0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Повышенная Возбудимость у Ребенка — Профилактика и Лечение. Повышенная эмоциональная возбудимость у детей: что нужно знать родителям

Повышенная Возбудимость у Ребенка — Профилактика и Лечение. Повышенная эмоциональная возбудимость у детей: что нужно знать родителям

Часы работы: с 10:00 до 21:00
Выходной — воскресенье

В настоящее время, возбудимость (гиперактивность) у детей рассматривается как болезнь, а не как дурное воспитание.

Причинами гиперактивности у детей могут быть различные факторы, которые причиняют вред центральной нервной системе, как во время ее формирования (во время внутриутробного развития), так и позже. К таким факторам относятся: повреждающие нервные клетки агенты (алкоголь, наркотики и другие токсины), перенесенные во время беременности инфекционные заболевания, плохое питание, механическая травма или асфиксия при рождении, серьезная болезнь или механическое повреждение черепа в детском возрасте.

Очень многое зависит от того, в какой среде растет ребенок, а именно семейная атмосфера, стиль воспитания, качество удовлетворения основных психологических потребностей ребенка.

Развитию гиперактивности ребенка способствуют такие способы проведения свободного времени, как просмотр телевизора и компьютерные игры, большинство из которых содержат элементы насилия. Быстрый темп жизни также сказывается на нервной системе детей. Часто родители очень заняты и не могут уделить много времени своим детям, поэтому придерживаются агрессивной модели межличностных контактов и досуга, предложенного средствами массовой информации. Все это особенно вредно для детей.

Повышенная возбудимость у детей включает одну или все сферы жизни ребенка: физическую, познавательную, эмоциональную. Дети не в состоянии оставаться неподвижным, постоянно должны двигаться, бегать, размахивая руками, подпрыгивать и даже во время сидения, качать ногами, раскачиваться на стуле, кивать или перебирать пальцы рук.

Что касается умственной сферы, ребенок испытывает трудности с концентрацией внимания, не может сосредоточиться. Наименьший звук отвлекает его от деятельности. Иногда, кажется, что ребенок делает десять вещей сразу. Часто допускает неточности из-за невнимательности, поспешно, поверхностно решает задачи.

Повышенная возбудимость у детей в эмоциональной сфере выражается главным образом в перепадах настроения, иногда очень сильными эмоциональными реакциями, повышенной экспрессией чувств, большую чувствительность к происходящему в окружающей среде. Ребенок не может управлять эмоциями. Он бурно реагирует на малейшие провокации.

У детей постарше повышенная нервная возбудимость может проявляться неусидчивостью, вспыльчивостью, иногда им трудно сосредоточиться, длительно концентрировать внимание. Зачастую творческие дети проявляют все симптомы повышенной возбудимости.

Часто, родители в такой ситуации, не могут помочь ребенку самостоятельно, в таком случае следует обратиться к специалисту.

Повышенная нервно-рефлекторная возбудимость ребенка требует коррекции и лечения. Несмотря на все трудности, такой ребенок должен быть окружен спокойной, теплой, дружественной атмосфере в семье. Любые проблемы следует решать, когда ребенок успокоится и сможет адекватно понять и оценить произошедшую ситуацию. Необходимо воздержаться от применения физического наказания, которое только усугубит проблему. У такого ребенка особо обострено чувства собственного достоинства.

Гиперактивный ребенок должен иметь четкую и последовательную систему правил, регулирующих повседневную жизнь. Среди прочего, просто необходимо наладить режим дня ребенка. Это очень важно. Каждый день вашего ребенка должен проходить более или менее однообразно. Кроме того, все члены семьи должны принимать и применять существующую систему правил и обязанностей.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок сделал что-то, то давайте подробное последовательное описание того, что он должен сделать. Помните, что наилучшего результата можно достичь хорошим примером для подражания.

Важно изолировать гиперактивных детей от различных раздражителей, так как даже тихий посторонний звук может отвлечь их от работы. Например, детская должна быть окрашена в белый цвет, без картин, плакатов на стенах. Интерьер комнаты должен быть простым. Даже самые обычные школьные принадлежности должны быть удалены с рабочего стола и находиться вне поля зрения ребенка.

Проблема в том, что такие дети могут легко стать возбуждаться в различных ситуациях. Им быстро надоедает однообразие, скука и они начинают драку. Они не терпят насмешек и поэтому часто не любят своих сверстников. Гиперактивные дети имеют ярко выраженное чувство справедливости, как правило, бурно реагируют на несправедливость.

Повышенная возбудимость у детей растет с каждым годом, такое состояние без использования соответствующей терапии может привести к необратимым изменениям в их психике и поведении. Впоследствии, будет трудно что-либо исправить или ликвидации, поэтому, когда родители понимают, что есть некоторые трудности в поведении ребенка, они должны обратиться за помощью к специалисту.

Амбивалентность поведения ребенка [лат. ambi — вокруг, около, с обеих сторон + valens (valentis) — крепкий, прочный, влиятельный] — индивидуальный и возрастной вариант конфликтного поведения ребенка по отношению ко взрослому, характеризуемый борьбой положительных и отрицательных тенденций. Возникает в раннем возрасте и проявляется в процессе коммуникативной деятельности.

Амбивалентность поведения ребенка представляет собой целостный синдром, который проявляется в локомоциях детей, их эмоциональном состоянии, практических и аффективных связях с окружающими людьми, а также в характере ответа детей на воздействия взрослых: одновременном стремлении к взрослому и движении от него — робости, неуверенности, тревоге, плаче, в сочетании с интересом и положительном отношении к взрослым- отсутствии ситуативно-делового общения, характерного для этого возраста, низком уровне развития предметной деятельности- яркой избирательности во взаимоотношениях со взрослыми с преобладанием эмоционального общения в ущерб предметному взаимодействию. Этот синдром наблюдается примерно у трети детей. В его основе лежит конфликт между потребностью ребенка в общении со взрослым и отсутствием у него средств для установления контактов с окружающими людьми. Одной из причин его возникновения являются особенности семейного воспитания ребенка на первом году жизни, которое отличается гипертрофией эмоциональных связей между ребенком и взрослым и препятствует формированию практических контактов.

Читать еще:  ORANGE REPUBLIC (Детский оздоровительно-образовательный лагерь). IN ORANGE - языковой лагерь для детей и подростков Языковой лагерь orange language centre

В современной психологии есть два понимания амбивалентности:

  1. психоанализе под амбивалентностью обычно понимается сложная гамма чувств, которую человек испытывает к кому-либо. Предполагается, что амбивалентность нормальна по отношению к тем, чья роль в жизни индивида также неоднозначна. Однополярность же чувств (только положительные или только отрицательные) интерпретируется скорее как проявление идеализации или обесценивания, то есть предполагается, что чувства на самом деле скорее всего амбивалентны, но индивид этого не осознаёт.
  2. В клинической психологии и психиатрии под амбивалентностью понимается периодическая глобальная смена отношения индивида к кому-либо: ещё вчера вечером пациент испытывал к некоему человеку только положительные чувства, сегодня утром — только отрицательные, а сейчас — снова только положительные. В психоанализе такое изменение отношения обычно называется «расщепление Эго».

Что касается психоинверсии у детей, то это характеризуется тем, что ребенку хорошо, когда кому-то плохо.

Процесс развития и воспитания ребенка предполагает не только активное воздействие взрослого на ребенка и создние взрослым условия, в которых ребёнок мог бы развиваться, но и деятельность самого ребенка (игровую, учебную, трудовую), имеющую свои цели, направленность, мотивы.
Развитие ребенка представляет собой сложное, целостное образование, состоящее из ряда взаимосвязанных уровней регуляции поведения.
При решении практических задач ребенок часто подражает взрослому. Наблюдая за его деятельностью, он постепенно присваивает человеческие формы практической предметной деятельности. Накопление впечатлений, почерпнутых в предметной деятельности, служит основой для развития ребенка.
Гармоничное развитие детей школьного возраста предполагает также обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции.

Будем рады видеть Вас на семинаре.

Беспокойный ребенок

Всегда ли повышенная возбудимость у ребенка — признак заболевания? Каково место фитопрепаратов в коррекции повышенной эмоциональной возбудимости? Почему «болезнь роста» иногда требует медикаментозного лечения? Повышенная возбудимость, эмоциональна

Всегда ли повышенная возбудимость у ребенка — признак заболевания?
Каково место фитопрепаратов в коррекции повышенной эмоциональной возбудимости?
Почему «болезнь роста» иногда требует медикаментозного лечения?

Повышенная возбудимость, эмоциональная лабильность, нарушения сна, быстрая утомляемость — все перечисленные симптомы знакомы врачам не понаслышке. С подобными жалобами родители, уставшие от поведения собственных детей, нередко обращаются к педиатрам, неврологам и семейным врачам. Далеко не всегда оказывается, что у детей имеются выраженные расстройства нервной системы или психоэмоциональной сферы. Тем не менее в большинстве случаев пациентам педиатрического возраста нужна медицинская помощь.

Хотя практика показывает, что зачастую вполне можно обойтись без медикаментозной коррекции, большинство родителей больше доверяют лекарствам. При этом они явно отдают предпочтение так называемым «натуральным» средствам (преимущественно растительного происхождения). Иногда родители отождествляют это понятие с гомеопатическими препаратами, которые далеко не всегда состоят исключительно из растительных компонентов. Лечебный арсенал аллопатических и гомеопатических лекарственных препаратов, представленных в России, позволяет подобрать нужное средство для детей любого возраста.

Несколько более сложным представляется оказание помощи детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), поскольку эти пациенты требуют совместных усилий со стороны неврологов, психологов и психиатров. К сожалению, на сегодняшний день стимулирующих препаратов (риталина, метилфенидата), используемых в других странах мира при лечении СДВГ, в нашей стране нет [1, 2]. Вместо них применяются препараты ноотропного ряда (ноотропил, семакс, пантогам и т. д.) в комбинации с различными поливитаминными препаратами [3]. Средства, подобные упомянутым, должны назначаться исключительно врачами-неврологами (с контролем эффекта лечения, индивидуальным подбором дозировки и периодическим наблюдением).

Особая категория пациентов — это дети в возрасте от года до 3 лет, психоэмоциональный статус которых в период раннего детства характеризуется нестабильностью, повышенной возбудимостью, различными поведенческими реакциями. Для обозначения этого состояния в англоязычной литературе существует термин temper tantrums; в России аналогичного понятия не существует, хотя иногда пользуются выражением «истерики второго года жизни» (что не совсем верно, поскольку, как уже указывалось, описанные выше проявления могут наблюдаться в той или иной степени выраженности у детей до 3-летнего возраста) [4]. До сравнительно недавнего времени среди психоневрологов был принят вполне приемлемый термин «невропатия», но в Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) такого понятия больше не существует [5]. Описываемая «болезнь роста», являющаяся в равной степени педагогической и медицинской проблемой, чаще исчезает по достижении детьми указанного возраста, но иногда требует дополнительных назначений препаратов, поскольку может впоследствии трансформироваться в неврозы, неврозоподобные состояния и психопатии. Использование таких транквилизаторов (антианксиолитических средств), как атаракс, элениум, лоразепам, — это довольно серьезный метод медикаментозной коррекции, к которому большинство родителей относятся без энтузиазма.

Читать еще:  Почему грудничок плачет? Что делать если ребенок плачет во сне или при кормлении, как реагировать на сильный плач грудного ребенка и как его успокоить? Почему новорожденный малыш постоянно плачет: причины и проверенные способы быстро успокоить грудного ре

В то же время существует ряд мягких седативных средств, которые при необходимости можно применять при описанных выше нарушениях у пациентов педиатрического возраста. В частности, детям раннего и дошкольного (а иногда и грудничкового) возраста российские медики чаще всего назначают препараты валерианы, пустырника и так называемую микстуру с цитралем. При этом цитраль, входящий в состав названной микстуры, играет второстепенную роль (он используется в качестве антисептического средства и консерванта). Рецепт этой микстуры может варьировать: валериана (экстракт корня или вытяжка) и/или пустырник, дистиллированная вода или 10%-ный раствор глюкозы, бромид натрия (с давних пор известно, что препараты брома обладают способностью концентрировать и усиливать в коре головного мозга процессы торможения), сульфат магнезии. Добавлять в микстуру антигистаминные средства не рекомендуется.

Валериана (лекарственная). Препараты на ее основе (изолированные настои, настойки, а также растворы в комбинации с другими комплексными средствами) уменьшают возбудимость ЦНС, вследствие чего их принято использовать в качестве седативных средств при нервном возбуждении, нарушениях сна и подобных состояниях. Уже давно доказано, что препараты валерианы снижают рефлекторную возбудимость в центральных отделах нервной системы и усиливают тормозные процессы в нейронах корковых и подкорковых структур головного мозга. При лечении детей раннего возраста чаще используют настои корня валерианы.

Пустырник (пятилопастный). В педиатрической практике используются настои, настойки и (реже) экстракты пустырника. Состав растения настолько сложен, что его до сих пор продолжают изучать. Считается, что седативный эффект настойки пустырника в 2-3 раза сильнее, чем настойки валерианы [6]. Поэтому препараты пустырника используют при повышенной возбудимости, неврастении и неврозах не только у детей и подростков, но и у взрослых. В отечественной медицине кроме валерианы и пустырника широко используется ромашка.

Ромашка аптечная. Это лечебное растение применяется в виде отвара, настойки или чаев, поскольку является мягким седативным средством, эффективным при лечении нарушений сна, дисфункций желудочно-кишечного тракта и пр. Примером могут служить успокаивающий чай и чай из ромашки фирмы Хипп, которые можно рекомендовать в комплексном лечении проявлений перинатального поражения нервной системы с синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, а также здоровым детям — для улучшения сна. В числе действующих компонентов ромашки можно назвать эфирное масло, азулен, флавоноиды, полисахариды, витамины и некоторые другие биологически активные вещества. Помимо приема внутрь, отвары ромашки удобно использовать в качестве наружного средства (ванны).

Среди наиболее распространенных на сегодняшний день седативных средств на натуральной основе, выпускаемых фармакологической промышленностью, следует упомянуть такие широко используемые комплексные препараты, как ново-пассит (производство «Галена А. С./Нортон Хелскэр Лтд», Чехия/Великобритания) и персен (фирмы «ЛЕК», Словения). Ново-пассит выпускается в виде раствора для приема внутрь и таблеток, а персен в таблетках. В основе обоих препаратов лежит комбинация лечебных трав. Например, в состав ново-пассита входят экстракты боярышника, хмеля, валерианы, зверобоя, мелиссы, страстоцвета, черной бузины и гвайфенезин (последний является также отхаркивающим средством) [7]. Персен состоит из экстрактов валерианы, а также перечной и лимонной мяты [8]. Ниже рассмотрим наиболее важные растительные компоненты этих двух препаратов.

Мята перечная. Вытяжки из травы мяты перечной наряду с желчегонным, антисептическим и болеутоляющим эффектом обладают успокаивающими и спазмолитическими свойствами, а также оказывают рефлекторное коронарорасширяющее действие. Сходным эффектом обладает также мята лимонная (мелисса), которая, как и мята перечная, относится к эфиромасличным растениям. Мята и мелисса входят в состав детского чая Хипп, который можно рекомендовать как общеукрепляющее средство.

Боярышник (кроваво-красный, колючий и пятипестичный). Общеизвестны кардиотонические и спазмолитические свойства препаратов боярышника (за счет содержания тритерпеновых соединений и флавоноидов), используемые в терапии заболеваний сердечно-сосудистой системы. Но впоследствии было обнаружено, что настои и экстракты этого растения позволяют улучшить снабжение кислородом не только миокарда, но также и нейронов головного мозга. Седативная активность препаратов боярышника объективно доказана. Вследствие этого, а также по причине малой токсичности препаратов растения боярышник получил довольно широкое распространение в качестве успокоительного средства (настой цветков или плодов растения, настойка боярышника и т. д.).

Хмель обыкновенный. Ценность этого травянистого многолетнего растения не ограничивается его использованием в качестве сырья для пивоваренной промышленности. Нейротропное действие галеновых препаратов из шишек хмеля связывают с наличием в них лупулина, оказывающего успокаивающее действие на ЦНС [6]. Масло хмеля (наряду с другими компонентами) входит в состав препарата валокордин («Кревел Мойзелбах», Германия). В педиатрии он может применяться по 3-15 капель 3 раза в день (до еды с небольшим количеством жидкости) в зависимости от возраста и симптомов [7].

Зверобой (продырявленный). Трава зверобоя обладает многосторонними фармакологическими свойствами, среди которых особого внимания заслуживает спазмолитический эффект, а также капилляроукрепляющее действие, типичное для соединений, содержащих витамин Р. Поэтому зверобой является ценным компонентом седативных лекарственных сборов и довольно широко используется в этом качестве.

Среди гомеопатических средств в свете рассматриваемой проблемы интерес для врачей представляет нервохель (фирмы «Биологише Хайлмиттель Хель ГмбХ», Германия). Препарат выпускается в сублингвальных таблетках, которые рекомендуется принимать по одной 3 раза в день. Противопоказаний к применению препарата нет, а побочные эффекты на фоне приема не выявлены [8]. Другим препаратом со сходным эффектом является валерианахель. Помимо настойки валерианы в состав этого гомеопатического средства входят боярышник, мелисса, ромашка, овес посевной (содержащийся в овсе комплекс витаминов группы В играет важную роль в осуществлении трофической функции нервной системы) и другие компоненты. Валерианахель назначают детям с 2-летнего возраста (детям 2-6 лет — по 5 капель 3 раза в день, пациентам 6-12 летнего возраста — по 10 капель 3 раза в день) [8].

Читать еще:  Когда ребенок страшно хвастается и страшно врет - simply miu — ЖЖ. Что делать, если ребенок хвастается и как отучить его от этого? Почему дети хвастаются

В ряде случаев проблему беспокойного ребенка можно решить, не прибегая к назначению каких-либо медикаментозных средств. Этому способствуют некоторые режимные мероприятия (контроль за продолжительностью дневного и ночного сна, прогулки на свежем воздухе, рациональное питание), закаливание, лечебные ванны (со сборами трав или солей), правильное воспитание, адекватный психоэмоциональный климат в семье и т. д.

Иногда беспокойный ребенок является продуктом социальной депривации или гиперопеки в семье. Именно по этой причине детям дошкольного возраста рекомендуется посещать детские сады. Даже практика привлечения к воспитанию малыша нянь и гувернеров (популярная среди материально обеспеченных россиян) не в состоянии заменить общение ребенка с другими детьми, способствующее элементарному постижению норм социальной жизни.

Тем не менее врачам необходимо ориентироваться среди многочисленных медикаментозных препаратов, предлагаемых в качестве седативных средств. Лишь в этом случае можно обеспечить своевременную коррекцию возникших нарушений психоэмоциональной сферы. Концепция доказательной медицины подразумевает, что при принятии клинических решений следует руководствоваться наиболее достоверными и проверенными сведениями об эффективности назначаемого лечения [9].

Повышенная Возбудимость у Ребенка — Профилактика и Лечение

Неусидчивость и повышенная активность характерна для большинства детишек. Это вполне нормальные качества, которые не должны беспокоить родителей. Однако у некоторых малышей такие черты выражены столь сильно, что заставляют родителей обращаться за помощью к врачам. Папы и мамы жалуются на то, что ребенок не может и минуты сидеть спокойно, он импульсивен, рассеян, ему трудно сосредоточиться на поставленной задаче. Более того, с таким малышом сложно найти язык не только сверстнику и учителю, но и родителям. Врачи в этом случае нередко ставят ребенку диагноз «повышенная возбудимость». Чем характеризуется повышенная возбудимость у ребенка, и как ее правильно лечить, узнаем из данной статьи.

Причины повышенной возбудимости

По статистике, с данным недугом сталкиваются 8 из 100 детишек, причем у мальчиков такие проблемы обнаруживаются в 6 раз чаще, чем у девочек.

Причин у такого состояния может быть несколько. Если повышенная возбудимость появилась у ребенка, как правило, подобные симптомы можно обнаружить хотя бы у одного из родителей малыша. Если взрослые страдают от этого недуга из-за постоянных стрессов и бешеного ритма жизни, то у ребенка синдром повышенной активности развивается из-за недостаточной устойчивости нервной системы, которая не в силах справиться с огромным количеством поступающей информации. По словам врачей, наиболее подвержены возбудимости детишки с мнительными чертами характера. Заболевание усугубляется ввиду непомерных нагрузок школьной программы, неспокойной обстановки внутри семьи, из-за плохого питания, недосыпания, отсутствия отдыха, а также многочасового просиживания у телевизора и за компьютером. Особенно негативно на состояние ребенка влияют компьютерные игры.

Симптомы повышенной возбудимости

Ребенка с данным расстройством несложно отличить от обычного активного малыша. Наблюдательные родители могут заметить его несобранность, отсутствие внимания, отставание по предметам школьной программы, конфликтность со сверстниками и учителями. Более того, ребенок с повышенной возбудимостью может жаловаться на головные боли и страдать от бессонницы. Именно нарушения сна, когда ребенок не может уснуть в течение 2-3 часов либо просыпается ночью и до утра не смыкает глаз, говорят о наличии у него синдрома повышенной возбудимости. Также врачи обращают внимание и на следующие признаки: несимметричность лицевых мышц и нарушение движения глазных яблок. Если данные признаки имеют место, ребенку показано лечение.

Лечение повышенной возбудимости

Следует заметить, что возбудимость – это не тот опасный диагноз, который требует серьезнейшего медикаментозного лечения. Это небольшое расстройство, при котором необходимо скорректировать режим дня ребенка, а при необходимости назначить средства помогающие крохе скорее прийти в норму.

Если рассматривать лекарства, назначаемые при данном заболевании, то чаще всего врачи советуют принимать натуральные средства растительного происхождения. Наиболее популярны среди них экстракт валерианы, а также настойка пустырника. В более сложных случаях опытный врач, в зависимости от возраста, пола, причин и проявлений данного расстройства может назначить некоторые медикаментозные препараты, к примеру:

  • седативные средства в каплях или капсулах (Валокордин, Барбовал);
  • метаболическое средство для улучшения мозговой активности Глицин;
  • кардиологический медикамент Трикардин;
  • успокоительные гомеопатические препараты (Кардиоика, Успокой);
  • ноотропное средство Пирацетам.

Профилактика повышенной возбудимости

Родители должны запомнить, что для предотвращения неприятных симптомов возбудимости, ребенку необходимо отрегулировать режим отдыха и сна. Он должен спать не менее 8 часов в сутки, чаще бывать на свежем воздухе, разнообразно питаться, меньше времени проводить за компьютером и чаще бывать на свежем воздухе. Все это будет способствовать тому, чтобы повышенная возбудимость у ребенка больше не давала знать о себе. Берегите своих детей!

Источники:

http://cinomed.ru/blog/childrens
http://www.lvrach.ru/2002/09/4529632/
http://www.ja-zdorov.ru/blog/povyshennaya-vozbudimost-u-rebenka/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector