0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Семейная гостиная как форма совместной деятельности детей, родителей и педагогов способствующая просвещению и укреплению семейных ценностей. Семейная гостинная материал на тему Что такое семейная гостиная

Проект «Семейная гостиная, как форма совместной деятельности детей, родителей и педагогов, способствующая укреплению семейных ценностей.»
материал (подготовительная группа) на тему

«Семейная гостиная, как форма совместной деятельности детей, родителей и педагогов, способствующая укреплению семейных ценностей»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Семейная гостиная как форма совместной деятельности детей, родителей и педагогов способствующая просвещению и укреплению семейных ценностей посредством досуга.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Проект «Семейная гостиная» долгосрочный. Срок реализации: сентябрь 2015 года – май 2016 года. Ориентирован на активизацию социального партнёрства родителей и педагогов и рассматривается как совместная деятельность, обеспечивающая развитие личности ребёнка и комплекс мер по модернизации дошкольного образования за счёт максимальной консолидации ресурсов. В Проекте отражен переход от формального общения сотрудников детского сада с родителями к продуктивному, развивающему ребёнка социальному партнёрству при организации досуга детей старшего дошкольного возраста, родителей и педагогов

Цель. Определить содержание и организацию досуговой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, обеспечивающую развитие личности каждого ребенка в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей в период введения ФГОС ДО.

● охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия при организации досуговой деятельности;

● создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

● формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

● формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

● обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Совместный план работы детей подготовительной группы № 10 , родителей и педагогов

Семейная гостиная как форма совместной деятельности детей, родителей и педагогов способствующая просвещению и укреплению семейных ценностей. Семейная гостинная материал на тему Что такое семейная гостиная

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Ильдеркина Светлана Николаевна

Организация: МАДОУ «Детский сад № 7 «Созвездие»

Населенный пункт: Чувашская Республика, г. Чебоксары

Семья – это первый и наиболее значимый воспитательный институт в жизни человека, где осуществляется первичная социализация ребенка, становление его как личности, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире. Однако рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) обуславливает значительные изменения в жизни самой семьи и ее функционирования. Такая семья чаще всего попадает в изоляцию, испытывает недостаток знаний в воспитании и развитии особого ребенка.

На современном этапе развития дошкольного образования в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) одной из актуальных задач становится поиск вариативных способов организации образовательной деятельности детей с ОВЗ и созданием условий для участия родителей в образовательной деятельности, обеспечения психолого – педагогической поддержки семьи и повышения их компетентности в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Помимо специализированных образовательных учреждений, в состав уже действующих ДОУ вводятся новые формы дошкольного образования для детей с разными стартовыми возможностями. Для детей, которые по каким — либо причинам не могут посещать дошкольную группу в режиме полного дня, создаются центры игровой поддержки развития (ЦИПР), консультативные пункты, группы кратковременного пребывания «Особый ребенок», службы ранней помощи, деятельность которых направлена на оказание вариативных образовательных услуг семьям, воспитывающим детей с ОВЗ в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

Читать еще:  Заявление на алименты бланк. Алименты на детей: образцы, бланки и примеры заявлений о взыскании алиментов. К исковому заявлению нужно добавить

Одним из таких вариативных форм оказания помощи детям и их семьям является лекотека. Лекотека — это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития. Здесь родители – полноправные участники воспитательно – образовательного процесса: ониполучают полную информацию о перспективах развития ребёнка, принимают участие при обсуждении индивидуально-ориентированной программы, вовлекаются в процесс совместной продуктивной деятельности с ребёнком, обучаются приёмам формирования в семье психолого — педагогических условий, обеспечивающих оптимальное развитие ребёнка.

Учитывая тот факт, что лекотеку посещают дети разного возраста и с разными образовательными потребностями (с нарушениями опорно – двигательного аппарат, зрения, интеллектуальной сферы и т.д.), учителю – дефектологу очень сложно организовать качественную и направленную работу с каждым родителем.

Применение традиционных форм работы с родителями в условиях лекотеки затрудняется и тем, что у специалиста много времени уходит на работу с каждым ребенком и применение только консультаций, устных форм работы недостаточно удовлетворяют запросам родителей. Но, в то же время, учитывая тот факт, что в лекотеке дети постоянно находятся с родителями, у учителя – дефектолога есть большие возможности использовать это для их непосредственного участия в работе с детьми.

С целью эффективной организации работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях лекотеки нами была разработана программа, где встречи с родителями проходили в форме «Семейных гостиных».

«Семейная гостиная» – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, их сплочению, передаче опыта в воспитании детей, укреплению института семьи.

Данная форма взаимодействия интересна тем, что тематика встреч варьируется в зависимости от запроса родителей. Каждый родитель имеет возможность высказать свои пожелания, предложения, касающиеся организации и содержания работы. Такое сотрудничество с родителями обогащает всех участников, создает положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.

Программа делится на 3 этапа: подготовительный, основной и этап закрепления (заключительный). Основными задачами программы по взаимодействию с семьей являются:

  1. Обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи, воспитывающих детей с ОВЗ и повышение педагогической грамотности родителей.
  2. Гармонизация детско – родительских отношений, развитие продуктивных форм общения с ребенком, повышение эффективности профилактики и предупреждения семейного неблагополучия детей.
  3. Обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми.
  4. Повышение потенциала взаимного доверия между образовательной организацией и семьей.
  5. Актуализация в сознании родителей о ценности дошкольного периода детства как базиса всей последующей жизни человека.

Сотрудничество учителя — дефектолога, родителя и ребенка с особыми образовательными потребностями по программе предполагает работу участников воспитательно – образовательного процесса по схемам «педагог — родитель», «педагог – ребенок — родитель» и «родитель – ребенок».

Содержание работы по схеме «педагог – родитель» направлен на оказание специалистами консультативной помощи семьям детей с ОВЗ. Эта работа носит как индивидуальный (когда педагог консультирует родителя по результатам диагностического обследования ребенка, особенностей его развития, заполняет тетради для домашних заданий) или групповой характер (родительские собрания, групповые консультации, тренинги, семинары и т.д.).

Кроме этого, консультационный материал для родителей был в устной (семинары, консультации, деловые игры и т.п.) и в письменной форме (буклеты, памятки, рекомендации, выставка специальной литературы и т.п.).

Педагогическое сопровождение семьи по схеме «педагог — родитель – ребенок» осуществлялось в ходе совместной игровой деятельности педагога иребенка и непосредственно образовательной деятельности, где родитель являлся непосредственным участником образовательного процесса.

Содержание работы по схеме «родитель – ребенок» осуществлялось в процессе самостоятельной игровой деятельности ребенка.

Вся программа состоит из встреч в «Семейной гостиной», которые проводятся в течение 10-ти недель. Встречи проходили 2 – 3 раза в неделю. Продолжительность встреч составляло от 30 минут до 1 часа. Увеличение времени происходило за счет включения в «Семейную гостиную» самостоятельной игровой деятельности детей, а также педагогов и родителей с детьми. Необходимо отметить, что учитывая неоднородность группы по видам нарушения и возрасту детей, при реализации этой программы предполагалось активное сотрудничество учителя-дефектолога, педагога – психолога и воспитателя группы при организации «Семейных гостиных»

Читать еще:  Цветоведение и колористика в дизайне. Как правильно подобрать цвет и тон в дизайн интерьера квартир. Основы цветоведения и колористики. Цвет в живописи, архитектуре и дизайне. Курс лекций. Рац А.П

Участие в работе «Семейной гостиной» помогает родителям снять эмоциональное напряжение – так называемого «конфликта поколений», появившегося и у родителей, и у детей. Появляется желание идти на контакт друг к другу, пересмотреть устоявшиеся нормы в связи с вновь возникшими обстоятельствами, чутко реагировать на изменение семейного климата и двигаться в направлении его улучшения, родители и дети научаться слышать друг друга и вставать на противоположную сторону. Повышается психолого-педагогическая культура родителей, которая в свою очередь поспособствует сохранению целостности семьи и полноценного развития детей в семье, гармонизация семейных отношений, формированию равноправных и равноответственных партнёров.

Таким образом, учитывая один из важных аспектов требований ФГОС ДО о необходимости создания условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности, обеспечения психолого – педагогической поддержки семьи и повышения их компетентности в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, мы предполагаем, что в условиях лекотеки наиболее продуктивной и информативной будет организация работы с родителями в форме «Семейной гостиной».

Список литературы

  1. Закрепина А. В. Психолого – педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Дошкольное воспитание. – 2009. — № 4. – С.94 – 101.
  2. Марченко Т. М. Детско – родительские группы как одна из форм психологической помощи семье, воспитывающей детей с нарушениями в речи // Дефектология. – 2014. — № 1. – С. 45 – 52.
  3. Павлова Н. Н. Повышение педагогической компетентности родителей, воспитывающих ребенка раннего возраста с органическим поражением ЦНС развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — № 3. — С. 42 — 47.
  4. Стребелева Е. А., Закрепина А. В. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Дефектология. – 2005. — № 1 – С.3 – 10.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 28 февраля 2014 года №08-249.
  6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Семейная гостиная как форма совместной деятельности детей, родителей и педагогов способствующая просвещению и укреплению семейных ценностей

Семейная гостиная как форма совместной деятельности детей, родителей и педагогов способствующая просвещению и укреплению семейных ценностей.

старший воспитатель Н. П Озерина,

МОУ детский сад № 000

Команда педагогов хотела бы представить опыт работы с родителями в форме семейной гостиной, где дети, родители, педагоги являются активными участниками встречи, создателями единого воспитывающего, эмоционально благополучного образовательного пространства для развития гармоничной личности ребенка.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

К сожалению не все родители осознают это предназначение, не обладают достаточными знаниями и навыками эффективного взаимодействия с детьми. Семья в наше время становится нестабильной, конфликтной, разрушается культура семьи, теряются навыки материнского и родительского поведения. Педагоги, сталкиваясь с проблемами ребенка, понимают, что за ним стоит его семья и вместе они составляют единое целое. И чтобы помочь нужно входить в контакт с этим сложным организмом и влиять на него. Как это осуществить в современных условиях общественного воспитания, учитывая особенности современной семьи?

В течение веков в России общество вырабатывало систему воспитания и обучения детей, подростков, молодежи. Она должна была обеспечить передачу жизненно необходимых трудовых навыков, знаний о природе, человеке, окружающем мире. Целью неписанной народной педагогики было овладение правилами обыденного и обрядового поведения, приоритетным считалось знание традиционной культуры своего края, народа, семьи; предполагалось также привить умение правильно использовать досуг. Эта система готовила и к созданию семьи, и к воспитанию полноценных членов социума.

Читать еще:  Все про бумагу для детей. «Что мы знаем о бумаге?» Конспект НОД по развитию познания у детей подготовительной группы. Конспект НОД по развитию познания

Именно поэтому педагоги в наше время ищут новые подходы и методы использования национальных ценностей народной педагогики

Одним из приоритетных направлений в деятельности ДОУ является возрождение семейно-родовых ценностей, традиций и культуры родного края. Мы ставим для себя задачу выбрать и представить то, что составляет непреходящую ценность, что сохранилось, считалось важным, что предавалось будущим поколениям вопреки реальным будням. Мы обращаемся к золотому фонду культуры, к кладезю мудрости, опыта, хранителю национального сознания.

В сложившейся системе работы ДОУ используются разнообразные формы взаимодействия детей, педагогов и родителей – это семейные календари, газеты, выставки поделок, проекты, родительские клубы, викторины, гимнастика с мамами, эстафеты. В последние годы популярными стали семейные гостиные, в которых участвуют все – дети, их родители, бабушки и дедушки, братья и сестры, творческая команда детского сада.

Семейная гостиная — это альтернатива родительскому собранию, в которой психолого-педагогические задачи решаются в форме свободного общения семей воспитанников, самих воспитанников и педагогов.

Цели и задачи семейной гостиной:

Просвещение родителей по вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста в лучших традициях русской культуры и современной психолого-педагогической практики.

· Информирование родителей о закономерностях развития детей дошкольного возраста, об эффективных стратегиях внутрисемейных отношений.

· Содействие развитию творческого взаимодействия детей и взрослых, в процессе подготовки и проведения семейной гостиной.

· Получение опыта позитивного, интересного общения детей, родителей, педагогов.

· Презентация опыта семейного воспитания в организации досугов, сохранения истории семьи, продолжения семейных традиций.

· Актуализация воспитательного потенциала семьи через совместную деятельность.

Семейная гостиная дети-родители-педагоги решает 3 важные функции:

1.Познавательная функция. Получение знаний становится инициативой

самого человека, упор делается на самообразование.

2. Коммуникативная функция — это общение. Доброжелательная среда формирует добровольные, открытые, эмпатийные взаимоотношения.

3. Преобразовательная функция — это творческий подход в решении проблемы.

Мы разработали содержание 5-ти семейных гостиных, в которых мы основываемся на опыт традиционного русского воспитания и на теорию и практику современно и психологии:

1) «Играйте вместе с нами: семейный театр!»

2) «Как мы трудимся: посейте поступок — пожнете привычку, посейте привычку – пожнете характер!»

3) «Наши самые родные: посвящение семье!»

4) «Любимым мамам и бабушкам: хранительницы семейного очага!»

5) «Мужчины моей семьи: русские богатыри!»

Структура встреча в семейной гостиной:

l Выступления родителей и детей с опытом семейного воспитания (театр, песня, стихи, газета, мультимедийная презентация, видеоролик).

l Совместная деятельность детей и взрослых.

l Ритуал расставания, совместная фотография

Семейная гостиная способствует взаимопроникновению и взаимовлиянию образовательного пространства ДОУ и семьи, созданию оптимально-благополучных условий для воспитания и развития личности ребёнка. В качестве критерий оценки успешности встреч в семейной гостиной для нас стали позитивные изменения во взаимоотношениях родителей с детьми: понимание и доброжелательность; интерес родителей к совместному творчеству в семье и детском саду; инициативность, находчивость и фантазия детей и родителей в подготовке к встрече; активное участие в семейной гостиной.

Команда детского сада находится в постоянном поиске форм работы с семьями воспитанников, которые бы позволили достигнуть реального сотрудничества, включения родителей в воспитательно-образовательный процесс. На протяжении ряда лет мы сотрудничаем с в рамках программы «Воспитание маленького волжанина», образовательной программы для родителей «Мудрая мама» и одной из самых привлекательных сторон этого сотрудничества — возможность принципиального изменения взаимоотношений детского сада и семьи. Мы понимаем, что путь этот труден и не все всегда получается, но радостно осознавать, что преодолеваем эти трудности мы вместе, с семьями наших воспитанников, и сейчас нам есть чем гордиться.

Мы не останавливаемся на достигнутом, мы стремимся и делаем многое для взаимного обогащения друг друга всем самым лучшим, ценным в воспитании и развитии наших детей. И в этом поиске мы не одни, с нами мамы, папы, бабушки, дедушки наших воспитанников, мы – семья.

Источники:

http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/11/21/proekt-semeynaya-gostinaya-kak-forma-sovmestnoy
http://www.pedm.ru/conference_notes/125
http://pandia.ru/text/80/125/58522.php

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector