0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методические разработки «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в рамках реализации фгос до. Коммуникативное развитие дошкольников

ДЕТСТВО-ГИД

DETSTVO-GID — сайт для родителей и педагогов

Рубрики

Свежие комментарии

  • admin к записи Темы по самообразованию: музыкальное развитие дошкольников
  • Лариса к записи Темы по самообразованию: музыкальное развитие дошкольников
  • admin к записи Современные требования к физкультурному занятию
  • Наталья к записи Современные требования к физкультурному занятию
  • admin к записи Современные требования к физкультурному занятию
  • Популярные записи

    Страницы

    ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие

    В соответствии с ФГОС дошкольного образования , социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения .

    Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:

    — усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
    — развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
    — становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
    — развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
    — формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
    — формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
    — формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
    — формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

    ФГОС дошкольного образования неоднократно указывает на позитивную социализацию ребенка, развитие положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности человека, к окружающей среде. Однако, это не только обеспечение эмоционального благополучия дошкольника и получение нового опыта с радостью и удовольствием.
    Понятие «позитивная социализация» следует рассматривать намного шире: это умение взаимодействовать с окружающими людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

    Речь, в данном случае, является компонентом активного коммуникативного поведения, продуктом и элементом социализации. При помощи речи ребенок овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, а именно:

    — вступает в общение, поддерживает и завершает общение;
    — умеет общаться в паре, группе, в коллективе;
    — проявляет инициативу при взаимодействии с окружающими людьми.

    Задача педагога – таким образом организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование позитивной социализации и личностное развитие дошкольника.

    В рубрике «Социально-коммуникативное развитие» Вы найдёте более подробную информацию по этому направлению.

    Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

    Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

    Методические разработки «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в рамках реализации фгос до. Коммуникативное развитие дошкольников

    8(495)912-63-37
    gmc@edu.mos.ru

    Материалы методического объединения воспитателей «ФГОС дошкольного образования. Раздел основной образовательной программы дошкольной образовательной организации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

    1. Восточный административный округ, ГБОУ СОШ № 922.

    1. «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста. Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО» – старший воспитатель Михайлова О. Ю.

    2. «Использование игровых обучающих ситуаций в социально-коммуникативном развитии воспитанников» – воспитатель ГБОУ гимназия 1504 Щевелева Н. А.

    3. «Взаимодействие педагога с агрессивным ребенком» – педагог-психолог Жилкина И. Л.

    4. «Социально-коммуникативное развитие: безопасность в быту в рамках проектной деятельности». Проект «Спички детям не игрушки» – воспитатель Борзенкова С. Н.

    5. «Социальная адаптация и развитие коммуникативных навыков детей в группе ОНР 1-го года обучения через знакомство с русскими народными сказками» – учитель-логопед Блохина И. В.

    2. Восточный административный округ, ГБОУ Гимназия № 402 имени Алии Молдагуловой.

    1. «Формирование коммуникативной компетентности педагога» в рамках реализации ФГОС ДО и профессионального стандарта «Педагог» – старший воспитатель ГБОУ Гимназия № 1512 Лыкова А. А., педагог-психолог ГБОУ Гимназия № 1512 Ковальчук Е. В.

    2. «Презентация опыта работы по социально-правовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС ДО» – методист Морозова Е.А.

    3. Восточный административный округ, ГБОУ СОШ №1852.

    1. «Социально-коммуникативное развитие в соответствии с ФГОС ДО» – старший воспитатель Грашина В. И.

    2. «Проектная деятельность как одно из условий практического применения детьми знаний о своих правах и свободах» – старший воспитатель Спесивцева Н. Н.

    3. «Взаимодействие с социумом как условие социально-коммуникативного развития» – воспитатель Шевнина Е. Ю.

    4. «Предметно-развивающая среда по технологии Марии Монтессори в социально-коммуникативном развитии дошкольников» – воспитатель Федотова С. Ю.

    5. «Социально-коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста через предметную деятельность» – воспитатель Левкина Т. Г.

    4. Западный административный округ, ГБОУ Школа № 324.

    1. «Речь как основа формирования и развития коммуникативной компетентности дошкольника» – учитель-логопед Усачева С.М.

    2. «Формирование и развитие социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игровую деятельность» – воспитатели Шибаева Ю. Б., Голубева М. Н.

    3. «Развитие социального и эмоционального интеллекта детей через театрализованную деятельность» – воспитатель Щербинина Н. Н.

    Читать еще:  Как оригинально сделать надпись с новым годом. Как нарисовать красивую надпись с новым годом. Шаблоны для вырезания красивой надписи "С Новым годом!"

    4. «Ребёнок в семье. Формирование чувства принадлежности к семье и укрепление детско-родительских отношений через педагогическую технологию «Тематическая газета» –воспитатели Комаревцева В. В., Моруз М. А.

    5. «Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками средствами музыкального воспитания» – музыкальный руководитель Кузнецова М. И.

    6. «Проект как эффективный метод гражданского воспитания детей дошкольного возраста» – старший воспитатель Поздина Т. Ф.

    7. «Коммуникативная компетентность педагога – залог успешного социально-коммуникативного развития воспитанников» – педагог-психолог высшей квалификационной категории Сурова И. А.

    5. Зеленоградский административный округ, ГБОУ Гимназия № 1528.

    1.«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Раздел основной образовательной программы дошкольной образовательной организации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» – старший методист Балаева Н. М., старший воспитатель Аветисян К. Г. , педагог-психолог Голубкова Г. Г.

    2. «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Проект «Юный друг кадета» – руководитель структурного подразделения Малютина Е. А.

    6. Северо-Восточный административный округ, ГБОУ ЦО № 1449 им. Героя Советского Союза М. В. Водопьянова.

    1. «Внедрение в практику работы эффективных форм и методов при формировании у дошкольников общепринятых норм, правил и ценностей» – воспитатели Минакова С. В., Проскурнина А. Н.

    7. Северо-Восточный административный округ, ГБОУ Школа №285 имени В. А. Молодцова.

    1. «Патриотическое воспитание как одно из условий социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста» – социальный педагог Витухина А. В.

    2. «Роль малых форм фольклора в социально-нравственном воспитании ребёнка младшего дошкольного возраста в семье» – воспитатель Семёшина М. А.

    8. Северо-Западный административный округ, ГБОУ Школа № 1191.

    1. «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» – методист Ковалева О. Г.

    2. «Расширение воспитательного потенциала семьи при вовлечении старшего поколения в образовательный процесс» – воспитатель Кузнецова Ю. Н.

    3. «Опыт работы по социально-коммуникативному развитию детей на основе технологии разновозрастного общения «Играем вместе» – воспитатель Вдовцова О. Н.

    4. «Формирование у старших дошкольников предпосылок личностных и коммуникативных универсальных учебных действий как основных компонентов готовности к школьному обучению» – старший воспитатель Мокрушина Н. С., педагог-психолог Терещенкова Л. Н.

    5. «Организация предметно-развивающей среды по социально-коммуникативному развитию воспитанников в соответствии с ФГОС ДО» – воспитатели Давыдова С. С., Борисова Н. А.

    6. «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в ходе реализации детско-родительского проекта «История моей семьи – в истории моей страны» – воспитатели Харлашина М. А., Кондакова Г. И.

    7. «Опыт работы по социально-коммуникативному развитию детей в ходе реализации образовательного проекта «Вода – источник жизни» – воспитатели Давтян Г. И., Балашова О. В., педагог-психолог Нгуен Г. Л.

    8. «Использование инновационных методик и технологий речевого развития в социально-коммуникативном развитии детей 6–7 лет. Проект «Говорю красиво я, вместе все мои друзья» – учитель-логопед Бондаренко Е. Э., воспитатели Синицына И. В., Дегтярева А. Ю., музыкальный руководитель Тер-Саркисова М. В.

    9. «Опыт работы по социально-коммуникативному развитию через театральную деятельность старших дошкольников «Театр – это серьёзно!» – воспитатели Лещева О. А., Штогрина В. В.

    9. Южный административный округ, ГБОУ Школа № 904.

    1. «ФГОС дошкольного образования. Раздел образовательной программы ДОО образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» – заместитель директора по УВР Неровнова Г. А.

    2. «Социально-коммуникативное развитие ребёнка через проектную деятельность» – методист Мамзелькина Т. П.

    3. Проект по экологическому воспитанию дошкольников «Вторая жизнь бумаги» – воспитатель Стуколкина Н. С., педагог-психолог Борутто Е. А.

    4. Проект «Игрушки-развлекушки» – воспитатель Круглова Л. А.

    5. Из опыта работы педагога-психолога Серегиной О. П. Клуб преемственности «Играем по-новому».

    6. Проект «Преданья старины глубокой» – воспитатели Мищенкова Т. В., Авдеева О. А., музыкальный руководитель Цыганова Т. В., педагог-психолог Кириллова О. В.

    10. Юго-Восточный административный округ, ГБОУ Школа № 329.

    1. «Социально-коммуникативное развитие ребенка. Проблемы и пути их решения» – заместитель директора Самохина Е. Ф.

    2. «Взаимодействие педагогов и специалистов в организации совместной познавательной деятельности детей младшего и старшего дошкольного возраста с целью социализации» – учителя-дефектологи Горохова И. В., Зинченко Ю. А.

    3. «Интеграция детей с особыми потребностями в общеобразовательной группе для решения социально-коммуникативных задач» – учителя-логопеды Стародубцева Е. В., Яковлева И. К.

    4. «Сценарий образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Русь пряничная» – воспитатель Орехова Е. А.

    5. «Формирование процессов социализации и коммуникации у детей с парциальной несформированностью регуляторного компонента деятельности» – педагоги-психологи Балабанова И. Р., Овчарова О. А.

    6. «Решение задач социализации воспитанников в творческо-экспериментальной деятельности» – музыкальный руководитель Юдаева И. П., инструктор по физической культуре Капырина Н. В.

    11. Юго-Западный административный округ, ГБОУ Школа №1492.

    1. «ФГОС ДО. Раздел ООП – образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» – старший воспитатель Бакотина С. Б.

    2. Из опыта работы воспитателя ГБОУ Гимназия № 1786 Антоненко Е. А. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

    Читать еще:  Кому по знаку зодиака подходит гематит и магические свойства камня. Камень кровавик (гематит): магические свойства и применение

    3. «Приобщение детей к народной культуре» – воспитатель ГБОУ Гимназия № 1786 Голубева Н. В.

    4. Из опыта работы воспитателя Сафроновой И. В. по взаимодействию детского сада с семьями воспитанников.

    12. Юго-Западный административный округ, ГБОУ Школа № 9.

    1. «Проектная деятельность «Спасибо прадеду за победу» – воспитатель Совтус Н. Ф.

    2. «Духовно-нравственное воспитание детей в процессе проектной деятельности. Проект «Путешествие по истории России» – воспитатель Дремачева Л. Н.

    3. «Эффективные формы работы по формированию основ безопасного поведения у детей» – воспитатель Королева О. А.

    4. Из опыта работы воспитателя Хасаншиной Н.А. Методическое пособие «Знакомим дошкольников с правилами противопожарной безопасности» (для работы с детьми 5–6 лет).

    5. «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Интерактивная игра «Путешествие по детскому городу профессий» – воспитатель Окунец Ю. Ю.

    СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Приоритетной задачей современного дошкольного образовательного учреждения является создание условий для успешной социализации, индивидуализации и творческой самореализации каждого ребенка дошкольного возраста. Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155) направляет деятельность педагогов ДОО на пересмотр содержания образования и использование в практике новых подходов и педагогических технологий в развитии, воспитании и социализации детей дошкольного возраста.

    Социально-коммуникативное развитие рассматривается как одна из образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО (п.2.6), направленных на:

    усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

    развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

    становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий ребенка;

    развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ;

    формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

    формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [6].

    Актуальность проблемы воспитания культуры поведения, общения и деятельности определяется социальной востребованностью личности, способной к самостоятельной культурно-ориентированной деятельности и сотрудничеству с окружающими людьми, духовно богатой, успешно адаптирующейся к изменяющимся социально-культурным условиям современной жизни. Аксиомой является то, что дошкольный возраст – время первичной социализации дошкольников и активного приобщения детей к куль турным ценностям и нормам.

    Социальное развитие ребенка дошкольного возраста – это «процесс, в течение которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить». Этот опыт представлен в структуре личности неповторимым сочетанием находящихся в тесной взаимозависимости четырех компонентов: социальные навыки, специфические знания, социальные качества, ролевое поведение.

    Социально-коммуникативное развитие – это «процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений» [1].

    Социально-коммуникативное развитие направлено на решение следующих задач:

    1. Формирование положительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и «большой» родине.

    2. Формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира «в быту, социуме, природе».

    3. Овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

    4. Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

    5. Развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

    Структура организации социально-коммуникативного развития может включать следующие разделы:

    «Я сам»; «Познание себя самого»;

    «Основы безопасности и жизнедеятельности»;

    «Предметный мир»; «Опасные и безопасные предметы»;

    «Правила дорожного движения»; «Транспорт и его виды»

    «Дошкольник и экономика»

    «Космическое воспитание»; «Планеты солнечной системы»

    «Человек в истории и культуре»

    «Моя Россия»; «Моя малая Родина».

    «Труд взрослых» и др.

    Социально-коммуникативное развитие осуществляется в социокультурном пространстве в ходе приобщения человека к культурным ценностям, в процессе их присвоения и сотворения. В нем и приобщение к культуре как системе открытых проблем, ее освоение и создание связаны с реализацией субъективной самости индивида и его культуротворческой функции [2; 3; 4].

    Отечественный педагог С.А.Козлова в парциальной программе «Я — человек» определила следующую структуру приобщения детей к социальной действительности: «Что я знаю о себе» — знакомство детей с организмом человека: чувства, мысли, поступки, умения; «Кто такие взрослые люди» — дети и взрослые, как люди работают и отдыхают, знакомтсво с профессиями; «Человек творец» — предметы рукотворного мира, живая и неживая природа, человек-творец; «Земля наш общий дом» — знакомтво с историей Земли, ее населением, страной и разными народами [5].

    Смысл успешного социально-коммуникативного развития дошкольника может раскрываться через творческую социализацию и индивидуализацию, опосредующую сотворение человеком себя и новой культуры в условиях изменяющегося социального бытия. В процессе социализации ребенка важны не только познание и усвоение «готовых» социокультурных ценностей, сколько становление универсальных человеческих способностей, обеспечивающих возможность культуротворчества и прогрессивного развития социума (Л.С. Выготский, В.Т. Кудрявцев, Д.И. Фельдштейн) [4].

    Читать еще:  Праздник изумрудный виноград. Фестиваль молдавской культуры «Изумрудный виноград. Программа культурных мероприятий молдавского фестиваля

    Социальное развитие, по мнению Л.С. Выготского, – это результат «врастания» ребенка в культуру, подлинного культуроосвоения и культуротворчества. Ребенок не только присваивает культуру того общества, в котором он воспитывается, но и творит культуру современного общества:

    в виде новых вещей и идей;

    в виде новых социальных способностей, к которым относятся творческое воображение, способствующее прогнозированию ситуаций социального взаимодействия, ориентация на позицию другого человека, нормальная регуляция, элементы рефлексии, эмоциональная идентификация;

    в виде нового социального общения и опыта, гуманного и толерантного отношения к себе и близким, уважительного и бережного отношения к достояниям культуры.

    В структуре общения психологи выделяют ряд функциональных компонентов, в числе которых социальная ориентация, непосредственное взаимодействие и контроль. Успешность общения, проявляющаяся во взаимопонимании, бесконфликтном взаимодействии, предопределяется действием механизмов социально-коммуникативного развития и осуществляется под влиянием разных факторов, таких как совокупности условий, обстоятельств, явлений, оказывающих влияние на вхождение ребенка в мир социальных отношений. К основным факторам социально-коммуникативного развития дошкольников относятся:

    наследственность как совокупность генетически заданных характеристик (физиологических, этнокультурных и гендерных);

    социокультурная и образовательная среда как совокупность предметов, объектов, явлений социального окружения;

    социальная активность как способ самосовершенствования, творческой саморегуляции индивида и целенаправленное воспитание.

    Социальное воспитание как целенаправленный, содержательно наполненный, технологически выстроенный, результативно диагностируемый процесс взаимодействия педагога с детьми. Процесс социализации способствует освоению дошкольниками социокультурных ценностей, их интериоризации в разных видах деятельности и куль туротворчеству, который выступает одним из гарантов своевременного (соответствующим возрастным особенностям) и качественного (соответствующего нормативным требованиям) социально-коммуникативного развития.

    Цель социального воспитания детей дошкольного возраста – формирование базиса социальной культуры, проявляющейся в совокупности отношений:

    гуманного – к людям;

    бережного – к достижениям культуры, как результатам труда человека;

    уважительного – к истории семьи, детского сада, страны;

    толерантного – ко всему иному в человеке: возрасту, полу, национальности, физическим возможностям и др.

    Реализация обозначенной цели возможна при условии правильного выбора содержания взаимодействия педагога с детьми, отражающего разные виды социальной культуры, доступные восприятию и усвоению в разные возрастные периоды:

    в младенческом и раннем – народная, нравственно-этическая и семейно-бытовая культура;

    в младшем дошкольном возрасте содержание социального воспитания обогащается ценностями гендерной и национальной культуры;

    в старшем дошкольном возрасте – ценностями правовой, этнической и конфессиональной культуры.

    В качестве целевых ориентиров социально-коммуникативного развития в ФГОС ДО представлены:

    самостоятельность, целенаправленность и саморегуляция действий как интегративные личностные качества, раскрывающие возможность ребенка без участия взрослого выбирать вид деятельности, способы взаимодействия с другими людьми, пути решения прикладных и творческих задач, определять цели деятельности и выбирать действия по ее осуществлению в соответствии с заранее определяемым результатом; регулировать свое поведение в соответствии с нормами социальной культуры;

    «эмоциональный интеллект» как способность распознавать, осознавать, принимать и регулировать эмоциональные состояния и чувства других людей и самого себя;

    «социальный интеллект» как способность, проявляющаяся в умении использовать знания основ социальной культуры в объяснении и аргументации социального взаимодействия, в понимании мыслей, чувств, намерений других людей в ситуациях межличностного диалога, в прогнозировании последствий общения;

    «эмоциональная отзывчивость» (эматия), проявляющаяся в сопереживании, сочувствии, сострадании, «сорадости», содействии сверстникам, литературным персонажам, взрослым людям в ситуациях социальной коммуникации.

    Основные пути социально-коммуникативного развития – социализация как процесс приобщения к социальной культуре, социальной адаптации индивида в обществе, индивидуализация как процесс обособления, становления универсальных социальных способностей, характеризующих степень социальной самости индивида, и культуротворчество.

    Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста обеспечивает безболезненное вхождение ребенка в мир социальных отношений, его саморегуляцию в соответствии с социальными ценностями, общение, построенное на принципах равенства субъектов и диалога культур.

    Галигузова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста: Учеб. пособие для студентов вузов / Л.Н. Галигузова. – М., 2007.

    Гоголева Г.С. Социально-коммуникативное развитие и социальное воспитание дошкольников в рамках ФГОС ДО. – Сборник тезисов региональных педагогических чтений/ГАОУ ДПО ИРОСТ/– Курган, 2015.

    Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Ф. Голованова. – СПб., 2004.

    Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013.

    Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – М.; Изд.центр «Академия», 2006.

    Коломийченко Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социально- коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников / Л.В. Коло мийченко. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 160 с.

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155.

    Источники:

    http://detstvogid.ru/fgos-do-sotsialno-kommunikativnoe-ra/.html
    http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/doshkolnoe-obrazovanie/metodicheskie-rekomendatsii/metodicheskie-ob-edineniya/sotsializatsiya.html
    http://infourok.ru/socialnokommunikativnoe-razvitie-doshkolnikov-v-ramkah-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-doshkolnogo-obrazo-1963398.html

  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector