0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Коза считается животным, имеющим демоническую природу; выступает как ипостась нечистой силы и одновременно как оберег от нее. Коза считается животным, имеющим демоническую природу; выступает как ипостась нечистой силы и одновременно как оберег от нее По м

Коза считается животным, имеющим демоническую природу; выступает как ипостась нечистой силы и одновременно как оберег от нее. Коза считается животным, имеющим демоническую природу; выступает как ипостась нечистой силы и одновременно как оберег от нее По м

Коза, козел — в народных представлениях и обрядах, связанных с продуцирующей магией — символ и стимулятор плодородия. В то же время считается нечистым животным, имеющим демоническую природу; выступает как ипостась нечистой силы и одновременно как оберег от нее. В домашнем хозяйстве ценились такие качества козы, как плодовитость и неприхотливость, ср. пол. поговорку: «Коза — лучшая скотинка: под порогом выспится, сухую метлу съест, да еще кварту молока даст».

В календарных обрядах, связанных с аграрной магией, коза или ее зооморфная маска — персонаж ряженья. Святочные и масленичные обходы с ряженой козой наиболее распространены у украинцев и белорусов, в меньшей степени у русских.

Персонаж ряженья

Атрибуты ряженой «козы» — вывернутый шерстью наружу кожух, деревянная голова с рогами и бородой из соломы или лозы и движущейся нижней челюстью. У белорусов известна «коза» в виде большой куклы на палке. Украинцы Буковины макет головы «козы» носили на длинном шесте, поверх которого крепился балахон, скрывавший фигуру исполнителя. В Великопольше при масленичных обходах иногда водили живую козу, приписывая ей магическое воздействие на урожай. Деревянная рогатая фигура козы была атрибутом процессии ряженых в последний вторник карнавала (познан.). На Украине маска козы фигурировала также в свадебном и погребальном обрядах (в «играх при покойнике»).

Рождественско-новогодний обряд «вождения козы» наиболее ярко представлен в укр. и бел. традициях (достаточно монолитный ареал бытования обряда в конце XIX — начале XX вв. составляло Полесье). Ядром обряда являлось исполненне песни «Где коза ходит, там жито родит. » с припевом «Ого-го, коза», где в гиперболизированных образах рисуется картина будущего урожая («где коза рогом — там жито стогом», «где коза хвостом — там жито кустом» и т. п.). Песня сопровождалась танцемпантомимой, центральным моментом которого было «умирание» и «воскрешение» козы. символизировавшее круговорот времени и возрождение природы.

С плодовитостью козы (козла) связана их эротическая символика: мотивы любовных ухаживаний волка за козой и брака козы с волком в песнях (бел., пол.); съеденная волком коза символизирует доставшуюся жениху невесту (бел.). В Арзамасском уезде Нижегородской губ. в конце XIX в. во время проводов весны (празднования «Ярилы») ряженый «козел» бегал за девушками и лягал женщин.

Аграрная магия

С аграрной магией, вероятно, связана и «козья масленица» в цикле весенних обрядов Нижегородчины, приуроченная к Чистому понедельнику или первому воскресенью Великого поста и отмеченная вождением по улицам убранного венком и лентами козла.

В жатвенной обрядности коза, козёл — это венок из жита, свитый по окончании жатвы, или горсть колосьев, оставленная на корню при дожинках (пол., бел., полес.). Поляки, когда требовалось сжать пропущенные жнецами колосья, говорили: «Он идет срывать козу»; в конце жатвы, срывая последние колосья, говорили: «Едет на козе». Коза упоминается в бел. дожиночных песнях (бел.). В Полесье отстающего жнеца дразнили «козел-борода», «на тебя коза мекает»: «Чыя коза сзаду, / Дак дайте юй раду, / Або пудождите, / Або пудожните», «твоя коза сзаду мекае» (киев.). На Псковщине под пение «бородных» песен водили по меже козла.

Животноводческая магия

В животноводческой магии для обеспечения приплода скота держат во дворе козла (рус. костром.).

Читать еще:  Леший или лесовик из шишек и пластилина. Поделка лесовичок из шишек. Лесовичок из шишек своими руками Как сделать лесовичка своими руками пошаговая инструкция

Коза в качестве жертвенного животного

Коза как жертвенное животное фигурирует в своеобразном действе, совершавшемся в разных районах Чехии в день св. Якуба (25.VII), когда с колокольни или другого возвышения сбрасывали козу с позолоченными рогами, убранного лентами и цветами. Кровь козы собирали и хранили как лечебное средство от испуга. С ритуальным забоем скота связан обряд козомолье (вятск.), совершаемый в канун петровского поста. Фракийские болгары закалывали козу на свадьбе, после брачной ночи. Запреты использовать козу в качестве жертвы (козу не закалывают на задушницу — поминальную трапезу) мотивированы тем, что коза — нечистое, демоническое животное.

Этиологические легенды

В этиологических легендах коза предстает созданием дьявола (укр. чортово насінне). Украинцы считают, что домашняя коза сотворена чертом, и если ее покропить освященной водой, то она сейчас же «пропадает» (подыхает). Коза — творение черта, и потому внешне похожа на него (бел.). У козы короткий хвост, т. к. дьявол, загоняя коз на пастбище, оторвал им хвосты (пол., укр.карпат.). Согласно пол. поверью коза имеет всю силу в хвосте; чтобы коза не объедали деревья, им в хвост надо воткнуть иголку. Козы все время норовят залезть на деревья, потому что у них чертовы ноги (гуцул.). Козы когда-то имели на ногах когти и лазали по деревьям; черт проспорил Богу своих коз, и Бог лишил их когтей (Закарпатье). На коленях у козы желтая шерсть, т. к. черт, выгоняя их со двора Господа, бил их по ногам, отчего текла кровь и окрасила шерсть (гуцул.). В легендах коза как нечистое животное противопоставляется корове и овце, чистым и «божьим» созданиям (укр.).

Коза как ипостась нечистой силы

В виде козы появляется дьявол (о.слав.), ср. поговорку: «коза и дьвол — одно и то же». Козлиные ноги (рога, уши, борода) присутствуют в облике черта (о.слав.), лешего (рус.), домового (укр.), водяного (укр., серб.). Поляки считают, что в глазах у ведьмы всегда можно видеть отражение козы (познан.). На «том свете» удавленники превращаются в козу (костром.). Верхом на козе ездит дьявол (укр., болг.) или утопленник, появляющийся из воды в полночь и хватающий встречных (пол.). В Киевской губ. считали, что накануне Пасхи в виде козы может показаться клад (ср. пол. примету: видеть козу во сне — к денежному выигрышу). У козы, как дьявольского создания, ведьма не может отобрать молока (укр.).

Коза воспринимается как животное, особенно близкое «чужим» (инородцам), ср.: рус. жидовская корова. В Белоруссии считали, что разведение в хозяйстве «жидовськыго статку» — коз — не только идет в ущерб разведению овец, но и служит явным признаком того, что хозяин или кто-нибудь из его домашних склонен «рызхрасцицца». В голосе козы слышится обращение к хозяину-еврею: «шеламэхі» (смолен.). Как нечистое животное, коза сама может стать причиной появления вредоносных существ. По укр. поверью, из козьего помета, спрятанного евреями в их пуховики, произошли воробьи.

Коза в качестве оберега

Коза (само животное, части его тела, мясо, молоко) выступает как оберег. В хлеву держат козла, которого якобы любит домовой (рус., костром.) или черт (укр., житомир.) и потому не вредит лошадям. Козла (особенно белого) боятся домовой (укр.) и ласка (Полесье). По укр. поверью, если в хлеву есть коза, она не пустит ведьму отобрать у коровы молоко. Овчары держали козу на выгоне для овец, полагая, что коза не дает чаровникам приблизиться к отаре (пол. Бескиды). От падежа скота прибивали на дворе козлиную голову (костром.). Если корову сглазили и она дает плохой удой, следовало завести козу и смешивать коровье молоко с козьим — это отвращало сглаз (пол.). Козьим молоком заливали пожар, возникший от молнии (пол.). Изгоняя беса из одержимого, клали ему в рот кусочек козлятины (пол.).

Читать еще:  Как правильно сделать предложение руки и сердца девушке: план подготовки к событию. Красивое предложение руки и сердца в прозе

В наименованиях «черные козы», «дикие козы» (как название блох и вшей; болг., макед.), укр. волын. коза свитюща светлячок, бел. казёл, казялок, казелчык, козлик, казель, казулька, пол. подляс. кога, кохка кузнечик’, серб, коза стрекоза’ выражена символика, соотносящая насекомых со скотом.

Коза считается животным, имеющим демоническую природу; выступает как ипостась нечистой силы и одновременно как оберег от нее. Коза считается животным, имеющим демоническую природу; выступает как ипостась нечистой силы и одновременно как оберег от нее По м

Войти

Образ Козы в народном мировоззрении

КОЗА, козел — в народных представлениях и обрядах, связанных с продуцирующей магией — символ и стимулятор плодородия. В то же время считается нечистым животным, имеющим демоническую природу; выступает как ипостась нечистой силы и одновременно как оберег от нее. В домашнем хозяйстве ценились такие качества К., как плодовитость и неприхотливость, ср. пол. поговорку: «Коза — лучшая скотинка: под порогом выспится, сухую метлу съест, да еще кварту молока даст».С плодовитостью козы (козла) связана их эротическая символика: мотивы любовных ухаживаний волка за К. и брака К. с волком в песнях; съеденная волком К. символизирует доставшуюся жениху нересту.

Козел. Мифологические представления о Козле подчёркивают прежде всего его исключительную сексуальность (в сниженном виде — похотливость) и плодовитость. Отсюда его связь с божествами и другими мифологическими персонажами, олицетворяющими эти качества, а также божествами, так или иначе связанными с плодородием, в частности с буйной растительностью. Аспект плодородия подкрепляется также свидетельствами, почерпнутыми из ритуальной сферы — обряд жертвоприношения Козла и связанная с ним символика изобилия. Русская сказка о «козе лупленой» и словацкая ритуальная игра в козу содержат мотивы выживания козой из своего жилища всех других животных и последующего изгнания самой козы пчелой или ежом. Насильственное извлечение мифологического персонажа, олицетворяющего плодородие, из своего убежища позволяет — через ряд промежуточных этапов — сопоставить козу с образами древних божеств плодородия типа хеттского Телепинуса, также ужаленного пчелой и после этого вышедшего наружу. В некоторых традициях ритуалы плодородия предусматривали сожитие женщины с Козлом.

Во внешнем облике черта (как он изображается в иконографии) очень много от козла. В позднее средневековье и Новое время ведьмы часто представлялись летящими верхом на козлах. Черт на картинах, изображавших шабаш ведьм, в большинстве случаев имел вид козла, которого ведьмы целовали в зад.

КОЗА — символическое значение связано с различием мужской и женской особи. В то время как козел часто считался воплощением пoxoти и жизненной силы и зачастую расценивался негативно, скромная козa в античных мифах пользуется уважением как кормилица. Козий рог является символом плодородия природы (Рог изобилия).
К. связывается и с нижним миром и тем самым с жертвоприношением особого рода: по славянским поверьям, водяного можно умиротворить шерстью чёрного козла, злой домовой мучает всех животных, кроме К. и собаки.
Мотив жертвоприношения прослеживается также в поздних источниках. В сказке об Алёнушке и братце Иванушке, обнаруживающей несомненные связи с ритуалом, подчёркивается мотив замышляемого убийства обращённого в К. Иванушки; при этом убийство изображается как некое жертвоприношение («огни горят горючие, котлы кипят кипучие, точат ножи булатные, хотят козла зарезати . «, ср. также выражения «забивать козла», «драть козу», «драть, как Сидорову козу»).

Как коза представлена в славянской мифологии?

Ядром восточно-славянского рождественско-новогоднего обряда «вождения козы» является песня с припевом «О-го-го, коза» , где в гиперболизированных образах рисуется картина будущего урожая («где коза ходит, там жито родит» , «где коза рогом — там жито стогом» , «где коза хвостом — там жито кустом» и т. п.) . Песня сопровождалась танцем-пантомимой, центральным моментом которого было «умирание» и «воскрешение» Козы, символизировавшее круговорот времени и возрождение природы. В Польше деревянная рогатая фигура Козы участвовала в процессии ряженых в последний вторник карнавала. На Украине маска Козы фигурировала также в свадебном и погребальном обрядах (в «играх при покойнике») .

Читать еще:  Красные шелушащиеся пятна на коже: почему появляются, и как от них избавиться? Красные шелушащиеся пятна, основные причины появления

С плодовитостью Козы связана ее эротическая символика: в белорусских и польских песнях присутствуют мотивы любовных ухаживаний волка за Козой и брака Козы с волком в песнях, а съеденная волком Коза символизирует доставшуюся жениху невесту.

В этиологических легендах Коза — создание дьявола (укр. «чертово семя» , пол. «дьявольское создание» , чеш. «чертова порода» ) и потому внешне похожа на него. Украинцы считают, что домашняя Коза сотворена чертом, и если ее покропить освященной водой, то она сейчас же сдохнет. У Козы короткий хвост, т. к. дьявол, загоняя коз на пастбище, оторвал им хвосты (пол. , укр. карпат.). ; Согласно польскому поверью, Коза имеет всю силу в хвосте; чтобы Коза не объедали деревьев, им в хвост надо воткнуть иголку. В Закарпатье говорят, что Козы все время норовят залезть на деревья, потому что у них «чертовы» ноги; Козы когда-то имели на ногах когти и лазали по деревьям; черт проспорил Богу своих коз, и Бог лишил их когтей; на коленях у Козы желтая шерсть, т. к. черт, выгоняя их со двора Господа, бил их по ногам, отчего текла кровь и окрасила шерсть. В легендах Коза как нечистое животное противопоставляется корове и овце — чистым и «божьим» созданиям.

Русское славянское божество – коза Седунь – Небесная Коза – присутствовала при рождении мира в самом его начале и принимала самое непосредственное и активное участие в создании мира. В частности, из её молока (и молока коровы Земун) создан Млечный путь. Имя козы Седунь буквально означает «седая» , «старая» , в смысле древности этого божества, ср. шаловливый – шал/ун, баловной – бал/ун, скакать – скак/ун; ь – обозначает женский род (аналогично и имя коровы Земун – зем (ля) /ун, хотя правильно было бы Земунь) .

На Заре Мира Седунь выкормила своим молоком тёмных богов. От Чёрного змея родила Дыя [Дьявола, Зевса, ZeuV, индоевропейск, dyau, лат. divus], который родил Чурилу, от которого, в свою очередь, пошли народы – чудь, дивьи люди, арии (палеомонголоиды) , финны, лунная династия индийцев и венедов (негроидная раса) – то есть коза Седунь мифологически породила нерусские негроидные чужие народы. Естественно, параллель славянской русской Седуни находим и в египетском культе бога Сета. Даже имя Седуни сохранилось в своей основе – в корне сед/т – Сет, Сетх, Сутех (sth, ср. греч. chthon, христ Сатана; swt, ср. русск. свет, христ. Сатана, satan – ангел света, враг – с точки зрения иудохристианства, исповедующего культ тьмы-смерти Мары-Марии (см. п. 3. гл. XI), которому славянский культ солнца и света враждебен) . В период Древнего царства Сет наряду с Гором считался богом – покровителем царской власти, что отражено в «Текстах пирамид» и в титулатуре фараонов II династии. При этом сочетание имён Сета и Гора означает «царь» – sth + hr = sthhr – русск. транслит – «стеер» , или при условии метатезы «тсеер» (ср. англ. , франц. tsar, русск. царь). Как в славянской русской мифологии Седунь родила злые силы и чужие народы, так и в египетской Сет – бог чужеземцев и чужих стран (пустыни, негроидов) , в этом смысле олицетворение злого начала.

Источники:

http://www.sites.google.com/site/kokorinva/Home/k/koza
http://u-lukomorya.livejournal.com/2796.html
http://otvet.mail.ru/question/17066121

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector