0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Программа «Здоровье» в ДОУ. «Здоровье это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических. Cайт для руководителя детского сада, Дошкольное воспитание в ДОУ

Физическое здоровье дошкольников.


Нечитайлова Арина Антоновна

Ничто так не истощает и не

ослабляет, как продолжительное
физическое бездействие.

Все родители хотят видеть своих детей счастливыми, жизнерадостными, а, значит, и здоровыми.

В уставе Всемирной организации здравоохранения этот термин раскрывается так: «Здоровье есть состояние полного психического, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».

Что мы понимаем под психическим, физическим и социальным здоровьем?

Физическое здоровье – это высокая работоспособность и устойчивость к заболеваниям. Основа этого — нормальная работа всех органов и систем организма.

Под психическим здоровьем следует понимать уверенность в себе, основанную на умении управлять своими чувствами и мыслями.

В понятие «социальное здоровье» входит: стремление и умение управлять собственным здоровьем и строить свое поведение без ущерба для благополучия других людей.

Из определения здоровья Всемирной организации здравоохранения следует, что человек здоров только тогда, когда все эти три фактора присутствуют в жизни человека в совокупности.

Остановимся на физическом здоровье детей.

В настоящее время многие родители огромное внимание уделяют умственному воспитанию детей. Как показывает практика, очень часто родители недооценивают роль движений в жизни своего ребёнка. А ведь двигательная активность является жизненно необходимой, биологической потребностью детского организма. Исследования показали, что движения благотворно влияют на развитие всех систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, нервной и др. Движение — основное проявление жизни и, в то же время, средство гармоничного развития личности.

Мы живем в век научно-технического прогресса. Нам не надо носить воду, колоть дрова, как нашим бабушкам и дедушкам, белье стирают машины-автоматы, у нас появилось больше свободного времени, и многие из нас устремили свои взгляды к мониторам телевизоров и компьютеров, забывая о том, что движение – это предупреждение разного рода болезней. А дети – это наше отражение, они поступают так же как взрослые. Без движений ребенок не может вырасти здоровым. Ребёнку, особенно в дошкольном возрасте, необходимо много двигаться. А заботливые мамы стараются усадить своё чадо в коляску или санки вместо прогулки пешком. По дороге в детский сад стараются подъехать на автобусе одну – две остановки или везут ребёнка на машине, тем самым, сокращая количество движений себе и ребёнку. Часто за делами родители забывают поиграть с ребёнком, а, может быть, просто не придают значения движениям в жизни ребёнка или не умеют играть в подвижные игры.

Необходимо создать условия ребенку для развития движений:

1) правильно подбирать одежду и обувь;

2) больше гулять, давать детям возможность играть и заниматься на детских площадках;

3) больше ходить пешком;

4) организовывать движения дома;

5) следить за осанкой — залогом здоровья;

6) обратите внимание на стопу , не успокаивайтесь, если врач-ортопед сказал вам,
что у вашего ребенка все в порядке. Следуйте следующим правилам: Правильно подбирайте обувь (должен быть низкий каблучок). Реже надевайте ребенку резиновые сапоги, (ноги потеют, мышцы стопы расслаблены). Сделайте стельки с супинаторами (2-3 пары) Научите ребенка мыть ноги перед сном теплой водой с мылом и обливать прохладной или холодной.

7) не наказывайте детей углом . Это физическое наказание. Вы сами можете убедиться в этом, проделав следующий опыт: попробуйте вытянуть руку вперёд и отметьте время, в течение которого вы не будете испытывать никаких ощущений. Это займет не более 10 минут. После этого запомните ощущение в мышцах поднятой руки. А наказанный ребенок чувствует это во всех мышцах. Ребенок, поставленный в угол, через 5 минут, а слабые дети и раньше, начинает переминаться с ноги на ногу или прижмется к стене. Отсюда и нарушения осанки!

8) Воспитывайте привычку к здоровому образу жизни !

Актуальность проблемы формирования у дошкольников основ культуры здоровья и начальных представлений о ЗОЖ по ФГОС ДО
статья

Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает особую озабоченность государства и общества.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Актуальность проблемы формирования у дошкольников основ культуры здоровья и начальных представлений о ЗОЖ по ФГОС ДО

Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает особую озабоченность государства и общества. Демографическая ситуация в нашей стране складывается неблагоприятным образом. Важно не только родить ребенка, но и вырастить его здоровым, заложить фундамент здоровья, потому что в будущем этот ребенок тоже станет родителем и генетически передаст своему ребенку свое здоровье. Поэтому проблема укрепления здоровья детского населения и формирования культуры здоровья не может рассматриваться в обществе в свете популярности или не популярности. От ее решения зависит будущее нации и государства, поэтому она актуальна всегда.

Читать еще:  Карандашница из бумажных трубочек. Cпиральное плетение из газет, мастер класс. Карандашница. Приступаем к плетению карандашницы

Ключевыми принципами « Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» , является реализация основополагающего права каждого ребёнка « жить и воспитываться в семье, сбережение здоровья каждого ребёнка, формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни». В «Стратегии» отмечается, что у значительной части детей дошкольного возраста обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения. В « Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)», большое внимание уделяется задаче развития у детей представлений о здоровье и ЗОЖ, воспитания здоровьесберегающего поведения. Фундамент здоровья человека закладывается в дошкольном возрасте. По данным совместных исследований сотрудников НИИ гигиены и НИИ возрастной физиологии РАО в дошкольном возрасте всего около 5,6 % детей можно назвать абсолютно здоровыми (I группа здоровья), 23-26 % имеют хронические заболевания (III группа здоровья), остальные ослабленное здоровье (II группа здоровья). Исследования М.В.Антроповой показали, что наблюдается достаточно высокий процент детей с функциональными отклонениями, в структуре которых на первом месте по числу случаев и частоте стоят заболевания носоглотки, нарушения осанки и зрения. Выявлена тенденция к увеличению числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и зрения от младшего к старшему дошкольному возрасту, тогда как считается, что заболеваемость к старшему дошкольному возрасту снижается. По данным Минздрава России нарушение осанки до поступления в ДОУ отмечается у 24,5 % детей; у детей, посещающих ДОУ, дефекты осанки наблюдаются в 6 лет у 66,6 % , а в 7 лет -86,4%. Подчеркивается, что чаще всего это является следствием определенными нарушениями режима дня, негативной практики увеличения умственной и физической нагрузки воспитанников детского сада, учебных занятий, требующих напряжения и относительно малоподвижной позы. Это вызывает у детей переутомление, невротизацию, отражается на состоянии здоровья и эмоциональном благополучии. Продолжительное сидение при слабом опорно-двигательном аппарате приводит к нарушению осанки, а это, в свою очередь, оказывает неблагоприятное влияние на работу сердечно-сосудистой, дыхательной систем, органов зрения. В деле формирования здорового образа жизни дети являются наиболее перспективной возрастной категорией. Именно в этом возрасте происходят усвоение основных объемов информации, выработка фундаментальных жизненных стереотипов. В ДОУ для этой работы складываются исключительно благоприятные условия. Весь уклад жизни ребенка построен правильно, на научных принципах, последовательность режимных процессов, их длительность, рациональное питание, двигательный режим, закаливание – их проведение формирует у ребенка привычки ЗОЖ. Однако необходимо, чтобы ребенок из объекта для проведения оздоровительных мероприятий превратился в активного участника этого процесса, т.е. научился понимать важность этих процедур для здоровья и осознанно и активно их использовал в повседневной жизни не только в ДОУ, но и дома, а в будущем и в период обучения в школе. В программных документах по дошкольному воспитанию, утвержденных Министерством образования («Концепции содержания непрерывного образования дошкольное и начальное звено», «Программе воспитания и обучения в детском саду», программах «Детство», «Радуга»), большое внимание уделяется задаче развития у детей представлений о ЗОЖ и воспитания здоровьесберегающего поведения. Во всех этих документах большое внимание уделяется не только вопросу формирования гигиенической культуры, но и физической культуры, а также обеспечения социально-эмоционального благополучия. Поэтому относительно детей дошкольного возраста посещающих ДОУ можно говорить о формировании у них культуры здоровья. Под «культурой здоровья ребенка» понимается совокупность трех компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни человека; знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его; валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Таким образом, приобщение дошкольников к ЗОЖ можно представить в следующей последовательности: ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ → ПРАКТИЧЕ-СКИЕ УМЕНИЯ → НАЧАЛЬНАЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Детство – период познания. Ребёнок в этом возрасте исследователь, первооткрыватель, философ. Он хочет познать всё, он готов учиться всегда. Перед педагогами стоит задача осознать значимость этого периода в жизни человека и понять, что воспитывать ребёнка нужно с учётом закономерностей развития и природной индивидуальности. Первые представления о здоровье формируются уже в дошкольном возрасте. Если учесть, что этот период является основополагающим в становлении личности человека, то становится очевидной актуальность формирования у дошкольников основ культуры здоровья и начальных представлений о ЗОЖ .

Всемирной организацией здравоохранения принято следующее общее определение «здоровье – состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений». В отечественной педиатрии принято определение «здоровье дошкольника» — это не только отсутствие болезней, но и соответствие возрастным нормативам уровня физического и нервно-психического развития. Под «здоровым образом жизни» в медицинской литературе понимают поведение, стиль, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья данной популяции. Здоровый жизни связан с выбором личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни, что предполагает высокий уровень гигиенической культуры отдельных социальных групп и общества в целом. Основные компоненты здорового образа жизни: правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма, развитие дыхательного аппарата, сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

Читать еще:  Трудовое воспитание детей в средней группе детского сада. Перспективное планирование трудовой деятельности в средней группе на год

Под «культурой здоровья ребёнка» понимается совокупность трёх компонентов:

-осознанного отношения к здоровью и жизни человека;

-знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его;

-валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения, задачи связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.Учёный Г.М Соловьёв выделил пять основных направлений воспитания культуры здорового образа жизни:

-формирование знаний и интеллектуальных способностей;

-приобщение к оздоровительной деятельности.

Главным результатом культуры здорового образа жизни является высокий уровень здоровья, умственной и физической работоспособности, психоэмоциональная устойчивость и способность противостоять разнообразным стрессовым факторам, неблагоприятным экологическим и внешним воздействиям. На формирование системы знаний и умений в области познания ребёнком самого себя, своих возможностей и способов их развития наибольшее влияние оказывают образовательные учреждения, на которые и возлагаются задачи по формированию культуры здорового образа жизни у детей. Формируя у дошкольников основы культуры здоровья и начальных представлений о ЗОЖ, позволит воспитать физически развитых, психологически здоровых, социально-благополучных детей.

Исходя из этого, можно предположить, что формирование ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ у детей дошкольного возраста будет успешным, если:

-создать условия в дошкольном учреждении для формирования у детей дошкольного возраста основ ЗОЖ в процессе ежедневной образовательной деятельности .

-использовать разнообразные виды образовательной деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья у детей дошкольного возраста;

— работу по формированию основ ЗОЖ у детей строить таким образом, чтобы ребёнок был не только объектом, но и активным участником образовательного процесса.

Здоровьсберегающие технологии образовательной деятельности в ДОУ

Марина Салахова
Здоровьсберегающие технологии образовательной деятельности в ДОУ

Здоровьсберегающие технологии образовательной деятельности в ДОУ.

Тема здоровья актуальна во все времен а.

Здоро вье — это достояние всего общества, которое нельзя оценить. При встрече или прощании мы желаем друг другу здоровья, потому что это основа счастливой и полноценной жизни. В этом отношении очень важна пора дошкольного детства, когда закладывается «фундамент» общего развития. Именно в этот период нужно постараться обеспечить полноценное физическое, психическое и нравственное развитие, из которых и состоит собственно здоровье.

К сожалению, здоровье детей дошкольного возраста с каждым годом катастрофически ухудшается. К моменту поступления в школу, большинство детей имеют те или иные проблемы со здоровьем. Таким образом, встает вопрос о необходимости изучения современных методик по укреплению и сохранению детского здоровья.

Определить понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии»

возможно, исходя из родового понятия «образовательные технологии». Если последние отвечают на вопрос «Как учить?», то логичным окажется ответ – так, чтобы не наносить вред здоровью дошкольников и педагогов.

Усилия педагогов современного детского сада сегодня, как никогда, должны быть направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Эти задачи являются приоритетными в процессе модернизации российского образования.

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ – процесс воспитания и обучения детей в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

Задачи здоровьесберегающей педагоги ки:

1. Формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для конкретного дошкольного учреждения средств физического воспитания оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.

2. Использование в образовательной деятельности ДОУ духовно-нравственного и культурного потенциала города, микрорайона, ближайшего окружения, воспитание детей на традициях русской культуры.

3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развития творческого потенциала.

Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

Технология (педагогическ ая) – это инструмент профессиональной деятельности педагога. Включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть результат собственной профессионально- педагогической деятельности.

Важная характеристика педагогической технологии – ее воспроизводимость.

Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегаю щей.

Продолжается процесс модернизации и оптимизации всей системы образования.

Приоритет здоровья направлен на преодоление существующих негативных тенденций в состоянии здоровья подрастающего поколения.

Появляются новые программы и технологии:

Первые две направлены на развивающее обучение. Среди всех известных технологий здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов к решению возникающих проблем.

«Здоровьесберегающая технологи я» — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды.

Читать еще:  Поздравления с днем рождения зятю от тещи. Поздравления с днем рождения зятю от тещи – праздничные поздравления для мужчины

Здоровьесберегающие технологии направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса: детей, педагогов, родителей. Их можно объединить в три группы:

1. Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний.

2. Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми.

3. Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.

Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий ДОУ, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения) – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических дефектов.

Принципы здоровьесберегающих технолог ий:

1. Создание образовательной сферы, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психологического состояния.

2. Творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.

3. Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок – субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.

4. Построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций. Прежде всего, имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным, от действия в материальном плане по материализованной программе к речевому и умственному планам выполнения действия, от развернутых поэтапных действий к свернутым и автоматизированным.

5. Учет системного строения высших психических функций. При формировании базовых функций педагогу важно принимать во внимание все входящие в данную функцию компоненты, их готовность к формированию новой функции.

6. Предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении нового материала, обучение «по единицам, а не по элементам», принцип целостности.

7. Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. Педагогу нет необходимости быть необъективным: он может выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определенной период времени.

8. Рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям детского сада: до 50% снижаются общая заболеваемость, обострение хронических заболеваний, пропуски по болезни.

9. Обеспечение адекватного распределения сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активности необходимы во избежание переутомления детей.

10. Обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения — необходимое условие здоровьесберегающих технологий.

11. Комплексная система закаливания детей.

«Здоровье не все, но все без здоровья ничто» Каждый день должен приносить ребенку радость (радость познания, радость общения).

Классификация здоровьесберегающих технолог ий:

-технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, корригирующая и ортопедическая гимнастика, бодрящая гимнастика после сна.

-технологии обучению здоровому образу жизни: физкультурные занятия, коммуникативные игры, игротерапия, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж.

-коррекционные технологии: арттерапия, музыкальное воздействие, сказкотерапия, технология воздействия цветом, психогимнастика, фонетическая ритмика, технология коррекции поведения.

Здоровьесберегающая ср еда – это комплекс:

— образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную моральную и бытовую среду в семье и ДОУ.

Ведущими принципами организации здоровьесберегоющей среды являются:

— динамизм (возможность изменения, преобразования);

— открытость (связь с другими социальными институтами, с социумом в целом);

— гибкость (учет возможностей как субъектов образования, так и социально-культурного пространства);

— саморазвитие и взаимосвязь педагогических подсистем (воспитание, образование, развитие, управление).

Очень важно, чтобы каждая технология имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов, родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Актуальность здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. С целью достижения новых.

Формирование основ здорового образа жизни в дошкольном образовательном учреждении. «Мы за здоровый образ жизни! вы?. » Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Сохранение здоровья.

Источники:

http://yablonka91.edusite.ru/p268aa1.html
http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2020/02/13/aktualnost-problemy-formirovaniya-u-doshkolnikov-osnov
http://www.maam.ru/detskijsad/zdorovsberegayuschie-tehnologi-obrazovatelnoi-dejatelnosti-v-dou.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector