0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Консультация игры по экологии в детском саду. Консультации для воспитателей. Тема: «Игровые технологии в экологическом воспитании. Найди свой дом

«Игровые технологии в экологическом воспитании дошкольников».
консультация на тему

Семинар для воспитателей ДОУ.

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Игровые технологии в экологическом воспитании дошкольников».

Успех в экологическом воспитании малышей обеспечивается прежде всего пониманием воспитателя их психофизиологических особенностей. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия.

Задача младшего дошкольного возраста — заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного — двух условий для их жизни.

Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ними — тогда ситуация в целом становится понятной малышу, усваивается им. Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Все, что можно дать детям в руки, предлагается им для обследования, в которое воспитатель включает как можно больше органов чувств. Дети берут в руки натуральные овощи, фрукты, гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как они скрипят или шуршат, т.е. обследуют их всеми сенсорными способами. Каждое ощущение воспитатель обозначает словом, просит детей повторять за ним.

Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов при-роды: «рисует» в воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. Просит детей руками сделать то же самое — движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом.

Воспитатель осторожно вводит игру как метод экологического воспитания. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, она еще не является ведущей деятельностью, поэтому для педагога стоит задача отобрать простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание. Лучше всего для этой цели подходят образы сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка».

Тему домашних животных легко представить с помощью Бабы и Деда из «Курочки Рябы», у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. На занятия «приходит» либо Дед, либо Баба, рассказывают то о корове с теленком, то о козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой. Воспитатель дает возможность детям на правах помощников поучаствовать в этих операциях — они кормят сеном игрушечных (или изображенных на картине) коров и коз, пасут их, строят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам. Такая игра позволяет малышам познавать сельскую действительность, развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок.

Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурсы, КВН, Экологическая викторина, «Поле чудес» и т.д.

В моей группе, я проводила досуг на экологическую тему: « Найди дерево по его листу». Мы рассматривали и сравнивали листья деревьев, их цвет, отгадывали загадки, слушали как шумят листья, и в конечном результате находили то или иное дерево.

В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры: «Кто где живет?», « Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «У кого какой дом» (об экосистемах); «Живое-неживое», «Птицы-рыбы-звери», «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и т.д.

Каждый педагог выбирает те виды игр, которые ему более всего подходят. Критерии выбора — программа, по которой он работает, возможности дошкольного учреждения, уровень подготовленности воспитанников.

Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и ее участник.

Игра требует от ребенка включенности в свои правила; он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако, весь комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения — ребенок учится играя.

Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение должно идти за счет расширения знаний и развития мыслительных опёраций и действий. Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках.

Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные игры, настольно-печатные и словесные

Дидактические игры — игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных.

В своей работе с детьми я использую такие дидактические игры, как: « Найди такую же форму и цвет», « Кто в домике живет?», « Найди чем отличаются?», и другие

Предметные игры — это игры с использованием различных предметов природы («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди такой же по цвету», «Принеси желтый листок», «Разложи листочки по порядку — самый большой, поменьше, маленький» и т.д.), которые позволяют упражнять детей в различении предметов по качествам и свойствам. Задания способствуют формированию сенсорики, развивают наблюдательность. Проводятся они со всей группой детей и с ее частью.

Настольно-печатные игры — это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки («Овощи и фрукты», « Животные и птицы», «Круглый год», «Садовод» и т.д.).

В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Игры сопровождаются словом, которое либо предваряет восприятие картинки, либо сочетается с ним (у детей формируется умение по слову восстанавливать образ), а это требует быстрой реакции и мобилизации знаний. Подобные игры предназначены для небольшого числа играющих и используются в повседневной жизни. В младшей группе дети чаще всего подбирают картинки с изображением цветов, овощей, фруктов, животных попарно или на общую карту. В старшей группе большое место уделяется играм, где дети классифицируют предметы и делают обобщения

Словесные игр ы — это игры, содержанием которых, являются разнообразные знания и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов. В некоторых, играх знания о природе обогащаются и систематизируются. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Это игры типа «Кто летает, бегает и прыгает?», «Что это за птица?», «Когда это бывает?», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно — не нужно» и т.д.

Читать еще:  Горячая линия для поддержки многодетных семей. Государственная поддержка многодетных семей. Оформление жилищных и земельных льгот

Подвижные иг ры -природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых, отражаются явления неживой природы. К таким играм относятся, например, «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Воробышки и автомобиль» и т.д. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая входе игры радость способствует углублению интереса к природе.

Игра доставляет большую радость ребёнку, потому что она даёт ему возможность активно действовать. Очень нравятся дошкольникам игры в семейном кругу. В домашних условиях с дошкольниками можно поиграть в словесно-дидактические игры. Они могут быть самыми различными и вписываться в разнообразные бытовые ситуации. Важной особенностью таких игр является возможность развивать с их помощью речь дошкольника и различные мыслительные процессы, умение анализировать и описывать, учат детей обобщать явление, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории. («Когда это бывает?», «Что бывает круглое в природе?», «Что это такое?», «Что третье?», «Назови одним словом»). Во всех случаях происходит приятное общение и проникновение в мир интересов дошкольника.

С детьми 3-4 лет дидактические игры целесообразно совмещать с движением. Организуя различные игры, взрослый должен помнить, что ребёнок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра основана на знакомых ему сведениях. В этом случае у него будет развиваться быстрота реакции, ориентировки, способность использовать багаж имеющихся знаний. Детей заинтересуют игры с природными материалами. Гуляя в лесу, дети с удовольствием соберут шишки, желуди, веточки, семена клёна, репёйник. Всё это материал для поделок. С помощью фигурок с ребёнком можно разыграть знакомые сказки («Колобок», «Лиса, заяц и пётух» и др.) Такие занятия развивают в дошкольнике творческие способности конструктивного и литературного характера.

Таким образом, использование игр в воспитании экологической культуры способствует получению дошкольниками более прочных знаний, помогает овладеть умением экологически целесообразного поведения в природе. Ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру. Ведь забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников: пособие для спец. по дощк. воспитанию / С.Н. Николаева. — М. 1998. — 43 с.
  2. Николаева С.Н. Актуальность экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. — Ниж. Новгород: Академия развития, 1991. — 56 с.
  3. Бондаренко А.К. Словесные дидактические игры / А.К.Бондаренко. — М.: Наука, 1984. — 86 с.
  4. Дрязгунова В.А. Как знакомить дошкольников с природой / В.А. Дрязгунова, П.Г. Саморукова. — М.: Воспитание дошкольника, 1997. — 64 с.
  5. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: учеб. пособие для пёд. училищ / Под ред. П.Г. Саморукова. — М.: Просвещение, 1998. — 222 с.
  6. Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе / С.Н. Николаева. — М.: Новая школа, 1996. — 63 с.

Консультация для воспитателей « Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Дружба» деревни Тамьян

Муниципального района Мелеузовский район

Консультация для воспитателей на тему:

« Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников»

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда сумеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры, а также формируется экологическое мировоззрение. Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как ребёнок будет относиться к этому миру, научится ли быть хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Ведущей формой деятельности для дошкольного возраста является игра, где ребёнок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы и закономерностях. В процессе приобщения к экологической культуре дошкольников, воспитательное воздействие оказывает созданные игрой такой ситуации, в которых дети должны совершать самостоятельный выбор своего поступка. При этом они получают не готовые знания о природе и правилах поведения в ней, а делают собственные выводы и заключения. Экологические знания, затрагивающие эмоции и чувства детей, будут использоваться ими активнее. А это намного эффективнее, чем простое использование запретов и предписаний, которые дети запоминают механически.

В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая неграмотность. Сегодня экология — не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это еще и мировоззрение. Поэтому на первый план воспитания выводится формирование основ экологического сознания дошкольников, понимания общих законов развития материального мира, а не просто набор сведений о природных явлениях и объектов. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием ответственного отношения к природе, поэтому одной из главных задач воспитания является формирование у дошкольников основ экологической культуры. Экологическое воспитание — предполагает системный подход к ознакомлению с природой и природоохранной деятельностью. Экологическая культура — это особый вид культуры, которая характеризуется наличием знаний и умений по экологии, гуманистическим отношением ко всему живому и окружающей среде. Существует несколько значений понятия «экология»: 1. Экология — наука об отношении растительных животных организмов друг к другу и к окружающей их среде. 2. Экология — наука о взаимодействии человека с природой, охрана окружающей среды. Исследования показали, что использование преимущественно вербальных методов при ознакомлении детей с природой приводит к формированию знаний. Но дошкольникам трудно установить связь между причиной и следствием. Дети не могут применить знания в практической деятельности. Решить эту проблему можно путем вовлечения детей в деятельность, позволяющую на собственном опыте познакомиться с данной закономерностью. Наиболее адекватными поставленной задаче, как с точки зрения дидактики, так и с учетом психологических способностей дошкольников являются дидактические игры. Дидактические игры — это игры, в которых процесс обучения детей осуществляется опосредованно, через различные элементы занимательного и одновременно познавательного материала, с которым взаимодействуют дети. Дидактические игры — это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация и пр.), развивает память и внимание. Нельзя не отметить и то, что дидактические игры способствуют становлению личностных качеств детей (способность играть вместе, договариваться в процессе игры и пр.)

Дидактическая игра способствует социально — нравственному развитию ребенка — дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде, учится сочувствовать и т. д.

Читать еще:  Вязание спицами платочная вязка. Как связать платок спицами для начинающих схемы пошаговое описание. Как убавить петли и закончить шапку платочной вязкой

Своеобразие дидактической игры определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая, то деятельность теряет свое обучающее значение. Старшие дошкольники начинают осознавать познавательную задачу таких игр, которая опосредуется игровым мотивом, придающий ей смысл определяется вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия взрослого с ребенком. Дидактические игры социальны по своему происхождению, социальные отношения менее выражены, чем, например, в сюжетно-ролевой игре, в дидактической игре — сама дидактическая задача предполагает формирование средств и способов познания. Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе. Существует традиционная классификация дидактических игр: словесные, настольно-печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций. На её основе созданы все дидактические игры, в том числе и игры экологического содержания. При проведении дидактических игр необходимо опираться на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности, принцип опоры на ведущую деятельность детей. Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. Если младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «Назови, кто это?», «Изобрази животного», «Узнай по голосу», и других, то в средней группе — в играх типа «Угадай, кто, где живет?», «Помоги животному», «Большие и маленькие» и т. д. Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми: «Зоопарк», «Логические цепочки», «Придумай о животном загадку», «Путешествие в Африку». Дети наблюдают за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности.

В процессе экологического образования дошкольников используются следующие виды дидактических игр:

Предметные игры. Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки и т. д.) Предметные игры рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику ребенка. Как пример предметных игр можно привести — «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки, «С чьей ветки детки» и т. д. Предметные игры можно использовать во всех возрастных группах, как в коллективных занятиях, так и индивидуальных, усложняя содержание игры в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей детей.

Настольно-печатные игры. Это игры типа лото, домино, разрезных картинок («Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты» «Грибы» и пр.) Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Настольно-печатные игры целесообразно использовать в работе с небольшой подгруппой детей. Эффективны они и при организации индивидуальной коррекционной работы.

Словесные игры. Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» и пр. Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания. Памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей. Данный вид игр не требует специальных условий, его можно организовать как в помещении, так и на прогулке.

При проведении дидактических игр необходимо опираться на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности, принцип опоры на ведущую деятельность детей.

Дидактическая игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого дошкольники знакомятся с окружающим миром.

Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности. В этих играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображениями растений и животных.

В средней группе, играя, дети узнают предметы (овощи, фрукты) на ощупь. К таким играм относятся «Угадай, что в мешочке?», «Узнай, что в руках?». Для первой из этих игр воспитатель заранее приготовляет мешочек и кладет его овощи или фрукты (картофель, луковицу, свеклу, морковь, огурец, яблоко, грушу, лимон). Дети по очереди опускают руку в мешочек, берут предмет, ощупывают его, называют, а затем вынимают и показывают его всей группе.

После того как у детей накопятся конкретные представления о растениях (полевых, лесных, комнатных), в старшей группе можно дать дидактические игры на сравнение предметов и узнавание их по частям (цветкам, листьям).

В подготовительной к школе группе проводят игры, требующие выявления некоторых признаков растений или животных, умения их описать, сделать обобщение.

Словесные дидактические игры организуют на знакомом детям материале; с их помощью активизируется мышление детей, развивается речь.

Дидактические игры можно постепенно усложнять. Так, например, узнавание предметов следует давать сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и наконец, по ответам на поставленные вопросы к загадке.

В ходе дидактической игры с природным материалом (снегом, водой, песком) воспитатель, беседуя с детьми, помогает им усвоить некоторые свойства материала, помогает в его отборе и использовании.

Гуляя с детьми в лесу, полезно обращать их внимание на сучки, сухие ветки, корна, которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Это очень радует их и способствует развитию наблюдательности и воображения.

Дидактические игры экологического характера включает два относительно самостоятельных блока:

— игры для развития эстетического восприятия природы (развитие чувства прекрасного в природе, эмоционального отношения к ней);

— игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в природе.

Для лучшего развития эстетического, эмоционального восприятия природы игры желательно проводить в естественной природной среде. Дидактические игры, направленные на развитие положительного отношения к природе, как и игры для обогащения экологических представлений, целесообразно использовать вариативно в зависимости от уровня экологической воспитанности детей.

В дидактических играх, направленных на развитие эстетического восприятия природы, ранее накопленные знания, умственные действия особенно обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний, придают им осмысленность. При общении с природой у ребенка зарождается эмоциональное побуждение, исключается равнодушие и безразличие, возрастает мыслительная напряженность, степень участия творческого мышления, желание узнать больше нового, следовательно, идет процесс эмоционально — психологической готовности принять информацию о природе.

В дидактических играх дошкольники, опираясь на представления о природных объектах, углубляют свои знания о них. Дети самостоятельно решают разнообразные познавательные задачи: описывают объекты, выделяют их характерные признаки, отгадывают по описанию, объединяют по разным свойствам и признакам. Дидактические игры, используемые для формирования у детей экологических знаний могут быть различными по содержанию. Например, закрепить название растений можно в игре «Наши растения». У детей большие карты, у воспитателя — маленькие. Показывая маленькую карточку, ведущий называет растение и спрашивает: «У кого есть такое растение?» Ребенок смотрит в своей карте и, если есть такое растение, называет его. Правильно назвавший получает карточку. Выигрывает тот, кто первый закроет клетки на своей карте. Игра может быть проведена с целью закрепления названий цветов и уточнения, где они растут, кукую пользу приносят человеку.

Читать еще:  Обязательно объясните ребенку, что он должен делать, если потеряется. Что должен делать хороший родитель для ребенка Что не должен делать ребенок

Чтобы формировать у детей «экологически гуманное чувство» — чувство сопричастности ко всему живому, осознание планеты Земля «общим домом»; привить детям этическую и моральную ответственность перед каждым живым существом, будь то растение или животное. Понять муравья, бабочку, травинку ребенок сможет тогда, когда себя представит в их роли, посмотрит на мир их глазами. Для этого можно предложить детям вообразить себя попугайчиком, хомячком и т. д. Человек для них — великан. «Представьте, что человек берет попугайчика Сашу, хомячка Иру в ладонь и начинает дергать их за хвост, за лапки, кричать. Что вы чувствуете?» Дети обычно отвечают так: «Я могу оглохнуть», «Я могу умереть». Так ребенок учится ставить себя на место слабого, на место того, кто нуждается в уходе и защите, и понимать, что жестокость по отношению к живому — это зло. После этого они начинают бережно относиться к обитателям живой природы.

Использовать дидактические игры для обогащения экологических представлений следует с учетом представлений о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах; о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе; о человеке как части природы; о культуре поведения в природе.

Таким образом, использование игр в воспитании экологической культуры способствует получению дошкольниками более прочных знаний, помогает овладеть умением экологически целесообразного поведения в природе. Ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру. Ведь забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.

Консультация игры по экологии в детском саду. Консультации для воспитателей. Тема: «Игровые технологии в экологическом воспитании. Найди свой дом

Трусова Елена Сергеевна,
воспитатель МДОУ «ЦРР-Детский сад № 378»
г. Казани, Республики Татарстан

С выходом в свет законов РФ «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» и Постановлен6ия «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации»(30.03.1997 № 4/16) экологическое образование постепенно стало важнейшим направлением в работе дошкольных учреждений.

Для повышения его эффективности используются разнообразные формы и методы работы. Один из методов — экологические игры.

Экологические игры бывают:

  • ролевые;
  • дидактические;
  • имитационные;
  • соревновательные;
  • игры-путешествия.

Ролевые игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности, например игра «Строительство города».

Цель игры: формировать представление о том, что строительство может осуществляться только пи условии соблюдения экологических норм и правил.

Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурсы, КВН, Экологическая викторина, «Поле чудес» и т.д.

Широко применяются в практике дошкольных учреждений игры-путешествия, в которых дети с помощью ТСО попадают на Северный полюс, на дно океана и т.д.

В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры: «Кто где живет?», « Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «У кого какой дом» (об экосистемах); «Живое-неживое», «Птицы-рыбы-звери», «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и т.д.

Каждый педагог выбирает те виды игр, которые ему более всего подходят. Критерии выбора – программа, по которой он работает, возможности дошкольного учреждения, уровень подготовленности воспитанников.

Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и ее участник.

Игра требует от ребенка включенности в свои правила; он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильн6о выйти. Однако, весь комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения – ребенок учится играя.

В экологических играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. Можно прибегнуть к помощи сказочных героев, музыкального сопровождения.

В своей работе с детьми я использую такие дидактические игры, как:
«Звездный зоопарк»цель: познакомить с созвездиями, формировать умения составлять созвездия; дать представления о том, что человек связан с окружающим миром, что наблюдение за звездным небом заставило объединить звезды в группы (обведя их контуры можно увидеть силуэты животных, птиц). Детям раздаются наборы для игры (лист бумаги, маленькие звездочки из цветной бумаги для составления созвездий). Дети составляют созвездия с опорой на квадратики бархатной бумаги, угадывают его название. Кто правильно все сделает и правильно назовет созвездие, тот и выиграл.

Целью игры «Рассели животных по Земле» является: познакомить детей с животными, обитающими в разных климатических поясах Земли, дать представление об особенностях приспособления животных к разным климатическим условиям.

  1. Выбрать себе какой-то один материк.
  2. Отобрать животных, которые там живут.
  3. Кто быстрее расселит на своем материке животных, которые обитают на нем.
  4. Придумать рассказ о жизни животных на своем материке.

Тот, кто без ошибок расселил животных, сочинил интересный рассказ, получает фишку. Выигрывает набравший больше фишек.

Игра «Исправь ошибку» построена на том, чтобы дети смогли сами разобраться и потом объяснить, как среда обитания животных влияет на их внешний вид, повадки, питание.

Воспитатель располагает картинки или маленькие игрушки животных на карте мира с ошибками. Дети должны найти эти ошибки и исправить их. Выигрывает нашедший и правильно исправивший большее количество ошибок.

Игра «Кто поможет малышу?»

Цель: уточнить знания детей о приспособлении животных к среде обитания.

Содержание:
Ведущий выбирает картинку с одним из животных и помещает его в «чужие условия». Животное отправляется в путешествие – хочет вернуться в свою среду, но на пути встречает много препятствий. Для спасения путешественника дети должны подобрать другое животное, которое в данной ситуации может оказать помощь. Повторно называть одних и тех же животных нельзя. Выигрывает тот, кто нашел большее количество помощников.

Пример: Дети выбрали зайца. Кубик упал в море. Кто поможет бедному зайчику? Помог кит, дельфин, краб. Снова бросаем кубик. Пустыня. Кто поможет? И т.д. Игра может длиться долго, в зависимости от того, каковы познания детей в этой области.

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/12/31/igrovye-tekhnologii-v-ekologicheskom-vospitanii-doshkolnikov
http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/inoe/396608-konsultacija-dlja-vospitatelejdidakticheskie
http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac10.htm

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector