0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сила евангелия. Сила евангелия Пособие содержит теоретические сведения по русскому языку и разнообразные упражнения по орфографии, пунк

Пособие по русскому языку для поступающих в вузы. Розенталь Д.Э.

М.: Оникс 21век: Мир и Образование, 2004. — 416с.

Пособие содержит теоретические сведения по русскому языку и разнообразные упражнения по орфографии, пунктуации, лексике и стилистике, грамматическому разбору. Оно поможет повторить и закрепить знания и умения, полученные в средней школе.

Пособие предназначено для поступающих в вузы, учителей русского языка и преподавателей подготовительных курсов вузов.

Я перевел книгу из pdf в текстовой формат и немного отформатировал (выделил жирным шрифтом параграфы, добавил и убрал интервалы, получилось более-менее читабельно. В книге 387 упражнений и она, как мне кажется, может пригодиться как ученикам, так и учителям. Такие упражнения можно распечатывать и раздавать ученикам, устраивая пятиминутные контрольные. Нацпроект «Образование», кажется, продвигается успешно, значит в каждой школе есть компьютер, принтер, ксерокс и достаточно бумаги. Можно работать. Правда весь текст я, конечно, дословно не проверял, поэтому надо взять любой обычный вариант книги и подкорректировать. Это все-таки гораздо легче и быстрее, чем набивать весь текст самим.

Формат: doc / zip

Размер: 5 5 0 Кб

Скачать / Download файл

Настоящее пособие содержит следующие разделы: 1) орфография, 2) пунктуация, 3) лексика и стилистика, 4) грамматический разбор. Упражнения в первых двух разделах построены на действующих «Правилах русской орфографии и пунктуации». Материал дается в принятой системе, соответствующей школьной программе, что позволяет сохранить нужную последовательность и преемственность, но преимущественное внимание уделяется так называемым трудным случаям. В области орфографии — это правописание сложных слов (в частности, сложных прилагательных), одного или двух и в суффиксах прилагательных и причастий, правописание наречий, частиц не и ни, употребление прописных букв. В области пунктуации основное внимание уделено упражнениям на постановку знаков препинания при однородных и обособленных членах предложения, при вводных словах и словосочетаниях, в конструкциях с союзом как, в бессоюзных сложных предложениях.

Значительная часть упражнений имеет обобщающий характер и построена по принципу сопоставления аналогичных и контрастных явлений. Приводятся не только связные тексты, но и отдельные предложения и даже разрозненные слова и словосочетания, правописание которых не связано с более широким контекстом. Особый характер имеют повторительные упражнения в виде диктантов: предполагается, что учащиеся напишут текст под Диктовку, а затем сами сверят написанное с напечатанным. Это позволит закрепить правописные навыки и навыки самопроверки. Каждый раздел завершается повторительными упражнениями. Необходимые объяснения, частично воспроизводящие, частично расширяющие знакомые учащимся сведения, даются в виде правил (более общего содержания), справок (более частного значения) и специальных приложений. Для справок приводится обширный перечень наречий, вводных слов, фразеологических выражений с союзом как и т. д.

Материал для лексико-стилистических упражнений (третий раздел пособия) отобран с учетом типичных ошибок в письменных работах лиц, поступающих в вузы: многолетние наблюдения показывают, что нередко при орфографическом и пунктуационном «благополучии» экзаменационных работ существенным их недостатком является низкая стилистическая грамотность. К разделу приложен довольно подробный справочный материал по грамматической стилистике. В целях повышения культуры устной речи даются некоторые сведения и упражнения орфоэпического характера. Последний раздел пособия ставит своей задачей использовать грамматический разбор (морфологический, синтаксический, пунктуационный) как средство экономного повторения теоретического материала, а также закрепления навыков орфографии и пунктуации. Материал этого раздела может быть использован для подготовки к устному экзамену по русскому языку в вуз.

Правописание гласных в корне 7

§ 1. Проверяемые безударные гласные 7

§ 2. Непроверяемые безударные гласные 9

§ 3. Чередующиеся гласные 9

§ 4. Гласные о—е после шипящих в корне 18

§ 5. Гласные ы—и после ц в корне 20

Правописание согласных в корне 22

§ 7. Звонкие и глухие согласные 22

§ 8. Двойные согласные 23

§ 9. Непроизносимые согласные 26

Употребление прописных букв 27

§ 10. Прописные буквы в собственных именах 27

§ 11. Употребление б и ь как разделительных знаков 33

§ 12. Буква ь как знак мягкости 33

§ 13. Буква ь как показатель грамматической формы 34

Правописание приставок 37

§ 14. Гласные ы и и «после приставок 37

§ 15. Приставки на зи приставка с- 37

§ 16. Приставки пре- и при- 40

Гласные после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях 43

§ 17. Гласные о и е после шипящих 43

§ 18. Гласные после ц 46

Правописание имен существительных 49

§ 19. Окончания имен существительных 49

§ 20. Суффиксы имен существительных 53

Правописание имен прилагательных 62

§ 21. Окончания имен прилагательных 62

§ 22. Суффиксы имен прилагательных 64

Правописание сложных слов 74

§ 23. Соединительные гласные о и е 74

§ 24. Сложные слова без соединительных гласных 75

§ 25. Правописание сложных существительных 77

§ 26. Правописание сложных прилагательных 80

Правописание имен числительных 88

§ 27. Числительные количественные, порядковые, дробные 88

Правописание местоимений , 91

§ 28. Отрицательные местоимения 91

§ 29. Неопределенные местоимения 94

Правописание глаголов 97

§ 30. Личные окончания глаголов 97

§ 31. Употребление буквы ь в глагольных формах 100

§ 32. Суффиксы глаголов 103

Правописание причастий 109

§ 33. Окончания и суффиксы причастий 109

§ 34. Правописание не и ни причастиях и в отглагольных прилагательных 114

Правописание наречий 125

§ 35. Гласные на конце наречий 125

§ 36. Наречия на шипящую 127

§ 37. Отрицательные и неопределенные наречия 127

§ 38. Слитное написание наречий 129

§ 39. Дефисное написание наречий 137

§ 40. Раздельное написание наречий и наречных выражений 139

Правописание предлогов и союзов 150

§ 41. Предлоги 150

Правописание частиц 157

§ 43. Раздельное и дефисное написание частиц, 157

§ 44. Частицы не и ни 159

Правописание междометий и звукоподражательных слов 184

§ 45. Дефис в сложных междометиях 187

Повторительные упражнения по орфографии 185

Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи 193

§ 46. Точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие 193

Тире между членами предложения 194

§ 47. Тире между подлежащим и сказуемым 194

§ 48. Тире в неполном предложении 199

§ 49. Тире для обозначения пределов пространственных, временных, количественных 198

Знаки препинания в предложениях с однородными членами 200

§ 50. Однородные члены, не соединенные союзами 200

§ 51. Однородные и неоднородные определения 200

§ 52. Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами 203

§ 53. Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами ч 205

§ 54. Однородные члены, соединенные двойными союзами 207

§ 55. Обобщающие слова при однородных членах 208

§ 56. Запятая между повторяющимися словами 215

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами 217

§ 57. Обособленные определения 217

§ 58. Обособленные и необособленные приложения 223

§ 59. Обособленные обстоятельства 231

§ 60. Обособленные дополнения 238

§ 61. Обособленные уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения 238

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения 247

§ 62. Вводные слова и предложения. Вставные предложения 247

§ 63. Обращение 258

§ 64. Междометие. Утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова 259

Повторительные упражнения по пунктуации в простом предложении 262

§ 65. Знаки препинания в сложносочиненном предложении 265

§ 66. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении 272

§ 67. Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем и т. п 284

§ 68. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 294

Повторительные упражнения по пунктуации в сложном предложении 304

§ 69. Знаки препинания при прямой речи 312

§ 70. Знаки препинания при цитатах, при выражениях, взятых из чуждого автору

словаря или употребляемых в ироническом значении 314

Повторительные упражнения по орфографии и пунктуации 318

ЛЕКСИКА И СТИЛИСТИКА

Лексико-фразеологические упражнения 327

§ 71. Многозначность слова 327

§ 72. Синонимы, антонимы, омонимы 331

§ 73. Значение слов и выражений 341

§ 74. Употребление иноязычных слов 345

Грамматико-стилистические упражнения 346

§ 75, Употребление форм имен существительных 346

§ 76. Употребление форм имен прилагательных 348

Читать еще:  Как самостоятельно снять шеллак в домашних условиях. Жидкость для снятия шеллака - маникюр в домашних условиях. Обзор лучших жидкостей для снятия шеллака

§ 77. Употребление форм имен числительных 348

§ 78. Употребление местоимений 349

§ 79. Употребление форм глагола 349

§ 80. Строй простого предложения 350

§ 81. Согласование сказуемого с подлежащим 352

§ 82. Согласование определений и приложений 353

§ 83. Некоторые случаи управления А 355

§ 84. Предложения с однородными членами 357

§ 85. Причастные обороты 358

§ 86. Деепричастные обороты 359

§ 87. Сложное предложение. 360

Приложение к разделу «Грамматико-стилистические упражнения» 361

Повторительные упражнения по лексике и стилистике 382

Вопросы произношения 387

§ 88. Ударение в некоторых словах и формах 387

Морфологический разбор 392

§ 89. Разбор по составу слова 392

§ 90. Разбор по частям речи 392

Синтаксический разбор 397

§ 91. Простое предложение 397

§ 92. Сложное предложение 406

Пунктуационный разбор 409

§ 93. Объяснение знаков препинания 409

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Пособие содержит теоретические сведения по русскому языку и разнообразные упражнения по орфографии, пунк

ему она оказывает исключительную, ни с чем не срав-

В течение дня один самолет может вытравить сорня-

ки на площади в восемьсот гектаров, в то время как для

прополки одного гектара вручную нужно восемь — де-

Над лесами Западной и Восточной Сибири, в Крас-

ноярском крае и на Дальнем Востоке Летают самолеты-

пожарники. Неправда, будто сила лесного пожара нео-

долима и неукротима. Поверьте: крылатый пожарник,

сбрасывающий на бреющем полете стеклянные бомбоч-

ки, снабженные специальными химикатами, справит-

ся с лесным пожаром.

После раскорчевки на размежеванных площадях са-

молеты высеивают семена ценных пород промыслового

Объем работ авиации специального применения из

года в год растет.

Упражнение 217. Напишите текст под диктовку, потом сверьте

написанное с напечатанным.

Это было в начале 1938 года у скандинавских бере- —

гов. Чуть ли не у самого порта, всего в полумиле от косы,

закрывавшей вход в бухту, но не защищавшей ее от

ветра, тонула шхуна. Девятибалльный северо-восточный

ветер терзал слабенькое суденышко, малостоящее в

подобном положении и готовое с минуты на минуту

перевернуться вверх килем..

Видно было, как команда, уже не справлявшаяся с

судном, подавала сигналы о помощи.

Ни один бот при таком бешеном ветре не мог бы

выбраться из бухты. При попытке пробраться к шхуне

он неминуемо через несколько минут был бы обращен

в ничто. Всем было ясно, что подобная затея не только

рискованна и необдуманна, но и безрассудна, так как

гибель смельчаков неминуема.

На берегу стояло немало матросов, занятых сроч-

ной работой. Хотя вода из люков была еще не выкача-

на, а бочонки с цементом не перекачены на указанное

место, матросы прервали работу. Они беспомощно на-

блюдали за происходящим в море и давали друг другу

Неожиданно из-за мыса появился пароход. Остано-

вившись недалеко от тонущей шхуны, он, несмотря на

свирепый шторм, стал спускать шлюпку. Нужно было

большое мужество, чтобы на такой скорлупке выйти на

борьбу с разыгравшейся стихией.

Шлюпку швыряло, как щепку, но, не отступая, она

двигалась вперед. По временам казалось, что море уже

поглотило смельчаков. Но вот шлюпка добралась до

шхуны и приняла конец с палубы. Все действия людей

на шлюпке были в высшей степени организованны и

В толпе на берегу раздался единодушный вздох об-

легчения. Начались споры, чей это пароход. Рассмотреть

его флаг, развевавшийся на корме, было невозможно

из-за водяных брызг.

Одни предполагали, что это, судя по очертаниям

корпуса, английский лесовоз; другим он напоминал

прославленные голландские китоловы; третьи уверяли,

что узнают в нем американское пассажирское судно,

заходившее в порт в позапрошлом году.

Вдруг в спор, еще не прекращавшийся, вмешался

человек в рваном платье и валяных сапогах. Это был сле-

пой старик, хорошо известный всему городу и всеми очень

уважаемый. Поглядев своими бесцветными мертвыми гла-

зами вдаль, он сказал, что спорить тут не о чем, так как

не имеет значения, чей это пароход. Моряки всегда гото-

вы на героизм во имя помощи другим людям.

Упражнение 218. Напишите текст под диктовку, потом сверьте

написанное с напечатанным.

Еще только одиннадцатый час на исходе, а уже ни-

куда не денешься от тяжелого зноя, каким дышит июль-

ский день. Раскаленный воздух едва-едва колышется над

немощеной песчаной дорогой. Еще не кошенная, но

наполовину иссохшая трава никнет и стелется от Зноя,

почти невыносимого для живого существа. Дремлет без

живительной влаги зелень рощ и пашен. Что-то невнят-

ное непрестанно шепчет в полудремоте неугомонный

кузнечик. Ни человек, ни животное, ни насекомое —

никто уже больше не борется с истомой. По-видимому,

все сдались, убедившись в том, что сила истомы, овла-

девшей ими, непобедима, непреодолима. Одна лишь

стрекоза чувствует себя по-прежнему и как ни в чем не

бывало пляшет без устали в пахучей хвое.

На некошеных лугах ни ветерка, ни росинки. В роще

под пологом листвы так же душно, как и в открытом

поле. Вокруг беспредельная сушь, а на небе ни облачка.

Но отправиться купаться не хочется, да и незачем:

после купания еще больше распаришься на солнцепеке.

Одна надежда на грозу: лишь она одна может разбудить

скованную жарой природу и развеять сон.

И вдруг впрямь что-то грохочет в дали, неясной и

туманной, и гряда темных туч движется с юго-восточ-

ной стороны. В продолжение очень короткого времени,

в течение каких-нибудь десяти — пятнадцати минут

царит зловещая тишина, и вдруг все небо покрывается

Но вот откуда ни возьмись в мертвую глушь врыва-

ется резкий порыв ветра, который, кажется, ничем не

сдержишь. Он стремительно гонит перед собой столб

пыли, беспощадно рвет и мечет древесную листву, без-

жалостно мнет и приклоняет к земле полевые злаки. Ярко

блеснувшая молния режет синюю гущу облаков. Вот-

вот разразится гроза и на обнаженные поля польется

освежающий дождь. Хорошо бы в пору укрыться от это-

го совсем нежданного, но желанного гостя. Добежать до

деревни не удастся, а усесться в дупло старого дерева

впору только ребенку.

Гроза надвигается: вдалеке вспыхивает молния, слы-

шится слабый гул, постепенно усиливающийся, при-

ближающийся и переходящий в прерывистые раскаты,

обнимающие весь небосклон.

Но вот солнце выглянуло в последний раз, осветило

мрачную стррону небосклона и скрылось. Вся окрест-

ность вдруг изменилась, приняла мрачный характер, и

Упражнение 219. Напишите текст под диктовку, потом сверьте

написанное с напечатанным.

Командир партизанского отряда рассеянным взгля-

дом окинул всю эту сияющую красоту и не почувство-

вал ее. Он увидел свой отряд, измученный и поредев-

ший втрое, уныло растянувшийся вдоль дороги, и по-

нял, что ниоткуда и ни от кого ждать помощи не при-

ходится; сам он тоже бессилен был что-нибудь сделать

для людей, плетущихся с одеревенелыми членами по-

зади него по глиняной каше осенней дороги и жующих

лепешки из несеяной муки. Однако он не мог не чув-

ствовать, что эти люди теперь близки ему и дороги так,

как никогда не были дороги раньше. В присутствии этих

людей он обязан быть бодрым и энергичным.

Он пытался взять себя в руки, сосредоточиться на

чем-нибудь, но мысли его сбивались и путались, глаза

слипались, и он чувствовал, что эта попытка овладеть

собой могла ему не удаться. Странные образы, обрывки

туманных воспоминаний, донельзя смутные ощущения

окружающего клубились в его сознании беззвучным и

; Он не знал, сколько времени длилось это бессоз-

нательное состояние, ему казалось, что очень долго,

по когда он очнулся, то, к удивлению своему, почув-

ствовал, что по-прежнему сидит в седле с какой-то

кошачьей цепкостью, и увидел, что впереди него колы-

шутся те же лошадиные уши. На полях, которые тяну-

лись узкими полосками от дороги к сопкам, виднелись

стога соломы и фигуры людей, медленно двигавшихся

за плугами. Вдали слышались людские голоса, звуки

животных, казалось, кто-то мурлычет и мяучит. Тучи

Читать еще:  Как использовать натуральное кокосовое масло. Правильное применение кокосового масла для лица и его польза. Использование кокосового масла для волос

наполовину затмили и продолжали затмевать оранже-

во-желтое солнце, создавая тревожно-неспокойное на-

Внезапно стало темно, как ночью. Бессчетные уда-

ры грома следовали один за другим, молния слепила

глаза. Сколько люди ни напрягали зрение, сколько ни

всматривались в даль, впереди ничего нельзя было раз-

личить. Приходилось ехать наугад. Как нелегко достает-

ся им эта дорога! А какие только испытания не ждут их

впереди! Но люди верили и знали: победа будет за ними.

П У Н К Т У А Ц И Я

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ПРИ ПЕРЕРЫВЕ РЕЧИ

§ 46. ТОЧКА, ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ И ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАКИ, МНОГОТОЧИЕ

Упражнение 220. Объясните постановку знаков препинания

в конце предложения и при перерыве речи.

.1, Уж близок полдень. Жар пылает. Как пахарь, битва

отдыхает. Кой-где гарцуют казаки. Равняясь, строятся

полки. Молчит музыка боевая (77.). 2. Русь! Чего же ты

хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между

нами? (Г.). 3. Как Днепр широк! Как даль ясна! Как ше-

лестят колосья в поле! (Сурк.). 4. Заперто. Уехали. Про

меня забыли. Ничего. я тут посижу. (Ч.).

Для с п р а в о к . В конце повествовательного предложения

ставится точка, в конце вопросительного — вопросительный

знак, в конце восклицательного — восклицательный знак. При

перерыве речи, как в конце, так и в середине предложения,

Упражнение 221. Разбейте текст на простые предложения,

расставьте нужные знаки препинания; поставьте, где нужно,

1. — А, так ты? — Я без души лето целое все пела

(Кр.). 2. Редела тень восток алел огонь казачий пламенел

(П.). 3. В департаменте но лучше не называть, в каком

департаменте (Г.). 4. Да разве можно такими речами по-

носить родителей да неужто я затем тебя на свет роди-

ла, учила да берегла пуще соломинки (А. Остр.). 5. При

мне не смей сидеть встань ступай отсюда (Ч.). 6. Кого

они любят чего им надо (М. Г.). 1. Какая необыкновен-

ная была эта девушка на грузовике а уж характер а гла-

за какие (Фад.). 8. Была самая середина глухой осенней

ночи в лесу было очень сыро и холодно из черных лес-

ных болот, заваленных мелкими гнилыми листьями,

поднимался туман луна стояла над головой (Кат.). 9. Но

как хорошо какая большая Москва и как шумно на ули-

цах (Кае.). 10. Партизаны въехали в лес тут было тихо

вдруг командир приказал остановиться отряд выпол-

нил приказ командир спешился и пополз через несколь-

ко минут отряд услышал его условный призыв ^К. Финн).

ТИРЕ МЕЖДУ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

§ 47. ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

Упражнение 222. Перепишите, ставя, где нужно, тире.

1. Услуга в дружбе вещь святая (Кр.). 2. Прекрасный

человек Иван Иванович (Г.). 3. Аврал это значит общая

работа, когда одной вахты мало и нужны все руки (Гот.).

4. Грушницкий юнкер (Л.). 5. Гусь, известно, птица важ-

ная и рассудительная (Т.). 6. Обман всегда обман (Цост).

1. Пруд как блестящая сталь (Фет). 8. Ты меж сестер слов-

но горлинка белая промежду сизых простых голубей (Н.).

9. У тебя брошка вроде как пчелка (Ч.). 10. Дома города

точно груды грязного снега (М. Г.). I I . Мозг класса, дело

класса, сила класса, слава класса вот что такое партия

(Маяк.). 12. Офицер этот не чета вам (Фед.).

13. Комиссар и политрук замена командира в бою (Соб.).

14. Степан нам сосед (Шол.). 15. Грош цена теории, кото-

рая фиксирует одни шаблоны <С. Голубое).

Д л я с п р а в о к . При отсутствии глагола-связки между

подлежащим и сказуемым, выраженными именительным паде-

жом существительного; обычно ставится тире. Как правило, тире

:••;.- 1) в предложениях, содержащих логическое определение или

характеристику предмета путем указания на существенный при-

знак, например: Геология — наука о строении, составе, истории

земной коры; Книга — источник знаний’,

2) в предложениях научного и публицистического стиля,

например: Жизнь — особая форма движения материи, возникаю-

щая на определенном этапе ее развития; Печать — коллективный

пропагандист, агитатор и организатор масс’,

3) после однородных подлежащих, например: Лесть и тру-

сость — самые дурные пороки (Т.):

4) перед словами это, вот, значит, это значит;

5) перед сказуемым, выраженным идиоматическим оборо-

том, например: А крыльцо — дай бог иному князю (А. Н. Т.);

6) для внесения ясности в смысл предложения; ср.: Стар-

ший брат — мой учитель и Старший брат мой — учитель.

Тире обычно не с т а в и т с я:

1) в предложениях разговорного стиля, простых по конст-

рукции, например: Мой отец врач;

2) если в роли связки выступает сравнительный союз как,

словно, будто, точно, вроде как и др., например: Льды как льды,

пустыни как пустыни (Кав.);

3) если между подлежащим и сказуемым стоит вводное сло-

во, иногда наречие, союз или частица, например: Дубава, ка^

жется, друг Корчагина (Н. О.); Кино по-прежнему самый массовый

вид искусства; Ртуть тоже -металл; Март только начало весны;

4) если перед сказуемым стоит отрицание не, например:

Бедность не порок (погов.);

5) иногда при обратном порядке главных членов предложе-

ния, то есть если сказуемое предшествует подлежащему, наприт

мер: Интересный человек наш сосед;

6) если сказуемому предшествует не согласованный с ним

второстепенный член предложения, например: Сережа мне при-

7) если подлежащее в сочетании со сказуемым образует не-

разложимый фразеологический оборот, например: Дело дрянь.

Постановка тире в этих случаях имеет своей целью интона-

ционно подчеркнуть отношения между главными членами пред-

ложения, например: Моя солдатская шинель — как печать от-

вержения (Л.); Но объяснение — не оправдание (М. Г.); Славные

заскочить — скак//скоч, перед ч

прикосновение — кос//кас, нет а

надкусил, — нет приставки нат

отбросил — нет приставки од

зайти, — нет приставки зо

подошёл — нет приставки а

надбровный, — нет приставки нат

подбросить — нет приставки пот

ВИДиМЫЙ — еть, искл., 2

утраченный — ить переходит в е

распущенный — ить переходит в е

надышишься — ать, искл., 2

СПИЛеННЫЙ — ить переходит в е

Ожидаемый — ать, 1

Много написано книг о неопознанных летающих объектах, много снято фильмов. — нет условий

Ирина далеко не красавица, однако что-то прекрасное светится в её глазах. — далеко

Нередко мы используем в речи фразеологизмы, желая выразить свою мысль образно. — наречие на о

Вода в реке оказалась нехолодной, но очень мутной. — теплой

Эта глубокая, суровая складка, неожиданно за две ночи прорезавшаяся между бровями седого господина, поразила присутствующих — не употр. без не

Я люблю тебя ЗА ТО, — за что?

что ты В ПРОДОЛЖЕНИЕ долгих лет не раз доказывал свою без-граничную преданность. — всегда раздельно

ПО ЭТОМУ склону горы сошла лавина, ОТТОГО невероятным кажется спасение туристов. — по какому склону?, причина

ЗАЧЕМ совершать поступки, — цель

за которые В ПОСЛЕДСТВИИ будет стыдно? — всегда раздельно

ВДОГОНКУ ему — наречие

крикнули, ЧТОБЫ он больше не появлялся на этой улице. — цель

Куприн-писатель получил ПОИСТЕНЕ всенародное признание, — наречие

ПОТОМУ ЧТО его творчество любимо в нашей стране. — всегда раздельно

Изгнанный из — есть завис. слово

временного пристанища медведь — енн

бешено рявкнул и — нар., от гл., нет условий

испуганно ринулся по — нар., от гл., есть приставка ис

нехоженым тропам в глубину тайги. — от гл., нет условий

Пособие содержит теоретические сведения по русскому языку и разнообразные упражнения по орфографии, пунк

На откосе (Ант.). Корень скак скоч — » скак скочперед «г пишется а, перед ч пишется о (ср.: подскакать. и не торопясь (Т.). 1. Брошка увидев Герасима заскочил за угол и про- пустив его.

Пояснительная записка Тема работы

Корне; Г) в зависимости от суффикса а. В корне — скак — (-скоч -) буквы о-а пишутся: А) в зависимости от ударения. буквы, перед которой находится корневая гласная скак -/скочПеред к пишется а, перед ч – о: прискакать, обскакать, на скаку ; заскочить , .

Читать еще:  Как сделать бант из двух ленты. Банты из лент: атласной, широкой, капроновой. Техника канзаши, как сделать красивый, школьный, большой, пышный, объемный, простой. Забираем ребенка из роддома – оформляем украшение для выписки

Стное народное творчество всех народов во все вре­мена являлось основой для собственно литературно­го творчества писателей. Исибирские писатели не иваны, не

Испугавшись величия происходящего события, мальчик заскочил в комнату и, схватив трубку, зашептал. Гэсэр, Чтобы по твёрдой земле скакать , Чистокровного аргамака имеет, Теперь. вы­скочил на крылечко. Где она, мошенница! — закричал дед, словно перед ним.

Источник задания: Решение 5748. ЕГЭ 2017. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов.

Задание 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ДОГОНКУ Николаю крикнули, ЧТО(БЫ) он больше не появлялся на этой улице.

ЧТО(БЫ) ни происходило, штурман (ВСЁ)РАВНО сохранял спокойствие.

А вечером он сидел опять (ЗА)ТЕМ же столом и, положив голову на руку, слушал Настасью Петровну и пытался понять, (ПО)ЧЕМУ ему так хорошо в этом доме. Хижина наша из досок да фанеры, (ПО)ЭТОМУ в ней ТАК(ЖЕ) холодно, как в палатке.

М. Горький иронично замечал, что «человек (В)КОНЦЕ концов захрюкает, если (ВСЁ)ВРЕМЯ ему говорить, что он свинья».

Рассматриваем каждое предложение, определяя часть речи выделенных слов и применяя правило их правописания.

(В)ДОГОНКУ (наречие, слитно) Николаю крикнули, ЧТО(БЫ) (союз, слитно) он больше не появлялся на этой улице.

ЧТО(БЫ) (местоимение с частицей, раздельно) ни происходило, штурман (ВСЁ)РАВНО (частица, раздельно) сохранял спокойствие.

А вечером он сидел опять (ЗА)ТЕМ (местоимение с предлогом, раздельно) же столом и, положив голову на руку, слушал Настасью Петровну и пытался понять, (ПО)ЧЕМУ (союз, слитно) ему так хорошо в этом доме.

Хижина наша из досок да фанеры, (ПО)ЭТОМУ (союз, слитно) в ней ТАК(ЖЕ) (наречие с частицей, раздельно) холодно, как в палатке.

М. Горький иронично замечал, что «человек (В)КОНЦЕ (существительное с предлогом, раздельно) концов захрюкает, если (ВСЁ)ВРЕМЯ (местоимение с существительным, раздельно) ему говорить, что он свинья».

Проверка. Обязательно разберите каждое слово из предложенных вариантов, чтобы не допустить ошибку.

Приводили они своих сынков в гимназических мундирчиках, приводили и расплывшихся от довольства жен. «А денег у них, пожалуй, больше, чем у тех господ, которым прислуживают», – думал Павка. Не удивлялся он и тому, что происходило ночами в закоулках кухни да на складах буфетных; знал Павка хорошо, что всякая посудница и продавщица недолго наработает в буфете, если не продаст себя за несколько рублей каждому, кто имел здесь власть и силу.

Заглянул Павка в самую глубину жизни, на ее дно, в колодезь, – и затхлой плесенью, болотной сыростью пахнуло на него, жадного ко всему новому, неизведанному.

Не удалось Артему устроить брата учеником в депо: моложе пятнадцати лет не брали. Ожидал Павка дня, когда выйдет отсюда, тянуло к огромному каменному закопченному зданию.

Частенько бывал он там у Артема, ходил с ним осматривать вагоны и старался чем-нибудь помочь.

Особенно скучно стало, когда ушла с работы Фрося.

Не было уже смеющейся, веселой девушки, и Павка острее почувствовал, как крепко он сдружился с ней. Приходя утром в судомойню, слушая сварливые крики беженок, ощущал какую-то пустоту и одиночество.

В ночной перерыв, подкладывая в топку куба дрова, Павка присел на корточках перед открытой дверцей; прищурившись, смотрел на огонь – хорошо было от теплоты печки. В судомойне никого не было.

Не заметил, как мысли вернулись к тому, что было недавно, к Фросе, и отчетливо всплыла картина.

…В субботу, в ночной перерыв, спускался Павка вниз по лестнице, в кухню. На повороте из любопытства влез на дрова, чтобы заглянуть в кладовушку, где обычно собирались игроки.

А игра там была в полном разгаре. Побуревший от волнения Заливанов держал банк.

На лестнице послышались шаги. Обернулся: сверху спускался Прохошка. Павка залез под лестницу, пережидая, когда тот пройдет в кухню. Под лестницей было темно, и Прохошка видеть его не мог.

Прохошка повернул вниз, и Павке было видно его широкую спину и большую голову.

Сверху по лестнице еще кто-то сбегал поспешными легкими шагами, и Павка услыхал знакомый голос:

Прохошка остановился и, обернувшись, посмотрел вверх.

– Тебе чего? – буркнул он.

Шаги на лестнице застучали вниз, и Павка узнал Фросю.

Она взяла официанта за рукав и прерывающимся, сдавленным голосом сказала:

– Прохошка, где же те деньги, которые тебе дал поручик?

Прохор резко отдернул руку.

– Что? Деньги? А разве я тебе не дал? – говорил он озлобленно-резко.

– Но ведь он дал тебе триста рублей. – И в голосе Фроси слышались приглушенные рыдания.

– Триста рублей, говоришь? – ехидно проговорил Прохошка. – Что же, ты хочешь их получить? Не больно ли дорого, сударыня, для судомойки? Я думаю, хватит и тех пятидесяти, что я дал. Подумаешь, какое счастье! Почище барыньки, с образованием – и то таких денег не берут. Скажи спасибо за это – ночку поспать и пятьдесят целковых схватить. Нет дураков. Десятку-две я тебе еще дам, и кончено, а не будешь дурой – еще подработаешь, я тебе протекцию составлю. – И, бросив последние слова, Прохошка повернулся и пошел в кухню.

– Подлюга, гад! – крикнула ему вдогонку Фрося и, прислонясь к дровам, глухо зарыдала.

Не передать, не рассказать чувств, которые охватили Павку, когда он слушал этот разговор и, стоя в темноте под лестницей, видел вздрагивающую и бьющуюся о поленья головой Фросю. Не сказался Павка, молчал, судорожно ухватившись за чугунные подставки лестницы, а в голове пронеслось и застряло отчетливо, ясно:

«И эту продали, проклятые. Эх, Фрося, Фрося…»

Еще глубже и сильнее затаилась ненависть к Прохошке, и все окружающее опостылело и стало ненавистным. «Эх, была бы сила, избил бы этого подлеца до смерти! Почему я не большой и сильный, как Артем?»

Огоньки в печке вспыхивали и гасли, дрожали их красные языки, сплетаясь в длинный голубоватый виток; казалось Павке, что кто-то насмешливый, издевающийся показывает ему свой язык.

Тихо было в комнате, лишь потрескивало в топке, и у крана слышался стук равномерно падающих капель.

Климка, поставив на полку последнюю ярко начищенную кастрюлю, вытирал руки. На кухне никого не было. Дежурный повар и кухонщицы спали в раздевалке. На три ночных часа затихала кухня, и эти часы Климка всегда проводил наверху у Павки. По-хорошему сдружился поваренок с черноглазым кубовщиком. Поднявшись наверх, Климка увидел Павку сидящим на корточках перед раскрытой топкой. Павка заметил на стене тень от знакомой взлохмаченной фигуры и проговорил, не оборачиваясь:

Поваренок забрался на сложенные поленья и, улегшись на них, посмотрел на сидевшего молча Павку и проговорил, улыбаясь:

– Ты что, на огонь колдуешь?

Павка с трудом оторвал глаза от огненных языков. На Климку смотрели два огромных блестящих глаза. В них Климка увидел невысказанную грусть. Первый раз увидел Климка эту грусть в глазах товарища.

– Чудной ты, Павка, сегодня какой-то. – И, помолчав, затем спросил: – Случилось у тебя что-нибудь?

Павка поднялся и сел рядом с Климкой.

– Ничего не случилось, – ответил он глуховато. – Тяжело мне здесь, Климка. – И руки его, лежавшие на коленях, сжались в кулаки.

– Что это на тебя сегодня нашло? – продолжал приподнявшийся на локтях Климка.

– Сегодня нашло, говоришь? Всегда находило, как только попал сюда работать. Ты погляди, что здесь делается! Работаем как верблюды, а в благодарность тебя по зубам бьет кто только вздумает, и ни от кого защиты нет. Нас с тобой хозяева нанимали им служить, а бить всякий право имеет, у кого только сила есть. Ведь хоть разорвись, всем сразу не угодишь, а кому не угодишь, от того и получай. Уж так стараешься, чтобы делать как следует, чтобы никто придраться не мог, кидаешься во все концы, но все равно кому-нибудь не донесли вовремя – и по шее…

Источники:

http://alleng.org/d/rusl/rusl15.htm
http://uchebana5.ru/cont/1345975-p24.html
http://warcastle.ru/serdce/vdogonku-nikolayu-kriknuli-sila-evangeliya-obrazec-vypolneniya-zadaniya.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector