0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как ведут себя новорожденные в 3 месяца. Третий месяц жизни ребенка: развитие, психология, игры, речь и слух, прогулки, уход

Психология и развитие малыша в 3 месяца

Развитие ребенка: вашему малышу 3 месяца

Появление в семье ребенка — само по себе огромный праздник. В первые месяцы с ним бывает тяжело: не спит по ночам, не хочет кушать, вообще не всегда понятно, что с ним происходит. Очень важно следить, чтобы его развитие шло по определенному графику. Педиатры и детские психологи разделили жизнь ребенка на несколько важных этапов. В три месяца ваш малыш уже многое умеет — он узнает лица, улыбается любимой маме, у него появляются любимые игрушки. Теперь все дело за вами. Больше общайтесь с ним, показывайте новое, вместе слушайте сказки. Вам кажется, что еще не пришло время для сказок? Зря, ведь в этот период ребенку очень важно слушать речь взрослых. Развивающие техники превратятся в веселую игру. Вам выпала честь познакомить его с миром. Это счастливое время с малышом вы будете вспомнить с улыбкой.

Дети от 0 до 3 месяцев

Совершенно незаметно проходят три месяца в жизни взрослого человека. Для ребенка возраст от 0 до 3 месяцев — огромный прорыв в развитии. Из «кулечка», который только спит, кушает и плачет, он превращается в активного малыша. Его все интересует, он видит новых людей, пытается с ними взаимодействовать. Некоторые дети очень боятся «новичков» дома, а другие с радостью тянутся знакомиться. За эти месяцы он привыкает к самым близким людям.

Ребенок привыкает и к своему окружению. Он уже может выбрать себе игрушки по душе, очень трепетно к ним относится. Начинаются попытки исследовать мир за пределами кроватки. Очень скоро он всему научится. Важно, чтобы родители участвовали всеми силами в его развитие. Начинается время его активного развития, ведь он полностью адаптировался к своей «среде обитания».

Физическое развитие для 3 месяцев

Нормальный рост трехмесячного ребенка от 54 до 64 сантиметров. Вы можете проверять рост сами, или же довериться педиатру. Каждый месяц он будет проводить контрольный замер и взвешивание. Нормальный вес сейчас 4-6 килограммов. Встречаются малыши с 3 килограммами — не стоит волноваться. Возможно, у него миниатюрные родители, так что его вес в 2-3 месяца, будет немного отставать. Но, за этим обаятельно нужно следить.

Вообще, небольшие отклонения от графика тут могут зависеть от разных показателей:

  • генетика (вы подарили ему набор своих генов, малыш будет похож на вас уже в этом возрасте);
  • питание, которые выбрали родители для ребенка (например, нет возможности кормить грудью, а от смесей он быстрее набирает вес);
  • регион (в зависимости от того, где вы живете, варьируется вообще средний рост и вес человека любого возраста);
  • качество жизни (важный показатель — забота о ребенке, правильный режим кормления, отдыха).

В этом возрасте он уже должен уметь переворачиваться. Появляются первые попытки встать — он опирается на свои предплечья, приподнимается. Важно, чтобы такие попытки были. Это значит, что его мышцы и кости развиваются правильно, крепнут. Конечно, ему хочется подняться и осмотреться — новое теперь будет интересовать его все сильнее.

Основные неврологические рефлексы 3 месяцев

Активное развитие получает нервная система. Это легко проверить даже дома, есть три простых теста.

Если погладить уголок губ, то ребенок должен поворачивать головку, приоткрывая рот. Он чувствует «раздражитесь» и пытается увидеть, а что же происходит.

  1. Хоботковый рефлекс

Если вы пальцем потрогаете его верхнюю губу, то ребенок вытягивает губы вперед, складывая их, как хоботок. Часто он пытается при этом издавать звуки.

Если мягко надавить пальцем на ребенку на ладошку, то он в ответ на это тянется головой вперед и открывает рот.

Кажется просто, но эти рефлексы очень важны. Ваш доктор обязательно сам проверит их наличие. Можете повторять дома, это поможет ребенку. Нельзя принуждать его делать те или иные движения, от этого он не запомнит их, а лишь растеряется. Рефлекторное действие происходит вне нашего контроля.

Что уже умеет малыш?

Психология развития так же важна, как и физиология. Если раньше мама и папа старались установить режим, то к трем месяцам уже кое-то должно войти в привычку. Ребенок сам знает, когда нужно засыпать, привыкает есть в одно и тоже время. Это гораздо проще, не правда ли? Теперь можно немного отвлечься и посмотреть, а что же он умеет делать сам?

Удерживание внимания

Малыш увидел маму. Ему хочется, чтобы мама была рядом. Когда она отходит от кроватки, он продолжает следить за ее передвижениям. Поворачивает голову, пытается приподняться. Чем больше родственников вызывает у него такой интерес — тем лучше. Это значит, что он к ним привыкает, делает частью своей жизни.

Тоже самое происходит с игрушками. Видя любимую игрушку рядом, он подползет ней. Если возьмете игрушку и переместите выше, удерживает на ней внимание, смотрит за всеми перемещениями. Ребенок узнает свои игрушки в руках взрослых, тянет ручки, просит их звуками. Все верно —развивается его память на образы, лица.

Улыбки и радость

Некоторые мамы удивляются, как такой маленький ребенок способен уже на улыбку? Это замечательно и абсолютно нормально. В три месяца он уже может испытать некоторые сильные эмоции, в том числе радость. Первый человек, который получает долгожданную улыбку — чаще всего мама. Вообще, это тот, кто проводит больше всего времени с малышом, заботится о нем.

Любимые предметы или домашние животные тоже получают свою долю любви. При виде любимой игрушки он улыбается. Развитие его эмоций началось, теперь он будет ярче реагировать на все происходящее. Чем чаще малыш улыбается, тем лучше. А вот если «теплая» эмоциональная реакция вообще отсутствует — нужно сходить к доктору, проконсультироваться. Возможно, вы зря переживаете.

Интерес к общению

В период 3 — 4 месяца должна начаться тяга к общению. Он слышит звуки, но пока не может их повторить. В его жизни появляется нечто новое — общение. Даже любое его гульканье привлекает внимание взрослых. В ответ на звук они начинают разговаривать с ним, трогать, брать на руки.

Ребенок быстро понимает суть общения. Здесь важно вести с ним диалог, подыгрывать. Мамам проще общаться на языке ребенка — тоже гулькать, говорить невнятные слова. Этот метод должен стать переходным. После него должна следовать отчетливая речь. Если же мама этого не делает, то могут возникнуть проблемы.

В психологии такое понятие называется «материнский язык». Ребенку незачем переходить на осмысленные слова, ведь они с мамой и так друг друга понимают. Это скажется на развитии речи в будущем. Пока что, больше разговаривайте с ним.

Желание схватить интересный предмет

В три месяца начинается активно развиваться нервная система, а значит нужны источники ощущений. Тактильное изучение мира — один из важнейших. Ребенку хочется все потрогать ручками, взять, изучить. Дети все тянут в рот, пробуют. Отлично, что ваш малыш дошел до этой стадии своего развития, но теперь нужно быть особенно внимательными. Все, что тянется в рот или прикасается к коже должно быть безопасным.

В это время жизни нужно предлагать ребенку разные предметы. Пусть он трогает, пробует, гладит. Некоторые психологи считают, что благотворно на развитие повлияет наличие домашнего животного. С ним легко установить контакт, оно взаимодействует, общается. Дает себя потрогать, что не маловажно.

Развивающие игры

В развитие ребенка главную роль играют родители. Что можно делать в 3 месяца? Вашему малышу сейчас гораздо проще воспринимать и произносить гласные буквы: А, О, У, Я, И. Произносите их отдельно или в словах, растягивая гласную: петушооооок, парошоооок, кииииса, и т.д. Он не сможет повторить слова, но длинную гласную — запросто.

Распечатайте на цветном принтере крупные фигуры разного цвета: красные, черные, желтые, зеленые. Их можно сначала показывать ребенку. Это развивает рефлекс удерживания внимания. Ему будет интересно, ведь они яркие. После поместите их вблизи кроватки. Пусть привыкает к тому, что в нашей жизни есть место разным формам и цветам.

Возьмите хлопчатобумажные мешочки. Лучше всего — не окрашенные. В один насыпьте немного сухой фасоли, в другой гороха, в третий — мелкие семечки. Развитие тактильных ощущений пойдет быстрее. Плотно зашейте мешочки, чтобы содержимое не выпало. Это важно, ведь дети все тянут в рот. Трогая мешочки, он получает некоторую новую для себя информацию о форме, размере, плотности.

Сказки и песенки

Читайте ему сказки, рассказывайте истории. Он сейчас не понимает, но слышит ваши слова, интонации. Можно хоть про свой рабочий день рассказать, главное, смотрите ребенку в глаза, жестикулируйте. Это поможет ему концентрироваться на вашей речи и жестикуляции одновременно. Для него это, пока что, сложно. Детская психология — очень тонкая наука. Если что-то заложить с детства, оно останется на всю жизнь. Если же упустить правильный момент, то в дальнейшей жизни уже взрослому человеку будет эмоционально тяжело.

Когда мы разговариваем с детьми, то они слышат наш голос, запоминают интонации и эмоции. Многие родители покупают говорящие игрушки. Это удобно — нажал кнопку, куколка поет, говорит, задает вопросы. Считается, что в такой игровой форме развивается речь уже со 2го месяца. Это так, да не совсем. Кукла лишена мимики, она не может:

Читать еще:  Что делать, если у грудничка при грудном вскармливании запор: свечи, клизмы и другие слабительные средства. Запор у грудничка при грудном вскармливании: что делать, причины и лечение дома

  • округлять глаза;
  • открывать рот;
  • кривиться и кривляться;
  • улыбаться хитро или радостно;
  • печалиться;
  • и т.д

Человек может мимически показать все свои чувства. Поэтому, одной лишь речи мало. Читая сказку, разыгрывайте маленькое представление. Ваше лицо станет богатым источником информации об эмоциях. Пойте песенки — детям очень нравится повторять мелодичные звуки. Они его успокаивают.

Способы сказать «Я не хочу»

Уже в три месяца абсолютно нормальная реакция малыша — нежелание чего-либо. Он не может вслух сказать «я не хочу», а вот показать может. Здесь он задействует мимику. Протест может быть против:

  • кормления;
  • игры;
  • общения с определенным человеком;
  • расставания с мамой;
  • потери игрушки.

Ребенок уже прислушивается к ощущениям. Его протесты, пока что — плачь, попытки вырваться. Он может «защищаться» ручками. Это нормальное развитие, если он уже проявляет и негативные эмоции тоже. Из месяца в месяц желание иметь личное пространство только возрастет. Это уже не малыш нескольких дней отроду.

Это может показаться тяжело, но с его желаниями нужно считаться. Если взрослый человек может сказать «сейчас я не хочу есть, я поем позже», никто его не остановит. Кормить насильно, только потому, что таков режим — ошибка. Лучше дайте ему 10-15 минут, попробуйте предложить еду снова.

Не заставляйте ребенка испытывать дискомфорт. Если он сильно плачет на руках у дальнего родственника — он просто не привык к нему, боится. Он так говорит «я не хочу этого». Пусть побудет рядом, освоится поговорит. Ребенок через некоторое время перестанет бояться нового и сам начнет интересоваться. Или не начнет. Это тоже его право, как человека, хоть и совсем маленького.

Совет психолога родителям

Первый ребенок — всегда особенное приключение в жизни, как мамы, так и папы. Сначала может показаться, что это какой-то инопланетянин. Он плачет, не понятно чего хочет, как хочет. Очень скоро вы научитесь с ним общаться. Сегодня существует множество методик воспитания. В развитие детей не нужно спешить, ведь вы перегружаете его мозг и психику впечатлениями. Не нужно пробовать все и сразу. Родители плавно ведут малыша по пути в жизни — от вас зависит очень многое.

Вы сами можете многое: следите за набором веса, роста, вкусовыми предпочтениями. Проверяйте рефлексы. Многие молодые мамы очень волнуются, когда ребенок отстает от официального графика развития. Иногда, дети «опаздывают» с чем-то, но топом перегоняют своих сверстников. Очень важно посещать вашего педиатра регулярно. На этом этапе жизни — он один из ваших лучших друзей. Так любые проблемы с развитием можно выявить на начальной стадии. Или же, он развеет все ваши сомнения.

Развитие речи у ребенка первого года жизни. 0-3 месяца

Молодые мама и папа с трепетом разглядывают своего малыша. Кажется, он ничего, ну совершенно ничего не может и не умеет. А ведь именно в первые дни и недели жизни ребенок активно приспосабливается к существованию. И делает это с помощью родителей. Вы замечаете, что у него есть очень важные врожденные умения: он сосет, глотает, моргает. Попробуйте прикоснуться к крохе чем-нибудь холодным — реакция последует незамедлительно. Малыш чувствует и холод, и тепло, и даже то, как к нему прикасаются: нежно или грубо, уверенно или неуверенно. А уж о вкусе и говорить нечего: если недельного ребенка угостить чем-нибудь горьким или соленым, то такая еда будет немедленно выплюнута.

В первые дни жизни ребенок начинает видеть и слышать. Вы уронили что-нибудь с грохотом или выясняете отношения на повышенных тонах — новорожденный не оставит этого без внимания, заплачет, сморщится. Эти удивительные способности видеть и слышать обязательно развивайте: запаситесь воздушными шарами, объемными поделками из плотной цветной бумаги (кубиками, шариками). Не забывайте периодически менять игрушки, которые предлагаете для рассматривания. Ласково говорите с ребенком об игрушке: «Ах, какой шарик!».

Будете снабжать малыша интересными предметами для зрительного изучения, и примерно на десятый день жизни он сможет следить взглядом за передвигающейся игрушкой. А это уже достижение. Для того чтобы ребенок начал следить за игрушкой, постарайтесь сначала его положительно настроить. Как и любой человек, малыш любит делать то, что ему нравится. Похлопайте его по спинке, потормошите, а уж потом покажите заветный предмет. Держите игрушку над ребенком на расстоянии 50-60 см или чуть выше, медленно перемещайте, пока предмет не исчезнет из поля зрения малыша. Проделайте это несколько раз. Кроха при этом лежит на спинке, ну, а в недалеком будущем вы можете держать его на руках.

Хорошо бы укрепить над кроваткой что-нибудь звучащее, колокольчик или бубенчик. Если малыш случайно заденет игрушку рукой, то раздавшийся звук привлечет его внимание.

Ребенок очень активно двигает ручками. Малыш обязательно должен изучать свои ручки, смотреть, как они двигаются. Это важно для развития, поэтому не нужно ограничивать движения ребенка, пеленая его полностью. Достаточно того, что ножки окажутся запеленутыми. Пеленая малыша, следите за тем, чтобы ножки в пеленке могли двигаться. Возможность двигаться очень важна, особенно для развития речи.

Не жалейте для своего ребенка ласки, тепла и внимания, не бойтесь лишний раз погладить ручку, ножку, спинку, животик, обнять малыша, дать ему почувствовать вашу любовь и нежность. Очень скоро в ответ на ласковое слово, похлопывание, поглаживание вы получите улыбку, которая приносит родителям столько счастья.

Пускай вас не беспокоит, что ребенок очень много спит (и не только ночью), не может пока перевернуться, не держит головку — еще не время.

1-й месяц — первые достижения

Ну, вот вы и дождались: в возрасте одного месяца ваш ребенок уже может в течение нескольких секунд удерживать головку в вертикальном положении. И даже лежа на животе пытается поднять голову. А уж как двигает ручками и ножками! Все чаще и чаще радует вас своей улыбкой, и вы замечаете, как малыш фиксирует свой взгляд.

Старайтесь как можно активнее общаться с ребенком. Самый лучший контакт (и результативный) происходит тогда, когда кроха смотрит на вас и улыбается. Кормление — отличная возможность для контакта. Устройте малыша поудобнее, поближе, чтобы он хорошо видел ваше лицо (а он уже готовится к еде, причмокивает губками). Говорите ласково, спокойно, улыбайтесь и старайтесь заинтересовать своей речью.

Хорошо также приговаривать что-нибудь ласковое во время купания. Это очень приятная процедура и для ребенка, и для вас, так что используйте положительные эмоции и беседуйте, беседуйте. Помните, что гораздо результативнее выступать в роли партнера, а не учителя.

Вы будете вместе с ребенком познавать окружающий мир и обмениваться впечатлениями. Для малыша важны не только слова, но и жесты, выражение лица, интонация. Ведь еще до того, как малыш научится говорить, он с помощью жестов и выражения лица сможет добиваться понимания окружающих и устанавливать с ними контакт.

Очень быстро ребенок сообразит, что желаемого можно добиться криком. Ну, а вы-то уж именно по крику будете безошибочно определять, чего хочет ребенок, что его беспокоит. Вот и попробуйте проговаривать то, о чем малыш дает вам знать криком, например, констатируя: «Ты голодный», «Ты мокрый». Не забывайте, что все знания об окружающем мире ребенок приобретает, наблюдая, исследуя, общаясь с вами. Так что не ждите бурного развития речи, да и других функций, если ребенку приходится подолгу находиться в одиночестве или в обществе молчаливой мамы и необщительного папы.

Однажды мне пришлось наблюдать показательную ситуацию. Очень передовые и энергичные молодые родители обеспокоились тем, что, несмотря на их усилия, ребенок месячного возраста несколько пассивен и, как выразилась мама, неэмоционален. Придя в эту семью, я увидела, что кроватка стояла у стены в большой, метров 25 площадью, комнате. Вся стена у кроватки была расписана живописью фантастического характера, какие-то абстрактные геометрические фигуры перемежались лицами и радугами.

Это были творения папы-художника. Им же были созданы укрепленные над кроваткой композиции из бумаги, трудно поддающиеся описанию. В кроватке лежал мрачный младенец, глядящий на окружающее искусство. Больше в комнате не было ничего, не наблюдалось даже детских игрушек. Собрав в кулак логопедическое мастерство, я попыталась привлечь внимание малыша бабушкиными методами, неизменно срабатывавшими во всех ситуациях, но была остановлена папой, заявившим, что жизнь ребенка должна быть организована по совершенно иным принципам, реализованным, в частности, методом привлечения младенца к длительному созерцанию. Для самого автора дальнейшее созерцание было просто невмоготу.

О некоторых результатах метода папы-художника стало известно через полгода, когда мама малыша обратилась с просьбой порекомендовать окулиста — надо было лечить косоглазие. Выводы из этой истории взрослые люди могут сделать сами.

2 месяца: уже кое-что умею

Теперь уже игрушки, висящие в поле зрения вашего малыша, он рассматривает внимательно. Это могут быть одна-две игрушки прямо перед глазами над грудью на расстоянии 30-40 см от лица. Иногда при этом у детей бывает совершенно потрясающее выражение лица, до того серьезное, даже крохотные бровки потешно сдвинуты. Приглядывайтесь к нему, копируйте движения и гримасы. Ваш малыш уже может повторить за вами простые жесты и движения: высунуть язык, вытянуть губки.

Читать еще:  Почему никто не играет за танка в RPG. Steel Panther: «Мы делаем музыку, которую больше никто не играет И все же у танка есть и плюсы

На первом месяце жизни ребенок лежал в основном на спине без подушки, это объясняется тем, что мышцы были напряжены. Теперь мышцы шеи окрепли настолько, что ваш маленький труженик, лежа на животе, уверенно приподнимает и удерживает голову, обеспечивает себе возможность не только свободно дышать, но и посмотреть вокруг: «Что там новенького происходит?» А вам нужно этот момент немедленно использовать. Уловите, на что упал взгляд ребенка, и назовите ему этот предмет, имя человека и т.д. У вас теперь гораздо больше времени для занятий с ребенком, ведь период активного бодрствования увеличился. Давайте малышу как можно больше возможностей слышать вашу речь и пытаться ее повторять.

К двум месяцам малыш начинает получать удовольствие от звуков, которые издает, так что самое время активно развивать эту способность. Воркуйте, «разговаривайте», повторяйте звуки, произнесенные маленьким человечком. И обязательно улыбайтесь во время этой игры! Лучше всего малышу сейчас удаются короткие звуки, так называемое гуканье. Услышав, как ребенок загукал, потормошите его, «ответьте», дайте понять, что слышите, понимаете, что вам очень нравятся производимые ребенком звуки. Малыш легко воспримет как звучное, так и беззвучное артикулирование вами звуков. Попробуйте чередовать эти варианты.

Ребенок учится каждый день. Даже изучение им собственных ручек очень полезно. Дайте ему повертеть в руках яркую мягкую или жесткую тряпочку, кусочек меха, перышко. Наденьте на ручку браслетик из мягкого шнура или ткани, вместе с малышом полюбуйтесь, «обсудите» эти вещицы.

Двухмесячный малыш уже может с вашей помощью уверенно схватить игрушку, удержать ее. Ребенку будет интересно почувствовать фактуру разных тканей, а также ощутить прикосновение к дереву, пластмассе. Не поленитесь вложить игрушку в ручку малыша, поговорить с ним ласково, потормошить, потом осторожно забрать игрушку и снова дать. Только не забудьте: такие вкладыши нужно мыть, стирать почаще.

Обратите внимание: даже если ребенок занят, а вы заговорили с ним, он повернет головку в вашу сторону. Ну, а уж если вы, спрятав звучащую игрушку или какой-нибудь музыкальный инструмент так, чтобы малыш не видел эти предметы, позвучите ими, то знайте: этим вы развиваете так называемое слуховое сосредоточение. Оно просто необходимо для развития речевого слуха и понимания речи. Расстояние от игрушки до малыша не должно быть большим, тогда ребенок прислушается к звуку и воспримет его. Малыш пока не понимает ваших слов, но, услышав вопрос: «Где погремушка?», начинает искать ее глазами.

Прячьте игрушку то с одной, то с другой стороны. Вы можете также взять звучащую игрушку и, потряхивая ее, передвигать так, чтоб малыш ее видел. Тогда он будет следить за ней взглядом, а потом, когда вы дадите ее ему в руки, крепко ухватит и, возможно, попытается издать какой-нибудь звук.

Здесь уже можно поговорить о так называемой любимой игрушке или сонной игрушке. Эта вещь может постоянно лежать в кроватке ребенка. Заметим, что чаще всего выбор принадлежит родителям, которые считают: это именно то, что необходимо. Но бывает и такое. Как-то мне пришлось увидеть игрушечную гориллу, заботливо уложенную рядом с ребенком, приютившимся сбоку от нее. Горилла была гораздо крупнее малыша. По словам мамы, игрушка стоила очень дорого. При этом мама малыша выражала беспокойство по поводу недостаточной подвижности и молчаливости ребенка. Горилла, надо полагать, тоже не была очень активной и разговорчивой.

Если в кроватке малыша находится постоянно какая-то игрушка, понаблюдайте, как ведет себя с ней малыш, не мешает ли она ему, не пугает ли. И, конечно, она должна быть всегда чистой.

3 месяца: посмеемся, мама?

Теперь уже успехи вашего малыша очевидны. Это особенно заметно, когда вы держите ребенка на руках, а он смотрит на вас совершенно осмысленно. Вы улыбаетесь ему, он улыбается вам в ответ. Более того, он умеет весело и громко смеяться, и можно представить себе, какое наслаждение доставляет родителям этот смех. Старайтесь больше и чаще разговаривать с ребенком, озвучивать и свои, и его действия. Малыш ответит вам улыбкой, звуками, движениями ручек и ножек.

Помните, мы говорили о том, как много значит для ребенка возможность исследовать, изучать окружающее? Старайтесь давать ему возможность знакомиться с разными предметами. Когда вы выкладываете малыша на животик, а эта процедура обычно доставляет всем участвующим большое удовольствие, обратите внимание, как хорошо и долго он уже умеет удерживать головку. Значит, и обзор тоже увеличивается. Кроме того, малыш немедленно поворачивает голову в сторону звука или яркой игрушки. Это надо обязательно использовать. Обозначайте словами, звуками, жестами предметы, людей, которые окружают ребенка.

И называйте, называйте, проговаривайте все, что делает ребенок, все, что делаете вы. В этом возрасте ребенок уже очень любит, когда с ним играют. Он вообще становится очень активным, сам переворачивается со спины на бок, внимательно смотрит за движущимися игрушками и предметами и ориентируется на голос, то есть пытается узнать, где находится говорящий. У вас появляется дополнительная возможность помочь малышу развивать свои умения. Разговаривая с ним, отдаляйте и приближайте свое лицо, отводите лицо влево и вправо, вообще уведите из поля зрения ребенка. Этим вы развиваете его умение слушать.

Играя, вы можете сначала показывать своему малышу одну игрушку, потом, позднее, две, но не более трех. Подойдут и резиновые, и пластмассовые, и деревянные, и тканевые игрушки: животные, погремушки, кольца, шары.

Прежде всего, добейтесь, чтобы малыш увидел игрушку, поводите ею около него, коснитесь ею малыша, поднимите над ним, спрячьте, пусть ребенок, слыша звучание, попытается отыскать игрушку. Ну, а потом вложите ее в ручку маленького труженика. Не торопитесь и не форсируйте события. Малыш не может сразу схватить предмет, сначала вы даете игрушку из рук в руки и помогаете удерживать. Вот если ребенок хорошо справился с этим (о чем вы ему, конечно, сказали, и погладили, и похвалили), можно попробовать подвесить игрушки над грудью. Они должны быть удобными для захватывания: кольца, шарики с дырочками, вкладыши-трубочки. Играя с малышом, вы обязательно проговариваете все манипуляции и не забываете называть предметы, попадающие в поле зрения ребенка. Ваша улыбка также постоянно при вас.

Поиск звучащих игрушек продолжается, причем вы можете использовать и другие предметы, как-нибудь скрипящие, шуршащие и т.д. Очень полезно мять бумагу и прислушиваться к раздающемуся при этом звуку.

Не забудьте, пожалуйста, о «Козе рогатой». Пора начинать играть в эту игру.

Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Забодает, забодает.

Ребенок радостно смеется при приближении грозной козы из двух пальцев.

Развитие речи: месяц 3

3 месяц привносит новое: все, чему малыш «научился» за прошедшее время, совершенствуется. Количественные изменения переходят в качественные: наблюдается «скачок» во всех сферах развития крохи.

Как и в 2 месяца, огромную роль играет правильная организация жизни малыша, общение, состояние душевного и физического комфорта. Его душевный комфорт рождается в эмоциональном взаимодействии со взрослым, который как бы «растворяется» в ребенке. Палитра материнского чувства улавливается ребенком в прикосновениях, взглядах, улыбке, интонациях голоса и т.п., и это создает удивительное состояние душевной радости малыша.

Интерес ребенка к окружающему миру, ранее базирующийся на безусловном ориентировочном рефлексе («реакция на новизну»), приобретает признаки направленного ориентировочного поведения. Это уже не отдельные зрительные, слуховые, тактильные и другие реакции на новизну, а ориентировочно-исследовательская активность, устремленная на сбор информации об окружающем.

Что же этому поспособствовало? Во-первых, значительно изменилось зрение. Теперь ребенок умеет плавно прослеживать взором за движущейся игрушкой, а главное, способен не только сосредоточить взгляд на неподвижном объекте (чего раньше не было!), но некоторое время всматриваться в него. Это значит, у малыша интенсивно развивается предметность восприятия: он начинает воспринимать предмет (игрушку) как комплекс свойств. Чем большим количеством анализаторов (органов чувств) удается воспринять объект, тем более полную информацию получает ребенок о предмете наблюдения. На основе ориентировочно-исследовательской активности у малыша формируется безудержное любопытство к окружающему миру.

Теперь, лежа на животе, он сам пытается дольше удерживать голову, чтобы вглядеться в игрушку (предмет), стоящую перед ним. В 3 месяца ребенок удерживает голову уже свободно, лежа на животе и опираясь на предплечья. Это «классическая поза» трехмесячного младенца: приподняв себя, он с любопытством вглядывается в окружающее его пространство.

Наибольший интерес ребенок проявляет к человеку, находящемуся рядом, и призывает его гуканием, в котором все чаще слышатся членораздельные гласные звуки «а», «у», «и» и др.

Лежа на спине, малыш делает попытки схватить игрушку, если ее подвести на шнуре к его ручке. Правда, ему это не очень удается, но хватательный рефлекс начинает менять свою суть: появляется «стремление» дотянуться до предмета.

Все новации в поведении малыша позволяют ему проявлять себя на третьем месяце жизни исключительно ярко. Он явно «напрашивается» на контакт со взрослым. И это не случайно. У ребенка проявляется специфическая для раннего младенчества эмоциональная реакция, направленная на взрослого. Она наглядно показывает, насколько взрослый приятен и необходим ему. Малыш демонстрирует не только широкую улыбку и хаотическую двигательную активность, как это было в два месяца. Теперь он словно «отвечает» вам: улыбается и вокализирует – вытягивает губки: «Гу-у-у! Гу-гу-гу!». Он замирает, а затем оживляется – выпрямляет ручки и ножки, всем своим видом подчеркивая, что стремится вам «навстречу». Эта совокупность эмоциональных, речевых, двигательных проявлений называется «комплексом оживления».

Читать еще:  О чем говорит изменение самочувствия на последней неделе беременности? месяц беременности: как развивается ребенок. месяц беременности: Месяц до финиша

Характер реагирования показывает, что социальная линия в этот период становится главной, аккумулируя достижения малыша и подготавливая основу для дальнейшего продвижения вперед в его развитии.

Появление «комплекса оживления» у ребенка имеет также стратегическое значение для всех сфер: познавательной, социальной, сенсорной, речевой, моторной. Подчеркнем, что он является важнейшей новацией первого триместра, имеющей прямое отношение к развитию дальнейших речевых навыков крохи.

Какие общие задачи стоят перед родителями на третьем месяце жизни ребенка?

  1. Соблюдать распорядок жизни малыша, рекомендованный педиатром, обеспечивающий его физическое и психологическое благополучие.
  2. Знать, что у ребенка к концу 3 месяца возникает «комплекс оживления», способствовать его появлению (чаще общаться, разговаривать, практиковать взаимодействие «глаза в глаза», ласкать, и т.п.).
  3. Обогащать социальное развитие ребенка, учитывая, что оно на данном этапе играет важную роль в появлении «комплекса оживления».

Особо следует остановиться на речевом компоненте «комплекса оживления». Наклоняясь над малышом, взрослый старается вызвать эту эмоциональную реакцию, прислушаться к звукам, издаваемым ребенком, дать ему возможность проявить себя.

Речевые задачи в этот период:

  • Активизировать «речевой» контакт с ребенком всеми доступными средствами.
  • Широко использовать фольклорные произведения для маленьких – пестушки, песенки, потешки. Включать их в разговорную речь и общение с ребенком.
  • Взрослый должен поддерживать речевую активность малыша, стараясь при общении с ним употреблять больше отчетливых вокальных гласных звуков, например, «а-а-а-а», «о-о-о», «у-у-у-у». Необходимо использовать речевые образцы, близкие к звукам, издаваемым ребенком.

Поведение ребенка в 3 месяца

Он вслушивается в произносимые звуки и рефлекторно повторяет артикуляцию губ взрослого при проговаривании гласных звуков «а», «о», «у». Вначале это получается случайно, потом навык закрепляется, и звуки становятся более четкими, похожими на звуки, произносимые мамой или другим близким человеком, занимающимся с ребенком.

Многие мамы затрудняются в выборе «тем» для разговоров, не умеют эмоционально общаться, проявлять свою любовь и ласку. Ученые утверждают, что современный ритм жизни, технократическое развитие общества и другие факторы привели к тому, что молодые мамы во многом утратили ту эмоциональность в воспитании детей, которой обладали наши бабушки и прабабушки. Их мастерство закрепилось в поэтическом фольклоре для маленьких. Всевозможные припевки, песенки, колыбельные исполнены огромной любовью, теплом и лаской.

Приведем для примера пестушки по народным мотивам, которые побуждают маму и малыша к эмоциональным и речевым контактам. Незатейливые тексты могут сочинять и сами родители, проникаясь любовью и нежностью к крохе.

Наденька

Наденька-Надя, (Мама наклоняется над ребенком, улыбается, влево-вправо медленно покачивает головой; взгляд «глаза в глаза».)

Плакать не на-а-до, (Ждет ответной реакции ребенка, если ее нет, повторяет обращение.)

«А-гу-у-у!» – песенку спой, (Повторяет несколько раз, добиваясь голосовых реакций ребенка.)

Поиграй со мно-о-й: (Делает легкие поглаживания ручек.)

Порасту-у-у-шечки! (Улыбаясь крохе, ладонью одной или обеих рук проводит круговое поглаживание живота по ходу часовой стрелки. Если ребенку приятно, повторяет это действие несколько раз.)

Закончив общение с ребенком, взрослый может поднять его вертикально, чуть-чуть прижимая к своему плечу, таким образом создавая ему опору, надежно придерживая одной рукой, ласково поглаживать спинку. Мама повторяет всю потешку в такт движениям поглаживания.

Можно заменить первую строчку потешки на «Милое чадо-о-о», чтобы потешка стала «универсальной» для каждого ребенка.

Милочка

«Милочка, Мила», – (Взаимодействие с малышом аналогично приведенному выше.)

Чтобы Милочка проснулась, (Ждет ответной реакции ребенка, если ее нет, повторяет обращение.)

Маме, папе улыбнулась!

Голосок свой подавала: (Повторяет несколько раз, пытаясь вызвать ответную голосовую реакцию.)

Закончив общение с ребенком, мама берет его на руки. Удерживая на вытянутых, полусогнутых руках, начинает нежно покачивать, т.е. чуть-чуть приподнимая и опуская, перемещая влево-вправо. При этом пестушку можно спеть малышу в такт движениям. Такое пестование полезно для развития вестибулярного аппарата.

Можно заменить первую строчку потешки на «Чадушко мило-о-о!», чтобы потешка стала «универсальной».

Васенька

Вася-Вася, Василечек, (Взаимодействие с ребенком аналогично приведенному выше.)

Вася-Вася, Василечек, (Мама поглаживает ручки, ножки, животик ребенка.)

Васенька сыночек мой! (2 раза)

Ля-ля! Ля-ля ! Ля! Ля! (Играет ручками ребенка: чуть сводит и разводит полусогнутые руки на уровне его груди.)

Ой, Вася, Василечек,

Васенька сыночек мой!

Вася-Вася, Василечек, (Повторяет обращение к ребенку, смотря ему в глаза.)

Василечек, синий цвет!

Вася-Вася, Василечек, (Старается вызвать голосовую реакцию.)

Погугукай нам в ответ: (2 раза)

Гу-гу! Гу-гу! Гу-гу-гу!

Ой, Вася, Василечек, (При повторении мама поднимает малыша вертикально, держа под мышки, лицом к себе, ставит его на пеленальный стол. От прикосновения к плотной поверхности стола ноги ребенка рефлекторно выпрямляются в коленных и тазобедренных суставах. Как только вы почувствуете, что упор ног произошел, тут же поднимите малыша («потанцовывание»).

Погугукай нам в ответ.

Выполните «потанцовывание» под потешку 4–6 раз. Можно использовать народные мелодии, например, «Коло-коло- колокольчик».

Можно заменить первые строчки, вставив любое имя мальчика, например:

Саша-Сашенька, цветочек!
Саша-Сашенька, родной!
Саша-Сашенька, цветочек!
Сашенька – сыночек мой!

Мама должна научиться эмоционально взаимодействовать с малышом на уровне возрастных возможностей во все отрезки его бодрствования. При этом ласка, любовь, нежность должны быть в каждом ее слове, жесте, движении. Обращение к малышу по имени делает общение с ним адресным и личностным, что необходимо ребенку для осознания себя в последующем как личности.

Появление к 3 месяцам у малыша «комплекса оживления» делает возможным проведение игр-занятий, направленных только на развитие речи. Во время таких игр мама демонстрирует крохе артикуляцию речевых звуков. Также ребенку по-прежнему необходимы игры-занятия для развития сенсорной сферы (зрение, слух, осязание) и мелкой моторики рук, которые имеют отношение к развитию речевых навыков.

Примерные игры-занятия «Гуси-гуси»

Способствовать возникновению «комплекса оживления»: активизировать голосовые реакции ребенка, побуждать к повторению звуков «г-г-га», «гы», «гу» и звукосочетаний «кха», «к-ки», «г-ко», возникающих в гукании на выдохе. Продемонстрировать крохе артикуляцию членораздельных звуков речи – «а-а», «у-у», «о-о».

Взрослый наклоняется над малышом, улыбается, обращается к нему по имени: старается вызвать «комплекс оживления».

Речитативом исполняет потешку, выделяя гласные звуки и звукосочетания в гукании малыша:

– Гу-уси, гу-у-си! Гуси-гуси?
– Га-а-а! Га-га-га!
– Ути, у-у-у-ти! Ути-ути?
– Кха-а-а, кха-а-а!
– Ку-ры, ку-у-у-ры! Куры-куры?
– Кхо-о-о, кхо-о-о!
– Не ходите далеко.
– Ко-о-о, ко-о-о.

Каждое двустишие нужно читать отдельно, между ними делаются паузы, дающие возможность ребенку вслушаться в текст и отреагировать на него. Взрослый утрированно артикулирует гласные звуки, произнося их в несколько замедленном темпе. Фольклорный текст следует повторить два раза. Игра-занятие длится 2–3 минуты.

«Веселая погремушка»

Продолжать развивать слуховое восприятие ребенка, акцентируя внимание на источнике звука. Развивать способность зрительно сосредотачиваться на предмете (из положения лежа на животе).

Яркая погремушка. С целью усиления зрительного воздействия можно на ее ручку завязать красивый бант или укрепить волан.

Взрослый кладет ребенка на живот на расстоянии 30–40 см от игрушки. Встряхивая ее, побуждает малыша прислушаться, поднять голову, взглянуть в сторону звучащего предмета. После того как кроха поднимет головку, рассматривая игрушку, надо перевернуть его на спину и дать отдохнуть. Далее лежащему на спине ребенку мама продемонстрирует погремушку с расстояния 50–70 см, меняя ее местоположение влево и вправо, затем звенит ею в поле зрения малыша.

Необходимо дать ребенку возможность рассмотреть звучащий предмет, попытаться вложить погремушку в ладошку малыша, придерживая ее своей рукой. На последующих занятиях повторить упражнение дважды, добиваясь устойчивого удерживания головы вначале 20, потом 30–40 и более секунд. Показ игрушки нужно сопровождать короткими фразами: «Динь-динь», «Да-а!» При последующих занятиях рекомендуется менять звучащие игрушки.

«Умные шарики»

Обогащать тактильную чувствительность ладоней малыша, формировать навык захватывания предмета рукой.

Твердые, мягкие, пружинящие, поролоновые шарики, обернутые разным материалом (диаметр 2–2,5 см).

Шарики можно сделать самостоятельно. С этой целью используются лоскутки тканей, кусочки меха, тонкой кожи и т.п. Самодельные шарики, как и любые мелкие игрушки, даются ребенку только под контролем взрослого и в его присутствии.

Взрослый демонстрирует ребенку, лежащему на спине, например, белый пушистый шарик, закрепленный на шнурочке. Он опускает шарик и прикасается к ручке малыша. Ведет предмет по тыльной стороне ладони сначала одной, потом другой руки. Свои действия мама сопровождает словами: «Ша-а-а-рик! Во-о-т как-о-о-й шари-и-и-к!».

Затем шарики меняются, меняются и ощущения ребенка от прикосновений различными материалами. Далее мама кладет шарик на середину правой ладони малыша, затем – левой. Сначала взрослый придерживает шарик, побуждая кроху к более сильному рефлекторному схватыванию и удержанию предмета (в 2 месяца 2–3 секунды, в 3 месяца – до 10 секунд). Действия с шариками можно повторять 3–5 раз для каждой руки.

Игра-занятие сопровождается обращениями к ребенку, разговором, эмоциональными возгласами, ярким речевым интонированием и т.п.

В заключение следует отметить, что к занятиям, направленным на речевое развитие младенца третьего месяца, помимо тех, что были рекомендованы для двухмесячного возраста, следует добавить следующие:

  • содействие возникновению у ребенка «комплекса оживления»;
  • развитие на основе «комплекса оживления» речевых возможностей ребенка посредством правильного эмоционального общения и игр-занятий.

Источники:

http://rebenkoved.ru/razvitie-rebyonka/do-goda/0-6-mesyatsev/psixologija-malisha-v-3-mesjaza.html
http://www.ourbaby.ru/article/Razvitie-rechi-u-rebenka-pervogo-goda-zhizni-0-3-mesyaca/
http://www.2mm.ru/malysh/razvitie-rebenka/1221/uroki-rechi-mesyac-3

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector