1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

«Я ненавижу человечество…» К. Бальмонт. Константин Дмитриевич Бальмонт. «Я ненавижу человечество… Я ненавижу от него бегу спеша

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Авиация (132)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (10)
  • Бабочки (18)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (20)
  • Вокруг Солнечной системы (74)
  • Вопрос-Ответ (1985)
  • Габсбурги (15)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (105)
  • Дальние страны (905)
  • ДИНАСТИИ (32)
  • Дорога — это жизнь (39)
  • Животные (479)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (775)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (254)
  • Земля (135)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (547)
  • Истории любви (151)
  • ИСТОРИЯ (1748)
  • История одного стихотворения (2034)
  • История одной картины (1029)
  • Книги для детей (252)
  • Краса ветвей зависит от корней (29)
  • КУЛЬТУРА (212)
  • Легенды и мифы (139)
  • ЛИТЕРАТУРА (203)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (159)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (145)
  • ЛЮДИ (410)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (25)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (24)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (43)
  • Москва (71)
  • Музеи (119)
  • Наполеон Бонапарт (58)
  • Насекомые (86)
  • НАУКА (425)
  • Облака (13)
  • Оружие (23)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (232)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (181)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (78)
  • Поэзия (729)
  • Праздники (37)
  • Притчи (34)
  • Проза (446)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (195)
  • Психология (79)
  • Птицы (181)
  • Растения (85)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (99)
  • Россия (999)
  • Сады и парки (34)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (107)
  • Символы (136)
  • Скульпторы (34)
  • СЛОВАРЬ (35)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1329)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (326)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (193)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • Фотографии (427)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (185)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (725)
  • ЦВЕТЫ (40)
  • ЧАЙ (21)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (42)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (688)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (287)
  • ЭПОХА СССР (219)
  • ЮСУПОВЫ (21)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Константин Дмитриевич Бальмонт. «Я ненавижу человечество…»

Константин Дмитриевич Бальмонт

Я ненавижу человечество,
Я от него бегу спеша.
Мое единое отечество —
Моя пустынная душа.
С людьми скучаю до чрезмерности,
Одно и то же вижу в них,
Желаю случая, неверности,
Влюблен в движение и в стих.
О, как люблю, люблю случайности,
Внезапно взятый поцелуй,
И весь восторг — до сладкой крайности,
И стих, в котором пенье струй.

Константин Бальмонт

В сборнике «Только любовь», который увидел свет в 1903 году, есть раздел, названный «Проклятия». Эпиграфом этому циклу служит фраза из поэмы Перси Биши Шелли «Освобожденный Прометей»: «Любовь, которая превращается в ненависть». Эта цитата как нельзя лучше передает настроение стихотворений раздела. Кульминацией их является «Я ненавижу человечество…», произведение, в котором автор словами лирического героя сознается в мизантропии.

Это гневное признание – не первое стихотворение, где в уста героя автор вкладывает крамольные речи. В самом деле, может ли поэт ненавидеть людей? Тех, кто жадно ждет его строк и ищет встречи, как было с многочисленными поклонниками творчества Константина Дмитриевича. Однако иногда даже они вызывают у поэта отвращение.

Читать еще:  Первый прикорм ребенка. Как правильно вводить прикорм ребенку? Со скольки месяцев можно кормить кашей ребенка при грудном вскармливании

Известно, что в начале XX века К. Д. Бальмонт был вынужден отправиться в путешествие. По сути, это была ссылки из-за антиправительственных выступлений поэта, предпринятых им накануне. Так, в своем отечестве он был отвергнут. На чувство горечи и унижения наложилось и разочарование от черствости и глупости толпы, которую поэт встретил в эмиграции.

Мое единое отечество –
Моя пустынная душа.

Так теперь Константин Дмитриевич характеризует свои связи с родиной.

По всей видимости, именно поэтому героем этого цикла является Прометей. Однако образ бальмонтовского героя сильно отличается от персонажа древнегреческих мифов. У Бальмонта он – разочарованный своим творением создатель, отвернувшийся от него. Людское общество представляется герою предсказуемым, унылым:

С людьми скучаю до безмерности,
Одно и то же вижу в них.

Что же притягивает и радует героя, а заодно и автора стихотворения? Ответ простой – поэт влюблен в поэзию, и теперь не имеет значения, для кого она предназначена. Случайности, неожиданность, внезапное движение души – вот, что теперь важно.

Нужно сказать, что этот мотив самодовольного отречения от всего человеческого уже не впервые звучит в творчестве К. Д. Бальмонта. В таких произведениях из книги «Только любовь», как «Жар-птица», «Довольно», «Отчего мне так душно? Отчего мне так скучно?» и др., уже провозглашал свое отличие и превосходство над обычными людьми. Так почему же они входят в сборник с таким плохо сочетающимся с эгоистическими настроениями названием? Представляется, что, по мнению поэта, даже такие жестокие слова и мысли являются важным инструментом и способны пробудить в читателях добрые качества.

«Я ненавижу человечество…» К. Бальмонт. Константин Дмитриевич Бальмонт. «Я ненавижу человечество… Я ненавижу от него бегу спеша

  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 589 798
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 548 423

Эта книга возникла на берегу Балтийского моря, в Мерреклюле, в летние дни и ночи 1903 — го года.

Появляется вновь без изменений в тексте.

Да живут созвучья Янтарного моря.

Солнце, тебя я пою!

Пусть хоть несчастной

Сделай, но страстной,

Жаркой и властной

Бог и Создатель,

Страшный сжигающий Свет!

Дай мне — на пире

Звуком быть в лире,—

О, как, должно быть, было это Утро

Единственно в величии своем,

Когда в рубинах, в неге перламутра,

Зажглось ты первым творческим лучом.

Над Хаосом, где каждая возможность

Предчувствовала первый свой расцвет,

Во всем была живая полносложность,

Все было «Да», не возникало «Нет».

В ликующем и пьяном Океане

Тьмы тем очей глубоких ты зажгло,

И не было нигде для счастья грани,

Любились все, так жадно и светло.

Действительность была равна с мечтою,

И так же близь была светла, как даль.

Чтоб песни трепетали красотою,

Не надо было в них влагать печаль.

Все было многолико и едино,

Все нежило и чаровало взгляд,

Когда из перламутра и рубина

В то Утро ты соткало свой наряд.

Потом, вспоив столетья, миллионы

Горячих, огнецветных, страстных дней,

Ты жизнь вело чрез выси и уклоны,

Но в каждый взор вливало блеск огней.

Читать еще:  Варикоз на ногах при беременности - что делать? Особенности лечения. Меры профилактики варикоза во время беременности и способы лечения

И много раз лик Мира изменялся,

И много протекло могучих рек,

Но громко голос Солнца раздавался,

И песню крови слышал человек.

«О, дети Солнца, как они прекрасны!»—

Тот возглас перешел из уст в уста.

В те дни лобзанья вечно были страстны,

В лице красива каждая черта.

То в Мексике, где в таинствах жестоких

Цвели так страшно красные цветы,—

То в Индии, где в душах светлооких

Сложился блеск ума и красоты,—

То там, где Апис, весь согретый кровью,

Склонив чело, на нем являл звезду,

И, с ним любя бесстрашною любовью,

Лобзались люди в храмах, как в бреду,—

То между снов пластической Эллады,

Где Дионис царил и Аполлон,—

Везде ты лило блеск в людские взгляды,

И разум Мира в Солнце был влюблен.

Как не любить светило золотое,

Надежду запредельную Земли.

О, вечное, высокое, святое,

Созвучью нежных строк моих внемли!

Я все в тебе люблю Ты нам даешь цветы,

Гвоздики алые, и губы роз, и маки,

Из безразличья темноты

Выводишь Мир, томившийся во мраке,

К красивой цельности отдельной красоты,

И в слитном Хаосе являются черты,

Во мгле, что пред тобой, вдруг дрогнув, подается,

Встают они и мы, глядят — и я и ты,

Растет, поет, сверкает, и смеется,

Ликует празднично все то,

В чем луч горячей крови бьется,

Что ночью было как ничто.

Без Солнца были бы мы темными рабами,

Вне понимания, что есть лучистый день,

Но самоцветными камнями

Теперь мечты горят, нам зримы свет и тень.

Без Солнца облака — тяжелые, густые,

Недвижно-мрачные, как тягостный утес,

Но только ты взойдешь,— воздушно-золотые,

Они воздушней детских грез,

Нежней, чем мысли молодые.

Ты не взойдешь еще, а Мир уже поет,

Над соснами гудит звенящий ветер Мая,

И влагой синею поишь ты небосвод,

Всю мглу Безбрежности лучами обнимая.

И вот твой яркий диск на Небеса взошел,

Превыше вечных гор, горишь ты над богами,

И люди Солнце пьют, ты льешь вино струями,

Но страшно ты для глаз, привыкших видеть дол,

На Солнце лишь глядит орел,

Когда летит над облаками

Но, не глядя на лик, что ослепляет всех,

Мы чувствуем тебя в громах, в немой былинке,—

Когда, желанный нам, услышим звонкий смех,

Когда увидим луч, средь чащи, на тропинке.

Мы чувствуем тебя в реке полночных звезд,

И в глыбах темных туч, разорванных грозою,

Когда меж них горит, манящей полосою,

Воздушный семицветный мост.

Тебя мы чувствуем во всем, в чем блеск алмазный,

В чем свет коралловый, жемчужный иль иной

Без Солнца наша жизнь была б однообразной,

Теперь же мы живем мечтою вечноразной,

Но более всего ласкаешь ты — весной

Цветом, лучом, новизной,—

Слабые стебли для жизни прямой укрепляющее,—

С ним, неизвестным, с тобою, любовь, и со мной!

Ты теплое в радостно-грустном Апреле,

Горячее в летней поре,

Родящем зернистый и сочный прилив

В колосьях желтеющих нив,

Что в свете лучей утонули.

Читать еще:  Недоношенный ребенок: признаки, степени, причины, выхаживание, болезни. Сколько лежат в больнице недоношенные дети, с каким весом выписывают? Недоношенный ребенок: особенности состояния и этапы выхаживания

Ты жгучее в Африке, свет твой горит

Смертельно, в час полдня, вблизи Пирамид,

И в зыбях песчаных Сахары.

Ты страшное в нашей России лесной,

Когда, воспринявши палящий твой зной,

Рокочут лесные пожары

Ты в отблесках мертвых, в пределах тех стран,

Константин Бальмонт — Я ненавижу человечество: Стих

Я ненавижу человечество,
Я от него бегу спеша.
Мое единое отечество —
Моя пустынная душа.
С людьми скучаю до чрезмерности,
Одно и то же вижу в них,
Желаю случая, неверности,
Влюблен в движение и в стих.
О, как люблю, люблю случайности,
Внезапно взятый поцелуй,
И весь восторг — до сладкой крайности,
И стих, в котором пенье струй.

Анализ стихотворения «Я ненавижу человечество» Бальмонта

Произведение с вызывающим названием «Я ненавижу человечество» Константина Дмитриевича Бальмонта было включено поэтом в сборник «Только любовь».

Стихотворение написано в 1903 году. Его автору исполнилось 36 лет, он находится на пике популярности. Она особенно возросла после участия поэта в митингах политически активных студентов, недовольных тем, что из их среды выхватывают лидеров и отправляют на солдатскую службу. Ему запретили на несколько лет проживание в городах с университетами. Поэт выехал в Европу. Еще не истек срок запрета, как он вернулся в Москву, где и написал данное стихотворение. По жанру – манифест индивидуалиста, по размеру – ямб с перекрестной рифмовкой. Кроме одной, все рифмы открытые. Лирический герой – сам автор. Название декларативно, содержание является автохарактеристикой поэта в тот период. «Я» и «мое» — главные местоимения произведения. Интонация экзальтированная, однако поэт обошелся без восклицаний, вопросов и даже многоточий. Побег из мира людей в мир фантазии – основная тема стихотворения. В сущности, ненависть поэта выражена только скукой. Его тяготит размеренность, стабильность, предсказуемость. Между тем, нельзя не заметить, что герой – своеобразный сверхчеловек. Вообще, влияние идей Ф. Ницше на символизм несомненно. «Отечеством» для такого человека становится собственная душа. Парадоксально она «пустынна», но это лишь из-за наполняющих ее бездн и пропастей. «Влюблен в движение и стих»: действительно, в те годы поэт много путешествовал. Он также был известен как неутомимый прожигатель жизни, порою путавший день с ночью. Междометие «о» подчеркивает восторг поэта перед игрой случая. Впрочем, в это понятие он вкладывает довольно безобидные вещи: внезапно взятый поцелуй (почти по-пушкински и по форме, и по настроению), сладкие, а не роковые, крайности, и даже стих – не как, к примеру, бич, а «пенье струй». Стихи построены на противопоставлении «ненавижу и люблю». Для пущей эффектности автор начинает с отрицания. Сам контраст понятий – еще одна стрела в человечество с его нейтральной повседневной речью, осторожностью в оценках, недоверию к безоглядности мнений и чувств. В финале – лексические повторы: люблю. Эпитеты: до чрезмерности, сладкой, пустынная. Заключительная строка – признание в любви, по сути, к собственному творчеству. Он ведь был признанным мастером напевного, музыкального стиха.

Поэзия К. Бальмонта – одна из вершин в литературном символизме Серебряного века.

Источники:

http://www.liveinternet.ru/users/stewardess0202/post438982362/
http://www.litmir.me/br/?b=101801&p=10
http://rustih.ru/konstantin-balmont-ya-nenavizhu-chelovechestvo/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector