0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Конспект занятия по экспериментированию для младшей группы в детском саду. Конспект занятия по экспериментированию в первой младшей группе «Свойства воды, камня и песка Занятие эксперименты 1 младшей группе

Конспект занятия по экспериментированию в первой младшей группе «Свойства воды, камня и песка»
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Цель занятия:

-закрепить знания у детей о свойствах различных предметов: воды, камня, песка;

-формировать интерес к экспериментальной деятельности;

-развивать мелкую моторику кистей рук, координацию движений;

-активизировать в речи детей слова прозрачна тёплая, холодная, камешки тяжёлые, песок холодный, сыпучий и т.д.;

-воспитывать любознательность, любопытство, эстетическое восприятие.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Оленинский детский сад №1

Конспект занятия по экспериментированию в первой младшей группе «Свойства воды, камня и песка»

Составила: Орлова Н.Н.

воспитатель 1-ой младшей группы

Цель занятия: Закрепить знания у детей о свойствах различных предметов: воды, камня, песка. Формировать интерес к экспериментальной деятельности. Развивать мелкую моторику кистей рук, координацию движений. Активизировать в речи детей слова прозрачна тёплая, холодная, камешки тяжёлые, песок холодный, сыпучий и т. д. Воспитывать любознательность, любопытство, эстетическое восприятие.

Форма проведения: Подгрупповая, практическая деятельность.

Оборудование: Кораблики бумажные, таз с водой, баночка с камушками, баночка с пеком, формочка для песка, совочек, доска для лепки, влажные салфетки по количеству детей. Игрушки зайчика и медвежонка.

1. Уточнение правил безопасности.

Во время занятия:

не брать песок, камни в рот;

не брызгаться водой, не обсыпаться песком;

не тереть глаза грязными руками.

Воспитатель: Ребята я вам сегодня на занятия принесла бумажный кораблик и баночку с камешками и песком.

Выполнение 1-й части эксперимента.

Воспитатель: Ребята давайте опустим ручки в ванночку и попробуем водичку, водичка какая дети?

(Дети отвечают : холодная водичка.)

Воспитатель: А теперь пустим кораблик в ванночку. Ребята, что происходит с корабликом.

(Дети: Кораблик плывет.)

Воспитатель: Давайте подуем на кораблик, что с ними происходит?

(Дети: Быстро плывет).

Воспитатель: А теперь ребята посмотрим, что у нас в первой баночке?

Воспитатель: Беру баночку с камешками и спрашиваю у ребят, что это такое.

Воспитатель: Ребята возьмем в одну ручку камушек, а в другую кораблик. Кораблик какой?

Воспитатель: А камушек?

Воспитатель: Давайте их опустим на воду, смотрите кораблик плывёт потому что лёгкий, а камушек утонул он тяжёлый. А скажите ребята камушек видно?

Воспитатель: Видно, потому что водичка прозрачная. А теперь опустите

Ваши ручки в ванночку, вы видите их?

(Дети: Да, водичка прозрачная и мы видим ручки.)

Воспитатель: Ребята теперь возьмите салфетки и вытрите ручки.

Воспитатель: Дети давайте встанем на коврик и немного поиграем.

Физминутка «Будем прыгать и скакать»

Раз, два, три, четыре, пять

Будем прыгать и скакать.

Наклонился правый бок

Раз, два, три – наклонился левый бок – раз, два, три.

А сейчас поднимем ручки и дотянемся до тучки.

Выполнение 2-й части эксперимента.

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим , что у нас во второй баночке?

Воспитатель: Ребята, что насыпано в баночке? (песок). Давайте высыплем песок на доску. Дети, потрогайте песок и скажите, какой он? (Сухой, тёплый, сыпется).

Воспитатель: Этот песок — сухой, сыпучий. (Дети повторяют).

— Насыпьте его себе на ладошку. (Дети выполняют).

— Посмотрите, из чего состоит песок? (Ответы детей.)

— Скажем вместе: из песчинок. Они маленькие. (Дети повторяют.)

— Как трудно держать их в руках. Песчинки сыпется, как струйка. Этот песок сухой. (Сопровождаю свои слова демонстрацией опыта).

Воспитатель: Ребята у нас столе есть формочка. Давайте насыплем песок в формочку посмотрим получится у нас куличик или нет.

Аккуратно насыпаем песок в формочку.

Воспитатель: Получились куличики? (Ответы детей). Почему не получились? (Песок сухой.)

Воспитатель: Ребята, чтобы получились куличи, что нужно сделать с песком?

Дети отвечают: Намочить.

Песок мокрый — он темный, холодный, из него можно лепить куличики. Кто знает, что будет, если в песок налить воду? (Ответы детей.) Давайте проверим.

Воспитатель: Наливаю воду в песок.

Потрогайте его и скажите — сухой он или мокрый’? (ответы детей)

Тёплый или холодный? (ответы детей) .

Воспитатель: Если в песок налить воду, он станет мокрым, холодным.

— Посмотрите, мокрый песок так же сыплется, как и сухой? (Показать детям.)

Вывод. Мокрый песок не сыпучий.

Воспитатель: Из мокрого, сырого песка можно делать куличики. Давайте попробуем. Возьмем формочку и аккуратно наложим в нее мокрый песок. Вот так постучим по песку совочком, утрамбуем его. Осторожно перевернем формочку с песком. Постучим по донышку еще раз совочком. Снимем формочку. Что получилось? (Куличик.)

— Вот какой красивый куличик мы с вами сделали, молодцы. Дети, протрите руки салфеткой.

Воспитатель: Подвожу итог. Сухой песок сыпется, а мокрый лепится. Из сухого песка нельзя делать куличики, а из мокрого можно.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в первой младшей группе «О воде».

Цель занятия: формировать у детей представления о свойствах воды; развивать интерес к познанию окружающего мира.

Задачи:1. Снятие эмоционального напряжения и агрессии.2. Снижение излишней двигательной активности, импульсивности.3. Обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы.4. Развитие ч.

Читать еще:  Рождественский сапожок с выкройками и описаниями, мастер-классы с пошаговыми фото и видео-уроками. Рождественский сапожок своими руками. Выкройка. Мастер-класс с пошаговыми фото Как сделать подвес под рождественский сапожок

Цель: Формировать у детей представления о свойствах воды.

Конспект открытого занятия в первой младшей группе по экспериментированию «В гостях у лисички».

Данный конспект позволяет увидеть возможности продуктивной деятельности детей 2-3 лет.

Познакомить детей со свойствами воды; развить внимание, наблюдательность, логическое мышления во время поисковой деятельности, навыки анализа и умение делать выводы.

Открытое занятие в первой младшей группе по экспериментированию

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Конспект открытого занятия в первой младшей группе

«В гостях у лисички».

Закрепить знания у детей о свойствах различных предметов: воды, песка.

Формировать интерес к экспериментальной деятельности.

Развивать мелкую моторику кистей рук, координацию движений..

Побуждать детей распределять различные по форме, размеру и структуре предметы в отдельные емкости;

развивать умение детей дуть, с необходимой силой, на мыльную пену, перемещая их таким образом;

формировать умение детей обращаться с песком;

доставить радость детям.

Воспитывать любознательность, любопытство, эстетическое восприятие

Ростовая кукла «Лисичка»; различные баночки; смесь из сухих фасоли, макарон и разноцветных камешков; таз с водой; формочки-транспорт; космический песок, диск с детскими песнями;

Воспитатель: Ребята, мне пришло письмо от Лисички. Она приглашает нас с вами в свой волшебный лес. Хотите пойти к ней в гости?

В: Тогда отправимся прямо сейчас, но, подходя к лесу, мы должны спеть Лисичке песенку, чтобы она услышала нас и вышла встретить.

Воспитатель с детьми шагает под музыку по группе, подходя «к лесу», состоящему из трёх столов, накрытых тканью, они останавливаются.

В: Вот мы и пришли. Давайте все вместе споём песенку про лису.

са-са-са это хитрая лиса

су-су-су и живёт она в лесу

Лисичка: Ох, слышу мою любимую песенку, не иначе как мои друзья из детского сада пришли меня навестить. Здравствуйте!

Лисичка : Приглашаю вас в мой лес. Ребята, а вы не помежете мне найти мои драгоценные камешки. Сегодня я тщательно прятала их от волка, что увлеклась и теперь сама не могу их найти. Поможете?

В: Поможем нашей лисичке?

В: Лисичка, ты нам подскажи где примерно ты прятал камушки?

Л: Я сначала была у озера. Давайте я вам покажу. Ой, вот же и моя водичка. Может там я уронила.

В. : А давайте поможем Лисичке. Здесь у нас водичка с пеной. Посмотрите. А давайте все вместе подуем на пену и посмотрим нету ли там камушек…

В: Пену сдули и донышко видать. А как мы увидели донышко, там же вода. Вода у нас какая ?

В: Молодцы, Лисичка в водичке нету твоих камушек. Давайте искать дальше…

Л: Ой, моя песочница. Я здесь очень люблю играть и лепить фигурки. Посмотрите как я много их слепил.

В: А может в песке ты свои камушки закопал. Давайте посмотрим. Ой сколько много интересных фигур ты слепил. Посмотрите, ребята, что же слепила наша Лиса

В: Самолет, кораблик и машину. А давайте мы лисе расскажем , самолет у нас едет или летит, а кораблик…. грузовик…..

В: А сейчас ручками поищите камушки в песке…

/Воспитатель вместе с детьми ищут камушки в песке руками/

В: Лисичка и здесь нету твоих камушек. Идемте дальше.

Л: Ой, мои игрушки/фасоль, макароны, камушки/. Наверно здесь где-то спрятала мои драгоценные камушки.

В: Мы можем разложить все по местам, по баночкам, чтобы быстрее найти все камушки .

/Дети разбирают содержимое , пока не находят все камушки./

Л: Вот здорово! Спасибо вам мои друзья! А эти камушки я приготовила вам, чтобы вы у себя в группе смогли с ним поиграть…

В: Спасибо тебе Лиса. Мы очень рады такому подарку. Ну нам пора уже в группу возвращаться

В: Спасибо Лисичка, что пригласила нас к себе в свой волшебный лес.

Л: Приходите ещё. Я всегда рада вас видеть

Опытно-экспериментальная деятельность в первой младшей группе детского сада

Мария Скопина 22.02.2018 2 9.2k

Период 1,5–3 лет — время активного развития в физической и мыслительной областях. Ребёнок меняется, лучше ориентируется в пространстве и исследует окружающую среду. В его действиях появляется познавательный интерес, который он переносит и в игровую деятельность. Взрослому необходимо использовать эти моменты спонтанной заинтересованности для формирования элементарных исследовательских навыков, показать малышам, что от опытных занятий с простыми предметами можно получить положительные эмоции.

Опытно-экспериментальная деятельность в первой младшей группе: задачи, методика организации и виды занятий

Первая младшая группа детского сада — одна из первых ступеней социализации в жизни ребёнка. К новому место, взаимодействию с воспитателем и одногруппниками нужно привыкнуть, и помогают легче адаптироваться в детском саду увлекательные занятия. Организуя опытно-экспериментальную деятельность младших дошкольников, педагог учитывает возрастные особенности детей:

  • На втором году жизни ребёнок овладевает предметной деятельностью. Он наблюдает, как взрослые манипулируют и орудуют вещами (посудой, инструментами, одеждой, мебелью и т. д.), и старается использовать их так же, по назначению. Ребёнок соотносит предметы между собой (складывает башенку из кубиков, составляет пирамидку из колец), употребляет как орудия (ест ложкой и вилкой, чертит палочкой на песке).
  • Впечатления от исследования окружающей действительности накапливаются и способствуют овладению речью. Дети трёх лет активно разговаривают, понимают обращения и просьбы взрослых, воспринимают не направленные на них высказывания. Речь становится средством активного познания окружающей действительности.
  • У трёхлетнего ребёнка появляются новые виды деятельности — игровая и продуктивная. Дети создают первые рисунки и с удовольствием рассказывают, что изображено в их «каракулях».
  • С каждым годом внимание становится всё более концентрированным. Но педагогу следует помнить, что без заинтересованности ребёнок не сможет максимально исследовать предмет или явление. В экспериментировании с детьми младшего возраста используются разнообразные приёмы для создания мотивации и формы работы.
  • Развивается восприятие предметов. В полтора года ребёнок называет один признак, наиболее ярко характеризующий объект (вода — мокрая, снег — холодный, камень — твёрдый). К трём годам он знает геометрические формы и цвета, может кратко описать свойства предмета (лёд — холодный, твёрдый, прозрачный; песок — сухой, сыпучий).
Читать еще:  Когда после родов уйдет полоска с живота. Когда пройдет полоса на животе после родов: причины появление, пигментация, сроки естественного исчезновения полоски, народные и косметические средства для удаления темной полоски на животе

Развитие психики и мышления в раннем дошкольном возрасте происходит стремительно. Стихийная заинтересованность и спонтанное желание исследовать что-либо должно поощряться воспитателем. Интеллектуальный способности детей в будущем зависят от того, насколько эффективной была организация предметно-пространственной среды, в которой развивались исследовательские навыки, по какой методике строилось экспериментирование в младшей группе.

Экспериментирование с водой и песком развивает исследовательские навыки и служит профилактикой переутомляемости

Целью экспериментирования с детьми полутора-трёх лет является формирование исследовательского типа мышления, создание положительной мотивации для самостоятельного поиска новой информации об объектах живой и неживой природы. Современная система дошкольного образования строится на принципе максимальной независимости ребёнка, раскрытии и проявлении его качеств и способностей. Воспитатель не вкладывает, не передаёт детям знания в готовом виде, он указывает на возможность их получения. Дошкольники 21 века ощущают себя первооткрывателями и испытывают радость от обретения информации, они учатся действовать методом проб и ошибок. В процессе экспериментирования дети младшего возраста делают элементарные выводы, наблюдая за предметами, сравнивая их.

Наблюдение является одним из способов познания мира ребёнком

Задачи экспериментирования в первой младшей группе

  • формирование первоначальных представлений о свойствах и качествах объектов живой и неживой природы;
  • формирование способности самостоятельного исследования предметов;
  • обучение умению использовать приборы в исследованиях (увеличительное стекло, лампа, весы).
  • развитие мелкой моторики и координации движений;
  • развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия;
  • развитие внимания и памяти;
  • развитие речевых способностей.
  • создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию;
  • создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований;
  • развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции, воспитание усидчивости и аккуратности;
  • развитие умения выслушивать и выполнять задания взрослого.

В ходе эксперимента дети сравнивают свойства и качества объектов (например, цвет воды в колбочках)

Виды опытно-экспериментальной деятельности

Современные педагоги и психологи считают, что период дошкольного образования — наиболее благоприятное время для усвоения детьми общеобразовательных категорий, основных понятий из различных научных областей (физики, математики, химии). Старшие дошкольники самостоятельно формулируют проблемные вопросы «Как?», «Каким образом?», «Почему?», выдвигают гипотезы и проверяют их практическим путём. Воспитанники первой младшей группы задают вопросы простые: «Какое это на ощупь?», «Это холодное или тёплое?», «Разобьётся этот предмет?». Поэтому основной вид экспериментирования с детьми полутора-трёх лет — элементарный опыт. Этот вид деятельности доступен ребёнку второго года жизни и часто осуществляется стихийно: малыш уронил игрушку на стол — он услышал звук удара, целенаправленно роняет эту же игрушку на ковёр — фиксирует звук, кидает игрушку на паркетный пол — делает выводы о качестве объекта. Элементарные опыты можно проводить с детьми в уголке экспериментирования и с природными материалами во время прогулок.

Совершение элементарных действий над объектами и наблюдение за их свойствами являются одним из видов опытно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе

Простые опыты младшие дошкольники совершают в присутствии воспитателя, часто в совместных действиях. Воспитатель показывает малышам, как правильно использовать простые приборы и сосуды (ложки, банки). Маленьким детям часто хочется попробовать предмет на вкус, поэтому перед педагогом первой младшей группы стоит задача обучить культуры проведения опыта, объяснить, что лизнуть или съесть можно только съедобный объект. С этой целью во время игр-экспериментов воспитатель задаёт вопросы: «Можно ли лепить снег, ребята? А есть его можно?», «Из чего сделана сосулька? А лизать её разрешается?», «Получится руками слепить пирожок из песка? А попробоваться такой пирожок хочется? Будем мы ими угощаться?» Как вариант, можно проводить занятия, в которых проба на вкус является частью парктического исследования. На занятии «Какая вода?» детям предлагается провести простые опыты с водой и ответить на вопросы: опустить руку поочерёдно в миски с холодной, тёплой и горячей водой — «Вода мокрая или сухая? Тёплая или холодная? Холодная или горячая?», понюхать воду в стакане — «Вода пахнет или нет?», сделать глоток — «Есть вкус у воды или нет?», добавить и размешать в стаканчиках с водой соль, сахар — «Теперь вода безвкусная или нет? Какой она стала?».

Читать еще:  Как быстро делать аппаратный маникюр. Как пользоваться маникюрным набором. Домашний мастер: как делать аппаратный маникюр правильно

Воспитатель учить детей пробовать объект на вкус только в том случае, если это является частью эксперимента

Исследовательский вид опытно-экспериментальной деятельности предполагает решение какой-либо проблемной ситуации. С детьми младшего дошкольного возраста исследования проводятся в совместной с педагогом деятельности. Проблемная ситуация строится чаще всего в игровой форме, воспитатель подсказывает детям, каким способом решить возникшую ситуацию, помогает сформулировать вывод исследования. Этап выдвижения гипотез в первой и второй младшей группах пропускается, исследование строится по плану: проблемный вопрос, практическая деятельность и наблюдение, формулировка выводов.

Совместная исследовательская деятельность развивает наблюдательность и познавательные способности детей младшего дошкольного возраста

Виды занятий по опытно-экспериментальной деятельности

Проведение практических исследований с воспитанниками первой младшей группе осуществляется на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, на прогулках, на занятиях в кружке дополнительного образования во второй половине дня под постоянным контролем педагога. Элементы опытно-экспериментальной деятельности включаются в структуру занятий по музыке, развитию речи, физкультуре, художественной деятельности.

Элементы экспериментирования могут присутствовать в различных формах образовательной деятельности

Занятия по опытно-экспериментальной деятельности бывают двух видов — игровые и собственно опыты и эксперименты.

Игровое занятие начинается с включения воспитанников в развлекательную, фантастическую или сказочную ситуацию («Ребята, сегодня мы превратимся в волшебников!», «Нас приглашает Снежная Королева в своё ледяное царство!», «Давайте произнесём волшебные слова и совершим путешествие на остров химиков!»). Далее ребята следуют указаниям волшебного персонажа или помогают решить задачи. Экспериментирование является практической частью игрового занятия и связано по тематике с сюжетом вымышленной ситуации.

Эксперимент с рисовой крупой проводится на занятии игровой формы

Занятия НОД (непосредственно образовательной деятельности) могут содержать игры с природными материалами, простыми веществами, тканью. Для детей младшего дошкольного возраста актуальны игры на сенсорное восприятие объектов: малыши изучают свойства предметов во время контакта с ними (мнут ткань, лепят куличи из обычного или кинетического песка). Упражнения и экспериментирование с мелкими предметами (пуговицами, бусинами, орешками и др.) полезны для развития мелкой моторики рук малышей, воспитатель проводит их в индивидуальной форме, чтобы обеспечить безопасность контакта ребёнка с подобным материалом.

Игры с объектами исследования направлены на расширение представлений об их свойствах

В качестве одной из структурных форм на занятиях по опытно-экспериментальной деятельности проводятся дидактические игры. Они способствуют развитию мыслительных способностей детей (воспитанники учатся сравнивать, обобщать, анализировать, использовать чувственный опыт и образы памяти) и направлены на расширение представлений о свойствах исследуемых объектов. Дидактические игры активизируют слуховое внимание («Что так звучит?»), зрительное восприятие («Найди где чья тень»), тактильные ощущения («Определи на ощупь»), развивают внимание и смекалку.

Дидактические игры способствуют сенсорному развитию и совершенствуют мелкую моторику рук детей

Собственно опыты и эксперименты с детьми полутора-трёх лет должны проводиться после предварительной работы по заданной тематике. Воспитатель читает на досуге сказки и стихотворения, проводит подвижные игры, даёт задания для рисования или лепки таким образом, чтобы тема последующего эксперимента понемногу раскрывалась для ребят, появлялся бы интерес к ней. Например, перед проведением опытов со снегом воспитатель во время прогулок обращает внимание детей на то, что снег бывает разным (мокрым, крупинчатым), на досуге читает стихотворения про зиму, проводит занятия по лепке снеговиков из пластилина и рисованию снежинок в нестандартной технике с восковыми карандашами и акварелью.

Интереснее изучать опытным путём объекты, с которыми ты уже в некоторой степени знаком

Организация опытно-экспериментальной деятельности осуществляется в рамках личностного подхода в обучении и воспитании. Реализация этого подхода возможна во время занятия НОД, когда детям даются задания различного уровня сложности для проведения опыта. Например, на занятии «Свойства снега» первой подгруппе воспитанников предлагается слепить из снега снеговичков, второй подгруппе — сделать снеговичков и украсить их при помощи гуаши. Важно, чтобы в конце занятия у каждого ребёнка было хорошее настроение. Если кто-то из ребят хочет попробовать выполнить задание другой группы (повышенной сложности), эта возможность должна быть предоставлена ему.

Дифференциация заданий происходит по уровню самостоятельности в выполнении действий воспитанниками. Одним ребятам достаточно предварительно показать план действий, с другими воспитанниками в младшей группе осуществляется совместная деятельность: воспитатель направляет движения ребёнка (ребёнок держит ложку, воспитатель его рукой совершает круговые движения, размешивают воду).

Показ действий часто проводится во время экспериментирования с младшими дошкольниками

Мотивирующее начало занятия

Чтобы экспериментальная деятельность оказалась эффективной в формировании и развитии исследовательских навыков, дети должны быть заинтересованы в изучении предлагаемого объекта. Рекомендуется начало занятий посвящать активации внимания и усилению мотивации к наблюдению за явлением или предметом, решению какой-либо проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос. В этих целях используется наглядный материал (плакаты, карточки и открытки, иллюстрации книг, энциклопедии), устраиваются подвижные и дидактические игры, тематические гимнастика и зарядка, проводятся беседы, в которых дети находят ответы и примеры из личного опыта, привлекаются к участию сказочные персонажи.

Экспериментированию с твёрдыми формами воды (снегом и льдом) предшествует изучение наглядного материала на тему «Зима»

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/01/24/konspekt-zanyatiya-po-eksperimentirovaniyu-v-pervoy-mladshey-gruppe
http://infourok.ru/otkritoe-zanyatie-v-pervoy-mladshey-gruppe-po-eksperimentirovaniyu-2190995.html
http://melkie.net/vidy-deyatelnosti-v-dou/konspekt-zanyatiya-v-mladshey-gruppe-eksperimentalnaya-deyatelnost.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector