0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Венгер проективные методики. Тест мотивационная готовность к школьному обучению Л.А. Венгера. Порядок проведения диагностической методики «Самое непохожее»

Диагностические методики для детей дошкольного возраста

Миронова Ольга
Диагностические методики для детей дошкольного возраста

Диагностические методики для детей дошкольного возраста.

Диагностируемые параметры Рекомендуемые методики диагностические методы

Диагностика уровня развития ребенка при приеме в школу.

1. Исследование развития восприятия:

методика «Разрезные картинки» (3-6 лет);

методика «Коробочка форм», «Доска Сегена» (2,5-6 лет);

методика Л. А. Венгера «Эталоны» (4-5,5 лет).

2. Исследование развития памяти:

методика «10 предметов» — анализ объема непосредственной образной памяти (3-5 лет);

— тест «10 слов»диагностика объема и скорости непосредственной вербальной памяти (с 4-4,5 лет);

— тест «Пиктограмма» — для исследования опосредованной памяти (5-10 лет).

3. Исследование развития мышления:

— тест «Нахождение недостающих деталей» (модификация теста Векслера) — исследование уровня развития образного мышления (4-7 лет);

— тест «Перцептивное моделирование» (Л. А. Венгер) –исследование образного и схематического мышления (5-7 лет);

— тест Равена – уровень интеллектуального развития (4-10 лет);

— тест «Самое непохожее» (Л. А. Венгер) – познавательное развитие (4-5 лет);

— тест «Невербальная классификация» — словесно-логическое мышление (5-7 лет);

— тест «Последовательные картинки» (Бине) – словесно-логическое мышление (5-10 лет);

— тест «Исключение четвертого» — словесно-логическое мышление (5-10 лет);

— вербальные тесты «Выделение существенных признаков понятий» и «Словесные пропорции» — исследование степени сформированности мыслительных операций (7-10 лет).

4. Исследование креативности:

— тест «Дорисовывание» (модификации для детей 4-10 лет);

— тест «Назови картинку» — исследование вербальной креативности (4-6 лет).

Исследование уровня готовности к школе — тест «Мотивационная готовность» (А. Л. Венгер)диагностика внутренней позиции школьника;

— тест «Корректурная проба» — исследование уровня произвольной регуляции поведения, темпа деятельности;

«Тест Бендер» — исследование зрительно-моторной координации;

«Тест Керна-Йирасека» — зрительно-моторная координация;

— любые методики, описанные в первом разделе (диагностика и уровень развития при приеме в школу) для диагностики интеллектуальной готовности («Пиктограмма», «Самое непохожее», «Последовательные картинки»

Исследование межличностных отношений — метод «Социометрия» (модификация «Маски») – исследования общения ребенка со сверстниками, определение статусного места в группе (с 5 лет);

— тест «Два домика» — исследование общения детей со сверстниками, с членами семьи, выявление симпатий и антипатий (4-7 лет);

— тест «Рисунок семьи».

Исследование индивидуальных особенностей и качеств личности — тест «Оцени себя» — исследование самооценки детей (7-10 лет);

— тест «Несуществующее животное» — исследование личностных качеств (с 4,5 лет);

«Тест Розенцвейга» — исследование личности и общения с окружающими;

«Детский апперцептивный тест» — комплексная диагностика личности ребенка (4-10 лет).

Исследование эмоциональной сферы — графическая методика «Кактус» (М. А. Панфилова) – состояние эмоциональной сферы, наличие агрессивности, ее направление, интенсивность и т. д. (с 4 лет);

— тест «Страхи в домиках» (модификация М. А. Панфиловой)диагностика страхов (с 4 лет);

— тест тревожности (Р,Тэммл, М. Дорки, В. Амен) (4-7 лет).

Исследование семейных взаимоотношений (при трудностях в адаптации детей к детскому саду)

— анкета на выявление типичных способов воспитательного воздействия и опросник Басса-Дарки;

методика измерения родительских установок и реакций (PARY).

Психологическая готовность к школе.

Компоненты психологической готовности Содержательная характеристика

Интеллектуальная готовность Наличие широкого кругозора и запаса знании.

Сформированность начальных умений учебной деятельности.

Аналитическое мышление (способность постижения признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу).

Развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации.

Умение выделять учебную задачу и переводить ее в самостоятельную цель деятельности.

Развитие фонематического слуха

Личностная готовность Принятие новой социальной позиции.

Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе.

Развитие познавательных критериев, любознательности.

Развитие желания ходить в школу.

Произвольное управление своим поведением.

Потеря «детскости», непосредственности

Социально-психологическая готовность Гибкое владение способами установления взаимоотношений.

Развитие потребности в общении.

Умение подчиняться правилам и нормам.

Умение действовать совместно, согласовывать свои действия.

Эмоционально-волевая готовность Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности).

Сформированность не боязни трудностей. Самооценка.

Умение ограничивать эмоциональные порывы.

Умение систематически выполнять задания.

Обучающие игры для детей младшего дошкольного возраста с элементами методики Монтессори В своей работе педагога- психолога я включаю обучающие игры с элементами методики Монтессори. Так как метод Монтессори для дошкольного.

Диагностические методы для выявления уровня представлений детей и владения способами безопасного поведения Диагностические методы, направленные на выявление уровня представлений детей и владения способами безопасного поведения в социуме, в быту,.

Диагностические задания для мониторинга по художественно-эстетическому развитию (музыка) Диагностические задания для мониторинга по художественно-эстетическому развитию (музыка)ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ.

Мастер-класс по теме «Нетрадиционные методики аппликации в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста» Цель: Поделиться с педагогами опытом работы по внедрению в образовательный процесс по изобразительной деятельности нетрадиционных методик.

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные методики аппликации в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста» Мастер-класс по теме «Нетрадиционные методики аппликации в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста» Цель: Поделиться.

Мастер-класс «Развитие интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством методики Дьенеша» Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов-участников в процессе активного общения по освоению опыта работы с дошкольниками.

Нетрадиционные методики аппликации в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста Нетрадиционные методики аппликации. Цель: Поделиться с педагогами опытом работы по внедрению в образовательный процесс по изобразительной.

Опыт работы «Психологические и педагогические основы теории и методики игровой деятельности детей дошкольного возраста» Теоретические основы игровой деятельности детей дошкольного возрастаЦель: повысить методический уровень педагогов по вопросу теоретических.

Читать еще:  Как сделать романтичный вечер. Их ты можешь показать несколькими способами. Если вы не хотите банальных домашних встреч, можно придумать что-нибудь другое — крыша, думаю, подойдет. Итак, романтическое свидание на крыше. Что для этого нужно

Развитие мелкой моторики и сенсорных эталонов у детей раннего возраста с использованием методики Монтессори «Развитие мелкой моторики и сенсорных эталонов у детей раннего возраста с использованием элементов методики Марии Монтессори» (из опыта.

Современные образовательные технологии и методики, применяемые в работе с детьми младшего дошкольного возраста Развивающее обучение и здоровьесберегающие технологии. Область совершенствования методики – это игры и упражнения на развитие общей и мелкой.

Перечень диагностических методик школьного психолога

Диагностические методики для детей дошкольного возраста.

Рекомендуемые методики диагностические методы

Диагностика уровня развития ребенка при приеме в школу.

1. Исследование развития восприятия:
— методика «Разрезные картинки» (3-6 лет);
— методика «Коробочка форм», «Доска Сегена» (2,5-6 лет);
— методика Л.А.Венгера «Эталоны» (4-5,5 лет).
2. Исследование развития памяти:
— методика «10 предметов» — анализ объема непосредственной образной памяти (3-5 лет);
— тест «10 слов» — диагностика объема и скорости непосредственной вербальной памяти (с 4-4,5 лет);
— тест «Пиктограмма» — для исследования опосредованной памяти (5-10 лет).
3. Исследование развития мышления:
— тест «Нахождение недостающих деталей» (модификация теста Векслера) — исследование уровня развития образного мышления (4-7 лет);
— тест «Перцептивное моделирование» (Л.А.Венгер) –исследование образного и схематического мышления (5-7 лет);
— тест Равена – уровень интеллектуального развития (4-10 лет);
— тест «Самое непохожее» (Л.А.Венгер) – познавательное развитие (4-5 лет);
— тест «Невербальная классификация» — словесно-логическое мышление (5-7 лет);
— тест «Последовательные картинки» (Бине) – словесно-логическое мышление (5-10 лет);
— тест «Исключение четвертого» — словесно-логическое мышление (5-10 лет);
— вербальные тесты «Выделение существенных признаков понятий» и «Словесные пропорции» — исследование степени сформированности мыслительных операций (7-10 лет).
4. Исследование креативности:
— тест «Дорисовывание» (модификации для детей 4-10 лет);
— тест «Назови картинку» — исследование вербальной креативности (4-6 лет).

Исследование уровня готовности к школе

— тест «Мотивационная готовность» (А.Л.Венгер) – диагностика внутренней позиции школьника;
— тест «Корректурная проба» — исследование уровня произвольной регуляции поведения, темпа деятельности;
— «Тест Бендер» — исследование зрительно-моторной координации;
— «Тест Керна-Йирасека» — зрительно-моторная координация;
— любые методики, описанные в первом разделе (диагностика и уровень развития при приеме в школу) для диагностики интеллектуальной готовности («Пиктограмма», «Самое непохожее», «Последовательные картинки»

Исследование межличностных отношений

— метод «Социометрия» (модификация «Маски») – исследования общения ребенка со сверстниками, определение статусного места в группе (с 5 лет);
— тест «Два домика» — исследование общения детей со сверстниками, с членами семьи, выявление симпатий и антипатий (4-7 лет);
— тест «Рисунок семьи».

Исследование индивидуальных особенностей и качеств личности

— тест «Оцени себя» — исследование самооценки детей (7-10 лет);
— тест «Несуществующее животное» — исследование личностных качеств (с 4,5 лет);
— «Тест Розенцвейга» — исследование личности и общения с окружающими;
— «Детский апперцептивный тест» — комплексная диагностика личности ребенка (4-10 лет).

Исследование эмоциональной сферы

— графическая методика «Кактус» (М.А.Панфилова) – состояние эмоциональной сферы, наличие агрессивности, ее направление, интенсивность и т.д. (с 4 лет);
— тест «Страхи в домиках» (модификация М.А.Панфиловой) – диагностика страхов (с 4 лет);
— тест тревожности (Р,Тэммл, М.Дорки, В.Амен) (4-7 лет).

Исследование семейных взаимоотношений (при трудностях в адаптации детей к детскому саду)

— анкета на выявление типичных способов воспитательного воздействия и опросник Басса-Дарки;
— методика измерения родительских установок и реакций (PARY).

1. Диагностический комплект Семаго

Цветные Прогрессивные Матрицы Дж. Равена (ЦПМ)
включают 36 заданий, составляющих три серии: А, Ав, В (по 12 матриц в каждой серии). Шкала создана таким образом, чтобы обеспечить надежную оценку способности испытуемого ясно мыслить, когда созданы условия для спокойной работы в обычном для него скоростном режиме, без перерывов. Задания теста апеллируют к трем основным психическим процессам произвольному вниманию, целостному восприятию и «понятливости» как основной характеристике познавательной деятельности.
дети в возрасте от 4 до 11-ти лет.

Методика Выготского – Сахарова
предназначена для оценки и исследования уровня и особенностей понятийного развития ребенка – особенностей уровня сформированности абстрактных обобщений и классификации признаков абстрактных объектов. Выявляется возможность объединения наглядно представленных абстрактных объектов на основе выделения одного или нескольких ведущих признаков, являющимися актуальными для обобщающих операций ребенка. В Комплекте представленавторский вариант анализа процедуры и результатов выполнения с использованием классического стимульного варианта. Материалом методики являются 25 объемных деревянных фигур, отличающихся между собой различными признаками: цвет, форма, величина, высота.
деревянные цветные фигурки — начиная с 2,5–3-летнего возраста. Наглядно-образный вариант методики — начиная с 3,5–4-х лет.

«Предметная классификация»
Основной целью использования методики «Предметная классификация» является исследование процессов обобщения и абстрагирования, оценка их специфики, уровня сформированности, актуального уровня развития понятийного мышления ребенка в целом. Предметная классификация состоит из трех серий, ориентированных на работу с детьми разного возраста: 1-я серия: для детей 3 – 5 лет; 2-я серия: для детей 5 – 8 лет; 3-я серия для детей начиная с 8,5–9-летнего возраста. Соответственно стимульные материалы составляют 25 цветных изображения (1 серия); 32 цветных изображения (2 серия); 70 цветных и черно-белых изображения (3 серия).
1-я серия: для детей 3 – 5 лет; 2-я серия: для детей 5 – 8 лет; 3-я серия для детей начиная с 8,5–9-летнего возраста

Методика опосредованного запоминания (по А.Н. Леонтьеву)
Целью Методика опосредованного запоминания (по А.Н. Леонтьеву) Исследование возможности использования внешнего средства для задач запоминания, объема материала, запоминаемого опосредованно. Исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка. Для работы с детьми наиболее используемой является так называемая 4–я серия методики из числа апробированных А.Н. Леонтьевым.
для детей от 4,5 до 8-летнего возраста.

Читать еще:  Как лечится многоводие у беременных. Многоводие при беременности – может ли оно привести к преждевременным родам? Как лечить многоводие у беременных

Методика В.М. Когана
Используется для выявления параметров внимания: удержания внимания, его распределения по одному, двум или трем признакам одновременно, переключения внимания. Также методика позволяет выявить особенности работоспособности, другие динамические характеристики психической деятельности. При качественном анализе и оценке результатов выполнения методики возможна оценка мотивационных характеристик, удержания инструкции, возможности программирования порядка действий, наличия фактора инертности деятельности и пресыщаемости. В целом можно отметить, что методика В.М. Когана является одной из наиболее многоаспектных и интересных в плане возможностей психологической интерпретации результатов. В Диагностическом Комплекте используется вариант 5х5. В стимульные материалы входит набор карточек (25 штук) с разноцветными плоскостными изображениями геометрических фигур (5 цветов, 5 простых правильных геометрических форм), таблица с расчерченными клетками, где слева по вертикали нанесены 5 цветных зигзагов, а по горизонтали 5 соответствующих форм.
с детьми в возрасте от 4,5 до 8,5–9-ти лет.

Исключение предметов (4-й лишний)
Основной целью методики Исключение предметов (4-й лишний) является исследование уровня сформированности обобщения, понятийного развития и возможности вычленения существенных, смыслообразующих признаков, выявление особенностей когнитивного стиля. Получаемые данные позволяют судить об уровне процессов обобщения и отвлечения, о способности (или соответственно невозможности) выделять существенные признаки предметов или явлений. Использование методики предъявляет высокие требования к логической обоснованности, правильности обобщений, к строгости и четкости формулировок.
для детей с 3–3,5 до 13–14-летнего возраста.

Кубики Коса
Основной целью методики Кубики Коса является определения уровня сформированности конструктивного пространственного мышления, возможностей пространственного анализа и синтеза, конструктивного праксиса. Использование этой методики позволяет выявить проблемы формирования пространственных представлений. Методикаявляется своего рода ключевой в исследовании когнитивного компонента познавательной деятельности.
3,5 — 9-10-летний возраст.

«Установление последовательности событий»
Ориентирована на исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка, возможность установления причинно-следственных и пространственно-временных связей, анализ речевого развития ребенка. Методика представляет набор из четырех оригинальных, ранее не использовавшихся в диагностической практике сюжетных последовательностей.
от 3,5–4 до 7–8-летнего возраста.

Тест Рука
Является проективной методика исследования личности. В отличие от классического анализа результатов теста, полученных для подростков и взрослых, в комплекте представлен анализ результатов по категориям, характерным для детей до 12-летнего возраста. Методика стоит в одном ряду с тестом Роршаха и ТАТ. Она занимает промежуточное положение по степени неопределенности стимульного материала (изображения рук являются менее неопределенными стимулами, чем пятна Роршаха, так как его рука является объектом, который существует в реальном мире.
4 4,5 до 11–12-летнего возраста.

Контурный C.A.T.–Н.
Целью использования авторской методики Контурный C.A.T.–Н. является помощь в понимании существующих отношений между ребенком и окружающими его людьми в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях. методика может быть полезна для определения динамических факторов, обуславливающих реакции ребенка в группе, в школе или детском саду, дома. ПОдобная проективная техника может способствовать проведению продолжительных (лонгитюдных) «следящих» исследований, касающихся развития ребенка. При определенной периодичности, можно получить важные сведения о развитии и способе решения ребенком отдельных психологических проблем.
3–3,5 до 11–12-летнего возраста.

«Эмоциональные лица»
Ее использование дает возможность оценки адекватности опознания эмоционального состояния, точность и качество этого опознания (тонкие эмоциональные дифференцировки), возможность соотнесения с личными переживаниями ребенка. Косвенным образом при работе с методикой возможна оценка межличностных взаимоотношений, в том числе выявление контрастных эмоциональных «зон» в общении с детьми или взрослыми. В качестве стимульного материала используются две серии изображений эмоциональной лицевой экспрессии: контурные лица (1-я серия — 3 изображения), изображения реальных эмоциональных выражений детских лиц (2-я серия: 14 изображений мальчиков и девочек)
с 3-х до 11-12-летнего возраста.

Методика «СОМОР»
является авторской модификацией Н.Я. Семаго методики Р. Жиля. С ее помощью можно оценить субъективные представления ребенка о его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и своем месте в системе значимых для ребенка социальных взаимодействий. Методика может быть использована для оценки эффективности групповой психокоррекционной работы с детьми с коммуникативными проблемами и особенностями аффективно-эмоционального развития. Стимульный материал методики состоит из 8 схематических изображений, выполненных на текстурированном или однотонном картоне бледно–зеленого цвета и примерного перечня вопросов.
от 4 до 10–11-летнего возраста.

Цветовой тест отношений (ЦТО)
Тест является диагностическим методом, предназначенным для изучения эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям, в том числе и к самому себе и отражающим как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни этих отношений.
с 4,5–5-летнего возраста. Верхняя граница не определена.

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК


Название методики (теста)
Основная направленность методики (теста)
Автор(ы)
методики
Год
издания

Познавательные процессы, координация, общая осведомленность

Почтовый ящик
(коробка форм)
Уровень развития восприятия и степень его интериоризации
Венгер Л.А.
2004
«Психолог в дошкольном учреждении»
М.: Издательство «ГНОМ и Д»,

Бирюльки
Координация, мелкая моторика рук
Венгер Л.А.
2002
«Психолог в дошкольном учреждении», М: изд-во «ГНОМиД»

Методика выявления склонностей ребенка 5 – 7 лет

Инструкция для родителей:

Для того чтобы дать Вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей Вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 36 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. На бланке ответов запишите имя и фамилию ребенка. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе не свойственно Вашему ребенку, ставьте знак (-), если свойственно, но выражено не ярко (+), если же это для него характерно и этим он заметно отличается от сверстников, ставьте (++), если Вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

Читать еще:  Как правильно подводить стрелки на глазах подводкой. Поэтапное выполнение макияжа карандашом. Трафареты стрелок для глаз своими руками

ЛИСТ ВОПРОСОВ:

1. Хорошо рассуждает, ясно мыслит.

2. Учится новым знаниям очень быстро и все схватывает легко.

3. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные ответы и решения.

4. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

5. Проявляет большой интерес к визуальной информации, проводит много времени за рисованием и лепкой.

6. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений.

7. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

8. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.

9. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное.

10. Сохраняет уверенность в себе в окружении посторонних людей.

11. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, чутко реагирует на характер и настроение музыки.

12.Любит участвовать в спортивных играх и соревнованиях.

13.Умеет хорошо излагать свои мысли, легко пользуется словами, имеет большой словарный запас.

14.Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не догадываются.

15.Пластичен, открыт всему новому, и «не зацикливается» на старом. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов, не боится новых попыток, стремиться всегда проверить новую идею.

16.Часто руководит играми и занятиями других детей.

17.Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво выполненную вещь.

18.Лучше сверстников физически развит, имеет хорошую координацию движений.

19.Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

20.Любит читать (когда ему читают) книги, которые обычно читают не сверстники, а дети постарше.

21.Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

22. Легко общается с детьми и взрослыми.

23.В пении и музыке выражает свое настроение и состояние.

24. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

25.Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

26.Часто задает вопросы о происхождении и функциях предметов, проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

27.Способен «с головой» уходить в интересующее его занятие.

28.Инициативен в общении со сверстниками.

29.Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания, чувства.

30.Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх.

31 .Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

32.Часто применяет математические навыки и понятия в занятиях, не имеющих отношения к математике. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

33.Способен по разному подойти к одной и той же проблеме.

34.Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

35.Легко входит в роль какого-нибудь персонажа.

36.Бегает быстрее всех в детском саду.

Лист ответов

Фамилия имя ребенка _____ дата заполнения _____________

Для достоверности результатов опрос по данной методике проводится с воспитателями группы и с родителями. Затем полученные данные суммируются, склонность по которой максимальное количество баллов является доминирующей у конкретного ребенка на этот момент.

Утверждения под номерами 1, 7, 13, 19, 25, 31 соответствуют интеллектуальным склонностям.

Утверждения под номерами 2 ,8, 14, 20, 26, 32 соответствуют академическим склонностям.

Утверждения под номерами 3, 9, 15, 21, 27, 33 соответствуют творческим склонностям.

Утверждения под номерами 4, 10, 16, 22, 28, 34 соответствуют склонностям общения.

Утверждения под номерами 5, 11, 17, 23, 29, 35 соответствуют художественным склонностям.

Утверждения под номерами 6, 12, 18, 24, 30, 36 соответствуют двигательным склонностям.

Методика «Самое непохожее»(автор Л.А.Венгер)

Направлена на выявление уровня овладения мыслительными операциями: анализа, сравнения и обобщения признаков.

Материалом служат 8 геометрических фигурок, различающих­ся по форме, цвету, величине: 4 квадрата, 4 круга. Четыре фигурыодного цвета (один круг маленький, другой — большой; один квадрат — маленький, другой — большой). Остальные фигуры другого цвета.

Взрослый раскладывает фигурки в ряд в произвольной последовательности и говорит ребенку: «Посмотри, какие здесь фигурки: они все разные, нет ни одной похожей, одинаковой. Посмотри и скажи, чем они отличаются друг от друга». Необ­ходимо, чтобы были названы все различия (цвет, форма и величина; синие и красные; большие и маленькие; круги и квадраты). После этого взрослый подводит итог: «Значит; здесь есть фигурки квадратные и круглые, красные и синие, большие и маленькие».

Если у ребенка возникают затруднения, взрослый может по­мочь и, указывая на две фигурки, различающиеся по одному из параметров (например, большой и маленький синий квадраты), спросить: «Чем эти фигурки отличаются друг от друга?». Так же можно помочь выделить и другие признаки — цвет и форму.

Затем одну из фигурок (любую) вынимают из ряда, кладут ближе к ребенку. Экспериментатор просит: «Найди среди осталь­ных фигурок самую не похожую на эту. Самая непохожая — только одна». Указанную ребенком фигурку кладут рядом с фи­гуркой-образцом и спрашивают: «Почему ты считаешь, что эти фигурки самые непохожие?» Ответ ребенка фиксируют. Каж­дый ребенок выполняет задание с 2 — 3 фигурками.

Уровни выполнения заданий определяются количеством при­знаков, на которые ориентировался ребенок при выборе «самой непохожей» фигурки и которые назвал.

Высокий уровень — преобладание выбора по трем признакам и называние одного – двух.

Средний уровень — преобладание выбора по двум признакам и называние одного;

Низкий уровень — преобладание выбора по одному признаку без называния признака.

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/diagnosticheskie-metodiki-dlja-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
http://edudocs.net/1133191/
http://megaobuchalka.ru/5/24902.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector