0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Занятие в старшей группе игры зимой. Конспект НОД в старшей группе ДОУ «Зимние забавы» (составление рассказа по картине). Конспект занятия в старшей группе

Конспект занятия для детей старшей группы. Составление рассказа по картине «Зимние забавы»

Разделы: Логопедия

Коррекционно-образовательные цели.

  • Закрепление представлений о зиме и ее предметах.
  • Уточнение, расширение и активизация словаря по теме “Зима и зимние забавы”. Активизация глагольного словаря, словаря прилагательных.
  • Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными, составление простых предложений, употребление простых предлогов).
  • Совершенствование навыков звукового анализа слов (выделение согласного на фоне слова).
  • Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного плавного выдоха, диалогической речи, зрительного внимания, мышления, общей моторики, координации речи с движением.

    Коррекционно-воспитательные цели. Формирование доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

    Оборудование. Наборное полотно, сюжетная картина “Зимние забавы”, сюжетные картинки-фрагменты, мяч, картинка с изображением вьюги, полоски-схемы слов (по количеству детей), цветные карандаши.

    1. Организационный момент (объявление темы занятия, создание эмоционально-положительного фона. Активизация словаря по теме “Зима”, совершенствование грамматического строя речи)

    Дети проходят в кабинет и встают рядом со своими стульчиками.

    Закрепление представлений о зиме и ее предметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме “Зима и зимние забавы”. Активизация глагольного словаря, словаря прилагательных. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными, составление простых предложений, употребление простых предлогов). Совершенствование навыков звукового анализа слов (выделение согласного на фоне слова).

    Сейчас сядет тот, кто подберет слова по теме “Зима”.

    Логопед произносит прилагательные, а дети подбирают к ним существительные.

    Снежный (что?). Морозный (что?)….Сильный (что?)….

    Снежная (что?)….Ледяная (что?)….

    Белый (что?)…. Холодная (что?)….

    Логопед: Молодцы, правильно подобрали слова.

    2. Рассматривание сюжетных картинок – фрагментов к сюжетной картине “Зимние забавы”, самостоятельное составление предложений по картинкам – фрагментам (расширение глагольного словаря, развитие диалогической речи)

    На наборном полотне выставлены картинки – фрагменты. Детям дается время для свободного рассматривания, а затем логопед задает вопросы

    — Кто изображен на картинках?

    — Что делают дети?

    — В какое время года можно играть в эти игры?

    3. Игра с мячом “Какой? Какая? Какое?” (активизация словаря прилагательных)

    Логопед предлагает детям встать и поиграть в мяч.

    Логопед: Сейчас я буду вам бросать мяч и задавать вопрос, а вы будете ловить его и давать ответ на этот вопрос.

    Снег какой? — белый, холодный, скрипучий.

    Ветер зимой какой — колючий, холодный сильный.

    Воздух зимой какой? — свежий, морозный, холодный.

    Горка какая? — Ледяная, скользкая, высокая.

    Лед какой? — блестящий, скользкий, гладкий.

    4. Упражнение “Вьюга”(развитие силы голоса, расширение и уточнение словаря по теме ”Зима”)

    Логопед предлагает детям подойти к наборному полотну и помещает на него картинку южного зимнего дня.

    Логопед: На этой картине изображена вьюга. Что такое вьюга и как можно назвать вьюгу по-другому (метель, буран, сильный ветер)?

    Сейчас мы поиграем в игру — Вьюга, вы будете петь звук “у” то тихо, то громко, в зависимости от того, буду я поднимать или опускать руку. Чем выше рука, тем громче вы должны петь, чем ниже — тише петь.

    5. Беседа по сюжетной картине “Зимние забавы” и ее фрагментам (развитие связной диалогической речи, зрительного внимания)

    Логопед помещает на наборное полотно картину “Зимние забавы” и ее фрагменты, предлагает детям сопоставить картину в целом и картинки-фрагменты, вместе придумывают название картины, составляют предложения.

    6. Упражнение “Снеговик” (координация речи с движением, развитие общих речевых навыков).

    Логопед приглашает пройти детей на ковер и выполнить упражнение.

    Составление рассказа по картине «Зима, зимние забавы»: конспект НОД по развитию речи в старшей группе

    Галеева Гульнара Раисовна

    Воспитатель, МАДОУ Детский сад № 5 «Пин и Гвин», Республика Башкортостан, г. Агидель

    Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

    Галеева Г.Р. Составление рассказа по картине «Зима, зимние забавы»: конспект НОД по развитию речи в старшей группе // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 13.02.2020).

    Цель: обучать детей составлять рассказ по сюжетной картине «Зимние забавы».

    • обучать детей составлять рассказ по картине «Зимние забавы», при описании событий указывать место и время действия;
    • обучать детей отвечать на вопросы по содержанию картины, грамматически правильно строить речь.
    • знать, что в рассказе есть три части (начало, середина и конец)
    • развивать монологическую форму речи; внимание, наблюдательность; умение слушать и оценивать ответы сверстников.
    • активизировать речь детей, обогащать словарный запас;
    • закреплять и расширять знания о зимних забавах.
    • воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам
    • воспитывать интерес к описанию и рассматриванию картины.
    Читать еще:  Новорожденный ребенок 1 неделя что должен уметь. Жизнь ребенка после родов и развитие по неделям для начинающих родителей. Подготовка к выписке

    Интеграция: физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.

    Методические приемы: беседа-диалог, составление рассказа, физкультминутки.

    Оборудование: картина «Зимние забавы», проектор, ноутбук, экран, доска, магниты, снежки из ватных дисков 20 шт. , раскраски по количеству детей.

    Формы и методы: наглядные – рассматривание картин «Зимние забавы»; словестные – отгадывание загадки о зиме, игра «Построй горку из зимних слов»; практические – составление сюжетного рассказа по картине «Зимние забавы».

    • Беседы о зиме.
    • Рассматривание иллюстраций о зиме, зимних развлечениях.
    • Чтение художественной литературы.
    • Наблюдения на прогулке за зимней природой, играми детей.

    Ход организованной образовательной деятельности

    1. Организационный момент. Процесс вовлечения в деятельность.

    Воспитатель: Доброе утро, ребята!

    Ребята, давайте возьмемся за руки и поприветствуем, друг друга и тех, кто у нас находится в гостях.

    В этот чудный зимний день

    Нам здороваться не лень

    Шлем привет мы всем вокруг.

    Я твой друг и ты мой друг!

    Шлем привет мы всем гостям.

    Очень, очень рады вам!

    Ребята, давайте отгадаем загадку и узнаем, о чем мы с вами будем разговаривать.

    Итак, послушайте загадку.

    Радость детям подарила

    И на санках прокатила. (Зима).

    Верно, зима (на экране картина с зимним пейзажем).

    Короткая беседа по вопросам:

    — Ребята о чем эта загадка? (о зиме)

    Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?

    Воспитатель: А почему вы так решили?

    Дети: Потому что сейчас январь, а это зимний месяц

    Воспитатель: Кто из вас любит зиму? Что делают дети зимой? В какие игры можно играть зимой на улице?

    Дети: Кататься на санках, лыжах, коньках, строить крепости, лепить снеговиков и т. д.

    Воспитатель: Правильно! Если в них играют зимой, значит они какие?

    Воспитатель: Молодцы! Мы сегодня будем говорить о зиме и о зимних забавах.

    2. Основная часть.

    Воспитатель: Да, ребята, зима – чудесное время года. Когда я была маленькой, я тоже любила кататься на санках и лыжах с горки. А горки мы делали из снега. А вы знаете, ведь горку можно построить, даже из слов.

    Хотите попробовать построить горку из слов?

    Воспитатель: Мы будем придумывать, называть слова и ставить свой комочек – слово и строить горку. Посмотрим, насколько высокая горка у вас получится. (Прикрепляю снежки из ваты на доску).

    • Снежная
    • Суровая
    • Морозная
    • Веселая
    • Красивая
    • Нарядная
    • Холодная
    • Вьюжная и т.д.
    • Пушистый
    • Белый
    • Легкий
    • Мягкий
    • Холодный
    • Колючий
    • Рассыпчатый
    • Липкий
    • Искристый
    • Хрустящий
    • Серебристый
    • Мокрый
    • Веселое
    • Радостное
    • Праздничное
    • Новогоднее
    • Грустное
    • Отличное
    • Хорошее
    • Прекрасное
    • Плохое

    — Какие вы молодцы, назвали много разных слов, высокая горка у нас получилась.

    3. Физкультурная пауза «Снежок» (дети встают в круг)

    Раз, два, три, четыре, пять

    Мы с тобой снежок слепили.

    Круглый, крепкий, очень гладкий

    И совсем – совсем не сладкий.

    4. (А давайте посмотрим, как проводят время зимой другие дети?)

    Рассматривание картины «Зимние забавы» на экране и беседа по ней.)

    Воспитатель: Многие поэты, писатели и художники в своих произведениях изображали зиму. И в нашей картинной галерее есть картина о зиме. (Воспитатель обращает внимание детей на картину «Зимние забавы»)

    Воспитатель: Вы знаете, а ведь в настоящей картинной галерее есть экскурсовод, который интересно рассказывает всем посетителям о картинах. А вы хотите попробовать стать экскурсоводом, составить и рассказать рассказ по этой картине? (Да)

    Беседа по картине:

    — Давайте рассмотрим эту картину. Кого вы видите на картине?

    — Куда вышли дети?

    — Дети вышли на прогулку.

    — Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?

    — На картине зима, потому что снег идет. Снег лежит на земле, на деревьях.

    — Какие деревья вы видите на картине?

    — Мы видим на картине березы.

    — Что делают дети на прогулке?

    — Дети лепят из снега снеговиков.

    — Какое настроение у детей? Почему вы так думаете?

    — Детям весело, у них радостные лица, они улыбаются.

    — Кого вы видите слева?

    — Мы видим девочку. Она катает снежный ком.

    — Кого вы видите справа?

    — Справа на картине мы видим девочек. Девочки слепили снеговика.

    — кого вы видите сзади девочек?

    — Снеговик большой и красивый. На голове у него ведро. Нос у снеговика сделан из моркови, глазки из пуговки, вместо рук веточка дерева. Замечательный получился снеговик.

    — Кто сидит рядом со снеговиком? Расскажите о нем.

    Читать еще:  Когда не хватает молока новорожденному. Ложные признаки нехватки молока. Как понять, что ребенку не хватает грудного молока

    — Рядом с ним сидит щенок. Он маленький и забавный. Щенок тоже радуется и виляет хвостиком. Ему тоже весело и как детям.

    — Ребята, а еще за деревьями, что мы видим? Мне кажется это детский сад. Вы согласны со мной?

    — За деревьями мы видим здание детского сада.

    — Какое настроение вызывает у вас эта картина?

    — Картина вызывает радостное настроение. Детям весело, у них радостные лица, они улыбаются.

    5. Физкультурная пауза «Прогулка»

    Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики на обеих руках.)

    Мы во двор пришли гулять. («Идем по столу пальчиками.)

    Бабу снежную лепили, («Лепим снежинок» ладонями.)

    Птичек крошками кормили, («Крошим хлеб» всеми пальчиками.)

    С горки мы потом катались, (Ведем правой ладонью по левой.)

    А ещё в снегу валялись, (Кладем ладони на стол то одной, то другой стороной)

    Все в снегу домой пришли, (Отряхиваем ладошки.)

    Съели суп, и спать легли. («Едим» воображаемой ложкой, а потом кладем ладони под щеку.)

    6. Коллективное составление плана рассказа с помощью педагога.

    Сегодня мы составим с вами рассказ по картине «Зимние забавы».

    — С чего вы начинаете рассказ?

    — Мы начнем рассказ с описания времени года.

    — Мы расскажем о том, что на картине нарисована зима, идет снег. Снег ложится на землю и на деревья.

    — О чем вы будете рассказывать дальше?

    — Потом мы расскажем о детях, о том, что они делают.

    — О ком вы еще расскажете?

    — Мы расскажем о щенке.

    — Чем вы закончите рассказ?

    — Мы закончим рассказ описанием настроения от картины.

    7. Составление рассказа по картине: сначала несколькими детьми по частям, потом 1-2 детей рассказывают полностью. Рассказы детей по картине.

    На картине нарисована зима. Идет снег. Снег ложится на землю и на деревья. За деревьями мы видим здание детского сада. Теплый, зимний день дети вышли на прогулку.

    Они лепят из снега снеговиков. Детям весело, у них радостные лица, они улыбаются. Слева мы видим девочку. Она катает снежный ком. Справа на картине мы видим девочек. Девочки слепили снеговика. Снеговик большой и красивый. На голове у него ведро. Нос у снеговика сделан из моркови, глазки из пуговки, вместо рук веточка дерева. Замечательный получился снеговик.

    Рядом со снеговиком сидит щенок. Он маленький и забавный. Щенок тоже радуется и виляет хвостиком. Ему тоже весело и как детям.

    Дети на картине веселые, у них румяные щеки. Им нравится гулять и лепить снеговиков.

    Картина вызывает радостное настроение и желание играть на улице.

    8. Подведение итога организованной образовательной деятельности, оценка работы детей.

    — О каком времени года мы говорили?

    — В какие игры можно играть зимой?

    — Чей рассказ вам понравился больше? Почему?

    — Что больше всего вам понравилось?

    — Вы сегодня постарались, составили интересные рассказы. Мне кажется, что эти рассказы будет интересно послушать дома вашим мамам и папам.

    Я хочу вам подарить картинки – раскраски «Зимние забавы», ведь у зимы лишь белая краска, а вы сможете их раскрасить своими цветными карандашами.

    Занятие в старшей группе по развитию речи «Зимние забавы»

    Курс повышения квалификации за 340 рублей!

    Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

    Тема: « Зимние забавы».

    Виды детской деятельности: «Познание», «Физическая культура».

    Совершенствовать навык детей составлять описательный рассказ по картине.Закреплять умение подробно и логически последовательно излагать содержание картины; самостоятельно придумывать события, предшествующие и последующие изображенным на картине.Упражнять в составлении предложений и включении их в связное высказывание.Развивать связную речь детей в составление рассказа, внимание, память.Воспитывать умение выслушивать до конца ответы товарищей, не выкрикивать.

    Материалы и оборудование: картина «Зимние забавы», мультик музыкальный зима, доска, магниты.
    Предварительная работа: беседы с детьми о зиме и зимних развлечениях, подбор определений, подбор синонимов к слову быстро – стремительно, лихо, во весь дух, стрелой, в один миг, тотчас и т.д.

    Воспитатель: Ребята, давайте отгадаем загадку и узнаем, о чем мы с вами будем разговаривать. Итак, послушайте загадку.

    Запорошила дорожки,
    Разукрасила окошки,
    Радость детям подарила.
    И на санках прокатила. (Зима).

    Короткая беседа по вопросам:

    Ребята о чем эта загадка? (О зиме).Какая у нас зима? (Суровая, белая, серебристая, пушистая, снежная, морозная, холодная).Что бывает зимой? (Падает снег, воет ветер, замерзают реки).

    Молодцы, ребята, вспомнили все её признаки.

    Читать еще:  Маленькое поздравление с днем победы в прозе. Красивые поздравления с днем победы в прозе. Поздравления с Днем Победы в прозе

    2.Упражнение «Назови действие» (с мячом). Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кому я передам мяч, договорит несказанное мной слово.

    Зимой метель… ( метёт ).

    Ночью ветер в трубах… ( воет, завывает ).

    Из снеговой тучи снежинки… ( падают, летят, кружатся ).

    В лесу зимой голодный волк… ( воет ).

    На зиму медведь в берлоге…… ( засыпает ).

    Мороз щёки и нос… ( щиплет ).

    Зимой вода в реке.… ( замерзает ).

    Иней на ветках деревьев… ( блестит ).

    Зимой снег всё вокруг… ( накрывает ).

    Деревья зимой… ( спят ).

    Под снегом травка зимой… ( греется ).

    Зимой насекомые… ( прячутся ).

    Молодцы! Хорошо знаете зимние явления. А знаете ли вы, без чего не бывает зимы? Продолжим играть.

    3.Игра «Третий лишний». Сейчас послушайте мои зимние слова, одно из трёх слов будет лишнее, вам надо назвать его, объяснив своё решение:

    1. Январь, февраль, зима.

    2. Снежки, санки, коньки.

    3. Метель, лыжи, мороз.

    4. Снежок, снеговик, снегирь.

    Правильно! Какие умники да умницы! Всё знаете о зиме, зимних явлениях. Ребята, как вы думаете, зимой хорошо или плохо?

    Предлагаемые ответы детей:

    Зимой хорошо, потому, что много снега и можно лепить снеговика, играть снежки.

    Зимой хорошо, можно кататься с горы на санках.

    Зимой приходит самый лучший праздник – Новый Год, и это очень хорошо.

    Зимой плохо, когда дует сильный мороз, мы не ходим гулять.

    Зимой бывает плохо птицам – им холодно и нечего есть.

    Зимой хорошо и весело, мы катаемся на лыжах и играем в хоккей.

    Воспитатель на каждый ответ рисует виток снежных комков «хорошо», «плохо».

    Посмотрите, ребята, на снежные комки и сделайте вывод: какой снежный ком больше? Зимой хорошего больше: ребята любят играть, веселиться, заниматься спортом.

    А вот какие игры они любят играть? Я вам загадаю загадки :

    Мои новые дружки и блестящи, и легки,
    И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки).

    Бегут вперед, задрав носы
    За ними вслед – две полосы. (Лыжи).

    Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.
    С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки).

    «Наконец пришла зима, (дети разводят руки в стороны)

    Стали белыми дома (складывают руки домиком на головой)

    Снег не улице идет, (двигают руками сверху вниз)

    Дворник улицу метет, (имитируют)

    Мы катаемся на санках, (приседают, руки вытягивают вперед)

    Пишем на катке круги, (руки закладывают за спину. Медленно кружатся)

    Ловко бегам на лыжах, (имитируют)

    И играем все снежки. (Лепят и бросают снежки)»

    Хорошо зимой – много игр, веселых забав. Чем можно зимой заниматься? (Кататься на санках, лыжах, коньках, строить крепости, лепить снеговиков и т. д.).

    Сейчас мы поиграем. Вы (указывает на половину группы) будете снежинки, а вы (вторая половина) – ветер. Игра повторяется два раза, подгруппы меняются ролями. Снежинки кружатся, бегают на носочках, ветерок отдыхает. Как только скажу «ветерок проснулся» ветерок – дует –ш-ш, снежинки – оседают.

    6.Дидактическая игра с мячом «Назови ласково» (Дети ловят мяч, дают ответы воспитателю с уменьшительно-ласкательным суффиксом)

    Воспитатель: Многие поэты, писатели и художники в своих произведениях изображали зиму. И в нашей картинной галерее есть картина о зиме. (Воспитатель обращает внимание детей на картину «Зимние забавы»).

    Воспитатель: В настоящей картинной галерее есть экскурсовод, который интересно рассказывает всем посетителям о картинах. А вы хотите попробовать стать экскурсоводом, составить и рассказать рассказ по этой картине?

    Общение по картине:

    Какое время года здесь изображено?

    Зачем пришли дети на горку, и что там происходило?

    Чем занимались дети? (Дети катаются на санках с горы, лепят снежную бабу, катаются на лыжах, играют снежки).

    Как ребята играют зимой? (Весело, радостно, дружно, интересно, задорно).

    В конце рассказа скажите, какое у ребят было настроение, почему вы так решили.

    – Вспомните слова, которые украсят ваш рассказ и сделают его интересным. Не забудьте, что детей при рассказывании можно называть по-разному (дети – детвора, ребята, мальчики и девочки, они).

    Рассказы детей по картине.

    7.Итог НОД : – Что мы сегодня делали? Вы сегодня постарались, составили разные интересные истории. Мне кажется, что эту историю будет интересно послушать дома вашим мамам и папам.

    На прощание я хочу вам подарить картинки – раскраски «Зимние забавы». У зимы лишь белая краска, а вы сможете их раскрасить своими цветными карандашами.

    Источники:

    http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/640657/
    http://kssovushka.ru/zhurnal/16/1680-sostavlenie-rasskaza-po-kartine-zima-zimnie-zabavy-konspekt-nod-po-razvitiyu-rechi-v-starshei-gruppe/
    http://infourok.ru/zanyatie-v-starshey-gruppe-po-razvitiyu-rechi-zimnie-zabavi-3402227.html

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector