0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воспитательные беседы с подростками конспекты. Конспект беседы «Нравственное и безнравственное поведение». Величие человека – в труде

Беседы о нравственном воспитании подростка. Нравственные беседы с подростками

Конспект беседы с учащимися «Нравственное и безнравственное поведение».

Вопрос нравственного поведения среди подростков является проблемным полем в современном обществе, поэтому нравственному воспитанию детей должно уделяться особое внимание не только в семье, но и в школе. Одной из форм формирования нравственности первоначально могут служить этические беседы педагога и психолога с учащимися. Проводиться они должны в комфортной, доброжелательной атмосфере, не нося принудительный характер. Одним из вариантов такой беседы может быть представленная ниже ознакомительная лекция – беседа.
Цель: способствовать формированию нравственной культуры учащихся.
Задачи:
1. Познакомить и обобщить понятия нравственности, безнравственности, правонарушения;
2. Создать условия для осмысления пятиклассниками качеств нравственной и безнравственной личности;
3. Способствовать самопознанию учащихся в вопросе нравственной культуры.

Психолог. Наш разговор сегодня я хочу начать со слов Роберта Рождественского: «Свой путь мы выбираем сами”. Рождественский пишет: «У каждого человека есть свобода выбора. И выбор этот должен быть разумен. Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Равный по своей серьезности, неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить? Да или нет? Куда пойти учиться? Как жить? Что делать?” Да, так оно и есть. Мы каждый день и каждую минуту делаем выбор, каким быть: честным или лживым, смелым или трусливым, ленивым или трудолюбивым? И что мы выберем, то и пожнем.
Ребята, как вы понимаете: «поступать нравственно”, «поступать безнравственно”. Какое поведение вы считаете нравственным, а какое безнравственным? Ответы учащихся. Безнравственный — нарушающий принципы нравственности, морали; противоречащий правилам морали.
Психолог. Особое место в нравственности занимают так называемые общечеловеческие принципы, такие как: «Почитай отца и мать», «Не убий», «Не укради», «Не лжесвидетельствуй». Среди общечеловеческих принципов выделяется своей значимостью «золотое правило морали», которое гласит: «Относись к другому человеку так, как если бы ты хотел, чтобы он относился к тебе».
Нравственность есть гармоничное сочетание в людях таких качеств, как честность, любовь, откровенность, искренность, доброта и доброжелательность, бескорыстие, милосердие, трудолюбие, любовь к природе и детям, уважение к женщине и старости.
Исходя из этого, какие мы можем назвать общие моральные нормы? Ответы учащихся: честность, правдивость, обязательность, искренность, верность, преданность, надежность, благожелательность, доброжелательность, непричинение зла другим людям, непричинение ущерба частной или общественной собственности, благодетельность, совестливость, порядочность, благодарность, ответственность, справедливость, терпимость, сотрудничество.
А что может быть противоположностью нравственности? Ответы учащихся: лживость, ненависть, замкнутость, ханжество, жадность, злопыхательство, корыстолюбие, жестокосердие, прагматическое отношение к природе и ее ресурсам, безразличие к детям, пренебрежение к женщине и старости, эгоцентризм, как превознесения интересов своего «Я» над общественными и пр.
Психолог. Хорошо, мы разобрались с понятиями нравственности и безнравственности. Далее я хотела бы несколько слов сказать о нарушении моральных или нравственных норм. Часто мы не задумываемся, что какие-то наши поступки могут причинить вред другому человеку – будь то шутка, розыгрыш, или просто желание выглядеть лучше или выгородить себя – тем не менее, это может повлечь за собой непоправимые последствия. К сожалению, некоторые члены общества нарушают моральные нормы и совершают аморальные поступки. Примеры детей. Совершив однажды аморальный поступок (проступок), не осознав его, не исправившись, человек может совершить и более серьезное деяние – правонарушение. Что это? Правонарушение – антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законодательством и влекущее наказание. Человек иногда и не знает, не задумывается, что совершает правонарушение, но всем известно, что незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение. Например, чтобы избежать контрольной работы, мальчик решил пошутить — позвонил в школу и сказал, что в школе заложена бомба. Конечно же, в полиции тотчас же отреагировали на сообщение о теракте, и в школу прибыла следственно-оперативная группа с кинологом и служебно – розыскной собакой. Примчались пожарные, скорая помощь и группа МЧС. И, наверное, видя все это, мальчик и сам уже жалеет о своем глупом поступке. Ах, если бы можно было все вернуть назад. Но, нет, преступление совершено и за него придется отвечать.
Что это? Шутка или правонарушение? Это правонарушение, статья Уголовного кодекса. Этому мальчику придется отвечать по закону.
Психолог. А вы считаете себя нравственными людьми? Сейчас мы определим, какой уровень нравственной культуры у каждого из вас.
АНКЕТА-ТЕСТ «НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»
1. Вы переживаете как свою боль, горе, слезы любого человека, независимо от того, знаете его или нет?
2. Вы радуетесь успеху, удаче другого человека как своей собственной?
3. Вас не просят о помощи, но видя, что в ней нуждаются, вы оказываете ее, не ожидая ни похвал, ни благодарности?
4. Вы переживаете неудачи, неприятности других как свои собственные?
5. Если вас просят помочь, вы с готовностью приходите на помощь?
6. Вы охотно, с большим удовольствием оказываете услугу, помощь, поддержку нуждающимся?
7. Вы замечаете горе, боль другого человека и предлагаете помощь с тем, чтобы прослыть добрым человеком?
8. Обычно вы не замечаете тяжелого состояния окружающих, и если просят о помощи, вы не отказываете?
9. Вы замечаете плохое самочувствие или настроение другого человека, но оно вас не тревожит?
10. Вас просят о помощи, но вы отказываете, ссылаясь на нехватку времени, перегруженность, отсутствие средств помощи?
11. Приходилось ли вам говорить: «Так ему и надо. Он свое заслужил»?
Результаты. Ответы-утверждения с 1 по 5 свидетельствуют о высоком уровне нравственной культуры; с 6 по 8 — об адаптивном уровне; с 8 по 11 — о низком уровне нравственной культуры.
Обсуждение результатов.
Психолог. Что же делать нам, чтобы не совершать серьезных проступков или даже правонарушений?
Я бы предложила следовать кодексу нравственного закона, который состоит всего из 4 пунктов
1. Любовь – (доброта, благожелательность, милосердие, сострадательность и т.п.).
2. Терпимость – (прощение, великодушие, сдержанность, уступчивость, снисходительность и т.п.)
3. Скромность
4. Совесть – (самокритичность, честность, добросовестность, способность к раскаянию и т.п.).
А самое главное, прежде чем что-то сделать по отношению к другому человеку – поставьте себя на его место и подумайте, как он будет себя чувствовать, каково ему будет. И еще раз я бы хотела повторить золотое правило морали «Относись к другому человеку так, как если бы ты хотел, чтобы он относился к тебе».

Беседа на тему «Пойми, как ты взрослеешь»

Цель: профилактика отклоняющего поведения

раскрыть сущность процесса взросления;

показать значимость правильного выбора развития жизненного пути в подростковом возрасте.

способствовать развитию позитивного представления о себе.

Мотивация и целеполагание

Добрый день, девочки и мальчики! Сегодня я хочу построить с вами общение под таким заголовком «Пойми, как ты взрослеешь».

Читать еще:  Колики у новорожденного: что делать. Что делать при коликах и газиках у новорожденного, как ему помочь: симптомы и лечение в домашних условиях

Считаете ли для себя эту тему востребованной и актуальной?

Оформите свои пожелания. Что в данной теме для вас представляет особый интерес.

Сбор пожеланий (под запись)

Информационная часть беседы

Подростковый возраст благоприятен для развития личности, изменений к лучшему; молодой человек как бы начинает жизнь с «чистого листа» и имеет прекрасный шанс избавиться от своих детских проблем. С другой стороны, одновременно повышается и риск возникновения новых сложностей и отклонений в развитии. Как бы то ни было, это возраст повышенной пластичности, готовности изменяться, развиваться и накапливать новый жизненный опыт. А уж как именно будут использованы эти возможности, обратите ли вы их себе во благо, зависит, прежде всего, от вас.

Одним из центральных моментов психологического развития в подростковом возрасте оказывается формирование так называемого «чувства взрослости» . Молодой человек остро ощущает, что он уже не ребенок, и требует от окружающих признания этого. Например, стремится получить равные с взрослыми права, обрести независимость.

Чувство взрослости проявляется по-разному:

Подражание внешним признакам взрослости . Оно проявляется в стремлении вести себя как взрослый: самостоятельно зарабатывать, не отчитываться все время перед взрослыми о месте своего нахождения и т.п. Но зачастую это подражание принимает довольно глупые формы.

Личностная зрелость . Главный признак ее достижения – это желание и готовность человека нести ответственность за свои поступки и решения. Помимо ответственности. Личностная зрелость подразумевает активность и инициативность, способность контролировать свои эмоции, порядочность, готовность смотреть на окружающую действительность не только со своей позиции, но и с точки зрения других людей.

Подражание качествам «настоящего мужчины», настоящей женщины». У мальчиков, например, в связи с этим очень ценится сила, ловкость, выносливость, воля, верность своему слову, уверенность в себе, независимость, активность.

Интеллектуальная зрелость . При переходе к взрослости качественно меняются мыслительные возможности, человек становится способен оперировать абстрактными понятиями. Естественно, это происходит тога, когда молодой человек продолжает развивать свой ум, а не «застревает» на уровне детских суждений. Условие, необходимое для такого развития – включение человека в деятельность, требующую от него проявления интеллекта.

Первые проявления чувства взрослости часто выглядят довольно странным образом: подросток начинает вести себя откровенно вызывающе, будто бы предъявляя «свою волю» окружающим. Чаще всего противоречия между подростками и взрослыми проявляются в таких мелочах как: во сколько приходить домой, как распоряжаться своим свободным временем.

Общее психологическое развитие подростка происходит по средствам физического развития, развития познавательной эмоциональной сфер, а также развития морали.

На фоне взросления подростку открывается свой внутренний мир. При переходе к взрослости внутренний мир с его мыслями и переживаниями становится почти осязаемым. Вдруг начинаешь осознавать, что свой жизненный опыт набираешь ты сам, и это важнейшая часть того, чем ты обладаешь. В результате активно развивается самосознание, то есть «чувство Я»

Своевременное формирование «чувства Я» — важное условие дальнейшего благополучного развития. Ведь если у молодого человека не взросло ядро личности, нет ясных представлений о самом себе и своем месте в мире, то в дальнейшей жизни ему придется нелегко. Вместо того, чтобы ставить перед собой реалистичные цели и добиваться успехов, такой человек оказывается, в лучшем случае, «вечным мечтателем», не приспособленным к реальной жизни и беспомощным в «земных» делах.

Что делать, чтобы саморазвитие протекало благополучно?

Не «замыкаться» на какой-то социальной роли, а пробовать себя в разных. Ведь тот, кто ставит знак равенства между собой и какой-то единственной жизненной позицией (рассуждая, например, так: «Я — сноубордист или Я – IT ник, и в этом моя сущность!») чаще всего останавливаются в своем развитии)

Относиться к своей жизни как к уникальному и ответственному эксперименту, главная цель которого – получать и осмысливать опыт.

Не просто участвовать в тех событиях, которые происходят в твоей жизни, но и задумываться над их смыслом.

Всегда, когда возможно, соотносить происходящие в жизни события с результатами собственных усилий, а не каких-то случайных, независящих от тебя обстоятельств. Иными словами, брать на себя ответственность за то, что происходит в жизни.

Мысленно «перебрасывать мостик» между настоящим и будущим. Мечтая о чем-то далеком и строя честолюбивые планы, всегда ставь перед собой вопрос: а что можно сделать уже сейчас, чтобы желаемое воплотилось в реальность?

Представления о себе носят двойственный характер. С одной стороны, у человека есть знания о ом, каков в реальности, какими качествами обладает (Я-реальное). Но с другой стороны, есть и некий идеал – представление о том, каким следует быть (Я-идеальное).

Я-реальное и Я-идеаьное обычно совпадают далеко не полностью. Большинство людей, особенно из числа умных, не вполне удовлетворены собой и желают быть лучше, чем они есть. И это вполне нормальное состояние, без которого невозможно саморазвитие.

Когда возникает сильное противоречие между тем, как человек себя воспринимает, и тем, каким ему хотелось бы быть, это сопровождается переживанием тревоги, дискомфорта и даже отвращения к самому себе. Как следствие, возникает желание снизить это противоречие, привести реальное в соответствие с желаемым. Какими путями может быть достигнут такой результат?

Через деятельность , будь то учеба, труд, спорт или какая-то иная форма самосовершенствования. Это дает возможность «подтянуть» свои реальные возможности до желаемых. Но как только желания становятся реальностью, нужно ставить перед собой новые, более высокие цели. Жалок тот человек (особенно молодой), который уверен, что достиг всего, о чем мечтал, и больше ему не к чему стремиться. Он прекращает развиваться, начиная вместо этого деградировать.

Через изменение Я-идеального , т.е. снижение уровня той «планки», которую подросток поставил перед собой. Бывает, что идеал выбран столь высокий, что он в принципе недостижим. Тогда такое изменение пойдет во благо: чем тратить силы на стремление к тому, что все равно достигнуто не будет, продуктивнее поставить перед собой более реалистичные цели. Но очень часто случается и так, что в результате «снижения идеалов2 человек просто перестает стремиться к самосовершенствованию – дескать, и так прожить можно …

Через изменение Я-реального , т.е. представлений о том, каков ты есть. Этот путь самый легкий, но … иллюзорный.

Представления о себе могут носить как позитивную, так и негативную окраску. Если человек, воспринимает себя позитивно, то он обладает высокой самооценкой, если же – негативно, то его самооценка находится на низком уровне. Тот, кто обладает высокой самооценкой, имеет больше шансов достигнуть успеха, ибо представления о самом себе во многом предопределяют и его реальные достижения.

Практическая работа. Тест на самооценку

Инструкция 1: Из предложенного списка качеств, выбери 10 качеств, которые тебе нравятся и запиши их в левую колонку. Потом выбери другие 10 качеств, которые тебе не нравятся и запиши их в правую колонку.

Читать еще:  Свадьба 32 года какая свадьба поздравления. Все свадебные годовщины. Как называется свадьба и что подарить? лет свадьбы - Гранатовая свадьба

Инструкция 2: Отметьте галочками качества и в левой и в правой колонке, которыми вы обладаете.

Инструкция 3: Из количества отмеченных в левой части таблицы качеств вычтите количество качеств, отмеченных в правой части. Полученная разность – это показатель самооценки.

Список качеств в приложении

А теперь вернемся к вашим запросам и ожиданиям. Оцените степень достижения ваших запросов и ожиданий.

Рецепты домашней выпечки с фото — пошаговые мастер-классы

Кулинарный портал о выпечке

Переходный возраст. Беседы со старшеклассниками — Евгений Авдеенко. Беседы по нравственному воспитанию Беседа с девушками о нравственном воспитании

Цель : нравственное воспитание подростков .

Познакомить воспитанников с понятием «нравственность » и четырьмя основными правилами нравственного воспитания ;

Формировать потребности и мотивы нравственного поведения подростков ;

Развивать умение детей дискутировать и высказывать свою точку зрения;

воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.

1. Определение понятия «нравственность » и её роли в жизни современного человека.

Обычно в семье и в школе на первое место ставится изучение основ наук , а наука о том, как стать человеком, то есть как быть благородным и добродетельным, благоверным и добропорядочным, благоразумным и добросовестным, благовоспитанным и добросердечным , — всё это считается приходящим как бы само собой, без специального обучения и воспитания . Поэтому до сих пор нет ни специальной науки, ни учебного плана по изучению и усвоению нравственных категорий и норм поведения. Изучением и усвоением нравственных категорий и норм поведения мы с вами и будем заниматься.

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному . Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось : «Нравственно прекрасным называют человека справедливого , мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями».

С годами понимание нравственности изменилось . У Ожегова С. И. мы видим : «Нравственность — это внутренние , духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения , определяемые этими качествами».

В. И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье , правила для воли , совести человека».

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль» (латинское mores-нравы ) — это нормы, принципы, правила поведения людей , а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности, чувства, суждения.

В этическом словаре под моралью, или нравственностью понимается специфическая форма общественного сознания, которая представляет собой совокупность принципов, требований, норм и правил , регулирующих поведение человека во всех без исключения сферах его общественной и личной жизни; его отношение к обществу, к той социальной группе, представителем которой он является, к себе как к члену данного общества, а также к выполнению возложенных на него социальных обязанностей.

В Советской детской энциклопедии под нравственностью подразумевается совокупность исторически изменяющихся принципов, правил и норм , регулирующих поведение людей.

В отношении между людьми всегда высоко ценились нравственные чувства , такие моральные качества как доброта, милосердие, терпимость, порядочность, вежливость, умение правильно вести себя в обществе, семье, быту, в коллективе. Это и многое другое входит в содержание нравственной культуры . Она не передается по наследству, не возникает сама по себе, а требует специального нравственного воспитания .

Нравственное воспитание способствует превращению социально необходимых требований общества во внутренние стимулы личности каждого человека, такие как долг, честь, совесть, достоинство. Нравственность играет роль «компаса» поведения, позволяющего ориентироваться в жизни. Через систему ориентаций, норм, оценок, идеалов она регулирует поведение людей.

Аристотель писал, что человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким. Как вы думаете, почему?

Как вы считаете, ребята, использование законов и правил нравственного поведения нужны человеку меньше, чем знание физики или истории?

2. Выделение и обсуждение основных понятий , связанных с темой занятия :

Честь, достоинство, патриотизм;

3. Обсуждение с детьми четырёх основных правил нравственного воспитания .

Правило первое . Не делай другому того, чего не желаешь себе. Это правило создаёт условия для творения благородных, благоразумных, благочестивых, благовоспитанных или добродетельных , добропорядочных, добросовестных, доброжелательных, добросердечных поступков.

Правило второе . Творите для других добро, если для этого у вас есть возможности. Это правило учит быть человечным, не оставлять другого в беде, а сочувствовать и помогать каждому, кто нуждается в твоей помощи. В соответствии с этим правилом человек учится сопереживать, ставить себя на месть другого, чужое горе переживать как своё собственное. Такой великодушный поступок гарантирует такое же отношение, когда сам будешь нуждаться в сочувствии и благотворительности.

Правило третье . Будьте патриотами своей нации и своей страны, защищайте Отечество. Данное нравственное правило поможет вам любить свою Родину, свой народ; оно направлено на внедрение в сознание чувства гордости за принадлежность именно к этой стране, независимо от её экономического или другого положения. Нам должны быть присущи чувства чести и достоинства. Следует обратить внимание детей на то, что через соблюдение этого правила , они вырастут патриотами, готовыми защищать своё Отечество при любых условиях.

Правило четвёртое . Будьте законопослушными, не допускайте нарушения правопорядка . Не соблюдая этого правила , человек неминуемо однажды станет перед законом и разрушит свою судьбу.

4. Разыгрывание ситуаций, похожих на те, что происходили с детьми в школе, дома.

1) А. дразнит Д., зная, что ему это очень не нравится . Д. срывается и начинает кричать в ответ. Мимо проходит С. Видя кричащего Д., он его толкает, требуя замолчать. Ребята, вы узнаёте себя в этой ситуации? Попробуйте достойно из неё выйти. Кто и когда здесь поступил неправильно ? Какое правило можно использовать для разрешения этой ситуации?

2) В школе вы с одноклассником нашли деньги. Никто этого не видел. Ваши действия. Почему вы поступите именно так?

3) Всем ребятам предстоит служба в армии. Скажите, все ли вы хотите служить и защищать своё Отечество? Кто не хочет идти в армию? Попробуйте отстоять свою точку зрения : служить или не служить.

(Количество ситуаций может быть различным) . Далее подростки делятся на пары и предлагают ситуации друг для друга.

5. Рефлексия. Предлагаю воспитанникам записать четыре основных правила нравственного воспитания и высказывают свою точку зрения по вопросу : что понравилось и что не понравилось на этом занятии , что нового и полезного они узнали для себя.

6. Подведение итогов занятия.

Публикации по теме:

Беседа «Правила безопасности на воде» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию правила безопасности на воде, которые должны знать дети и взрослые. 1.

Цель: — познакомить детей с движением транспорта и пешеходов; — формировать знания правил передвижения по улице по светофору, — развивать.

Беседа «Правила поведения и социальные нормы общества» Цель беседы: сформировать понятие о социальных нормах и правилах поведения в обществе. Задачи: — раскрыть содержание понятия социальных.

Читать еще:  Я беременна что делать: стоп, паника! Можно ли определить беременность на раннем сроке без теста и как понять, беременна или нет

Беседа «Правила пожарной безопасности во время новогодних праздников» Беседа «Правила пожарной безопасности во время новогодних праздников.» Цели: -ознакомить с основными правилами пожарной безопасности. -познакомить.

Конспект беседы с учащимися «Нравственное и безнравственное поведение».

Вопрос нравственного поведения среди подростков является проблемным полем в современном обществе, поэтому нравственному воспитанию детей должно уделяться особое внимание не только в семье, но и в школе. Одной из форм формирования нравственности первоначально могут служить этические беседы педагога и психолога с учащимися. Проводиться они должны в комфортной, доброжелательной атмосфере, не нося принудительный характер. Одним из вариантов такой беседы может быть представленная ниже ознакомительная лекция – беседа.
Цель: способствовать формированию нравственной культуры учащихся.
Задачи:
1. Познакомить и обобщить понятия нравственности, безнравственности, правонарушения;
2. Создать условия для осмысления пятиклассниками качеств нравственной и безнравственной личности;
3. Способствовать самопознанию учащихся в вопросе нравственной культуры.

Психолог. Наш разговор сегодня я хочу начать со слов Роберта Рождественского: «Свой путь мы выбираем сами”. Рождественский пишет: «У каждого человека есть свобода выбора. И выбор этот должен быть разумен. Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Равный по своей серьезности, неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить? Да или нет? Куда пойти учиться? Как жить? Что делать?” Да, так оно и есть. Мы каждый день и каждую минуту делаем выбор, каким быть: честным или лживым, смелым или трусливым, ленивым или трудолюбивым? И что мы выберем, то и пожнем.
Ребята, как вы понимаете: «поступать нравственно”, «поступать безнравственно”. Какое поведение вы считаете нравственным, а какое безнравственным? Ответы учащихся. Безнравственный — нарушающий принципы нравственности, морали; противоречащий правилам морали.
Психолог. Особое место в нравственности занимают так называемые общечеловеческие принципы, такие как: «Почитай отца и мать», «Не убий», «Не укради», «Не лжесвидетельствуй». Среди общечеловеческих принципов выделяется своей значимостью «золотое правило морали», которое гласит: «Относись к другому человеку так, как если бы ты хотел, чтобы он относился к тебе».
Нравственность есть гармоничное сочетание в людях таких качеств, как честность, любовь, откровенность, искренность, доброта и доброжелательность, бескорыстие, милосердие, трудолюбие, любовь к природе и детям, уважение к женщине и старости.
Исходя из этого, какие мы можем назвать общие моральные нормы? Ответы учащихся: честность, правдивость, обязательность, искренность, верность, преданность, надежность, благожелательность, доброжелательность, непричинение зла другим людям, непричинение ущерба частной или общественной собственности, благодетельность, совестливость, порядочность, благодарность, ответственность, справедливость, терпимость, сотрудничество.
А что может быть противоположностью нравственности? Ответы учащихся: лживость, ненависть, замкнутость, ханжество, жадность, злопыхательство, корыстолюбие, жестокосердие, прагматическое отношение к природе и ее ресурсам, безразличие к детям, пренебрежение к женщине и старости, эгоцентризм, как превознесения интересов своего «Я» над общественными и пр.
Психолог. Хорошо, мы разобрались с понятиями нравственности и безнравственности. Далее я хотела бы несколько слов сказать о нарушении моральных или нравственных норм. Часто мы не задумываемся, что какие-то наши поступки могут причинить вред другому человеку – будь то шутка, розыгрыш, или просто желание выглядеть лучше или выгородить себя – тем не менее, это может повлечь за собой непоправимые последствия. К сожалению, некоторые члены общества нарушают моральные нормы и совершают аморальные поступки. Примеры детей. Совершив однажды аморальный поступок (проступок), не осознав его, не исправившись, человек может совершить и более серьезное деяние – правонарушение. Что это? Правонарушение – антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законодательством и влекущее наказание. Человек иногда и не знает, не задумывается, что совершает правонарушение, но всем известно, что незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение. Например, чтобы избежать контрольной работы, мальчик решил пошутить — позвонил в школу и сказал, что в школе заложена бомба. Конечно же, в полиции тотчас же отреагировали на сообщение о теракте, и в школу прибыла следственно-оперативная группа с кинологом и служебно – розыскной собакой. Примчались пожарные, скорая помощь и группа МЧС. И, наверное, видя все это, мальчик и сам уже жалеет о своем глупом поступке. Ах, если бы можно было все вернуть назад. Но, нет, преступление совершено и за него придется отвечать.
Что это? Шутка или правонарушение? Это правонарушение, статья Уголовного кодекса. Этому мальчику придется отвечать по закону.
Психолог. А вы считаете себя нравственными людьми? Сейчас мы определим, какой уровень нравственной культуры у каждого из вас.
АНКЕТА-ТЕСТ «НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»
1. Вы переживаете как свою боль, горе, слезы любого человека, независимо от того, знаете его или нет?
2. Вы радуетесь успеху, удаче другого человека как своей собственной?
3. Вас не просят о помощи, но видя, что в ней нуждаются, вы оказываете ее, не ожидая ни похвал, ни благодарности?
4. Вы переживаете неудачи, неприятности других как свои собственные?
5. Если вас просят помочь, вы с готовностью приходите на помощь?
6. Вы охотно, с большим удовольствием оказываете услугу, помощь, поддержку нуждающимся?
7. Вы замечаете горе, боль другого человека и предлагаете помощь с тем, чтобы прослыть добрым человеком?
8. Обычно вы не замечаете тяжелого состояния окружающих, и если просят о помощи, вы не отказываете?
9. Вы замечаете плохое самочувствие или настроение другого человека, но оно вас не тревожит?
10. Вас просят о помощи, но вы отказываете, ссылаясь на нехватку времени, перегруженность, отсутствие средств помощи?
11. Приходилось ли вам говорить: «Так ему и надо. Он свое заслужил»?
Результаты. Ответы-утверждения с 1 по 5 свидетельствуют о высоком уровне нравственной культуры; с 6 по 8 — об адаптивном уровне; с 8 по 11 — о низком уровне нравственной культуры.
Обсуждение результатов.
Психолог. Что же делать нам, чтобы не совершать серьезных проступков или даже правонарушений?
Я бы предложила следовать кодексу нравственного закона, который состоит всего из 4 пунктов
1. Любовь – (доброта, благожелательность, милосердие, сострадательность и т.п.).
2. Терпимость – (прощение, великодушие, сдержанность, уступчивость, снисходительность и т.п.)
3. Скромность
4. Совесть – (самокритичность, честность, добросовестность, способность к раскаянию и т.п.).
А самое главное, прежде чем что-то сделать по отношению к другому человеку – поставьте себя на его место и подумайте, как он будет себя чувствовать, каково ему будет. И еще раз я бы хотела повторить золотое правило морали «Относись к другому человеку так, как если бы ты хотел, чтобы он относился к тебе».

«Разговор о нравственности»

Цель : расширить представление о нравственном воспитании в семье.

Формировать уважительное восприятие своего дома, семьи.

Способствовать формированию нравственных качеств личности.

Воспитывать стремление заботится об окружающих.

Форма проведения: обратная связь;

Направление: «Духовное воспитание в семье»;

Источники:

http://wptmp.ru/money-and-success/besedy-o-nravstvennom-vospitanii-podrostka-nravstvennye-besedy-s.html
http://magicprivorot.ru/kolpit/perehodnyi-vozrast-besedy-so-starsheklassnikami-evgenii.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector