0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Метод проектов аспекты взаимодействия семьи и доу. Доклад использование методов проектов при взаимодействии доу и семьи. Недостатки и положительные

Проектная деятельность как метод взаимодействия семьи и детского сада

Дата публикации: 12.05.2019 2019-05-12

Статья просмотрена: 74 раза

Библиографическое описание:

Кайтан И. М., Шлекис О. А. Проектная деятельность как метод взаимодействия семьи и детского сада // Молодой ученый. — 2019. — №19. — С. 351-353. — URL https://moluch.ru/archive/257/58865/ (дата обращения: 13.02.2020).

Ключевые слова: семейное воспитание, исследовательские детско-родительские проекты, универсальные учебные действия, поэтапное внедрение, защита проектов, конференция, семейные ценности.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, в главе 4, статье 44 впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребёнка.

Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что без поддержки родителей способно значительно снизить любые наши педагогические усилия.

Именно поэтому мы используем в своей работе одну из эффективных форм взаимодействия с семьей — индивидуальные исследовательские детско-родительские проекты.

Их задачами являются:

− расширение представлений детей об окружающем мире;

− формирование интереса и симпатии к объектам природы, природным явлениям;

− поддержание и удовлетворение детской любознательности;

− формирование умения находить удивительное в привычном;

− ознакомление с простейшими приемами организации наблюдения, экспериментирования, выявления причинно-следственных связей;

Это особенно важно сейчас потому, что в условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, владеть универсальными учебными действиями.

Исследовательский проект носит индивидуальный характер и способствует вовлечению ближайшего окружения ребёнка (родителей, братьев и сестёр и т. д.) в сферу его интересов. Он длится столько дней, сколько:

− у детей сохраняется интерес к выбранному содержанию;

− взрослым удается поддерживать желание детей действовать в рамках выбранной темы.

Внедрение этой формы работы проходила у нас поэтапно:

Первый этап — создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи.

Идея реализации индивидуальных детско-родительских проектов возникла у нас после проведения интервью с детьми подготовительной к школе группы «Кто такие исследователи?». На заключительный вопрос «А что вы хотели бы изучить, как исследователи?» мы получили самые разнообразные ответы: кто-то захотел узнать всё и о черепахах, кто-то о пчёлах, кого-то заинтересовали цветы, которые растут без корней, и даже на вопрос — почему в дождливую погоду так часто можно видеть червяков под ногами — дети захотели найти ответ.

В основе любого проекта лежит проблема, которую создал ребёнок. Мы определили тему проектов в зависимости от интересов детей, выявили её актуальность: «Что мы знаем?», «Что мы хотим узнать?». Вместе с детьми составили план действий по достижению цели:

− К кому обратимся за помощью

− В каких источниках можно найти информацию

− Что мы можем получить в результате поиска.

Приступая к работе, дети имели некоторые стартовые знания, умения. Готовые новые знания для детей в ходе проекта мы давали, но в очень незначительном объёме. В остальных случаях мы наталкивали детей на путь самоизучения материала (опираясь на энциклопедии, книги, ответы взрослых и т. д.). Мы не объясняли и не демонстрировали детям правильный способ действия, которым они могли бы овладеть путём прямого подражания. Не порицали детей за сделанные ими ошибки.

Второй этап — связан с информированием родителей. На информационном стенде для родителей размещалась информация, отражающая текущие события в группе, рекомендации, пути оказания помощи ребёнку при проведении исследования по определённому проекту.

Родители подключились к этой работе с удовольствием. Совместный сбор материалов, изготовление плакатов, схем и моделей, создание презентации вовлекало их в воспитательно-образовательный процесс, раскрывало творческие способности их детей. Родители становились непосредственными участниками образовательного процесса, обогащали свой педагогический опыт, испытывали чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

Читать еще:  Морально двуличные принципы в береславского. Игры и упражнения по методу профессора береславского. Отличительные признаки методики

В ходе работы в помощь родителям нами проводились дни вопросов и ответов по проектной деятельности, беседы и консультации, оформлялись папки передвижки по теме.

На третьем этапе дети оформляли свои проекты. Мы все некоторое время как бы проживали тему через разные формы совместной деятельности: поиск ответов на вопросы, чтение энциклопедий и познавательной литературы, просмотр познавательных видеофильмов, рассматривание иллюстраций и фотографий, опыты и эксперименты, продуктивную деятельность.

Родители помогали ребёнку оформить результаты всей этой работы в форме презентаций, альбомов, схем и моделей. Они помогали, но организатором проекта был он сам.

На четвертом этапе — проходила защита проекта. Ребенок вместе с родителями «подавал заявку на защиту проекта», то есть сообщал воспитателю, что они готовы поделиться с детьми группы своими новыми знаниями.

Так были созданы индивидуальные детско-родительские исследовательские проекты на самую разнообразную тематику под общим названием «Хочу всё знать».

Все проекты получились интересными и познавательными.

С презентацией одной из проектных работ наша воспитанница Надя М. выступила и стала призёром на Х научно-практической конференции «Время открытий», организованной НИУ ВШЭ.

Результаты своего первого исследовательского опыта юные исследователи представили на конференции детско-родительских проектов, организованной нами в комплексе школы. Зрителями были педагоги ДОУ, дети, а также родители участников. Они смогли увидеть результат своего труда воочию. Восторг, радость, гордость за своего ребенка переполняли их.

Задачи конференции — создание условий для самореализации детей, для научного общения, развития навыков публичного выступления — были выполнены.

После каждой презентации дети задавали много вопросов, а юные исследователи старались ответить на них.

В заключение все юные исследователи были награждены грамотами.

Мы пришли к выводу, что детско-родительские проекты объединяют детей, родителей и педагогов общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

Часто мы перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину своих собственных мыслей и творчества. Считаем, что детям нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя. Такую возможность предоставляет технология проектирования, обеспечивающая каждому ребенку признание его важности и необходимости в детском коллективе.

Мы убедились, что реализация детско-родительских проектов помогает сплотить семьи, даёт возможность им осознать их необходимость и важность для ребёнка в дошкольном возрасте, благодаря которым дети начинают ориентироваться в окружающем мире. Особое значение имеет и совместная деятельность детей и взрослых, в процессе которой удовлетворяются потребности дошкольников в новых знаниях, впечатлениях, в общении со взрослыми, она способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка.

Немаловажно и то, что использование метода проектов в работе с дошкольниками помогает активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

Реализуя метод проектов, мы воспитываем самостоятельную и ответственную личность, развиваем умственные и творческие способности ребенка. Семейные исследовательские проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, помогают выстроить взаимоотношения и сотрудничество семьи и детского сада.

«Использование проектной деятельности в работе с семьей»

    li» data-url=»/api/sort/PersonaCategory/list_order» id=»folders»>
  • Материалы по сопровождению аттестации педагогов (3)
  • Памятки для воспитателей (3)
  • Материалы по ФГОС ДО (4)
  • Материалы для воспитателей (12)
  • Материалы для родителей (9)

«Использование проектной деятельности в работе с семьей»

«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

/В. А. Сухомлинский/

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействий. Главная тенденция взаимодействия ДОУ и семьи это использование активных форм и методов.

Читать еще:  Схема вязания болеро пончо спицами для девочек. Вяжем пончо спицами: описание технологии и схемы. В зависимости от вида и состав используемой пряжи пончо спицами могут быть предназначены для

Ведь мы все знаем, что современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии.

Детский сад является первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

И ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоим мы педагоги ДОУ. Каждый из нас заинтересован в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Ведь полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного слияния семьи и дошкольного учреждения. Взаимодействие между детским садом и семьей мы строим, как правило, на основе демонстрации достижений ребенка, его положительных качеств, способностей. И поэтому каждый педагог в такой позитивной роли становится как равноправный партнер в воспитании.

На протяжении всего срока пребывания дошкольника в детском саду педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении. Иначе невозможно гармоничное развитие ребенка, его полноценная социализация, а также успешный переход к новой ступени – обучение в школе. Крайне значимым является создание единого пространства взаимодействия педагогов и родителей для обмена опытом, знаниями, идеями решениями конкретных воспитательно – образовательных задач.

Мы понимаем, для того чтобы родители могли раскрыться в общении не только со своим ребенком, но и с воспитателями, могли рассказать о своих волнениях и переживаниях по поводу развития и воспитания ребенка, спросить совета или получить какую либо информацию или рекомендацию, надо искать новые методы и формы работы с родителями.

Метод проекта – это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей — через совместную деятельность.

Актуальность проектного метода заключается в поиске нетрадиционных подходов к решению проблемы взаимодействия ДОУ и семьи.

Проектная деятельность позволяет скоординировать действия в триаде «Педагог — Родитель — Дети».

Вовлечение родителей в педагогический процесс через проектную деятельность:

Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда педагоги и родители станут союзниками. На данный момент ФГОС определен принцип партнерского взаимодействия с родителями. Он ориентирует родителей на участие в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития дошкольника, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.

Основная цель взаимодействия детского сада и семьи – создание единого образовательного пространства «ДОУ и семья», в котором созданы условия для саморазвития всех субъектов образовательного процесса.

Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд задач:

— создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимание и доверие между всеми участниками педагогического процесса;

— выработать единый подход к воспитанию, развитию и общению с ребенком в ДОУ и семье;

— создать условия для саморазвития взрослых ради конструктивного содействия формированию и развитию личности ребенка, его успешной социализации;

— повышать психолого-педагогическую грамотность родителей;

— поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях распространять положительный опыт воспитания в семье;

— расширять сферу участия родителей в организации жизни ДОУ, устанавливать партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

«Использование проектной деятельности в работе с семьей»

    li» data-url=»/api/sort/PersonaCategory/list_order» id=»folders»>
  • Материалы по сопровождению аттестации педагогов (3)
  • Памятки для воспитателей (3)
  • Материалы по ФГОС ДО (4)
  • Материалы для воспитателей (12)
  • Материалы для родителей (9)

«Использование проектной деятельности в работе с семьей»

«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

Читать еще:  Рисунки ангелов с крыльями для вышивания крестиком. Красивые схемы небесных ангелочков для вышивки крестом. Ангелы со звездами

в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

/В. А. Сухомлинский/

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействий. Главная тенденция взаимодействия ДОУ и семьи это использование активных форм и методов.

Ведь мы все знаем, что современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии.

Детский сад является первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

И ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоим мы педагоги ДОУ. Каждый из нас заинтересован в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Ведь полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного слияния семьи и дошкольного учреждения. Взаимодействие между детским садом и семьей мы строим, как правило, на основе демонстрации достижений ребенка, его положительных качеств, способностей. И поэтому каждый педагог в такой позитивной роли становится как равноправный партнер в воспитании.

На протяжении всего срока пребывания дошкольника в детском саду педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении. Иначе невозможно гармоничное развитие ребенка, его полноценная социализация, а также успешный переход к новой ступени – обучение в школе. Крайне значимым является создание единого пространства взаимодействия педагогов и родителей для обмена опытом, знаниями, идеями решениями конкретных воспитательно – образовательных задач.

Мы понимаем, для того чтобы родители могли раскрыться в общении не только со своим ребенком, но и с воспитателями, могли рассказать о своих волнениях и переживаниях по поводу развития и воспитания ребенка, спросить совета или получить какую либо информацию или рекомендацию, надо искать новые методы и формы работы с родителями.

Метод проекта – это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей — через совместную деятельность.

Актуальность проектного метода заключается в поиске нетрадиционных подходов к решению проблемы взаимодействия ДОУ и семьи.

Проектная деятельность позволяет скоординировать действия в триаде «Педагог — Родитель — Дети».

Вовлечение родителей в педагогический процесс через проектную деятельность:

Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда педагоги и родители станут союзниками. На данный момент ФГОС определен принцип партнерского взаимодействия с родителями. Он ориентирует родителей на участие в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития дошкольника, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.

Основная цель взаимодействия детского сада и семьи – создание единого образовательного пространства «ДОУ и семья», в котором созданы условия для саморазвития всех субъектов образовательного процесса.

Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд задач:

— создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимание и доверие между всеми участниками педагогического процесса;

— выработать единый подход к воспитанию, развитию и общению с ребенком в ДОУ и семье;

— создать условия для саморазвития взрослых ради конструктивного содействия формированию и развитию личности ребенка, его успешной социализации;

— повышать психолого-педагогическую грамотность родителей;

— поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях распространять положительный опыт воспитания в семье;

— расширять сферу участия родителей в организации жизни ДОУ, устанавливать партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

Источники:

http://moluch.ru/archive/257/58865/
http://shustikova-ds41himki.edumsko.ru/articles/post/1246166
http://shustikova-ds41himki.edumsko.ru/articles/post/1246166

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector