0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тема верности в произведении островского гроза. Предательство бориса на последнем свидании в драме «гроза». Сердечные муки главной героини

Предательство Бориса на последнем свидании в драме «Гроза»

Драма «Гроза», написанная А.Н. Островским в 1859 году, по своему жанру — социально-психологическая драма, но она близка к трагедии. Это доказывает не только трагический финал — самоубийство героини, но и сильнейший накал страстей, классическое противоречие между чувством и долгом в душе Катерины. Как тонкий мастер-психолог, рисует автор глубокие переживания героини, ее страдание, смену настроений. Так же ярко и трогательно рисует он последнее свидание Катерины с Борисом, заставляя читателей сочувствовать героине в той сложной ситуации, в которой она оказалась. Признавшись публично в своем грехе— измене безвольному слабому мужу, не сумевшему понять Катерину и защитить ее от нападок свекрови, — Катерина вызывает на себя шквал упреков и унижений, всеобщее осуждение. Тихону жалко ее, но больше всего жалко ему себя, поэтому он только пьет и жалуется на жизнь. Бориса отсылают на три года «в Тяхту, к китайцам», в контору знакомого купца. Он плачет и только просит не мучить Катерину, но защитить ее не может никто. Героине так тяжело, что она меч-

тает о смерти как о единственном избавлении от страданий, и единственное, что еще могло бы хоть как-то ее утешить — это увидеть Бориса. Любовь к нему осталась в ее сердце. «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!»— это поэтическое причитание Катерины сродни народному фольклору. Словно в ответ на ее призыв «Откликнись!» появляется Борис, услышавший голос героини. Их радость от встречи искренняя и непосредственная, но это, скорее, последняя возможность для Катерины поплакать на груди у любимого человека, и мало в этой встрече радости. Катерина просит прощения у Бориса, что выдала тайну их любви, что не смогла скрывать это в своей душе. Она себя считает во всем виноватой, искренне желая Борису «не тужить» о ней долго. Ей очень тяжело дома, и она бесхитростно рассказывает об этом: свекровь мучает ее, запирает, муж то сердится, то ласков, да «ласка-то его. хуже побоев». Единственная просьба ее к Борису — взять ее с собой. Но Борис так же слаб и безволен, как и Тихон. Завися от дяди материально, он не может его ослушаться: «Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду. » Когда-то он не хотел думать о том, что предстоит им с Катериной: «Ну, что об этом думать, благо нам теперь-то хорошо!» Теперь же он страдает: «Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!» Он беспокоится прежде всего о себе, боится, чтоб их не застали. Осознавая свою слабость, проклиная тех, от кого зависит, он в отчаянии восклицает: «Эх, кабы сила!» В этой сцене Катерина нравственно намного выше Бориса: она готова и к любви, и к самопожертвованию. «Вот теперь тебя видела, этого они у меня не отнимут, а больше мне ничего не надо». Ее внутренний мир гораздо богаче, тоньше, наполнен более сильными чувствами. В самоотверженной любви для героини главное — чтобы не сердился на нее, не проклинал ее Борис, его счастье и душевный покой ей дороже собственного. Поэтому после расставания с ним ей нечего больше ждать от жизни. Борис заподозрил что-то неладное, у него даже появилось предчувствие, что Катерина что-то задумала. Но, попросив, чтоб он подавал по дороге милостыню всем нищим с наказом молиться за ее грешную душу, Катерина настаивает на скорейшем прощании. Уезжает рыдающий Борис, и теперь Катерина остается одна, и ждать ей от жизни больше нечего.

Читать еще:  Развлечь народ на Новый год? Легко! Лучшие новогодние развлечения: игры, конкурсы, сценки, театр-экспромт. Как весело встретить Новый Год дома

Эта сцена глубже раскрывает внутренний мир обоих героев: слабость, бессилие и себялюбие Бориса и глубокое страдание и самоотверженную любовь Катерины. Раскрывается также нравственное превосходство героини: ясно, что Борис не герой, и прав был Н.А. Добролюбов, утверждая, что полюбила его Катерина больше «на безлюдье». Но, кроме более полного раскрытия характеров героев, эта сцена важна и еще по одной причине: она психологически мотивирует последующее самоубийство Катерины, подготавливая читателя к восприятию дальнейших событий. Все это дает нам основание сделать вывод о важности и значимости сцены в трагедии, а также о ярком мастерстве Островского-драматурга, создавшего многие незабываемые шедевры русского театра.

Как написать сочинение Верность и Измена в произведении Гроза?

ЕГЭ 2018. Как написать сочинение — рассуждение Верность и Измена по произведению Александра Николаевича Островского «Гроза»?

О чем писать в сочинении Верность и Измена по произведению Гроза?

Верность и измена ходят в этой пьесе близ друг друга.

Герои любовного треугольника — Борис (племянник Дикого), Катерина и ее муж Тихон.

Катерина влюблена в Бориса, но до последнего противится своим желаниям, даже хочет уехать вместе с Тихоном в одну из его поездок.

Здесь бы я обозначила следующий вопрос: в верности клянутся тогда, когда помышляют об измене?

Ведь Катерине был противен муж и свекровь, она всем своим нутром тянулась к Борису. Но супружеский долг говорил ей, что так поступать негоже, она хотела оставаться верной, правильной женой, давала Тихону клятвы. Так зачем же нужно было совершать измену? Если хочешь быть сильной, оставайся такой до конца.

Но мы видим, что Катерина в итоге сдалась, поддалась своим чувствам. В этой героине мы видим слабохарактерную, эмоциональную женщину, которая пытается сдружиться со своим рассудком, но из этого ничего не выходит.

Своими рассуждениями поражает ее супруг, Тихон: он искренне хочет простить жену, ведь он так любит ее, да и любовника жалеет. Здесь можно порассуждать на тему прощения: какой человек может простить измену, каким характером для этого нужно обладать, стоит ли прощать измену и т.д.

Борис — классический любовник: раскрывать секретов любовной связи не хочет, возлюбленную с собой не берет.

Сильнее всех оказывается героиня вне любовного треугольника — мать Тихона. Измена невестки — ошибка, за которую Кабаниха цепляется с тем, чтобы навсегда избавиться от Катерины. Возможно, права была она, когда утверждала, что к измене ведет чрезмерная воля? Держал бы Тихон Катерину в ежовых рукавицах, та бы, возможно, не испытывала бы судьбу.

Слова Дикого становятся пророческими: гроза (удары судьбы) посылается небесами не просто так, ее нужно перетерпеть, ибо против нее управы не найти (речь о громоотводе с Кулигиным).

Верность — замечательное понятие. Как хорошо, что человек может довериться кому-то, как прекрасно, что другие могут вверить ему свою судьбу, свой секрет, свои проблемы и открыть душу, зная, что есть в этом мире хоть что-то стабильное и надёжное, есть кто-то, кто не предаст. Ощущение защищённого тыла ни с чем не сравнишь. Оно даёт уверенность. А эта ценность — на вес золота!

Читать еще:  Каким тестом на беременность лучше пользоваться. Какой тест на определение беременности является самым точным и чувствительным на ранних сроках

Изменив и предав тех, кому пообещал, поклялся, человек подрывает то непередаваемое ощущение постоянства, стабильности, которое сравнимо разве только с душевным равновесием. В обществе всегда и всюду презирали предателей, в личных отношениях — тоже.

Эти бесконечно интересные проблемы человеческого сосуществования и взаимодействия с себе подобными, бесспорно, всегда находятся в центре внимания любого писателя. Проблемы эти и психологические, и моральные, и этические, и политические.

Общечеловеческие явления измены и верности прекрасно раскрыты автором пьесы «Гроза». Островский предлагает нам задуматься над судьбой Катерины, которая не определилась в чувствах и жизненных принципах. Они находятся у неё в зачаточном состоянии, и только жизнь заставляет молодую женщину задуматься над тем, что она творит.

Ещё один подобный герой — Тихон. Как это ни покажется кому-то странным, а он Катерине очень близок, они похожи, но не внешне, а тем, что личности обоих неполноценны в плане взрослости как умения отвечать, брать на себя ответственность, принимать решения. Недозрелые личности, которые только формируются, детскость обоих персонажей рассматривается автором как под микроскопом. Островский — психолог, человековед, изучает проблему предательства и его истоки. Вот появляется Борис — и Катерина готова предать. Вот она, затравленная Кабанихой, ищет спасения от всех проблем в смерти физической, предав теперь и своё чувство к Борису. Позвольте, да это же эгоисты! Вот, в принципе, кто герои пьесы. Зачем автору нужно было рисовать такие образы? Он заставляет нас ужаснуться мысли, что человек способен сделать со своей жизнью, если он не имеет твёрдых убеждений и принципов, если его ответственность недоразвита.

Пьеса написана давно, но актуальна сегодня. Она не утратит своего значения и завтра. Тема вечная. Проблема вечная. Люди, как бы взывает автор, взрослейте душой, цените свою жизнь, уважайте своё слово и чтите веками выработанные правила, согласно которым верность — лучший тест на зрелость — это единственный критерий, с которым нужно сверять свои слова и дела, а в конечном итоге и свою жизнь.

Верность и измена в пьесе А. Островского «Гроза», аргументы (Итоговое сочинение)

В пьесе А. Островского представлена жизнь города Калинова, «сборного города», который опутан существующими на каждый случай правилами и порядками. Большинство героев А. Островского следуют представлениям замкнутого калиновского мира, даже когда пытаются изменить его законам. В образах Бориса, Варвары, Кудряша автору удается показать тонкую грань между верностью и изменой: истинная вера в домостроевские порядки города Калинова давно утрачена, а патриархальный мир держится на лицемерной верности, формальном соблюдении прежних правил.

Писатель ярко описывает формализованные человеческие отношения, в которых никого на самом деле не заботит человечность, нравственность, глубина личности. Например, любовь при расставании с мужем надо проявлять по строгим правилам: не бросаться на шею, а кланяться, а потом выть на крыльце, демонстрируя соседям свое горе. Следовательно, следующие калиновским порядкам герои изменяют искренности, внутренней чистоте, сохраняя лицемерную верность общепринятым законам.

Своеобразной хранительницей патриархального мира в пьесе выступает Кабаниха. Автор вводит в повествование несколько сцен, в которых Кабаниха уличает домашних в несоблюдении старинного уклада, которому она беспрекословно следует.

Читать еще:  Ребенок ушиб лоб большая шишка что делать. Лечение шишки на лбу от удара: что делать и как помочь ребенку? Доброкачественные и злокачественные опухоли

Вера героини безгранична и очень строга, все силы она искренне вкладывает в удержание и отстаивание правил города Калинова; при этом внутреннее наполнение и сущность законов, очевидно, теряются в церемониальном отношении женщины.

В образе главной героини пьесы раскрывается вопрос о верности самому себе и своим представлениям. А. Островскому удается описать главную черту характера девушки в первой её фразе: «Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю» — можно сразу отметить, что героиня обладает цельным характером, искренностью, верностью собственным впечатлениям и способу восприятия мира. Катерина сохраняет и безграничную веру христианским правилам, но, в отличие от Кабанихи, религия является потребностью живой души, осмысляется и глубоко переживается в душе девушки.

А. Островский описывает жизнь Катерины в Калинове как постоянную попытку приспособиться, изменить саму себя в угоду правилам семьи, в которой она оказалась. Молитва для искренне верующей героини становится постылой обязанностью. Катерина пытается полюбить Тихона, построить с ним жизнь, но этому мешает живой внутренний протест против формализма и повседневной жестокости. Таким образом, героиня сохраняет верность собственным чувствам и взглядам даже в условиях общества, которое требует от неё подчинения воли.

В Катерине возникает чувство любви, но не к мужу, а к другому мужчине, которое воспринимается как нечто греховное: внутреннее стремление к свободе чувств сталкивается с верностью нравственным нормам и христианским заветам. Катерина идёт на нарушение одного из главных нравственных правил — верности мужу и семье, изменяет своей внутренней чистоте, безгрешности, искренности.

В пьесе Катерина сталкивается с изменой мужчин, которые её окружают. Мягкое, жалостливое отношение Тихона к жене воспринимается в глазах Катерины как недостаток, измена старинным порядкам и правилам. Тихон не отвечает представлениям Катерины о том, каким должен быть настоящий муж: он не может помочь, не может наказать, а в сцене отъезда он оставляет Катерину одну с её грешной страстью, чем рушит все надежды отчаявшейся девушки найти опору в любви мужа. Другой мужчина, Борис, тоже покидает Катерину в царстве черствых и лицемерных людей. Но реакция Катерины на предательство Бориса изображена писателем иначе, чем в сцене отъезда Тихона: она не злится, не бранит Бориса, а тихо и нежно прощается с ним, предчувствуя свой близкий конец и принимая внутреннее наказание за совершенный грех.

Измена мужу по задумке писателя мыслится как измена самой себе, и понимание греховности, вины за содеянное мучает Катерину. А. Островский вводит важную сцену признания Катерины перед Тихоном и Кабанихой, которое вызвано глубокими душевными терзаниями девушки и ощущением вины. Осознание измены страшно и мучительно для Катерины: она не видит иной возможности прощения и духовного очищения, кроме смерти. В дальнейшем героиня А. Островского берет на себя еще более тяжкий c точки зрения христианства грех — самоубийство. Таким образом, измена мужу, которая мыслится как измена собственным представлениям, нравственным ценностям и духовным идеалам, становится истоком душевной катастрофы Катерины. Писатель ярко иллюстрирует то, как человек, изменивший себе и окружающим, теряет внутреннее равновесие и спокойствие, переживает тяжелые внутренние страдания на пути измены.

Источники:

http://1soch.ru/ostrovskiy-an/groza/predatelstvo-borisa-na-poslednem-svidanii-v-drame-groza
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2642085-kak-napisat-sochinenie-vernost-i-izmena-v-proizvedenii-groza.html
http://www.kritika24.ru/page.php?id=37037

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector