0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Познавательная активность в среднем дошкольном возрасте. Особенности развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста консультация на тему. Не забываем об эксперименте

Консультация «Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста»
консультация (средняя группа) на тему

Проблема развития познавательной активности дошкольников — одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений.

В Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655от 23 ноября 2009 года) говорится о том, что ребёнок должен иметь представление о познавательной активности в собственном развитии, интересоваться особенностью своего восприятия, памяти, воображения, мышления; владеть начальными формами исследований, экспериментирования, элементарно изучать окружающий мир.

Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие.

Окружающий мир с каждым днем становится все более динамичным, требующим от человека поисковой активности. Это заставляет психологов пересматривать роль исследовательского поведения в жизни современного человека, а педагогов ориентирует на более интенсивное использование методов исследования в обучении. Жажда новых впечатлений, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать – важнейшие черты детского поведения. Исследовательское поведение ребенка рассматривается в современной педагогике как важнейший ресурс, позволяющий трансформировать процесс развития личности в процесс саморазвития.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Консультация «Развитие познавательной активности детей»

Проблема развития познавательной активности дошкольников — одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений.

В Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655от 23 ноября 2009 года) говорится о том, что ребёнок должен иметь представление о познавательной активности в собственном развитии, интересоваться особенностью своего восприятия, памяти, воображения, мышления; владеть начальными формами исследований, экспериментирования, элементарно изучать окружающий мир.

Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие.

Окружающий мир с каждым днем становится все более динамичным, требующим от человека поисковой активности. Это заставляет психологов пересматривать роль исследовательского поведения в жизни современного человека, а педагогов ориентирует на более интенсивное использование методов исследования в обучении. Жажда новых впечатлений, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать – важнейшие черты детского поведения. Исследовательское поведение ребенка рассматривается в современной педагогике как важнейший ресурс, позволяющий трансформировать процесс развития личности в процесс саморазвития.

Ребёнок-дошкольник отличается удивительной любознательностью, готовностью познать, приобрести знания. Но эти положительные качества постоянно входят в противоречие с отсутствием у него умений и навыков в познавательной деятельности. Ребёнок стремится разрешить эти противоречия путём бесконечных вопросов к взрослому и путём маленьких самостоятельных поисков.

Развитие познавательной активности ребёнка, его исследовательских способостей – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Исследования, проведённые Н.Н. Поддъяковым, показали, что лишение детей дошкольного возраста возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование, по мнению Н.Н. Поддъякова, является ведущим видом деятельности у детей.

Главным его доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской деятельности, для этого могут быть использованы разнообразные формы организации детского экспериментирования в разных видах деятельности: во время приёма пищи, игр, занятий, на прогулке. Для организации исследовательской деятельности в детском саду авторы программы «Детство», В.И, Логинова, Л. Маневцова рекомендуют использовать кружковую работу с детьми в детских лабораториях и экспериментальных центрах. Детское экспериментирование как деятельность начинает формироваться в период раннего возраста и проявляется в любопытстве и желании что-то сделать любыми доступными средствами. В младшем и среднем дошкольном возрасте дети начинают овладевать первоначальными навыками самостоятельности. Часто задают вопросы и пытаются искать на них ответы. Делают первые попытки высказывать предположения о возможном результате опыта и о способах его достижения. Дети старшего дошкольного возраста отличаются большими физическими и психическими возможностями. Совершенствуются умственные способности детей, появляется способность анализировать и обобщать. Это проявляется и в осознании проблемы, и в формулировке задачи, прогнозировании результата. Поэтому в старшем дошкольном возрасте широко используется совместная проектная деятельность с детьми.

Исследовательская деятельность обогащает память ребенка, активизирует мыслительные процессы, стимулирует развитие речи, становится стимулом личностного развития.

Предполагаемые нововведения воспитательно-образовательной работы с детьми заключаются:

— в преобразовании предметно-развивающей среды в соответствии с возрастными особенностями детей, создающей ребёнку свободу выбора и обеспечивающей успех в реализации поставленных целей;

— в использовании игрового экспериментирования на занятиях и вне занятий во всех возрастных группах;

— в создании «Детской лаборатории», для проведения контрольно-диагностических занятий;

— в организации совместной проектной деятельности с детьми и кружковой работы.

Усовершенствование методической работы заключается:

— в наработке конспектов, позволяющих осуществлять деятельностный подход по всем возрастным группам;

— в подборе диагностических методик для определения эффективности работы по развитию познавательной активности средствами детского экспериментирования во всех возрастных группах;

— в разработке требований к оформлению и содержанию уголков экспериментирования и Положения о смотре-конкурсе;

— в подборке оптимальных условий для раскрытия творческого потенциала педагогов (гибкость режима в воспитательно-образовательном процессе, постепенный переход к модели личностно-ориентированного взаимодействия с детьми, мягкость контроля со стороны администрации, использование интерактивных форм работы, пропаганда и поощрение участия педагогов в методической работе ДОУ).

Неотъемлемой частью обновлённого образовательного процесса является тесное сотрудничество с родителями воспитанников, вовлечение их в дела ДОУ. Для этого планируется проведение Дней открытых дверей, консультаций, праздников и развлечений, привлечение родителей к реализации совместных детско-родительских проектов и др.

Создание экологической развивающей среды .

В Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) говорится о том, что ребёнок должен иметь представление о познавательной активности в собственном развитии, интересоваться особенностью своего восприятия, памяти, воображения, мышления; владеть начальными формами исследований, экспериментирования, элементарно изучать окружающий мир

Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие. Одним из эффективных средств развития познавательной активности является предметно-развивающая среда ДОУ.

Дошкольная педагогика в настоящее время уже располагает значительными сведениями о конкретных воздействиях предметно-пространственной среды при учете и использовании ее в организации детской деятельности (С.Л. Новоселова, Л.И. Новикова, Л.Ф. Обухова, Л.А. Парамонова, Н.П. Сакулина, К.В. Тарасова Е.А. Флерина и другие). Развивающая предметная среда детства должна отвечать принципам обогащенности и наукоемкости, содержать природные и социокультурные средства для разнообразной деятельности ребенка. Она предоставляет ребенку условия для творческого духовного развития и возможность «вычерпывать» из нее информацию, необходимую для постановки и решения задач той или иной деятельности.

Читать еще:  Встречать год обезьяны. Полный гид: как, где и чем встречать год Огненной Обезьяны. Выбираем благоприятные цвета для года Огненной Обезьяны

Известно, что на развитие личности ребёнка, его познавательной самостоятельности оказывает влияние множество факторов — стихийных и специально организованных, природных и социальных. Наряду с другими факторами развития личности учёные и педагоги-практики выделяют среду -окружение, в котором пребывает ребёнок и посредством которого он себя реализует как личность, проявляя свою самостоятельность через взаимодействие с ним (Л.П. Буева, Г.С. Костюк, Л.И. Новикова, В.А. Петровский).

Организация развивающей предметной среды- одно из важнейших условий решения задач образования дошкольников, в том числе экологического.

Предметная среда оказывает на ребёнка определённое воздействие уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т.е. обеспечивала формирование активной самостоятельной деятельности.

Однако, чтобы предметный материал, который даётся дошкольникам в свободное пользование, действительно стал источником исследовательской, поисковой деятельности, у них должен быть сформирован минимум представлений и способов познания, на которые можно опереться.

Необходимо в группах детского сада создавать уголки природы (т.е. экологические уголки). Они создают особую, неповторимую обстановку, вызывают положительные эмоции, помогают детям расслабиться, отдохнуть и в то же время делает привлекательной любую деятельность, которая в ней организуется.

Дети настраиваются на восприятие чего- то необычного, так как уголок природы отличается от всего того, что они видят каждый. Он предназначен для самостоятельных наблюдений, знакомства с коллекциями природных материалов, проведения мероприятий экологической направленности. Коллекционный материал должен быть наглядным и доступным для детей. При сборе образцов следует учитывать разнообразие экспонатов и их безопасность.

Организуя деятельность по уходу за растениями, воспитатель делает аспект на необходимости заботы о них: ухаживать за растениями надо не для себя, а для них; они живые и нуждаются в нашей заботе.

Большой интерес для детей представляют собой мини лаборатории. Под лабораторией природы мы понимаем специально оборудованный уголок группы для самостоятельной деятельности детей, направленной на выявление свойств и качеств объектов природы, связей и зависимостей в природной среде через опытно- экспериментальную и поисковую деятельность. Лаборатория создаётся для развития у детей интереса к исследовательской деятельности. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость этой деятельности. Закреплённые в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

Организуя деятельность в развивающей среде, педагог поощряет инициативу детей. Не давая прямых ответов на их вопросы, а создавая проблемные ситуации, он помогает детям организовать опыт, чтобы они сами могли найти нужное решение. Благодаря этому у детей формируется стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность.

Экспериментальная деятельность совершенствует умение анализировать, определять проблему, осуществлять поиск её решения, делать выводы и аргументировать их.

Постоянные наблюдения и уход за растениями воспитывают у детей гуманное отношение к природе, основанное на знании её особенностей, на накопленном эмоционально-чувственном опыте общения с не

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментирования

Дата публикации: 08.04.2015 2015-04-08

Статья просмотрена: 5824 раза

Библиографическое описание:

Жуйкова Т. П., Шустрова К. А. Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментирования // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 921-924. — URL https://moluch.ru/archive/88/17199/ (дата обращения: 14.02.2020).

Дошкольный возраст является начальным периодом формирования личности, быстрого роста и интенсивного развития ребенка. Развитие познавательной активности и интереса ребенка, формируется в процессе дошкольного образования. (О. В. Дыбина, Н. Н. Поддьяков, А. Н. Поддьяков, О. Л. Князева). Эффективные средства, направленные на развитие познавательной активности детей — являются значимой проблемой, которая требует теоретического обоснования и практического решения.

Познавательная активность способствует развитию субъектной позиции ребенка в ознакомлении с окружающим миром. Важно отметить, что в дошкольном возрасте предпосылками для развития познавательной активности детей являются: развивающиеся возможности мышления ребенка (О. М Дьяченко А. Н. Поддьяков, И. С. Фрейдкин), развитие познавательных интересов дошкольников (Е. В. Боякова, М. Л. Семенова, Л. М. Маневцова, Н. К. Постникова), формирование продуктивной (Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина) и творческой деятельности (Д. Б. Богоявленская, A. M. Матюшкин, Н. Б. Шумакова), взаимодействие детей дошкольного возраста с окружающим миром (Л. С. Римашевская, О. В. Афанасьева).

Детское экспериментирование является важнейшим из средств развития познавательной активности детей дошкольного возраста, которое направлено на познание ребенком окружающего мира.

Экспериментальная деятельность детей рассматривалась в работах многих ученых. Н. Н. Поддьяков исследовал специфику и виды детского экспериментирования; О. В. Дыбиной, Л. Н. Прохоровой, И. Э. Куликовская и Н. Н. Совгир, рассмотрели возможности детского сада в организации экспериментальной деятельности.

Эффективным методом познания окружающего мира в детском саду является метод экспериментирования. Иванова А. И., Куликовская И. Э., Николаева С. Н., Рыжова Н. А., Поддьяков Н. Н. и другие исследователи говорят о значимости использования метода экспериментирования в работе с дошкольниками.

Академик Н. Н. Поддьяков и творческий коллектив под его руководством осуществляет разработку теоретических основ метода детского экспериментирования. На основе их исследований можно сформулировать следующие основные положения [1, с.31].

1. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.

2. В детском экспериментировании проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества — новых построек, рисунков сказок и т. п. (продуктивная форма экспериментирования).

3. Детское экспериментирование является основой любого процесса детского творчества.

4. В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцировании и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.

5. Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.

Важным в использовании метода экспериментирования в работе с дошкольниками является то, что в процессе эксперимента:

— дошкольник приобретает реальные знания об изучаемом объекте, о его взаимосвязи с другими объектами и окружающей средой;

— у ребенка обогащается память, мыслительные процессы активизируются вследствие того, что необходимо постоянно анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания;

— у детей развивается речь, так как ребенок формулирует выводы исходя из увиденного;

— происходит обогащение умственных умений (приемов и операций);

— формируется самостоятельность ребенка, умение ставить перед собой не сложные цели, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;

— также развивается эмоциональная сфера дошкольника, его творческие способности, происходит приобщение детей к труду, повышается уровень двигательной активности, укрепляется здоровье [2, с.59].

Дети среднего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование. У них формируется ряд навыков данной деятельности: видеть проблему и выделять ее, постановка и принятие цели деятельности, решение проблемных ситуаций, умение проанализировать объект или явление, способность выделять признаки взаимосвязи, сравнение различных свойств, способность делать предположения, выбор средств и материалов для работы, проводить опыты, делать умозаключения и выводы. Систематическая работа, направленная на развитие детской экспериментальной деятельности, способствует приобретению данных навыков у детей.

У ребенка среднего дошкольного возраста познавательная активность определяется оптимальностью отношений к деятельности, активностью усвоения разных способов положительного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на использование в практике повседневной жизни. Главным в познавательной активности ребенка в процессе экспериментирования являются разногласия между знаниями, умениями и навыками, которые были усвоены в процессе достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, возникающими в результате постановке цели эксперимента и ее достижения.

Дети среднего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование. У них формируется ряд навыков данной деятельности: видеть проблему и выделять ее, постановка и принятие цели деятельности, решение проблемных ситуаций, умение проанализировать объект или явление, способность выделять признаки взаимосвязи, сравнение различных свойств, способность делать предположения, выбор средств и материалов для работы, проводить опыты, делать умозаключения и выводы. Систематическая работа, направленная на развитие детской экспериментальной деятельности, способствует приобретению данных навыков у детей.

Читать еще:  Расписывают в тюрьме. Особенности проведения процедуры регистрации брака в следственном изоляторе (сизо). Подать заявление на. Регистрацию брака в тюрьме в городе Белово есть общий ребёнок но зарегистрирован на маму папа не…

При правильном построении деятельности у детей среднего дошкольного возраста формируется способность задавать вопросы, и дети пытаются сами найти на них ответы. Инициатива проведения опыта находится в руках дошкольников. Дети обращаются к педагогу с просьбами и предложениями по проведению эксперимента. Воспитатель занимает роль более опытного друга и советчика. Он не должен навязывать детям свое мнение, ребенок должен попробовать разные варианты и сам попросить помощь воспитателя, но воспитатель на просьбу о помощи должен побудить детей мыслить самостоятельно и с помощью наводящих вопросов направить детей в нужное русло [32].

Детскую экспериментальную деятельность нужно рассматривать как успешный пусть по знакомству детей с окружающим их миром и эффективный способ в развитии интеллектуальных процессов. Опыты дают возможность объединения всех видом деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по проведению эксперимента распределяется между педагогом и воспитанниками.

Необходимо соблюдать правила безопасности по проведению опытов. Все незнакомые детям действия осваиваются в такой последовательности:

— Действие показывает воспитатель;

— затем кто-то из детей повторяет, возможность повтора отдается тому ребенку, который заведомо выполнит действие неверно, это поможет сконцентрировать внимание на ошибке;

— воспитатель может осознанно совершить ошибку, благодаря чему дети могут обратить внимание на эту ошибку, вероятность совершения которой велика со стороны детей;

— ребенок, который не допустит ошибку, повторяет действие;

— для возможности контроля работы каждого ребенка, действие осуществляется вместе и медленно.

Когда детям действие стало знакомо, они совершают его в обычном темпе. Выбор объекта должен соответствовать целям и задачам эксперимента [35, с. 29–34].

Кроме того, можно отметить, что детский эксперимент имеет развивающий потенциал. Достоинством экспериментирования является способность детям дать реальные знания об изучаемых объектах. Опыт это средство для развития мыслительных процессов детей. В процессе деятельности у детей происходит обогащение памяти, возникает потребность в совершении операций анализа, сравнения и обобщения и д. т. Так же оно положительно влияет на эмоции детей, на развитие творческих способностей. В процессе детского эксперимента дети удовлетворяют свою любознательность, могут почувствовать себя маленькими учеными, исследователями и первооткрывателями.

В своем исследовании мы наметили этапы руководства экспериментированием детей средней группы и разработку плана работы по развитию познавательной активности детей 4–5 лет средствами экспериментирования, нами были изучены педагогические материалы. Базовыми при разработке плана стали следующие: «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Г. П. Тугушевой, А. Е. Чистяковой; «Методика детского экспериментирования» Л. В. Рыжовой; «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» О. В. Дыбиной.

Виды экспериментальной деятельности по развитию познавательной активности с детьми среднего дошкольного возраста: Вода — волшебница: «На определение прозрачности воды»; «У воды нет вкуса»; «Определение формы воды»; «На определение запаха воды». Невидимка-воздух: «Поймай невидимку»; «Воздух в человеке»; «Мыльные пузыри»; «С веером». «Что тяжелее?»; «Из чего состоит песок»; «Взаимосвязь с водой»; «Определение сыпучести». Магнит и его свойства: «Что происходит с предметами?»; «Не замочив рук»; «Танцующие скрепки»; «Магнитные полюса». Свойства бумаги: «Шуршащая или поющая бумага»; «Бумага рвется?»; «Летает, не летает»; «Какая бумага быстрее намокнет?». Соль и сахар: «Растворимость»; «Кристаллы сахара»; «Кристалл из соли». Цвет: «Волшебная кисточка»; «Вода краситься?»; «Радуга в стакане»; «Красим цветы». Явления природы: «Радуга из воды»; «Волны в бутылке»; «Извержение вулкана». Изучаем стекло: «Гладкость, ребристость, шероховатость»; «Тепло, холод»; «Цвет»; «Прочность»; «Таинственные картинки».

Всего было проведено 35 опытов. Некоторые мы опишем подробно.

Опыт «На определение запаха воды».

Цель: создать условия для понимания детьми того, что вода не имеет запаха;

Ход проведения опыта: детям предлагается понюхать воду в стакане, затем для сравнения запаха в воду добавляется лимон, благодаря этому дети могут убедиться, что чистая вода не имеет запаха, но если в нее добавить вещество с запахом, то у воды появится запах того, что в нее добавили.

Цель: создать условия для понимания детьми того, что магнит может действовать через пластмассу и воду.

Ход поведения опыта: детям предлагается, с помощью магнита достать скрепку со дна стакана не замочив руки, для этого нужно провести магнитом по стенке стакана. Вывод: магнитные силы действуют сквозь пластмассу и воду, поэтому легко достали скрепку, не замочив рук.

Цель: создать условия для формирования представления детей о том что, сахар и соль растворяются в воде.

Ход проведения опыта: На столе соль, сахар, гречка, стаканы с водой, ложки. Детям предлагается в стакан с водой добавить сахар, в другой стакан соль и в третий стакан гречку и пронаблюдать, что происходит с предметами. На основе увиденного дети делают вывод о растворимости сахара и соли, и не растворимости гречки.

Опытов на тему: «Электричество»

Цель: Выяснить, что гроза — проявление электричества в природе.

Материал: Кусочки шерстяной ткани, воздушный шар, рупор.

Проведение опыта. Сложенные друг на друга кусочки ткани дети натирают воздушным шаром (или пластмассовым предметом). Подносят к ним рупор (для усиления звука) и медленно разъединяют ткань. Выясняют, что произошло с тканью при натирании (она наэлектризовалась, появился треск — проявление электричества).

В ходе всех проведенных опытов, дети проявляли активность, практически осваивали свойства и качества различных предметов и материалов. В ходе деятельности дети учились анализировать, выделять свойства предметов, находить сходства и различия предметов, выдвигать предположения, делать выводы и отражать их в речи при ответах на вопросы: Что мы делали? Что получилось? Почему? По окончанию образовательной деятельности мы обсуждали с детьми, что нового они узнали, закрепляли пройденный материал.

Дети проявляли желание экспериментировать дома, им было задано домашнее задание, пронаблюдать совместно с родителями, разные состояния воды: жидкое, твердое и газообразное. Дети приносили замерзшую воду в детский сад, из которой мы строили различные ледовые фигуры. После чего мы вместе со всеми детьми обсуждали их наблюдения в группе.

Таким образом, опытно-экспериментальная работа показала, что целенаправленное систематическое применение опытов и экспериментов, позволяет детям на основе собственных наблюдений, практических действий. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер — вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.

1. Поддьяков, Н. Н. Обучение дошкольников экспериментированию / А. Н. Поддьяков // Вопросы психологии. 1991. — № 4. — С. 31.

2. Поддьяков, Н. Н. Проблемное обучение и творчество дошкольников /А. Н. Поддьяков. — М.: Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, 1998. — С. 59

3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2003. — 64с.

4. Поддьяков, Н. Н. Обучение дошкольников экспериментированию / А. Н. Поддьяков // Вопросы психологии. 1991. — № 4. — С. 29–34.

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментирования.

Детское экспериментирование является важнейшим из средств развития познавательной активности детей дошкольного возраста, которое направлено на познание ребенком окружающего мира.

Дошкольный возраст является начальным периодом формирования личности, быстрого роста и интенсивного развития ребенка. Развитие познавательной активности и интереса ребенка формируется в процессе дошкольного образования. Эффективные средства, направленные на развитие познавательной активности детей, являются значимой проблемой, которая требует теоретического обоснования и практического решения.

Познавательная активность способствует развитию субъектной позиции ребенка в ознакомлении с окружающим миром. Важно отметить, что в дошкольном возрасте предпосылками для развития познавательной активности детей являются: развивающиеся возможности мышления ребенка, развитие познавательных интересов дошкольников, формирование продуктивной и творческой деятельности, взаимодействие детей дошкольного возраста с окружающим миром.

Развивать все эти навыки можно с помощью метода детского экспериментирования.

Экспериментальная деятельность детей рассматривалась в работах многих ученых. Н. Н. Поддьяков исследовал специфику и виды детского экспериментирования, О. В. Дыбиной, Л. Н. Прохоровой, И. Э. Куликовская и Н. Н. Совгир рассмотрели возможности детского сада в организации экспериментальной деятельности.

Эффективным методом познания окружающего мира в детском саду является метод экспериментирования. Иванова А. И., Куликовская И. Э., Николаева С. Н., Рыжова Н. А., Поддьяков Н. Н. и другие исследователи говорят о значимости использования метода экспериментирования в работе с дошкольниками.

Читать еще:  До скольки недель делается медикаментозный. Где и на каком сроке можно делать аборт. Тошнота и рвота, не приносящие облегчения

Академик Н. Н. Поддьяков и творческий коллектив под его руководством осуществляет разработку теоретических основ метода детского экспериментирования. На основе их исследований можно сформулировать следующие основные положения.

Основные положения метода детского экспериментирования

  1. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.
  2. В детском экспериментировании проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний, на получение продуктов детского творчества — новых построек, рисунков сказок и прочих.
  3. Детское экспериментирование является основой любого процесса детского творчества.
  4. В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцировании и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.
  5. Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.

Какие навыки развиваются у ребенка в процессе эксперимента?

Важным в использовании метода экспериментирования в работе с дошкольниками является то, что в процессе эксперимента:

  • дошкольник приобретает реальные знания об изучаемом объекте, о его взаимосвязи с другими объектами и окружающей средой;
  • у ребенка обогащается память, мыслительные процессы активизируются вследствие того, что необходимо постоянно анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания;
  • у детей развивается речь, так как ребенок формулирует выводы исходя из увиденного;
  • происходит обогащение умственных умений (приемов и операций);
  • формируется самостоятельность ребенка, умение ставить перед собой не сложные цели, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
  • развивается эмоциональная сфера дошкольника, его творческие способности, происходит приобщение детей к труду, повышается уровень двигательной активности, укрепляется здоровье.

При правильном построении деятельности у детей среднего дошкольного возраста формируется способность задавать вопросы, и дети пытаются сами найти на них ответы. Инициатива проведения опыта находится в руках дошкольников. Дети обращаются к педагогу с просьбами и предложениями по проведению эксперимента. Воспитатель занимает роль более опытного друга и советчика. Он не должен навязывать детям свое мнение, ребенок должен попробовать разные варианты и сам попросить помощь воспитателя, но воспитатель на просьбу о помощи должен побудить детей мыслить самостоятельно и с помощью наводящих вопросов направить детей в нужное русло.

Как мотивировать ребенка на эксперимент?

Детскую экспериментальную деятельность нужно рассматривать как успешный путь по знакомству детей с окружающим их миром и эффективный способ в развитии интеллектуальных процессов. Опыты дают возможность объединения всех видом деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по проведению эксперимента распределяется между педагогом и воспитанниками.

Необходимо соблюдать правила безопасности по проведению опытов. Все незнакомые детям действия осваиваются в такой последовательности:

  • действие показывает воспитатель;
  • затем кто-то из детей повторяет, возможность повтора отдается тому ребенку, который заведомо выполнит действие неверно, это поможет сконцентрировать внимание на ошибке;
  • воспитатель может осознанно совершить ошибку, благодаря чему дети могут обратить внимание на эту ошибку, вероятность совершения которой велика со стороны детей;
  • ребенок, который не допустит ошибку, повторяет действие;
  • для возможности контроля работы каждого ребенка действие осуществляется вместе и медленно.

Когда детям действие стало знакомо, они совершают его в обычном темпе. Выбор объекта должен соответствовать целям и задачам эксперимента.

Кроме того, можно отметить, что детский эксперимент имеет развивающий потенциал. Достоинством экспериментирования является способность детям дать реальные знания об изучаемых объектах. Опыт – это средство для развития мыслительных процессов детей. В процессе деятельности у детей происходит обогащение памяти, возникает потребность в совершении операций анализа, сравнения и обобщения и подобных. Также оно положительно влияет на эмоции детей, на развитие творческих способностей. В процессе эксперимента дети удовлетворяют свою любознательность, могут почувствовать себя маленькими учеными, исследователями и первооткрывателями.

План работы по развитию познавательной активности детей

В своем исследовании мы наметили этапы руководства экспериментированием детей средней группы и разработку плана работы по развитию познавательной активности детей четырех-пяти лет средствами экспериментирования, нами были изучены педагогические материалы. Базовыми при разработке плана стали следующие: «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Г. П. Тугушевой, А. Е. Чистяковой, «Методика детского экспериментирования» Л. В. Рыжовой, «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» О. В. Дыбиной.

Виды экспериментальной деятельности по развитию познавательной активности с детьми среднего дошкольного возраста включали опыты:

Вода-волшебница: на определение прозрачности воды, «у воды нет вкуса», «определение формы воды», на определение запаха воды.

Невидимка-воздух: «поймай невидимку», «воздух в человеке», «мыльные пузыри», «с веером», «что тяжелее?», «из чего состоит песок», «взаимосвязь с водой», «определение сыпучести».

Магнит и его свойства: «что происходит с предметами?», «не замочив рук», «танцующие скрепки», «магнитные полюса».

Свойства бумаги: «шуршащая или поющая бумага», «бумага рвется?», «летает, не летает», «какая бумага быстрее намокнет?».

Соль и сахар: «растворимость», «кристаллы сахара», «кристалл из соли».

Цвет: «волшебная кисточка», «вода красится?», «радуга в стакане», «красим цветы».

Явления природы: «радуга из воды», «волны в бутылке», «извержение вулкана».

Изучаем стекло: «гладкость, ребристость, шероховатость», «тепло, холод», «цвет», «прочность», «таинственные картинки».

Всего было проведено 35 опытов. Некоторые мы опишем подробно.

Опыт на определение запаха воды

Цель: создать условия для понимания детьми того, что вода не имеет запаха.

Ход проведения опыта: детям предлагается понюхать воду в стакане, затем для сравнения запаха в воду добавляется лимон, благодаря этому дети могут убедиться, что чистая вода не имеет запаха, но если в нее добавить вещество с запахом, то у воды появится запах того вещества, которое в нее добавили.

Опыт «Не замочив рук»

Цель: создать условия для понимания детьми того, что магнит может действовать через пластмассу и воду.

Ход поведения опыта: детям предлагается с помощью магнита достать скрепку со дна стакана, не замочив руки. Для этого нужно провести магнитом по стенке стакана. Вывод: магнитные силы действуют сквозь пластмассу и воду, поэтому легко достали скрепку, не замочив рук.

Опыт «Растворимость»

Цель: создать условия для формирования представления детей о том, что, сахар и соль растворяются в воде.

Ход проведения опыта: На столе соль, сахар, гречка, стаканы с водой, ложки. Детям предлагается в стакан с водой добавить сахар, в другой стакан соль и в третий стакан гречку и пронаблюдать, что происходит с предметами. На основе увиденного дети делают вывод о растворимости сахара и соли и отсутствии такого свойства у гречки.

Опыт «Как увидеть молнию?»

Цель: Выяснить, что гроза – проявление электричества в природе.

Материал: Кусочки шерстяной ткани, воздушный шар, рупор.

Проведение опыта. Сложенные друг на друга кусочки ткани дети натирают воздушным шаром или пластмассовым предметом. Подносят к ним рупор для усиления звука и медленно разъединяют ткань. Выясняют, что произошло с тканью при натирании: она наэлектризовалась, появился треск – проявление электричества.

Результаты экспериментов

В ходе всех проведенных опытов дети проявляли активность, практически осваивали свойства и качества различных предметов и материалов. В ходе деятельности дети учились анализировать, выделять свойства предметов, находить сходства и различия предметов, выдвигать предположения, делать выводы и отражать их в речи при ответах на вопросы:

По окончанию образовательной деятельности мы обсуждали с детьми, что нового они узнали, закрепляли пройденный материал.

Дети проявляли желание экспериментировать дома, им было задано домашнее задание: пронаблюдать совместно с родителями разные состояния воды – жидкое, твердое и газообразное. Дети приносили замерзшую воду в детский сад, и мы строили различные ледовые фигуры. После чего мы вместе со всеми детьми обсуждали их наблюдения в группе.

Таким образом, опытно-экспериментальная работа показала, что целенаправленное систематическое применение опытов и экспериментов позволяет детям на основе собственных наблюдений, практических действий. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/01/02/konsultatsiya-razvitie-poznavatelnoy-aktivnosti
http://moluch.ru/archive/88/17199/
http://keskil14.ru/razvitie-poznavatelnoj-aktivnosti-detej-srednego-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami-eksperimentirovaniya/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector