0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обучение и воспитание – что общего и особенного в данных процессах? Образование и воспитание: основы образования и воспитания, влияние на личность

Воспитание, обучение, образование,

Среди понятий науки выделяют основные (базовые) категории. Категории пронизывают все научное знание и связывают его в целостную систему. Базовыми категориями педагогики большинство исследователей называют: воспитание, образование, развитие, обучение, самовоспитание, самообразование, саморазвитие, воспитательные отношения.

Значение этих категорий в теоретической и практической педагогике трудно переоценить. Они:

а) цементируют все педагогическое знание;

б) признаны и используются как теоретиками, так и практиками во всем мире;

в) складывались веками, постепенно вигострюючись, входили в сознание и опыт специалистов разных уровней квалификации.

Знание этих категорий позволяет глубже понять педагогику как науку, хотя по степени абстрагирования и обобщения педагогика уверенно занимает место рядом с философией.

Среди основных педагогических категорий значительную роль играет понятие «воспитание», которое органически соединяются с процессами обучения, образования и развития. Воспитание — понятие наиболее общее и универсальное. Оно, как процесс, направляется на выработку определенных норм поведения человека.

Воспитание — это процесс целенаправленного управления формированием и развитием личности в соответствии с требованиями общества. Целеустремленность воспитания определяется поставленной целью воспитания.

Общей целью воспитания является формирование социально активной, гуманистически направленной личности, в своей жизнедеятельности руководствуется общечеловеческими (честь, совесть, человеческое достоинство, справедливость) и культурно-национальными (трудолюбие, свободолюбие и т.д.) ценностями.

Существует многообразная определений процесса воспитания. Это связано с тем, что воспитание — такое широкое и общее понятие, что без специальных уточнений невозможно понять, о котором воспитания именно идет речь.

Во-первых, различают воспитание в широком и узком смысле слова. В широком социальном — это целостный процесс передачи приобретенного опыта от старшего поколения младшему. Под опытом понимают известные человечеству знания, умения, средства мышления, межличностные и общественные отношения, — все, что было создано в процессе развития человечества.

В узком смысле воспитание рассматривается как процесс, протекающий в определенном учебно-воспитательном учреждении или в семье.

Воспитание в узком смысле трактуется с таких существенных позиций:

— Как деятельность (К.Д. Ушинский) — целенаправленная, разнообразна;

— Как процесс (Ю.К. Бабанський), что ведет к определенным изменениям;

— Как влияние, действие (Н.В. Кузьмина и др.)., Что вызывает внутренний отклик субъекту воспитания;

— Как целенаправленное взаимодействие (Ш. Амонашвили и др.)., Что воспроизводит процессы действия различных объектов друг на друга (педагогика сотрудничества именно так понимает воспитания);

— Как руководство развитием личности (В.В. Билорусова)

— Как процесс управления, под которым понимают взаимодействие субъектов педагогических отношений на основе единства разнообразных воздействий, целостного подхода и равных прав участников этого процесса (Р.И. Хмелюк и др..).

Итак, воспитание это:

а) процесс, ведущий к определенным изменениям;

б) целенаправленное управление и руководство развитием личности;

в) взаимодействие всех субъектов и объектов педагогического процесса;

г) развивающая деятельность.

Обучение — процесс целенаправленного управления познавательной деятельностью людей, в ходе которого осваиваются знания, умения, навыки, развиваются познавательные силы и творческие возможности, формируется мировоззрение.

Обучение — это технология образования, обучение отражает процессуальный сторону образования, в рамках которой взаимодействуют учитель и ученик. Теория обучения называется дидактикой.

Образование — это процесс и результат усвоения человеком знаний, умений, навыков и связанных с ними практических и познавательных средств деятельности. Образование способствует формированию мировоззрения, означает приобретение определенной суммы знаний из разных областей науки. Традиционно образование понимается как составная часть воспитания.

Все эти категории (воспитание, обучение, образование) между собой взаимосвязаны, взаимообусловлены и взаимосвязаны, но не тождественны, то есть находятся в диалектической взаимосвязи. Эти взгляды можно проиллюстрировать с помощью так называемой «педагогической матрешки», идея которой принадлежит российской исследовательницы В.С. Безруковий. Категории «воспитание», «образование», «обучение» соотносятся по принципу «матрешки»: маленькая матрешка — это обучение, средняя — образование, большая — воспитание. Представить их отдельно и описать возможно, но невозможно понять сущность одной, не рассмотрев других.

Проиллюстрировать названную зависимость можно с помощью логической схемы соотношения педагогических понятий.

За основу берем традиционный подход к определению содержания и объема определенных понятий, а именно:

— «воспитание», в широком его понимании, является наиболее общим понятием, охватывает все сферы процесса формирования личности;

— «образование» — относится к воспитанию как часть к целому; однако эта категория не является достаточно конкретным, чтобы пользоваться им в повседневной деятельности;

— «обучение» является ядром образования, главным путем ее приобретения.

109.201.143.34 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Важнейшей задачей школы, а также учебных заведений более высокого уровня и статуса является не столько обучение, сколько формирование творческой, деятельной личности, способной к самосовершенствованию и самореализации. Такая личность формируется в ходе обучения и воспитания.

Если вести речь о двуедином процессе социализации личности — образовании и воспитании, — то наибольшее значение всегда имело и имеет именно образование. Для того чтобы воспитывать, надо сначала знать, как это делается и что нужно делать. Будучи продуктом духовного развития человеческого сообщества, знание является основой воспитательного процесса. Однако нельзя приуменьшать и роли воспитания. Другое дело, что в советский период нашей отечественной истории именно воспитание гипертрофировалось, возводилось и ставилось выше образования, а то и противопоставлялось ему.

То, что образование — первое и непременное условие социализации личности, бесспорно. Однако ни с окончанием юности, ни с

приобретением образования процесс социализации не завершается. Дальнейшая профессиональная, трудовая жизнь человека в большей и/1и меньшей степени связана с образованием, повышением квалификации. В более зрелом возрасте «личность, — пишет Г. А. Андреева, — не только удваивает социальный опыт, но и воспроизводит его» [1, 345].

В упрощенном виде социализация является процессом усвоения индивидом определенного социального опыта, постепенного включения его в систему общественных и межличностных отношений, самостоятельного воспроизводства индивидом этих отношений.

Нельзя путать или отождествлять понятия «воспитание» и «социализация». Воспитание предполагает воздействие на молодого гражданина других людей, учителей, воспитателей, среды, социальных институтов образования, культуры и т. п. Социализация же является процессом избирательного усвоения неких ценностей, идентификации личности с ними, выработки социальных целей жизни, деятельности, поступков.

Особенность воспитания состоит прежде всего в том, что оно может осуществляться лишь при наличии определенных идеалов.

В самом широком смысле воспитание — это процесс постоянного развития способностей личности как индивидуума и члена общества.

Существует более широкое определение: «Воспитание — это процесс, длящийся всю жизнь, который благоприятствует постоянному развитию способностей человека и как личности, и как члена общества».

Основная цель воспитания — создание условий для полного развития и самореализации автономной, отзывчивой, ответственной и обязательной в своих действиях и поступках личности.

Процесс воспитания обеспечивается в результате взаимодействия трех основных направлений:

Читать еще:  Сын жалуется, что его бьют в садике. Почему малыши бьют родителей, и как быстро и эффективно это пресечь Кто и как будет обсуждать ситуацию с ребенком

• неформального (семья, группы сверстников, различные источники и средства информации);

• внеформального (молодежные объединения и организации, Движения, молодежные клубы, центры и т. п.).

Кратко опишем особенности этих направлений.

Формальное, или академическое воспитание — это определенным образом структурированная иерархически, выстроенная во

времени воспитательная система от дошкольного учреждения до университета или академии. Решающее значение в этом направлении имеет школа, закладывающая основы ценностных, духовных ориентации, формирующая интересы и потребности.

Школа, с одной стороны, рассматривается социологами и педагогами как единственно сущностная часть воспитания вообще, а с другой, именно это направление воспитания ныне подвержено серьезнейшим деформациям. Ряд ученых в Украине и России справедливо отмечают, что трудности функционирования системы воспитания в современной школе обусловлены, в частности, ее политизированностью. Это не просто некие колебания в угоду изменениям социально-политической обстановки. Это и колебания, сиюминутные требования, претензии политических сил, движений и даже отдельных политиков.

Неформальное воспитание — сложный и динамичный процесс, в ходе которого человек как индивидуум на протяжении всей своей жизни приобретает все новые и новые навыки поведения, ценности и знания. Источником такого воспитания является повседневная жизнь — общение с другими людьми в семье, со сверстниками, окружением. Нетрудно догадаться, что неформальное воспитание осуществляется не только в молодости, но и в зрелом возрасте.

Неформальное воспитание также претерпело на сегодняшний день существенные изменения. Намного уменьшилось влияние семьи на подростка, так как многим родителям, пытающимся кое-как свести концы с концами в своей семье, нет возможности заниматься воспитанием детей.

Внефориальное воспитание трактуется как организованная воспитательная деятельность вне установленной формальной системы (школы, вуза и т. д.), которая направлена на обслуживание идентифицируемого объекта воспитания с идентифицируемыми вспомогательными целями.

Несмотря на призывы (особенно за рубежом) признать универсальную значимость внеформального воспитания как наиболее эффективного для социализации молодежи и подготовки ее к жизни, оно часто недооценивается.

Играя особую роль, каждый из этих трех типов воспитания дополняет другие, а для достижения необходимых результатов нужны все три.

Зарубежные философы, специалисты в области социализации воспитания молодежи по-разному трактуют основы воспитания, т. е. что

должен усвоить и чему должен научиться молодой человек, прежде чем достигнет зрелости. Наиболее интересным и точным, на наш взгляд, является вычленение следующих четырех основ воспитания.

Учиться знать — это значит накапливать побольше знаний, сочетая при этом широкую общую культуру с возможностями углубленной работы в ограниченном числе дисциплин. Не зря говорят, что высокообразованный человек не только знает много, но знает много в очень узком направлении или относительно отдельного явления, предмета. Учиться надо так, чтобы умело пользоваться возможностями, которые предоставляет воспитание в течение всей жизни.

Учиться делать. Необходимо приобрести не только профессиональные навыки, но и широкий диапазон так называемых жизненных навыков. Существенное значение здесь имеют навыки, позволяющие успешно общаться с другими людьми, в группе людей.

Учиться жить вместе. Воспитанный человек умеет понять других людей. Он ощущает и осознает, что живет в условиях взаимозависимости людей, когда возможны несогласия и конфликты, которые надо уметь регулировать. Он умеет уважать мнение других, стремится к взаимопониманию, миру, справедливости.

Учиться быть личностью. Это самая сложная наука, ибо она связана с совершенствованием собственного характера, со способностью действовать автономно, проявляя самостоятельность суждений и высокую личную ответственность за свои действия и поступки. Воспитательное воздействие на молодого человека осуществляют родные, друзья, сверстники, средства информации и т. п. Но решающее значение, пожалуй, имеют выдающиеся предшественники твоего и других народов, учителя и преподаватели, помогающие овладеть знаниями, избранной профессией.

Образование, наука, культура, выражая национальное самосознание украинского народа, базируются на глубоком философском наследии, которое оставили нам наши великие соотечественники Юрий Дрогобыч, Иван Вишенский, Петр Могила, Григорий Сковорода, Феофан Прокопович, Николай Костомаров, Панфил Юркевич, Иван Франко, Тарас Шевченко, Михаил Грушевский и многие другие.

Жизнь, профессиональная деятельность этих велики граждан нашего Отечества являются яркими примерами для подражания, формирования новых и новых поколений украинской нации, нашей национальной элиты.

И в школе, и в техникуме, училище, вузе всегда ценился преподаватель-личность, т. е. специалист, не только досконально знающий свой предмет, но воздействующий на ученика силой своих чувств, обладающий такими ценными качествами, как патриотизм, гражданственность, чувство долга, порядочность, способность к сопереживанию, человеколюбие. Прежде чем полюбить тот или иной предмет, ученик, студент любит, боготворит или просто глубоко уважает учителя, преподавателя, уважает личность. Можно не разделять взгляды своего ученика, но крайне необходимо, уважительно относясь к нему, позволяя выражать собственное мнение, не оставлять его наедине с самим собой и своими взглядами. Хороший учитель, преподаватель в равной степени обязан стать и хорошим воспитателем. В противном случае он будет обеспечивать всего лишь односторонний процесс передачи знаний и не больше.

Данные, полученные Украинским институтом социальных исследований, подтверждают гипотезу о том, что образовательный уровень молодежи существенным образом влияет на уровень ее культурных интересов. Так, на вопрос: «Какое значение в жизни человека имеет, на ваш взгляд, чтение литературы?» процент тех, кто ответил «очень большое» и «достаточно большое», постоянно увеличивается в соответствии с возрастанием образовательного уровня молодых респондентов (от 65% юношей и девушек с незаконченным средним образованием до 78% с высшим). Такая же зависимость просматривается и в распределении ответов на вопрос относительно важности посещения театров, концертов, выставок (соответственно 43 и 56%).

Естественно, что имеет место и противоположная зависимость между образованием и признанием важности менее интеллектуальных проявлений культурной деятельности. Так, посещение танцев отметили как важное для себя 67% молодых респондентов с незаконченным средним образованием и только 44% — с высшим. В целом молодежь, имеющая высшее образование, вдвое активнее посещает учреждения культуры, нежели те, кто имеет, скажем, среднее специальное (соответственно 16 и 9%) [3].

Высшей ступенью развития личности является самовоспитание, самосовершенствование. Если воспитание с точки зрения социологии молодежи является своеобразной, особенной формой социализации личности и предстает как осознанная функция, посредством которой молодой гражданин целенаправленно входит в мир общественных отношений, то самосовершенствование — процесс

волевой деятельности самого человека. Посредством самовоспитания человек не просто становится более развитым, совершенным, но все больше снимает с себя ограничения, накладываемые существующим уровнем общественного развития, моралью данного социума.

Любой человек имеет определенный уровень образования, который можно назвать еще образованностью. Образованность не есть некий объем знаний человека вообще. Это переработанные знания, введенные личностью в свой внутренний мир, позволяющие ей свободно существовать в мире духовной культуры, понимать прекрасное в искусстве, литературе, любой области знаний, которой она овладела и в которой продолжает совершенствоваться.

Приобретение образования, профессии далеко не одинаково проявляет себя в разных сферах жизни человека, особенно молодого. Как справедливо отмечает И. С. Кон, «юноша может быть достаточно зрелым в сфере трудовой деятельности, оставаясь в то же время на подростковом уровне в сфере отношений с девушками или в сфере культурных запросов, и наоборот. Соответственно и подход к нему в разных сферах жизни должен быть дифференцированным» [б, 43>.

Читать еще:  Поделка пасхальный кролик в домашних условиях сложный. Как сделать пасхального кролика? Из чего можно сделать пасхального кролика? Используем ненужную рубашку

Социология образования обращает внимание на то принципиальное обстоятельство, что с повышением уровня осваиваемого научного знания возрастает необходимость приобретения человеком определенных практических навыков в его использовании. Советская система образования в свое время почти не уступала зарубежным в объеме приобретаемых молодыми специалистами знаний, зато существенно отставала именно в том, как научить их максимально плодотворно применять эти знания на практике, в профессиональной деятельности. Эффективность социализации молодежи самым непосредственным образом связана с тем, насколько тесно увязаны потребности общества, система образования и профессиональной подготовки молодежи и ее жизненные планы. Точнее, система образования молодежи является своеобразным соединительным «мостом» между потребностями общества и жизненными планами молодежи.

Таким образом, обучение не есть самоцель; оно фактически всегда предполагает приобретение определенных трудовых навыков, профессии.

Проблем, связанных с приобретением молодежью профессий, всегда было достаточно, а в условиях перехода к рынку эти проблемы еще больше обостряются, ибо отсутствие профессии или недостаточный уровень квалификации работающих приводит к существенным экономическим потерям. Профессиональные учебные заведения призваны определить качественную структуру рабочих кадров, уровень их квалификации, ориентируясь на потребности рынка.

Сделать это крайне сложно, так как современная система профессионального обучения в Украине не просто непопулярна, но и малопрестижна; она требует серьезной перестройки. Основным стимулятором потребностей в знаниях и науке, в специалистах высокого уровня должен стать рынок, а в Украине, как и в других странах постсоветской Европы, еще далеко до конкуренции в сфере подготовки высокопрофессиональных специалистов.

Престиж профессионального образования в Украине не повысить без соответствующих методов и методик профессиональной ориентации молодежи, так как отсутствие интереса к определенным профессиям связано с элементарным незнанием профессий вообще, их специфики, характера, привлекательных особенностей. В 90-х годах в Украине появились специальные издания, касающиеся упомянутых проблем, среди которых выделяется учебно-методическое пособие «Система методов профессиональной ориентации», подготовленное А. Боровским, Т. Потапенко, Г. Щёкиным. В нем рассматриваются проблемы профессиональной ориентации как системы методов просвещения, консультаций и профотбора, профессиональной работы на производстве и т. п., а также даются конкретные рекомендации для выбора профессий и специальностей [15].

Анализируя проблемы психологии работы с людьми, Н. Обозов и Г. Щёкин обращают внимание на ряд особенностей подготовки специалистов. Признавая, например, большую эффективность образования, полученного с отрывом от производства, они указывают на то, что «получающие образование заочно и связывающие теорию с конкретным делом быстрее и энергичнее других осваиваются на командных высотах» [9, 7].

Время подготовки молодежи к труду, профессиональной деятельности первичным выбором профессии или даже получением определенного специального образования вовсе не завершается. Есть еще так называемый период профессионально-производственной адаптации, длящийся от 3 до 5, а то и более лет в зависимости от конкретных условий.

1. Образование является важнейшей основой процесса духовного формирования человека, его облика, мировоззрения, а также показателем уровня экономического, политического, духовного и нравственного развития общества. С этой точки зрения образование можно рассматривать как вид практической и познавательной деятельности, как целостную систему.

2. Образование всегда сопряжено с воспитанием, формированием личностных качеств человека, его ценностных, духовных интересов и идеалов. В тесном единстве образование и воспитание создают благоприятные условия для социализации личности, формирования ее гражданской позиции.

Как многоуровневая система образование не может быть реформировано, если не затронуты основные его доминанты: содержательная (уровень организации обучения, учебного процесса), организационная (степень подчиненности учебных заведений и механизм управления ими) и финансовая (материальное обеспечение образования).

3. Эффективность образования во многом определяется уровнем профессиональной подготовки человека в любой сфере деятельности, наличием у него практических навыков и умения творчески использовать полученные знания как для самореализации, так и для обеспечения общественного прогресса.

Общее и особенное в обучении и воспитании как составляющих единого процесса обучения

Прежде всего общее в том, что каждый из указанных процессов суть процесс педагогический по целям и отвечающей им сущности; он включает целенаправленное создание и использование условий для личностно и социально ценного разностороннего развития человека любого возраста в течение всей его жизни. Такая целенаправленность задана гуманистическим в своей основе социальным заказом на отвечающий потребностям и представлениям общества тип современного человека. От имени государства этот заказ призваны выполнять прежде всего такие социальные институты, как семья, система общего, профессионального, дополнительного образования. Ведущая, стратегическая ориентация выполнения заказа направлена не столько на непосредственное, прямое воздействие на личность, сколько на обеспечение процессов и условий ее самореализации как работы над собой, т.е. на выявление или создание путей и средств ее положительной мотивации, которая воплощается в адекватной и разносторонней, индивидуально проявляемой личной активности – социокультурной, познавательной, трудовой, физической.

Системы обучения и воспитания, т.е. взаимосвязь бесконечно широкого круга различных факторов, призваны обеспечить условия для комплексного, разностороннего развития каждого человека. Однако при этом необходимо особое, специальное внимание к его склонностям, задаткам, способностям, дарованиям: их важно найти, выявить в обширной и всегда неповторимо своеобразной, индивидуальной духовной сфере личности, предоставить пространство и возможности проявления, развития, реализации. Но сделать это надо так, чтобы предотвратить, не допустить сужения, а то и потери иных интересов, к иным сторонам жизнедеятельности, межличностных отношений, разнопланового общения, в которых тоже развиваются, раскрываются и обученность, и воспитанность, вместе составляющие духовное богатство не только самого человека, но и окружающих. Человек испытывает отношение окружающих к самому себе; в зависимости от своих знаний и представлений оценивает отношение других к семье, к делу и т.д., более того, именно отношение к другим и с другими каждый проявляет в меру своей образованности и воспитанности. Будь эти качества развиты по-разному, но в принципе позитивны, всем было бы лучше, однако для этого необходимо взаимное, обоюдное соответствие, а в идеале – гармония опять-таки разных, но в принципе гуманных мыслей, чувств, поведения, т.е. внутренних и внешних проявлений человека, группы, коллектива, общества в целом.

Обращаясь к особенностям обучения и воспитания как составляющих педагогического процесса, важно, вновь подчеркнув их взаимную и качественную комплементарность и взаимовлияние в целостном процессе образования, отметить следующее. Обучение связано прежде всего и главным образом с умственной деятельностью в ходе освоения учебной и иной информации и способов ее получения и применения; воспитание – с влиянием на качества личности, проявляющиеся в отношении к жизни, чертах духовности, свойствах семьянина, труженика – активного субъекта разносторонних интересов и познания, члена общества, носителя культуры, потенциального и реального творца жизни, своей и общества, способного работать над собой, совершенствовать себя в сферах познания и профессии, общественных проявлений и досуга, во многом другом. Однако человек таким не рождается, а становится, и, повторим, не только в результате целенаправленных усилий семьи и системы образования. Существенны и воспитывающие по сути влияния самой широкой социальной среды: от ближайшего социума до тех же СМИ и других факторов, вовсе не считающихся педагогическими, но и не отрицающих своих такого рода намерений. Поэтому в реальности они оказываются воспитывающими, поскольку «поучают и воспитывают», выступая живым, хотя часто и тенденциозным отражением и воплощением самых разных сторон политической, государственной, культурной, производственной жизни. Их влияние, по-своему необходимое для социального воспроизводства разных поколений (вовсе не только готовящихся к вступлению в самостоятельную жизнь, но и уже активно в ней живущих), весьма условно было бы относить к стихийным и однозначно оценивать как положительное или отрицательное. Эти влияния связывают с явлением социализации – сложным, разноуровневым, полиструктурным феноменом.

Читать еще:  Влияние работы с глиной на развитие психических процессов ребенка. Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Понятием социализации обозначаются хотя и тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные, но разные процессы. С одной стороны, социализация означает все множество разного рода внешних социальных влияний на человека, идущих от семьи, ее менталитета и реального образа жизни, от образовательной системы всех уровней, от СМИ и того, как они отбирают, освещают и толкуют общественные события и какую таким образом создают психологическую атмосферу в обществе, от приобщения человека к культуре, от его непосредственного профессионального окружения, круга общения и т.д. С другой стороны, социализация – это определенная и динамичная мера адаптации человека к названным и иным социальным факторам, восприятие и освоение их влияний. Такое формирование свойств социальности человека, его способности жить в обществе – сложнейший внутренний процесс, во-первых, естественно, сугубо индивидуальный по протеканию и результатам; во-вторых, связанный с непременной противоречивостью не только самих внешних влияний, но и, тем более, их субъективного восприятия («хочу и должен», «можно и нельзя», «вера и сомнение», «правда и ложь», «право и обязанность» и пр.), внутренней мотивации активности, выбора и принятия решения, руководства к действию; наконец, в-третьих, по ориентирам внутреннего и реализуемого отношения к себе и другим.

В целом же, сколь ни важны внешние факторы и условия социализации, сколь ни серьезна прямая или косвенная зависимость от них, главными для жизнедеятельности человека выступают его целеустремленность, способность преодолевать трудности, успешно противостоять «социальному негативу», взаимодействовать, не теряя себя, с окружающими. Собственно, именно в поддержании выработки такого рода качеств состоят задачи обучения и воспитания, всего и всякого, и прежде всего целенаправленного педагогического процесса, который всегда испытывает и оказывает влияние на процесс социального становления личности. Было бы неуместной схоластикой спорить: что первично – воспитание или социализация? Что важнее – социализация или воспитание человека? Они и неразделимы, и обоюдно необходимы, а действительно первична и важна их взаимосвязь: без нее слаба надежда на интенсивность развития и личности, и общества. С гуманистических позиций социализация так же значима для развития личности, как и воспитание, потому что ни то, ни другое объективно неотменимо, существуя как естественное проявление и условие развития цивилизованности. Важно, чтобы это понимали и этим руководствовались сами люди, каждый из нас.

Единство составляющих процесса образования как бы разрешается самым главным компонентом всего процесса – развитием личности, которым, в свою очередь, создается реальная основа для дальнейшего укрепления этого единства.

Развитие – это сложный процесс, общее и универсальное содержание которого составляют изменение и взаимовлияние участников процесса: с одной стороны, развитие личности, т.е. целенаправленные действия субъектов ее обучения и воспитания (социализация), с другой – те изменения, что происходят в объекте вследствие такого рода действий и его собственной активности, в том числе работы над собой. Общим результатом развития в данном случае оказывается новое состояние образованности человека, выступающее интегративным критерием эффективности педагогического процесса – в тех или иных отношениях, за тот или иной период, идет ли речь об усвоении учебной информации, развитии самостоятельности и инициативы в образовательном учреждении или проявлении разносторонней активности и профессиональном росте молодого специалиста. И дело вовсе не сводится лишь к академическим успехам, сколь бы ни были они важны и сами по себе, и своим влиянием на другие стороны жизнедеятельности человека. Не менее важно обогащение новым опытом получения и применения знаний и умений, освоения новых критериев оценки и самооценки явлений, событий, состояний, в том числе опытом самоанализа – житейского и профессионального, своего и окружающих, опытом постановки и реального достижения перспектив.

Индивидуальная траектория развития

В связи с последним обстоятельством представляют интерес идея и практика определения и осуществления индивидуальной траектории развития человека, продуктивная и для того, кто по ней последует (объекта), и для того (скажем, специалиста-непедагога), кто помогает ему наметить перспективу и ее придерживаться (субъекта) в этом обоюдозначимом процессе. Действительно, для объекта это – целенаправленная программа его жизнедеятельности, прежде всего работы над собой в том или ином отношении: например, организации своего труда, функциональной роли в коллективе, овладении дополнительными знаниями, включения в систему неформальных отношений с сотрудниками. Иными словами – изменения компетентности, черт поведения, деталей общения, самооценки, самоконтроля и иных самопроявлений. Для субъекта такая траектория – складывающийся опыт педагогического по характеру влияния, его удач и ошибок, опыт внимания к людям, их взаимоотношениям, учет их при организации деятельности коллектива и – как положительный результат – рост личного авторитета. Руководитель растет сам, помогая развиваться членам своего профессионального сообщества, но формируется такая педагогическая компетентность еще раньше, в условиях профессионального образования, когда в ходе учебного процесса осваиваются определенные психолого-педагогические знания, а в ходе учебной производственной практики – первый опыт выяснения и понимания, а то и попыток решения реальных проблем в жизни действующего коллектива.

Как видим, в представлении, формировании и осуществлении педагогических аспектов индивидуальной траектории развития нуждаются, заинтересованы и ее объекты, и субъекты. Понять и осуществить такой проект весьма непросто: и из-за очевидной сложности всякой индивидуальной работы (в сравнении с групповой и массовой), и из-за отсутствия, как правило, «руководящей поддержки», и по причине сложности самоконтроля и анализа результатов. Но и вовсе не владея навыками проектирования такой траектории, трудно стать и быть руководителем любой структуры, равно как иучастником обычного взаимодействия с коллегами, своего и их развития. Между тем, в сущности, именно разностороннее развитие личности имеет практическое значение для всех сторон ее жизнедеятельности, а развитие, если так можно выразиться, «всех личностей», в той или иной мере обеспечиваемое государством и обществом, а также усилиями каждого человека, – для социального, экономического, культурного развития и процветания страны и населяющих ее людей. Разумеется, то же относится и к теснейшей взаимосвязи образования и самообразования в целом, а также к образованию и образованности конкретного человека и всего общества.

Источники:

http://studopedia.ru/16_23460_vospitanie-obuchenie-obrazovanie.html
http://lektsii.org/8-62515.html
http://studme.org/38813/psihologiya/obschee_osobennoe_obuchenii_vospitanii_kak_sostavlyayuschih_edinogo_protsessa_obucheniya

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector