0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. Что такое общение Ступени общения года до семи лет

Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками

С книгой «Особенности общения с дошкольниками» Смирнова Е.О. можно ознакомиться на следующей странице.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. Общение и его роль в развитии ребенка 3

Часть I. Общение ребенка со взрослым 8

Глава 1. Развитие общения ребенка со взрослым в дошкольном возрасте 9 Понятие «форма общения» 9

Развитие общения в раннем возрасте 11

Внеситуативное общение дошкольника со взрослым 15

Форма общения и возраст ребенка 20

Диагностика форм общения ребенка со взрослым 23

Занятия, направленные на развитие общения дошкольника со взрослым 27

Формирование познавательного общения 29

Формирование личностного общения 30

Глава 2. Личностно-смысловая сфера дошкольника и ее развитие в общении со взрослым 33

Особенности личностно-смысловой сферы дошкольника 33

Как сделать действие дошкольника осмысленным 36

Ролевая игра как путь развития смысловой сферы 39

Глава 3. Развитие произвольности и осознанности поведения в общении дошкольников со взрослым 42

Произвольность как центральное новообразование дошкольного возраста 42

Беседы, выявляющие уровень осознанности действий ребенка 45

Методические приемы, направленные на развитие осознанности поведения 48

Глава 4. Особенности общения с «трудными» дошкольниками 52

Типичные трудности в общении с дошкольниками 52

Ситуации, выявляющие коммуникативные трудности старших дошкольников 54

Особенности общения с импульсивными детьми 61

Рекомендации по формированию мотивационно-волевой сферы дошкольников 64

Заключение 68 Рекомендуемая литература 73

Часть II. Общение дошкольников со сверстниками 74

Глава 1. Особенности общения со сверстниками и его развитие в дошкольном возрасте 74

Специфика общения дошкольников со сверстниками 74

Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте 76

Роль взрослого в становлении общения дошкольников со сверстниками 82

Глава 2. Игры, развивающие общение и нравственно-волевые качества младших дошкольников 84

Общая характеристика игр и методические рекомендации к их проведению 84

Игры, развивающие общение дошкольников 87

Глава 3. Игры и занятия для детей с трудностями в общении 129

Методы выявления популярных и непопулярных дошкольников 129

Причины, определяющие положение ребенка среди сверстников 132

Игры для старших дошкольников, воспитывающие гуманное отношение к сверстникам 134

Рекомендуемая литература 150

Рекомендуемая литература

Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для младших дошкольников. — М., 1992.

Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996.

Мухина В. С. Психология дошкольника. — М., 1975.

Отношения между сверстниками в группе детского сада / Под ред. Т. А. Репиной. — М., 1978.

Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской. — М., 1989.

Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. — М., 1988.

Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. — М., 1984.

Психологические особенности общения со сверстниками старших дошкольников с нарушениями речи

Алена Белова
Психологические особенности общения со сверстниками старших дошкольников с нарушениями речи

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. В этом возрасте происходят значительные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением личностных новообразований[5].

Особое значение для развития ребенка имеет общение. Взаимоотношения дошкольников представляют особый интерес для педагогов, психологов, логопедов и т. д. Это достаточно сложный, многогранный процесс, который имеет неоспоримое значение в развитии игровой, познавательной деятельности и др.

По нашему мнению, изучение особенностей общения со сверстниками в условиях нарушенного развития, а именно при нарушениях средств общения (согласно психолого-педагогической классификации Р. Е. Левиной) является важным вопросом для специальной психологии. Многочисленные публикации, экспериментальные исследования Р. Е. Левиной, Л. Ф. Спировой, Л. Б. Халиловой, Г. В. Чиркиной, С. Н. Шаховской, О. С. Ушаковой, А. Н. Корнева, В. М. Акименко, А. Г. Арушановой, Т. Н. Волковской, В. А. Калягина др. указывают на факт наличия у детей с речевыми нарушениями специфических особенностей личности, среди которых отмечаются стойкие нарушения коммуникативной сферы, в частности нарушение межличностного взаимодействия, общения детей со взрослыми и сверстниками, заниженная самооценка [1], [6].

В данной работе мы будем придерживаться деятельностного подхода к изучению общения. С этой позиции общение рассматривается, как психологическая категория, и интерпретируется, как деятельность (А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина). Деятельностный подход позволяет соотнести общение с другими видами деятельности, понять его место и значение в системе жизнедеятельности человека.

Предметом нашего исследования явилось общение со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Объектом исследования: сфера межличностного общения. В исследовании приняли участие старшие дошкольники с нарушениями средств общения, т. е. с общим недоразвитием речи (ОНР, преимущественно III уровня речевого развития, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР). Данные особенности рассматривались в сопоставлении с особенностями общения со сверстниками старших дошкольников с нормальным речевым развитием (НРР).

Были применены следующие экспериментальные методики: «Рукавички». Позволяет выявить особенности общения со сверстниками в совместной деятельности, умение детей приходить к общему решению для достижения результатов деятельности [7]. Для выявления уровня развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста мы опирались на критерии, разработанные Е. О. Смирновой на основании концепции М. И. Лисиной [3]. Также методика «Рукавички» при использовании метода наблюдения позволяет сделать выводы об уровне развития коммуникативных умений у старших дошкольников. Для диагностики межличностных отношений в группе нами был выбран детский вариант социометрической методики Дж. Морено, Т. А. Марковой, Л. А. Пеньевской, адаптированный Т. А. Репиной: игра «Секрет». Целью является: определение статусного положения детей в коллективе сверстников, выявление существующих между детьми избирательных предпочтений. Проективная методика «Фильм-тест» Р. Жиля адаптированный вариант И. Н. Гильяшевой и Н. Д. Игнатьевой, который предполагает индивидуальное исследование и позволяет с достаточно высокой степенью надежности выявить особенности социальной приспособленности ребенка [4].

Читать еще:  Плетение оригинальных фенечек из ниток мулине своими руками. Фенечки из ниток. Как сделать, схемы и пошаговые мастер-классы

Анализ результатов проведенных методик по всем выборкам испытуемых позволил выделить специфические особенности общения со сверстниками старших дошкольников с нарушениями речи.

На основании результатов, по методике «Рукавички», мы можем сказать о том, что старшие дошкольники с нарушениями речи в процессе общения малоактивны, чаще выполняют пассивную функцию, участвуют в общении по инициативе других, отмечается неустойчивое умение пользоваться формами речевого этикета, также можно сказать о том, что наблюдается неумение вести диалог в целях достижения общего результата какой-либо деятельности.

Таким образом, можем сказать о том, что в совместной деятельности старшие дошкольники с нарушениями речи слабо ориентированы на сверстников, обладают низким уровнем сотрудничества.

По данным методики «Секрет» мы можем сказать о том, что дети, которые получили наибольшее количество выборов и относятся, в основном, к статусным категориям «предпочитаемые», «принятые» имеют логопедический статус НРР. Также полученные данные свидетельствуют о том, что дети с ОНР преимущественно являются непринятыми в группе сверстников.

Также, особое значение для нас имеет анализ мотивации социометрических выборов. На основании ответов детей в ходе проведения эксперимента мы объединили причины выбора сверстников в шесть типов мотивов. Рассмотрим их подробнее:

I тип — общая положительная оценка сверстника, эмоционально-положительное отношение к нему («он хороший», «нравится», и т. д.).

II тип — выделяют положительные качества ребенка: внешние; качества, обеспечивающие успешность деятельности; нравственные («он смелый», «добрый», «он меня не обижает», и т. д.)

III тип — интерес к совместной деятельности («интересно втроем», «строим вместе гараж и дом», и т. д.).

IV тип — дружеские отношения («он мой друг», «она самая хорошая подруга»,ит. д.).

V тип – пассивно-положительное отношение, при котором дети демонстрируют положительное отношение к сверстникам, но это отношение ничем не подкрепляется. На вопрос о мотиве выбора они отвечают «не знаю» или молчат, пожимают плечами, «хвалит воспитатель (взрослый)».

VI тип – ситуативное отношение, при котором выбор определяется внешней ситуацией, а не взаимными отношениями между сверстниками («у него сегодня день рождения», «его обидели», «мы рядом сидим», «рядом живет», «у него есть много игрушек», и т. д.)

В ходе организации экспериментального исследования было выдвинуто предположение о том, что, чем выше уровень развития общения со сверстниками, тем выше социометрический статус ребенка. Данная гипотеза была подтверждена результатами по методикам «Рукавички» и «Секрет» на основе которых был произведен расчет коэффициента ранговых корреляций rСпирмена. Итак, мы можем сказать, что уровень развития общения напрямую влияет на социометрический статус в группе старших дошкольников. Это значит, что дети с низким уровнем развития общения чаще всего находятся в непринятых социометрических категориях. Причем, важно отметить то, что при возрастании уровня развития общения возрастает социометрический статус в группе сверстников.

По данным, полученным в ходе исследования по методике «Межличностные отношения», можем сказать, что дети с нарушениями речи, также как и дети с НРР наибольшую эмоциональную привязанность испытывают по отношению к матери, чем к отцу, но дети с НРР достаточно четко воспринимают родителей как чету. Относительно детей с нарушениями речи, можно сказать, что они предпочитают общение с взрослыми, чем со своими сверстниками, друзьями.

Для детей с нарушениями речи типичным проявлением является повышенная конфликтность: для детей с ОНР конфликтность свойственна в 30% случаев, для детей с ФФНР в 16,5%, в то время как у детей с НРР конфликтность проявляется в 11% случаев. Это является часто следствием недопонимания между сверстниками; из-за этого снижены показатели по параметру «общительность». Детям с нарушениями речи часто свойственно неадекватное отношение и поведение в сложившихся ситуациях относительно дошкольников с НРР. Так были получены следующие результаты: старшие дошкольники с ОНР показали 60%, дети с ФФНР 47,5% по шкале «Реакция на фрустрацию», а дети с НРР 28,6%.

Итак, на основании полученных результатов мы можем сказать, что общение со сверстниками старших дошкольников с нарушениями речи характеризуется рядом специфических особенностей. Это говорит о необходимости организации коррекционно-развивающей работы. Она должна строиться с учетом структуры и качества речевого нарушения, индивидуальных, личностных особенностей детей.

1. Дмитриева Е. Е. Развитие социальной компетентности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: Монография. – Н. Новгород: НГПУ, 2013

2. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении: / М. И. Лисина; 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2009.- 276 с.

3. Межличностные отношения от рождения до семи лет; под ред. Е. О. Смирновой. – М.: Ин-т практ. психол. ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.- 392с.

4. Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А. А. Бодалева. — М. Изд-во «Когито-Центр», 2011.- 600с

5. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384с: ил.

6. Трошин О. В., Жулина Е. В. Логопсихология: Учебное пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 247 с.

7. Урунтаева, Г. А. Практикум по дошкольной психологии: пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М.: Изд. центр «Академия», 1998. – 304с.

Мой подход к работе с детьми Мой подход к работе с детьми Важнейшей социальной задачей цивилизованного общества является укрепление психического здоровья и обеспечение.

Перспективный план работы музыкального руководителя на летний оздоровительный период 2014 года Цель: Сохранение физического и психического здоровья дошкольников. Задачи: — создание у детей атмосферы радости; — формирование положительного.

Особенности развития коммуникативных и речевых навыков детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Могилка Диана Вадимовна

В данной статье рассмотрена проблема речевого развития и коммуникации детей старшего дошкольного возраста . Рассмотрены понятия « речевой навык », « коммуникативный навык ». Представлены особенности развития коммуникативных и речевых навыков старших дошкольников. Раскрыты формы общения дошкольников со сверстниками: эмоционально-практическое общение, ситуативно-деловая форма, внеситуативно-деловая форма. Показан ряд характерных особенностей общения дошкольников со сверстниками. Отражена специфика детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста.

Читать еще:  Как сделать пилотку из газеты для ремонта. Как из бумаги сделать пилотку – пошаговое пособие. Практичный бумажный берет или кепка необходимого размера

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Могилка Диана Вадимовна

Текст научной работы на тему «Особенности развития коммуникативных и речевых навыков детей старшего дошкольного возраста»

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА 1 2 Зотова И.В. , Могилка Д.В. Email: Zotova1799@scientifictext.ru

1Зотова Ирина Васильевна — кандидат педагогических наук, доцент;

2Могилка Диана Вадимовна — студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь

Аннотация: в данной статье рассмотрена проблема речевого развития и коммуникации детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрены понятия «речевой навык», «коммуникативный навык». Представлены особенности развития коммуникативных и речевых навыков старших дошкольников. Раскрыты формы общения дошкольников со сверстниками: эмоционально-практическое общение, ситуативно-деловая форма, внеситуативно-деловая форма. Показан ряд характерных особенностей общения дошкольников со сверстниками. Отражена специфика детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста. Ключевые слова: коммуникативные навыки, речевые навыки, старший дошкольный возраст.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE AND SPEECH SKILLS OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE Zotova I.V.1, Mogilka D.V.2

1Zotova Irina Vasihvna — PhD in Pedagogy, Associate Professor; 2Mogilka Diana Vadimovna — Student, DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION AND PEDAGOGY, CRIMEAN ENGINEERING-PEDAGOGICAL UNIVERSITY, SIMFEROPOL

Abstract: this article discusses the problem of speech and communication development of children of senior preschool age. Discusses the concept of «speech skills», «communication skill». The peculiarities of development of communicative and linguistic skills of senior preschool children. Disclosed forms of communication of preschool children with peers: emotional, practical communication, situational business form, unhesitating-business form. Shows a number of characteristic features of communication of preschool children with peers. Reflects the specificity of children’s contacts throughout preschool age. Keywords: communicative skills, language skills, senior preschool age.

Актуальность проблемы развития коммуникативных и речевых навыков у старших дошкольников заключается в том, что количество контактов со взрослыми и сверстниками у ребенка в современном мире постоянно увеличивается, а эффективность и успешность таких взаимодействий зависит непосредственно от уровня речевого развития детей.

На данный момент показатели речевого развития многих современных дошкольников не соответствуют возрастной норме. Основная причина этого — разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых: взрослые отчуждаются от детей, дети лишаются содержательных (живых, эмоциональных) способов общения.

Коммуникативные и речевые умения исследовали многие отечественные и зарубежные ученые. К ним относятся: А.А. Бодалев, Л.П. Буева, Я.Л. Коломинский, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.М. Соковкин и др.

Проблемой развития коммуникативных способностей занимались многие ученые: Н.А. Асадулаева, Дж. Брунер, Л.С. Выготский, В.М. Григорьев, С.В. Григорьев, К. Монтенегро, С.Л. Новоселова, М.А. Норбашева, Н.Н. Палагина, А.Н. Фролова, С.А. Шмаков, А.П. Юсупова, Д.Б. Эльконин и многие другие.

Цель статьи заключается в рассмотрении особенностей развития коммуникативных и речевых навыков детей старшего дошкольного возраста.

Проблемы развития коммуникации сегодня особенно актуальны в старшем дошкольном возрасте, так как именно этот возраст считается отечественными психологами и педагогами (Л.А. Венгером, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддъяковым и другими) как сензитивный. То есть это максимально чувствительный период, который обладает благоприятными условиями для формирования определенной способности или типа деятельности организма [7].

Такие ученые как Л.С. Выготский, М.И. Лисина и другие, занимавшиеся проблемой развития коммуникации старших дошкольников, считают, что главным условием для становления психических способностей и качеств ребенка, а именно речи, воображения, мышления, самооценки, является общение ребенка со взрослым. Такое общение приобщает детей к опыту человечества. Дошкольники посредством такого общения обмениваются знаниями, обогащают свой жизненный опыт [2].

Как мы успели заметить, современные дети неохотно идут на контакт, не могут понятно для окружающих выразить свою мысль, у таких детей слабо разработан речедвигательный аппарат. Коммуникативные способности необходимы, так как все мы находимся в социуме и так или иначе взаимодействуем с ним.

Зачастую взрослые не понимают всей важности звучащего слова в развитии и воспитании детей раннего возраста. Общение взрослого с ребенком сегодня вряд ли можно назвать общением. В современном мире это общение чаще кратковременное, формальное и поверхностное: проявляется в виде замечаний, указаний, инструкций. В том случае, когда у малыша не удовлетворилась потребность в общении со взрослыми, начинают проявляться всевозможные отклонения в поведении дошкольников: неуверенность при новых начинаниях, тяжелая адаптация в дошкольном учреждении, огромное количество страхов, тревожность и агрессивность, снижение показателей их речевой и познавательной активности.

ФГОС ДО выделяет такие образовательные области как «Речевое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие». Сегодня данные области играют важнейшую роль для развития ребенка не только в плане речи, но и для личности в целом.

Сформировать речевой навык — это значит обеспечить необходимые условия для того, чтобы дошкольник мог правильно построить и реализовать высказывание. Для того, чтобы общение было полноценным, необходимо, чтобы мы, педагоги, сами умели пользоваться речевыми навыками для самостоятельного выражения своих мыслей, чувств, намерений, переживаний; если этого не будет, то речевая деятельность сформируется только лишь частично.

Коммуникативный навык — это навык взаимодействия с другими людьми, умение находить компромисс, умение слушать и высказывать свое мнение.

Известный психолог М.И. Лисина отмечала, что, начиная от раннего и до конца дошкольного возраста общение между детьми проходит значительные изменения по всем категориям: меняются содержание, потребности, мотивы и средства общения. От двух до семи лет выделяются два перелома; первый отмечается приблизительно в четыре года, второй — около шести лет [3].

Читать еще:  Как делать оригами звезду из бумаги. Объемная пятиконечная звезда оригами из бумаги. В последнее время техника оригами обрела огромное количество поклонников

Первый перелом мы можем наблюдать тогда, когда в жизни ребенка большую роль начинают играть другие дети. В этот период дошкольники начинают открыто предпочитать одиночную игру либо общество других детей взрослому.

Во время второго перелома, по мнению М.И. Лисиной, происходит появление избирательных привязанностей, дружбы; возникают более устойчивые и глубокие отношений между дошкольниками.

Эти переломы можно считать временными границами 3-х этапов в развитии общения детей. Эти этапы (также как и этапы со сферой общения со взрослым) получили название «формы общения дошкольников со сверстниками».

По мнению М.И. Лисиной, первой формой является эмоционально-практическое общение со сверстниками (второй-четвертый годы жизни). На втором году у дошкольников мы замечаем заинтересованность к другому ребенку, дошкольник уделяет повышенное внимание к действиям сверстника, а к концу второго года возникает желание привлечь внимание сверстника к себе, показать свои результаты и увидеть его ответную реакцию. На представленном этапе дети общаются без предметных действий, общение происходит само по себе [4].

Вторая форма общения сверстников, которую выделяет М.И. Лисина, -ситуативно-деловая. Данная форма складывается приблизительно к четырем годам и до шести лет. Сюжетно-ролевая игра уже коллективная — дошкольники преимущественно играют вместе, а не по одному. В процессе ситуативно-делового общения дети заняты совместным делом, они согласовывают свои действия с действиями партнеров и учитывают активность сверстников для достижения общей цели. Такое взаимодействие между детьми получило название сотрудничества.

По мнению М.И. Лисиной, к концу дошкольного возраста у многих (но не у всех) детей дошкольного возраста появляется новая форма общения, которая получила название «внеситуативно-деловая». К шести-семи годам значительно увеличивается количество внеситуативных контактов. Дети начинают рассказывать друг другу о том, где они отдыхали и что нового увидели, делятся своими впечатлениями и эмоциями [4].

Итак, социальная ситуация развития старшего дошкольника усложняется и дифференцируется. Взрослый человек остается главным в жизни ребенка, но взаимоотношения с ним кардинально меняются. В раннем возрасте ребенок общается исключительно с близкими взрослыми, как только ребенок немного подрастает, он вступает в отношения с более широким социальным миром. Появляется новая сфера социальных контактов ребенка — его отношения со сверстниками.

Общение дошкольников со сверстниками можно описать рядом характерных особенностей, которые отличают его от общения со взрослыми.

Как отмечает Е.О. Смирнова, первой и самой важной отличительной чертой является огромное разнообразие коммуникативных действий. Ребенок может спорить со сверстником, навязывать свою волю, успокаивать и т.д. Такие сложные формы поведения, как симулирование, стремление сделать вид, выразить обиду впервые появляются именно в общении с другими детьми.

Вторая яркая черта общения сверстников, как считала Е.О. Смирнова, состоит в его особо яркой эмоциональной насыщенности. При общении со сверстниками мы наблюдаем у дошкольника намного больше эмоций, чем при общении со взрослым, это самые разнообразные эмоциональные состояния — от злостного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до агрессии [6].

Третья отличительная особенность контактов детей состоит в том, что они нестандартны. Если при взаимодействии со взрослым даже малыши соблюдают определенные общепринятые нормы поведения, то при общении со сверстником дошкольники не соблюдают нормы поведения. Они могут использовать самые неожиданные действия и движения: дети скачут, изображают различные позы, делают гримасы и т.д.

Еще одной особенностью общения сверстников является то, что инициативные действия берут верх над ответными. Особенно отчетливо это замечается, когда невозможно продолжить и развить диалог, так как отсутствует ответная реакция партнера.

Для дошкольника намного важнее его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника он чаще всего не замечает и не поддерживает [6].

Таким образом, рассмотренные выше особенности общения раскрывают специфику детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста.

Итак, понимание коммуникации подводит педагогов к пониманию того, что все-таки необходимо прикладывать все усилия для становления, формирования и развития у дошкольников коммуникативных умений и навыков.

Немаловажную роль в данном процессе играют также принципы и методы развития детской коммуникации. Ведь только правильная организация методологии развития процесса способна дать эффективный результат.

Список литературы /References

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей / А.Г. Арушанова. М.: Мозаика. Синтез, 2002. 272 с.

2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии : учеб.пособие / Л.С. Выготский. Изд. «Союз», 2007. 110 с.

3. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения: учеб. пособие / М.И. Лисина. М.: «Педагогика», 2007. 160 с.

4. Лисина М.И. Общение детей со взрослым и сверстником: общее и различное / М.И. Лисина. М., 2005. 38 с.

5. Мухина В.С. Под ред. Венгера Л.А. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1985. 272 с.

6. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 160 с.

7. Сензитивный период / Психология личности // Психология и психиатрия: сайт практикующих психологов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psihomed.com/sensitivnyiy-period/ (дата обращения: 12.03.2017).

ВЛИЯНИЕ ЗРИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТУДЕНТОВ НА ВЫБОР ТРАЕКТОРИИ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Красушкина А.В.1, Басова Д.Н.2 Email: Krasushkina1799@scientifictext.ru

1Красушкина Анна Викторовна — кандидат филологических наук, доцент; 2Басова Диана Николаевна — студент, кафедра дошкольного образования, Череповецкий государственный университет, г. Череповец

Аннотация: статья посвящена изучению интереса современных студентов к современному телевизионному контенту. Отмечается степень влияния медиасреды на интересы современной молодежи, приводятся данные опроса студентов 1 курса на предмет их зрительских предпочтений, выявляются связи между их ответами и заявленными интересами в сфере внеучебной деятельности (траектории «Спорт и здоровый образ жизни», «Волонтерство и социальная работа», «Международная деятельность», «Наука и инновации», «Бизнес и предпринимательство» и другие). Ключевые слова: медиаобразование, зрительские предпочтения, воспитательная работа, внеучебная деятельность.

Источники:

http://fusionpiter.ru/articles/features
http://www.maam.ru/detskijsad/psihologicheskie-osobenosti-obschenija-so-sverstnikami-starshih-doshkolnikov-s-narushenijami-rechi-avtor-koneva-i-v-belova-a-v.html
http://cyberleninka.ru/article/n/17912534

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector