0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Цель исследовательской деятельности в дошкольной образовательной организации. Исследовательская деятельность воспитателя доо. Теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ

Альманах педагога

Автор: Филина Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад № 37»
Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий
Наименование материала: Основы организации познавательно–исследовательской деятельности в ДОУ
Тема: Теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ
Дата публикации: 09.01.2019
Раздел: дошкольное образование

Теоретические основы организации познавательно-исследовательской

деятельности в ДОУ

работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной

активности и исследовательских навыков. Современная система образования отходит от

обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску

новой информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к

занятиях, сопровождающих игровую активность.

Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду

состоит в развитии у дошкольников исследовательского типа мышления. Это не

значит, что воспитатель видит в подопечных будущих профессиональных исследователей,

экспериментаторов и учёных, он даёт ребятам ощутить восторг открытия. Неправильно

вкладывать в детей информацию в чистом виде. Правильно позволять им открывать мир

заново. При помощи визуального, акустического и сенсорного восприятия дошкольники

устанавливают причинно-следственные связи в окружающей действительности, обобщают

и систематизируют накапливаемые знания.

Задачи познавательного развития в ДОУ:

развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира;

формирование первичных представлений об их свойствах (форме, цвете, размере,

структуре, звучности и т. д.);

стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;

формирование и совершенствование навыка работы с различными инструментами,

развитие мелкой моторики.

Формы организации исследовательской деятельности в ДОУ

Коллективная. Занятие, направленное на развитие исследовательской деятельности,

проводится в групповой форме при соблюдении принципов:

доступности (каждый воспитанник участвует в процессе исследования),

структурности (занятие состоит из постановки проблемы, основной части и

непродолжительности (следует избегать переутомляемости, вводить в ход

занятия игровые элементы и физические упражнения).

Подгрупповая. Исследовательская работа осуществляется в подгруппах, когда

выводы предполагаются после сравнительного анализа нескольких результатов

исследования (в какой почве дадут всходы семена — в пресной или солёной,

Индивидуальная. Воспитатель организует задания по развитию исследовательской

деятельности в индивидуальном порядке, если уровень знаний и умений отстаёт от

общего в группе (ребёнок переведён из младшей группы или не посещал детский

сад ранее), если возможно развить стихийно возникший интерес к изучению чего-

Методы и приёмы

Среди приёмов и методов организации познавательно-исследовательской деятельности

выделим актуальные для использования в ДОУ:

Эвристический метод. Педагогами часто создаются проблемные ситуации в

качестве мотивирующего начала занятия: таким образом возникает ощущение

сплочённости группы в поиске решения, активизируются мыслительные

способности при анализе сложившейся ситуации. Развитию любознательности,

исследовательских и речевых навыков способствуют эвристические беседы, в

основе которых лежат вопросы-проблемы. Например, «Почему в тёплое время года

ветви деревьев обладают достаточной гибкостью, а в морозы становятся

ломкими?», «Почему некоторые виды птиц перелётные?». Проведение

эвристической беседы требует тщательной подготовки: воспитатель определяет

основной проблемный вопрос в соответствии с уровнем знаний детей,

подготавливает дополнительные наводящие и уточняющие вопросы, прогнозирует

возможные варианты ответов и реакцию на них.

В младших группах длительность беседы, направленной на поиск решения,

составляет 10–15 минут, старшие дошкольники способны продуктивно работать в

русле эвристического метода дольше.

Наблюдение. Организованное в помещении или на территории детского сада

восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные

способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают

ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и

запахов. Наблюдение является одной из активных практик научно-

исследовательской деятельности у дошкольников.

Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей

деятельностью дошкольников. Ставя элементарные опыты над предметами

(уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч.), малыши

приобретают сведения об их свойствах. Ребята с удовольствием участвуют в

проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания:

ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной,

растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы,

побуждая по достижении старшего дошкольного возраста к желанию

самостоятельного экспериментирования. Этот метод научно-исследовательской

деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность,

способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.

Проектная деятельность. Этот вид работы подразумевает совместную

исследовательскую активность детей и педагога и, как вариант, родителей. В

достижении познавательной цели проекта задействуются не только мыслительные

способности ребёнка, но и творческие навыки. Педагог побуждает к

самостоятельному построению хода наблюдений и опытов, лишь при

необходимости направляет действия воспитанника.

ТРИЗ-технологии. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) пришла в

педагогику из инженерной области и эффективно применяется в работе с детьми

младшего возраста и школьниками. Суть ТРИЗ-технологий — в побуждении

ребёнка к самостоятельному построению алгоритма действий для решения

возникшей проблемы. Этот метод применяется вне образовательного процесса: «Не

работает игрушка? Определи, что случилось. Сломалось колесо, подумай, каким

способом можно исправить поломку. Сравни сломанное колесо с теми, что в

исправности». В детском саду ТРИЗ-технологии реализуются чаще всего в форме

игровых заданий: «Ах, наша кукла Маша-растеряша потеряла чашку, как ей теперь

выпить сок? А теперь кукла не может найти зонтик, как ей дойти до бабушки в

дождливую погоду?». Этот метод работы способствует развитию аналитического

Таблица: этапы исследовательской деятельности дошкольников

Пример структуры исследования «Как растения пьют воду?» в

старшей группе детского сада

Выяснить, каким образом растения потребляют воду.

Воспитанники предлагают варианты решения проблемы, приходят ко

мнению, что нужно провести наблюдение за потреблением воды

Ребята размышляют, как можно сделать этот процесс зримым для

человеческого глаза (дать растению выпить цветной воды).

Каждый воспитанник разводит в баночке с водой пищевой краситель,

ставит в раствор лист китайской капусты или цветок белой гвоздики.

Утром ребята видят, что капустные листы (гвоздики) приобрели те

Читать еще:  Как правильно подбирать стрижку — советы профессионалов. Как подобрать прическу по форме лица. Подбираем стрижку на компьютере, используя свое фото

оттенки, что и растворы, в которых они простояли ночь.

Вода поднимается по стеблю к верхушке растения. Соответственно,

если растение произрастает в почве, то начинает «пить воду» нижняя

часть, т. е. корни.

Таблица: виды познавательно-исследовательской деятельности в детском саду

Примеры реализации в работе с дошкольниками

Совместная работа педагога и детей по решению проблемных

вопросов. Реализуется в эвристических беседах («Зачем мыть руки

с мылом?», «Почему распускаются почки на деревьях?», «Почему

не тонет в речке мячик?»), наблюдениях (за природными явлениями

и объектами, простыми веществами).

Самостоятельная деятельность воспитанников по усвоению и

применению приобретённых в ходе образовательного процесса

знаний, умений, навыков. Реализуется при помощи ТРИЗ-

технологий в дидактических играх на совершенствование

пространственного, предметного, аналитического мышления;

самостоятельных наблюдений на занятиях и прогулках.

Стихийная или организованная педагогом деятельность

воспитанников по получению информации практическим путём.

Реализуется в опытах и экспериментах.

Совместная или самостоятельная деятельность воспитанников по

установлению причинно-следственных связей в окружающем мире

и расширению знаний о свойствах объектов. Реализуется в

исследованиях различных материалов (ткань, дерево, бумага,

пластмасса, краски, чернила), живых существ и растений в

процессе роста, явлений природы в течение года.

Мотивирующее начало занятий

Исследовательские способности заложены в природе человека и стихийно проявляются с

первые годы жизни. Тяга к наблюдениям, непосредственному контакту с изучаемыми

предметами, постановке опытов и экспериментов становится сильнее у детей дошкольного

возраста. Особенно привлекают занятия в мини-лабораториях, где можно использовать

специальные инструменты и иногда непривычные материалы для исследования.

Педагогу важно организовать занятие по познавательной деятельности таким образом,

Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОО.

Татьяна Исмакова
Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОО.

Исмакова Татьяна Александровна – воспитатель,

Головина Ирина Григорьевна – воспитатель

СП ГБОУ СОШ с. Новокуровка

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Познавательно – исследовательская деятельность, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Детский сад — первая и очень важная ступень в системе образования. От того, кто будет воспитывать ребенка, зависит его будущее, его мировоззрение, вся его жизнь.

При правильной организации учебного процесса формируется кругозор дошкольников и обеспечивается видение целостной картины мира. Дети учатся рассматривать любые явления с разных точек зрения. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности. Именно в этом возрасте, каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Развитие ребенка зависит от его познавательной активности.

Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития познавательно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

Проводя занятия с детьми в форме познавательно-исследовательской деятельности, мы ставим определенные конкретные задачи:

развитие познавательной инициативы ребёнка (любознательности);

освоение ребёнком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родовидовых (классификационных, пространственных и временных отношений;

развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;

расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений.

Мы считаем, что в познавательно — исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стремимся учить не всему, а главному.

В процессе исследования:

дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения;

развивается речь ребёнка;

происходит накопление фонда умственных приёмов и операций;

развивается эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности, формируются трудовые навыки;

стимулирует детей к коммуникации (работая сообща, обсуждая проблемы, рассуждая, споря, дети овладевают социальными умениями, учатся уважать друг друга и себя);

помогает установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей.

Технология нашего опыта заключается в особенной организации совместной деятельности взрослого с детьми. Опираясь на любознательность детей, мы решили проводить занятия в форме познавательно-исследовательской деятельности взрослого с детьми, развёртывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Здесь уместна партнерская позиция воспитателя, которая способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно. Вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту. Партнер – всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением.

Занятия познавательного цикла можно разделить на типы исследования, доступные дошкольникам, позволяющие им занять активную исследовательскую позицию. Каждый из обозначенных типов исследования, работая в целом на познавательное развитие ребенка, создает наиболее благоприятные условия для реализации той или иной развивающей задачи. Чтобы вызвать познавательную инициативу детей и поддержать их исследовательскую активность, занятие выстраивается в определенной последовательности. Приняв позицию заинтересованного, любознательного партнера, мы придерживаюсь следующей последовательности этапов исследования.

привлекательный отправной момент – какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования;

обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем;

Читать еще:  Была замершая беременность какие анализы нужно сдать. Какие необходимы анализы после замершей беременности. Видео «Беременность после замершей беременности»

опытная проверка или предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями (часть исследовательской работы дети осуществляют индивидуально, парами или разбившись на небольшие подгруппы);

предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями.

В процессе нашей работы, мы пришли к выводу, что познавательно — исследовательская деятельность: во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности; в-четвертых, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем.

1. О. В. Дыбина «Неизвестное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» – М.: 2005.

2. Н. А. Короткова «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» – журнал «Ребенок в детском саду» № 1, 2002 г.

3. А. И. Савенков «Теория и практика применения исследовательских методов обучения в дошкольном образовании».

Организация поисково-исследовательской деятельности на прогулке Ребенок по природе своей – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать,.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Насекомые» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №31 «Буратино» станицы Юго — Северной муниципального образования.

НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Чудо-Лимон» НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Чудо-ЛИМОН» МБДОУ №52 «Белочка» г. Якутска Воспитатель: Сантаева Юлия Станиславовна.

Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста Деятельность присуща детям от рождения. Самый лучший метод познания – это самостоятельная деятельность детей. Исследовательская деятельность.

Организация условий для самостоятельной поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников Организация условий для самостоятельной поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников Е. С. Кононова, воспитатель ЧДОУ «Родничок».

Организация экспериментально-исследовательской деятельности Дети по своей природе постоянно находятся в поиске новых впечатлений, у них огромное желание самостоятельно исследовать окружающий мир.

Консультация для воспитателей «Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников» Детское экспериментирование – это активно-преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты (Н. Н. Поддъяков).

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Стекло и пластмасса» Стекло и пластмасс. Цель: Познакомить детей со свойствами стекла и пластмасса. Познакомить с профессией стеклодув. Ход занятия: На столике.

Рабочая программа по познавательно-исследовательской деятельности Познавательно-исследовательская деятельность. Раздел Объект Название и цель опыта Сентябрь Неживая природа песок 1. Песочная страна.

Роль познавательно-исследовательской деятельности в воспитании детей Роль познавательно-исследовательской деятельности в воспитании детей. Мозгарева О. А., воспитатель МБДОУ ДС №29 «Солнышко», г. Туапсе Цель:.

Цель исследовательской деятельности в дошкольной образовательной организации. Исследовательская деятельность воспитателя доо. Теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ

Автор: Макарова Ольга Николаевна

Организация: МКДОУ Усть-Таркский детский сад «Колосок»

Населенный пункт: Новосибирская область, с. Усть-Тарка

Цель: освоение организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми для её последующее активное применение в практической деятельности педагогов.

Задачи:

  • повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения;
  • расширить знания педагогов по теме «детское экспериментирование в ДОУ»,
  • развивать навыки и умения экспериментирования и желание использовать опытно-исследовательскую деятельность в работе с детьми

План семинара

I Просмотр фотофильма «Мы – исследователи»

II Актуальность вопроса

III Экспериментальная деятельность — практикум (Приемы активизации познавательной активности детей)

IV Методические рекомендации по организации экспериментальной деятельности и фиксированию результатов экспериментов и наблюдений

V Рефлексия.

Ход семинара:

I Просмотр фотофильма «Мы исследователи».

II Актуальность вопроса

Как Вы уже могли догадаться, сегодня мы будем обсуждать: «Организацию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников». Вы со мной согласитесь, что эта тема особенно актуальна. Ведь в соответствии с ФГОС дошкольного образования, наряду с игрой и общением, детское экспериментирование является одним из ведущих видов детской деятельности.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?). Задача нас взрослых, не подавлять детские эмоции и любознательность, а опираться на них, насыщать жизнь детей значимыми для них разнообразными событиями, дать детям прожить полноценное и многообразное детство, которое сможет стать «золотым фондом» их личности. Это принципиально иной ответственный и мудрый путь обогащения детского развития.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.

Следовательно, чем разнообразнее и интенсивнее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

III Экспериментальная деятельность

Каковы же приемы активизации познавательной активности детей? В исследовательской и экспериментальной деятельности, как и в образовательной деятельности вообще, большое значение имеет организационный момент – вызвать познавательный интерес у детей, замотивировать их на познавательную деятельность.

Вопрос педагогам: «Давайте вспомним, какие педагогические приемы способны вызвать интерес и желание к дальнейшему исследованию?»

(удивление, сказочный сюжет, проблемные вопросы и ситуации, создание ситуации потребности в самовыражении, стремление помочь и научить, интрига, сюрпризный момент, внесение предмета с необычным эффектом или назначением).

Рассмотрим немного подробнее проблемные вопросы и ситуации. Проблемные ситуации могут быть созданы, когда обнаруживается несоответствие между уже усвоенными знаниями и новыми фактами. К постановке проблемных вопросов предъявляются определенные требования. Основные из них: 1)проблемная задача должна быть понятной детям; 2)должна их заинтересовать; 3)содержать новизну; 4)но опираться на имеющийся опыт детей; 5)трудность задачи должна быть посильной; 6)но ориентирована на максимальную самостоятельность и творчество детей.

Практикум: Сейчас мы с Вами поупражняемся в формулировании проблемных задач.

Ход практикума:

  1. Все педагоги делятся на 2 подгруппы. Каждая подгруппа получает свое задание: изучаемая с детьми тема и научный факт, который педагог предъявляет детям.
  2. Педагоги в каждой подгруппе должны, исходя из полученных данных, продумать возможную проблемную ситуацию и последующий за ней эксперимент (предлагают свои варианты).
  3. Анализ предложенных вариантов.
  4. Вариант уже имеющегося решения, его анализ.
Читать еще:  Аппликация цыпленок из цветной. Аппликация к празднику Пасха из бумаги «Цыпленок» для детей. Видео: Поделка “Пасхальный цыплёнок”

Задания для подгрупп:

Предъявляемый факт: «Снег грязный, так как в нем содержатся частицы пыли».

(ПС: «Снег белый, как он может быть грязным?»

Эксперимент: — Как мы можем увидеть частицы пыли в снеге? (гипотезы: внимательнее рассмотреть, рассмотреть под лупой – знакомое действие).

После рассматривания приходят к выводу, что увидеть частицы пыли сложно или их там нет (расхождение мнений).

— Давайте поступим так, как делают ученые – проведем опыт. Вы уже знаете, как проверить чистоту воды, а как можно проверить загрязненность снега?

Дети: нужно растаять снег и получится вода, мы ее профильтруем и посмотрим через увеличительное стекло (знакомое действие).

Снег тает долго и воспитатель задает вопрос:

— Что можно сделать, чтобы снег растаял быстрее? (подогреть – новое действие)

Проводят опыт совместно с воспитателем, самостоятельно выполняют фильтрацию воды и делают вывод.)

2) Тема: «Растения»

Предъявляемый факт: «Все живые организмы, в том числе растения, животные и человек, на две трети состоят из воды».

(ПС: «Так ли это? Где же эта вода?»

Эксперимент: взять один или несколько овощей или фруктов (свекла, морковь, яблоко). Их нужно протереть и отжать через марлю или соковыжималку. Затем сравнить количество жидкости и твердой массы, чтобы определить их соотношение, пропорции. На основании факта: сока гораздо больше, чем твердого вещества, — исследователи «принимают» то знание, которое ранее отвергли.

Вы хорошо поработали, а сейчас предлагаю Вам немного отдохнуть.

IV Методические рекомендации по организации экспериментальной деятельности.

Методика проведения экспериментальной деятельности основывается на общей методике обучения детей дошкольного возраста. Поэтому, мы с Вами сейчас просто вспомним эти особенности и уточним их применительно к экспериментальной деятельности.

Вопросы педагогам

— Может ли быть подготовительная работа к экспериментальной деятельности? Какая?

— Что нужно учитывать при выборе объекта для экспериментального исследования?

— Составьте алгоритм экспериментальной деятельности.

Алгоритм экспериментальной деятельности представляет собой:

  1. Постановка проблемы, которую необходимо решить;
  2. Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы)
  3. Предлагаются различные варианты ее решения;
  4. Проверяются эти возможные решения, исходя из данных;
  5. Анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось)
  6. Формулирование выводов

Фиксирование результатов экспериментов и наблюдений

Один из этапов осуществления исследовательской и экспериментальной деятельности – это фиксирование результатов эксперимента или наблюдения, остановимся на нем подробнее.

Вопрос педагогам: «Простая или сложная форма работы для детей фиксирование результатов?» (сложная)

«Нужно ли отказываться от этой формы работы из-за ее сложности?» (нет; следует постепенно приучать детей к фиксированию увиденного)

Результаты фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей. При фиксации наблюдаемых явлений участвуют разные виды памяти: зрительная, двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная.

Существуют различные способы фиксации увиденного: ментальные, графические и практические.

Самые простые способы фиксации результатов – это графические. К ним относятся приемы, связанные с использованием наглядных материалов (готовых форм).

В качестве готовых форм могут выступать: картинки, фотографии, натуральные объекты, объемные изображения, циферблаты, записи звуков.

Ментальные способы фиксации связаны с фиксацией увиденного в памяти; используется речь детей.

Существуют различные приемы. Например: ребенок рассматривает явление (объект) и составляет о нем рассказ; ребенок рассматривает явление (объект), затем отворачивается и, не глядя, дает его описание. Затем снова рассматривает этот же объект и вносит уточнения, исправления; сравнение явления (объекта) с уже известными детям явлениями (объектами): в средней группе акцент делается на отличиях, в старшем возрасте – начинают указывать и сходства.

Практические способы фиксации связаны с фиксацией наблюдаемого явления, процесса на бумаге (письменная речь или зарисовывание).

Например: зарисовывание явления (объекта) педагогом или отдельными детьми или всеми детьми;

схематическое зарисовывание – отражение в рисунке только наиболее важных деталей;

использование условных знаков – лучше придумывать каждый раз вместе с детьми. Не следует использовать много символов;

рисунки-прогнозы. Например, «Нарисуйте, как будут выглядеть через неделю посеянные сегодня семена». Через неделю дети сравнивают свои рисунки и реальный факт;

рассказ об увиденном явлении составляет и записывает педагог. Но непрерывно советуется с детьми, проговаривает вслух записываемый текст, иногда специально допускает ошибки;

педагог записывает рассказ, который составляет один ребенок или группа детей. Затем прочитывает вслух для проверки и уточнения;

педагог зачитывает 2-3 готовых текста из 2-4 предложений каждый. Детям нужно определить, какой из них более всего соответствует наблюдаемому явлению.

Т.к. фиксирование результатов – это сложная форма работы, существуют особенности проведения:

Обязателен индивидуальный подход, который учитывает умения каждого ребенка;

Является сугубо добровольной формой работы ребенка – педагог не имеет права обязать ребенка фиксировать результаты;

Нельзя форсировать операцию фиксирования. Малейший нажим может привести к тому, что дети перестанут понимать смысл всего эксперимента;

Начинать нужно с самых простых способов – с использования готовых форм;

Формирование навыка фиксирования проходит несколько стадий:

  1. Использование готовых форм
  2. Наблюдение за работой педагога
  3. Привлечение отдельных детей, хорошо справляющихся с нужными операциями
  4. Заполнение всеми детьми по очереди
  5. Коллективное заполнение под руководством педагога
  6. Самостоятельное заполнение с последующей проверкой.

В практике работы с дошкольниками используется 3 вида документов для фиксации результатов исследования или эксперимента: календарь погоды, календарь природы, дневник наблюдений. Использование практических способов фиксации (зарисовывание, составление рассказов) производится в дневнике наблюдений.

VI Рефлексия

Каждый по очереди отвечает на вопрос: «Какое открытие для себя он сделал на сегодняшнем педсовете?»

-Для меня время пролетело незаметно, надеюсь и для Вас тоже. Очень приято если Вы смогли узнать что- то полезное, а может быть открыть что- то новое и самое главное, надеюсь, что наша сегодняшняя встреча привнесет, свежую струю в Вашу профессиональную деятельность.

Источники:

http://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=29280
http://www.maam.ru/detskijsad/organizacija-poznavatelno-isledovatelskoi-dejatelnosti-v-do.html
http://www.vospitatelds.ru/categories/2/articles/780

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector