0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как общаться с детьми, чтобы они слушали и слушались? Как завоевать доверие ребенка и помочь ему вырасти счастливым? Как говорить с детьми, чтобы они учились

Как завоевать доверие ребенка?

Как же завоевать доверие ребенка? Как вызвать его на откровенность? Родители очень часто задают себе этот вопрос, но иногда, к сожалению, слишком поздно, когда очень трудно вернуть потерянное доверие, уважение и авторитет.

Прежде всего не надо этого доверия терять. Ведь с первых же дней своего существования малыш видит в вас свою защиту и всегда бежит к маме, когда его кто-то обидит или у него что-то не получается. Так что не спешите нарушить физическое и эмоциональное единство, возникающее между вами и ребенком. Улыбнитесь, поговорите с малышом, и неважно, что он не понимает смысла ваших слов, для него главно, что с ним общаются, имеет значение интонация, с которой вы произносите слова.

Единство, установившееся между вами и малышом с первых же дней его существования, со временем, конечно же, изменится, но все равно останется единством матери и ребенка, только перешедшим в новое, осмысленное качество. Вы избавитесь от множества проблем, если станете для него не только матерью, но и другом.

Ребенок способен ощутить и понять, любят ли его, радуются ли ему, относятся ли к нему с уважением. Значит, мало говорить ему, что его любят, он должен в полной мере находить этому подтверждение, чтобы не получилось так, что вы говорите ему о своей любви, а на самом деле он чувствует себя очень одиноким.

Обман приводит к тому, что ребенок постепенно утрачивает доверие к взрослым, потому что в любую минуту ожидает опасности. Постоянная настороженность нервирует его, делает пугливым и плаксивым. Ни в коем случае нельзя обманным путем добиваться чего-либо от него.

Например, если мама ушла в магазин, а папа говорит, что мама скоро вернется и принесет чего-нибудь сладенького, малыш начинает в ожидании бегать от окна к окну. А когда мама наконец-то приходит и не приносит обещанных отцом сладостей, у него появляется разочарование, и от обиды он плачет. Если такое случается неоднократно, малыш перестанет вам доверять.

Недостаток материнской любви и внимания приводит к тому, что малыш замыкается в себе, становится одиноким рядом с близкими людьми. А ведь детское одиночество – вещь довольно страшная. Родители занимаются решением своих проблем: карьерой, финансами, личной жизнью, – предоставляя ребенка самому себе, ограничивая взаимоотношения с ним исключительно вопросами ухода.

Очень большое значение имеет общение со сверстниками. И если малыш стесняется сам пойти на контакт с другими детьми, ему необходимо помочь. Здесь неоценима помощь взрослых. Его нужно представить другим детям по имени, спросить, во что они играют и не примут ли еще одного участника. Обычно среди ребят всегда находится кто-то, кто берет новичка под свое покровительство, помогает ему освоиться в новой компании.

Но порой случается так, что его могут обидеть, обозвать, придумать ему обидное прозвище. После подобных инцидентов ребенок замыкается, предпочитая одиночество.

Может статься, что нелюдимым его сделал собственный проступок, вызвавший сильный эмоциональный стресс. Играя с другими детьми, малыш мог по неосторожности уронить своего товарища, попасть снежком… Вид крови и безутешные рыдания могут произвести сильнейшее воздействие на психику малыша. В результате он отказывается от привычных игр, не общается с друзьями, не выходит на улицу, часами просиживая дома, и на все уговоры отвечает потоком слез.

В этом случае нельзя его уговаривать или ругаться. Можно помочь ему восстановить душевное равновесие, поговорив, объяснив ситуацию так, чтобы у него рассеялся комплекс вины.

Занятость современных взрослых – один из признаков нашего времени, когда родители умудряются, кроме основной работы, бегать по подработкам, иметь две службы, брать дела на дом. А если ребенка воспитывает мать-одиночка? Здесь вопрос воспитания нормального, полноценного человека стоит очень остро.

Решение иметь ребенка связано с принятием взрослыми ответственности за его судьбу. Но считать себя первопричиной всего, происходящего с ним, отнюдь неправильно. Ребенок способен отвечать за свои поступки. Стоит его попросить что-то сделать самому, он поймет, что должен отвечать за свои действия. Бесконечные наставления и напутствия, а тем более сетования и причитания после его неблаговидного поступка, приведут его к агрессии.

Чтобы понять свое дитя, изменить его поведение, наладить контакт или вернуть потерянное доверие, вы прежде всего должны изменить себя. Откройте глаза. Ведь вы привыкли все ему запрещать и требовали безоговорочного подчинения. Это удобно для вас. Но постарайтесь понять, что у ребенка есть свое «я», собственные дела, стремления, потребности, самостоятельность. Осознав это, вы сможете трезво оценить ваши с ним отношения.

Проанализируйте свое поведение, свое отношение к малышу, каждый жест, слово, действие, поставьте себя на его место, и это позволит вам наладить взаимопонимание.

Важно понять, что воспитание – это сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение (эмоциональное, нравственное, духовное, интеллектуальное) между взрослыми и ребенком.

Чтобы успешно воспитывать ребенка, родители непременно должны корректировать свое поведение, заниматься самовоспитанием, не подавать дурных примеров. Если же хотите добиться от него бесприкословного выполнения своих требований, которым на самом деле не следуете сами, это удастся только через меры принуждения: ребенок будет выполнять требования формально, из-за страха перед наказанием. Этот страх, в конечном счете, порождает обман, лицемерие, хитрость…

Понимаем ли мы своих детей? Понять человека значит увидеть причины его поступков, объяснить мотивы, побудившие действовать определенным образом. Чтобы научиться понимать, необходимо снизить завышенные требования, которые он просто не в состоянии выполнять.

Объяснить поведение ребенка можно, проанализировав, в каких условиях происходит его развитие. Если на малыша постоянно кричали, применяли физическое наказание, у него, скорее всего, сложится потребность избегать подобных потрясений и, как следствие, проявятся такие отрицательные черты, как лживость, пугливость, недоверчивость, агрессивность…

Если малыша оберегали от труда и все за него выполняли взрослые, ребенок становится ленивым, безвольным, будет избегать любых дел, а значит – притворятся, заискивать, ловчить, обманывать.

Другой вариант, когда малыша просто избаловали: покупали дорогие вещи и игрушки, ни в чем ему не отказывали. У такого ребенка развиваются непомерные притязания, но вместе с тем и неумение беречь вещи и ценить вложенный в них труд. Запомните, что недостаток общения нельзя заполнить дорогими игрушками, вещами, беспрекословным выполнением всех его желаний.

У малыша будут слабо развиваться интеллект, мышление, способность переживать, интерес к знаниям, если вы не читали ему книжек, мало общались с ним. Ведь интеллектуальные задатки закладываются с раннего детства, поэтому общайтесь с ним, приучите его любить книги, но не заставляйте читать насильно – получите обратный, отрицательный эффект.

Иногда родители очень ревностно занимаются образованием детей. С раннего возраста нанимают репетиторов, отдают в престижные садики и учебные заведения со специальными уклонами, загружают музыкальными школами, танцами и т. д. Но как-то забывают спросить его самого о том, нравится ли ему все это. Заметьте, что очень малое число детей занимаются пением, танцами, музыкой с удовольствием.

Не загружайте малыша тем, что ему неинтересно. Попытайтесь выяснить его пристрастия и подобрать соответствующее занятие. Дайте ему право выбора, право решить самому, чем ему заняться.

С самого раннего детства развивайте способности у детишек. Пробудите в их душе внимание, возбудите представления и наблюдательность. Для этого используйте самые различные предметы, учите описывать их, рассказывать об их назначении. Развивайте умственные способности, которые помогут малышу найти себя в будущем.

Для развития у малыша чувства любви, сострадания можно завести какое-нибудь домашнее животное. Он с гордостью будет всем сообщать, что у него есть хомячок или котенок. Покажите ребенку, как правильно за ним ухаживать, чем кормить, как вообще нужно обращаться с ним. Если вы заметили, что он обижает зверька, объясните, что он тоже живой и ему больно. Расскажите, что зверек лишился своих родителей, ему очень одиноко, и необходимо, чтобы о нем кто-нибудь позаботился.

Читать еще:  Консультация для родителей "воспитание трудолюбия у детей". Воспитание трудолюбия у ребенка» Консультация для родителей значение трудолюбия у дошкольников

Приучите его самого заботиться о животном, и вы увидите, какой будет результат. Это воспитает в нем не только любовь к природе и животным, но поможет понять свою значимость, необходимость для кого-то, избавит от чувства одиночества. Ребенок другими глазами посмотрит на ваши с ним отношения, что поможет их укреплению.

Поймите, то, чем занят малыш, необычайно важно для него, даже если вам кажется, что это не так. Приведу такой пример из своей практики. Ко мне на прием пришла молодая мама и рассказала: «Однажды ко мне подошел сын и попросил с ним поиграть. Я в это время смотрела интересную передачу и объяснила малышу, что сейчас занята, а поиграю с ним позже. Через некоторое время, зайдя к ребенку в комнату, я увидела, что он засовывает под кровать игрушку, потом достает ее и снова засовывает. Я позвала ребенка обедать, на что получила такой ответ: «Я сейчас занят, приду попозже».

Женщина не знала, как реагировать на такой ответ. Подобное повторялось неоднократно. Я объяснила молодой маме, что ребенок во всем подражает ей, и, на его взгляд, то, чем он занимается, очень важно для него. Поэтому ему непонятно возмущение мамы его поведением. Ведь он ждал, пока закончится важная для мамы передача. Так почему же она не хочет подождать?

Иногда, для того чтобы ребенок понял, что такое забота и уважение, ему самому необходимо о ком-то позаботиться. Например, вы пришли с работы, устали, у вас сильно болит голова, на работе неприятности. Малыш пытливо на вас посматривает, недоумевая, почему вы в таком состоянии. Попросите его принести вам попить. Расскажите ему, не вдаваясь в подробности, что вас обидели на работе, дайте малышу проявить сочувствие, пусть он вас пожалеет. Так он поймет, что вы нуждаетесь в нем, не можете без него.

Если вы заметили у своего малыша склонность ко лжи, постарайтесь открыть причину. Нередко ложь возникает от страха наказания. Не наказывайте его слишком строго, тем более следует избегать телесных жестоких наказаний. Постарайтесь выяснить, почему ребенок солгал, вникните в его проблему. Может быть, поговорив с ним, вы избавите его не только от этого порока, страха, но и от других комплексов.

Позвольте малышу проявить свою значимость, считайтесь с его желаниями (разумными, конечно!). Ведь самовыражение – главная, настоятельная потребность человеческой натуры.

Разрешайте малышу участвовать в ваших занятиях, независимо от того, чем вы занимаетесь, – моете пол или готовите завтрак. Ему очень важно ощущать, что ему доверяют что-то делать наравне со взрослыми. Ведь дети с раннего возраста начинают подражать родителям, очень быстро впитывая в себя все увиденное и услышанное. Привлечение ребенка к каким-то делам не только приучает его к труду, но и сближает с родителями. Такой ребенок будет с уважением и пониманием относиться к своим родителям, к тому, что они делают.

Необязательно поручать малышу что-то сложное, с чем он не в состоянии справиться. Дайте ему задание, которое он сможет выполнить: вымыть за собой чашку, протереть пыль со стола, наконец, сложить свои игрушки. Похвалите его, скажите, что он вам очень помог и без него вы бы не справились.

Ни в коем случае не кричите, если малыш пытается сделать то, с чем не в состоянии справиться. Посмотрите, как он пытается это сделать, помогите ему. Скажите, что он молодец.

Если вы, например, решили себе что-то сшить, а рядом крутится с куклой дочурка, привлеките ее к своему занятию. Дайте обрезки ткани, пусть тоже что-то делает. Если у нее что-то не получается, помогите ей. Не забывайте о похвале, ведь для ребенка она очень много значит.

Или другая ситуация: папа мастерит полочку в прихожую. Рядом крутится сынишка, хватает инструменты, гвозди, «путается» под ногами. Не прогоняйте его, не бойтесь, что он ударит себя по пальцам молотком или уронит инструмент на ногу. Пусть он помогает, скажите, что без него ничего не получится. Дайте такое задание, чтобы он его с радостью выполнил и чтобы оно было для него безопасным. Вы увидите потрясающий результат, когда сын с гордостью будет всем рассказывать, что он вместе с папой сделал полку.

Очень благоприятно влияют на отношения с ребенком совместные игры, которые несут не только удовольствие, но и образовательную информацию. Игры детей составляют их главное занятие, но их следует направлять таким образом, чтобы они возбуждали гармоничную деятельность всех душевных способностей малыша, не допуская односторонности.

Предложите ему игру на скорость, например кто быстрее соберет пирамидку. Конечно же, вам следует поддаться, а когда малыш с гордостью покажет, что он первым это сделал, похвалите его.

Играя с малышом или занимаясь каким-то делом, вы сближаетесь с ним. Ребенку интересно с вами, вы составляете одно целое.

Очень благоприятно влияют на отношения в семье прогулки. Вы, наверное, часто наблюдали картину, когда малыш, крепко держась за руки папы и мамы, с гордостью вышагивает на прогулке. Побегайте с ним, поиграйте в какие-нибудь игры, покачайте на качелях, поваляйтесь в снегу или покидайте в цель снежки. Совместные прогулки не только поднимают настроение, способствуют лучшему физическому развитию малыша, но и укрепляют взаимоотношения.

Маленькие дети, казалось бы, в таком несмышленом возрасте удивительно тонко воспринимают любые, в том числе самые сокровенные, чувства своих родителей. В обычных условиях именно гармоничное сочетание этих чувств создает у ребенка ощущение уверенности и счастья.

Чтобы между вами существовали взаимопонимание и доверие, вы должны всю свою любовь и внимание подарить малышу, с раннего детства приучать к труду, уважению взрослых, ценить дружбу. Уделяйте ему как можно больше внимания, не отмахивайтесь от его детских проблем, как от назойливой мухи.

Постарайтесь стать своему ребенку настоящим другом, и тогда вы увидите его сияющие глаза и поймете, что для него вы не просто мама, предмет обожания и преклонения, надежная защита и опора, вы – его самый верный и надежный друг.

Воспитание ребенка

  • Развитие ребенка
  • Статьи
  • Воспитание ребенка
  • Как разговаривать с ребенком, чтобы он вас слушал

Советы, как заставить детей разного возраста прислушиваться к словам родителей и следовать их указаниям

Как разговаривать с ребенком, чтобы он вас слушал

Ольга, мать 9-летнего Максима, часто говорит своему сыну: «Выключи телевизор! Ты смотришь его целый день!». «Нет, сейчас идет мой любимый мультфильм, и я хочу досмотреть его до конца». – «Выключай сейчас же и убери в комнате!». – «Нет, я буду смотреть мультфильм!» В конце концов, Максим добивается своего: он смотрит телевизор, а Ольге приходится самой убирать в комнате сына.

С такой проблемой сталкиваются многие матери во всем мире. Рассмотрим, как говорить с детьми так, чтобы они вас слушали.

Как заставить ребенка слушать вас

Родители часто чувствуют, что тратят время впустую, пытаясь заставить ребенка сделать что-либо, и задаются вопросами: «Почему он меня не слушает? Почему ему так трудно следовать моим инструкциям? Как сделать так, чтобы он начал меня слушать?» Эти вопросы не выходят у них из головы.

Если вы задаетесь этими вопросами, вам помогут советы о том, как заставить ребенка слушать вас и следовать вашим указаниям.

1. Привлекайте внимание ребенка

Вы хотите, чтобы ваш ребенок вас слушал? Сначала привлеките его внимание. Дети слушаются вас только тогда, когда обращают внимание на то, что вы говорите. В противном случае ребенок просто воспринимает звуки, но не воспринимает содержания ваших слов. Но как заставить ребенка обращать внимание на ваши слова?

  • устраните все отвлекающие факторы (телевизор, компьютер, источники звуков в комнате и т. д.);
  • когда вы говорите что-то ребенку, находитесь рядом с ним, чтобы он мог правильно воспринимать ваши сообщения;
  • говоря с ребенком, будьте на одном уровне с ним. Если необходимо, присядьте и смотрите ему в глаза во время разговора.
Читать еще:  Как складывать рубашку из бумаги. Конспект занятия по конструированию на тему: «Рубашка с галстуком» (оригами). Процесс изготовления из бумаги рубашку

Покажите ребенку пример того, как обращать внимание на слова других людей. Когда он говорит с вами, отвлекитесь от всех дел и выслушайте его.

2. Говорите конкретно

Говорите с ребенком по сути. Когда вы просите его что-то сделать, не используйте длинные и абстрактные фразы. Говорите кратко и просто. Так вашему ребенку будет легче понять вас. Чаще всего ребенок не выполняет ваши инструкции просто потому, что забывает, что вы ему говорили. И виной этому – ваша многословность.

Есть несколько способов заставить ребенка услышать вас, не используя для этого слишком много слов:

  • используйте несколько слов – лучше всего 2–3. Например, вместо фразы: «Тебе нужно почистить зубы перед сном» скажите: «Почисть зубы». Или, когда вы хотите, чтобы ребенок пошел в свою комнату, скажите: «Иди в комнату»;
  • давайте ребенку одну инструкцию за раз. Это лучший способ убедиться, что он выполняет все ваши указания. Если у ребенка несколько задач, дождитесь, пока он выполнит предыдущую, прежде чем озвучивать следующую;
  • если вы хотите дать ребенку сразу несколько инструкций, объясните ребенку последовательность их выполнения. Перечислите их, например: «Во-первых, покорми собаку. Во-вторых, выгуляй ее. В-третьих, вымой руки, когда вернешься домой».

3. Давайте ребенку необходимую информацию

Если вы желаете, чтобы ребенок слушал вас и делал все правильно (например, накрывал на стол), убедитесь, что он знает способ и последовательность действий: что он должен положить на стол, сколько должно быть тарелок и столовых приборов и как их правильно разместить.

4. Говорите, а не спрашивайте

«Дорогой, можешь передать мне соль?» – это вопрос. На него можно ответить утвердительно или отрицательно. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок следовал вашим указаниям, нужно, чтобы они всегда были утвердительными. Следовательно, не нужно спрашивать его, а можно, например, сказать: «Я хочу, чтобы ты сейчас же убрал в своей комнате» или «Пожалуйста, обуйся». Нужно говорить ребенку, что ему нужно делать, а не спрашивать его, если вы хотите, чтобы он выполнил свою работу.

5. Дайте ребенку время, чтобы обработать информацию

Многие учителя в школах используют прием «время ожидания». Его можете использовать и вы. Когда вы рассказываете ребенку что-либо, подождите от 3 до 7 секунд, чтобы он смог обработать информацию и понять, что ему нужно делать. Именно так ребенок лучше всего усваивает школьную программу.

Некоторым детям может понадобиться всего несколько секунд, чтобы понять, что вы ему говорите. Поэтому, если ребенок не отвечает вам сразу, это не обязательно значит, что он вас игнорирует. Он просто пытается понять, как правильно реагировать. Дайте ему немного времени.

6. Проверьте, правильно ли ребенок понял вас

Когда ребенок отреагирует на ваши слова, убедитесь, правильно ли он понял, что ему нужно сделать. Например, если ребенок кому-то нагрубил и вы требуете от него извинений, ему следует знать, что именно он должен сказать. Точно так же, когда вы просите ребенка накрыть на стол, он должен знать, что именно нужно сделать.

7. Давайте ребенку выбор

Не все дети одинаково хорошо выполняют указания. Когда вы говорите ребенку, что нужно делать, он может сопротивляться и бунтовать, особенно в подростковом возрасте. Как же поступить в таком случае?

Дайте ребенку право выбора – это даст ему почувствовать силу. Например, вы можете сказать: «Ты можешь убрать в комнате сейчас или позже, но тогда ты не сможешь пойти в кино» или «Ты можешь сейчас накрыть на стол или помыть посуду после ужина».

8. Установите ожидания

Важно устанавливать правила и ожидания, чтобы ребенок вас слушал. Правила всегда должны сопровождаться ожиданиями и последствиями. Четко и ясно проясните, чего вы ожидаете от ребенка. Один из способов прояснить свои ожидания – написать правила на бумаге и повесить на холодильник или стену. Время от времени необходимо пересматривать этот список. Помните, что правила не подлежат обсуждению, и вы не должны позволять детям (особенно подросткам) втягивать вас в споры по этому поводу.

9. Укрепляйте связь с ребенком

То, будет ли ребенок слушать, зависит и от ваших взаимоотношений с ним. Дети стремятся стать ближе к родителям, поэтому вам стоит укреплять взаимоотношения со своим ребенком. Привнесите в эти взаимоотношения больше любви, дружбы и уважения. Когда между вами хорошие отношения, ребенок будет рад выполнять ваши указания, потому что он заботится о вас и стремится сделать вас счастливыми.

10. Проявляйте сочувствие

Иногда даже небольшое проявление сочувствия играет важную роль. Поэтому не стоит говорить: «Не толкай свою сестру! Сейчас же прекрати!»; лучше скажите: «Я понимаю, что ты злишься из-за того, что сестра разбила твою игрушку. Но, когда ты ее толкаешь, это не помогает тебе исправить ситуацию». Вместо фразы: «Сейчас же выключи телевизор» скажите: «Я знаю, то ты хочешь посмотреть этот фильм, но тебе завтра рано вставать в школу».

11. Не повышайте голос

Когда ребенок отказывается выполнять указания родителей, они часто кричат на него или повышают голос. Но помогает ли это? Нет, и вы сами это хорошо знаете. Но как заставить ребенка слушать вас, не повышая на него голос?

  • Дышите. Каждый раз, когда вы хотите накричать на ребенка, на секунду остановитесь и сделайте несколько глубоких вдохов. Успокойтесь, прежде чем говорить с непослушным ребенком. Если вы накричите на него, то заставите его проявлять защитные реакции. Это только усугубит ситуацию.
  • Делайте акцент на поведении. Проблема не в самом ребенке, а в его поведении. Поэтому, если вы хотите научить чему-то ребенка, вы должны прежде всего воодушевить его на это. Не наказывайте ребенка. Вместо окрика: «Не делай этого!», «Прекрати!» скажите это спокойным голосом. Говорите ребенку: «Молодец!» или «Спасибо!», когда ребенок прислушивается к вам.
  • Говорите по делу. Если вы кричите на ребенка за то, что он вас не слушает, это не решит проблему. Если вы хотите, чтобы ребенок что-то сделал, скажите это ему четко и по сути. Не будьте грубыми и не читайте нравоучений. Говорите спокойным тоном, но проявите твердость. Дайте понять ребенку, что вы говорите о серьезных вещах и хотите, чтобы он выслушал вас и сделал то, что вы ему говорите.
  • Если вы все-таки повысите голос, ничего страшного. В конце концов, никто не идеален. Если вы потеряете самообладание и повысите голос на ребенка, ничего страшного. Не обвиняйте себя. Но вместе с тем вы должны извиниться перед ребенком. Однако не меняйте свою позицию – будьте тверды в своем требовании к ребенку, объясните ему, почему он должен или не должен делать что-либо. Важно практиковаться в том, чтобы заставить ребенка слушать вас без крика.

Как заставить подростка слушать вас

Большинство советов, рассмотренных выше, подходят и для детей старшего школьного возраста, и для подростков. Но иногда этого оказывается недостаточно. Рассмотрим еще несколько советов о том, как заставить подростка прислушиваться к вам и уважать вас.

12. Будьте честными

Честность – лучшая стратегия общения с подростками. Это не всегда бывает легко, но все же постарайтесь открыто говорить с подростком о том, что вас тревожит в его поведении. Это поможет ему понять реальность ситуации. Также вы покажете ребенку хороший пример и подтолкнете его к тому, чтобы быть честным и открытым с вами.

13. Оставайтесь в роли родителей, а не друзей

Дружить со своими детьми важно, но не стоит позволять им пользоваться вашей снисходительностью. Вы можете быть другом вашему ребенку, но прежде всего вы – его родители. Важно, чтобы подросток понимал, что вы не допустите неуважения к себе и своим словам.

Обращение с подростком как со взрослым, предоставление ему обязанностей и ответственности помогут вам обрести доверие ребенка. В результате он будет уважать вас и прислушиваться к вашим словам.

Читать еще:  Сколько лет марине узелковой. Как бороться с лишним весом. Cоветы Вячеслава и Марины Узелковых. — У вас были когда-нибудь проблемы с весом

Как заставить дошкольника слушать вас

В дошкольном возрасте ребенок еще недостаточно зрелый, чтобы понять важность ваших слов. Поэтому объяснение не принесет желаемого результата.

  • Прежде всего, привлеките полное внимание ребенка. Не начинайте говорить, пока ребенок не обратит на вас внимание.
  • Убедитесь, что вы находитесь на уровне глаз ребенка. Постепенно установите с ним контакт. Начните разговор с вопроса о том, что он делает.
  • Если вам нужно что-то повторить, ребенок, вероятно, перестанет обращать внимание на ваши слова. Поэтому вам нужно будет вернуться к первому шагу и снова привлечь его внимание. Это потребует от вас большого терпения.
  • Используйте короткие предложения, состоящие из нескольких слов. Длинные предложения могут быть для ребенка слишком сложными.
  • Постарайтесь посмотреть на ситуацию с точки зрения ребенка. Признайте его чувства. Так вы сможете научить ребенка выражать свои эмоции.
  • Лучший способ научить ребенка чему-либо – сделать это вместе с ним. Ребенок учится лучше, когда видит, как вы что-то делаете, и повторяет за вами.
  • Чтобы научить ребенка слушать, занимайтесь вместе с ребенком занятиями, которые требуют слушания.
  • Если вы хотите закрепить определенное поведение ребенка, создавайте постоянные процедуры. Даже если вы об этом забудете или будете спешить, ребенок сам сделает все необходимое.

Наконец, чтобы научить ребенка слушать, вам необходимо самим научиться слушать ребенка, когда он говорит вам что-то.

Если вы хотите, чтобы ребенок слушал вас и следовал вашим инструкциям, вы не должны заставлять его. Секрет в том, чтобы ребенок прислушивался к словам родителей и выполнял их указания по своей воле. Для этого не нужно кричать на ребенка или повышать на него голос.

КАК НЕ НАДО РАЗГОВАРИВАТЬ С РЕБЕНКОМ, ЧТОБЫ ОН ВАС СЛУШАЛСЯ. И КАК НАДО

Вы давно говорили, что вот, дескать, эти психологи вечно говорят родителям, как не надо делать и как не надо разговаривать с детьми. А как надо — не говорят! Согласны с вами. Поэтому опросили знакомых психологов на предмет конкретных формул продуктивного общения с детьми в ситуациях, готовых выйти из-под контроля. Мы всё записали.

Ситуация 1. Ребенок не играет в игрушки, а швыряет их в разные стороны.

Обычно взрослый говорит в таком случае: «Прекрати все разбрасывать!». Но это не работает. Попробуйте альтернативный подход: «Солнышко, ты бросаешь эти игрушки, потому что они тебе не нравятся? Я правильно тебя понимаю?». Если ребенок подтверждает вашу догадку, кивает в ответ, продолжайте разговор: «Давай тогда их уберем в шкаф на верхнюю полку, игрушкам будет лучше, если никто не будет их ломать. А когда готов будешь поиграть — достанем». Если ребенок говорит, что игрушки нравятся, но он хочет их бросать просто так, переключите его внимание на то, что игрушки не подходят для этой цели. «Игрушки могут сломаться, и у тебя больше не будет этих игрушек, потому что мы не сможем купить точно такие же. К тому же ты можешь ранить кого-то, если попадешь в него игрушкой. Давай швыряться чистыми носками, словно снежками на улице!».

Ситуация 2. Ребенок на что-то сильно злится и крушит все вокруг.

Обычно взрослые хотят немедленно прекратить негативные реакции детей и злятся на них в ответ, приказывая: «Прекрати немедленно!», «Перестань злиться!». Но перестать злиться не просто! Попробуйте понять ребенка и помочь ему справиться со злостью: «Знаешь, я тоже злюсь, это нормально. Но я умею побеждать злость одним крутым приемом: я издаю крик воина. Давай вместе изо всех сил покричим, издадим крик воина — и злость вместе с ним из тебя выйдет». Маленьким детям такой игровой прием будет понятен и нагляден, а с подростками про умение выпускать негативную энергию можно говорить без таких метафор, разумеется, и подбирать свой способ контроля и успокоения.

Ситуация 3. Ребенок не хочет идти чистить зубы.

Обычно взрослые нетерпимы к ситуациям непослушания и реагируют топорно: «Сейчас же чисть зубы, я сказал(а)!». Но можно набрать воздуха полной грудью и спокойно спросить: «Кто пойдет первым чистить зубы — ты, папа или Таня/Света/Антон?». Если ребенок маленький, и вы сами чистите ему зубы, спрашивайте чуть иначе: «Кому сейчас первому чистить зубки будем — тебе или маленькой Ирочке?». Как правило, истерики прекращаются, как только малышу предлагается контроль над ситуацией, конкретный выбор, большая определенность. Для многих малышей срабатывает эффект соревновательности — они хотят быть первыми везде, даже в чистке зубов.

Ситуация 4. Ребенок не хочет кушать.

«Или ты ешь, или ты отправляешься спать голодным!» — подобные угрозы обычное дело в воспитании большинства детей. А попробуйте спросить у него: «Что придумать, сынок, чтобы эта еда стала вкуснее?». Ребенку снова предлагается частичный контроль над ситуацией и он начинает думать в другом ключе, не в ключе отказа от еды всеми правдами-неправдами. Можно добавить в кашу клубничное варенье. Или заменить варенье, или просто нарисовать смешную рожицу, достать из супа весь жареный лук, съесть только картошку, а бульон выпить через трубочку… Попробуйте уточнить, ребенок подскажет. Ну а если от еды объективно отказываются все члены семьи, включая голодного папу, то дело не в капризах, извините.

Ситуация 5. Ребенок не хочет убираться в комнате.

Ребенку трудно навести порядок в большой комнате, даже если непорядок навел именно он. Не кричите на него: «Не выйдешь из комнаты, пока не уберешься!», лучше предложите конкретную помощь: «Слушай, всю комнату за раз тяжело будет прибрать. Давай ты начнешь уборку вот в этом уголочке — сложишь все мягкие игрушки в красную корзину, а все машинки — в синюю, а я соберу пока все бумажки, которые ты нарвал». Маленькому ребенку и самому страшно от бардака, который он натворил, он не знает, с чего начать. А вы своим спокойным тоном и доброжелательностью как раз подсказываете — с чего именно. Задача становится не страшной, с каждой прибранной игрушкой комната становится чище и малыш увереннее расставляет остальные игрушки по местам.

Ситуация 6. Ребенок не может успокоиться и кричит.

Приказ «Прекрати орать!» тут не поможет. Вам нужно установить контакт с ребенком и переключить его внимание на контролируемое дыхание. Глубокое дыхание помогает быстрее прийти в себя. Маленьким детям можно предложить дышать так, словно свечки на торте задуваешь, детям чуть постарше — дышать как Дарт Вейдер или поиграть в игру «Чей вдох-выдох глубже»… Как только вы подключаете игровой момент в трудной ситуации с маленькими детьми, они воспринимают ее уже не как соперничество, а как сотрудничество.

Ситуация 7. Ребенок не слушается вас и вы готовы взорваться.

Ситуации, когда вы предупреждаете за секунду до взрыва: «Мое терпение лопнуло!», могут быть спровоцированы чем угодно. Если вы чувствуете, что с ребенком не удается договориться на ваших условиях, замедлитесь и сделайте для него ваши чувства наглядными. «Послушай, зайка, я сейчас как светофор предупреждаю тебя об опасности. Я вот-вот загорюсь красным цветом. Сейчас я на желтом. Но мне надо вернуться на зеленый, помоги мне это сделать, скажи, что нужно сделать, чтобы мама сейчас стала доброй, а не злой, зеленой, а не красной?». Вам может показаться странным такое обращение, но ребенку — нет. Он включается в эту эмоциональную игру и на удивление быстро понимает суть ситуации и предлагает конструктивные вещи. Не забывая при этом и о собственных интересах. «Я знаю, мамочка, надо сначала дождаться твоей очереди на почте, я тихо-тихо посижу на стульчике и не буду приставать к тебе, а ты мне потом купишь вот такое большое мороженое!».

Некоторые решения, предложенные детьми в ваших «непослушных» ситуациях, могут оказаться такими милыми или смешными, что вы захотите улыбнуться и как по волшебству перестанете злиться.

Советовалась с психологами Оля Иванова

Источники:

http://psylist.net/pedagog/00160.htm
http://childdevelop.ru/articles/upbring/6506/
http://zen.yandex.ru/media/id/5b68f4637f5fa100a9a9a4e4/5d1730a3d8d6bf00ade04e57

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector