0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рекомендации для родителей тревожного ребенка 3 лет. Профилактика тревожности (Рекомендации родителям). Как помочь ребенку преодолеть тревожность

Консультация для родителей «Как помочь тревожным детям? Как преодолеть тревожность?»

Ефремова Лидия Дмитриевна
Консультация для родителей «Как помочь тревожным детям? Как преодолеть тревожность?»

Консультация для родителей

ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ

Порой действия взрослых способствуют развитию тревожности у детей.

Родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах.

Малыш не может понять, ка и чем угодить родителям, безуспешно старается добиться их расположения и любви. Но потерпев одну неудачу за другой, понимает: он никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него папа, мама. И тогда признает себя не таким как все: хуже, никчемнее, считает себя необходимым приносить бесконечные извинения. Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он мелко и часто дышит. Голову вбирает в плечи, приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты. Все это не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов, в его компетентности в какой либо области (не бывает совсем неспособных детей).

• Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи.

• Необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка (поросенок, дурак, даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты.

• Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, пусть лучше он объяснит, зачем или почему он это сделал (если он хочет).

• Полезно уменьшить количество замечаний.

• Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями («Замолчи, а то рот заклею!» «Уйду от тебя! Убью тебя!»). Они и без того боятся всего на свете.

• Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку приобрести чувство уверенности в себе и доверие к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства. Родителям полезно чаще обнимать ребенка, целовать его, не боясь избаловать.

• Чувства и действенная любовь взрослых – мощный щит, помогающий предупредить появление у ребенка тревожности.

• Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны в поощрениях и наказаниях.

• С целью профилактики тревожности можно использовать наглядную агитацию (информацию).

ПРОФИЛАКТИКА ТРЕВОЖНОСТИ

Рекомендации родителям

1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей (воспитателей, бабушки).

2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не в состоянии выполнить. Если ребенку с трудом дается какое-либо занятие, лишний раз помогите ему, поддержите его, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.

5. Чаще играйте со своим ребенком,общение и совместные игры с родителями укрепляют его веру в свои силы, возможности, развивают чувство гордости и достоинства.

Правила работы с тревожными детьми

1. Избегайте состязания и каких-либо видов работ на скорость.

2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.

3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.

5. Чаще обращайтесь к нему по имени.

6. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

7. Не предъявляйте к нему завышенных требований.

8. Будьте последовательны в воспитании ребенка.

9. Старайтесь делать ему как можно меньше замечаний.

10. Используйте наказания лишь в крайних случаях.

11. А наказывая ребенка, не унижайте его.

• Если по каким – либо объективным причинам ребенку трудно выполнять учебные поручения и указания, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия приносили ему радость, и он не чувствовал себя ущемленным; при этом ненавязчиво помогите выполнить сложные и трудные для него задания. Старайтесь заниматься с ребенком на предельной для него трудности, развивайте его «зону ближайшего развития». Пусть ребенок живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.

• В работе с тревожными детьми желательно использовать игры на телесный контакт, упражнения на растягивание и релаксацию, на отработку техники глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирание тела, раскрашивание лица старой маминой косметикой и др. – для снятия мышечного напряжения.

Игры и упражнения с тревожными детьми см. Ж, Д/В № 10 за 2007 г. (стр. 66-70).

Литература

Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М. ,1993г.

• Лебединский В. В., Никольская О. С. и др.

Эмоциональные нарушения в детском возрасте их коррекция. М., 1990 г.

• Лютова Е. К., Монина Г. Б.

Шпаргалка для родителей: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. СПб, 2002 г.

Психологическая коррекция детей с искаженным психическим развитием.

(Организация медико-психологической реабилитации лиц с различными отклонениями в состоянии здоровья средствами ПФК (актуальное проблемы реабилитологии) сб. статей № 1 (Под редакцией Л. В. Пасечник, О. В. Яшина, Н. Новгород, 2005 г.)

Критерии определения тревожности у ребенка

• Трудность, иногда даже невозможность сконцентрироваться на чем – либо.

• Мышечное напряжение (в области лица, шеи).

Тревожный ребенок

1. Не может долго работать, не уставая.

Читать еще:  Как отучить малыша брать палец в рот. Как отучить ребенка сосать палец: боремся с вредной привычкой Берет руки рот 3 месяца

2. Не может сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Вовремя выполнения задания ребенок очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о напряженных ситуациях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется на то, что ему снятся страшные сны.

9. Руки у него обычно холодные и влажные.

10. Нередко бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

(Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.) 1992 г.

Высокая тревожность – 15-20 бал., средняя – 7-14 бал. ,низкая – 1-6 бал.

Критерии определения страха разлуки

1. Повторяющееся от раза к разу чрезмерное расстройство, печаль при расставании.

2. Постоянное чрезмерное беспокойство о том, что какое либо событие приведет его к разлуке с семьей.

3. Постоянное чрезмерное беспокойство о потере, о том, что взрослому может быть плохо.

4. Постоянный отказ идти в детский сад.

5. Постоянный страх остаться одному.

6. Постоянные ночные кошмары, в которых ребенок с кем-то разлучается.

7. Постоянные жалобы на недомогание; головную боль, боль в животе и др.

Дети, страдающие страхом расставания, и в самом деле могут заболеть, если много думают о том, что их тревожит.

Как помочь тревожному ребенку?

Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в 3-х направлениях:

• обучение умело управлять собой в наиболее волнующих ситуациях;

• снятие мышечного напряжения.

Повышение самооценки

Ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Похвала должна быть искренняя, т. к. дети остро реагируют на фальшь.

Желательно, чтобы тревожные дети чаще участвовали в таких играх, как «Комплименты»; «Я дарю тебе….», которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя глазами других детей. Можно оформить стенд «Звезда недели»; раз в неделю вся информация будет посвящаться успехам конкретного ребенка. Каждый ребенок получит возможность быть в центре внимания окружающих.

Можно отмечать достижение ребенка в ежедневной информации для родителей на стенде «Мы сегодня»; «Сережа проводил опыт с водой…., рисовал зиму»

В раздевалке на шкафчике каждого ребенка, можно закрепить «Цветик-семицветик» или «Цветок достижения». В центре цветка – фотография ребенка и на лепестках, соответствующих дням недели, информация о достижениях ребенка, которыми он гордится (сам зашнуровал ботинки, научился прыгать на одной ножке, поливал цветы, слепилснеговика, ходил с мамой в театр, нарисовал дом и т. д.). В младшей группе информацию заполняет воспитатель, в старшей группе – можно поручить детям, что служит стимулом для обучения письму и способствует установлению контакта между детьми: те, кто не умеет читать и писать, обращаются за помощью к товарищам.

Позитивная информация очень важна – и для взрослых, и для детей – в целях установления взаимопонимания между ними, причем нужна она для родителей детей любого возраста.

Таким образом, использование наглядной формы работы помогает решать сразу несколько педагогических задач, одна из которых – повышение уровня самооценки детей, особенно тех, у кого высокая тревожность.

Работа с родителями тревожного ребенка Тема: РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным.

Советы психолога. Как помочь тревожным детям? Очевидно, ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребёнок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию тревожности.

Тревожные дети: что делать родителям

Одной из наиболее распространенных проблем, с которой родители обращаются к специалисту , является повышенная тревожность ребенка.

Тревожность — повышенная склонность к переживанию эмоционального дискомфорта, беспокойству, волнению. Она может быть связана с ожиданием и предчувствием неприятных переживаний или опасности. При чем даже если все вокруг хорошо и благополучно, ребенок может испытывать фоновое ощущение предстоящей беды (страх перед неизвестностью).

Различают ситуативную и личностную тревожность. То есть в умеренном количестве в определенных стрессовых ситуациях тревога оправдана и даже полезна — она мобилизует человека, позволяет избежать опасности или эффективнее справиться с задачей. В остальное время он может чувствовать себя совершенно нормально, не испытывать никаких проблем.

Личностная тревога сопровождает человека во всех жизненных обстоятельствах, даже объективно благополучных. То есть становится устойчивой чертой личности, влияя на все сферы жизни, на самооценку, мотивацию, взаимодействие с окружением. Человека сопровождает чувство напряжения, неявной угрозы, а любое взаимодействие с окружающим миром воспринимается как источник потенциальной опасности, напряжения и дискомфорта.

Как правило, тревожной личность становится еще в детстве. А значит родителям важно вовремя заметить у своего малыша первые признаки формирования личностной тревожности:

1. частое проявление беспокойства;

2. трудности с концентрацией внимания;

3. повышенный тонус мышц на лице и шее;

4. раздражительность, выраженная скованность или неусидчивость;

5. нарушения сна;

6. проблемы с аппетитом (изменения в пищевом поведении);

7. низкая работоспособность;

8. неуверенность, зажатость, чрезмерное смущение (например — смущение даже среди хорошо знакомых людей).

9. напряженный взгляд;

11. соматические расстройства организма: болезненные ощущения в животе, дискомфорт от ношения каких-либо вещей, головные боли, спазмы в дыхательных путях, жажда, сниженный тонус мышц ног;

Читать еще:  Как отрастить длинные волосы в домашних условиях: советы для девушек. Как можно ускоренно отрастить волосы народными методами

12. болезненная реакция на критику;

13. склонность обвинять самого себя;

14. критика окружающих.

Для тревожного ребенка окружающий мир — пугающий и враждебный, малыш постоянно ощущает себя подавленным, настороженно относится к окружающим и с трудом устанавливает новые контакты или избегает их вовсе. Ищет поддержку и защиту в значимом близком (как правило, в матери), зачастую демонстрирует свою беспомощность и несамостоятельность чтобы привлечь его внимание и получить чувство защищенности. Со временем это может перерасти в заниженную самооценку, склонность к перекладыванию ответственности и несамостоятельность, стремлению занять позицию жертвы.

По мнению известных исследователей и авторов книги «Эмоциональная устойчивость школьника» Б.И. Кочубея и Е.В. Новиковой причиной тревожности является наличие внутриличностного конфликта у ребенка.

К основным причинам возникновения этого конфликта формирования тревожности относят:

• отсутствие чувства защищенности;

• отвержение и дистанцирование (эмоциональное) со стороны взрослых;

• неблагоприятный эмоциональный фон в семье;

• противоречивостью предъявляемых родителями требований;

• неадекватность предъявляемых требований;

• противоречием между требованиями в семье и школе, детском саду;

• непоследовательность в воспитании;

• предъявление противоречивых требований;

• повышенная эмоциональность родителей;

• постоянное сравнение и приведение в пример других;

• авторитарно-жесткий или попустительский способ воспитания;

• материальные затруднения в семье;

• неадекватными, как правило, завышенными, требованиями (к примеру, родители страстно ожидают, всячески демонстрируя это, от ребенка, что он станет хорошим гимнастом, в то время как он более силен в гуманитарных науках, а не в спорте, или же споцифика его физиологии предполагает более эффективную работу в силовах нагрузках, а в растяжке, гибкости и подвижности суставов он уступает сверстникам);

• негативные требования: например учитель (воспитатель) требует, чтобы ребенок сказал ему, кто баловался, а если не скажет — то тогда он пожалуется родителям, что тот не слушается;

• стремление родителей соответствовать внешним критериям нормы и социального благополучия (чрезмерная ориентация на «картинку» вместо содержания).

АНКЕТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ РЕБЕНКА
по Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М.

Инструкция: Ответьте, пожалуйста, на определенные утверждения либо «да», либо «нет».

1. Не может долго работать не уставая.

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения задания очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о возможных неприятностях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что снятся страшные сны.

9. Руки обычно холодные и влажные.

10. Нередко бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидания.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

Суммируйте количество ответов «да», чтобы получить общий балл тревожности.

Высокая тревожность — 15 – 20 баллов.

Средняя — 7 – 17 баллов.

Низкая – 1 – 6 баллов.

Важно отметить, что работа с тревожными детьми и подростками вопрос не двух-трех встреч, она требует продолжительного времени и активного и сознательного включения в этот процесс родителей (если не сказать — коррекцию процесса воспитания в принципе). Основными направлениями в работе с тревожными детьми и подростками являются:

1. работа по повышению и стабилизации самооценки;

2. обучение навыкам саморегуляции;

3. снятие мышечного напряжения.

Отмечу, что в своей практике (думаю многие коллеги меня поддержат) вижу особую эффективность в работе с такими детками методов арт-терапии (от рисуночных методик до сказкотерапии) с элементами телесно-ориентированной терапии. Комбинация этих методов позволяет прорабатывать как эмоциональное, так и физическое напряжение, научить регуляции эмоционального и физического состояния.

Рекомендации родителям тревожных детей и подростков:

— старайтесь больше разговаривать с ребенком, больше объясняйте ему, рассуждайте;

— избегайте фраз типа «поймешь, когда вырастешь» — знание появляется не от возраста, а от взаимодействия с окружающим миром — в первую очередь с родителями! Дети не учатся тому «как надо» или «хорошему» и «плохому» сами, значение многих понятий, привычных взрослым, им не ведомы, не ленитесь их объяснять — непонимание порождает тревогу;

— говорите о своих эмоциях и чувствах;

— не предъявляйте высоких требований к ребенку, ваши ожидания не должны подрывать его самооценку, давать пищу для сомнений в своих силах;

— старайтесь всячески убеждать ребенка в своей безграничной и безусловной любви — демонстрируйте это, говорите, однако не «душите» этим чувством, оно не должно вызывать у него смущения или ощущения, что таким образом вы готовы взять на себя и всю ответственность;

— отмечайте его успехи, делитесь ими со всеми членами семьи;

— избегайте употребления слов, унижающих достоинство;

— не заставляйте малыша насильно извиняться за проступки, это должно быть не механическое действие «по шаблону», попросите его объяснить их причину (!), деликатно объясните, что чувствуете сами в связи с этим и почему;

— сведите к минимуму число замечаний;

— не пугайте невыполнимыми наказаниями;

— чаще прибегайте к тактильному контакту, объятиям — это помогает снизить как эмоциональное напряжение, так и мышечное;

— оба родителя должны быть единодушными и последовательными в вопросах воспитания;

Читать еще:  Детские поделки на городскую елку. Новогодние ёлочные игрушки своими руками: мастер-класс и фото. Бумажные игрушки для Нового года

— совместно выполняйте упражнения на релаксацию. Малышам трудно понять — что значит расслабиться. Предложите представить приятное место, например дачу летом, расскажите друг другу о своих ощущениях — как там хорошо, как светит солнце, жужжат пчелы и т.д. Особенно эффективно перед сном;

— тревожные дети, как правило, скрытны, старайтесь деликатно выяснять причины страхов и тревог;

— ненавязчиво и аккуратно интересуйтесь всем, что происходит в жизни вашего ребенка;

— по возможности сведите к минимуму количество стрессовых ситуаций, но не перестарайтесь — ребенок должен учиться справляться с трудностями — сперва с вашей помощью, затем самостоятельно (тут стоит упомянуть о пользе овладения навыкам саморегуляции);

— предлагайте ребенку свою помощь, но не делайте за него;

— в случае невозможности избежать серьезного стресса, заранее готовьте малыша к этой ситуации;

— делитесь своими детскими воспоминаниями — в том числе страхами, рассказывайте и об актуальных проблемах, волнениях;

— показывайте ребенку разницу в его достижениях — сравнивайте прошлые успехи с настоящими, отмечая его старание и усердие.

Советы родителям тревожного ребенка

Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей.

Нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Малыш не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа. Он признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения.

Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи, ребенок приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты. Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).

Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина). Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка («осел», «дурак»), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты. Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребенок извинился под нажимом родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление.

Полезно снизить количество замечаний. Предложите родителям попробовать в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребенку. Вечером пусть они перечитают список. Скорее всего, для них станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили вам и вашему ребенку.

Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: («Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!»). Они и без того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами.

Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства. Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Малыш, не зная, например, как сегодня отреагирует мама на разбитую тарелку, боится еще больше, а это приводит его к стрессу.

Родители тревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них. Но, к сожалению, наши отношения с родителями не всегда позволяют открыто сказать им об этом. Не каждому можно порекомендовать обратить внимание прежде всего на себя, на свое внутреннее состояние, а потом предъявлять требования к ребенку. В таких ситуациях можно сказать родителям: «Ваш ребенок часто бывает скованным, ему было бы полезно выполнять упражнения на расслабление мышц. Желательно, чтобы вы выполняли упражнение вместе с ним, тогда он будет делать их правильно».

Родители, которые следуют таким рекомендациям, через некоторое время отмечают приятные ощущения в теле, улучшение общего состояния. Они, как правило, готовы к дальнейшему сотрудничеству.

Подобные занятия можно рекомендовать не только родителям, но и педагогам. Ведь ни для кого не секрет, что тревожность родителей зачастую передается детям, а тревожность педагога — ученикам и воспитанникам. Вот потому, прежде чем оказывать помощь ребенку, взрослый должен позаботиться о себе.

Как помочь тревожному ребенку

Как и при работе над другими детскими проблемами, которые возникли не вчера и не вдруг, приготовьтесь к терпеливой систематической работе. Вести ее надо в трех направлениях. См. →

Как играть с тревожными детьми

Для коррекции детской тревожности вы можете воспользоваться играми. При их организации важно соблюдать некоторые правила, которые позволят создать комфортную игровую обстановку для тревожного ребенка. См. →

Профилактика тревожности

Шпаргалка для взрослых, или Правила работы с тревожными детьми. См. →

Примеры работы с детской тревожностью

Описание конкретных случаев работы с тревожными детьми. См. →

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-kak-pomoch-trevozhnym-detjam-kak-preodolet-trevozhnost.html
http://www.b17.ru/article/89831/
http://www.psychologos.ru/articles/view/sovety-roditelyam-trevozhnogo-rebenka

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector