0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Молодой весельчак, заместитель главного божества и последний алангасар: чем интересны Деды Морозы разных народов России. Тол бабай Удмуртский тол бабай

​Тол бабай, перепэч и табани

Вот и мы решили начать с малого, с соседних регионов страны. Хорошо ли мы знаем наших соседей, рядом с нами Марий Эль, Чувашия, Удмуртия, Башкортостан и т. д.
Окунуться в народный этнос решили с Удмуртии и продолжили Пермским краем.

Удмуртам, говоря современным молодежным сленгом РЕСПЕКТ и УВАЖУХА. Более привлекательного путешествия по Удмуртии даже представить нельзя. Склоняю голову перед авторами проектов «Лудорвай» и «Тол бабай».

Начну с экскурсовода. Ирина – не только экскурсовод, человек хорошо знающий тему, как оказалось позже, Ирина компетентна во всем, то как, она рассказывала о легендах и мифах финно-угорских народов, можно писать учебник для специалистов. Ни одной запинки, ни разу не повторялась, никаких пауз во время рассказов, и затяжных «ээээээээ», «нуууууу» и т. д.
Действительно, удмурты сегодня преподносят свой этнос в таком ракурсе, что начинаешь гордиться тем, что они твои соседи и дальние «родственники».

Представители финно-угорских народов верили в существование бессмертной души человека, а также в то, что жители загробного мира могут влиять на жизнь живых людей и в исключительных случаях помогать своим потомкам.
Культы богов и духов, связанных с природой и землей широко распространены у народов финно-угорской группы, множество традиций и обрядов предназначены для задабривания духов природы.

Такого единения с природой, к сожалению, у нас уже нет, после принятия ислама, мы потеряли связь с матушкой землей; прородой и ее явлениями. В любой религии это искореняется. Удмурты сохранили свою первозданность, они открыто говорят, что вышли из леса.

Когда-то и тенгрианство было основой наших предков, которые жили в гармонии с природой, и считали, что человек должен жить в родовом сообществе, иначе оно исчезнет, что в принципе, и произошло.Тенгрианство, как религия, уже как онтология, появилась приблизительно в IV веке до нашей эры. Надо понимать, что в то время люди жили в очень тесной связи с природой.

Если все другие религии, а точнее верования (ведь в то время не было таких религий, как христианство или ислам) были основаны на страхе перед Богами, вечным преклонениям и мольбам о пощаде, то тенгрианство – совсем наоборот. Поэтому тенгрианство прежде всего выглядит как религия благодарности.

В деревне Старые Быги Шарканского района Удмуртии расположилась резиденция удмуртского Деда Мороза – Тол бабая. Кстати хочу отметить важную деталь: резиденция работает круглый год.

Легенда о Тол Бабае
В давние времена, когда еще на свете не было людей, в окресностях Кар-горы (кар с удмуртского снег, как и с татарского) жили алангасары – большие великаны, не отличающиеся большим умом. Потом появились люди. Алангасары? опасаясь их разума, прятались в яме на самой вершине Кар горы. И только самый маленький алангасар перед тем, как прыгнуть в яму, оглянулся, чтобы в последний раз окинуть взглядом родные места. В это мгновение яма исчезла. Так маленький алангасар остался один. Пока он бродил по свету, набрался разума, выучил язык птиц и животных, узнал целебные свойства растений. И чтобы бродить по непроходимым чащам и болотам, алангасарe требовался посох. Посох себе Тол бабай нашел в лесу. Неутомимый удмуртский старец, много лет ходил по долам и лесам, охраняя жизнь природы. Потому и посох его потерся и погнулся, но с годами стал волшебным.

Однажды зимой алангасар повстречал детей. Они не испугались его, напротив, стали с ним играть. В знак благодарности алангасар решил сделать детям подарки. С помощью своих друзей – белок – набрал шишек с высоких деревьев. Ударил посохом о землю, и на поляне растаял снег и появились цветы. Ребятня обрадовалась, и алангасара прозвали Тол бабаем (с удмуртского и татарского – одинокий дедушка). С тех самых пор их дружба продолжается, а Тол бабай каждую зиму старается порадовать детей подарками. Дальние родственники и помощники Тол бабая – лесные и водяные духи. Обыда (лесная кикимора), Нюлесмурт (Леший), Вумурт (водяной). На плече Тол бабай носит традиционный пестер – берестяной короб.

Дом сказочного героя необычный. Он выстроен в форме солярного знака. Каждое помещение представляет определенное время года. Например, зайдя в лето, ты попадаешь в удивительный сказочный мир. С потолка свисают огромные светящиеся цветы, а жители этой вселенной «стретокиты» – насекомые в человеческий рост. Дети, которые были в нашей экскурсионной группе, были в полном восторге от увиденного.

Конечно, главным временем года здесь является зима. Все-таки Тол Бабай любит холод. На небольшом возвышении расположился его трон, а рядом елка, украшенная игрушками. Тут она стоит круглый год. Как в детстве все начинают звать удмуртского Деда Мороза – Тол бабая, и вот он перед нами. Хоть дедушка и старенький, а поиграть и пошалить не прочь. Загадки, конкурсы, шутки, прибаутки, и это 1 августа, на улице +35, а Тол бабай при полном параде с густой бородой.

В старых Быгах нас встретили песнями и плясками, угощали удмуртской национальной кухней: табани (большие оладьи), варсь (ржаное сусло), перепечи (татарские перемячи, только с капустой, больше похожие на кузикмэк). Об угощениях удмуртов можно говорить много и почему-то их блюда весьма схожи с нашими. Гости, побывавшие в удмуртской деревне Быги, остаются в полном восхищении не только от дегустации, но и душевного гостеприимства. Быги — одна из старинных деревень Удмуртии, жители которой испокон веку бережно хранят культуру удмуртского народа.

Читать еще:  Какие шампуни применять для частого использования. Интенсивный питательный шампунь Top Care Repair Hydra Hair, Lisap. Шампунь Curex Classic от Estel

В Быгах нас познакомили с обрядами «Куно пумитан» (Встреча гостей) сопровождающие песнями и плясками, приняли участие в проведении обряда «Мукет ним сетон» (Наречение нового имени с вручением свидетельства), теперь у меня есть еще одно имя, которое будет хранить меня от нечистой силы. Наречение нового имени, как ни странно, но у многих народов есть такое поверье: настоящее имя человека скрывается, чтобы не сглазить и дают ему другое имя, эдакое дежурное. Якобы уберечь человека от сглаза, от смерти.

Удмуртское язычество во многом сходно с верованиями других уральских народов, для которых характерна борьба доброго и злого начала. Верховное божество удмуртов носило название Инмар. Его соперником был злой дух – Шайтан.

Удмуртские космогонические представления считали главной стихией – воду. «Раньше всего во всем свете кругом была вода», – повествует одна из легенд. «Дул ветер, собирая землю в одну груду, лил дождь, изрывая водой собранную ветром землю. Так вот и произошли горы и долы», – говорится в другой легенде. Массовое обращение удмуртов в христианство произошло лишь в конце XVIII века. Крещение большей частью проводилось насильственно. Все внешние признаки язычества были буквально выжжены каленым железом. В результате, изображения языческих богов бесследно пропали. Что, однако, не мешает значительной части народа упорно держаться язычества.
Большое место в фольклоре удмуртов занимают былины, предания, сказки.

Лудорвай — музей под открытым небом создавался с целью сохранения памятников народной архитектуры. Музей ведет активную исследовательскую, реставрационную, экспозиционную, просветительскую работу, способствует сохранению и трансляции традиционной народной культуры. При музее работает фольклорный коллектив, к услугам посетителей предлагаются обзорная, тематические и интерактивные экскурсии, знакомство с удмуртскими национальными играми, и национальной кухней. Работает сувенирная лавка.

В течение года «Лудорвай» проводит различные мероприятия, календарные праздники (Масленица, Петров день, Медовый спас, Новогодние колядки и др.), знакомящие жителей и гостей Удмуртии с традициями и обычаями народов, населяющих край.

Пермский край удивил масштабами и природой, хотя справедливости ради нужно сказать, что экскурсия по Перми разочаровала. Вот тут большую роль играет человеческий фактор. Экскурсовод Елена – это пример того, каким не должен быть работник данной сферы деятельности. Весь результат познаний о Перми у нас свелся к тому, что нам показали арт-объекты, выполненные из мусора, и у нас сложилось твердое впечатление, что Пермь сильно захламлен. И рассказали о зоопарке, построенном на территории монастыря, на месте кладбища, вот, пожалуй, и все. А, да, чуть не забыла, Пермь растянут по берегу Камы на 70 с лишним километров, вот теперь все.

Совет, езжайте к удмуртам, вас хорошо встретят, накормят и напоят похожими на наши блюда шедеврами кулинарии.
А после вы еще долго будете помнить о свободе, о духе леса, о предках, о прекрасной красоте девушки, которая не польстилась на богатство.

Молодой весельчак, заместитель главного божества и последний алангасар: чем интересны Деды Морозы разных народов России

Молодой весельчак, заместитель главного божества и последний алангасар: чем интересны Деды Морозы разных народов России? 18 ноября, в день рождения Деда Мороза, ИА «Удмуртия» представляет подборку «коллег» главного новогоднего персонажа.


Известный многим российский Дед Мороз живет в Великом Устюге. Его прообразом считают героя русских сказок Морозко (Мороз, Красный нос), который был хозяином холода и мужем злючки Зимы. Его описывали как маленького старца с длиннющей белой бородой, а по характеру он был скорее суровым, чем добрым. Привычный нам современный образ Деда Мороза сложился только к началу прошлого столетия, его ассоциировали с Рождеством. После революции Дед Мороз и Рождество стали пережитками прошлого, а в 1930 годы Деда Мороза снова «легализовали», но без Рождества. С тех пор в сознании жителей СССР, а потом и России, этот персонаж связан с Новым годом.

В гостях у Тол Бабая

Тол Бабай — удмуртский Дед Мороз («зимний дед»), живет в своей резиденции в селе Шаркан. Это потомок удмуртских великанов — алангасаров. Когда на Земле появился человек, алангасары поняли, что им пора покидать родные места, и отправились далеко на север. Но один из них уходить не захотел, уж очень он любил природу родных краев. Она в ответ поведала ему тайны животного мира, передала знания о свойствах растений. Живя среди людей долгие годы, последний алангасар стал походить на человека. Он любил наблюдать за тем, как дети зимой катаются с горок. Однажды ребята его заметили, но не испугались, а позвали играть в снежки. Потом с увлечением слушали его необычно-волшебные рассказы. Нового друга дети назвали Тол Бабай.

10 декабря он будет принимать у себя своих коллег — других Дедов Морозов, в том числе российского.

Карельский морозец Паккайне вовсе не дед, а бойкий молодой человек, франт и весельчак. Он ежегодно собирает у себя других дедом морозов со всей России, проводит среди детей турниры по бадминтону, организует ярмарку… Словом, Паккайне — очень деятельный персонаж.

Читать еще:  Почему опухают ноги в ступнях у беременных. Препараты от отеков при беременности: список, особенности применения, советы и рекомендации

Легенда о появлении Паккайне гласит, что в начале зимы торговый обоз возвращался с ярмарки в Олонец. Мороз крепчал, а в это время жене одного из купцов приспичило рожать. Родился здоровый крепкий мальчик, который вполне благополучно перенёс путешествие до дома и заплакал только тогда, когда его внесли в избу. В память о необычном рождении родители назвали его Паккайне, что в переводе с карельского значит «Морозец».

Кыш Бабай — аналог Деда Мороза у татар, однако этот персонаж не так прост, как кажется. По легенде, Кыш тенгресе, или Кыш Бабай — это один из «заместителей» верховного божества древних тюрков Тенгре, которому было поручено управлять зимой. В частности, он отвечал за веселое празднование Нового года, которое тогда проходило в самую длинную ночь в году — 22 декабря. Кстати, у Кыш Бабая не внучка, а дочка — Кар Кызы. Живут они в своей резиденции в селе Яна Кырлай Арского района Татарстана.

«Ямальский Дед Мороз Ямал Ири появился на свет вместе с рождением ямальской тундры и Полярного Урала. Наделен он волшебной силою, переданной ему добрыми духами Севера», — говорится на официальном сайте Ямал Ири — правителя Лукоморья.

Он живет в поселке Горнокнязевск и любит принимать гостей, которые завороженно слушают легенды и предания северного края. У Ямал Ири есть сказочные атрибуты — посох, который исполняет желания, если к нему прикоснуться, и бубен, который символизирует его связь с коренными народами Ямала, а еще — служит проводником в другой мир, полный волшебства, силы и энергии.

Эхээ Дьыл, или Чыссхаана

Эхээ Дьыл (Чысхаана) переводится с якутского как «мороз с ветрами». У якутского Деда Мороза полноценная семья, где у каждого свое занятие. Жена ответственна за зиму, дочери — за весну, лето и осень, при этом сам Эхээ Дьыл — фигура скорее церемониальная, как, например, президент Германии или английская королева.

Доставлять подарки зимнему волшебнику помогает его Бык. Именно от его рогов зависит погода в Якутии. В ноябре они заостряются — приходит мороз, в феврале выпадают — мороз уходит.

Большому семейству и верному Быку пока негде жить. Резиденцию для Эхээ Дьыл пока не построили (возможно, для его будущего дома пока добывают алмазы).

Чем Тол Бабай из Удмуртии отличается от Дедов Морозов из Татарстана или Карелии

Большинство россиян считают Новый год самым главным праздником. Хранителем и символом волшебства считается Дед Мороз . Главный дедушка живет в Великом Устюге . Но он в России не один. Чуть ли не в каждой республике страны есть свой зимний кудесник, который отличается колоритным костюмом и местом проживания.

Тол Бабай, Удмуртия

По легенде, Тол Бабай – единственный оставшийся в живых из алангасаров, которые жили до появления людей. Он долго бродил по свету, выучил язык птиц и зверей, узнал целебные свойства растений. Однажды зимой алангасар повстречал детей. Они не испугались его, стали с ним играть. В знак благодарности алангасар решил сделать детям небольшие подарки. Ребятишки обрадовались и прозвали его Тол Бабаем.

Удмуртский Дед Мороз носит фиолетовую шубу. В руках у него – согнутый посох, а на плече — традиционный удмуртский берестяной короб – пестерь. У Тол Бабая есть помошница — Лымы Ныл (снежная девочка).

Кыш Бабай, Татарстан и Башкирия

Кыш Бабая назначил ответственным за встречу Нового года бог Тангра. У него есть дочка – Кар Кызы .

Кыш Бабай ходит в зеленом костюме, расшитом золотом, у него золотой пояс и сапоги из мягкой овечьей кожи. На праздники он берет с собой большой расписной мешок с подарками. В обычные дни носит мешочек с сюрпризами поменьше.

Живет Кыш Бабай в 60 километрах от Казани в селе Яна Кырлай в еловом лесу на берегу реки Ия.

Сагаан Убугун (Белый Старец), Бурятия

Белый Старец – Сагаан Убгэн считается сказочным символом зимы и занимает одно из самых главных и почетных мест в пантеоне бурятского буддизма. По легенде, Сагаан Убгэн — добуддийское божество. С его появлением связано много мифов. В некоторых источниках говорится о том, что он родился уже стариком. Мать его, будучи беременной, наказали бурханы (высшие боги), которым она не дала напиться воды.

Подруга Сагаан Убгэн — эвенкийская матушка Зима Тугэни Энёкэн.

Старец ходит в белой одежде, на шее бусы-четки, которые привлекают добро и благоденствие в семью. В руках у него посох с головой дракона.

Паккайне, Карелия

В отличие от большинства своих коллег Паккайне молодой персонаж. Несколько лет назад его назвали младшим братцем Деда Мороза. По легенде, карельского Деда Мороза назвали так потому, что он родился в начале зимы (в переводе с карельского Паккайне – «Морозец»). У него есть подруга Луминайне.

У Паккайне три наряда. Праздничные: красная шуба и красная накидка и повседневный – синий кафтан. На голове — красная шапка, чем-то напоминающая тюбетейку. На поясе он носит небольшой мешочек, где хранит различные сувениры.

Читать еще:  Как определяется день весеннего равноденствия. День осеннего равноденствия: обычаи и секреты. Весеннее равноденствие в Индии

— Я не совсем Дед Мороз. Я — купеческий сын. У меня нет бороды, посоха, и я не дарю подарки, — говорит Паккайне.

Его резиденция находится в небольшом городке Олонец .

Йушто Кугыза (холодный дедушка), Марий Эл

У Йушто Кугызы есть внучка Лумудыр. Он носит теплый длинный зипун, меховую шапку с белым верхом, подпоясан красным кушаком. На руках — рукавицы с национальным орнаментом. Он ходит с белым посохом, а подарки носит в большом красном мешке.

Кстати, у марийцев есть еще один персонаж, претендующий на сходство с Дедом Морозом – это Дед Василий, или Васли Кува -Кугыза. Он и его старуха Шорыкйол Кува-Кугыза — главные персонажи праздника Шорыкйол — «Овечья нога» (название пошло от традиции дергать овец за ноги, чтобы в новом году они хорошо размножались). Шорыкйол празднуют в одно время с Рождеством.

Эхээ Дьыл (Чысхаана), Якутия

Образ Эхээ Дьыл (в переводе «мороз с ветром») неразделим с мифологическим огромным быком с рогами, остужающими воздух. В ноябре он выходит из Ледовитого океана и отращивает рога. Чем длиннее рог – тем крепче мороз. Но с середины января рога начинают таять, а к марту и сам бык гибнет под лучами солнца. У него есть внучка Харчаана.

Эхээ Дьыл носит синий кафтан, расшитый дорогими стразами, стеклярусом и бисером. На голове — шапка с длинными рогами. В руках — большой белый посох.

Он живет в самом холодном из обитаемых мест планеты – Оймяконе.

Ямал Ири, Ямало-Ненецкий автономный округ

Друзья Ямала Ири – хаски. Он носит малицу (шубу из оленьих шкур) и кисы (меховые сапоги). Подпоясан кушаком, украшенным костью мамонта, а седые волосы заплетены в косичку. Ямал Ири передвигается на оленьей упряжке. Вместо посоха под Новый год он достает свой волшебный бубен и бьет в него, рассыпая счастье по всему миру.

А КТО ЕЩЕ

Алтайский Дед Мороз — Соок- Таадак

Кабардино -балкарский Дед Мороз — Уэс- Дадэ

Калмыкский Дед Мороз — аав Киитн (дед Холод)

Мордовский Дед Мороз — Нишке, Мороз Атя

Чувашский Дед Мороз — Хĕл Мучи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Усадьба Тол Бабая на Новый год превратится в древний сказочный лес

До Нового года осталось чуть больше месяца. В Шаркане, в резиденции удмуртского Деда Мороза, уже вовсю готовятся к праздникам. В этом году Тол Бабай готовит для своих гостей много сюрпризов (подробности).

Тол Бабай из Удмуртии встретился с Леонидом Якубовичем на шоу «Поле чудес»

В прошедшую пятницу, 30 декабря, в эфире Первого канала показали специальный выпуск передачи «Поле чудес», в которой принял участие Тол Бабай. Удмуртский Дед Мороз играл в третей тройке игроков вместе с марийским Йӱштӧ Кугыза и Паккайне из Карелии . Вопрос, на который предстояло ответить волшебникам, звучал так: что, согласно русскому обычаю, должно лежать во втором валенке из хранящейся в доме пары , когда в первом лежит монетка (продолжение).

Читайте также

За что уволили губернатора Чувашии — за простодушие или «хамское отношение к людям»

Две недели назад президент с обидной формулировкой «за утрату доверия» отстранил от должности главу Чувашской Республики Михаила Игнатьева, заставившего подпрыгивать пожарного за ключами от новой машины. [Часть 2]

«Школьный стрелок», убивший учителя и полицейского, уже гуляет на свободе

Сергея Гордеева признали невменяемым и отправили на принудительное лечение, но недавно очевидцы видели его в Отрадном

Как справиться с одиночеством в День всех влюбленных

Психологи рассказали, как избежать недоверие к окружающим и снижения самооценки

Росгвардия отметит парадом 100-летие фронтовика, кавалера высших наград СССР и США

Герой Советского Союза прошел всю войну, получил «Серебряную Звезду» от американского президента, и принял участие в Параде Победы 1945-го года [видео]

Почему Владимир Путин обошел по узнаваемости Дональда Трампа?

Тина Канделаки делится своими наблюдениями после изучения политических исследований

За что уволили губернатора Чувашии — за простодушие или «хамское отношение к людям»

В истории Михаила Игнатьева, заставившего пожарного прыгать за ключами от машины, разбирался обозреватель «КП» Владимир Ворсобин [Часть 1]

Грустный день рождения с разделением по материальному признаку

Или почему я больше не пойду в развлекательный центр на пейнтбол

В приоритете – благополучие и качество жизни северян

Глава Архангельской области Игорь Орлов отчитался о работе регионального правительства

Сибирский фермер строит агрогородок по белорусским технологиям

Это сделало его одним из самых успешных аграриев Иркутской области

ВДНХ и Ботанический сад создадут общую навигацию и экскурсии

Это будет сделано в рамках развития территорий как единого комплекса

УФАС Петербурга завело дело на оптовых поставщиков медицинских масок из-за роста цен в связи с коронавирусом

Спрос на повязки сильно вырос в связи с появлением нового вируса из Китая [фото]

Тайна пропавшей девочки. Следователи рассказали, как уже десять лет ищут в Перми Катю Четину

Версий много: утонула, похитили, убили, вывезли за границу. Разбираем самые вероятные. Эксклюзив «КП». [аудио]

Возрастная категория сайта 18+

Источники:

http://syuyumbike.ru/yashaesh/puteshestviya?id=2653
http://udmurt.media/articles/kultura-i-turizm/12696/
http://www.izh.kp.ru/daily/26469/3339487/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector