0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

История рождественской (новогодней) ёлки с XVI века до наших дней. Как новогодняя елка соединила древние ритуалы и христианское рождество

Как новогодняя елка превратилась в рождественскую…

Как можно придти домой и сказать детям: дети, всё, ёлку на Новый Год наряжать не будем, а будем украшать её к Рождеству?! Да, честно говоря, я и сама не очень была к этому готова.

«Привет тебе, милая любимая елочка!

Ты несешь нам среди зимы смолистый запах лесов

и, залитая огоньками,

радуешь детские взоры,

как по древней легенде обрадовала

Божественные очи Святого Младенца».

К. Лукашевич, «Мое милое детство»

Уже с середины декабря в центре нашего поселка переливается разноцветными огнями новогодняя елка. На вечерней прогулке мой маленький сын сразу устремляется к ней и вздыхает: «асота» ( красота – перевод авт.)… «Подожди, сын, — говорю я, — будет красота и у нас. Самая настоящая красота, Рождественская…»

В детстве я очень любила Новый год. Вернее, не сам Новый год, а его ожидание, любила время подготовки к празднику. Мне нравилось обсуждать с мамой новогоднее меню, подписывать открытки близким, получать особое удовольствие от украшения новогодней елки, мечтать о подарках и…. ждать чуда. И с экранов телевизоров, и в разговорах взрослых мы все время слышали эти слова «новогодние чудеса», «новогодний случай», «чудо на Новый год». И каждый год я всё ждала этого чуда. Если лет до шести-семи «чудом» оказывались подарки под елкой, которые доставлял Дед Мороз, влетая в форточку ночью на маленьком вертолете (папина версия), то в школьном возрасте, уже просвещённая, что никаких Дедов Морозов нет, я ждала других чудес, настоящих. А их не было. Утром первого января я всегда просыпалась с грустным настроением от того, что чуда в очередной раз не произошло. Да, в новогоднюю ночь люди желали друг другу здоровья, счастья, звонили, поздравляли, а утром просыпались – и никакого чуда, всё как и накануне – и со здоровьем, и со счастьем, а у некоторых еще и голова болит….

В юности я стала задумываться о том, что Новый год какой-то неправильный праздник. Вроде праздник, но непонятно, чему радоваться. Окружающие говорили, что смысл в том, что надо надеяться на лучшее, что следующий год будет лучше, чем предыдущий. Но сколько раз люди надеялись, а год оказывался еще хуже. Что такое Новый год? Почему он должен быть лучше? Может, мы вдруг станем добрее, милосерднее? Может, счастливыми, наконец, станем? Может, выздоровеем все одновременно? В последние годы люди с надеждой на счастье обратились к «восточным гороскопам», и почти каждый считает своим долгом определить, под знаком какого зверя будет происходить жизнь в следующем году, и что он нам, этот зверь, принесёт. Создана целая «звериная» индустрия. Смотришь на всё это, и хочется сказать: люди, люди, один и тот же зверь руководит нами каждый день, и мы ему добровольно поклоняемся. Этот зверь над нами похихикивает, а в каком он обличии — петуха ли, лошади, кабана – не так уж важно. Украшаем дома его плакатами, ставим на видные места разноцветные фигурки… и ждем, глупые, чуда…

С годами разочарование Новым годом всё росло. Новогодняя ночь превращалась в ночь разгула страстей, вседозволенности , вульгарности, пошлости. Новогодние корпоративы самыми настоящими «балами сатаны». А как еще можно назвать эти «чудесные» мероприятия, где чужие жены танцуют варьете перед чужими мужьями, а жены этих мужей во фривольных нарядах на других площадках разыгрывают в свою очередь двусмысленные «театральные сценки» с другими мужьями? А потом отрыв и разгул, суета и шабаш…

Я размышляла над этими вопросами, но каждый год снова и снова с середины декабря сама неизменно вступала в полосу предновогодней суеты, ждала праздника, надеялась на что-то … и неизменно разочаровывалась . Пока в моей жизни не произошло настоящее чудо — я стала верующей и обрела свою семью.

С приходом к вере я поняла, что жизнь свою надо менять, что та жизнь, которой живут все вокруг, вступает в полный разрез с жизнью христианской. Конечно, в начале любого пути пытаешься поменять внешнее, а потом начинает потихоньку меняться и внутреннее. Процесс этот долгий, но мелочей, мне кажется, нет ни в чем. К примеру, окончание рождественского поста приходится на самое развесёлое время новогодних каникул. Уже с конца декабря начинаются ёлки в школах, утренники в садиках, различные новогодние мероприятия, кругом только и разговоров, что впереди Новый год, кто и как его будет отмечать.

Я уже давно не ожидала чудес от Нового года. Самым главным чудом для меня стало Рождество Спасителя, чудесное Его рождение, которое умиляет, по-моему, любое доброе сердце… Мой старенький духовник, отец Евгений, Царство ему Небесное, однажды в конце декабря, оставшись после службы, разразился грозной проповедью по поводу того, что в домах людей уже светятся наряженные ёлки. « Что такое! – возмущался он искренне, — до Рождества еще две недели, а уже во всю всё мигает, переливается! Разве так можно?! Надо еще поститься, молиться, ждать до Сочельника и только потом ставить елку! В старые времена так и было. Помните историю о первой рождественской ёлке?», — прихожане из неофитов растерянно мотали головами. — «Эх, вы, — качал головой старик-священник , — в ту самую ночь, когда родился Христос и Дева Мария, спеленав, положила его в ясли, слетели с Неба два Ангела, чтобы взглянуть на Него и, увидев, как проста пещера, в которой Он родился, решили украсить ее. Один полетел на юг и набрал множество чудесных цветов: и роз, и магнолий, и азалий, и лотосов. А другой Ангел полетел на Север, там как раз была зима и все было под покровом снега. Только одна ёлочка стояла зелененькая. Ничего, — подумал Ангел, — что это деревце такое простенькое, пусть оно порадует младенца Христа. Украсили Ангелы пещеру Иисуса. Красиво и нарядно стало вокруг. В середине, в яслях, спал маленький Христос, и все любовались Им. Любовалась тихонько и маленькая ёлочка, но она очень грустила, что она так неказиста и не может украсить пещеру так же ярко, как эти чудесные цветы. Но вот проснулся Христос и потянул маленькие ручки к зелёной ёлочке и тут же спустилась с неба яркая звездочка и украсила вершину елки. А за нею сошли и другие, украсив остальные ветки. Ёлочка стояла счастливая, потому что в такой праздник никто не должен грустить. С тех пор и пошел обычай украшать каждый год на Рождество ёлки для маленьких детей. Вот и вы не спешите, дождитесь Сочельника и тогда украшайте», — закончил проповедь отец Евгений.

Читать еще:  Формирование личности в дошкольном возрасте. · исследовать влияние общения на развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста

Я смотрела на этого 75-летнего старца и не знала, как реагировать на его призыв. Как можно придти домой и сказать детям: дети, всё, ёлку на Новый Год наряжать не будем, а будем украшать её к Рождеству?! Да, честно говоря, я и сама не очень была к этому готова. Но потом стала размышлять: если мы наряжаем ёлку на Новый Год, то никакая она не рождественская, а новогодняя, а вот если ёлочку нарядить перед самым Рождеством, то совсем другое дело. Ёлочка будет рождественская, и праздник будет самый настоящий, рождественский!

Конечно, мои дети к этому «новшеству» были совсем не готовы. Старший, ему было около шести, даже поворчал немного: ждать ему еще лишних пять-шесть дней до украшения совсем не хотелось, тем более и у бабушек, и у дедушек елки стояли уже наряженные. Но, поворчав, он успокоился.

В тот год мы первый раз наряжали ёлку в Сочельник, как это всегда делали наши верующие предшественники. Это было очень здорово! Начнем с того, что за ёлкой мы с папой поехали в питомник, и оказалось, что там валялось много бесхозных и уже никому ненужных елок. Вокруг ни души, ни сторожа, ни охраны. Мы, немного подумав, рассудили, что раз они уже никому не нужны, то можно взять одну, выбрали самую пушистую и большую и принесли домой. С какой радостью, с долгожданной радостью наряжали дети ёлку в тот год! Мы оказались причастными к нашей старинной русской традиции, и от этого было как-то тепло и радостно на душе, и приближающийся праздник ощущался более ярко. Вот он настоящий праздник, вот скоро и настоящее чудо – Рождество Христово! – подумалось мне.

В рождественскую ночь, когда мы пришли со службы, мне долго не удавалось заснуть от радости. Я лежала и любовалась маленькими, мерцающими в темноте огоньками на нашей самой настоящей рождественской ёлке. Душа ликовала и пела: «Христос раждается, славите…» Душа в тот момент была счастливой, как у ребенка, и хотелось благодарить Бога за то, что Он так щедро дарит нам Себя и Свои чудесные дары. Утром дети тоже сказали, что это Рождество, когда мы впервые нарядили ёлку в Сочельник, было очень радостным…

Потом в литературе я, конечно, много читала об украшении ёлки именно перед Рождеством. Даже тогда, когда в советские годы Рождество было запрещено праздновать, верующие люди все равно его отмечали. Наталья Соколова, в своей книге «Под кровом Всевышнего», в которой описывается жизнь верующих в 30-60-х годах ХХ века, вспоминала: «Ёлочку нам неизменно привозила в Сочельник Ольга Серафимовна – сестра закрытой в те годы Марфо-Мариинской обители. Рискуя своей свободой, она собственноручно срубала ёлочку в лесу, убирала её в наш огромный чемодан, везла поездом, тащила по улицам. До 36-года елки были запрещены как «буржуазный предрассудок». Однако Ольга Серафимовна считала своим долгом доставить нам, детям, это рождественское удовольствие. Мы благодарили её и с замиранием сердца всегда слушали её рассказы о том, как она, утопая в сугробах, добывала нам ёлочку: «Ночь, луна, волки воют…»

Или вот еще одно воспоминание Натальи Соколовой уже о своих детях: «В школах уже все отпраздновали новогоднюю ёлку, но дома я ёлочку не ставила. Я говорила детям: «Сейчас последняя неделя Рождественского поста. Наш христианский праздник еще впереди. Будем же послушны уставам Православной Церкви, веселиться и праздновать Рождество Христово будем 7-го января. Накануне Сочельника и мы поставим ёлочку в доме. У нас запахнет смолою, хвоей, украсим деревце, почувствуем Праздник. А пока – гуляйте, клейте игрушки, украшайте дом и с нетерпением ждите праздника…»

С того самого года, когда мы услышали проповедь старенького, уже почившего, священника мы всегда наряжаем ёлочку перед Рождеством. Может, кто-то скажет, что это не так уж важно. Не буду с ним спорить. Но мне кажется, это то самое малое, что мы можем сделать в память о тех, кто рисковал, наряжал елочку и праздновал Рождество даже в безбожные годы. Когда мы украшаем ёлку на Рождество, мы радуемся рождающемуся Христу, вспоминаем всех верных Ему, и обязательно вспоминаем почившего батюшку Евгения, который с любовью служил Богу и людям, много наставлял нас в вере и учил, что ёлочку надо наряжать в Сочельник, перед самым Рождеством…

Интересные факты о рождественской елке: история, легенды и традиция

Мифы и легенды

Рождество — христианский праздник, но в Библии нет указаний по украшению елки в день рождения Спасителя, в отличии, например, от подробной инструкции по сооружению Ковчега Завета. По одной из легенд, начало традиции положил святой Св. Бонифаций, Апостол всех немцев. Он посещал языческие племена и обращал их в христианскую веру. И вот однажды вместе со своей свитой, которая помогала ему оборонятся от язычников, Бонифаций стал свидетелем поклонения священному дубу Тора. Мисионер топором с легкостью срубил толстенный дуб, чем поразил собравшихся и заставил их задуматься о перемене веры. К тому же язычники, ожидавшие гнева божества из-за опрометчивого поступка, увидели, как чудесным образом из дубового пня выросла ель. Племя покрестилось и в честь знаменательного события стало эту ель украшать, позабыв про Тора.

Легенд на этот счет множество. Вот еще одна в двух вариантах. В кровавом варианте древние германцы в день зимнего солнцестояния шли в лес, приносили там жертвы своим богам, изначально это были человеческие жертвы, потом перешли на зверушек, и на ели развешивали кишки и куски мяса жертв, тем самым отпугивая злых духов в священную для них ночь.То есть предками дождика и мишуры на елках были кишки и внутренности. В бескровном варианте они украшали деревья лентами и свечами. Ну а когда германцы стали христианами, обычай в измененном виде сохранился, и елочки стали приносить домой уже не в кишках и кровище, а украшенную орехами и яблоками. Понятно, что выбор пал именно на ель, потому что дело происходило зимой, и лиственные деревья стояли голыми.

Читать еще:  Декоративное оформление бутылок к новому году. Как оформить бутылку шампанского на Новый год своими руками. Как украсить шампанское, чтобы декор был съёмным

Первая елка

Есть версия, по которой первую рождественскую ель поставил у себя дома Мартин Лютер. Как-то в начале XVI века богослов шел в канун Рождества по по лесу ночью и любовался звездным небом. Звезд было так много, а ели такими высокими, что Лютеру показалось, что деревья украшены звездами. Он принес небольшую елочку домой и украсил ее всем, что бог послал.

За звание елочной столице боролись Рига и Таллин. Эстонцы договорились до того, что елка была установлена в Таллине еще до того, как Таллин был основан, примерно на 400 лет раньше рижской. Рижанам было нечем крыть, елочную войну выиграла Эстония.

Петровский указ

Елочную традицию подсмотрел у немцев Петр Алексеевич, но ставить елку в русских домах стали значительно позже.
Вместе с переносом празднования Нового года на 1 января и новой системы летоисчисления Петр I приказал устанваливать «украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых» на больших улицах у домов знатных людей и в обычных домах. В качестве примера Петр указал на украшение Гостиного двора. Но традиция не прижилась.
Ель для славян издревле имеет особое значение и ассоциируется с миром духов. В еловых лесах часто устраивали кладбища или хоронили покойников прямо в корнях ели. Еловыми ветками устилали дорогу до кладбища, символизируя этим дорогу, по которой мертвец отправится в загробный мир. Еловый лес считался священным обиталищем душ умерших предков и духов леса. Ель уважали и почитали, но домой приносить ее принято не было, чтобы случайно не поселить у себя в избе покойника. Веточками украшали, но вот европейское рождественское дерево в русских домах появилось только сто с лишним лет спустя.

Германская гостья

Дочь прусского короля Луиза Шарлотта Вильгельмина, она же супруга русского императора Николая I Александра Федоровна, очень любила наряжать рождественскую ель и в России продолжила свою любимую традицию. В 1828 году Александра Федоровна впервые организовала елку во дворце в Санкт-Петербурге, потом знать подхватила традицию, а со временем нарядная зимняя красавица переселилась во все столичные дома и отправилась в путешествие по империи. Кстати, тогда было принято зажигать елку в сочельник и на Рождество, после чего ель выбрасывали или отдавали слугам.

«Много на елочке шариков цветных»

До середины XVIII века почти все елочные украшения после праздников можно было употребить в пищу. На елки вешали орехи, вафли, яблоки и другие фрукты и сладости. Потом к еде добавились шишки, раскрашенные яичные скорлупки, латунные ангелы и бумажные цветы. Елочные шары, без которых праздничную елку трудно представить, начали делать в 1848 году в маленьком городке Лауша в Тюрингии, который славился своими стеклодувами. Есть легенда, что тот год был неурожайным по части яблок, поэтому традиционного украшения просто не было. Тогда местные мастера сделали из цветного стекла шары, покрытые изнутри свинцом и посыпанные блестками. В России елочные шары стали делать во время Первой мировой войны в Клину, поделились опытом с нашими стеклодувами пленные немцы.
Первые шарики из тонкостенного стекла очень дорого стоили, и их могли себе позволить только елки в очень богатых домах.

Запреты и реабилитация

Елки в России запрещали дважды и оба раза в двадцатом веке — в 1916 и 1929 году.
Впервые во время Первой мировой войны, когда ненависть ко всему немецкому достигла апогея. Елку объявили «вражеской затеей», праздничные ели исчезли с улиц, из училищ, церковных школ, а когда в 1915 году пленные немцы нарядили елку в госпитале, у всех, как сейчас принято говорить, забомбило, поэтому с 1916 года елку официально запретили наряжать указом Священного синода. Но традиция прижилась, и простые люди, и даже солдаты в окопах украдкой наряжали главный символ Рождества.

В СССР окончательно «зарубили» елочную традицию в 1929 году, когда официально отменили Рождество, как «чуждый буржуазный праздник», а вместе с ним и елку. С трудом вытравлялась из народа любовь к зимнему празднику. Проводились антирождественские вечера в школах и детсадах, с трибун звучали громкие лозунги, такие как «Родители не сбивайте нас с толку, не делайте Рождества и елку» или «Только тот, кто друг попов, ёлку праздновать готов!». Елочка не умирала, поэтому в 1935 году советское правительство решило поступить как христианские миссионеры — заменить одну другим. Елку вернули, но не на Рождество, а на Новый год. Вспомнили, как крестьянские дети с завистью смотрели на яркие елочные огни и веселые барские хороводы вокруг елки, решили восстановить справедливость и вернуть детям елки. Так в 1935 году рождественская елка стала новогодней, «Вифлеемская» шестиконечная звезда уступила место Красной пятиконечной, вместо ангелов стали вешать рабочих и колхозниц, Деду Морозу дали в руки учебник по истории партии, шахтеры и трактора соседствовали с ватными клоунами и шишками, в 60-х на ветках расцвела стеклянная кукуруза, появились космонавты и ракеты на ниточках.

История рождественской елки в России

Во многих семьях принято хранить и передавать по наследству коробки с елочными игрушками (есть старые-престарые игрушки и в нашей семье). Сейчас, смотря на украшенную елку, самое время рассказать детям об истории рождественской елки и о том, как на елочные украшения влияли исторические события.

Появилась елка на Руси при Петре Первом, но далеко не сразу вошла в жизнь русского народа и далеко не сразу стала неотъемлемой частью рождественских и новогодних празднеств, а «приживалась» в нашей стране медленно и весьма болезненно.

Рождественская елка во время своего «врастания» корнями в русскую почву должна была пережить и минуты восторга, и мгновения ненависти, и годы забвения, и периоды полного равнодушия. 20 декабря 1699 года по возвращении из-за границы Петр Великий издает указ, в коем предписывает вести летосчисление от Рождества Христова, а не от сотворения мира, а первым днем нового года считать 1 января, а не 1 сентября. Этим же указом вводился в обиход обычай пускать ракеты, зажигать огни, устраивать маскарады в день Нового года, а также «украшать дома от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых».

После смерти Петра елку совсем забыли, и вернули ее «к жизни» лишь в начале XIX века немцы, обосновавшиеся в Петербурге и продолжавшие и в далекой снежной России соблюдать обычаи своей родной Германии.

Читать еще:  Что делать кормящей маме при простуде и можно ли кормить ребенка грудью во время болезни? Разрешено ли кормление грудью при беременности, и чем опасно

Германия считается первой страной, где была введена рождественская елка — специально для детей. «И вдруг на рубеже 1840-х годов последовал взрыв. «Елочный ажиотаж», охвативший в это время Петербург, нуждается в объяснении. Думается, что мода на «немецкое нововведение», которое из домов петербургской знати распространялось по менее состоятельным домам, подкреплялось модой на немецкую литературу и прежде всего — на Гофмана, «елочные» тексты которого пользовались большой популярностью. «Щелкунчик» и «Повелитель блох», выходившие к Рождеству отдельными изданиями, представляя детям специальное праздничное чтение, попутно способствовали распространению в российских домах обычая рождественской елки, а иллюстрации к ним помогали закреплению ее зрительного образа», — писала . душечкина, наш известный историк «рождественской» культуры.

Первая «публичная» елка была устроена в Петербурге в 1852 году в Екатерингофском вокзале.

Постепенно елка совершенно завоевала Россию, став к концу 19 века обычным явлением и непременным атрибутом Рождества.

“Рождественская елка в С.-Петербургском клубе художников”.

С наброска Н. А. Богданова гравировал Л. А. Серяков. Конец ХIХ века

«В настоящее время обычай зажигать на святках елку для детей все более и более распространяется по России, — писал в 1898 году известный педагог Е. Швидченко. — Редкая школа по деревням и редкий частный дом в городах не устраивает в это время для своих детей елки. Все уже так привыкли к этому обычаю, что без елки святки — не святки, рождественские праздники — не в праздники. И сколько радостей она приносит детям, сколько восторгов, сколько разговоров. Уже одни только приготовления к елке. способны занять детей на несколько недель и доставить им громадное удовольствие.

Общее внимание, любопытство и радость усиливаются, когда елка привезена и ее начинают украшать, убирать. Посмотрите, с каким восторгом один ребенок клеит самый простой мешочек для конфет и пряников, другой подчищает и заправляет свечи, третий связывает свечи, четвертый вешает на ветки игрушки, пятый сортирует и укладывает под елкой подарки.

А в самый день «елочного праздника» — кто опишет восторги детей? Как искрятся их глазенки, каким румянцем горят их личики, с каким воодушевлением они поют песни, как они пожирают глазами елку! Елка для них в это время — не кусок дерева, нет! — это красавица, которая так же живет и радуется, как они, она живет вместе с ними и они с ней. Словом, рождественская елка имеет для детей огромное значение. Она дает им столько удовольствий, что трудно выразить».

Никто не знает наверняка, где и как зародился обычай устраивать рождественскую елку. Тем не менее несомненно, что пришел он из глубокой древности и связан с языческими верованиями в то, что у каждого предмета — в том числе и у деревьев — есть душа. Следы почитания деревьев находят в древних религиях англичан, скандинавов, итальянцев, французов, чехов, на Кавказе, в Аравии, Монголии и других местах. Часто деревьям приносили жертвы, украшали их, навешивая на ветви кусочки материи, ленты, мясо, хлеб, другие украшения — в частности зажженные свечи. В окрестностях Киева, начиная с 1506 года и вплоть до 1917 года, существовал праздник «женитьбы свечки», когда вечером 1 сентября (первый день Нового года в допетровское время) на базаре устанавливают елку, увешивают ее фруктами, овощами, цветными бумажками и восковыми свечами и устраивают вокруг песни и пляски до утра. Вокруг ели на Руси совершался и обряд венчания, запечатлевшийся в русской пословице: «Венчали вокруг ели, а черти пели».

Таковы «языческие» корни праздника. Но есть у обычая устраивать рождественскую елку и корни «христианские».

В религиозных легендах часто встречается образ чудесного деревца как символ христианизации всего мира.

Елка — эта символ райского дерева, древа жизни, которого люди «некогда лишились, но которое возвращается нам родившимся Спасителем, невидимым Солнцем правды (Рождество), дарующему всему жизнь через ежегодное нарождение и действие видимого солнца (Новый год)».

Начиная с XVI века ель стали ставить в Германии, Голландии и Англии, украшая ее ветви исключительно съедобными «игрушками». Яблоки — как воспоминание о райских плодах, росших на древе познания. Пресные вафли — вместо просвирок, символизировавшие тело Христово. Ну и конечно, пастила, имбирные пряники и орехи, которые золотили настоящим сусальным золотом. Собственно, настоящие елочные игрушки появились лишь в конце XVIII столетия. В те годы были очень модны украшения из еловых шишек, покрытые золотым напылением, посеребренные звездочки из соломы и небольшие фигурки ангелов из чеканной латуни.

Старинная тренога для елки

Верхушку елки украшают звездой — в память о Вифлеемской звезде, указавшей путь волхвам к пещере, где родился Иисус. Среди зеленых лап притаились фигурки поющих ангелов, славящих Бога, и пастухов с овечками, пришедшими поклониться Младенцу. Об этом же радостном событии напо-минают и позванивающие серебряные и золотые колокольчики, подобные тем, что надевались палестинскими пастухами своим стадам. Не случайно украшена елка и горящими свечами и фонариками. Их прообразами были огни костров и яркие звезды, светившие для вифлеемских пастырей в Светлую ночь.

С 1850-х годов в Европе и в России вошли в моду стеклянные украшения. Их появление на праздничном дереве – вынужденная мера, когда стеклянные игрушки были призваны заменить не уродившиеся не сколько лет подряд орехи и яблоки.

Начиная со второй половины XIX века, Германия стала основным производителем и экспортером ёлочных украшений из разных материалов.

Русские торговцы раз в год непременно выезжали в Германию и закупали игрушки на продажу. В России тоже стали открываться кустарные мастерские по производству игрушек, а в конц19 века в Клину и Петербурге открылись первые «елочные» фабрики», однако немецкие стеклянные игрушки быи более высокого качества и ценились очень высоко — дороже отечественных.

Постепеноо в семьях стала приживаться традция самостоятельно мастерить рождественские игрушки. Накануне праздника мать и бабушка вместе с детьми проводили вечера за изготовлением картонных зверей, ангелов и снежинок. Считалось, что процесс хранил в себе воспитательный смысл.

Рождество в русском доме начала 20 века. Музей. Вотчина Деда Мороза, Великий Устюг

Такой обычай сначала прижился в дворянских семьях, затем перешел в среднее сословие, но общенародной елка стала уже только в СССР, превратившись из рождественской в новогоднюю.

Источники:

http://azbyka.ru/deti/kak-novogodnyaya-elka-prevratilas-v-rozhdestvenskuyu
http://m.fishki.net/2467806-interesnye-fakty-o-rozhdestvenskoj-elke-istorija-legendy-i-tradicija.html
http://www.livemaster.ru/topic/1055019-istoriya-rozhdestvenskoj-elki-v-rossii

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector