0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Шпаргалка: Формирование сознания и самосознания в дошкольном возрасте. Особенности формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте

Развитие самосознания в дошкольном возрасте

Под самосознанием понимается относительно устойчивая, более или менее осознанная система представлений о самом себе. В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности.

Возникновение и развитие самосознания ребенка на протя­жении первых 7 лет жизни неразрывно связаны с развитием меж­личностных отношений с другими. Попытаемся проследить ос­новные этапы этого развития. В первом полугодии жизни в отношениях младенца с мате­рью явно доминирует субъектное, личностное начало. При бла­гоприятных вариантах развития их общение сводится к обмену положительными эмоциями, к выражению взаимной и безус­ловной любви, которая не зависит от каких-либо других пред­метных моментов (наличие предметов, внешний вид, уровень спо­собностей и пр.). В таком общении рождается аффективная связь ребенка с матерью, которая дает начало его субъектному самосоз­нанию, — он начинает чувствовать уверенность в себе, в своей уникальности и нужности для другого.

Развитие самосознания в раннем детстве связано с отделением себя от своих действий, с осознанием своих желании. Отношение преддошкольника к миру предметов существенно меняется. Это изменение определяется тем, что овладение общественно-выработанными способами употребления предметов формирует у ребенка предметное отношение к действительности (Д.Б.Эльконин).

У дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания — самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе.

Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления Детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя сипы ребенка.

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей.

В дошкольный период самооценка ребенка интенсивно развивается. Решающее значение в генезисе самооценки на первых этапах становления личности (конец раннего, начало дошкольного периода) имеет общение ребенка со взрослыми.

Дети с заниженной самооценкой переживают чувство неполноценности, как правило, они не реализуют своих потенций, т.е. неадекватная заниженная самооценка становится фактором, тормозящим развитие личности ребенка.

Около 3,5 лет у детей уже можно наблюдать массовые реак­ции на успех и неудачу, очевидным образом связанные с само­оценкой. Соответствующие результаты деятельности ребенок воспринимает как зависящие от его способностей, причем итог собственной деятельности им соотносится с личными возмож­ностями и с самооценкой.

Самооценка ребенка, осознание предъявляемых к нему тре­бований появляются примерно к трем-четырем годам на осно­ве сравнения себя с другими людьми.

К среднему дошкольному возрасту у многих детей складывает­ся умение и способность правильно оценивать себя, свои успехи, неудачи, личностные качества, причем не только в игровой, но также и в других видах деятельности: учении, труде и общении.

Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. Иначе говоря, с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде.

Формирование действий самоконтроля происходит в процессе развития деятельности, они следуют за исполнительской деятельностью или сопровождают ее.

Можно определить основные условия формирования контроля за способами действий. К числу наиболее важных можно отнести:

1. Осознание цели, поставленной перед детьми. Выбор приемов воздействия на детей с этой целью зависит от уровня развития детской речи и его мыслительных функций. Педагог должен выбрать различные приемы с целью введения разных правил «активирующих» сознание чувства и регулирующих поведение детей. Цель должна быть понятной и эмоционально привлекательной.

2. Деятельность должна быть посильной, поэтому воспитатель должен знать меру требования к каждому ребенку.

3. Воспитатель должен поддерживать сам процесс выполнения ребенком действия, его желание достичь поставленной цели.

В дошкольном возрасте изменяется и мотивационная сфера.Основным личностным механизмом, который формируется в это время, является соподчинение мотивов. Ребенок способен принять решение в ситуации выбора, тогда как раньше для него это было трудно. Самым сильным мотивом является поощрение и получение награды, менее сильным – наказание, а самым слабым – обещание. В этом возрасте требовать от ребенка обещания (например, «Ты обещаешь больше не драться?», «Обещаешь больше не трогать эту вещь?» и т. д.) бессмысленно.

Читать еще:  Какой подарок купить ребенку на 1 год. Отличные варианты подарков для годовалой девочки. Идеи для подарка годовалому малышу

Особенности формирования самосознания в дошкольном возрасте

В центре проблемы самосознания лежит различение двух его сторон: выделение "Я" как субъекта («действующее Я") и как объекта самопознания и

Особенности формирования самосознания в дошкольном возрасте

Другие курсовые по предмету

Глава 1. Теоретические основы изучения проблем самосознания в психологии

1.1 Изучение самосознания в зарубежной и отечественной психологии

1.2 Самооценка как предмет самосознания в психологии

1.3 Особенности развития детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей самооценки детей старшего дошкольного возраста

2.1 Описание выборки и методик исследования

2.2 Анализ результатов и их интерпретация

Проблема изучения самосознания является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение структуры самосознания, динамики его развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности в онтогенезе.

В рамках исследования самосознания самооценке отводится ведущая роль — она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидного уровня его развития, как объединяющее начало, включенное в процесс самосознания. Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, но как определенное отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта.

Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Представляет собой сложный по психологической природе феномен. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

Самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой. В настоящее время все более очевидно влияние самооценки дошкольника на его поведение, межличностные контакты.

Дошкольный возраст не случайно выбран для проведения нашего исследования. Данный возраст — начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи.

В психологической литературе, как в отечественной, так и зарубежной самооценке уделено большое внимание. Проблема развития самооценки, структуры, функций, обсуждаются в работах Л.И.Божович, И.С.Кона, Э. Эриксона, и других психологов. Закономерности формирования самооценки в детском возрасте были исследованы Белобрыкиной О.А., Божович Л.И., Захаровой А.В Лисиной М.И., Мухиной В.С., и другие. Вместе с тем, особенности проявлений самооценки в старшем дошкольном возрасте изучены еще не достаточно.

Вступая в дошкольный возраст, ребенок начинает осознавать факт своего существования. Развитие подлинной самооценки начинается с реалистических оценок детьми своих умений, результатов своей деятельности и конкретных знаний. Менее объективно в этот период дети оценивают качества своей личности. Дошкольники склонны переоценивать себя, на что их направляют по преимуществу положительные оценки окружающих их взрослых.

К концу дошкольного возраста соотношение эмоционального и когнитивного компонентов несколько гармонизируется. Создаются развития когнитивного компонента самооценки, для интеллектуализации отношения ребенка к себе, преодоления прямого воздействия на его самооценку со стороны взрослых. Старший дошкольный возраст является важным периодом для становления самооценки для дальнейшего ее развития и влияния на личность.

Все вышеизложенное определило тему нашего исследования «Особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность данной работы заключается в попытке рассмотреть особенности формирования самосознания в дошкольном возрасте, как важном периоде личностного развития.

Объект исследования: самосознание как устойчивая, переживаемая система представлений человека о самом себе.

Читать еще:  Красивое поздравление мужу в день рождения. Поздравление с днем рождения любимому мужу. Поздравление жене с днем рождения любимого мужа

Предмет исследования: самооценка детей старшего дошкольного возраста.

  1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме самосознания в психологии
  2. Изучить понятие самооценки в психологии
  3. Изучить и выявить уровни самооценки детей старшего дошкольного возраста
  4. Определить особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Методологические основы исследования:

— ПоложениеС.Л.Рубинштейна о том, что самосознание выступает как компонент личности, и включается в процесс развития;

— Положение А.Г. Спиркина о том, что самооценка есть «отношение к себе», которое наряду с «познанием себя» входит в самосознание;- Положение Е.Е.Кравцовой о том, что в старшем дошкольном возрасте позиция близости реального и идеального «Я» является наиболее благоприятной, ибо служит пусковым механизмом актуализации одной из важнейших потребностей личности — потребности в саморазвитии;

  1. Теоретические анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
  2. Эмпирические включает в себя следующие методики: изучение самооценки ребенка с помощью методики «Лесенка», В.Г. Шур; методика «Нарисуй себя», А.М. Прихожан.
  3. Интерпритационно-описательные количественный и качественный анализ эмпирического исследования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования по данной проблеме могут использоваться в практике психологов ДОУ.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

формирование самооценка самосознание дошкольник

Глава 1. Теоретические основы изучения проблем самоанализа в психологии

1.1 Изучение самосознания в отечественной и зарубежной психологии

Проблема самооценки, как одна из центральных проблем психологии личности, изучалась в трудах различных отечественных и зарубежных психологов. Среди них можно выделить следующих авторов: Л.И. Божович, Л.В. Бороздина, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, В.С, Мухина, Е. Е.А. Серебрякова, А.Г. Спиркин, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова, П.М. Якобсон; А. Адлер, Р. Бернс, К. Левин, К. Роджерс, 3. Фрейд,

А.Н. Леонтьев, характеризуя проблему самосознания как проблему высокого жизненного значения, венчающую психологию личности, расценивал ее в целом как нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа. [5]Действительно, до настоящего времени не существует более или менее определенной и общепризнанной трактовки этой особой субъективной реальности. Чаще всего самосознание рассматривается как ориентировка человека в собственной личности, осознание себя как «Я». Самосознание позволяет человеку, отражая внешний мир, выделять себя в нем, осознавать свое отношение к этому миру и себя в своих отношениях с окружающими, познавать собственный внутренний мир, переживать и определенным образом оценивать его. Самосознание — это осознание и целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Благодаря самосознанию человек воспринимает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей.

Необходимо отметить, и это неоднократно подчеркивал С.Л. Рубинштейн, что самосознание не надстраивается по виду над личностью, а включается в нее.[18] Оно не имеет самостоятельного пути развития, отдельного от развития личности, а включается в процесс развития личности как реального субъекта в качестве его момента, стороны, компонента. Согласно С.Л. Рубинштейну, самосознание — это осознание самого себя как сознательного субъекта, реального индивида, а совсем не осознание своего сознания.[18] Исторически самосознание — более поздний продукт развития, появившийся на основе сознания и совместно с ним возникшей речи. Различные акты самосознания — это как бы общение человека с самим собой, для которого нужно развитие внутренней речи, достаточной сформированное таких свойств мышления, как абстракция и обобщение, позволяющих субъекту составить представление и понятие о своем «Я», отличном от «Я» другого [22]

В центре проблемы самосознания лежит различение двух его сторон: выделение «Я» как субъекта («действующее Я») и как объекта самопознания и самоотношения («рефлексивное Я»). В психологической науке это основополагающее для всех теорий «Я» различение было введено У. Джеймсом, который полагал, что в едином и целостном «Я» содержатся два неразрывных составляющих: эмпирическое «Я» («Я» как объект познания) и «чистое Я» («Я» как субъект познания). Под эмпирическим «Я» (или «Мое») У. Джеймс понимал совокупность, итог всего того, что человек может назвать своим: свое тело, одежду, жилье, семью, друзей, репутацию, творческие достижения, психич

Специфика развития самосознания в старшем дошкольном возрасте

Дата публикации: 12.05.2018 2018-05-12

Статья просмотрена: 495 раз

Библиографическое описание:

Васильева В. Ю. Специфика развития самосознания в старшем дошкольном возрасте // Молодой ученый. — 2018. — №19. — С. 366-367. — URL https://moluch.ru/archive/205/50227/ (дата обращения: 13.02.2020).

Читать еще:  Когда после зачатия набухает грудь? Всегда ли набухает грудь при беременности. Через какое время после зачатия увеличивается грудь, как меняются грудные железы

Самосознание в дошкольном возрасте является важнейшим достижением в развитии, которое оказывает влияние на дальнейшее формирование и развитие личности детей. Поэтому необходимо своевременно обратить внимание на создание психолого — педагогических условий, способствующих развитию самосознания.

Самосознания является одним из важных направлений в психолого-педагогических науках. Самосознание представляет собой процесс осознания и оценивания себя индивидом в качестве субъекта разных видов деятельности и в качестве личности, которая обладает интересами ценностными ориентациями, мотивами и идеалами. Самосознание является общественным явлением, поэтому, оказывает влияние на процесс социализации. От успешности формирования самосознания зависит успешность становления человека, как личности в обществе.

В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться самооценка, как основа самосознания. С помощью самооценки дети учатся адекватно или неадекватно оценивать себя, сравнивать себя с другими, регулировать свое поведение, на основе чего формируется социально-коммуникативные умения и навыки. Формирование адекватной самооценки является условием для гармоничного осознания детьми себя и своего внутреннего мира, что в свою очередь, позволяет гармонично приобщаться к окружающей действительности.

Самосознание детей дошкольного возраста является представление детей о себе, как о внешнем виде, так и внутреннем. Самосознание начинает развиваться, начиная с трех лет, когда начинает формироваться самооценка, хотя основы самосознания закладываются еще с раннего возраста. Самосознание создает условия для освоения детьми наколенного опыта человека. В старшем дошкольном возрасте основным условием развития самосознания является общение детей со сверстниками.

На основе полученных результатов исследования была выявлена специфика развития самосознания:

– формирование адекватной самооценки детей;

– формирование активность и инициативности;

– формирование положительных представлений о себе, о своих положительных сторонах;

– формирование понятия ценности каждого человека;

– формирование у детей представлений о положительных и отрицательных личностных качествах;

– формирование у детей позитивного представления о себе, учить рассказывать о себе;

– формирование представлений о полоролевых признаках.

Формирование положительного самосознания у детей необходимо специально организовывать, т. е. для того, чтобы сформировать у детей положительное отношение к себе и окружающим, нельзя пускать этот процесс на самотек, взрослые должны стать источником и условием воспитания и развития детей.

Современные дошкольники усваивают социальные роли, не до конца осознавая свою индивидуальность. Результаты исследования должны стать условием для разработки психолого-педагогических условий, которые будут способствовать развитию интереса к себе не только как к объекту и носителю социальной роли, но и как к субъекту — ребенку, обладающему внешними и внутренними достоинствами.

При развитии самосознания у детей старшего дошкольного возраста, в первую очередь, педагоги дошкольных учреждений должны построить активную и эффективную совместную работу с родителями. Известно, что семья является первым и главным условием развития и воспитания детей, в том числе развития самосознания детей. Поэтому, педагоги должны анализировать особенности семейного воспитания, и на основе этого, оказывать родителям психолого-педагогическую помощь. Помощь должна основываться на особенностях каждой семьи. Для этого, педагогам необходимо выявить характер семейных взаимоотношений, авторитет родителей; определить их влияние на развитие ребенка и на этой основе скоординировать воспитательно-образовательную работу ДОУ и семьи.

Таким образом, развитие самосознания у детей старшего дошкольного возраста является одним из актуальных вопросов современности. На основе чего, перед педагогами дошкольных учреждений встает задача эффективно организовать учебно-воспитательный процесс. Работа по развитию самосознаний у детей должно осуществляться не только в рамках дошкольных учреждений, но также в условиях семейного воспитания. Поэтому, дошкольные учреждения должны организовывать совместную работы с семьей.

  1. Авдеева Н. Н. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет/Н. Н. Авдеева, А. И. Силвестру, Е. О. Смирнова// Воспитание, обучение и психологическое развитие. — М., 2017.
  2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: МПСИ, 2011. — 349 с.
  3. Назаренко Г. Познание ребенком собственного «Я»/Г. Назаренко//Психолог. — М., 2014. — № 43. — С. 16–18.
  4. Психология самосознания: Хрестоматия / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. — Самара: Издательский дом «Бахарах-М», 2013. — 427с.

Источники:

http://lektsii.org/3-5288.html
http://www.studsell.com/view/107678/
http://moluch.ru/archive/205/50227/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector