0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как увеличить словарный запас ребенка? Логопедические игры от трех до восьми лет. Орангутаны питаются молоком матери до восьми лет Игра на падежные окончания

Как увеличить словарный запас ребенка?

Красивая и грамотная речь – очень важный показатель интеллектуального развития. Чем богаче словарный запас ребенка – тем более развитым он растет, тем легче ему дается обучение всему новому!

Как повысить словарный запас у ребенка – расскажет небанальный женский сайт «Красивая и Успешная».

Словарный запас ребенка: норма для каждого возраста

В каждом своем возрасте ребенок должен владеть определенным минимумом слов и активно ими пользоваться. В первые годы жизни подсчитать словарный запас ребенка не составляет труда. Конечно, многие дети намного превосходят эти нормы – разумеется, это хорошо.

  • До годика малышу допустимо выговаривать 4-5 слов (мама, папа, дай, на).
  • К полутора годам словарный запас расширяется до десятка-двух слов.
  • Двухлетний малыш должен оперировать примерно полусотней слов. Разумеется, выговаривает он их искаженно, но сам факт знания этих слов говорит о том, что в «базе данных» они уже есть!
  • Три годика – от 250 до 750 слов.
  • Четыре года – около полутора-двух тысяч слов.
  • К шести годам (к первому классу) ребенок должен владеть тремя-четырьмя тысячами слов.
  • У взрослого человека словарный запас обычно составляет около ста тысяч слов.

Но есть такой момент: даже младенцы понимают на слух намного больше слов родного языка, нежели используют в собственной речи. Ребенок 3-4 лет понимает практически все общеупотребительные слова, хотя разговаривает намного проще, чем взрослые.

Однако, это узнавание слов на слух не считается словарным запасом.

Как увеличить словарный запас ребенка?

Несложно догадаться, что запас слов родного языка, которые знает ребенок, пополняется благодаря общению с окружающими людьми и чтению каких-либо текстов.

До того, как ребенок начнет уверенно читать (обычно это случается в 6-7 лет), устная речь – его единственный источник пополнения словарного запаса. Именно бытовое общение окружающих людей формирует тот набор слов, которые ребенок будет использовать в повседневности.

Даже если впоследствии он узнает намного больше слов (из книг, от учителей и т.д.) – то есть риск, что он не будет ими активно пользоваться, речь останется простой и бедной по ассортименту используемых слов.

Дети очень сильно перенимают ту манеру общения, которая принята в семье и в той социальной среде, в которой они проводят много времени. Это касается и набора активно используемых слов.

«Перерасти» свое семейное окружение может активно читающий ребенок – если язык книг для него становится интереснее и важнее того бытового языка, который он слышит от людей вокруг. Но не все дети сами увлеченно читают «запоем», а принудительное чтение редко приводит к положительным изменениям в устной речи.

Поэтому главный совет родителям, как расширить словарный запас ребенка – обогащайте собственную речь (причем не только в разговорах с ребенком, но и в общении с другими родственниками, друзьями и т.д.).

В общении с малышом старайтесь следить за тем, как и что вы говорите (возможно, результаты наблюдений за своей речью удивят вас самих!)

  • Реже используйте односложные ответы, отрывистые фразы. Конечно, полностью без них не обойдешься, но если есть возможность использовать более сложные языковые конструкции – то не ленитесь это делать!
  • С детьми можно и нужно говорить «сложно». У детей прекрасная память – не бойтесь нагружать ее новыми словами и понятиями! Даже когда вам кажется, что ребенок не поймет пояснений с использованием каких-то слов и терминов, то не спешите адаптироваться под «детский язык»! Либо говорите сразу «по-взрослому» (возможно, малыш из контекста поймет, что вы имели в виду, и заодно запомнит новое слово), либо поясняйте значение новых слов. На самом деле, не так уж сложно объяснить, к примеру, что такое «атмосфера» или «кровообращение» — а ребенок получит новые знания!
  • Как можно раньше отказывайтесь от сюсюканья, «малышацко-бабушкиного» языка – особенно со звуковым искажением слов («ав-ав» вместо «собака», «посёл-посёл» вместо «пошел-пошел», и т. д.). На стадии, когда ребенок изучает родной язык, ему крайне важно слышать и запоминать все слова правильно!
  • Старайтесь говорить красиво. Подбирайте в устной речи разнообразные синонимы, используйте разные прилагательные и метафоры. Лучше найти более точное определение для чего-либо, чем использовать обобщающий «штамп» (например, вместо «красивая картинка» — «загадочный ночной пейзаж с луной, которая серебрит волны темного моря»).

Но и чтение как фактор обогащения словарного запаса ребенка со счетов списывать нельзя.

Читать еще:  Как лучше дать понять мужчине что. Как не перетрудиться намекая о своей симпатии мужчине и проявить себя не больше положенного

Подбирайте ребенку книги разной направленности – народные сказки, проза и поэзия разных авторов, научно-популярные издания и т.д. Пусть малыш сравнивает разные стили изложения, запоминает новые слова (от устаревших русских слов до научных терминов и слов иностранного происхождения). То же самое можно посоветовать относительно выбора фильмов, мультфильмов, телепередач и т.д.

Когда ребенок еще маленький и учить его читать рано, обязательно читайте ему вслух!

Причем, не стоит прекращать совместное чтение вслух и после того, как он начнет разбирать буквы – пока нет уверенного беглого чтения про себя, нельзя говорить о том, что ребенок полноценно вникает в книгу.

Совет сайта sympaty.net — мотивируйте ребенка говорить, причем не односложно, а повествовательно. Просите его пересказать сюжет книжки или какой-то жизненный случай, описать увиденный предмет, пейзаж или человека, и т.д.

Просите его уточнять ответы на разные вопросы: как это можно сказать иначе, какое слово точнее описывает этот предмет, какие еще подробности он мог заметить и передать на словах.

Для обогащения словарного запаса ребенка служат многочисленные речевые игры (например, «Трехлитровая банка»: игроки по очереди называют предметы на загаданную букву, которые можно положить в трехлитровую банку – проигрывает тот, кто в свою очередь не сможет вспомнить ни одного подходящего слова).

4 простых совета, как увеличить словарный запас ребёнка

Человек с богатым словарным запасом выглядит интеллектуально развитым, эрудированным, таким людям их богатый лексикон помогает делать карьеру. Не удивительно, что каждый любящий родитель заботится о том, чтобы у его ребёнка был хороший словарный запас.

Я хотела бы дать несколько советов мамам и папам о том, как помочь своему ребёнку пополнить словарный запас.

Чтение детских книг с ребёнком даёт отличный эффект для развития словарного запаса. Читать нужно не очень быстро, чтобы ребёнок успевал «услышать» новые слова. Если малыш попросит вас объяснить значение какого-нибудь слова, то сделайте паузу и объясните ему это.

2. Говорите со своим ребёнком.

Отмечено, что если у родителей обширный словарный запас, то он передаётся и их детям. Детишки, как губка, впитывают всё, что слышат. Поэтому как можно больше общайтесь с ребёнком, называйте предметы, которые видите, описывайте их.

3. Обсуждайте любую ситуацию.

Вы можете обсуждать со своим малышом любую тему: прочитанную книгу, вид за окном, утренник в детском саду, просмотренный мультфильм и многое другое. Спрашивайте мнение вашего ребёнка, внимательно выслушивайте его, подсказывайте, если малышу трудно подобрать слова.

Давно доказано, что обучение детей в игровой форме даёт отличный результат.

Хочу предложить вам подборку игр , которые помогут вашему ребёнку пополнить словарный запас.

· Игры с игрушками

Взрослый описывает какую-нибудь игрушку. Например, «Это зайка, он мягкий, пушистый, белого цвета. У зайки большие глаза, есть носик, длинные уши, лапки, животик, спинка и короткий хвостик. Зайка очень любит морковку и капусту».

Потом вы просите ребёнка описать другую игрушку в такой же последовательности. Сначала ребёнку будет сложно описывать игрушку самостоятельно, поэтому помогите ему, задавая наводящие вопросы типа «Какой он по цвету?» или «Во что он одет?»

Взрослый рассказывает о какой-нибудь игрушке: «Он большой, неуклюжий, косолапый…» а малыш пробует отгадать, кто это.

После этого ребёнок описывает игрушку вам, а вы отгадываете.

Дети очень любят играть в загадки . Когда ребёнок загадывает вам, сделайте вид, что для вас это очень сложное задание, что вам нужно хорошо подумать, чтобы догадаться, о чём речь. Уверена, что вашему малышу очень понравится такая игра.

«Я знаю 5 названий».

Эта игра известна всем ещё с детства. Но, наверное, никто не задумывался, насколько она полезна для обогащения словарного запаса.

Играя в эту игру, можно пополнять лексикон на различные темы: овощи, автомобили, цветы, посуда, профессии и т.д.

Взрослый называет любое слово, например, день , и бросает мяч. Ребёнок ловит мяч, называет слово с противоположным значением ( ночь ) и бросает мяч взрослому.

· Игры со словами

Взрослый перечисляет: «Сорока, ворона, голубь, дятел – кто это?» – птицы. «Шкаф, диван, стул, комод — что общего?» – «Это – мебель».

Можно сыграть наоборот, когда ребёнок называет слова, а вы обобщаете.

Взрослый произносит фразу следующего характера: «Ромашка и фиалка – это деревья». Ваш малыш должен определить правдивое или ложное это утверждение. Потом можно снова поменяться ролями.

Общайтесь, играйте с вашими малышами, и они порадуют вас красивой и богатой речью !

Читать еще:  Как убрать второй подбородок быстро: способы в домашних условиях, за короткий срок. Как убрать двойной подбородок в домашних условиях

Нажмите палец вверх , подписывайтесь на канал , и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.

Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста: методы и приемы

Развитие речи ребенка – важное направление дошкольного и школьного образования. И один из критериев успеха – богатый словарный запас (объем слов, которым ребенок может пользоваться в ходе общения).

Чтобы избежать задержки речевого развития, уже с первого года жизни нужно обогащать словарный запас малыша. Занятия, направленные на расширение и активизацию словаря, должны вестись не от случая к случаю, а ежедневно. Только при условии регулярной и систематической словарной работы вы сможете вырастить эрудированного и интеллектуально развитого ребенка.

Особенности детского словаря по годам

1–3 года

Годовалый малыш знает и умеет употреблять 5–9 одно- или двухсложных слов («дай», «ма-ма», «па-па», «ля-ля»). В следующие 2 года его словарь быстро расширяется за счет слов, которые употребляют его родители в бытовом общении, и достигает 800–1000 лексических единиц.

Тематические категории, которыми оперирует малыш в 1–3 года:

  • имена членов семьи, клички домашних животных;
  • названия игрушек, окружающих его бытовых вещей (посуды, мебели, пищи);
  • наименования 5–10 животных и растений;
  • названия времен года и погодных явлений («дождь», «снег», «солнце»).

Основа словаря трехлетнего малыша – существительные с конкретным значением и глаголы. Прилагательные и наречия в этом возрасте не используются: ребенок не может с помощью слов описать предмет или свое эмоциональное состояние.

4–5 лет

В этот период происходит качественный скачок: словарь ребенка обогащается новыми тематическими группами и достигает объема в 1900–2200 слов.

Новые тематические категории в словаре ребенка в 4–5 лет:

  • душевные переживания, чувства и эмоции («веселый», «злой», «грустный», «обиженный»);
  • качественные характеристики предметов («большой», «зеленый», «холодный»);
  • уменьшительно-ласкательные формы («мамочка», «братик»);
  • названия детенышей животных («котенок», «утенок»).

В 5 лет ребенок познает основы словообразования. Теперь он может создавать группы однокоренных слов, используя приставки и суффиксы: «вода» – «водяной», «гусь» – «гусенок», «стол» – «столик». При этом он осознает не только родство таких лексических единиц, но и их различия («гусь – это взрослая птица, а гусенок – детеныш»).

5–7 лет

Словарный запас ребенка увеличивается примерно в 2 раза: теперь его объем составляет около 3000–4000 слов.

Тематические группы, которыми должен пользоваться ребенок в 5–7 лет:

  • временные интервалы («минута», «час», «год»), дни недели, месяцы и времена года;
  • пространственные понятия («верх», «низ», «лево», «право»);
  • числительные (от 1 до 10, иногда – до 100);
  • имена и фамилии родителей, близких родственников, известных писателей;
  • некоторые термины обществознания («страна», «Родина», «народ», «труд», «Россия»), названия городских достопримечательностей и праздников («Новый год», «День рождения», «Рождество»);
  • профессии и виды спорта, цвета и оттенки, части человеческого тела, природные явления;
  • бытовые предметы (одежда, обувь, головные уборы, игрушки, посуда, мебель, средства гигиены), транспортные средства (водные, наземные, воздушные);
  • домашние и дикие животные, растения, фрукты, ягоды, овощи, цветы;
  • слова с обобщающим значением («животные», «транспорт», «посуда»);
  • эмоционально-оценочные слова со значением чувств и переживаний человека.

Перед зачислением малыша в первый класс почти все школы проводят тестирование, включающее оценку речевого развития ребенка. Вот почему так важно заранее выявить пробелы в знаниях будущего первоклассника и своевременно их устранить.

Способы развития словарного запаса

Существует общепринятая формула, описывающая механизм пополнения детского словаря:

  1. ребенок слышит слово;
  2. понимает его значение;
  3. запоминает слово (отправляет в пассивный словарный запас);
  4. учится применять его в речи (переводит в активный словарный запас).

Именно на этой универсальной формуле должны быть построены упражнения и занятия, способствующие увеличению словарного запаса крохи. Если хотя бы одно звено будет упущено, необходимое слово не станет частью детского словаря.

Наблюдение с комментариями

С самого рождения крохи начинайте разговаривать с ним: малыш должен привыкнуть к звучанию человеческой речи. Варианты занятий:

  1. Во время прогулки рассказывайте младенцу обо всем, что вы видите. Постарайтесь сделать рассказ живописным и образным: используйте много прилагательных, употребляйте синонимы. Пример удачного описания: «Это дерево. Оно зеленое, яркое, с сочной листвой. А какое оно большое, высокое и величественное! Это по-настоящему гигантское дерево!» Постарайтесь комментировать события эмоционально: говорите, какие чувства вы испытываете от созерцания радуги или что вы ощущаете, когда к руке прикасается горячий предмет.
  2. Восьмимесячному ребенку уже можно рассказывать о строении тела. Дотроньтесь до него и скажите: «А вот это ручка, твоя ручка; маленькая розовая ручка». Потом покажите свою руку и скажите: «А вот это моя ручка: посмотри, какая она большая». Не забывайте использовать как можно больше прилагательных.
  3. Организуйте совместное наблюдение за чем-нибудь: за домашним животным, за насекомым, за колышущимся на ветру деревом или за происходящим на улице. Одновременно комментируйте происходящее: «Смотри, кузнечик ползет по листочку. Сейчас он пошевелил лапкой. Забавный, не правда ли? О, ну все, он ускакал». Если есть возможность, дайте ребенку потрогать наблюдаемый предмет, понюхать или даже облизнуть.
  4. Можете провести несколько экспериментов с ребенком. Поднесите его ручку к шерстке кошки и скажите: «Это кошка; она мягкая, теплая и гладкая». Потом предложите крохе подержать кусочек льда и скажите: «Это холодный, твердый и мокрый лед».
  5. С 2 лет можно целенаправленно вводить в словарь малыша новые лексические единицы. Для этого вы должны продемонстрировать ребенку предмет, произнести его название несколько раз и убедиться, что малыш его запомнил. Старайтесь делать это естественно. На прогулке, как бы между прочим, покажите ему дерево и скажите: «Это ель». Покажите на другую ель и снова скажите: «И это ель». Потом, указав на дерево, спросите: «Как ты думаешь, это ель?». Чтобы убедиться, что малыш запомнил слово, покажите на ель и спросите: «Что это за дерево?»
Читать еще:  Сделать шляпу на тему осень. Осенняя шляпа-поделка – аксессуар для праздника в детском саду. этап — проведения праздника «Дефиле осенних шляп»

Беседы

С 3 лет ребенок уже понимает смысл звучащего текста и осознает содержание стихов и сказок, которые читает ему мама. Поэтому вы можете обсуждать прочитанные книжки или просмотренные иллюстрации. Эффективные упражнения:

  • ребенок рассказывает, что изображено на картинках, составляет по ним рассказы;
  • малыш отвечает на вопросы по только что прослушанному тексту (удачные вопросы: кто тебе больше всех понравился? какое событие запомнилось? как бы ты поступил на месте героя? почему?);
  • ребенок подробно описывает какой-либо предмет (родители могут задавать уточняющие вопросы: а какой он формы? какого цвета?).

Чтобы изучить названия частей тела и предметов одежды, предложите ребенку описать себя или куклу.

Чтение художественной литературы

Обязательно читайте ребенку вслух. Ведь чтение художественной литературы – важнейший способ обогащения словаря. Дети, которые с детства полюбили книги, обладают более развитой речью, чем их сверстники, умеют грамотно строить предложения, лучше пишут сочинения в школе.

Читая ребенку книгу, постарайтесь четко, громко и правильно произносить слова, не допускать ошибок в артикуляции и постановке ударений. Если в тексте встречаются незнакомые слова, объясняйте их значение малышу.

Словарные игры

  1. «Назови животное (растение, имя и т.д.)». Возьмите мяч и поставьте детей перед собой полукругом. Кидайте мяч детям по очереди: ребенок, который поймал мяч, должен назвать слово из заданной тематической группы и кинуть мяч обратно. Малыш, который не смог вспомнить слово, выбывает из игры. Победителем считается ребенок, который смог остаться в игре.
  2. «Съедобное – несъедобное». Ведущий называет любое слово и кидает ребенку мяч. Если слово обозначает съедобный предмет, ребенок ловит мяч, если несъедобный – отбрасывает. Упражнение помогает понять, насколько правильно ребенок освоил значение слов. Например, если малыш утверждает, что тарелка относится к группе съедобных предметов, есть повод призадуматься.
  3. «Большой – маленький». Правила такие же, как и в предыдущей игре. Ведущий произносит одно слово из пары («стул» или «стульчик», «стол» или «столик», «ложка» или «ложечка»). Если ребенок считает, что ведущий назвал маленький предмет, он ловит мяч, если большой – отбрасывает.
  4. «Посылка». Каждый игрок получает «посылку» с каким-либо предметом. Ребенок должен подробно описать свой предмет, чтобы остальные поняли, о чем идет речь.
  5. «Аналогии». Напишите на карточке «уравнение»: «Голубь – птица, кошка — ?». Ребенок должен понять, к какой тематической группе относится второе слово. Это упражнение помогает изучить слова с конкретным и обобщающим значением.

Формирование активного и пассивного словарного запаса

Случается, что ребенок знает слово, но не употребляет его. Причина зачастую кроется в том, что малыш не уверен в его значении. Он просто не знает, в каком контексте его можно использовать. Задача родителей – выявить эти «мертвые» лексические единицы и постараться перевести их в активный запас (объяснить их значение и показать пример употребления в речи).

Для формирования словарного запаса ребенка выбирайте разнообразные методы. Активным и подвижным детям придутся по вкусу игры с мячом: они будут старательно вспоминать слова, лишь бы игра продолжалась. А вот спокойные дети предпочитают прослушивание книг и выполнение упражнений с описанием. И помните! Развитый словарный запас – гарантия успешного обучения в школе.

Источники:

http://www.sympaty.net/20150920/slovarnyj-zapas-rebenka/
http://zen.yandex.ru/media/id/5b5b2f9424286300a954a66b/5b9e8aacd02e9100aacdb4fe
http://jliza.ru/razvitie-slovarnogo-zapasa-detej.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector