0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Стоит ли отдавать ребенка в детский сад? Стоит ли отдавать детей именно в православную школу? Что говорят современные ученые

Православные гимназии и школы для детей

В настоящее время в России появляется все больше православных гимназий, где ученики получают духовное развитие, учатся церковным предметам и свободному общению с преподавателями. Между воскресными и светскими школами существуют большие различия, заключающиеся в подаче материала, составленных программах и отношении между учениками и преподавателями.

Стоит ли отдавать ребенка в православную школу

Православная школа для детей появляется сегодня практически при каждом храме, потому что христианская традиция возвращается в нашу страну.

В воскресных школах также находятся страсти, грехи и проблемы, но замечательно то, что здесь присутствуют монахи, толкующие Священные Писания и читающие молитвы. В сердцах юных учеников врастает семя добродетельной жизненной позиции, которую они распространят за пределами этого учебного заведения.

Обычно православная классическая гимназия начинает обучение с первых дней сентября. Если родители приняли решение отдать ребенка в такую школу, необходимы подготовительные мероприятия: поступающий должен быть крещенным и ознакомленным с традиционными правилами посещения храмов, а также с церковными праздниками.

О православном воспитании детей:

  • Как воспитать и привить ребенку веру в Бога
  • Воскресные школы для детей
  • Какие книги читать детям о православии

Важно! Для того чтобы религиозное обучение приносило существенные плоды, необходима правильная позиция родителей, так как ученики не могут осознать всю пользу в малом возрасте. Мать и отец должны жить нелицемерно, по Писанию, потому что священники говорят о том же на своих уроках.

Ребенок должен видеть соответствие сказанного в школе и своей семье. Если родители ведут себя развязно и богохульствуют, православная школа способна нести вред. Для семей верующих людей религиозные школы есть настоящая необходимость.

Отличие православной гимназии от обычной школы

На уроках дети знакомятся с основами христианства, историей и культурой религии. Педагоги, в качестве которых выступают иеромонахи, святые отцы и их жены, отмечают положительное влияние православных школ на учеников. Такие религиозные заведения предлагают увлекательное и понятное преподавание, которое не вызывает скуки. Программа создана с учетом возрастной категории и разрабатывает разнообразные нюансы педагогической работы.

  • В православных гимназиях существует условное деление на классы. В начальных обучаются дети до четырех лет, их приводят матери. Часто случается, что родитель, далекий от религии, становится частым посетителем этого места.
  • Во втором классе обучаются отпрыски от 4 до 8 лет, а в третьем — от 8 до 12 и т. д. Количество зависит от методики преподавания, настоятелей и предписанных программ.

Основные тенденции гимназий

Главная цель религиозных образовательных учреждений состоит в том, чтобы духовно просвещать молодое поколение. Современный век предлагает ребенку колоссальные просторы, которые чаще оказываются негативными и ведут на греховный путь. Православная классическая гимназия сортирует этот огромный поток информации, отбрасывает дурное, оставляет необходимое, которое преподается детям в доступной форме.

Уроки строятся по интересному для всех принципу диалога. Каждый ребенок имеет право высказать своё мнение, которое внимательно выслушивается церковным педагогом. В этих приятных беседах дети получают ответы на задаваемые вопросы, обретают благоприятный опыт общения с уравновешенными людьми, а также учатся находить лучшие решения. В диалогах ученик повышает качество своей речи и воспитывается внимательно слушать говорящего.

Религиозный материал излагается простым и понятным языком, дети имеют право делать самостоятельные выводы. Часто иеромонахи и священники используют аудио и видеоматериалы, облегчающие восприятие. В православных гимназиях проводят интеллектуальные турниры, где дети укрепляют собственные знания религиозного предмета.

На заметку! Воскресные школы появились в стремлении отвоевать образовательное пространство у светских учреждений. Когда в 90-х годах распространялся греховный разврат, верующие организовывали специфические «острова спасения».

За два десятилетия религиозные гимназии накопили опыт и проделали колоссальный путь. Управляющие обнаружили ошибки и своевременно исправили их.

Православие и дети:

Плюсы и минусы заведения

В православные учреждения не приходят дети из светских семей, потому что может возникнуть непонимание между мировоззрениями преподавателей и родителей. Часто религиозные классы оказываются мало укомплектованы, что дает больший простор для индивидуальных занятий.

  • Дети, учащиеся здесь, занимаются в разнообразных секциях, но для них нет возможности здесь жить. Ученики ясно осознают, что поддержание дисциплины и своевременное посещение дает им самим ощущение благоприятной обстановки. Когда нарушения происходят, детям спокойно внушают мысль о неправильном поведении. Часто младшие слышат наставления от старших, что производит большой психологический эффект, потому что первые не желают пасть в глазах вторых.
  • Качество обучения в воскресных школах стоит на высоких позициях, что подтверждается успехами здешних гимназистов, участвующих в образовательных олимпиадах. Оценки ставятся честно, по настоящему уровню знаний.
  • Выпускные классы показывают высокий бал при сдаче ЕГЭ. Однако тесты не ставятся во главу угла, в православных гимназиях стремятся дать необходимые знания. Большой процент выпускников поступает в мирские вузы.
  • В подобных школах существует лимит наполняемости классов, поэтому попасть сюда достаточно сложно. Места есть, но их очень мало, к тому же предъявляются повышенные требования к обучаемости.

На заметку! Распространение воскресных образовательных учреждений набирает ход. Сегодня они работают на территории Российской Федерации и в странах СНГ. Самые популярные православные гимназии находятся в Москве, Киеве, Минске и Санкт-Петербурге.

Узнать о графике работы и поступлении можно у местных священнослужителей или прихожан.

Стоит ли отдавать ребенка в детский сад?

Автор: admin · Опубликовано 04.03.2018 · Обновлено 12.05.2018

Споры о том, отдавать ли ребенка в детский сад, по своей актуальности стоят на втором месте после дискуссий на тему прививок. Большинство по старинке убеждено, что посещение детского учреждения способствует социализации малыша, развитию у него навыков взаимодействия между людьми. Другие категорично утверждают, что детсад — это тюрьма для ребёнка.

Социализация ребёнка — что это?

Массовое возникновение детских садов началось в советский период нашей истории, когда нужно было высвободить женщин для работы на стройках коммунизма. Пребывание детей с малого возраста в организованных группах отлично вписывалось в идею воспитания «нового» человека в духе коллективизма.
Детская «социализация» в понимании современных психологов и педагогов — это воспитание приспособления к жизни в обществе, к общению с другими: членами семьи, ровесниками, коллегами по работе. Социально уверенный человек «слышит» партнера по взаимодействию, умеет договариваться, говорить «нет», высказывать личное мнение, идти на уступки, и при этом оставаться индивидуальностью, самим собой.

Что говорят современные ученые

Доктор наук, канадский психолог Г. Ньюфельд в книге «Не упускайте своих детей» утверждает, что способность налаживать взаимоотношения (адекватные для своего возраста) у ребенка формируется к 6-тилетнему возрасту. Он предупреждает общество, что слишком раннее помещение детей на долгие часы в группы себе подобных мешает развитию индивидуальности, приводит к воспитанию не личностей, а «винтиков» единого коллективного механизма.

Российский психолог Л. Петрановская также задаётся вопросом, стоит ли отдавать ребёнка в детский сад, если с успехом научить общению со сверстниками можно и вне его стен. Детский сад, по её мнению, — это лишь удобная услуга для родителей, не имеющая «педагогического смысла».

Генетическая программа, заложенная в психику человека природой и отработанная веками, предусматривает вероятность выживания беззащитного детёныша в немногочисленном окружении узнаваемых СВОИХ — родителей и родичей разного возраста.

Оставление малыша в незнакомом месте среди чужих взрослых и толпы детей — это сильнейший стресс, который может оставить на всю жизнь травматический след. У маленького ребенка отсутствует понятие времени, он не понимает утешений, что мама потом обязательно придет и заберет его. Он не успокаивается, он просто устает от собственного плача (по сути — крика о помощи). Беспомощный человечек испытывает панический страх, ведь в понимании крохи мама оставила, бросила его. Страдает базовая потребность — потребность в безопасности. Рушится доверие к матери, а заодно и ко всему миру, пугающему своей неизвестностью. Ситуация страха потерять мать (тем более повторяющаяся) может лечь в основу неврозов, депрессии, безынициативности и зависимостей, которые проявляются в более старшем возрасте и взрослой жизни. Психолого-педагогические исследования показали, что некоторые младшие школьники и даже подростки продолжают испытывать сильную тревогу при длительной разлуке с объектом привязанности.

Подумайте, отдавать ли ребенка в детский сад?

Трехлетний «садиковский» срок — намного более значимый для психики человека, чем школьная и вузовская пора. Это время попадает на период особой чувствительности детской психики к переживаниям, развитию и препятствиям для этого развития.

Вот какие доводы в защиту домашнего воспитания приводят противники детских «инкубаторов»:

1. До 3-х лет ребенку нужны только родители и узкое семейное окружение. Потребность к общению с ровесниками появляется лишь в возрасте 3,5-4 лет. Но чему может научить маленького человека многочасовое нахождение в сообществе таких же малышей? Дети подражают тем, кого видят рядом в течение продолжительного времени, то есть в садике таким же неразвитым «соплеменникам».

От близкого окружения ребенок должен отделиться безболезненно, нерезко. Общаясь с мамой и папой, он потихоньку вступает в контакты с другими близкими, с друзьями родителей, и только потом готов к коммуникациям с абсолютно чужими людьми.

2. «Садиковые» питомцы частично обделены временем для общения со своими родственниками разных поколений: братьями-сестрами, бабушками-дедушками. Они отставлены от участия в настоящих бытовых делах (а не искусственных затеях) взрослых людей. Жизнь семьи остается «за кадром», и эта изоляция может отразиться во взрослом будущем.

3. Детсад отрицательно влияет на привязанность к матери в жизни ребенка. «Пристроенные» детишки привыкают быть частью коллектива и изолируются от мамы.

4. Сомнительно значение детского сада как подготовительного этапа к школьному обучению. Обстановка постоянного шума и гвалта очень вредны для неокрепшей детской психики. Во-первых, ребенок сильно устаёт от этого. Во-вторых, ему необходимы уединённые попытки собственной активности, не вызванные подражанием ни взрослым, ни другим детям.

Мама при желании сама способна организовать занятия, соответствующие возрасту. Контакты с ровесниками малыши могут устанавливать при посещении дворовых детских площадок и развивающих (не обучающих!) центров.

5. В садах дети усваивают схему отношений, предполагающую неравенство, подавление и абсолютное подчинение взрослому. Они ходят строем, занимаются навязанными делами, едят и спят в одно и то же кем-то отведенное время. Принуждение к неподходящему режиму, игнорирование индивидуальных биоритмов может привести к проблемам желудочно-кишечного тракта и нервной системы.

6. С желаниями и индивидуальными особенностями темперамента малышей также никто не считается. К активным холерикам, и к медлительным флегматикам предъявляются одинаковые требования. Всех подгоняют под общие рамки, кого-то постоянно торопят, кого-то одергивают — у малыша появляется ощущение «я плохой, потому что не такой, как все». Непринятие взрослыми ребенка таким, какой он есть от природы, и демонстрация этого непринятия рождает комплексы неполноценности и низкую самооценку.

7. Обычно ребенок в садике много болеет. Частые заболевания сопровождают адаптацию большинства новеньких. Сопротивление детского организма инфекциям снижается не только из-за большой скученности в замкнутом пространстве, но чаще всего — по причине стресса.

8. В раннем детстве ребенок как губка впитывает всё, что воспринимает. В свою благополучную семью он может принести плохие манеры детей проблемных родителей. Если малыш регулярно слышит грубые слова, видит агрессивные выходки других, он принимает это за норму.

9. Даже любящий свое дело педагог, на попечении которого 20-25 детей, чисто физически не сможет выполнить стоящую перед ним важную задачу — формирование у ребенка уверенности в своих силах и положительного отношения к окружающей среде.

И уж совсем плохо, если кроха выбран мишенью систематических нападок «мальчиша-плохиша». Маленькие дети не знают компромиссов. В стае себе подобных они выживают по «закону джунглей» — по одному из трех автоматических механизмов реагирования на стресс, заложенных эволюцией: или «бей», или «беги», или «замри». Если противник оказался сильнее, ребенок либо подчиняется, либо избегает его. Каждый его день проходит в страхе или напряжении. У ребенка раннего возраста еще нет жизненных сил и уверенности в себе, чтобы тренировать их ситуациях стресса. Такая «школа жизни» не сделает маленького человека сильнее; ранний опыт выживания не закаляет, а только травмирует его личность.

10. Недостаточная квалификация персонала стандартных детских садов — скорее правило, чем исключение. Известный современный психолог М. Литвак уверен, что воспитание детей следует начинать с воспитания воспитателей. Один из наиболее ответственных этапов развития личности ребенка в государственных детских учреждениях нашей страны доверяется людям со средним образованием. В некоторых европейских странах, свидетельствует ученый, воспитателями в дошкольных учреждениях работают специально подготовленные доктора психологических наук.

Преждевременная социализация ребенка неэффективна и вредна. Профессиональные наблюдения педагогов показывают, что активный от природы, общительный ребенок быстро адаптируется в любой группе и без «садиковского» опыта. Замкнутому и пассивному посещение садика не облегчит вхождение в школьный класс, к новому сообществу он также будет привыкать тяжело в силу врожденных особенностей психики. Раскрепощение начнется в более взрослых коллективах, если к этому времени будет сформирована уверенная в себе и своих способностях личность с позитивным отношением к людям. Теперь решайте, отдавать ли ребенка в сад?

Стоит ли отдавать детей именно в православную школу?

Ответы пастырей

Первого сентября все наши дети идут в школу. Поэтому на этот раз мы решили спросить наших пастырей о том, стоит ли православному человеку обязательно стремиться отдать своих детей учиться в православную школу? Какие тут могут быть плюсы, а какие минусы?

Очень важна симфония семьи и школы

Православная школа – это для верующих людей настоящий дар Божий

Священник Лев Аршакян, преподаватель Нового Завета в Троицкой православной школе (Новая Москва) и духовник общества слепоглухих «Эльвира»:

– Я считаю, что православная школа – это для верующих людей настоящий дар Божий. Если есть возможность, чтобы дети ходили в православную школу, надо к этому стремиться. Понятно, что не нужно идеализировать православные школы и думать, что там все прямо такое розовое и пушистое. Там могут быть те же страсти, те же грехи, те же проблемы, но там есть и священники, которые толкуют Евангелие, есть молитвы. В сердцах у детей сеется некое семя, которое у многих потом в жизни, как некий фундамент, даст добрые плоды, когда они уже выйдут из школы.

К выбору школы надо подходить с рассуждением

– Давайте вместе порассуждаем. Чего хотят добиться православные родители, как и любые другие любящие своих детей родители, отдавая своего ребенка в ту или иную школу? Они, скорее всего, во-первых, заботятся о том, чтобы эта школа была с достаточным уровнем квалификации учителей. То есть чтобы там профессиональными педагогами детям давалось хорошее качественное образование. Во-вторых, чтобы в школе была нормальная атмосфера в общении между детьми. Чтобы дети не ругались матерными словами и не увлекались повально рэперами, которых, к сожалению, слушают миллионы наших соотечественников, чтобы во дворе не находили шприцы и т.д. И, в-третьих, наши православные родители хотят, чтобы в школе была мировоззренческая вероучительная установка в преподавании и общении, которая соответствовала бы их взглядам и которая помогла бы их детям вырасти православными христианами. Если удается найти школу, в которой эти три фактора действительно присутствуют – высокий профессионализм педагогов, добрая атмосфера общения между детьми и адекватное, корректное и деликатное преподавание вероучительных дисциплин и всего того, что связано с нашей верой, – то в такую школу надо отдавать своего ребенка, даже не задумываясь.

Соприкосновение с обычной жизнью поможет ребенку осознавать свою веру как ценность

Но вся проблема в том, что найти такую школу очень непросто. В одной – не очень высокое качество преподавания. В другой, при декларируемых принципах отбора детей из православных семей, высокая цена за обучение и сложности экономической ситуации приведут к тому, что в школу будут брать детей большей частью не из православных, а просто из обеспеченных семей. А, скажем, в третьей школе вероучительные дисциплины могут даваться слишком формально и чрезмерно строго, без должного такта, отбивая тем самым у учеников желание искренне и всерьез заинтересоваться Православием.

Поэтому в целом мне кажется, что выбор родителями здесь должен осуществляться индивидуально. С одной стороны, очень хорошо, если удастся найти школьный оазис благочестия, в котором будут даваться хорошие знания. С другой стороны, очень важно не перекормить детей, не сделать так, чтобы вера и жизнь Церкви из того, к чему стремится душа и в чем хочется укорениться, станет тем, чего так много вокруг, от чего захочется бежать в светскую жизнь.

Могу поделиться и нашим личным опытом. Мы своих детей не отдавали в православные школы. Думаю, что то, что дается в семье, и то, что можно вынести из участия в церковной жизни и занятий в воскресной школе, – этого вполне достаточно. А соприкосновение с обычной жизнью, в том числе с обычной школьной жизнью, только поможет ребенку с довольно юного возраста осознавать свою веру как ценность, которую нужно уметь защищать и за которую нужно уметь держаться. Могу сказать, что мы об этом выборе не пожалели.

Православие должно быть и дома, и в школе

– Вспомним древнюю мудрость: душа ребенка как чистое полотно для живописи – что художник изобразит на ней, доброе или злое, то и останется. Отдавая ребенка в школу, мы отдаем его в руки художников, которые что-то изобразят на его душе. И не только у педагогов учатся дети в школе, но еще и друг у друга: перенимают привычки, вкусы, манеры поведения. Поэтому решающим является не только учитель, но и одноклассники, и в целом тот дух, который царит в данной школе.

Православные школы возникли как попытка отвоевать хотя бы часть образовательного пространства, чтобы спасти детей от тотальной разрухи 1990-х годов. Когда кругом шел развал, распространялись разврат и наркомания, православные люди организовались и создали школы, как островки спасения. За двадцать с лишним лет православные школы прошли большой путь и накопили опыт. Были преодолены ошибки, неизбежные поначалу на этом пути. И чрезмерное законничество (когда на первом месте – соблюдение правил церковных, а на втором – дух любви), и непрофессионализм отдельных педагогов (по принципу: «лишь бы был православным, а как учит, и так сойдет») – всё это к настоящему времени удалось сгладить, выправить.

Мои трое детей учатся в православной школе, и я еще ни разу об этом не пожалел. Я вижу, что учителя вкладывают себя в детей, делают это от сердца, с любовью. С учителями очень добрые, теплые отношения. У детей – интерес к учебе. Есть и совместные паломничества, и множество мероприятий, творчество, для мальчиков – физическое развитие, выезды на военно-патриотические сборы, соревнования. И зачем мне другая школа?

В православной школе не нужно приспосабливаться под чуждую среду

Мне есть с чем сравнить. Старшего ребенка, когда ему было шесть лет, мы отдали в детский сад на подготовительную группу к школе. Это было вполне мирское учреждение, очень приличное, с хорошими педагогами, но среди детей, шестилетних сверстников, весьма чувствовалась нецерковная атмосфера. Уж как там Ваня объяснял им, зачем мы ходим в храм по воскресеньям и для чего он причащается, этого я уже не помню, но соприкосновение с мирской средой весьма чувствовалось. Ребенок перенимал чужой дух. В православной школе всё выправилось. Надо сказать, что и там, в мирском учреждении, все педагоги были самые прекрасные и порядочные люди. Но не хватало все же духа православного.

Конечно, нельзя ждать от православной школы идеала. Не сможет православная школа, при всем желании, подготовить маленьких святых, отсечь все греховные страсти и соблазны от возрастающих душ. Будут и здесь встречаться курящие и матерящиеся, дерущиеся и не слушающиеся, но, поверьте, не в таком количестве, как в школе мирской.

Есть только одно маленькое «но». Как правило, все православные школы – платные. И если у тебя не один ребенок, а уже трое, то стоимость обучения приходится умножать ровно в три раза. Прямо скажу, что для меня это весьма ощутимо, но пока, с Божией помощью, держимся.

Среди минусов кто-то еще укажет, что в православной школе может сформироваться формализованное отношение к молитве и личному участию в храмовой жизни. Дети получат информацию о вере и Церкви, но еще не факт, что они станут подлинными чадами Церкви и пронесут веру через всю свою жизнь. Но я лично думаю, что всё зависит от конкретного педагога и от его личного примера веры. В православных школах к этому по крайней мере стремятся.

На мой взгляд, православная школа – это все же лучшее подспорье православным родителям в воспитании детей.

Источники:

http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pravoslavnye-detskie-shkoly.html
http://ammam.ru/stoit-li-otdavat-rebenka-v-detskij-sad/
http://pravoslavie.ru/106079.html

Читать еще:  Ребенку 3 месяца сосет. Как избавить грудничка от сосания пальчика? Для детей на искусственном вскармливании подойдут такие советы
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector