешествие воды в природе»

Источники:

http://ddu98grodno.schools.by/pages/igry-eksperimenty-v-srednej-gruppe
http://vospitanie.guru/doshkolniki/poznavatelno-issledovatelskaya-deyatelnost-v-sredney-gruppe
http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/8570-eksperimentirovanie-v-detskom-sadu.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector