0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренинг взаимодействие родителей и приемных детей. Тренинг взаимодействия родителей и детей «Учимся понимать друг друга. Упражнение «Коллаж семьи»

Упражнение «Ответы за другого»

Цель: Развитие самосознания участников группы посредством обратной связи.

Необходимое время: 20 минут.

Подготовка: Специальной подготовки не требуется.

Процедура: Инструкция ведущего:

– Психологи говорят, что группа является сплоченной, когда наблюдается единство ценностных ориентации. Иными словами, когда по отношению к самым важным в жизни вещам у людей примерно одинаковое отношение. Но такое единство возможно лишь тогда, когда люди хорошо знают, как каждый человек из группы относится к тому или иному вопросу, что ему нравится и что не нравится. Давайте проверим себя насколько хорошо вы уже знаете друг друга, насколько вы можете проникнуть в глубину души человека из нашей группы и понять его вкусы и пристрастия. Способны ли вы на основе той информации, которая у вас уже есть о человеке, предугадать, как он ответит на те вопросы, которые в процессе нашей групповой работы еще не обсуждались? Для этого предлагаю вам следующее упражнение. Возьмите большой лист бумаги, положите его горизонтально и разделите вертикальными линиями на три части. В верхней части среднего столбца подпишите свое игровое имя. Над левым столбцом напишите имя человека, сидящего слева от вас, но не ближайшего соседа, а следующего за ним. Над правым столбцом – имя человека, сидящего справа от вас, также через одного человека. Таким образом, у каждого из вас есть два человека, глазами которых вы должны будете посмотреть на мир и за которых дадите ответы на вопросы, которые я предложу.

Такое условие – отвечать не за ближайших соседей, а за сидящих чуть дальше – вызвано двумя причинами: во-первых, если группа сформирована из людей, уже знающих друг друга, то обычно приятели садятся в кругу рядом, а отвечать за хорошо знакомого человека не представляет трудности и интереса, во-вторых, данная процедура ограждает от соблазна подсмотреть, что же на самом деле пишет сосед на своем листочке.

Итак. Сейчас прозвучат вопросы. Их записывать не нужно. Ставьте номера вопросов и записывайте ответы, которые, по вашему мнению, дают ваши партнеры. Не спешите, попробуйте вжиться во внутренний мир человека, от имени которого вам приходится писать. В среднем столбце вы отвечаете за себя. Отвечайте кратко и определенно.

Достаточно пяти-шести вопросов. Их содержание будет варьироваться в зависимости от половозрастного состава группы и ее интересов. Возможный перечень вопросов:

  1. Любимый цвет?
  2. Ваше любимое мужское имя?
  3. Ваше любимое женское имя?
  4. С симпатией ли вы относитесь к домашней живности? Если да, то кого предпочитаете: собак, кошек, птиц, аквариумных рыбок или кого-то другого?
  5. Смотрите ли телевизионный сериал «Санта-Барбара»? (Да, нет, иногда.)
  6. Самая неприятная для вас человеческая черта?
  7. Самое ценное для вас человеческое качество?
  8. Ваше любимое времяпрепровождение?
  9. Книги какого жанра вы предпочитаете?
  10. Минимальный размер зарплаты, соответствующий вашему труду и устраивающий вас?

Для проверки степени «попадания» после завершения процедуры ведущий предлагает участникам сравнить свои результаты и подсчитать количество совпавших ответов. Итоги подводятся во время общегруппового обсуждения.

Как легко заметить, указанные вопросы подразумевают достаточно широкий спектр вероятных ответов, а не банальную альтернативу «да» – «нет». Здесь сложно просто угадать ответ, как в лотерее. Приходится думать, вчувствоваться в другого человека, сопоставлять имеющуюся информацию о нем, делать выводы. Однако опыт показывает, что практически в каждой группе находятся несколько удивительно проницательных участников, умудрившихся осуществить «стопроцентное попадание» – то есть полное совпадение всех ответов. Хорошо обсудить, как им удалось добиться этого, на чем основывались их предположения, что именно подсказало им правильные ответы. Но если даже совпадений немного, члены группы приобретают много необычной информации друг о друге, становятся ближе и понятней друг другу, получают опыт «вхождения в мир другого».

Возможным вариантом этого упражнения может послужить процедура диагностического обследования по какому-нибудь небольшому тесту-опроснику.

Тренинг для родителей «Учимся понимать друг друга»

Автор материала: Макухина Юлия Васильевна

Описание документа:

Данный тренинг предназначен для родителей, у детей которых затруднен процесс адаптации к школе.

Видеоролик «Дети о семье». Сегодня мы с вами проведем ряд практических упражнений из цикла «Учимся понимать друг друга».

Упражнение «Ребенок в лучах солнца» ( с элементами арт-терапии)

Раздаются белые листы, цветные карандаши. В центре рисуем круг и пишем имя вашего ребенка. Нарисуйте лучики. Напишите на лучиках какой ваш ребенок, его черты характера. Музыка 3А сейчас попробуем проанализировать что у нас получилось.

Кто желает рассказать о своем ребенке? А теперь каждый посмотрите на свой рисунок, это ваш ребенок, ваше солнышко. И каждый из вас должен его любить просто за то, что он есть, безусловной любовью.

Читать еще:  Отзыв: Силиконовые куклы для мужчин отзывы. Мой ласковый и нежный друг: секс-куклы бывают не только для мужчин, но и для женщин

Содержимое документа:

Тренинг «Учимся понимать друг друга»

Практическое занятие для родителей.

Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребёнка к школе в форме нарушений учёбы и поведения, конфликтных отношений, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

Главная причина школьной дезадаптации в младших классах связана с характером семейного воспитания. Если ребёнок в семье не чувствует переживания «Мы», где взрослые отгорожены и безразличны к нему, он и в школу «входит» с трудом. Стремясь, во что бы то ни стало, сохранить своё «Я», ребёнок не принимает никакие нормы и правила, стремится к отчуждению или самоутверждается за счёт других.

Семейный фактор. Педагогическая запущенность. Тяжёлый эмоциональный фон в семье. Недостаток общения. Алкоголизм родителей. Гиперопека или, наоборот, жестокость в обращении. Противоречивость требований взрослых дома, непоследовательность в применении форм поощрения и наказания. Неприятие родителями проблем со здоровьем ребёнка. Выпихивание в школу недолеченного ребёнка, невыявление хронических заболеваний, мешающих успешному обучению. Расхождение родителей между словом и делом. Кумир семьи, гиперопека, гипоопека, авторитарный.

Видеоролик «Дети о семье»

Древняя притча «Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. Что еще тебе слепить, спросил Бог. Слепи мне счастье, попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины»

Невозможно разобраться в проблемах и затруднениях ребенка без понимания семейного контекста его жизни. Контекстом, определяющим возможность возникновения школьной дезадаптации ребенка, тех или иных нарушений в его личностном развитии, является семья как система внутрисемейных отношений и семейного воспитания. Сегодня мы с вами проведем ряд практических упражнений из цикла «Учимся понимать друг друга»

Правила работы в тренинге

• Называть друг друга по имени
• Говорить от своего имени: «Я думаю», «Я чувствую».
• Хранить секреты участников группы
• Уважать говорящего, уметь слушать
• Активно участвовать в происходящем, контактировать как можно с большим количеством участников группы.

Психолог: Существует китайская поговорка:“Расскажи мне – и я забудуП
окажи мне – и я запомнюВовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь”

10% того, что слышит,50% того, что видит,
70% того, что сам проговар
ивает,90% того, что сам делает

Упражнение 1. «Знакомство» (возьмите ручки)

Психолог. Представьте, что все мы лепестки цветка. Сядьте поближе друг к
другу, закройте глаза и представьте себе, какой цветок у вас получится.

Членам группы предлагаются лепестки разного цвета. Участники выбирают тот лепесток, который им больше понравился, больше соответствует их настроению. На лепестке каждый записывает свое имя в той форме, в какой ему хочется. Потом все обращаются друг к другу по имени в течение всего занятия. В центре круга на полу выкладывается цветок с разноцветными лепестками-именами.

Звучит спокойная музыка. Музыка № 1 Ведущий просит всех присутствующих закрыть глаза и положить руки на колени, ладошками вверх. 1 человек подходит к любому другому, кладет свои ладони на его ладони, а тот продолжает упражнение и т.д.

Анализ: Ведущий просит поделиться ощущениями, к кому подошли ( как изменилось ваше состояние?) и тех , к кому не подошли, а вы что чувствовали в этот момент? Чему учит нас это упражнение?

Итог: Для детей очень важно почувствовать прикосновения внимания к себе взрослых. Когда ладошки одного человека прикасаются к ладошкам другого происходит контакт 2 людей и третьего нет. Никто не может вмешаться в контакт родителя с ребенком: ни второй родитель, ни бабушка, ни другие дети.

Полноценное общение с родителями очень важно для развития детей. Но, многие родители только теоретически знают и осознают, в чем заключается правильное воспитание детей, но на практике испытывают трудности. Родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми.
Аутотренинг «Погружение в детство»
Цель: отфиксировать эмоциональные зависимости или свободы по отношению ко взрослым у ребенка.
Оборудование: музыка
Музыка 2
Инструкция: Расположитесь поудобнее, чтобы вы могли ощущать опору для своего тела. Закройте глаза. Послушайте свое дыхание, оно спокойное и ровное, по рукам и ногам разливается приятная тяжесть. Вы переноситесь в детство, в тот период, когда лучше всего себя помните. Летнее утро ты едешь в автобусе, знаешь, что тебя ждет веселье, ведь ты едешь в зоопарк. Рядом с тобой сидит взрослый и своей доброй большой рукой обнимает тебя за плечо. Подъехали к нужной остановке, ты продвигаешься к двери , и , выходя берешь большую руку в свою маленькую. Но тут раздается смех , и ты видишь, что держишь за руку совершенно незнакомого человека. Обернувшись ты видишь, что твой близкий человек стоит сзади и улыбается. Ты подбегаешь к нему и снова вы вместе за руку, идете и весело смеетесь над тем, что произошло. А вот и зоопарк. Летнее ясное утро….
Задача: отфиксировать страх потери и ощущения, когда взрослый рядом. Ваш ребенок тоже нуждается в вашей поддержке и надежной руке. Всегда ли это удается?
Сегодня мы с вами должны понять, что родительская любовь принесет
ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть и чувствовать ее. Наша задача — научиться проявлять любовь к ребенку, согревать его своей душевной добротой.
Упражнение «Ребенок в лучах солнца» ( с элементами арт-терапии)
Раздаются белые листы, цветные карандаши. В центре рисуем круг и пишем имя вашего ребенка Нарисуйте лучики. Напишите на лучиках какой ваш ребенок, его черты характера. Музыка 3
А сейчас попробуем проанализировать что у нас получилось. Кто желает рассказать о своем ребенке?
А теперь каждый посмотрите на свой рисунок, это ваш ребенок, ваше солнышко. И каждый из вас должен его любить просто за то, что он есть, безусловной любовью.

Читать еще:  Как привлекать мужчин в свою жизнь — колдовские заговоры, сильные обряды. Как привлечь мужчину в свою жизнь — заговоры в домашних условиях

Прощание: «Я даю тебе цветок, ты ведь лучший мой дружок…(цветок – «Я тебя люблю») Выражение комплиментов друг другу.

Прощание при свече:
Музыка 4« Я хочу, что бы пламя этой свечи уничтожило все ваши печали и невзгоды, тепло этой свечи согрело ваши сердца и души, её свет озарил ваши лица улыбкой и любовью . А теперь мысленно поблагодарим, друг друга за работу. Вздохнем и дружно погасим свечу.
Музыка 2
Как хорошо, когда у всех детей есть папы.
И не болит ни за кого душа.
Как здорово, что папа любит маму, все остальное просто суета.
Все остальное купим – если будут деньги!
Не будут – их руками создадим!
Но очень важно, чтобы в счастье жили дети и выросли хорошими людьми.
Видеоролик «Притча счастливая семья»
Музыка 3
Памятки родителям по семейному воспитаниюРефлексия занятия

Тренинг для родителей «Учимся понимать друг друга»

Данный тренинг предназначен для родителей, у детей которых затруднен процесс адаптации к школе.

Видеоролик «Дети о семье». Сегодня мы с вами проведем ряд практических упражнений из цикла «Учимся понимать друг друга».

Упражнение «Ребенок в лучах солнца» ( с элементами арт-терапии)

Раздаются белые листы, цветные карандаши. В центре рисуем круг и пишем имя вашего ребенка. Нарисуйте лучики. Напишите на лучиках какой ваш ребенок, его черты характера. Музыка 3А сейчас попробуем проанализировать что у нас получилось.

Кто желает рассказать о своем ребенке? А теперь каждый посмотрите на свой рисунок, это ваш ребенок, ваше солнышко. И каждый из вас должен его любить просто за то, что он есть, безусловной любовью.

Тренинг «Учимся понимать друг друга»

Практическое занятие для родителей.

Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребёнка к школе в форме нарушений учёбы и поведения, конфликтных отношений, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

Главная причина школьной дезадаптации в младших классах связана с характером семейного воспитания. Если ребёнок в семье не чувствует переживания «Мы», где взрослые отгорожены и безразличны к нему, он и в школу «входит» с трудом. Стремясь, во что бы то ни стало, сохранить своё «Я», ребёнок не принимает никакие нормы и правила, стремится к отчуждению или самоутверждается за счёт других.

Семейный фактор. Педагогическая запущенность. Тяжёлый эмоциональный фон в семье. Недостаток общения. Алкоголизм родителей. Гиперопека или, наоборот, жестокость в обращении. Противоречивость требований взрослых дома, непоследовательность в применении форм поощрения и наказания. Неприятие родителями проблем со здоровьем ребёнка. Выпихивание в школу недолеченного ребёнка, невыявление хронических заболеваний, мешающих успешному обучению. Расхождение родителей между словом и делом. Кумир семьи, гиперопека, гипоопека, авторитарный.

Видеоролик «Дети о семье»

Древняя притча «Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. Что еще тебе слепить, спросил Бог. Слепи мне счастье, попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины»

Невозможно разобраться в проблемах и затруднениях ребенка без понимания семейного контекста его жизни. Контекстом, определяющим возможность возникновения школьной дезадаптации ребенка, тех или иных нарушений в его личностном развитии, является семья как система внутрисемейных отношений и семейного воспитания. Сегодня мы с вами проведем ряд практических упражнений из цикла «Учимся понимать друг друга»

Правила работы в тренинге

• Называть друг друга по имени
• Говорить от своего имени: «Я думаю», «Я чувствую».
• Хранить секреты участников группы
• Уважать говорящего, уметь слушать
• Активно участвовать в происходящем, контактировать как можно с большим количеством участников группы.

Читать еще:  Робин берман баловать нельзя контролировать читать онлайн. Баловать нельзя контролировать. Сейчас ненавидишь – потом поблагодаришь

Психолог: Существует китайская поговорка:“Расскажи мне – и я забудуП
окажи мне – и я запомнюВовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь”

10% того, что слышит,50% того, что видит,
70% того, что сам проговар
ивает,90% того, что сам делает

Упражнение 1. «Знакомство» (возьмите ручки)

Психолог. Представьте, что все мы лепестки цветка. Сядьте поближе друг к
другу, закройте глаза и представьте себе, какой цветок у вас получится.

Членам группы предлагаются лепестки разного цвета. Участники выбирают тот лепесток, который им больше понравился, больше соответствует их настроению. На лепестке каждый записывает свое имя в той форме, в какой ему хочется. Потом все обращаются друг к другу по имени в течение всего занятия. В центре круга на полу выкладывается цветок с разноцветными лепестками-именами.

Звучит спокойная музыка. Музыка № 1 Ведущий просит всех присутствующих закрыть глаза и положить руки на колени, ладошками вверх. 1 человек подходит к любому другому, кладет свои ладони на его ладони, а тот продолжает упражнение и т.д.

Анализ: Ведущий просит поделиться ощущениями, к кому подошли ( как изменилось ваше состояние?) и тех , к кому не подошли, а вы что чувствовали в этот момент? Чему учит нас это упражнение?

Итог: Для детей очень важно почувствовать прикосновения внимания к себе взрослых. Когда ладошки одного человека прикасаются к ладошкам другого происходит контакт 2 людей и третьего нет. Никто не может вмешаться в контакт родителя с ребенком: ни второй родитель, ни бабушка, ни другие дети.

Полноценное общение с родителями очень важно для развития детей. Но, многие родители только теоретически знают и осознают, в чем заключается правильное воспитание детей, но на практике испытывают трудности. Родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми.
Аутотренинг «Погружение в детство»
Цель: отфиксировать эмоциональные зависимости или свободы по отношению ко взрослым у ребенка.
Оборудование: музыка
Музыка 2
Инструкция: Расположитесь поудобнее, чтобы вы могли ощущать опору для своего тела. Закройте глаза. Послушайте свое дыхание, оно спокойное и ровное, по рукам и ногам разливается приятная тяжесть. Вы переноситесь в детство, в тот период, когда лучше всего себя помните. Летнее утро ты едешь в автобусе, знаешь, что тебя ждет веселье, ведь ты едешь в зоопарк. Рядом с тобой сидит взрослый и своей доброй большой рукой обнимает тебя за плечо. Подъехали к нужной остановке, ты продвигаешься к двери , и , выходя берешь большую руку в свою маленькую. Но тут раздается смех , и ты видишь, что держишь за руку совершенно незнакомого человека. Обернувшись ты видишь, что твой близкий человек стоит сзади и улыбается. Ты подбегаешь к нему и снова вы вместе за руку, идете и весело смеетесь над тем, что произошло. А вот и зоопарк. Летнее ясное утро….
Задача: отфиксировать страх потери и ощущения, когда взрослый рядом. Ваш ребенок тоже нуждается в вашей поддержке и надежной руке. Всегда ли это удается?
Сегодня мы с вами должны понять, что родительская любовь принесет
ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть и чувствовать ее. Наша задача — научиться проявлять любовь к ребенку, согревать его своей душевной добротой.
Упражнение «Ребенок в лучах солнца» ( с элементами арт-терапии)
Раздаются белые листы, цветные карандаши. В центре рисуем круг и пишем имя вашего ребенка Нарисуйте лучики. Напишите на лучиках какой ваш ребенок, его черты характера. Музыка 3
А сейчас попробуем проанализировать что у нас получилось. Кто желает рассказать о своем ребенке?
А теперь каждый посмотрите на свой рисунок, это ваш ребенок, ваше солнышко. И каждый из вас должен его любить просто за то, что он есть, безусловной любовью.

Прощание: «Я даю тебе цветок, ты ведь лучший мой дружок…(цветок – «Я тебя люблю») Выражение комплиментов друг другу.

Прощание при свече:
Музыка 4« Я хочу, что бы пламя этой свечи уничтожило все ваши печали и невзгоды, тепло этой свечи согрело ваши сердца и души, её свет озарил ваши лица улыбкой и любовью . А теперь мысленно поблагодарим, друг друга за работу. Вздохнем и дружно погасим свечу.
Музыка 2
Как хорошо, когда у всех детей есть папы.
И не болит ни за кого душа.
Как здорово, что папа любит маму, все остальное просто суета.
Все остальное купим – если будут деньги!
Не будут – их руками создадим!
Но очень важно, чтобы в счастье жили дети и выросли хорошими людьми.
Видеоролик «Притча счастливая семья»
Музыка 3
Памятки родителям по семейному воспитаниюРефлексия занятия

Источники:

http://www.psyoffice.ru/4-0-1106.htm
http://vseuroki.pro/doc/trening-dlya-roditeley-uchimsya-ponimat-drug-druga.html
http://www.infouroki.net/trening-dlya-roditeley-uchimsya-ponimat-drug-druga.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector