0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сравнение результатов исследования склонности к девиантному поведению в старшем подростковом возрасте (контрольный эксперимент). Игры и упражнения, направленные на профилактику девиантного поведения подростков

«Жизнь одна»: программа тренинга по профилактике девиантного поведения подростков

социологические науки

  • Мыльникова Анна Викторовна , бакалавр, студент
  • Алтайский Государственный Университет
  • Похожие материалы

    Программа профилактического тренинга предназначена для групповых занятий с подростками в возрасте от 14 до 18 лет. Содержание упражнений направлено на профилактику безнадзорности и беспризорности среди подростков, помощь в адаптации несовершеннолетним в трудной жизненной ситуации, имеющим конфликт с законом и состоящих на учете в отделах полиции, а также для подростков, чье поведение характеризуется как аддиктивное.

    Основные цели тренинга:

    1. Формирование ответственности у подростка за свои поступки.

    2. Повышение самооценки, формирование навыков управления своими чувствами и эмоциями.

    3. Выработка у участников эффективных поведенческих навыков противодействия негативному влиянию окружения в рискованных ситуациях, социально приемлемых форм поведения.[1]

    4. Профилактика безнадзорности и беспризорности, социальной дезадаптации и правонарушений подростков.

    1. Сформировать положительную мотивацию и установки, направленные на противостояние нежелательному влиянию среды.

    2. Помочь участникам оценить и скорректировать установки относительно противоправного поведения в целом и своего, в частности.

    3. Повысить уровень знаний участников тренинга об их правах, обязанностях, причинах и последствиях правонарушений.

    4. Выработать у участников эффективные навыки самоконтроля и оценки собственного эмоционального состояния для принятия верных решений.

    5. Вовлечь подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию, способную отвлечь их от совершения правонарушений.

    1. Овладение адекватным представлением о последствиях совершения правонарушений, о своих правах и обязанностях.

    2. Актуализация у подростков чувства уверенности в своих способностях, противостояния нежелательному влиянию среды и навыка отстаивания безопасного поведения в различных ситуациях.

    3. Сформированность умения эффективно общаться с другими людьми, особенно в ситуациях высокого риска.

    4. Понимание подростками разрушительного влияния наркотиков, алкоголя.[1]

    Комплекс упражнений и методических рекомендаций по их проведению

    Упражнение №1 «Что я выиграю / что я потеряю»

    Совершив правонарушение, человек знает последствия, но рискует, видя какой-то плюс для себя. Ведущий предлагает разделиться участникам на группы. При малом количестве участников возможно проведение упражнения в виде «мозгового штурма», без разделения на группы.

    Каждой группе предстоит ответить на два вопроса: «Что я выиграю от совершения правонарушения?», «Что я потеряю от совершения правонарушения?». Варианты ответа записываются на отдельных листах. Для рассмотрения дается конкретная ситуация неправомерного поведения на усмотрение ведущего, например, «кража мобильного телефона», «хулиганство в общественном транспорте», «избиение одноклассника» и др.

    На выполнение упражнения дается 5-7 минут. Затем результаты работы групп обсуждаются в рамках вопроса «Если правонарушение совершается, какие последствия это влечет для совершившего правонарушение?». Выслушиваются все возможные варианты ответов. Создаются свои групповые определения последствий.[1]

    Упражнение №2 «Письмо негодованию»

    Ведущий дает установку: «Попробуйте написать письмо своему негодованию, попытайтесь рассказать ему как вам с ним приходится уживаться; как вам живется с ним и как вам живется без него. Попытайтесь оценить какую пользу, и какой вред для вас приносит негодование, а также постарайтесь оценить, как негодование может влиять на ваши отношения с другими людьми».

    Самостоятельная работа участников по выполнению установки ведущего. По окончании упражнения можно, при согласии участников, прочитать «письма негодованию».

    Упражнение №3 «Учимся противостоять влиянию»

    Влияние — это способность убедить человека поступить так, как хочется тебе, или способность предпринять какие-либо действия, изменяющие исход ситуации. Подросткам в данном упражнении предлагается обсудить серию вопросов:

    Что такое влияние, на что или на кого можно повлиять?

    Всегда ли влияние отрицательно?

    Каким образом можно отличить отрицательное влияние?

    Каковы способы негативного влияния (запугивание, шантаж, угроза, подражание, зависимость, избиение, давление на личность и т.д.)?

    Хотели бы участники лично поддаваться такому влиянию и к каким последствиям может привести соглашение?

    Что необходимо предпринять, чтобы уйти из-под негативного влияния?

    Далее составляется план безопасности и ведущему необходимо убедить подростков, что обращение за помощью – это не признание собственной слабости, а проявление способности противостоять. В план включаются пункты не только самопомощи и взаимопомощи, но и обращение к родителям, родственникам, взрослым; к специалистам учителям; в органы полиции, телефоны доверия, школу, социальные службы.[2]

    Упражнение №4 Групповая дискуссия «Ответ за поступки»

    В дискуссии ведущий предлагает вспомнить ситуации, которые вы могли видеть по телевидению, когда героем преступался закон, возможно, даже группой лиц. Далее организуется групповое обсуждение данной ситуации по вопросам: Что в данном случае нарушалось? Почему? Каков был исход? При этом задача — попытаться образовать диалог среди участников тренинга и оценить поступок не только со стороны уголовного наказания, но и общественного осуждения.

    Упражнение №5 «Рояль»

    Вступительное слово ведущего: «Подумайте и вспомните, что вы делаете, когда вам плохо? Как вы пытаетесь справиться с плохим состоянием? Поделитесь, пожалуйста, своим опытом поведения в данных ситуациях».

    Участники озвучивают способы преодоления своего «плохого состояния», а ведущий их записывает, причем каждый способ на отдельном листе бумаги и затем выкладывает их на полу как клавиши у рояли. После этого делает обобщение «Итак, в нашей группе действуют такие способы…», (перечисляет, особенно подчеркивая такие ответы как алкоголь, наркотики, сладкое, компьютер, агрессия и прочие девиации.

    Ведущий подводит тренинговую группу к вопросу: «У каждого человека есть свои способы справиться с плохим самочувствием, у кого-то их много, у кого-то мало. Как вам кажется, что лучше – иметь много или мало «клавиш»? Далее делает заключение: «Конечно, лучше когда «клавиш» много. Это означает, что человек знает множество способов справиться с плохим настроением. Например, в одной ситуации можно поплакать, в другой нужно хорошенько подумать, в третьей нужно обратиться за помощью и т.д. А если у человека есть только одна «клавиша»? Участников необходимо подвести в процессе обсуждения к выводу: «Если одна «клавиша», тогда в каждой ситуации он будет действовать одинаково, по-другому он просто не умеет».

    Переход к обсуждению аддикций: «А если эта «клавиша» — наркотики? Да, тогда и возникает зависимость. Зависимость может появиться не только от наркотиков, а, например, от компьютера, алкоголя, еды, азартных игр. Сейчас выделяют уже более 200 видов разных зависимостей. Зависимость возникает, когда у человека «Не работают другие «клавиши» на рояле». А как у вас с количеством «клавиш»? Какие есть мысли и чувства по этому поводу? Ваши комментарии?».[2]

    Упражнение №6 «Сказка»

    Ведущий тренер предлагает ребятам разделиться на две группы и сочинить сказку про Тридевятое государство, в котором бы жили король и королева, а также их народ. Перед каждой группой устанавливается определенная задача. Первая группа пишет сказку, где существуют законы и как они соблюдаются. Вторая группа сочиняет сказку, где законов нет и где они совершенно не соблюдаются — о государстве беззакония. На работу отводится 10-15 минут. Каждая группа презентует свою сказку. Затем следует обсуждение. Ребятам предлагается ответить на вопросы:

    В какой стране народу жилось лучше? Почему?

    Нужно ли контролировать исполнение законов? Для чего?

    Нужны ли законы вообще? Какова их роль?

    Упражнение №7 « Мне нравится в тебе…»

    Ведущий организует взаимодействие участников: «Встаем в круг, а один из нас — желающий — в середину круга. Каждый из нас, кто стоит в круге, скажет что-нибудь хорошее о качествах характера и поступках того, кто стоит в центре, начиная со слов «Мне нравится в тебе…». Нужно предоставить возможность поучаствовать всем желающим.

    После проигрывания важно обсудить как участники себя чувствовали, стоя в центре круга.

    В заключение ведущему необходимо сказать, что других людей нужно принимать такими, какие они есть. Не стоит предвзято относиться к тем людям, которые отличаются от вас, ведь мы все индивидуальны.

    Данная программа профилактического тренинга разработана и апробирована для специалистов социальных служб и может быть реализована ими в своей профессиональной деятельности при работе с несовершеннолетними для профилактики аддиктивного поведения, правонарушений, безнадзорности подростков, в целях формирования мотивов у подрастающего поколения здорового образа жизни. Преимущество данной программы, по сравнению с другими методами социального обучения, заключается в том, что она направлена не только на решение ныне существующих проблем несовершеннолетних, их социальную реабилитацию, но и на первичную профилактику девиантного поведения.

    Список литературы

    1. Программа профилактического тренинга для подростков «СТУПЕНИ». Руководство для тренера/Под ред. Р.В.Йорика и А.В.Шаболтас – СПб.: Врачи детям, 2009. – 92 с.
    2. Психологические игры [Электронный ресурс] – URL: http://mirrosta.ru/uprazhneniya-dlya-treningov.html

    Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Психологическая оценка склонности к девиантному поведению в подростковом возрасте

    Попов Виктор Алексеевич,доктор педагогических наук, профессор, заведующийкафедройсоциальной педагогики и психологии «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Владимир

    Смирнова Мария Вячеславовна,студент«Владимирскогогосударственного университетаимени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Владимирmariyasmirnova.94@mail.ru

    Психологическая оценка склонности к девиантному поведению в подростковом возрасте

    Аннотация. Встатье анализируютсяразличныеподходык определению понятия «девиантное поведение». Приводится психодиагностическая оценка склонности подростков к отклоняющемуся поведению. Подтверждаетсяличностнаяпатологиявоспитанников специализированныхучреждений, выявляютсяполовозрастные различия в проявлениях отклоняющегося поведения.Ключевые слова:девиантное поведение, отклоняющееся поведение, норма, подросток, склонность.

    Внастоящее время подросток живет в сложном посвоему содержанию и тенденциям мире. Это связано с увеличением темпа развития технологических преобразований, которые предъявляют современной молодежи новые требования. Большое количество информации воздействует на подростка, у которого еще не выработаначеткая жизненная позиция. Анализируя данные статистики различных форм девиантного поведения видно, что за последние 10 лет количество наркозависимых граждан в России выросло на 60%. Подростки (от 14 до 18 лет), употребляющие спиртные напитки составляют 90%, наркотики потребляют 45% мальчиков и 18% девочек. Далее рассмотрим статистику преступности несовершеннолетних. На 2005 год число несовершеннолетних преступников составляет 53%. В 2012 году в России было выявлено 69%. В 2014 году количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, сократилось примерно на 5%[1].Рост различных девиаций связан с неустойчивой социальной, экономической, идеологической обстановкой, которая развивается в обществе. Подростки становятся тревожными, циничными, агрессивными и жестокими. У молодых людей бурно развивается чувство неосознанного протеста, растет их индивидуализация, которая может привести к эгоизму. Наиболее подвержены влиянию нестабильной обстановки в мире возрастная группа –это подростки. Рост девиантного поведения подростков относят к одной из наиболее опасных социальных болезней современного российского общества. Высокая научная и общественная значимость проблемы предупреждения девиантного поведения находит подтверждение во многих теоретических и прикладных исследованияхВ.А.Попова, Е.В. Змановской, И.С.Кона, В.Д. Менделевич, А.Е. Личко, С.А. Беличевой и других.Относительно несовершеннолетних с различными отклонениями в развитии, исследователи используют такиеопределения,как:

    «трудные дети» (Л.С.Славина, К.С. Лебединская), это дети, чьеповедение резко отклоняется от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию [10]; (В.Г. Степанов, Д.И. Фельдштейн)дети с отклонениями в формировании личности, акцентуациями характера, у которых есть нарушениям аффективноволевой сферы, отклонения в действиях[11];

    дети «группы риска» (И.А. Невский), это дети с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в неадекватном поведении, которое противоречит требованиям ближайшего окружения [8].Девиантное поведение связанно с различными разногласиями действий, поступковиправил поведения, стереотипов, ценностей, социальными установками.Зарубежныйсоциолог А. Коэнпонимает отклоняющееся поведение как«такое поведение, которое идет вопреки с институционализированными ожиданиями, то есть с ожиданиями, делимыми и признаваемыми законными изнутри социальной системы» [5].По мнениюЕ.В. Змановской, девиантное поведение –это поведение, отклоняющееся от норм [4]. КриминологЯ.И. Гилинский определяетдевиантное поведение каксоциальное явление, выражающееся в относительно массовых, статистически устойчивых формах (видах) человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям [2].Таким образом, анализ наиболее актуальных исследовательских точек зрения в отношении определения сущности девиантного поведения показал, что данное понятие можно определить, как поведение, котороепротиворечит принятым в обществе правовым и социальнонравственным нормам. Сущность заключается в неверном осознании своего места в обществе, в определенных искажениях нравственного и правого сознания молодых людей. Проблема девиантного поведения широко освещена в зарубежнойи отечественной литературе, но важно отметить, что его конкретный аспект –подростковая девиация –изучен в меньшей степени. Девиантное поведение в подростковом возрасте представляет собой сложное явление, поэтому изучение этой проблемы имеет междисциплинарный и разноплановый характер.В литературеиспользуетсясиноним термина«девиантное поведение»–«отклоняющееся поведение».По мнениюЕ.В. Змановскойу отклоняющегося поведения есть специфические особенности, которые помогают отличить его от других социальнопсихологических феноменов:

    не соответствиеобщепринятым или официально установленным социальным нормам;

    наличиенегативнойоценкисо стороны окружающих;

    нанесениеущербаличности подростка или окружающим людям;

    поведениестойко повторяющееся (многократное или длительное);

    согласование девиантного поведенияс общей направленностью личности;

    сопровождениеразличными проявлениями социальнойдезадаптации;

    наличиеполовозрастногои индивидуальногосвоеобразия[3].Подросток —это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств: еще недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил. Наряду с этим, подросток –это лицо, вступившее в период правовой ответственности за свои действия и поступки, т.е. подросток способен принимать продуманные решения, совершать разумные поступки и нести за них нравственную и правовую ответственность [9].Наше исследование, целью которого являлась психодиагностическая оценка склонности подростков к отклоняющемусяповедению, проводилосьна базе Владимирского центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей и Владимирского социальнореабилитационного центра для несовершеннолетних. Общее количество испытуемыхсоставило 52человека(34юношейи 18девушек) в возрасте от 13 до 17 лет.Следует подчеркнуть, что контингент обеих экспериментальных площадок составляет молодежь «группы риска»: дети и подростки из социально неблагополучных, неполных семей, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Склонность к отклоняющемуся поведению выявлялась с помощью методов тестирования, анкетирования и экспертного оценивания. Применялся тест «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н.Орел) [7], который предназначен для измерения склонности подростков к различным формам отклоняющегося поведения, аддиктивное поведение, самоповреждающее и саморазрушающее поведение, агрессия и насилие, а также делинквентное поведение. Согласно результатам анкетирования 94% воспитанников центров склонны к различным формам отклоняющегося поведения. Эти данные подтверждают мнения компетентных специалистов –сотрудников учреждений при реализации процедуры экспертного оценивания.В результате исследования было обнаружено, что у большинства подростков присутствует склонность к агрессии и насилию (53%), что свидетельствуют об агрессивной направленности личности во взаимоотношениях с другими, о склонности решать проблемы посредством насилия, о тенденции использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки. У 48% выявлена тенденция к аддиктивному поведению, что говорит о предрасположенности к уходу от реальности за счет изменения своего психического состояния.У31%испытуемых была обнаружена склонность к делинквентномуповедению, что может свидетельствовать о низком уровне социального контроля. У небольшого количества подростков выявлены склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (9%). Для таких подростков характерна низкая ценность собственной жизни, склонность к риску, выраженная потребность в острых ощущениях, тенденция к садомазохизму. (рис. 1)

    Рис. 1Результаты теста «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н.Орел)

    Результаты исследования показали, что 73% подростков показали высокие результаты по двум и более шкалам, что позволяет отнести их к «группе риска».Анализируя половозрастной аспект проблемы отклоняющегося поведения, следует отметить, что большую часть «группы риска»в нашем исследовании составили девушки, для которых в большей степени характерны проявления агрессивных реакций во взаимодействии с социальным окружением. Поведение юношей в большинстве случаев характеризуется аутодеструктивными тенденциями и присутствием различного рода зависимостей (в том числе алкогольной, табачной, токсикологической, наркотической). Наиболее подверженным негативным влияниям оказался старший подростковый возраст (1517 лет), что определяется, в первую очередь, психофизиологическими особенностями.Таким образом, в результате исследования неблагополучных подростков «группы риска»на предмет склонности к отклоняющемуся поведению, а также его наиболее характерных разновидностей, можно сделать следующие заключения:1.Данные психодиагностического обследования подтверждают личностную патологию испытуемыхвоспитанников специализированных учреждений. Большинство подростков склоннок агрессивному и аддиктивному поведению.2.Существуют половозрастные различия в проявлениях отклоняющегося поведения: сензитивным периодом для всплеска отклоняющегося поведения у девушек является возраст 1516, для юношей –1617 лет, существуют различия и в самих формах девиаций. Для девушек характерны проявления агрессивных реакций, для юношей –аутодеструктивные тенденции.Несомненно,данные психодиагностического исследования определяют содержаниемероприятий, которые лежат в основе психологопедагогической работы с воспитанниками.Сначала планируется изучение проблемы,анализнаучной литературы, публикаций, для того чтобы получить новые знания по данной проблеме. Далее проводится дискуссия среди воспитанников, участники усваивают новые знания о девиациях, о девиантном поведении, приобщаться к ЗОЖ.Основу психологопедагогической работы составляют различного рода тренинги, беседы с воспитанниками на темуактуальности проблемы девиантного поведения среди молодежи, о ценности здорового образа жизни, также тематические беседы с родителями о девиации, наличие квестигр, применение творческих мероприятий. По итогам психологопедагогической работы идет статистическая обработка данных, оценивается эффективность реализации проекта.

    Ссылки на источники1. Вульфов Б.З., Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю., Селезнева Е.В. Интересы и потребности современных детей и подростков. –СПб.: Каро, 2007. –144 с.2. Гилинский Я.И. Девиантность, преступность, социальный контроль. –СПб.:«Юридический центр Пресс», 2004.3. Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы: Уч. пособие/ Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. СПб: Питер, 2010. 352 с.4.Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 288 с.5. Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения// Социология сегодня. –М.,1965.6. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. –М., 2001.7. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. –М.: ТЦ Сфера, 2006.—192 с.8.Развитие личности и самоопределение подростков в школе / Невский И. А., Колесова Л. С ; Ин­т развития личности, Рос. акад. образования. ­ 2011. ­ 57 с.9.Социологический энциклопедический словарь/ ред.коорд. Г.В. Осипов. –М., 2000.10.Трудный подросток / Д. И. Фельдштейн. –2е изд. –М.: Издательство Московского психологосоциального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. –208 с.

    Исследование склонности к девиантному поведению подростков

    Дата публикации: 12.12.2014 2014-12-12

    Статья просмотрена: 4205 раз

    Библиографическое описание:

    Щербинина Е. А. Исследование склонности к девиантному поведению подростков // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 595-597. — URL https://moluch.ru/archive/80/14299/ (дата обращения: 14.02.2020).

    Изменения, происходящие сегодня в обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема девиантного поведения подростков. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост подростковой преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению отклонений в поведении ребенка. Причиной этого является изменение ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятные семейно-бытовые отношения, отсутствие контроля над поведением, чрезмерная занятость родителей, слабая материальная база семьи, эпидемия разводов.

    Девиантные проявления не являются уникальными и новыми, однако их исследование становится особенно актуальным в настоящее время, в переломный период развития нашего общества. В современном обществе взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, которые вызывают не только позитивные, но и негативные изменения в различных сферах социальной жизни. Различные трудности, возникающие в процессе адаптации представителей тех или иных социальных групп к рыночной экономике, порождают деформацию межличностных связей, разобщение поколений, утрату традиций.

    В последние годы в Республике Казахстан возросла численность подростков, для которых цель жизни сводится к достижению материального благополучия любой ценой. Труд и учеба утратили общественную ценность и значимость, стали носить прагматический характер — больше получать благ, привилегий и меньше работать и учиться. Такая позиция подростков приобретает все более открытые и воинствующие формы, порождая новую волну потребительства, часто провоцирующую поведенческие девиации. Положение с поведенческими девиациями усугубляется еще больше экономической ситуацией в стране. В последние годы в Казахстане значительно возрос уровень подростковой преступности в сфере социально-экономических отношений, где объектом преступления является право собственности, имеющее исключительное значение в жизнедеятельности граждан, общества, государства. Для многих подростков характерна ориентация на личное материальное благополучие, на действие по его обеспечению, на жизнь по принципу «как хочется», на самоутверждение любой ценой и любыми средствами. В этих случаях ими руководит не корысть и стремление удовлетворить свои потребности преступным путем, а привлекает сам процесс совершения преступления, участия ради компании, чтобы не прослыть трусом и т. п.

    Методологические основы изучения девиантного поведения представлены и в отечественных теориях: девиантологии В. С. Афанасьева, Я. И. Гилинского, Б. М. Левина; современной социологии права В. П. Казимирчука, В. Н. Кудрявцева, Ю. В. Кудрявцева, а также в трудах В. Ф. Левичевой, В. Т. Лисовского, И. А. Невского, А. С. Харчева. [1]

    Как нарушение процесса социализации девиантное поведение рассматривается такими известными российскими учеными, как Б. Н. Алмазов, С. А. Беличева, Б.П. [2]. Битинас, И. С. Кон, Г. Ф. Кумарина, А. В. Мудрик, И. А. Невский [3].

    Психологический аспект проблемы исследования состоит в недостаточной изученности как причин подростковой делинквентности, так и особенностей ее проявления: недостаточно работ, где бы исследуемый феномен раскрывался во всей его целостности, как правило, изучаются его отдельные аспекты (сущностные признаки, пути, средства коррекции и профилактики) [4,5].

    Признавая значение вышеизложенных работ, стоит отметить, что, несмотря на множество подходов к исследованию девиантного поведения, проблема подростковых девиаций в условиях рыночной экономики требует дальнейшего изучения [6,7].

    Основным моментом выявления причин девиантного поведения являются взаимоотношения подростков в семье, что служит основным критерием развития личности подростка. Поэтому диагностику девиантного поведения мы решили начать с методики анкетирования.

    Анкета на определение взаимоотношений в семье является основным этапом нашего исследования.

    Рис. 1. Анкета на определение взаимоотношений в семье

    Анализируя данные, представленные на рисунке 1, мы видим, что по первому вопросу (причины обид на родителей) количество человек по критериям «мало внимания» и «отсутствие любви» составляет 17 человек, что в сумме является — 76,5 %, по второму критерию «материальные причины» — 5 человек (23,5 %).

    По второму вопросу (обиды на других объектов в семье) также преобладают обиды подростков на мать и отца, количество ответов обиженных на братьев и сестер — редки (3 человека). Таким образом, количество ответивших обиженных на родителей составляет 19 человек — 85,5 %. Причины недовольства собой преобладают ответы у подростков по критериям «злой», «раздражительный», что составляет 18 человек — 81 %, по критерию «необщительный» — 4 человека (19 %).

    По вопросу «Что осуждают родители в ребенке и других людях» ответы повышены по критериям «злость», «раздражительность» и составляют 15 человек (67,5 %), по критерию «необщительность» — 7 человек (32,5 %).

    На вопрос «Перечень качеств, которыми должен обладать ребенок, по мнению родителей» преобладают ответы по критериям «доброта», «отзывчивость», что составляет 17 человек — 76,5 %, по критерию «послушание» — 5 человек, что составляет 23,5 %.

    Опросник Басса-Дарки мы использовали для диагностики агрессивных и враждебных реакций у испытуемых. Из анализа, полученных результатов исследования, мы видим, что наибольшее количество подростков относятся к шкале «Физическая агрессия» и «Косвенная агрессия» 6 человек (27 %), доля детей по шкале «Негативизм» и «Вербальная агрессия» составляет 5 человек (22,5 %), количество опрошенных по шкале «Раздражительность», «Обида», «Чувство вины» составляет по 3 человека на каждую шкалу (13,5 %). По шкале «Подозрительность» — 2 человека, что составляет 9 %. Таким образом, индекс враждебности составляет 21,8 %, индекс агрессивности — 40,8 %

    Составим диаграмму на основе полученных данных индексов агрессивности и враждебности (рисунок 2).

    Рис. 2. Распределение результатов шкал по тесту Басса-Дарки

    Таким образом, мы видим, что у большинства подростков присутствуют показатели по шкалам «Физическая агрессия», «Раздражительность», «Вербальная агрессия», что составляет индекс агрессивности равный 40,8 %. «Обида», «Подозрительность» являются индексом враждебности и составляет меньшую долю в распределении результатов. «Негативизм», «Чувство вины» и «Косвенная агрессия» отнесены в схеме распределения результатов к другим шкалам и составляют 37,4 %. Это говорит о том, что в данной группе учащихся часто могут происходить конфликтные, враждебные ситуации. Это стоит учесть при составлении психопрофилактической программы для предотвращения подобных ситуаций и уменьшения уровня враждебности в данной группе испытуемых.

    После проведения тренинга нами была проведена повторная диагностика с испытуемыми подростками. Рассмотрим результаты исследования по методике Басса-Дарки.

    Из данного анализа мы видим, что наибольшее количество подростков относятся к шкале «Подозрительность» — 7 человек (31,5 %), «Обида» — 4 человека (18 %), «Чувство вины» — 3 человека (13,5 %). Доля детей по шкале «Негативизм» составляет 4,5 % и «Вербальная агрессия» составляет 1 человека (4,5 %), количество опрошенных по шкале «Раздражительность» составляет 2 человека (9 %). Уменьшился показатель по шкалам «Физическая агрессия» и «Косвенная агрессия» — по 2 человека на каждую шкалу, что составляет 9 %. таким образом индекс враждебности составляет 50 %, а индекс агрессивности — 27 %.

    Рис. 3. Результаты повторно проведенной диагностики по методике Басса-Дарки

    По данным результатам мы видим, что произошло улучшение (сравним результаты диаграмм (рис. 2 и рис. 6).

    Сократилось количество подростков по шкалам «Физическая агрессия» и «Косвенная агрессия» с 27 % до 9 % (18,2 %). По шкале «Раздражительность» показатели снизились с13,5 % до 9 %. Увеличились показатели по шкале «Раздражительность» с 16,7 до 6,7 % на 10 %. Увеличились показатели по шкале «Обида» на 18 %, также увеличились показатели по шкале «Подозрительность» на 22,5 %. Сократились показатели по шкале «Вербальная агрессия» на 21,5 %. Осталась на прежнем уровне шкала «Чувство вины» на 5 %. Индекс агрессивности уменьшился на 13,8 %, а индекс враждебности увеличился на 28,2 %.

    Таким образом, с помощью выбранных нами методик, которые отличаются наибольшей валидностью и надежностью, мы исследовали отклонения в поведении подростков. Мы увидели, что они позволяют подробно описать личностную структуру обследуемых, выявить скрытые личностные проблемы, определить наличие деструктивных тенденций во взаимоотношениях, чтобы сформировать способность к устранению и разрушению препятствий к индивидуальному развитию, увидеть те черты характера, которые обладают тенденцией к переходу в патологическое состояние.

    Проведение психологического тренинга дает положительные результаты и позволяет сформировать адаптивные копинг-стратегии. Это способствовало тому, что дети стали более спокойно относиться к окружающей их действительности. Стали менее тревожны по отношению к будущему, более спокойны к своим прежним проступкам, повысилась самооценка и уверенность в себе, появилась удовлетворенность своими, пусть даже и небольшими достижениями. В конфликтных ситуациях перестали обвинять других.

    В данном тренинге ребята, выполняя задания, достигли лучшего взаимопонимания при общении, что обеспечивает идеи сотрудничества при коллективной работе. Получили заряд высокого эмоционального подъема, стали более подготовлены к активной деятельности в различных жизненных ситуациях, стали чаще обращать внимание на свое поведение, научились сопереживать другим.

    1. Гилинский Я. И. Социология девиантного поведения как социологическая теория. //Социс. — 1991. — № 4. — С. 72–78.

    2. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. — М., 1993

    3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные труды. //Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001

    4. Змановская Е. В. Девиантология. — М.,2004

    5. Клейберг Ю. А. Социальные нормы и отклонения. — М., 1997

    6. Семикашева И. А. Социально-психологическая идентичность подростков-участников территориальных группировок //Социальная норма, девиантное поведение, конфликт. Под общ. ред. Ю. А. Клейберга. — Краснодар, 2003

    7. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. — М.: Академический проект; Трикста, 2005. — 336с.

    Источники:

    http://novainfo.ru/article/2632
    http://e-koncept.ru/2016/86612.htm
    http://moluch.ru/archive/80/14299/

    Читать еще:  Как стать грациозной и изящной девушкой. Внутренний мир женщины. Внешний облик и манера одеваться - создаем обаятельный образ
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector